THE SAFEGUARDING OF THE INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE THROUGH THE REGISTRATION OF TRADEMARKS
JOURNAL: « Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Juridical science », Volume 18 (70), 2020
Section CIVIL LAW; BUSINESS LAW, FAMILY LAW; INTERNATIONAL PRIVATE LAW CIVIL PROCESS; ARBITRATION PROCESS; LABOR LAW; SOCIAL SECURITY LAW
Publication text (PDF):Download
UDK: 342.7
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION
AUTHORS:
- Ivanova Zh. B., The Komi Republican Academy Of State Service And Administration
- Kruchek I. V., Crimean branch of Russian State University of Justice
TYPE: Article
DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1733-2020-6-2-128-133
PAGES: from 128 to 133
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS: intangible cultural heritage, national project «Culture», Russian civil identity, spiritual and moral values of the people, popularization of cultural heritage, registry, bylichki and byvalschiny, folklore, business, trademarks, intellectual product, judicial practice, harmonious development of society, veneration of ancestors, heritage of the people.
ABSTRACT (ENGLISH):
This article attempts to consider the preservation of the intangible cultural heritage as one of the most important conditions for the harmonious development of modern Russian society. The author analyzes the judicial practice and databases of registered trademarks, which allowed us to come to the conclusion about the active use in business of the names of characters of national folklore in the means of individualization of goods and services. This indicates the popularization of the intangible cultural heritage of the peoples of the Russian Federation, ensuring the viability of folklore characters in intellectual property, and is in harmony with the national project «Culture».
Нематериальное культурное наследие составляет важную часть всемирного культурного наследия. Переходя из поколения в поколение, оно связывает прошлое с настоящим и будущим, демонстрируя наиболее ценное достояние различных народов, групп и отдельных людей. Такое общение со следами прошлого укрепляет в людях чувство принадлежности к цепочке поколений, исходящей из глубины веков. Вместе с тем, нематериальное культурное наследие обладает уязвимой природой, подвергающей быстрому исчезновению самобытную культуру народов. В настоящее время проблема его сохранения стоит особенно остро.
Понимание того, что нематериальное культурное наследие является наиважнейшим компонентом в процессе формирования чувств самобытности и преемственности у народов, большинство стран мира, уважая свое культурное многообразие и творческую деятельность людей, активизировали усилия по его защите. Важным шагом стало приятие ЮНЕСКО Конвенции по охране нематериального культурного наследия [1].
В России данный документ до настоящего времени не ратифицирован, тем не менее в нашей стране приняты различные меры для обеспечения жизнеспособности нематериального культурного наследия, направленные на его идентификацию, документирование, исследование, сохранение, защиту, популяризацию, повышение роли, а также возрождение [2]. Так, в 2000 году наша страна присоединилась к инициативе ЮНЕСКО по реализации международного проекта «Провозглашение шедевров устного и нематериального наследия человечества». Дополнительно созданы различные государственные и региональные концепции и стратегии, которые помогают наметить ориентиры и выделить приоритеты государственной политики в области сохранения духовных культурных достижений. С 1 января 2019 года в РФ реализуется нацпроект «Культура», разработанный в рамках реализации президентского Указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [3]. При его разработке особое внимание было обращено на необходимость укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных ценностей народов. Кроме этого, активно ведется работа по составлению электронного Реестра объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации [4].
Современный Реестр содержит четыре главных категории объектов нематериального культурного наследия: мифологические представления и верования, этнографические комплексы; конфессиональные практики в народной культуре; народное исполнительство; традиционные технологии [5].
Одним из его составляющих являются былички и бывальщины в Воронежской области – народные устные рассказы, которые оформлены в особый жанр фольклорной прозы. Воронежские былички рассказывают о сверхъестественных свойствах людей, предсказывают будущее. Стоит отметить, что былички и бывальщины являются активно развивающимися жанрами фольклора несказочного характера. В них отражены мифологические представления, которые живут и по сей день в сознании людей разных поколений. Их ценность заключается в том, что былички и бывальщины Воронежского края передают характерные черты образа жизни воронежских крестьян. Былички знакомят с непреходящими жизненными ценностями, основами нравственных устоев русского человека: сохранения целостности семьи, охраной здоровья, заботой о порядке в доме, почитания предков, соблюдении вековых обычаев захоронения умершего, борьбой с разнообразной нечистой силой через «встречи» с мифологическими персонажами: домовыми, ведьмами, лешими, русалками и др. [6].
Необходимо подчеркнуть, что нематериальное культурное наследие активно использует фольклорные образы и персонажи – героев сказок, былин, преданий, которые выступают защитниками своего народа, рода-племени, родины, а также борцами со стихией, природными силами – змеями, чудовищами, демонами, нарушающими установленный порядок. Вместе с тем, зачастую персонажи фольклорного творчества становятся объектами судебных споров о признании недействительным предоставления правовой охраны товарным знакам, связанных с их именами.
Так, в одном из судебных споров [7] оспаривался словесный товарный знак «Василиса премудрая», зарегистрированный на имя Общества А. Возражая против предоставления правовой охраны этому товарному знаку, Общество Б указало, что при его регистрации в Роспатент не было представлено согласия лиц, создавших персонаж «Василиса премудрая» и использовавших его в произведениях искусства, регистрация этого товарного знака предоставляет правообладателю необоснованные конкурентные преимущества перед другими лицами.
В своем решении суд отметил, что Василиса Премудрая[8, с.254] является сказочным персонажем в фольклоре славян, обладающая сказочной красотой, мудростью и магией русских народных волшебных сказок.
Безусловно, в силу п.6 ст.1259 ГК РФ не являются объектами авторских прав произведения народного творчества (фольклор), которые не имеют конкретных авторов. Поэтому Василиса Премудрая представляет собой действующее лицо произведений народного творчества (фольклора), не имеющих конкретного автора и которые не являются объектами авторского права.
В то же время имя Василиса Премудрая использовалось в ряде художественных произведений, охраняемых авторским правом. Однако не любое действующее лицо литературного произведения является персонажем в смысле п.7 ст.1259 ГК РФ. К таковым относятся действующие лица произведения, которые обладают характеристиками, индивидуализирующими их достаточно четко. При этом необходимо учитывать, к примеру, определен ли внешний вид действующего лица произведения, его характер, а также такие отличительные черты, как движения, голос, мимика, речевые и другие особенности, в силу которых действующее лицо произведения является узнаваемым даже при его использовании в отрыве от всего произведения в целом. Поэтому, чтобы признать использованным персонаж (при доказанности охраноспособности действующего лица в качестве персонажа) конкретного произведения, следует представить доказательства его узнаваемости именно как действующего лица конкретного произведения.
Обратим внимание, что сегодня термин «фольклор» употребляется наряду с такими понятиями, как «устное наследие», «нематериальное культурное наследие». Одним из фольклорных достояний, сохранившихся с времен Древней Руси, пришла к нам сказка – притча «Золотое яичко». Она являлась частью богатого русского народного взрослого фольклора. Вместе с тем, в нынешнее время словосочетание «не простое, а золотое» встречается не только в русских сказках, где употребляется в значении «волшебное», но и в судебной практике, в частности, в споре против предоставления правовой охраны товарному знаку, имеющему сходство до степени смешения с зарегистрированным словесным товарным знаком «Золотой» [9]. В судебном акте суд обратил внимание, что словосочетание «не простое, а золотое» является устойчивым в сознании рядовых потребителей товаров и услуг. По мнению суда, логический смысл данного устойчивого словосочетания заключается в указании на необычные, волшебные свойства предмета, сказочные, отличные от общепринятых и ожидаемых рядовым потребителем, то есть указывающие на уникальные, не присущие такого рода предметам свойства, в том числе предметам, выполненным из драгоценных металлов. Исходя из этого суд сделал вывод о том, что сравниваемые товарные знаки («Золотой» и «Не простое, а золотое») не сходны по семантическому критерию.
Фольклор, воплощенный в товарные знаки, привлекает к себе пристальное внимание многонациональных народов РФ, продолжая свою долговечность и устойчивость. Фольклорный персонаж восточных славян, дочь Мороза, в других вариантах – его внучка Снегурочка также относится к объектам народного творчества. Она является персонажем народной сказки о сделанной из снега девочке Снегурке (Снежевиночке), которая ожила. Образ этого новогоднего персонажа активно используется в кинематографических и мультипликационных произведениях, слово же «Снегурочка» люди ассоциируют с конкретным персонажем фольклора. Однако данный фольклорный герой также стал объектом судебных споров[10]. В одном из них заявитель указал на то, что предоставление правовой охраны товарному знаку «Снегурочка» противоречит общественным интересам. Но мнение суда было иное: при слове «Снегурочка» возникают положительные эмоции, связанные ней, как с персонажем народных сказок, и постоянной участницей всех новогодних праздников и представлений. Само по себе обозначение «Снегурочка» не противоречит основам общественного порядка, не может вызвать возмущение общества, а предоставление правовой охраны товарному знаку «Снегурочка» вполне законно.
Следует отметить, что в силу п. 3 ст. 44 Конституции РФ на каждого возложена обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. Стоит признать, что произведения народного творчества, являясь нематериальным историко-культурным наследием, несомненно нуждаются, как в правовой, так и общественной охране, и сбережении. Безусловно, поддержка на общегосударственном уровне в виде практических мер, направленных на возрождение и поддержание культурных традиций нашего народа, является важным компонентом его сохранения. Реализация мер для обеспечения жизнеспособности нематериального культурного наследия способствует более глубокому осознанию его значения и его охраны как основы идентификации нации, а также роли нематериального культурного наследия в качестве фактора, способствующего сближению и взаимопониманию между людьми[11].
По мнению автора, регистрация в товарных знаках персонажей фольклора или выражений из фольклорного творчества отчасти решает проблему популяризации нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, обеспечивает их жизнеспособность в ракурсе защиты интеллектуальной собственности. Проведенный анализ показал, что при регистрации товарных знаков предприниматели активно применяют имена фольклорных персонажей. Леший, Алеша Попович, Три богатыря, Водяной, Лиса Патрикеевна и даже Дед Пихто сегодня в России являются зарегистрированными товарными знаками.
Немногие народы могут гордиться такой концентрацией фольклорных персонажей в товарных знаках, таким гармоничным соприкосновением прошлого с настоящим. На наш взгляд, это свидетельствует о любви к ним народа, вызывает положительные эмоции, соответственно повышает интерес такому виду нематериального культурного наследия, как фольклорное творчество. Быть может правовая охрана имен фольклорных персонажей будет способствовать соединению прошлого с реальностью нынешнего времени, составляя единое целое с современным миром.
Не вызывает сомнений, что и сам фольклор является результатом интеллектуальной деятельности конкретной национальной общности и его произведения представляют интеллектуальную собственность российского народа. Современный отечественный бизнес активно производит интеллектуальный продукт, связывая его с фольклорным творчеством, используя народные сюжеты для создания товарных знаков. Применение фольклорных персонажей в современных средствах индивидуализации товаров создает новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Персонажи фольклора продолжают свою жизнь в зарегистрированных средствах индивидуализации товаров и услуг. Позитивная энергия, идущая с ними из глубины веков, в настоящее время помогает сохранять данное уникальное нематериальное культурное наследие как одно из важнейших условий гармоничного развития современного российского общества.
REFERENCES
- Konvenciya ob oxrane nematerial`nogo kul`turnogo naslediya [E`lektronny`j resurs]: prinyata 17 oktyabrya 2003 g. 32-j sessiej General`noj konferencii OON po voprosam obrazovaniya, nauki i kul`tury` (YuNESKO). ‒ Oficial`ny`j internet-portal Yunesko : [sajt]. ‒ . ‒ URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0013/001325/132540r.pdf (data obrashheniya: 02.01.2020). ‒ Tekst : e`lek-tronny`j.
- Shestova, S. M. Principy` oxrany` vsemirnogo kul`turnogo naslediya i global`ny`e vy`zovy` / S. M. Shestova. ‒ Tekst : e`lektronny`j. Kiberleninka : [sajt]. ‒ . ‒ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/16445638. (data obrashheniya: 02.01.2020).
- O nacional`ny`x celyax i strategicheskix zadachax razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda: Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 N 204 // Sobranie zakonodatel`stva RF. ‒ 2018. ‒ № 20. ‒ St. 2817.
- E`lektronny`j katalog ob«ektov nematerial`nogo kul`turnogo naslediya narodov Rossii: [sajt]. ‒ . ‒ URL: http://rusfolknasledie.ru/ (data obrashheniya: 02.01.2020). ‒ Tekst : e`lektronny`j.
- Katalog ob«ektov nematerial`nogo kul`turnogo naslediya. : [sajt]. ‒ . ‒ URL: http://www.folkcentr.ru/katalog-obektov-nematerialnogo-kulturnogo-naslediya ‒ Tekst : e`lektronny`j
- By`lichki i by`val`shhiny` Voronezhskoj oblasti. : [sajt]. ‒ . ‒ URL: http://rusfolknasledie.ru/search(data obrashheniya: 02.01.2020). ‒ Tekst : e`lektronny`j.
- Opredelenie Verxovnogo Suda RF ot 12.04.2018 №300-E`S18-4025 po delu № SIP-544/2017. SPS «Konsul`tantPlyus» : [sajt]. ‒ . ‒ URL: http://www.consultant.ru(data obrashheniya: 02.01.2020). ‒ Tekst : e`lektronny`j.
- Bol`shaya e`nciklopediya v shestidesyati dvux tomax. ‒ M. : «TERRA», 2006. ‒ T. 8. ‒ 846 s. ‒ Tekst : neposredstvenny`j
- Postanovlenie Prezidiuma Suda po intellektual`ny`m pravam ot 20.11.2014 №S01-1029/2014 po delu №SIP-634/2014. SPS «Konsul`tantPlyus» : [sajt]. ‒ . ‒ URL: http://www.consultant.ru (data obrashheniya: 02.01.2020). ‒ Tekst : e`lektronny`j.
- Reshenie Suda po intellektual`ny`m pravam ot 19.11.2018 po delu №SIP-406/2018. SPS «Konsul`tantPlyus» : [sajt]. ‒ . ‒ URL: http://www.consultant.ru (data obrashheniya: 02.01.2020). ‒ Tekst : e`lektronny`j.
- Ob utverzhdenii Koncepcii soxraneniya i razvitiya nematerial`nogo kul`turnogo naslediya narodov Rossijskoj Federacii na 2009 — 2015 gody`: prikaz Minkul`tury` RF ot 17.12.2008 №267. SPS «Konsul`tantPlyus» : [sajt]. ‒ . ‒ URL: http://www.consultant.ru(data obrashheniya: 02.01.2020). ‒ Tekst : e`lektronny`j.