ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАНСФОРМАЦИИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE TRANSFORMATION OF THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS OF THE INDIVIDUAL

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАНСФОРМАЦИИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES

Publication text (PDF)

UDK: 342

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Shurygina Yu.V., Ural Institute of State Fire Service EMERCOM of Russia, Russia, Yekaterinburg

TYPE: Article

PAGES: from 197 to 200

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: legal personality, constitutional and legal status, personality, citizen, constitution of the Russian Federation.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article analyzes the legal characteristics of the totality of rights, freedoms, legitimate interests and duties of a person and a citizen on the one hand, as well as guarantees from the state in terms of creating conditions for the realization of such rights and freedoms, as well as their protection, protection on the other hand.

The constitutional and legal institution of the status of a person reflects the basic principles that determine the position of a person in society, as well as the principles of the relationship between a person and society, a person and the state. The constitutional and legal status of an individual unites the basic rights, freedoms, duties and guarantees enshrined in the Constitution of the Russian Federation. Fundamental rights and freedoms, which are inalienable and received by a person from birth, determine a certain stability and stability of the constitutional and legal status of the individual.

However, at the same time, the constitutional and legal status of an individual cannot exist in an unchanged form, its development and transformation are inevitable due to a number of reasons and circumstances.

First of all, this is due to the improvement of democratic public institutions, scientific and technological development of society. State and public institutions, of course, determine the legal status of a person and a citizen. For example, the formation of the institution of the Commissioner for Human Rights led to the emergence of the right of a person and a citizen to protect their rights and freedoms through this structure at the regional or federal levels.

In addition, the constitutional and legal status of a person is influenced by factors such as the age of a particular person, as an individual with a certain constitutional and legal status, education, the scope of his activities, the degree of his involvement in the process of interaction with public authorities, institutions and public organizations, as well as other circumstances related to the need to ensure security of the population and the state.

One of the main and important directions of the state’s legal policy is rule-making aimed at creating legal instruments regulating public relations in the field of the realization of human and civil rights and freedoms, generally binding rules of conduct, as well as the creation, preservation and guarantee of conditions ensuring the realization of established rights and freedoms.

Практически любой человек, гражданин, личность не может существовать вне общества. Как субъект общества человек наделён определенными правами в этом обществе, а также несет определенные обязанности по отношению к другим субъектам общества, и к обществу в целом. Среди ценностей, охраняемых, защищаемых и гарантируемых государством, высшей ценностью является человек, его права и свобода, которые при нормальных условиях существования общества не могут быть ограничены либо отменены [5].

В зависимости от субъекта обладания правом принято определять права человека и права гражданина. Права человека являются исходными, поскольку они присущи человеку от рождения, независимо от того, является он гражданином того или иного государства или нет. Права гражданина охватывают сферу отношений гражданина и государства.

Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» содержит «принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации» [4].

Основным нормативным правовым актом, содержащим права и обязанности личности в Российской Федерации, является Конституция, которая имеет наивысшую юридическую силу. Являясь нормативным правовым актом прямого действия, Конституция регулирует важнейшие общественные отношения, устанавливая перечень основных прав и свобод, их гарантии, а также условия, при которых установленные права и свободы могут быть временно ограничены.

При этом, все иные нормативные правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, как на федеральном, так и на региональных уровнях, не должны противоречить Конституции.

Базовый принцип конституционного статуса личности закреплен в статье 2 Конституции: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» [1].

Конституционно-правовой статус личности Российской Федерации являет собой комплексный институт конституционного права, включающий ряд элементов:

1) правосубъектность, включая, дееспособность и правоспособность;

2) конституционные права, свободы и обязанности личности;

3) гражданство или иную политико-правовую связь личности и государства;

4) конституционные гарантии и ответственность.

Человек и гражданин, является базовой единицей общественных правоотношений, обладающей правосубъектностью.

Права и свобода человека гарантированы и защищены Конституцией. Гарантии, представляют собой процесс реализации человеком конституционных прав и свобод. Юридические гарантии представляют собой правовые средства и способы, с помощью которых обеспечивается реализация гражданами прав и свобод. Общие гарантии являются условием и средствами охраны, обеспечения защиты всех или значительной части прав и свобод. Согласно статье 45 Конституции «государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».

Гарантии правосудия по своей сути являются гарантиями свободы личности. К таким гарантиям относятся:

— равенство всех перед судом и законом, предусмотренное статьей 19 Конституции;

— гарантии подсудности, предусмотренные статьей 47 Конституции, обеспечивающие право человека на рассмотрение дела тем судом и судьей, которые в соответствии с законом должны его рассматривать, а гражданин об этом должен быть заранее извещен;

— гарантия права обвиняемого на рассмотрение его дела с участием суда присяжных заседателей, что также предусмотрено статьей 47 Конституции;

— упомянутые ранее гарантии квалифицированной юридической помощи и презумпция невиновности;

— гарантии запрета быть повторно осужденным за одно и то же преступление, предусмотренные статьей Конституции;

— недействительность незаконно полученных доказательств, право на обжалование судебного акта, а также право на помилование;

— гарантия от самообвинения, выражающаяся в запрете принуждения давать показания против себя самого и своих близких, предусмотренная статьей 51 Конституции;

— запрет обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность за преступление (правонарушение), которое в момент его совершения таковым не являлось, предусмотренный статьей 54 Конституции.

Гарантии основных прав и обязанностей выражаются в создании наиболее благоприятных условий для реализации прав и обязанностей человеком.

Принцип ограничения прав и свобод закреплен во Всеобщей Декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» [3].

В настоящее время лишь в рамках Федерального Конституционного закона «О чрезвычайном положении» предусматривается ограничение правового статуса человека и гражданина. Согласно статье 4 указанного Федерального Конституционного закона чрезвычайное положение может быть введено Указом Президента Российской Федерации на территории Российской Федерации либо в отдельных местностях. Такими отдельными местностями, могут являться отдельные регионы, отдельные субъекты Российской Федерации [2].

Таким образом, конституционно-правовой статус личности, его основные права, свободы и обязанности, непосредственным образом определяют и обуславливают создание сбалансированных способов взаимодействия субъектов правоотношений, а также определяют формирование гармоничных отношений человека, общества и государства.

REFERENCES

1. Konstituciya RF, st. 2, st. 45 // Rossiiskaya gazeta [Elektronnii resurs]. – 2020. – № 144(8198) ot 04.07.2020. – Rezhim dostupa: https://rg.ru/2020/07/04/konstituciya-site-dok.html (data obrash’eniya: 28.03.2022).

2. Federalnii Konstitucionnii zakon ot 30.05.2001 №3-FKZ «O chrezvichainom polozhenii» [Elektronnii resurs]. URL :http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5532 / (data obrash’eniya: 28.03.2022)

3. Vseobsh’aya Deklaraciya prav cheloveka, st. 29// Oficialnii internet-portal pravovoi informacii [Elektronnii resurs]. (data obrash’eniya: 28.03.2022)

4. Federalnii Zakon ot 31.05.2002 № 62-FZ «O grazhdanstve Rossiiskoi Federacii», st. 1// Oficialnii internet-portal pravovoi informacii [Elektronnii resurs]. – 31.05.2002. – N 102076357 – Rezhim dostupa: http:// pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102076357 (data obrash’eniya: 28.03.2022).

  1. 5. Kommentarii k Konstitucii Rossiiskoi Federacii/ Pod red. V.D. Zorkina. M., 2011. S. 480-482, (data obrash’eniya: 29.03.2022).