Противодействие терроризму и экстремизму как одна из приоритетных задач в деятельности правоохранительных органов

COUNTERING TERRORISM AND EXTREMISM, AS ONE OF THE PRIORITIES IN THE ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ КАК ОДНА ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY; CRIMINAL AND EXECUTIVE LAW; CRIMINAL PROCESS; CRIMINALISTICS; JUDICIAL ACTIVITIES, PROSECUTION ACTIVITIES, HUMAN RIGHTS AND LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES

Publication text (PDF)

UDK: 323.285

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Kosovsky V.B., Martynyuk S.N., Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

TYPE: Article

DOI:

https://doi.org/10.37279/2413-1733-2022-8-1-170-175

PAGES: from 170 to 175

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: terrorism, extremism, Internet, illegal acts, crimes, Federal Security Service, Ministry of Internal Affairs, counteraction, prevention.

ABSTRACT (ENGLISH):

In the modern world order, the main negative factor affecting the development of any state can rightfully be considered terrorism, which has recently acquired more and more diverse forms and threatening scales. Terrorist crimes are among the most dangerous, difficult to predict and difficult to solve types of crimes that can lead to numerous human casualties, to the destruction of material and spiritual values, the emergence of military and geopolitical conflicts. The article analyzes the activities of law enforcement agencies of the Russian Federation in countering crimes of a terrorist and extremist nature.

The author has reviewed the regulatory legal acts regulating the activities of law enforcement agencies, primarily the Federal Security Service and the Ministry of Internal Affairs on countering and combating extremism and terrorism. An increase in the number of illegal materials on the Internet was noted separately, in connection with which measures were proposed to improve legal regulation to counteract manifestations of extremism and terrorism on the Internet.

Одним из направлений в Стратегии национальной безопасности по обеспечению безопасности государства является противодействие таким противоправным деяниям как терроризм и экстремизм.

Актуальность тематики данной работы является чрезвычайно важной, так как преступления террористического и экстремистского характера посягают на общественную безопасность и общественный порядок.

При написании статьи были использованы труды отечественных авторов, это в частности: В.В. Стукалов, Е.В. Запорожец, Л.А. Бураева и другие, а также действующее законодательство Российской Федерации. На основе изучения международных и федеральных правовых документов автором разработаны меры по совершенствованию правового регулирования деятельности органов внутренних дел по противодействию терроризму и экстремизму.

Под терроризмом согласно Федеральному закону Российской Федерации «О противодействии терроризму» [2] понимается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Под экстремизмом следует понимать идеологию крайних взглядов, которая направлена на совершение противоправных действий, которые угрожают действующему государственному строю и непосредственно гражданам страны [3]. Таким образом, такие общественно-опасные противоправные деяния, как терроризм и экстремизм несут по себе разрушительное действо для всех без исключения государств в мире.

В настоящее время важным направлением деятельности правоохранительных органов стало обеспечение общественной безопасности граждан, проводится работа по выявлению лиц, причастных к подготовке, как противоправных действий террористического характера, так и устранению материалов террористического и экстремистского содержания в глобальной сети Интернет.

В качестве мер профилактического характера органами внутренних дел во взаимодействии с Федеральной службой безопасности Российской Федерации регулярно проводятся оперативно-розыскные мероприятия по установлению и задержанию лиц, планировавших осуществить террористические акты или распространять материалы экстремистского характера.

Пресечение террористической экстремистской деятельности является важным аспектом деятельности всех правоохранительных структур нашего государства, в первую очередь СВР, ФСБ и МВД при обеспечении безопасности государства и полноценного функционирования российского общества. Существующие в настоящее время способы противодействия преступлениям террористической и экстремистской направленности эффективны, однако перед правоохранительными органами стоит задача по действенной профилактике этих противоправных явлений.

Среди государственных органов, ведущих борьбу с преступлениями террористического и экстремистского характера, важная роль отводится Службе по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом (СЗКСБТ) ФСБ и Управления «Э» (ГУПЭ) МВД России, на которые согласно Указа Президента РФ № 1316 [6] возложена функция по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений террористического и экстремистского характера.

Упомянутыми подразделениями осуществляется противодействие и пресечение террористической и экстремистской деятельности, кроме них блокировкой материалов противоправного характера в сети Интернет занимается и Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Также важно отметить тот факт, что пропаганда терроризма и экстремизма в сети Интернет предоставляет преступникам возможность влиять на значительные массы населения, в основном молодёжь для их вовлечения в противоправные общественно-опасные деяния.

В настоящее время информационно-телекоммуникационная сеть Интернет, стала ведущим средством по координации действий для экстремистских групп и террористических организаций, злоумышленники используют сеть Интернет для вербовки в свои ряды новых членов, планирования и осуществления преступных замыслов, а также распространения экстремистской идеологии.

Начиная с 2014 г. в России действует поправка к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», [1] в соответствии с которой допускается оперативная досудебная блокировка Интернет-ресурсов (сайтов) с экстремистским и террористическим контентом. В процедурном аспекте данная норма выглядит следующим образом: генеральный прокурор ходатайствует о блокировке определённого сайта, если на нем была обнаружена экстремистская информация или призывы к осуществлению действий экстремистского характера, такая блокировка осуществляется на протяжении часа.

Хотим отметить, что ресурсе Национального антитеррористического комитета [11] представлен федеральный список организаций, куда внесены как российские, так и иностранные организации международного спектра деятельности, которые признаны Верховным Судом Российской Федерации террористическими (экстремистскими), деятельность которых запрещена. Так, по состоянию на 2021 год в списке внесено 4 206 Интернет-сайтов.

Необходимо подчеркнуть, что опыт правоохранительных органов по противодействию экстремизму в сети Интернет насчитывает не один год. В настоящее время ФСБ и МВД противодействуют проявлениям экстремизма и терроризма комплексом мероприятий, среди которых следует отметить: совместное межведомственное взаимодействие между органами, которые противодействуют экстремизму и терроризму, производят обмен оперативной информацией; анализ факторов и условий, способствующих возникновению проявлений терроризма и экстремизма, и прогнозирование тенденций их развития и проявления на территории России; профилактика, пресечение и раскрытие преступлений экстремистского и террористического толка; нейтрализация финансирования экстремистских и террористических организаций; тесное сотрудничество с учебными заведениями и общественными организациями, предметом деятельности которых должна стать профилактика пропаганды экстремизма и терроризма; наиболее тщательное освещение деструктивного воздействия экстремизма и терроризма в средствах массовой информации, организация ими пропагандистского обеспечения антиэкстремистской деятельности; участие в деятельности международных сообщества, взаимодействие и проведение совместных операций правоохранительных органов разных стран мира [6, 56-59].

Таким образом, следует подчеркнуть, что, разъясняя общественную опасность терроризма и экстремизма, правоохранительные структуры опираются на образовательные учреждения, общественные объединения и религиозные конфессии на территории России.

Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом (СЗКСБТ) ФСБ совместно с МВД России и его структурным подразделением – управлением «Э» [5] проводят оперативно-розыскные мероприятия по установлению и поиску лидеров и участников террористических, экстремистских организаций, ведут работу по пресечению преступных сообществ. К сожалению, необходимо отметить, что действующих механизмов по противодействию проявлениям экстремизма в сети Интернет недостаточно, в частности в сети Интернет регулярно появляется значительное количество материалов экстремистского характера, поэтому приоритетной задачей является создание действенного правового организационного механизма по противодействию экстремизму в сети Интернет.

Важным направлением борьбы с террористическими и экстремистскими организациями является профилактика преступных деяний, что позволит на раннем этапе блокировать совершение общественно-опасных действий. Размещение экстремистской информации накладывает определённые проблемы по установлению и поиску виновных лиц, это обусловливается следующими причинами: анонимностью в сети Интернет, возможность доступа миллиардов пользователей компьютеров и мобильных устройств для распространения информации, отсутствие границ и барьеров, также публикация экстремистских материалов в значительных количествах.

Однако благодаря системе технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ), правоохранительные органы имеют возможность осуществлять комплекс мер по мониторингу сети Интернет (СОРМ-2), на предмет высказываний в поддержку или оправдания экстремизма и терроризма. В результате оперативно-технических мероприятий представляется возможным отследить и задержать не только идеологов экстремистского движения, но и исполнителей террористических актов и руководителей преступных ячеек.

В настоящее время, к сожалению, преступники-экстремисты используют повсеместно цифровые технологии для распространения противоправного контента в сети Интернет, чему в свою очередь обязаны профессионально противодействовать правоохранительные органы с имеющихся у них мощной материально-технической базой.

Указанные проблемы требуют незамедлительного решения, поэтому в целях противодействия экстремизму и терроризму разработан ряд мер для комплексного решения проблемы.

Важной составляющей борьбы с экстремизмом и терроризмом в сети Интернет является межведомственность и скоординированная работа правоохранительных органов государственной власти. Указом Президента Российской Федерации № 64 такая идея реализована, что приносит ощутимый результат по борьбе с экстремизмом и терроризмом как в сети Интернет, так и вне виртуального пространства [6].

Межведомственность борьбы с экстремизмом и терроризмом проявляется в слаженной работе Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности и Министерств обороны, образования и науки, связи и массовых коммуникаций юстиции, а также Следственного комитета и Служба внешней разведки, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) [4].

Как мы обращали внимание ранее, при помощи сети Интернет распространяются материалы экстремистского содержания, осуществляется финансовая подпитка боевиков террористических организаций, а также что на наш взгляд самое важное – практикуется вербовка граждан России и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Следует отметить, что с законодательной точки зрения у правоохранительных органов нашей страны есть все необходимые для них полномочия, на основании которых и пресекаются преступления против государства и общества [9, 139-144]. Поэтому для эффективного противодействия экстремизму и терроризму, был принят ряд законодательных актов, это, в частности, Федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности» [3] и «О противодействии терроризму» [2].

Однако следует помнить, что и экстремисты, и террористы используют методы конспирации и противодействия правоохранительным органам, они с лёгкостью подстраиваются под современные реалии и стараются охватить как можно больше людей и вовлечь их в противозаконную деятельность.

Поэтому гражданам, которые случайно обнаружили материалы экстремистского содержания, обязаны заявить о нем на сайте Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму [11] по ссылке «Сообщить о противоправном контенте» и заполнить небольшую форму. Такое неравнодушное отношение позволит силовым структурам нашей страны оперативно отреагировать на появление противоправного контента в сети Интернет, моментально его заблокировать и удалить.

С учётом того, что уровень опасности терроризма и экстремизма продолжает оставаться достаточно высоким, приоритетом в адресной профилактике считаем проведение индивидуальной работы в образовательных организациях среди учащихся, а также социальной адаптации тех, кто подпал под воздействие идеологии экстремизма и терроризма.

При всей слаженной и профессиональной работе правоохранительных органов и специальных служб имеется и ряд недостатков, к которым следует отнести недостаточное обеспечение комплексной профилактики образовательной сфере и молодёжной среде, а также в сети Интернет [10, 108-112].

Таким образом, очень актуальным становится разработка и последующее развитие социальных сетей для учащихся, направленных на развитие грамотного общения посредством электронных коммуникаций и вовлечение подростков в конструктивное социальное взаимодействие.

Также хотим обратить внимание на те меры, которые будут способствовать комплексному противодействию идеологии терроризма и экстремизма для повсеместного его искоренения как социального зла.

В этой связи государственная уголовная политика по противодействию экстремизму и терроризму должна представлять единую стратегию по противодействию таким противоправным действиям и обеспечиваться комплексом социально-экономических, организационно-правовых и политических мер [7, с. 131-134].

Для защиты общества от преступной террористической и экстремистской деятельности правоохранительными органами Росси должны реализовываться следующие меры: массовое информирование населения об опасности экстремистской деятельности; повышение квалификации сотрудников ОВД и экспертов, ведущих борьбу с экстремизмом; всесторонний анализ способов распространения экстремистской информации; улучшение технической оснащённости сотрудников Управления «Э» МВД РФ и Службы по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом (СЗКСБТ) ФСБ РФ.

Касаясь совершенствования организационно-правовых основ по противодействию экстремизму и терроризму, авторами представлены следующие предложения:

1. Совершенствование нормативно-правовой базы по противодействию экстремизму и терроризму.

2. Привлечение общественности по выявлению фактов пропагандистской деятельности экстремистов в глобальной сети Интернет.

3. Профилактика проявлений терроризма и экстремизма среди молодёжи, особенно студентов ВУЗов и школьников.

4. Формирование гражданского правосознания в обществе по неприемлемости материалов экстремистского характера.

REFERENCES

1. Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii: Federal’nyj zakon № 149 ot 27.07.2006.

2. O protivodejstvii terrorizmu: Federal’nyj zakon № 35 ot 06.03.2006.

3. O protivodejstvii ekstremistskoj deyatel’nosti: Federal’nyj zakon № 114 ot 25.07.2002.

4. Strategiya protivodejstviya ekstremizmu v Rossijskoj Federacii do 2025 goda: Ukaz Prezidenta RF № 2753 ot 28.11.2014.

5. O nekotoryh voprosah Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF № 1316 ot 06.09.2008.

6. O nekotoryh voprosah mezhvedomstvennoj komissii po protivodejstviyu ekstremizmu v Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF № 64 ot 17.02.2016.

7. Buraeva L.A. Mirovoj opyt protivodejstviya ekstremizmu i terrorizmu v global’nom informacionnom prostranstve // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. № 18. 2015. S. 131-134.

8. Kubyakin E.O. K voprosu opredeleniya sushchnosti ekstremistskih ustanovok molodezhi // Vlast’. № 9. 2011. S. 56-59.

9. Parshina I.A., CHub I.S. Kriminologicheskij analiz effektivnosti deyatel’nosti podrazdelenij organov vnutrennih del po protivodejstviyu prestupleniyam i pravonarusheniyam ekstremistskoj napravlennosti // Obshchestvo i pravo. № 3. 2014. S. 139-144.

10. Stukalov V.V., Zaporozhec E.V. Problemy protivodejstviya ekstremizmu v seti Internet // Obshchestvo i pravo. № 4. 2016. S. 108-112.

11. Sajt Nacional’nogo antiterroristicheskogo komiteta: http://nac.gov.ru/index.html.