«УРОБОРОС» КАК ПРИНЦИП ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)

«UROBOROS» AS A PRINCIPLE OF LEGAL CONSCIOUSNESS OF MODERN YOUTH (ON THE EXAMPLE OF YOUTH OF THE REPUBLIC OF CRIMEA)

JOURNAL:« SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SectionTHEORY AND HISTORY OF LAW AND THE STATE; HISTORY OF THE TEACHINGS OF LAW AND THE STATE

Publication text (PDF):Download

UDK: 340:316.6

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Konoplyova A., Kuzmenko N. , Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

TYPE:Article

DOI: 10.37279/2413-1733-2021-7-3(1)- 9-17

PAGES:from 9 to 17

STATUS:Published

LANGUAGE:Russian

KEYWORDS: sense of justice, youth, Republic of Crimea, patriotism, worldview, psychological determinants, social determinants, ideological determinants, Internet, «uroboros».

ABSTRACT (ENGLISH):

The article raises the problem of the development of legal consciousness of modern youth. Young people are of particular scientific interest in the study of the formation of legal consciousness in modern Russian society. Analyzing the psychological, social and ideological determinants of the formation of the legal consciousness of the young generation, the authors come to the conclusion that the key principle of the legal consciousness of young people is the «ouroboros» — the archetypal symbol of a snake biting its own tail, its own determination.

Against the background of the general negative indicators of statistics on crimes and delinquencies of young people, the low level of education and confidence of the young population in the current government and law enforcement agencies, an analysis of the reasons and conditions for the dynamics of the legal consciousness of young people is carried out. The study of statistical data, the results of a number of sociological surveys allow us to come to the conclusion about the peculiarities of the formation of the legal consciousness of the younger generation, as well as the specifics of the legal consciousness of the youth of the Republic of Crimea, which has recently become part of the Russian Federation.

«Уроборос» на сегодняшний день – это не просто архаический знак, иллюстрирующий змею, кусающую себя за хвост. В современной интерпретации его можно представить, как архетипический символ, наглядно иллюстрирующий процесс развития нашего общества, глубину противоречий, возникших в сознании, особенно остро ощущаемых молодежью ХХI в. Отсутствие индивидуального опыта, погруженность его в глубины бессознательного [1], усложняет процесс осознанного и всестороннего освоения индивидуального и, особенно, коллективного бытия, одно из ключевых значений в котором занимает правосознание. Формирование правосознания – проблема, которая априори не может лежать в плоскости одной науки. Такая особенность вызвана многогранностью самого по себе феномена сознания, а также комплексным характером права, которое невозможно рассмотреть сквозь призму исключительно юриспруденции. Проблема становится еще более значимой, когда речь заходит об особой категории граждан – молодежи.

В декабре 2020 г. в России был принят федеральный закон «О молодежной политике» [2], в котором указано, что молодежью в Российской Федерации считаются лица в возрасте от 14 до 35 лет включительно. Это привело к тому, что доля молодежи среди общего числа населения России на данный момент составляет около 20%. Параллельно процентному росту количества лиц в рамках вышеуказанного возрастного диапазона, возрастает актуальность их надлежащего воспитания и образования.

Многолетний опыт развития государства и общества показывает, что уровень культурной и правовой образованности молодого поколения прямо влияет на особенности развития государства в будущем. Устойчивое развитие советского государства было бы невозможным без соответствующего идеологического воспитания и контроля поведения молодежи. А знаменитому кризису 90-хх гг. предшествовал уверенный рост преступности. Безусловно, формирование комплекса морально-нравственных идеалов, а также развитие общего уровня культуры является не только неотъемлемой, но и даже основополагающей задачей процесса воспитания личности. Однако актуальность в наше время приобретает развитие именно высокого уровня правосознания населения в целом, и молодежи, в частности, что связано с необходимостью оптимизации целого комплекса социальных процессов, а особенно важностью снижения уровня преступности на данный момент именно среди этой возрастной группы. Расставленные таким образом акценты способны обеспечить нормальное функционирование и развитие государства в будущем.

Формирование правосознания как одной из форм общественного сознания, а также отношение человека к действующему праву и правовым явлениям играет определяющую роль в воспитании и образовании молодежи, как на федеральном, так и на региональном уровне нашего государства. Большой интерес в данном контексте представляет Республика Крым, граждане которой, если не выделять переходный период, лишь семь лет пребывают в правовом поле России и испытывают на себе тенденции, свойственные российскому правосознанию. В результате анализа правосознания молодых крымчан можно определить характерные тенденции и специфику его формирования в современном Российском государстве, оценить негативные и позитивные факторы, влияющие на его изменение.

На данный момент на территории Республики Крым проживает около 440 тысяч человек в возрасте от 15 до 35 лет, что приблизительно составляет около 25% всего населения субъекта. Стоит отметить, что около 35% всей численности крымской молодежи составляют лица в возрасте от 30 до 34 лет. Специфической чертой вышеуказанной возрастной группы относительно остальных в диапазоне от 14 лет является социальная устойчивость взглядов на жизнь, сформированность мировоззренческих принципов в целом, а также более стабильная психоэмоциональная и волевая сферы. Особое внимание среди молодежных возрастных подгрупп следует уделять несовершеннолетним, т.е. лицам, не достигшим возраста 18 лет. Это обусловлено особенностями взросления подростков, спецификой протекания на данном этапе развития личности психических процессов, формирования общей культуры, комплекса нравственных установок, возникновением коммуникативных трудностей, а также тесной взаимосвязи процессов эмоциональной сферы несовершеннолетних и желания обрести всестороннюю самостоятельность, что, к слову, в последующем зачастую приводит к состоянию подростковой фрустрации [3].

Ни для кого не секрет, что вышеуказанные особенности зачастую служат катализатором совершения подростками преступлений и правонарушений на фоне общего нигилизма к правовым нормам и их соблюдению. Именно тут исключительную роль играет уровень правосознания и специфика повышения уровня правовой культуры несовершеннолетних соответствующими субъектами.

В частности из-за низкого уровня правового сознания преступность среди несовершеннолетних в Крыму за 2020 год возросла на 15% по сравнению с 2019, хотя удельный вес преступлений несовершеннолетних в Крыму ниже чем в континентальной России и составляет 3,1% от общего числа совершенных преступлений [4]. Не смотря на то, что подростковая преступность в Крыму ниже, чем в остальных регионах России, вопрос о влиянии правосознания на правомерность тех или иных действий, совершаемых молодежью, остается актуальным. Для изучения проблем формирования правосознания предлагается разобраться в детерминантах динамики уровня правового сознания молодежи Республики Крым.

Для детального рассмотрения причин и условий, дающих конкретный вектор развития правового сознания молодежи в дальнейшем, изначально необходимо разделить детерминанты на следующие группы факторов: социальные, психологические, идеологические. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Обращаясь к психологическим факторам, можно заметить, что особое внимание ученые уделяют причинному комплексу низкого уровня правосознания, связанному с трудными жизненными ситуациями молодежи, жизненным кризисом. Как показывает практика, для разрешения кризисной ситуации, возникшей в жизни человека, нередко нивелируются границы закона, и человек переступает через нормы права, совершая преступление. Целесообразно выделить основные виды кризисных ситуаций в жизни молодежи, классифицируя их по следующим группам.

1. Кризисы возраста. Характерным примером выступает подростковая преступность, основанная на деформированном понимании собственных возможностей, появлении правового нигилизма, негативном отношении к субъектам воспитательной деятельности, оказывающим на несовершеннолетнего влияние в его становлении как личности.

2. Кризис выполнения социальных ролей. Является наиболее распространенным на этапе становления личности будущего преступника. Это связано с неудовлетворенностью в сфере выполнения социально полезной, а главное – законной работы. Когда наступает состояние фрустрации от того, что долгий период времени человек обучался определенной профессии, а по достижении своей цели разочаровался: будь-то от реально складывающейся ситуации на работе, либо от низкого уровня заработной платы, вследствие чего он избирает путь незаконного заработка.

3. Кризис социальных отношений. Примером служат возникающие на уровне эмоциональной сферы личности конфликты бытового уровня, мотивируемые желанием отомстить. Это приводит к бытовым убийствам, нанесению вреда здоровью на бытовом уровне, в общем, к кратковременной деградации в области осознания человеком норм права, непонимании возможности наступления определенных правовых последствий за конкретное противоправное деяние.

4. Кризисы патологических состояний личности. Они обусловлены алкоголизмом, наркоманией, старением, одиночеством, отсутствием семьи, отсутствием определенного места жительства и т.д., вызванные нестабильным положением молодежи.

5. Семейные кризисы, особенностью которых является влияние конфликтных ситуаций между родителями на дальнейшую жизнь их детей, что приводит к подростковой или даже детской преступности.

6. Кризисы учебной деятельности. Проблемы в учебной деятельности студентов наиболее актуальны в наши дни, т.к. деформированное осознание необходимости учебного процесса для дальнейшей профессиональной деятельности, систематические неявки на учебные занятия, способы интеграции в сомнительные субкультуры с не менее сомнительными идеалами приводят к формированию низкого уровня образованности и, как следствие, аналогичному уровню правосознания нового поколения.

7. Кризисы отношений государства и личности. Не стоит забывать о том, что неверно принимаемые решения на уровне государства, отсутствие профессионализма у политической элиты, развитие благоприятной среды для коррупции, отсутствие справедливости в решениях суда, злоупотребление должностными полномочиями государственными служащими, в т.ч. сотрудниками органов внутренних дел, вымогательство приводят к недоверию граждан государству, возникает правовой нигилизм, растет преступность.

С психологическими детерминантами тесно связаны социальные. Суть социальных факторов заключается в специфике протекающих в государстве процессов, влияющих на нормальное функционирование всех общественных институтов. Согласимся с Э.К. Джамаловой, которая отмечает важность влияния на правосознание молодежи «конкретной исторической ситуации» [5, с. 24]. Амбивалентность данного процесса состоит в том, что какими бы эффективными ни были проводимые государством реформы, если у населения низкий уровень правосознания, они не получат поддержки среди населения. Кроме исторической детерминанты, в состав социальных факторов входит экономическая обстановка в стране в целом и отдельном регионе в частности. Так, экономика напрямую влияет на уровень жизни населения, материальную обеспеченность семей, доходы родителей или законных представителей несовершеннолетних.

Вынуждены не согласиться с молодыми исследователями, которые недостаточный уровень правосознания современной молодежи связывают, прежде всего, с кризисной ситуацией в государстве, констатируя в современном российском обществе факты всплеска алкогольной и наркотической зависимости, финансового кризиса, падения уровня жизни населения [6, с. 90]. Данная проблема скорее сравнима с известным вечным вопросом о том, что первично: курица или яйцо? В сравнении с периодом конца 90-х в наши дни как раз кризисные явления пошли на спад. На данном этапе развития государства молодежи представляется больше возможностей, а также предлагаются социальные гарантии. По нашему убеждению, проблема лежит несколько в иной плоскости.

В семьях с проблемами материального характера, безработицей в симбиозе с отсутствием образования у членов семьи подростки раньше начинают идентифицировать себя со взрослыми, нежели подростки из благополучных семей. Это связано с ранней необходимостью в самостоятельном поиске средств на жизненные потребности, что, в свою очередь, является причиной потери возможности получить высшее, среднее специальное, а иногда и среднее образование. Несформированность привычки учиться, неготовность подростка пройти длительный процесс образования, тем более правового, совмещенные с потерей интереса к учебе, является катализатором молодежной преступности, когда корыстные мотивы, обусловленные жизненными потребностями, нивелируют адекватное понимание важности соблюдения закона, а также чужих прав и свобод. Проводимые социологические исследования на территории Республики Крым свидетельствуют о том, что далеко не все представители молодого поколения полуострова связывают успех с тяжелым трудом (37,8%), остальные выбирают талант (33,8%) и надеются на случайное течение обстоятельств (4%) [7, с. 148].

Также преждевременно проводить прямую коннотацию между составом семьи, ее доходом и возможностью формирования преступного поведения [6, с. 90]. Безусловно, именно семья является первоочередной ступенью в формировании правосознания, однако сам по себе институт брака, в современном российском обществе претерпевает значительные изменения, что неминуемо отражается на правосознании не только молодежи, но и других социальных слоев.

Еще одним социальным фактором низкого уровня правосознания несовершеннолетних является беспризорность. На данный момент в Республике Крым насчитывается более четырехсот неблагополучных семей, состоящих на учете в полиции [4]. Отсутствие должного контроля со стороны родителей и органов опеки приводит к тому, что подростки интегрируются в молодежные группы, ведущие криминальный образ жизни, употребляют алкоголь и наркотики, а также становятся членами запрещенных молодежный течений [8], в частности, экстремисткой организации «АУЕ», целью которой является обогащение молодежи, путем совершения преступных действий, пропаганда тюремного образа жизни, «арестантского уклада».

Кроме того, в число социальный факторов входит и политический. Ни для кого не секрет, что на данный момент российская молодежь сильно политизирована. Это связано с широкой пропагандой политических идей в социальных сетях и сети Интернет, в которой современное поколение проводит большую часть свободного времени [9]. Искаженно, с точки зрения закона, трактуемые политические идеи в социальных сетях приводят к тому, что молодежь неосознанно идет на совершение преступлений и административных правонарушений. Характерным примером являются митинги в январе 2021 года, где большую часть митингующих составила молодежь. Подстегиваемая мыслями о собственной значимости в процессе легкой смены власти путем участия в несанкционируемых митингах, молодежь под эгидой чужих идей, являясь жертвой массовой пропаганды, совершала уличные беспорядки, нарушала общественный порядок и шла на совершение преступлений.

В Крыму также в период митингов в январе 2021 года на площадь им. В.И. Ленина в городе Симферополе вышло около ста человек. Большую часть из них составили ученики старших классов и студенты. Стоит сказать, что митинг, хоть и был несанкционируемым, однако в Крыму он прошел более сдержанно со стороны митингующих. У молодежи не было с собой агитационных плакатов, транспарантов, никто не выкрикивал лозунги в поддержку отдельных политических персон. Это связано с тем, что с момента перехода в состав России в Республике Крым многое изменилось в лучшую сторону, включая уровень социальных гарантий и развитие всего региона. Кроме того уровень патриотизма возрос, как следствие возрос уровень правосознания граждан, в том числе у молодежи. Та немногочисленная молодежь, которая вышла на митинг 23 января 2021 года в Республике Крым была подвергнута воздействию пропаганды в сети Интернет, однако так и не смогла выразить навязанные идеи в силу их непонимания и смешанных мыслей о несоответствии пропаганды в социальных сетях и существующей действительностью.

Логическим продолжением социальных факторов можно считать идеологические детерминанты правосознания. П.М. Козырева и А.И. Смирнов, описывая особенности правосознания российских граждан, отмечают его противоречивость, размытость и неустойчивость [10, с. 77]. Перечисленные черты можно объяснить трансформационными процессами в области формирования идеологии. Дело в том, что для отечественного сознания понятие закона и справедливости не являются идентичными. Более того, критике подвергаются как раз те законы, которые либо по своему существу подчеркивают социальное неравенство, либо создают возможности для их неисполнения. Учитывая мировоззренческие особенности современной молодежи, связанные со скептическим отношением к прежнему традиционному укладу, ярко выраженным прагматизмом во взглядах, отсутствием непререкаемых авторитетов, можно предположить, что «молодые россияне могут скорее поддерживать справедливость (в своем понимании), чем законопослушность и защиту порядка в обществе [10, с.78].

Проблема воздействия идеологии на сознание молодежи приобретает особую актуальность в наши дни, что также связано с популярностью телекоммуникационных технологий, а особенно сети Интернет и социальных сетей. Фактически у каждого молодого человека в наши дни есть аккаунт в социальных сетях, при этом время непрерывного провождения в нем за сутки достигает от часа до десяти часов. Средний для России показатель времяпрепровождения в интернете – 7 ч. в сутки [11]. Это открывает широкие возможности для латентной пропаганды чужих идей, которые могут противоречить не только праву, но и морали. К приводимому ранее примеру можно добавить, что призывы к участию в противозаконных акциях протеста осуществляли широко известные в молодежных кругах медийные личности, видеоблогеры с многомиллионной аудиторией, пользующиеся популярностью у молодежи. Их основной заработок составляет реклама товаров и услуг, поэтому провозглашаемые ими политические лозунги, как было установлено позже, не всегда были ясны. Они же не были понятны и представителям молодежи, совершившим сотни административных правонарушений и десятки преступлений. Так, к примеру, в социальной сети «TikTok» всего за сутки вышло более миллиарда видеороликов преимущественно с участием молодежи с призывами выйти на митинги, однако без конкретики ради чего. Отрадно констатировать, понимать, что в Республике Крым по сравнению с центральными регионами России пропагандируемые политические идеи поддержали немногие из молодых людей, однако проблема все же остается актуальной. Возможность легко манипулировать молодежью свидетельствует о нравственной и интеллектуальной деградации, а также подтверждает факт низкого уровня правосознания молодежи России.

Однако социальные сети выступают лишь катализатором распространения противоправной пропаганды, которая была бы не так эффективна при развитом уровне патриотизма. На сегодняшний день, по данным ВЦИОМ, патриотизм в России в большей мере ассоциируется не просто с чувствами, а с конкретными требованиями к лицу, считающему себя патриотом [12]. К таким условиям, определяющим патриотические настроения, относятся, не только любовь к Родине, но и обязательная уплата налогов, отсутствие второго гражданства, не замешанность в коррупции, знание государственной символики, желание служить в армии и др. Такие изменения свидетельствуют о стабилизации патриотизма и переходе его из эмоционального и тяжело объяснимого явления в разряд рационального и осознанного.

Свой отпечаток на правосознании оставляет и массовая культура. Свойственная для нее романтизация жизненного уклада 90-х гг., активно пропагандируемая современной популярной культурой в кинематографе, музыке, создает иллюзию беззаботного существования молодежи того времени, а также возрождает некоторые криминальные традиции.

В случае с крымской молодежью мощная идеологическая пропаганда реализуется из-за рубежа при участии Украины и некоторых западных государств. Одновременно постоянные притеснения крымчан в сочетании с громкими обещаниями благополучия в случае их возврата в состав Украины постоянно раскачивают идеологическую обстановку и провоцируют сомнение. Кроме того, экстремистская деятельность разлагает здоровое представление о законности и уважении прав и свобод других людей у подрастающего поколения крымчан. В Республике Крым были не раз зарегистрированы случаи попытки разрешения молодежью своих проблем в стиле «90-х». Особую роль в области влияния идеологии на динамику правосознания молодежи играют крайние молодежные течения. Характерными примерами выступают: фанаты различных музыкальных жанров, изжившие себя готы, эмо и пришедшие им на смену околофутбольные фанаты, целями которых является не исход футбольного матча, а массовая драка, устраиваемая после проведения игры с «фанатами» противоположной команды. Их идеология со временем переросла из обычного доказывания своей силы и правоты в драках в открытую неприязнь к чужим идеям, религии и национальности. В Крыму широко известно такое околофутбольное молодежное течение как «Сыны Тавриды», которое открыто пропагандировало экстремистские идеи во время политической ситуации, сложившейся в 2014 году. Около полусотни членов этого движения после вхождения Крыма в состав Российской Федерации покинуло полуостров и отправилось в Украину, называя при этом оставшуюся часть молодых людей в Крыму предателями.

Таким образом, современная молодежь попала в своеобразный «уроборос» – замкнутый круг, в котором жертва (в нашем случае, целая социальная группа), используя возможности телекоммуникационного пространства, опираясь на социальные и психологические преимущества своего поколения, начинает манипулировать сама собой, подталкивая на совершение противоправных действий, популяризируя насилие, беззаконие и анархию вместо принципов, способствующих благополучному развитию российского общества и государства. Искать выход из этой ситуации кризиса правосознания достаточно сложно. Разорвать кольцо самоуничтожения при воздействии лишь внешних факторов и принуждении невозможно. Успех достижим только при активном участии в повышении правосознания самой молодежи, способной осознать ответственность за судьбу своего государства и, учитывая психологический, социальный и идеологический факторы, оказывающие воздействие на правосознание, работать над повышением авторитета государства и права.

REFERENCES

1. Nojmann E. Velikaya Mat’. Glubinnaya psihologiya i psihoanaliz / E. Nojmann. – Tekst: neposredstvennyj. – M.: KDU, 2012. – 412 s.

2. O molodezhnoj politike v Rossijskoj Federacii: Federal’nyj zakon ot 30.12.2020 № 489-FZ. – Tekst: neposredstvennyj // Rossijskaya gazeta. – 2021. – № 1 (8352).

3. Nikitina L.N., Bojko A.V. Psihologicheskie osobennosti destruktivnogo povedeniya nesovershennoletnih na primere «grupp smerti» / L.N. Nikitina, A.V. Bojko. – Tekst: neposredstvennyj // Fenomenologiya i profilaktika deviantnogo povedeniya. Materialy HII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. – 2019. – S. 124-128.

4. Ko Dnyu molodezhi Rossii. Tekst: elektronnyj // Federal’naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki : [sajt]. – URL: https://crimea.gks.ru/storage/mediabank/Den’%20molodezhi%20Rossii%202019%20.pdf (data obrashcheniya: 25.07.2021).

5. Dzhamalova E.K. Pravosoznanie molodezhi kak osnova razvitiya sovremennogo dagestanskogo obshchestva / E.K. Dzhamalova. – Tekst : neposredstvennyj // YUridicheskij vestnik DGU. – 2018. – T. 27. № 3. – S. 22-25.

6. Balabin M.V. Deformaciya pravosoznaniya molodezhi / M.V. Balabin. – Tekst : neposredstvennyj // VIA SCIENTIARUM — doroga znanij. – 2018. – № 4. – S. 90-97.

7. Konopleva A.A. Kul’turnye predpochteniya Z-pokoleniya (na osnove rezul’tatov sociologicheskogo issledovaniya) / A.A. Konopleva. – Tekst : neposredstvennyj // Manuskript. – Tambov: Gramota. – 2019. – Tom 12. Vypusk 9. – C. 146-150.

8. Chudina-Shmidt N.V. Social’nye usloviya perekhoda lichnosti v sostoyanie ekstremala-destroera / N.V. Chudina-Shmidt. – Tekst: neposredstvennyj // Obespechenie obshchestvennoj bezopasnosti i protivodejstvie prestupnosti: zadachi, problemy i perspektivy. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. – 2020. – S. 508-511.

9. Butkevich S.A. Bezopasnost’ lichnosti v kiberprostranstve (kontrekstremistskij koncept) / S.A. Butkevich. – Tekst: neposredstvennyj // Filosofiya prava. – 2020. – № 4 (95). – S. 24-30.

10. Kozyreva P.M., Smirnov A.I. Evolyuciya pravovyh predstavlenij rossiyan: zakonoposlushnost’ ili spravedlivost’? / P.M. Kozyreva, A.I. Smirnov. – Tekst : neposredstvennyj // Polis. Politicheskie issledovaniya. – 2020. – № 5. – S. 75-89.

11. Vsya statistika interneta na 2020 god – cifry i trendy v mire i v Rossii. Tekst: elektronnyj // Web-canape: [sajt]. – URL: https://www.web-canape.ru/business/internet-2020-globalnaya-statistika-i-trendy/#:~:text=V%20Rossii%20kolichestvo%20internet-pol’zovatelej, 48%25%20ot% 20vsego%20naseleniya%20strany. (data obrashcheniya 26.07.2021).

12. VCIOM rasskazal, s chem rossiyane svyazyvayut patriotizm. Tekst: elektronnyj // Ria.ru: [sajt]. –URL: https://ria.ru/20200220/1565007463.html (data obrashcheniya: 22.07.2021).