TO THE QUESTION OF THE IDEOLOGY OF THE RUSSIAN STATEHOOD

TO THE QUESTION OF THE IDEOLOGY OF THE RUSSIAN STATEHOOD

К ВОПРОСУ ОБ ИДЕОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION THEORETICAL AND HISTORICAL LEGAL SCIENCES

Publication text (PDF)

UDK: 342

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Hrytsiuk M. V., Belgorod State National Research University

TYPE: Article

PAGES: from 24 to 30

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: Ideology, state ideology, ideology of the state, ideological component, deideologization of society, national ideology.

ABSTRACT (ENGLISH):

In this article, the ideology of the state is considered as a constant companion and an integral part of statehood as such. It is further noted that despite the existence in democratic states, including the Russian one, of the prohibitions of state ideology, the state still cannot exist without a certain set of ideas that determine the goals, objectives and vector of development of a state.

The article argues the position of revising the attitude towards ideology. It is proposed to consider it as a set of value orientations socially preferred and implemented by the state. The issue of the revival of the national ideology, which should take its rightful place in the life of Russian society, is touched upon.

В последние годы в России актуализировалась дискуссия о государственной идеологии. Тема активно обсуждается как в научных, так и в политических кругах. Нельзя не согласиться с О.В. Вольтер, что «мнения участников этой дискуссии разделились. Одни полагают, что в обществе, основанном на принципах политического и идейного плюрализма, никакой идеологии, претендующей на роль государственной, не должно быть. Напротив, приверженцы создания государственной идеологии видят в ней важный инструмент консолидации российского общества» [1, с. 4].

В отечественной историографии проблема государственной идеологии (национальной идеи) всегда обсуждалась достаточно активно. Многие ученые посвящали свои труды истории и теории национальной идеи, на основе которой взрастала российская государственность: Н. Бердяев, И. Ильин, В. Розанов, П. Савицкий, Е. Трубецкой, Б. Чичерин и др. [2, 3, 4].

Российская государственная идеология начала своё зарождение ещё во времена становления государства российского, когда единство и независимость были необходимы для его выживания. По мере развития российского государства, появилась основополагающая национальная идея о великодержавности, которая проявлялась уже в Российской империи и сохранилась в общественной памяти до настоящего времени. С приходом советской власти была принята марксистско-ленинская государственная идеология, которая стала официальной и безальтернативной, и использовалась как основа для построения советского государства.

После развала СССР, в России проводились реформы, которые отвергли не только государственную идеологию, но и идеологию вообще. Новые реформаторы, бравшие пример с запада, утверждали о лживости коммунистической идеологии [5] и, что России не нужна идеология [6, 7]. В Конституции России было закреплено идеологическое многообразие. В статье 13 Конституции Российской Федерации [8] говорится о том, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Наряду с этим в статье 14 Конституции Российской Федерации [8] содержится положение о недопустимость установления какой-либо религии в качестве государственной или обязательной.

Давайте попробуем разобраться, может ли государство существовать без идеологии?

Современный русский философ А.Г. Дугин понимает под идеологией «мировоззрение, которое искусственно создается людьми и распространяется для реализации конкретных социально-политических целей» [9, с. 540]. По его убеждению, мировоззрение в процессе трансформации традиционного общества в общество светское (секулярное) становится идеологией. Козырев М.С., под идеологией видит «совокупность мировоззренческих установок, идеалов, ценностей, интересов общественных групп, отражающая так или иначе те социальные условия, в которых они находятся» [10, с. 26].

Исходя из выше изложенного, идеология – это некая система или совокупность взглядов и идей, в которых отображается восприятие определённой группой людей окружающей действительности (по преимуществу социальной), а также их отношение к этой действительности, интересы, цели, намерения и умонастроения.

Государственная идеология – это те идеалы и ценности, которых придерживается государство в осуществлении своих задач, та модель общественного и государственного устройства, достижение которой является целью государственной власти [11, с. 119].

В процессе реализации государственной политики, власть проводит некие принципы и идеалы, заложенные в Конституции, и заключаются они в общепринятых идеях демократии, свободы, торжества права, выраженных в нормах действующей Конституции Российской Федерации. Даже при том условии, что на государственном уровне закреплен принцип отказа от государственной идеологии, Конституция РФ определяет пять базовых идей государственности: демократический, федеративный, правовой, социальный и светский [12].

Эти идеи могут меняться в зависимости от политической ситуации, на государственном уровне может пропагандироваться идеологическое многообразие, но, тем не менее, идеи государственности всегда присутствуют в любом государстве, и играют системообразующую роль в его развитии. Хабибулин А.Г. и Рахимов Р.А. утверждают, что «Государственная идеология в любой из ее форм является столь же неотъемлемым признаком всякого государства, как общепризнанные признаки, такие, как государственный суверенитет, территория, право, механизм управления. Ослабление идеологических основ гибельно для государства» [13].

Бредихин А.Л. указывает, что «современные демократические государства, не имея определенной идеологии, тем не менее, осуществляют идеологическую функцию. Идеология здесь представляется набором идеологем и идеологических установок, которые государство считает необходимым реализовать во всех сферах общественной жизни» [11, с. 120, 121]. Он отмечал, что «в Российской Федерации сформировалось новое направление, в рамках которого осуществляется идеологическая функция государства – стратегическое планирование. То есть, государством принимаются документы стратегического планирования, определяющие основные направления развития государства, а идеологическая функция проявляется в их обнародовании, информационном сопровождении с целью формирования одобрительного отношения населения» [11, с. 121].

Козлова Е.И. и Кутафин О.Е. отмечали, что «определяющими «идеологическими» постулатами являются общепризнанные и доказавшие свою эффективность принципы. В первую очередь это приоритет прав и свобод человека и политический плюрализм, заключающийся в создании возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках конституции» [14, с.115]. «Закон – это аспект материализации господствующей идеологии и фундаментальная категория государственного суверенитета. Он сам становится своеобразной идеологией, призванной формировать социальное единство» [15, с. 53].

Государство не может существовать без некоторой совокупности идей, которые, и призваны двигать государство в том или ином направлении. Идеология необходима любому государству, она является его спутником и неотъемлемой частью наряду с его суверенитетом, территорией, публичной властью, системой национального законодательства, флагом, гимном, армией, полицией, судебной властью, законами.

В Конституции России закреплены определённые и общепринятые идеи, такие как равенство, свобода, справедливость, закреплены ориентиры в виде демократических принципов. Конституция является документом, который закрепляет государственные идеи, но при этом, в ней в самой запрещается любая государственная идеология. Парадокс даже в том, что запрет государственной идеологии и есть государственная идеология.

Вся эта идеологическая борьба противников государственной идеологии показывает, что концепция деидеологизации государства также утопична, как и попытка насаждения единственной и обязательной государственной идеологии. Поэтому можно с уверенностью сказать, что все теории деидеологизации являются несостоятельными.

Государство не может существовать без идеологии. Полный отказ от идеологии в принципе невозможен, поскольку отсутствие определенных идеологических установок, которые находятся в Конституции и других законах, пагубно повлияет на развития государства. Идеи и цели нужны государству в первую очередь для его существования и его развития.

Как писал Флиер А. в своей работе «О новой культурной политике России», деидеологизация социума порождает условия абсолютного ценностного и познавательного релятивизма, а само бытие становится случайно-событийным и в итоге бессмысленным. Нейтрализация идеологической компоненты в правовом менталитете ведет к атомизации и распаду общества. Одна из задач, которые стоят перед Россией, – восстановление социального статуса и престижа понятия «идеология» как комплекса общественно предпочитаемых и реализуемых государством ценностных ориентаций. Ибо идеология является объективно необходимым структурообразующим компонентом духовной культуры и русского менталитета. Отсутствие национальной идеологии деформирует в известных пределах национальный менталитет, лишает его самобытности [16]. Идея тотальной деидеологизации России – иллюзия, поскольку общество не может быть вне идеологии, ибо оно не может существовать вне интересов и ценностей, вне процессов их осознания [17].

Также, опираясь на основные идеологические постулаты, закреплённые в Конституции, государство для успешного развития должно иметь стратегический план развития, цели и некий инструментарий достижения поставленных целей и задач. В этом стратегическом плане развития должна быть концепции развития, содержаться основные закономерности его дальнейшего пути и идеи общественного совершенствования.

С одной стороны, обязательная и единственная государственная идеология запрещена Конституцией российского государства, но с другой стороны, существует идеология государства, которая проявляется в самой же Конституции, в виде демократических принципов, проявляется в развитии государства, в основах его деятельности, соответствующих идеям, ценностям, устремлениям, которые обеспечивают сохранность и национальную безопасность Российской Федерации.

Хотелось бы отметить, что намерения большинства стран скрыть государственную идеологию, вполне понятно и объяснимо. Так как существуют неудачные опыты идеологической регламентации общественной и государственной жизни. Можно вспомнить советский опыт российского государства, который привел в конечном итоге к краху государственности и отсутствию ориентиров дальнейшего развития на постсоветском пространстве. Но, несмотря на попытки скрыть государственную идеологию, можно смело утверждать, что идеология всегда была и остается постоянным спутником государственности как таковой.

Если идеология всегда была и есть неотъемлемой частью государства, и проявляется она в демократических идеалах и принципах, закреплённых в Конституции РФ, и в стратегическом плане развития Российского государства, то нужно пересмотреть проблему, связанную с национальной идеологией российского государства.

Российскому обществу нужна национальная идея, так как закрепление в Конституции РФ идеологического многообразия не дало своих результатов, а вместо этого наступила идеологическая пустота, которую, верхушки государственной власти, уже много лет пытаются заполнить, разрабатывая в связи с этим национальную идею, которая могла бы мобилизовать и консолидировать российский народ.

Однако механически скопированные с запада либеральные ценности, так и не смогли мобилизовать российское общество, как это было сделано в начале XX века большевиками, в их проекте строительства будущего общества. Либеральные ценности, которые ставят в основу удовлетворение всех потребностей, не имеют нравственного содержания, а значит, российское государство долго на этих ценностях не сможет просуществовать, так как в России человек всегда жил высшими смыслами и ценностями, и эти ценности были базовыми для общества и государства. В России всегда традиционно на первом месте стояли добро, мир, красота, любовь к ближнему, любовь к Родине, истина, чувство долга и совесть. Все материальные ценности, такие как достаток, комфорт, сытость, благополучие, являются только средство для достижения высших ценностей.

Народы, к которым относятся, к примеру, государства Западной Европы, предпочитают материальные и земные ценности и блага. В этих государствах традиционно большую роль играют идеи свободы, правового равенства, материального благополучия и такую цивилизацию можно условно назвать цивилизацией потребления. Ставя материальные ценности во главе общественной жизни, отодвигая этим на второстепенный план ценности нравственно-духовные, государство идёт по пути деградации и заканчивается это гибелью государства и общества.

Национальная идеология российской государственности лежит в истоках её духовной, нравственной и религиозной истории, так как в основе культурной и национальной идентичности любого народа лежат именно религиозные и нравственные особенности. Эти особенности впоследствии формируют нравы, менталитет, правосознание общества. Для Российского государства такой государствообразующей и культурообразующей особенностью является православие. Поэтому, с моей точки зрения, в формировании национальной идеологии российской государственности, в современных условиях, основополагающим должно выступать нравственное развитие нашего народа, а не только экономическая или политическая стабильность и безопасность.

В России с 1993 г. в Конституции закреплены ценности общества потребления и правового государства, так как реформы после распада Советского Союза проводились с заимствованием достижений западной цивилизации, построенной на ценностях материальных, а не духовно-нравственных. Между тем развитые западные государства претерпевают не лучшие времена, которые сопровождаются бедностью, наличием социальных болезней, нищетой. Наличие демографической катастрофы, высокого процента суицида, экологических бедствий, дефицита сострадания и милосердия, гомосексуализма и иных извращений, наркотизации, эгоизации общества, потери смысла жизни, есть результат духовного кризиса, разрушения традиционных ценностей. Г. Дж. Берман, подчеркивая кризис правосознания современного жителя западных стран говорил следующее: «Человек Запада находится в гуще беспрецедентного кризиса правовых ценностей и правового мышления» [18].

Все это заставляет пересмотреть, закреплённые в Конституции РФ 1993 г., либеральные ценности. В связи с этим необходимо, на мой взгляд, конституционализировать базовые ценности, путём закрепления их в тексте действующего Основного Закона государства. Если постепенно вносить изменения в либерально-демократическую идеологию правового государства, то можно изменить её на идеологию нравственно-правового государства, построенную на традиционных духовно-нравственных ценностях.

Подводя итоги вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Не смотря на запрет Конституцией РФ обязательной и единственной государственной идеологии, она остаётся постоянным спутником и неотъемлемой частью государственности как таковой. Государство не может существовать без некоторой совокупности идей, которые определяют вектор его развития. Именно совокупность идей и ценностей, составляет приоритеты государственного развития и вытекающие из них цели и задачи. Несмотря на явный запрет идеологии, нормы Конституции содержат идеологическую составляющую, закрепляя основные демократические достижения российского государства и права. Идеология является необходимым компонентом любой формы коллективного бытия людей, а поэтому государство должно пересмотреть отношения к идеологии, но, не рассматривая его однобоко, а именно как комплекс общественно предпочитаемых и реализуемых государством ценностных ориентаций, и в этом контексте не следует смешивать политический плюрализм с деидеологизацией общества. В Конституции РФ должно произойти изменение её ценностных оснований, должна возродиться национальная идеология, основанная на традиционных духовно-нравственных ценностях.

REFERENCES

1. Vol’ter O.V. Fenomen rossijskoj gosudarstvennoj ideologii kak duhovnopoliticheskoj osnovy gosudarstvennoj celostnosti Rossii: istoriya i sovremennost’: Avtoref. diss. … dokt. polit. nauk : 23.00.01 / Vol’ter, Ol’ga Vladimirovna. Rostov-na-Donu, 2010. S. 55.

2. Berdyaev, N. Istoki i smysl russkogo kommunizma. Parizh: YMCA-Press, 1955. 159 s.URL: http://www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1937_042_0.html (data obrashcheniya: 07.04.2022).

3. Il’in, I. O russkoj idee. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Ilin/russid.php (data obrashcheniya: 07.04.2022).

4. Rozanov V.V. Vozle «Russkoj idei». Vpervye opublikovano: «Russkoe slovo». 1911. 19 iyulya. № 165. URL: http://dugward.ru/library/rozanov/rozanov_vozle_russkoy_idei.html (data obrashcheniya: 07.04.2022).

5. Gajdar E. Gosudarstvo i evolyuciya. M.: Evraziya, 1995. S. 206.

6. Bell D. The End of Ideology. Glenon, 1960.

7 Pajps R. Russkij konservatizm i ego kritiki: Issledovanie politicheskoj kul’tury: per. s angl. M.: Novoe izdatel’stvo, 2008. S. 249.

8. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g. s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 1 iyulya 2020 g.) st. 13, 14 Oficial’nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 04.04.2022);

9. Dugin A.G. Obshchestvovedenie dlya grazhdan Novoj Rossii. M., 2007. S. 540.

10. Kozyrev M.S. Ideologiya i ee rol’ v rossijskom gosudarstvennom upravlenii. Monografiya. — M.: NU OAOU, 2013. S. 26.

11. Bredihin A.L. Ideologiya i gosudarstvennost’. // Nauchnyj zhurnal «Ekonomika, Sociologiya, Pravo», 2020, № 2(18) S. 119-121; Rezhim dostupa: http://profit-brgu.ru/wp-content/numbers/2020-N2/2020-N2.pdf.

12. Poyarkov S.YU. Politicheskij rezhim i konstitucionalizm (istorikoideologicheskij aspekt). Krasnodar: Vol’naya N.N., 2010.

13. Habibulin A.G., Rahimov R.A. Gosudarstvennaya ideologiya: k voprosu o pravomernosti kategorii // Gosudarstvo i pravo. 1999. № 3.

14. Kozlova E.I., Kutafin O.E. Konstitucionnoe pravo Rossii: ucheb. — 4-e izd., pererab. i dop. — M.: Prospekt, 2009. S. 115.

15. Vlast’. Ocherki sovremennoj politicheskoj filosofii Zapada. — M.: 1989. S. 53.

16. Flier A. O novoj kul’turnoj politike Rossii // Obshchestvennye nauki i sovremennost’. 1994. N 5. S. 19.

17. Kozin N. Identifikacionnyj krizis Rossii // Svobodnaya mysl’. 2002. N 5. S. 51.

18. Berman G. Dzh. Zapadnaya tradiciya prava: epoha formirovaniya. M., 1994. S. 13.