Уголовно-правовая ответственность сотрудника полиции за неправомерное применение

CRIMINAL LEGAL RESPONSIBILITY OF A POLICE EMPLOYEE FOR UNLAWFUL USE OF PHYSICAL FORCE, SPECIAL EQUIPMENT AND FIREWARE

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ ЗА НЕПРАВОМЕРНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION CIVIL LAW; BUSINESS LAW; FAMILY LAW; INTERNATIONAL PRIVATE LAW; CIVIL PROCESS; LABOR LAW; LAW OF SOCIAL SECURITY

Publication text (PDF)

UDK: 344.131.6:351.74

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Budagyants G.N., Kondrashov A.V., Crimean branch of the Russian State University of Justice

TYPE: Article

DOI:

https://doi.org/10.37279/2413-1733-2022-8-1-92-96

PAGES: from 92 to 96

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: police officer, use of special means, use of firearms, use of physical force, illegal use.

ABSTRACT (ENGLISH):

It is established that a police officer has the right, while performing official duties, regardless of the position he holds, the time of day, to use appropriate measures of physical force, special means, firearms. However, the onset of criminal liability against a police officer may entail cases of their unlawful use. The need for a police officer to use physical force, special means and weapons may be provoked by relevant circumstances related to the implementation of necessary defense measures, the detention of a suspect, and in this case it is necessary to refer to the norms of Articles 37 and 38 of the Criminal Code of the Russian Federation, which determine the appropriate conditions for lawful harm in the event of circumstances requiring the necessary defense, as well as in connection with the detention of a person who is suspected of committing a certain socially dangerous act. The analysis of the regulatory framework in the field under consideration showed that it is important to attach importance to the implementation of legal awareness of police officers in the field of the use of physical force, special means and weapons in their official activities, as well as to determine the priority in the knowledge of regulatory legal acts regulating the relevant professional activities of a police officer related to the storage, carrying of special means and firearms.

В Российской Федерации на органы полиции возложено множество соответствующих заданий и функций, имеющих направленность на осуществление обеспечения правопорядка, реализацию мер защиты прав и свобод граждан, соответствующее проведение предупреждения и прекращения случаев совершения правонарушений, в связи с чем следует полагать, что в значительной мере от усовершенствования её деятельности зависит в целом укрепление законности и состояние правопорядка в стране. Современная практика правоприменения указывает на сложившуюся ситуацию, связанную с избеганием применения сотрудниками полиции специальных средств, оружия в ситуациях оправданного риска [1, с. 1-9], что может привести к невыполнению служебных функций, причинении вреда жизни и здоровью других граждан.

На уровне отечественного законодательство определяется, что полицейский наделен правом, выполняя служебные обязанности, вне зависимости от должности, которую он занимает, времени дня, реализовать возможность применения соответствующих мер физической силы, служебного огнестрельного оружия, а также специальных средств, которые обязательно должны входить в перечень допустимых (ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ [2]). Следует обратить внимание, что осуществление реализации указанного права связано с конкретной ситуацией, имеющей исключительный характер, так как соединена с возможным причинением вреда соответствующим правам граждан, закрепленным конституционно-правовыми нормами, на жизнь (ст. 20 Конституции Российской Федерации [3]), здоровье (ст. 41 Конституции Российской Федерации), обеспечение свободы, защиту неприкосновенности личности (ст. 22 Конституции Российской Федерации), иных прав.

Следует отметить, что осуществление борьбы с групповой преступностью, рост преступлений тяжкого и особо тяжкого характера, предотвращение совершения преступных деяний, выявляемых ещё на стадии их приготовления, покушения соответственно побуждает полицейских применять жесткие меры, проводить решительно необходимые действия [4, с. 46-49]. В последнее время случаи применения сотрудниками полиции рассматриваемых в настоящей статье мер становятся обычным явлением, однако в таких ситуациях полицейский оказывается перед сложным выбором: применить указанные средства либо в последствие выступать в качестве фигуранта уголовного дела, либо соответствующего дисциплинарного производства, либо в качестве виновного в причинении соответствующего вреда и т.п.

Заметим, что применение рассматриваемых мер полицейским должно строго осуществляться в пределах положений, предусмотренных отечественным законодательством, поскольку в ином случае, чаще всего, будет иметь место ответственность уголовно-правовая (ч. 3 ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации [5] (далее – УК РФ). Обратим внимание, что по смыслу уголовного закона превышением должностных полномочий подразумевает под собой допущение конкретным должностным лицом действий, которые для данного лица не являются допустимыми, так как очевидно выходят за пределы его полномочий, и в последующем имеющие последствия, выражающиеся в нарушение прав и законных интересов человека, гражданина, юридического лица, государства.

В соответствии с положениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями» от 16.10.2009 г. № 19 [6] к рассматриваемым случаям рекомендуется относить деяние, которое совершено лицом при исполнении своих соответствующих служебных обязанностей, осуществленные исключительно при особых обстоятельствах, указанных в нормативном правовом акте; которые никто не вправе реализовывать.

Из этого следует, что важным условием представляется непосредственное определение конкретных пределов полномочий лица, которое использовало соответствующие меры физической силы, соответствующие специальные средства либо служебное оружие. Заметим, что о превышении полицейским своих полномочий целесообразно говорить лишь в том случае, когда те или иные действия были осуществлены сотрудником именно в связи с исполнением обязанностей по службе, поскольку в ином случае ответственность за деяние может предусматриваться иными статьями отечественного Уголовного кодекса (ст. 111 (осуществление умышленного причинения соответствующего тяжкого вреда здоровью человека), ст. 112 (осуществление умышленного причинения соответствующего вреда здоровью человека в средней тяжести), ст. 115 (осуществление умышленного причинения легкого вреда здоровью человека), ст. 118 (осуществление причинения соответствующего тяжкого вреда здоровью человека в связи с неосторожностью) УК РФ.

Стоит отметить, что реализации сотрудником полиции права на применение физической силы, специальных средств и оружия могут предшествовать различные обстоятельства, например, связанными с необходимой обороной либо же задержанием лица, в отношении которого есть достаточные основания для подозрения в совершении противоправного деяния. Согласно указанию Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами законодательства о необходимой обороне и применении вреда при задержании лица, совершившего преступление» от 27.09.2012 г. № 19 на вышеуказанных лиц, распространяются нормы ст. 37 и 38 УК РФ, которые определяют соответствующие условия в случаях правомерного причинения определенной степени вреда при возникновении обстоятельств, требующих необходимую оборону, а также в связи с задержанием лица, которое подозревается в совершении определенного общественно опасного деяния.

Здесь следует заметить, что это правило может быть применено в случае, если полицейский нарушает установленные правила иных законов, к примеру, Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (ст. 22, 23), которым установлены различные запреты и ограничения на применение соответствующих спецсредств и оружия [7, с. 200-205].

Обратим внимание, что, в практической полицейской деятельности встречаются случаи, связанные с превышением сотрудником полиции соответствующих пределов, которые определяют обоснованность применения лицом мер необходимой обороны, либо же использования иных соответствующих мер, являющихся востребованными при реализации мероприятия по задержанию лица, подозреваемого в совершении преступного деяния. Совершение полицейским действий, связанных с выходом за установленные пределы, может соответственно выражаться в совершении соответствующих общественно опасных деяний в виде убийства либо же причинения вреда здоровью человека в определенной степени (тяжкого, среднего), осуществляемых с умыслом.

Указанные действия могут получить реализацию посредством соответствующих признаков, закрепленных в диспозиции ст.108 УК РФ, предполагающей осуществление убийства, которое было совершено лицом в случае превышения установленных пределов обеспечения необходимой обороны либо же превышения тех мер, которые были необходимы для проведения задержания соответствующего лица, которое совершило общественно опасное деяние), либо же в ст. 114 УК РФ, предполагающей осуществление причинения соответствующего вреда здоровью лица (тяжкого, среднего) в случае превышения соответствующих пределов действия при необходимой обороне либо принятии таких мер в случае осуществления задержания лица, которое совершило определенное деяние, запрещенное законом. При этом, в отношении сотрудника полиции вопрос наступления соответствующей ответственности будет снят с рассмотрения в случае, когда вред здоровью определенному лицу в легкой либо средней форме нанесен умышленно, а также в результате побоев либо в связи с проявлением неосторожности в своих действиях, если такие действия вызваны были определенными действиями соответствующего лица, державшего оборонение, вместе с тем осуществляя отражение соответствующего посягательства, которое возникло и имело общественно опасный аспект [8, с. 216-219].

Уголовно-правовой ответственности не подлежат соответствующие действия полицейского, связанные с соответствующим применением специальных средств, физической силы, оружия, в случае, когда такие действия осуществлялись согласно нормативно-правовым требованиям в данной сфере, действующими на территории Российской Федерации. Однако, если нарушения законодательства будут иметь место, то сотрудник полиции может понести уголовно-правовую ответственность согласно ч. 1, ч. 2 ст. 108, ч. 1, 2 ст. 114, ч. 3 ст. 286, ч. 2 ст. 302 УК РФ.

Решение вопроса об исключительности обстоятельств конкретной ситуации полицейский будет решать исходя из собственного практического опыта, реальной ситуации, интенсивности и характера посягательства, способов и средств устранения опасности иным способом, оправданного риска и т.п. Эти факторы порождают необходимость обеспечения в отечественном законодательстве гарантий прав и свобод полицейского, который в силу сложившейся обстановкой был вынужден реализовать право применить физическую силу, специальные средства либо же оружие.

Суммируя изложенное отметим, что на современном этапе значимой задачей органов полиции должно являться обеспечение осуществления соответствующей правовой осведомленности полицейских, действующих в рамках обеспечения правопорядка, наделенных правом применения соответствующих пределов физической силы, специальных средств и оружия для осуществления своей непосредственной служебной деятельности. Обращено внимание, что приоритетное место получении знаний о соответствующих нормативно-правовых актах, которыми предполагается регламентирование профессиональной деятельности полицейского, связанной с осуществлением хранения, особенностями ношения специальных средств и оружия. Установлено, что использование соответствующей физической силы к определенному лицу, специальных средств либо служебного огнестрельного оружия при выполнении соответствующих служебных обязанностей должно характеризоваться обоснованностью и законностью их применения в конкретной ситуации, при определении нормативных рамок допустимости действий, которые сотрудник полиции совершает, поскольку в ином случае будет иметь место наступление уголовно-правовой ответственности.

REFERENCES

1. Karimov A. A. Policiya Rossii i SSHA. Komparativnyj analiz po voprosam primeneniya fizicheskoj sily, special’nyh sredstv i ognestrel’nogo oruzhiya // Policejskaya deyatel’nost’. – 2021. – № 4. – S. 1-9.

2. O policii [Elektronnyj resurs]: Federal’nyj zakon ot 07.02.2011 g. № 3-FZ. URL: sonsultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (data obrashcheniya: 05.12.2021).

3. Konstituciya Rossijskoj Federacii: prinyata na vsenarodnom golosovanii 12 dekabrya 1993 g. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.costitutio.ru/ (data obrashcheniya: 05.12.2021).

4. Shchetinina N. V. Predely pravomernosti primeneniya sotrudnikami policii fizicheskoj sily, special’nyh sredstv i/ili ognestrel’nogo oruzhiya / N.V. SHCHetinina, A.N. Pashnin // Vestnik Ural’skogo yuridicheskogo instituta MVD. Rossii. – 2018. – № 4. – S. 46–49.

5. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]: Federal’nyj zakon ot 13.06.1996 g. № 63–FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (data obrashcheniya: 05.12.2021).

6. O sudebnoj praktike po delam o zloupotreblenii dolzhnostnymi polnomochiyami [Elektronnyj resurs]: postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 16.10.2009 g. № 19. URL: base.garant.ru/1792859/ (data obrashcheniya: 05.12.2021)

7. Kovshevackij V. I. YUridicheskaya otvetstvennost’ sotrudnikov policii za nepravomernoe primenenie special’nyh sredstv / V. I. Kovshevackij, S. P. Stashchenko // Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti. – 2019. – № 4. – S. 200–205.

8. Ruzaeva D. V. Problema prevysheniya polnomochiya sotrudnikami policii pri primenenii fizicheskoj sily i special’nyh sredstv ili ognestrel’nogo oruzhiya // Skif. Voprosy studencheskoj nauki. – 2019. – № 9 (37). – S. 216–219.