TO THE ISSUE OF THE LEGAL STATUS OF THE COUNCIL OF MINISTERS OF THE REPUBLIC OF CRIMEA
JOURNAL: « Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Juridical science », Volume 18 (70), 2020
Section THEORY AND HISTORY OF LAW AND STATE; HISTORY OF DOCTRINE OF LAW AND STATE
Publication text (PDF):Download
UDK: 477.75
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION
AUTHORS:
Dubinin M. N., Kuban State Agrarian University
TYPE: Article
DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1733-2020-6-2-3-10
PAGES: from 3 to 10
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS: Council of Ministers of the Republic of Crimea, executive bodies of state power, legal status, powers, structure and formation procedure.
ABSTRACT (ENGLISH):
The article examines certain aspects of the formation of statehood in the Republic of Crimea after joining the Russian Federation. The author analyzes the historical aspects of the formation of the system of executive authorities of the constituent entity of the Russian Federation, establishes the historical relationships and continuity of the executive authorities of the Republic of Crimea during the stay of Crimea as part of Ukraine and after the events of the «Crimean spring». A systematic approach is applied, which allows transforming the system of executive authorities into an object with its own structure of structure, structure of organization, structure of functioning. The article examines the status of the Council of Ministers of the Republic of Crimea in the structure of government bodies, its powers, and the procedure for its functioning. The article analyzes the norms of the legislation of the Russian Federation and the Republic of Crimea, which regulate the formation and activity of the Council of Ministers of the Republic of Crimea.
Key words: Council of Ministers of the Republic of Crimea, executive bodies of state power, legal status, powers, structure and formation procedure.
Проведение Общекрымского референдума 16 мая 2014 г. ознаменовало новый этап на пути становления и развития российской государственности – этап воссоединения исконно русских земель. Начавшиеся на Крымском полуострове после вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации интеграционные процессы были призваны обеспечить единство экономической, финансовой, и правовой систем вновь образованных субъектов и Российской Федерации, сформировать единую систему органов государственной власти.
Рассматривая процесс выхода Крыма из состава Украины через призму исторических событий, имевших место в Киеве в феврале 2014 г., необходимо отметить, что именно произошедший в Украине государственный переворот, отстранение от власти Президента Украины В. Ф. Януковича и дальнейший паралич всех институтов государственной власти, стал толчком к активизации процессов самоопределения Крыма.
В условиях стремительного разрушения и деградации единой вертикали власти в Украине, стабильное функционирование государственных органов Автономной Республики Крым выступало одним из важнейших факторов, гарантирующих стабильность на полуострове.
В соответствии с Конституцией Автономной Республики Крым Совет министров Автономной Республики Крым определялся как орган исполнительной власти Автономной Республики Крым, самостоятельно осуществляющий исполнительные функции и полномочия по вопросам, отнесенным к ведению Автономной Республики Крым Конституцией Украины Конституцией Автономной Республики Крым и законами Украины.
Также на Совет министров возлагалось исполнение так называемых «делегированных полномочий» ‒ государственных исполнительных функций и полномочий, делегированных в соответствии с законами Украины.
При этом в соответствии с Законом Украины «О Совете министров Автономной Республики Крым» Совет министров определялся как высший орган в системе органов исполнительной власти Автономной Республики Крым.
27 февраля 2014 г. Верховная Рада Автономной Республики Крым отправила в отставку крымское правительство во главе с премьер-министром Могилевым А. В., назначив на должность председателя Совета министров лидера политического движения «Русское единство» Аксенова С. В. На этапе организации и проведения в Крыму референдума на крымское правительство возлагались задачи жизнеобеспечения населения, поддержания функционирования всех институтов власти на полуострове, обеспечения законности и правопорядка.
В соответствии с Законом Украины «О Совете министров Автономной Республики Крым» назначение на должность председателя Совета министров осуществлялось Верховной Радой Автономной Республики Крым по представлению Председателя Верховной Рады Автономной Республики Крым, согласованному с Президентом Украины. Однако, учитывая фактическое отстранение от полномочий Президента Украины В. Януковича и узурпацию власти украинскими националистами, соблюсти юридическую процедуру согласования кандидатуры председателя крымского правительства не представлялось возможным.
Таким образом, с момента назначения председателя Совета министров Республики Крым без согласования с официальным Киевом началась новая страница крымской государственности.
6 марта 2014 г. Верховной Радой АРК были внесены изменения в структуру органов исполнительной власти автономии – были образованы Министерство юстиции АРК, Министерство внутренних дел АРК (в структуры которого были включены части и подразделения внутренних войск), Министерство чрезвычайных ситуаций АРК, Министерство промышленной политики АРК, Министерство топлива и энергетики АРК, Министерство по информации и массовым коммуникациям АРК, Казначейская служба АРК, Пенсионный фонд АРК, Прокуратура АРК, Служба безопасности АРК, Налоговая служба АРК, Пенитенциарная служба АРК, Крымская таможня, архитектурно-строительная инспекция АРК и Департамент охраны АРК [1].
Большая часть из вновь созданных государственных органов была сформирована на базе территориальных подразделений центральных органов исполнительной власти Украины (в частности, Министерство юстиции было сформировано на базе Главного управления юстиции в АРК, Министерство внутренних дел – на базе ГУ МВД в АРК), с целью исключить возможности влияния контролируемых Украиной органов власти на отдельные сферы общественной жизни в Крыму. Вторая часть органов была создана путем реорганизации существовавших до этого республиканских комитетов и создания на их базе профильных министерств. Таким образом, в частности были образованы Министерство топлива и энергетики АРК и Министерство по информации и массовым коммуникациям АРК. Фактически, правовой статус данных органов был повышен с республиканских комитетов до министерств.
Были образованы 4 республиканских фонда: Фонд общеобязательного социального страхования на случай безработицы, Фонд социальной защиты инвалидов, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности, которые были отнесены к ведению Министерства социальной политики АРК.
Вместо прокуратуры автономии, входившей в состав системы органов прокуратуры Украины и подчинявшейся Генеральному прокурору Украины, в Крыму была создана независимая Прокуратура Автономной Республики Крым, на которую юрисдикция Генпрокуратуры Украины не распространялась.
Дополняя состав органов исполнительной власти Крыма новыми министерствами и ведомствами, руководство республики охватывало полномочиями все без исключения сферы общественной жизни полуострова, включая и те, которые согласно законодательства Украины не относились к компетенции и ведению Автономной Республики Крым. Принимая во внимание реальное состояние дел в Украине, дестабилизацию общественно-политической обстановки и паралич большинства государственных институтов, проводимое крымским руководством оперативное формирование новых органов власти и расширение их компетенции позволило максимально быстро взять под контроль все общественно-политические и экономические процессы, происходившие в Крыму, и обеспечить стабильность жизни и безопасность населения.
6 марта 2014 постановлением Верховной Рады АРК крымские суды были выведены из системы органов судебной власти Украины и из них была сформирована система правосудия Автономной Республики Крым [2]. При этом при отправлении правосудия продолжали применяться законы Украины в части, не противоречащей Конституции Автономной Республики Крым, нормативно-правовым актам Автономной Республики Крым. Безусловно, данное постановление не определяло и не могло определить все аспекты судоустройства в Автономной Республике Крым, а лишь устанавливало основной принцип – независимости органов судебной власти автономии от судебной системы Украины.
Таким образом, еще до проведения Общекрымского референдума были сформированы основы государственного аппарата – институты судебной, исполнительной и законодательной власти.
17 марта 2014 г. после подведения итогов референдума Верховная Рада АРК провозгласила Крым независимым и суверенным государством [3]. Деятельность государственных органов Украины на территории Крыма была прекращена и с этого момента Республика Крым обрела суверенитет. Крымский парламент официально сменил название и стал именоваться Государственным Советом Республики Крым [4].
Исполнительная власть была представлена Советом министров Республики Крым, поскольку до принятия новой Конституции Республики Крым было продлено действия Конституции Автономной Республики Крым 1998 г., определявшей, в том числе, статус и полномочия крымского правительства Крым [5]. Государственные органы и органы местного самоуправления, существовавшие на территории Автономной Республики Крым до референдума, продолжали свое функционирование.
Необходимо отметить, что именно своевременно переформирование структуры и состава крымского правительства позволило Крыму пройти «переходный период» до вхождения в состав Российской Федерации на правах субъекта без экономических потерь и «коллапса» органов власти.
С момента подписания Договора о принятии Республики Крым в Российскую Федерацию Крым и Севастополь стали полноценными субъектами РФ, на территории Крыма распространило действие федеральное законодательство. Статьей 8 Договора было установлено, что до проведения выборов в органы власти Крыма и Севастополя в сентябре 2015 г. Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым продолжают осуществлять свои полномочия [6]. Таким образом, можно утверждать, что на данном историческом этапе правовой статус Совета министров Республики Крым стал предметом правового регулирования международно-правового договора.
Принятие Республики Крым в состав Российской Федерации на правах субъекта обусловило необходимость безотлагательного формирования государственного аппарата республики в соответствии с требованиями федерального законодательства. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации [7].
Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» определил правовые основы формирования органов власти новообразованного субъекта Российской Федерации – в соответствии с Конституцией Республики Крым и с соблюдением общих принципов организации исполнительных органов государственной власти, установленных законодательством Российской Федерации [8].
21 марта 2014 г. Государственным Советом Республики Крым был принят Закон Республики Крым № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», закрепивший правовой статус, порядок формирования и деятельности, полномочия Совета министров Республики Крым, а также определивший порядок организации деятельности иных исполнительных органов государственной власти Республики Крым. Совет министров Республики Крым получил статус постоянно действующего высшего исполнительного органа государственной власти Республики Крым. Аналогичный правовой статус нашел свое закрепление в статье 81 Конституции Республики Крым. Наряду с Советом министров Республики Крым, в состав исполнительной ветви власти Конституцией Республики Крым включены Глава Республики Крым и иные органы исполнительной власти Республики Крым (статья 81). Таким образом, данная конституционно-правовая норма не содержит исчерпывающего перечня органов, формирующих систему исполнительной власти, являясь по сути бланкетной нормой.
Система исполнительных органов государственной власти Республики Крым закреплена в статье 9 Закона Республики Крым от 21.03.2014 № 5-ЗРК № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым». В нее входят Совет министров Республики Крым, министерства, государственные комитеты, службы, агентства, инспекции, иные исполнительные органы государственной власти.
Статус Совета министров Республики Крым, порядок и процедура его формирования, а также полномочия закреплены в Главе 6 Конституции Республики Крым и Законе Республики Крым от 21.03.2014 № 5-ЗРК № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым» [9]. В состав Совета министров Республики Крым входят Председатель Совета министров Республики Крым, его заместители, министры Республики Крым, а также Глава Республики Крым, если он совмещает свою должность с должностью Председателя Совета министров Республики Крым.
Таким образом, Конституция Республики Крым предусматривает возможность вхождения Главы Республики Крым, который является высшим должностным лицом и возглавляет исполнительную власть в республике, в состав правительства, но при условии, если он совмещает свою должность с должностью председателя правительства.
В период с 2014 г. по 2019 г. Глава Республики Крым С. В. Аксёнов совмещал свою должность с должностью Председателя Совета министров Республики Крым и возглавлял Совет министров Республики Крым. С 02 октября 2019 г. в связи с назначением на должность Председателя Совета министров Республики Крым Гоцанюка Ю. М. Глава Республики Крым в состав Совета министров Республики Крым не входит, оставаясь при этом главой исполнительной власти.
Члены Совета министров Республики Крым назначаются на должности и освобождаются от них Главой Республики Крым; при этом Председатель Совета министров Республики Крым, его заместители, министры, осуществляющие полномочия в сфере санаторно-курортного и туристического сектора, а также в сфере экологии и природопользования – назначаются и освобождаются от должностей по согласованию с Государственным Советом Республики Крым.
Совет министров Республики Крым может подать в отставку, либо отставка может быть инициирована Главой Республики Крым.
Перед вновь избранным Главой Республики Крым Совет министров Республики Крым слагает свои полномочия.
Совет министров Республики Крым имеет статус юридического лица и финансируется за счет средств республиканского бюджета.
Председатель Совета министров Республики Крым имеет 8 заместителей, которые могут по совместительству возглавлять исполнительные органы государственной власти Республики Крым. Так, в 2014-2019 гг. один из заместителей Председателя Совета министров Республики Крым возглавлял Аппарат Совета министров Республики Крым. С 2019 г. 3 из 8 заместителей Председателя Совета министров Республики Крым одновременно возглавляют республиканские министерства – финансов, труда и социальной защиты, сельского хозяйства.
Организационное, документальное, правовое, кадровое, информационно-аналитическое, материально-техническое, финансовое обеспечение деятельности Совета министров Республики Крым осуществляется Аппаратом Совета министров Республики Крым [10]. Кроме того, Аппарат Совета министров Республики Крым обеспечивает деятельность координационных и совещательных органов, создаваемых при Совете министров Республики Крым.
На Аппарат Совета министров Республики Крым возлагается подготовка нормативных правовых актов Главы Республики Крым, Совета министров Республики Крым, а также вносимых по инициативе Главы Республики Крым или Совета министров Республики Крым законопроектов.
Аппарат призван обеспечивать взаимодействие руководства Совета министров Республики Крым с Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, Государственным Советом Республики Крым, исполнительными органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, контроль за выполнением поручений Главы Республики Крым и председателя Совета министров Республики Крым.
Организационной формой работы Правительства Республики Крым являются заседания, которые проводятся по инициативе Председателя Совета министров Республики Крым или лица, исполняющего его обязанности. Каждый член Совета министров имеет право решающего голоса по всем рассматриваемым вопросам. Решения Совета министров Республики Крым оформляются в форме постановлений и распоряжений, подписываются Председателем Совета министров Республики Крым и являются обязательными к исполнению на территории Республики Крым.
Структура исполнительных органов государственной власти Республики Крым определена указом Главы Республики Крым от 16.06.2014 № 51-У [11]. Помимо Совета министров Республики Крым в настоящее время в нее входят: 20 республиканских министерств (экономического развития, финансов, культуры, курортов и туризма, сельского хозяйства, труда и социальной защиты, образования, науки и молодежи, спорта, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, чрезвычайных ситуаций, промышленной политики, топлива и энергетики, внутренней политики, информации и связи, транспорта, экологии и природных ресурсов, строительства и архитектуры, имущественных и земельных отношений, юстиции), 8 государственных комитетов (по делам межнациональных отношений, по водному хозяйству и мелиорации, ветеринарии, конкурентной политики, по государственной регистрации и кадастру, молодежной политики, по ценам и тарифам, по делам архивов), 3 инспекции (по жилищному надзору, по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, по труду), 4 службы (государственного строительного надзора, по мобилизационной работе и территориальной обороне, по экологическому и технологическому надзору, финансового надзора), Комитет по противодействию коррупции Республики Крым.
Наряду с указанными исполнительными органами государственной власти Республики Крым, при Совете министров Республики Крым функционирует ряд совещательных органов – Антинаркотическая комиссия, Антитеррористическая комиссия, Комиссия по вопросам помилования, Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Основными задачами коллегиальных совещательных органов при правительстве является координация деятельности различных государственных органов по отдельным вопросам государственного управления.
Делая выводы, необходимо отметить, что существующая в настоящее время структура органов исполнительной власти Республики Крым в значительной мере обеспечивает возможность эффективной реализации полномочий, предоставленных Республике Крым в соответствии с законодательством Российской Федерации, и отражает исторические традиции государственного строительства Крыма, сформировавшиеся в постсоветский период. Совет министров Республики Крым занимает центральное место в структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым и выполняет функции по выработке стратегии и принятию наиболее важных и значимых решений в сфере социально-экономического развития Республики Крым.
REFERENCES
- Об изменениях в системе и структуре органов исполнительной власти Автономной Республики Крым : Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 06.03.2014 № 1704-6/14 // Правительство Республики Крым : [сайт]. ‒ . ‒ URL : https://rk.gov.ru/ru/document/show/8532350 (дата обращения 01.04.2020). ‒ Текст : электронный.
- О правосудии в Автономной Республике Крым : Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 06.03.2014 № 1720-6/14 // Правительство Республики Крым : [сайт]. ‒ . ‒ URL : https://rk.gov.ru/ru/document/show/85640 (дата обращения 01.04.2020). ‒ Текст : электронный.
- О независимости Крыма : Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 17.03.2014 № 1745-6/14 // Правительство Республики Крым : [сайт]. ‒ . ‒ URL : https://rk.gov.ru/ru/document/show/3250 (дата обращения 01.04.2020). ‒ Текст : электронный.
- О представительном органе Республики Крым : Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 17.03.2014 № 1746-6/14 // Правительство Республики Крым : [сайт]. ‒ . ‒ URL : https://rk.gov.ru/ru/document/show/7743 (дата обращения 01.04.2020). ‒ Текст : электронный.
- О правопреемстве Республики Крым : Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 17.03.2014 № 1748-6/14 // Правительство Республики Крым : [сайт]. ‒ . ‒ URL : https://rk.gov.ru/ru/document/show/73588 (дата обращения 01.04.2020). ‒ Текст : электронный.
- Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов. Подписан 18.03.2014// Президент России : [сайт]. ‒ . ‒ URL : http://kremlin.ru/events/president/news/20605. (дата обращения 01.04.2020). ‒ Текст : электронный.
- Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» : [сайт]. ‒ . ‒ URL : http://consultant.ru. (дата обращения 01.04.2020). ‒ Текст : электронный.
- Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Правительство Республики Крым : [сайт]. ‒ . ‒ URL : https://rk.gov.ru/ru/document/show/34550 (дата обращения 01.04.2020). ‒ Текст : электронный.
- О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым : Закон Республики Крым от 21.03.2014 № 5-ЗРК // Правительство Республики Крым : [сайт]. ‒ . ‒ URL : https://rk.gov.ru/ru/document/show/4637 (дата обращения 01.04.2020). ‒ Текст : электронный.
- Об Аппарате Совета министров Республики Крым : Постановление Совета министров Республики Крым от 24.06.2018 № 139 // Правительство Республики Крым : [сайт]. ‒ . ‒ URL : https://rk.gov.ru/ru/document/show/3467 (дата обращения 01.04.2020). ‒ Текст : электронный.
- О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым : Указ Главы Республики Крым от 16.06.2014 № 51-У. // Правительство Республики Крым : [сайт]. ‒ . ‒ URL : https://rk.gov.ru/ru/document/show/8350 (дата обращения 01.04.2020). ‒ Текст : электронный.
- Об изменениях в системе и структуре органов исполнительной власти Автономной Республики Крым : Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 06.03.2014 № 1704-6/14 // Правительство Республики Крым : [сайт]. ‒ . ‒ URL : https://rk.gov.ru/ru/document/show/8532350 (дата обращения 01.04.2020). ‒ Текст : электронный.
- О правосудии в Автономной Республике Крым : Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 06.03.2014 № 1720-6/14 // Правительство Республики Крым : [сайт]. ‒ . ‒ URL : https://rk.gov.ru/ru/document/show/85640 (дата обращения 01.04.2020). ‒ Текст : электронный.
- О независимости Крыма : Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 17.03.2014 № 1745-6/14 // Правительство Республики Крым : [сайт]. ‒ . ‒ URL : https://rk.gov.ru/ru/document/show/3250 (дата обращения 01.04.2020). ‒ Текст : электронный.
- О представительном органе Республики Крым : Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 17.03.2014 № 1746-6/14 // Правительство Республики Крым : [сайт]. ‒ . ‒ URL : https://rk.gov.ru/ru/document/show/7743 (дата обращения 01.04.2020). ‒ Текст : электронный.
- О правопреемстве Республики Крым : Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 17.03.2014 № 1748-6/14 // Правительство Республики Крым : [сайт]. ‒ . ‒ URL : https://rk.gov.ru/ru/document/show/73588 (дата обращения 01.04.2020). ‒ Текст : электронный.
- Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов. Подписан 18.03.2014// Президент России : [сайт]. ‒ . ‒ URL : http://kremlin.ru/events/president/news/20605. (дата обращения 01.04.2020). ‒ Текст : электронный.
- Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» : [сайт]. ‒ . ‒ URL : http://consultant.ru. (дата обращения 01.04.2020). ‒ Текст : электронный.
- Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Правительство Республики Крым : [сайт]. ‒ . ‒ URL : https://rk.gov.ru/ru/document/show/34550 (дата обращения 01.04.2020). ‒ Текст : электронный.
- О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым : Закон Республики Крым от 21.03.2014 № 5-ЗРК // Правительство Республики Крым : [сайт]. ‒ . ‒ URL : https://rk.gov.ru/ru/document/show/4637 (дата обращения 01.04.2020). ‒ Текст : электронный.
- Об Аппарате Совета министров Республики Крым : Постановление Совета министров Республики Крым от 24.06.2018 № 139 // Правительство Республики Крым : [сайт]. ‒ . ‒ URL : https://rk.gov.ru/ru/document/show/3467 (дата обращения 01.04.2020). ‒ Текст : электронный.
- О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым : Указ Главы Республики Крым от 16.06.2014 № 51-У. // Правительство Республики Крым : [сайт]. ‒ . ‒ URL : https://rk.gov.ru/ru/document/show/8350 (дата обращения 01.04.2020). ‒ Текст : электронный.