Реализация государственной миграционной политики в Республике Крым: некоторые вопросы совершенствования

IMPLEMENTATION OF THE STATE MIGRATION POLICY IN THE REPUBLIC OF CRIMEA: SOME IMPROVEMENT ISSUES

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION ADMINISTRATIVE LAW

Publication text (PDF)

UDK: 325.14

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

D. V. Klimova, Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

TYPE: Article

PAGES: from 96 to 104

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: migration, migration policy, illegal migration, labor migrants, internal affairs bodies, counteraction, Russian Federation, Republic of Crimea.

ABSTRACT (ENGLISH):

Regulation of migration processes is one of the main directions of the Concept of the state Migration Policy of the Russian Federation for the period up to 2025. With the entry of the Republic of Crimea into the Russian Federation, the nature and dynamics of migration processes on the territory of the peninsula have changed. The article reflects the legal foundations of the migration policy of the Russian Federation and examines the state policy of regulating migration processes at the present stage. The statistics of the migration situation in the Russian Federation and the Republic of Crimea are given, the main indicators of migration activity are identified and analyzed. Some problems of legal regulation of migration flows are considered and the need to improve legislation in the field of migration is substantiated.

Some issues of countering illegal migration by the internal affairs bodies of the Republic of Crimea at the present stage are reflected. The main directions and a number of measures to prevent and counteract illegal migration in the territory of the Republic of Crimea are proposed.

Миграция сегодня неотъемлемая часть современного глобализованного мира. Современный этап характеризуется увеличением масштабов миграционных процессов, расширением и развитием связей и интеграции между странами. По данным ООН, РФ является четвертой страной в мире по числу принимаемых мигрантов, большинство из которых – это граждане постсоветских центрально-азиатских республик [17]. Только в 2021 г. в России на миграционный учет было поставлено 13 392 897 иностранных граждан и лиц без гражданства, что на 3 590 449 больше в сравнении с аналогичным периодом 2020 г. (9 802 448 соответственно) [20]. И это несмотря на ограничения, действующие в связи с пандемией.

Анализируя миграцию в целом, можно с уверенностью сказать, что это явление многостороннее, которое имеет как позитивные, так и негативные стороны. В качестве позитивных аспектов следует отметить приток низкооплачиваемой рабочей силы, позволяющей заполнить рабочие места, особенно в жилищно-коммунальной сфере, сельском хозяйстве, строительстве и сфере услуг, что существенно влияет на экономический уровень. Мигранты всегда вносили свой вклад в развитие любого государства, его экономической, социальной и культурной сферы. Вместе с тем, негативным и небезопасным для государства является незаконная миграция, которая выступает одной из наиболее опасных угроз национальной безопасности.

Неконтролируемая миграция может быть причиной межнациональной напряженности в обществе. На примере отдельных европейских стран, где постоянно возникают вспышки агрессии, видим, к чему это может привести. Нелегальная миграция провоцирует рост социальной напряжённости, что в последствии ведет к явлениям ксенофобии и экстремизма. Все чаще она рассматривается как один из возможных путей распространения терроризма.

Иностранные граждане и лица без гражданства, которые пребывают на территории России нелегально, нарушают при этом требования не только миграционного законодательства. И это не случайно, учитывая, что указанная категория лиц государственному учету не поддается, из систем официального трудоустройства, социальной защиты и налогообложения исключена. Социальные права нелегальных мигрантов не обеспечиваются, их семьи лишены государственных гарантий получения образования и медицинской помощи. В результате они находят средства к жизни зачастую совершая правонарушения. Поэтому в условиях усиления миграционных потоков, вопросы реализации миграционной политики и ее эффективность вызывают особую актуальность.

Своеобразную зону миграционных процессов представляет Республика Крым, которая вошла в состав Российской Федерации в 2014 г. В целом Республика Крым является одним из ведущих субъектов по развитию миграционных процессов, что во многом обуславливается мягкой климатической зоной и благоприятным географическим положениям, что позволяет мигрантам успешно трудоустроиться не только в сезон туризма, но и в любое другое время года. Безусловно, активизация миграционных процессов на крымском полуострове не могла не повлиять на рост населения.

Так, в 2021 г. численность постоянного населения по городским округам и муниципальным районам Республики Крым составила 1 901 578 постоянных жителей [13]. Относительно недавно Правительство РФ ввело послабления на въезд трудовых мигрантов из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Киргизии, Казахстана, что позволило стабилизировать уровень миграционных потоков. Эти послабления способствовали приросту населения и за 2021 г. в Крым прибыло 4,8 тысяч человек [8]. За время нахождения Крыма в составе Российской Федерации численность населения полуострова выросла более чем на 70 тысяч [13].

Однако нельзя не отметить и тот факт, что постоянный приток иностранных граждан оказывает воздействие не только на социальную, экономическую, политическую ситуацию, но и на криминальную обстановку. Так, по данным МВД по Республике Крым за 2020 г. иностранными гражданами было совершено 1015 преступлений, а за 2019 г. – 925 преступлений, что свидетельствует о росте преступлений, совершаемых мигрантами [21].

Миграционные процессы в России в целом, и в Республике Крым, в частности, регулируются системой источников, во главе которой находятся нормы международного права, признанные РФ, Конституция РФ, федеральные законы, законодательство Республики Крым и подзаконные нормативные правовые акты. Указанные источники определяют совокупность и объем прав и обязанностей иностранцев на территории пребывания, а также обеспечивают соблюдение административного регламента при предоставлении государственных услуг в сфере миграции, и препятствуют возможности оказания услуг в обход закона.

В Конституции РФ закреплено право (при законном нахождении на территории государства) свободно передвигаться и выбирать место жительства, работы, учебы или отдыха. Граждане страны, иностранцы и лица без гражданства имеют право выезжать за пределы границ нашего государства, а для граждан России также закреплено нормами данной статьи право беспрепятственно возвращаться на территорию государства [6]. Таким образом, свободное перемещение должно быть осуществлено исключительно в соответствии с действующим законодательством.

Анализируя Концепцию государственной миграционной политики на 2019-2025 гг., как основной стратегический документ в сфере миграционной политики, можно отметить тот факт, что в последние годы произошел мощный поток мигрантов из стран Ближнего Востока, Северной Африки на территории Европы, который существует уже на протяжении последних десяти лет. Вследствие этого ухудшилась криминогенная обстановка в Европе. Подобного рода явления могут стать опасными, как и для России, так и для соседних стран [10].

Таким образом, в современных условиях борьба с нелегальной миграцией является первоочередным направлением государственной миграционной политики. Об этом неоднократно акцентировал внимание и Министр внутренних дел России. Выступая в 2021 г. на заседании Совета Министров внутренних дел государств-участников СНГ, В.А. Колокольцев отметил, что миграционная составляющая является значимым фактором региональной безопасности, и в качестве перспективного направления развития сотрудничества в сфере противодействия незаконной миграции он назвал «реадмиссионный диалог и обмен сведениями о гражданах СНГ, сменивших свои установочные данные с целью въезда в страны Содружества» [3].

МВД России значительно сократило долю нелегальной миграции благодаря использованию специальной информационной системы, которая дистанционно закрывает въезд на территорию государства лицам, нарушившим законодательство РФ [9]. Однако, считаем, что бороться с нелегальной миграцией только за счет ограничений невозможно. Указанная проблема шире и требует комплексной, динамичной, скоординированной, нормативно и финансово обеспеченной системы средств.

Своевременное информирование о порядке исполнения иностранными гражданами действующего национального законодательства, а также действенная система контроля за их пребыванием и осуществлением трудовой деятельности мигрантов, по нашему мнению, являются действенными методами противодействия нелегальной миграции. Здесь важен взвешенный и всесторонний подход, эффективная организация профилактических мер, направленных на предупреждение фактов незаконной миграции, эффективная борьба с преступлениями в указанной сфере.

Так, в целях профилактики совершения правонарушений Управлением по вопросам миграции МВД по Республике Крым ежегодно (до 20 декабря) утверждается и направляется в соответствующие территориальные подразделения подпрограмма профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям при осуществлении Федерального госконтроля (надзора) в сфере миграции [7].

В ходе реализации указанной подпрограммы в 2021 году сотрудники Управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым проводили встречи с представителями среднего и малого предпринимательства, где обсуждался порядок привлечения к трудовой деятельности иностранной рабочей силы в Российской Федерации; принимали участие в работе расширенного совместного совещания-семинара на базе Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского в целях обеспечения соблюдения миграционного законодательства иностранными студентами, где рассматривали вопросы изменения законодательства в сфере миграционной политики, соблюдения правил пребывания, постановки на учет, пересечения Государственной границы и ответственности за нарушения требований национального законодательства [22].

Кроме того, представители Управления по вопросам миграции МВД принимали участие в межведомственном совещании, организованном Сектором социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов в Республике Крым Государственного комитета по делам межнациональных отношений РК [4]. В ходе совещания участникам были предоставлены материалы с полезной информацией для иностранных граждан «Добро пожаловать в Республику Крым!», копии которых размещены на информационных стендах в помещении ФГУП «Паспортно-визовый сервис» МВД России. По итогам проведения семинар-совещаний обеспечено освещение данных мероприятий в средствах массой информации, в частности на официальных сайтах У(О)МВД в «Интернет».

В декабре 2021 г. сотрудники полиции приняли участие в совещании по вопросу государственных услуг, предоставляемых МВД по Республике Крым. Рабочая встреча прошла при Министре внутренней политики, информации и связи Республики Крым М.С. Афанасьеве, на ней обсуждался вопрос реализации проекта «Не один на один», направленного на оказание помощи соотечественникам, желающим вернуться в Россию из-за рубежа [15].

В целях снижения количества нарушений, допускаемых при осуществлении миграционного учета гостиницами и средствами размещения, своевременного поступления информации о прибывающих иностранных гражданах, сотрудниками УВМ МВД по Республике Крым разъясняются положения нормативных правовых актов в части осуществления миграционного и регистрационного учетов и требования к предоставляемой информации.

С иностранными гражданами и лицами без гражданства на постоянной основе проводится работа по разъяснению действующих нормативных правовых актов, оказывается консультативная помощь при оказании им государственных услуг как лично, так и по номерам телефонов «горячей линии»). Вся необходимая мигрантам информация своевременно обновляется и размещается на официальном сайте МВД по Республике Крым, Государственного комитета по делам межнациональных отношений, на информационных стендах и в средствах массовой информации.

Также в целях профилактики и снижения уровня преступности на улицах и в других общественных местах, в том числе совершаемых иностранными гражданами, а также стабилизации оперативной обстановки на территории республики МВД по Республике Крым организовываются и систематически проводятся ряд оперативно-профилактических мероприятий под условными наименованиями «Нелегальный мигрант», «Патент» и др.

Проводимые территориальными органами МВД на районном уровне подчиненными МВД по РК, в том числе подразделениями по вопросам миграции, мероприятия направлены на выявление незаконно находящихся иностранных граждан, которые могут нелегально трудиться или добывать доходы преступным путем, становясь зависимыми от различного вида криминальных групп и сообществ.

В частности, по результатам оперативно-профилактического мероприятия «Патент-2», направленного на пресечение незаконного использования иностранных работников организациями-работодателями, а также для перекрытия каналов незаконной миграции и торговли людьми, в июле 2021 года была осуществлена проверка более 1300 объектов, а также около 800 иностранных граждан.  Сотрудники полиции пресекли более 300 нарушений миграционного законодательства. Общая сумма наложенных штрафных санкций составила более полумиллиона рублей. Кроме того, возбуждено около двадцати уголовных дел, а также выявлены иностранные граждане, находящиеся в федеральном розыске [23]. В ходе мероприятия «Нелегальный мигрант» (в 2020 г.) выявлено и пресечено 286 нарушений миграционного законодательства, возбуждено 22 уголовных дела [5].

Проведение подобных операций безусловно позволяет сохранять стабильную миграционную обстановку в Республике Крым, а также не допускать проникновение в страну лиц, уличенных ранее в противоправной деятельности.

Проанализировав правоприменительную практику, выявляем существование значительного количества нарушений, которые связаны с несоблюдением миграционного законодательства, что свидетельствует о необходимости совершенствования механизма привлечения мигрантов к административной и уголовной ответственности, а также осуществление контрольно-надзорной деятельности со стороны уполномоченных государственных органов.

Одним из основных направлений реализации государственной миграционной политики Российской Федерации в Концепции государственной миграционной политики было определено дальнейшее совершенствование миграционного законодательства. В частности, указывается, что оно «ориентировано на привлечение временных иностранных работников и не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов» [10].

Отметим, что и в региональных документах стратегического планирования в сфере миграции – это положение нашло свое отражение, в частности, в разделе 2 Плана мероприятий по социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов в Республике Крым на 2020-2022 гг. [14].

В Плане подробно изложены временные рамки и мероприятия, которые проводились и будут проводиться на территории Республики. К ним относятся проведение семинаров и круглых столов по вопросам межнациональных взаимодействий, осуществление мониторинга за деятельностью мигрантов, а также мониторинга с целью предупреждения развития нелегальных миграционных потоков. Помимо культурной сферы, в плане содержатся мероприятия по социальной защите трудовых мигрантов в области здравоохранения, с целью их благоприятного проживания.

Однако здесь стоит отметить, что кроме органов государственной власти вопросами социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов должны заниматься также институты гражданского общества, в частности речь идет о национально-культурных автономиях и диаспорах, религиозных и общественных организациях. Считаем, что взаимодействие с указанными субъектами на сегодняшний день необходимо совершенствовать. И в первую очередь, это касается такого уникального региона как Республика Крым, где на сегодняшний день проживает около двухсот национальностей [19, с. 77]. Так, только в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым зарегистрировано и осуществляет свою деятельность 21 национально-культурная автономия, призванная обеспечить сближение различных наций и взаимодействие культур [12; 18, с. 22].

Однако нельзя не отметить, что деятельность национально-культурных автономий будет эффективной только в том случае, если они совместно с органами государственной власти будут выступать своеобразными социальными регуляторами в целях успешной социально-культурной адаптации мигрантов, а именно будут участвовать в реализации программ федерального, регионального и муниципального уровней, а также в профилактики и разрешении межэтнических конфликтов.

Кроме того, по справедливому мнению, А.Н. Сандугей, «принципиальные основы миграционной политики по-прежнему вызывают научные дискуссии» [16, с. 20].

Так, в соответствии с Концепцией эффективность миграционной политики зависит от степени информированности иностранных и российских граждан о требованиях законодательства Российской Федерации и мерах ответственности за их нарушение [10]. Ранее государственная политика базировалась на принципе открытости и доступности информации о миграционных процессах и принимаемых решениях в области реализации государственной миграционной политики Российской Федерации. Этот принцип отчасти корреспондируется с положениями указанного п. 17 Концепции. Однако в число основных принципов современной миграционной политики он не входит. Наряду с этим, весьма странной трансформации был подвержен принцип «взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, развития институтов социального партнерства и гражданского общества» [16, с. 21].

Таким образом, отсутствие налаженного межведомственного взаимодействия негативно сказывается на реализацию государственной миграционной политики. Многие процессы нормативно не урегулированы, что порождает разногласия в рамках предоставления государственной услуги, затягивание сроков ее предоставления и общее снижение эффективности данного процесса. Например, иностранный гражданин для постановки на миграционный учет, получения патента, разрешения на временное проживание, в настоящий момент имеет право непосредственно обратиться в миграционную службу УМВД, в многофункциональный миграционный центр или в посредническую организацию, которая поможет подготовить документы для предоставления в ММЦ или в миграционную службу УМВД региона.

Очевидно, что не имея, в первую очередь, опыта для заполнения документов с целью получения государственных услуг в сфере миграции, иностранные граждане зачастую выбирают именно третий вариант решения своей проблемы, что порождает еще одну проблему – наличие неофициальных платежей, которая может привести к повышению неудовлетворенности от всей системы оказания государственных услуг в сфере миграции, а значит оказать в целом негативное воздействие на репутацию государственного института [1, с. 283].

В связи с чем, на наш взгляд, требуется на законодательном уровне закрепить упрощенную процедуру обращения иностранного гражданина в миграционную службу УМВД, где подробно указать алгоритм действий по каждому виду предоставляемой государственной услуги.

Не менее важным на сегодняшний день является совершенствование организации деятельности по оказанию государственных услуг в электронной форме, что связано с высокой степенью востребованности данного вида услуг и необходимостью сокращения затрат, сопряженных с процессом их предоставления, а также усиления прозрачности и эффективности взаимодействия граждан с органами власти [2, с. 62]. О чем свидетельствуют и положения Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы в части расширения использования современных цифровых технологий в целях предоставления государственных услуг в сфере миграции [10].

По нашему мнению, дальнейшим актуальным направлением цифровизации в миграционной сфере является создание Единой информационной платформы учета иностранных граждан, включающей их цифровые профили, которые должны содержать сведения о месте жительства и работе иностранного гражданина, его биометрические данные, информацию о правовом статусе.

Это позволит мигрантам заключать трудовые договоры с работодателем, подтверждать свое обучение, вносить обязательные налоговые и иные платежи, а также пользоваться информационными сервисами, в том числе получать рассылку о необходимости вовремя покинуть страну [11]. По данным МВД, Единая информационная платформа учета иностранных граждан является подобием созданного портала Госуслуги, ее создание, включено в план мероприятий по реализации концепции государственной миграционной политики в 2020–2022 гг. [11].

Проведенный анализ позволил сделать вывод, что существующий правовой механизм, регулирующий отношения в области миграции, не является совершенным. В связи с тем, что законодательство, касающееся вопросов миграции, является достаточно объемным, возникают различные несогласованности правовых норм. Так же проблемой является то, что законодательство по вопросам миграции развивается достаточно хаотично, что является следствием невозможности четкой и плановой реализации государством задач миграционной политики. В этой связи подчеркнем, что от качества правового регулирования и практического применения миграционного законодательства зависит стабильность миграционной ситуации.

Таким образом в современных условиях обострения и актуализации вопросов национальной безопасности особое значение приобретают все составляющие направления ее обеспечения, среди которых неотъемлемым элементом выступает государственная миграционная политика. Миграционная политика неразрывно связана с другими сферами государственной жизни – экономической, политической, демографической, социальной. Оперативного решения требуют вопросы межведомственного взаимодействия, координация органов государственной власти и местного самоуправления, институтов гражданского общества.

REFERENCES

1. Antonov A. V. Sovershenstvovanie organizacii deyatel’nosti podrazdelenij po voprosam migracii territorial’nogo organa MVD Rossii po okazaniyu gosudarstvennyh uslug v elektronnoj forme na regional’nom urovne // Molodoj uchenyj. – 2019. – № 20(258). – S. 282–284.

2. Bajdakov S. L. Mnogofunkcional’nyj centr predostavleniya gosudarstvennyh uslug: model’, naznachenie i principy organizacii. Opyt Central’nogo administrativnogo okruga g. Moskvy. – M.: Olimp-Biznes, 2013.

3. Vladimir Kolokol’cev prinyal uchastie v zasedanii Soveta Ministrov vnutrennih del gosudarstv – uchastnikov SNG [Elektronnyj resurs]. – URL: https://mvd.rf/news/item/26387115/.

4. V Goskomnace Kryma sostoyalsya seminar-soveshchanie po aktual’nym voprosam social’no-kul’turnoj adaptacii i integracii inostrannyh grazhdan [Elektronnyj resurs]. – URL: https://gkmn.rk.gov.ru/ru/article/show/1329

5. V Krymu policejskie proveli profilakticheskoe meropriyatie «Nelegal’nyj migrant» [Elektronnyj resurs]. – URL: https://82.mvd.rf/news/item/22370032

6. Konstituciya Rossijskoj Federacii: prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 g. (v dejstvuyushchej redakcii) // IPP «Garant» [Elektronnyj resurs]. – URL: https://base.garant.ru/10103000/

7. Kontrol’no-nadzornaya deyatel’nost’ [Elektronnyj resurs]. – URL: https://82.mvd.rf/ms/kontrol’no-nadzornaya-deyatel’nost’

8. Migraciya naseleniya Kryma v 2021 godu [Elektronnyj resurs]. – URL: https://veraukaz.ru/migracija-naselenija-kryma-v-2020.html.

9. MVD podgotovilo novuyu koncepciyu migracionnoj politiki [Elektronnyj resurs]. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/3461314.

10. O Koncepcii gosudarstvennoj migracionnoj politiki Rossijskoj Federacii na 2019 — 2025 gody: Ukaz Prezidenta RF ot 31 oktyabrya 2018 g. № 622 // IPP «Garant» [Elektronnyj resurs]. – URL: https://base.garant.ru/72092260/.

11. O novyh meropriyatiyah po realizacii Koncepcii gosudarstvennoj migracionnoj politiki Rossijskoj Federacii na 2019-2025 gody [Elektronnyj resurs]. – URL: https://mvd.rf/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/guvm/news/item/20320603/

12. Ob utverzhdenii municipal’noj programmy «Razvitie mezhnacional’nyh otnoshenij municipal’nogo obrazovaniya gorodskoj okrug Simferopol’ Respubliki Krym»: Postanovlenie Administracii goroda Simferopolya Respubliki Krym ot 20.12.2019 g. № 7448 [Elektronnyj resurs]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/561707741.

13. Ocenka chislennosti postoyannogo naseleniya po gorodskim okrugam i municipal’nym rajonam Respubliki Krym po sostoyaniyu na 01.01.2021 goda [Elektronnyj resurs]. – URL: https://crimea.gks.ru/storage/mediabank/weSlKOGK/CHislennost’%20na%2001-01-2021.pdf].

14. Plan meropriyatij po social’no-kul’turnoj adaptacii i integracii migrantov v Respublike Krym na 2020-2022 gody: Rasporyazhenie Soveta Ministrov Respubliki Krym ot 14.07.2020 № 1003-r [Elektronnyj resurs]. – URL: https://rk.gov.ru/ru/document/show/22483.

15. Predstaviteli MVD po Respublike Krym prinyali uchastie v soveshchanii po voprosu populyarizacii gosudarstvennyh uslug, predostavlyaemyh MVD po Respublike Krym [Elektronnyj resurs]. – URL: https://82.mvd.rf/news/item/27370722

16. Pravovye i organizacionnye osnovy obespecheniya migracionnoj politiki Rossijskoj Federacii: nauchno-prakticheskoe posobie / A. N. Sandugej, M. V. Anisiforova, M. P. Banaeva. – M.: VNII MVD Rossii, 2020.

17. Rossiya yavlyaetsya chetvertoj v spiske stran, naibolee privlekatel’nyh dlya migrantov [Elektronnyj resurs]. – URL: https://news.un.org/ru/story/2019/09/1363082

18. Razvitie nacional’no-kul’turnyh avtonomij – neobhodimoe uslovie formirovaniya mezhnacional’nogo soglasiya (na primere Respubliki Krym) / Klimova D. V., Obrinskaya E. K. // Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo, YUridicheskie nauki. – 2019. – T. 5 (71). № 2. – S. 22-27.

19. Realii i perspektivy realizacii gosudarstvennoj nacional’noj politiki na territorii Respubliki Krym / Klimova D. V. // Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. YUridicheskie nauki. – 2020. – T. 6 (72). № 2. – S. 77-86.

20. Svodka osnovnyh pokazatelej deyatel’nosti po migracionnoj situacii v Rossijskoj Federacii za yanvar’–dekabr’ 2021 goda [Elektronnyj resurs]. – URL: https://mvd.rf/dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/28104434/

21. Sbornik rezul’tatov raboty po vyyavleniyu i raskrytiyu prestuplenij za 12 mesyacev 2020 goda. – Simferopol’, 2020 [Elektronnyj resurs]. – URL: https://82.mvd.rf.

22. Sotrudnikami upravleniya po voprosam migracii MVD po Respublike Krym prinyato uchastie v rabote rasshirennogo sovmestnogo soveshchaniya – seminara na baze Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo [Elektronnyj resurs]. – URL: https://82.mvd.rf/news/item/27532334.

23. Sotrudniki krymskoj policii podveli itogi operativno-profilakticheskoj operacii «Patent-2» [Elektronnyj resurs]. – URL: https://82.mvd.rf/news/item/24972030