Процесс цифровизации в нотариальной практике: современные тенденции

THE DIGITALIZATION PROCESS IN NOTARIAL PRACTICE: MODERN TRENDS

ПРОЦЕСС ЦИФРОВИЗАЦИИ В НОТАРИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION CIVIL LAW; BUSINESS LAW; FAMILY LAW; INTERNATIONAL PRIVATE LAW; CIVIL PROCESS; LABOR LAW; LAW OF SOCIAL SECURITY

Publication text (PDF)

UDK: 347

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Gulevich I.V., Vlasenko V. S., Crimean branch of the Russian State University of Justice

TYPE: Article

DOI:

https://doi.org/10.37279/2413-1733-2022-8-1-234-237

PAGES: from 234 to 237

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: notary, notarial activity, digitalization, law, information system.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article analyzes the problem of digitalization of notarial activity in modern conditions.The authors consider the existing and already widely used in notarial practice automated information system (Unified Information System of Notaries — EIS), owned by the Federal Notary Chamber and intended for the complex automation of the collection processes, processing information about notarial activities and ensuring all types of information interaction (exchange).

Нотариат как институт предупредительного правосудия, действующий исключительно в сфере бесспорной юрисдикции, обеспечивает от имени государства защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами нотариальных действий, предусмотренных законодательством [1, с. 6].

Ретроспективный анализ развития законодательства о нотариате показал, что последние 20 лет существования России как демократического правового государства с рыночной экономикой включали в себя несколько этапов, связанных с укреплением роли нотариуса в гражданском имущественном обороте. Изначально, нотариат создавался латинского типа, законодателем была частично заимствована европейская модель нотариата, при которой нотариус являлся активным участником гражданского оборота, что находило свое отражения в обязательном порядке нотариального удостоверения ряда сделок, в частности, связанных с недвижимостью. Однако по причине дополнительных финансовых затрат для субъектов гражданских правоотношений было минимизировано участие нотариуса в гражданском обороте, что получило отражение в пересмотре законодателем ряда положений в части нотариального удостоверения [2, с. 88-91].

В последнее время процесс цифровизации является главным направлением в развитии как экономики, так и государственного управления. Активное введение новых технологий помогает существенно оптимизировать производство, повысить показатели и в целом способствует улучшению качества жизни, поскольку помогает существенно сократить время для выполнения тех или иных поставленных задач, как перед обычным гражданином, которому нужно получить государственную услугу так и перед работником или государственным служащим, которому нужно оказать ту услугу. Учитывая современную проблему, с которой столкнулось мировое сообщество в связи с распространением глобальной пандемии, бесспорно, стало еще одним фактором и причиной скорейшего развития темпов цифровизации.

Процесс цифровизации нотариата и постоянное развитие информационных технологий делают нотариальные услуги быстрее, доступнее и качественнее.

Внедрение новшеств и расширение цифровой составляющей в нотариальной деятельности, является важным направлением в развитии современного нотариата.

Базой для развития цифровой деятельности нотариата стало создание в 2014 году Единой информационной системы нотариата — масштабная электронная база нотариусов, которая помогает обеспечить оперативную проверку, а также хранение юридически значимых сведений, предотвратить мошеннические действия с нотариальными документами и, как следствие, стабилизировать гражданский оборот.

Единой информационной системой нотариата (далее – ЕИС) признается автоматизированная информационная система, принадлежащая на праве собственности Федеральной нотариальной палате и предназначенная для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена). Оператором единой информационной системы нотариата является Федеральная нотариальная палата. В единую информационную систему нотариата подлежат включению сведения, в том числе в форме электронных документов, о совершении нотариальных действий, а также иные предусмотренные Основами законодательства Российской Федерации о нотариате сведения. Состав таких сведений определяется в соответствии с настоящими Основами [3].

На сегодняшний день, российский нотариат стал партнером электронного правительства. В рамках системы межведомственного электронного взаимодействия нотариат сотрудничает с Росреестром, ФНС, МВД, Центральном каталогом кредитных историй, банками и другими организациями.

У каждого нотариуса в Российской Федерации есть усиленная квалифицированная электронная подпись. Это позволяет создавать электронные юридически значимые документы, а также переводить документ из бумажного носителя в электронный, тем самым сохраняя его юридическую силу. Это удобно, когда, необходимо срочно передать из одного города или субъекта в другой, согласие на выезд ребенка или согласие одного из супругов на приобретение имущества, доверенность и другие виды документов.

Одним из популярных является реестр уведомлений о залоге движимого имущества, который гарантирует соблюдение прав всех участников залоговых отношений и является доступным способом защиты от чужих долгов. Информация в реестре достоверна, актуальна и что самое главное, имеет юридическую силу – это важно при возникновении судебных споров.

Пользуется также большим спросом и реестр проверки доверенностей, который был запущен в работу 1 января 2017 г. За полтора года работы в электронной базе данных нотариата зарегистрировано свыше 33 мил. доверенностей. С апреля 2018 г. данный сервис поиска доверенностей может быть также использован и для проверки доверенностей, удостоверенных должностным лицом консульского учреждения МИД РФ, главой местной администрации или представителем органов местного самоуправления.

Также с апреля 2018 г. заработал еще один бесплатный онлайн-сервис нотариата – реестр наследственных дел. Использование данного сервиса позволит облегчить жизнь как гражданам, которые могут легко и быстро найти нотариуса, который ведет дело конкретного наследодателя, но также этот сервис будет востребован также сотрудниками судебных органов, кредитных организаций, которые используют сведения о наследодателях [4].

Существенным шагом на этом пути стало принятие Федерального закона от 27.12.2019 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- Закон), который закрепил целый ряд новшеств, связанные с переходом нотариата в цифровое поле.

Во-первых, в соответствии с положениями Закона допускается право нотариуса устанавливать личность гражданина, который, обратился к нему за совершением нотариального действия, посредством единой биометрической системы. Порядок установления личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица посредством такой биометрической системы определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.

Во-вторых, также одной из новелл Закона является наделение нотариусов таким полномочием как хранение документации в электронном виде. То есть, с момента вступления Закона в силу, граждане, которые обращаются к нотариусам занимающихся частной практикой, смогут передавать на хранение файлы любых форматов. Это могут быть текстовые, графические, правоустанавливающие, программные коды и др. Для обращения за такой услугой, нужно направить заявление, которое подписано усиленной квалифицированной подписью, в Федеральную нотариальную палату через систему ЕИС.

В-третьих, Закон предусматривает возможность дистанционного удостоверения любых сделок двумя и более нотариусами. Если на практике возник случай, где необходимо удостоверение договора об отчуждении договора недвижимого имущества, то один из выбранных гражданами нотариусов должен находиться и осуществлять свою деятельность в том субъекте Российской Федерации, где находится нужный отчуждаемый объект недвижимости. Перед проведением удостоверения сделки, каждый нотариус должен установить волю сторон, разъяснить им их права и обязанности, смысл заключаемый между ними сделки, а также объяснить правовые последствия такого договора.

Для проведения сделки в таком формате, нотариусы в ЕИС создают проект договора. Они также изготавливают экземпляры договора на бумажном носителе для сторон договора, а также для внутреннего делопроизводства, к подшитию в архив нотариусов. Оплата за такую нотариальную услугу по дистанционному удостоверению совершается каждым участником. В последующем, если такая сделка будет признана судом недействительной, то нотариусы будут нести солидарную ответственность за ее законность. Данное положение Закона гарантирует сторонам сделки возмещение вреда, вызванной ошибкой нотариуса [1, с. 3].

Но может возникнуть такой вариант событий, что стороны, включая самих нотариусов могут не сойтись в мнении касаемо проекта и самого договора. Нотариусы, являющиеся лицами с высшим юридическим образованиями, могут не сойтись в применении тех или иных норм при подготовке, а стороны, возможно, заходят дополнить такой договор своими условиями, что может либо затруднить исполнение договора, либо будет противоречить нормам действующего законодательства. В таком случае, на наш взгляд, выходом из данной ситуации будет обращение в суд и уже в судебном порядке, судья решит для договора лучший способ заключения либо обращение в нотариальную палату субъекта (при необходимости в Федеральную нотариальную палату) для того, чтобы другие нотариусы, которые занимаются частной практикой высказали свое мнение и свое видение относительно порядка заключения спорного договора, такой способ можно использовать при помощи проведения видео-конференц связи.

Благодаря развитию информационных технологий, «электронный нотариат» предлагает гражданам и юридическим лицам новые формы участия в гражданском обороте. Внедрение такой электронной системы как ЕИС, существенно помогает нотариусам оперативно решать общественные задачи, а гражданам быстро получать нужные им услуги.

REFERENCES

1. Kruglyj stol Komiteta Soveta Federacii Federal’nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii po pravovym i sudebnym voprosam na temu \»Sovremennoe sostoyanie notariata v Rossijskoj Federacii i problemy ego reformirovaniya\» (Redakcionnyj material) // Byulleten’ notarial’noj praktiki. 2010. N 2.

2. Kazaryan K.V. Institut notariata v svete izmenenij v grazhdanskij kodeks RF.//Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ekonomika; predprinimatel’stvo; pravo i upravlenie. 2012. № 2 (21). S. 88-91.

3. Osnovy zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii o notariate (utv. VS RF 11.02.1993 N 4462-1)(red. ot 02.07.2021)(s izm. i dop., vstup. v silu s 25.08.2021).// Rossijskaya gazeta. № 49, 13.03.1993

4. Elektronnyj portal Federal’noj notarial’noj palaty https://notariat.ru/ru-ru/news/edinaya-informacionnaya-sistema-notariata-chetyre-goda-operezhayushego-razvitiya (data obrashcheniya: 03.05.2021).

5. Korsik K.A. Elektronnoe vzaimodejstvie s notariusom: udalennyj format soversheniya notarial’nyh dejstvij, distancionnoe udostoverenie sdelok, hranenie dokumentov v «cifre»// Notarial’nyj vestnik. 2020 № 3. S. 3-4.