ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ «ФЕЙКОВОЙ» ИНФОРМАЦИИ В ВОПРОСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ: ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

COUNTERING THE SPREAD OF «FAKE» INFORMATION IN MATTERS OF SECURITY: THE FUNCTION OF THE STATE IN MODERN CONDITIONS

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ «ФЕЙКОВОЙ» ИНФОРМАЦИИ В ВОПРОСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ: ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION CRIMINAL LEGAL SCIENCES

Publication text (PDF)

UDK: 340.1

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Deryugin A. A., Lutsenko V. V., St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of National Guard Troops Russian Federation

TYPE: Article

PAGES: from 281 to 286

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: state functions, «fake» information, national security, information security, negative consequences, legal regulation, rights, freedoms, national security doctrine.

ABSTRACT (ENGLISH):

Currently, the threat to the national security of the Russian Federation, including the proper level of functioning of the current political regime, is brought by the activities of discrediting entities with a target installation to destabilize the normal level of public life. The scientific article examines the theoretical and legal grounds for the fact that countering the spread of «fake» information in matters of security should now be considered as an integral, interrelated activity of the entire system of state bodies aimed at the harmonious economic, spiritual and social development of society, the realization of the national interests of the Russian Federation.

The main direction of work of modern falsifiers is the development and introduction into the consciousness of the masses of the doctrine of the current policy of the state and its comparison with the Nazi regime. About who actually protects the country in modern reality from any negative manifestations threatening the national security of the Russian Federation, will be considered in this work.

Термин «функция государства» применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение. Их первостепенной целью является обеспечение гармоничной жизнедеятельности общества.

Функции государства устанавливаются в зависимости от задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, являясь средством решения этих задач, основанным на содержании национальных интересов страны.

Для Российской Федерации одной из базовых государственных функций выступает функция защиты конституционных прав и свобод граждан, обеспечения гражданского мира и согласия, суверенитета, независимости и государственной целостности [1]. Реализация данной функции обеспечивается правоохранительными органами, органами публичной власти, институтами гражданского общества, которые последовательно реализуют политические, правовые, социально-экономические, информационные, организационные и иные меры.

Различные проявления кризисных ситуаций в жизни государства и общества требуют концентрации усилий всего государственного механизма по своевременной организации практических действий, направленных на предотвращение угроз государственной и общественной безопасности, выявлению и устранению причин и условий, которые их порождают.

Следует прямо сказать, что недружественные и порой откровенно враждебные силы за рубежом и внутри нашей страны, в своём арсенале средств и методов воздействия на Российскую Федерацию делают ставку на использование социально-экономических трудностей для стимулирования негативных социальных процессов, обострения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, за счет манипулирования в информационной сфере.

К субъектам деятельности по разрушению общего гуманитарно-правового пространства, по мнению авторов, можно отнести политических лидеров недружественных государств, политические партии, организации и пр. деструктивные силы, которые используют в своем арсенале ложную информацию о деятельности российской власти в решении определенных общественно значимых задач. В связи с этим стоит вспомнить высказывание В.И. Ленина, который отмечал: «…люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов» [2].

В информационном пространстве, постоянно насыщаемом вбросами «фейковой» (от англ. fake – подделка) информации от враждебно настроенных субъектов, использующих возможности глобальных медиа-компаний, развернута деятельность по дестабилизации общественно-политической ситуации в Российской Федерации, организации незаконных публичных акций, навязыванию искаженных взглядов на исторические факты, события, происходящие в мире и пр.

Стоит заметить, что вопросам достоверности распространяемой информации, законодатель уделил пристальное внимание только в 2019 г., приняв соответствующие поправки в Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [3]. Именно тогда в юридический оборот была введена дефиниция «недостоверная общественно значимая информация, распространяемая под видом достоверных сообщений и создающая угрозу для безопасности» [4] и создан механизм обеспечения интересов общества и государства в указанной сфере [5].

Сегодня распространение «фейковой» информации (новостей), представляет собой спланированный и скоординированный процесс намеренного введения определенных субъектов (человека, национальных сообществ и т.д.) в заблуждение или же умышленное распространение заведомо искаженной информации в медиа пространстве. Конечной целью такого процесса является получение политической, экономической, военной и пр. выгоды. Так, директор Агентства национальной безопасности США Пол Накасоне заявил: «Мы должны перенести борьбу в киберпространстве на территорию противника – так же, как мы это делаем в других сферах вооруженной борьбы, поскольку ВС США не могут добиться успеха, если будут действовать только в пределах собственных сетей» [6].

На фоне возникающих информационных провокаций, способных нанести ущерб национальным интересам государства, Российская Федерация осуществляет целенаправленную правовую политику, направленную на создание законодательных барьеров распространению заведомо недостоверной информации в сфере безопасности. Так, в марте 2022 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» [7]. Данным нормативным правовым актом устанавливается уголовная ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооружённых Сил в целях защиты интересов государства, и общества, поддержания международного мира и безопасности. Также законодателем устанавливается уголовная ответственность за призывы к осуществлению иностранным государством, союзом или объединением мер ограничительного характера, выражающихся во введении или продлении политических или экономических санкций в отношении нашей страны, российских юридических и физических лиц.

Проведенные изменения позволяют государству эффективнее контролировать информационное пространство в целях пресечения распространения заведомо ложной информации о мероприятиях, проводимых силовыми структурами в интересах безопасности государства и общества. Поводом принятия такого решения, послужило распространение в медийном пространстве призывов к антироссийским санкциям, к насильственным действиям в отношении военнослужащих и членов их семей и пр. [8] Официальные представители государственных органов, комментируя данные правовые изменения, объясняют это тем, что все это должная необходимость, вызванная потребностью защитить правоохранителей и «правду», которую в последнее время так активно пытаются стереть противники России [9].

Следует отметить, что Россия не одинока в стремлении защитить свои национальные интересы от последствий распространения недостоверной информации. Это демонстрирует законодательный опыт Пятой французской республики, которая определила для себя наиболее уязвимые направления в области защиты национальной безопасности, нуждающиеся в дополнительной защите. Для этого Национальное Собрание Франции приняло два закона, которые запрещают использовать недостоверную информацию средствам массовой информации в ходе предвыборных компаний, проводимых в государстве. В содержании этих документов, присутствуют предписания и запреты, а также указаны последствия за несоблюдение данных требований. В список запретов входит – запрет на распространение лживых, либо же не точных обвинений и утверждений, которые могут повлиять на реальные итоги голосования. В случае возникновения таких фактов, политическая организация в праве обратиться в судебные органы. В перечень предписаний в данном правовом акте, входит обязанность любых информационных сервисов (в т.ч. социальных сетей), при размещении политической рекламы, указывать реквизиты заказчика с указанием полученных от него денежных средств. Также законодатель наделяет Высший аудиовизуальный совет Франции (аналог Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций [10]), правом блокировать источники распространения «фейковой» информации на территории Франции [11].

Федеративная Республика Германия, в 2017 г. обнародовала закон, в котором предусматривается обязанность социальных сетей не размещать на своих цифровых ресурсах «фейковую» информацию. Характер такого рода информации должен содержать контент, направленный на разжигание межнациональной, межконфессиональной, религиозной и иного вида ненависти [12].

Что касается Российской Федерации, то политика государства в настоящее время направлена на выработку технологических и институциональных способов законного противодействия «фейковой» информации, в том числе за счет создания каналов взаимодействия государства с гражданским обществом.

По мнению авторов, следует обратить внимание на формирование в органах власти и управления профессиональных аналитических подразделений ответственных за:

  • нахождение недостоверной информации, которая способна нанести ущерб легитимности и безопасности информации наполняющей реальную действительность;
  • обнаружение источников распространяющих «фейковую» информацию;
  • проведение агитационно-пропагандисткой работы с населением, которым пытаются манипулировать враждебно настроенные субъекты.

«Фейковая» информация в современных условиях играет огромную роль при создании условий, которые формируют у человека смещение рационального мышления в сторону зависимости от распространяемого контента.

Для более наглядного представления алгоритма распространения ложной информации и достижения конечных целей ее распространения, можно рассмотреть такого рода процесс, который состоит из следующих стадий:

  • первым этапом идет вброс ложной информации, способной дискредитировать деятельность определенного субъекта в негативном свете;
  • вторым этапом, систематическое продолжение формирования отрицательного образа при помощи попыток связать его деятельность с вновь сформированным отрицательным образом в мировом сообществе через медиасреду (через новостные каналы, социальные сети и т.д.).

На примере событий, связанных с проведением специальной военной операции, проводимой на территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 г., можно показать, как действует механизм дискредитации Российской Федерации, зарубежными негативно настроенными субъектами:

  • во-первых, производиться распространение заведомо недостоверной информации о реальных целях проведение тех или иных мероприятий со стороны силовых структур Российской Федерации;
  • во-вторых, наряду с первой стадией, происходит попытка формирования образа России как агрессора, вплоть до перевода ее в один ряд со «странами изгоями», навешиванием на власть ярлыков авторитарной власти, которая руководствуется не легитимными принципами в своей политической деятельности;
  • в-третьих, самая продолжительная и трудозатратная стадия, связанная с внедрением политической цензуры в отношении Российской Федерации.

В заключение, авторы отмечают, что престиж государства, политической власти, ее поддержка населением зависят от содержания и реализации функций государства, которые должны своевременно изменяться, обеспечивать активный диалог с государством, учитывать национальные интересы и общечеловеческие ценности.

Функция государства, направленная на противодействие распространению «фейковой» информации в вопросах обеспечения безопасности, должна быть встроена в механизм государственного воздействия на общественные процессы, осуществляя созидательное воздействие [13].

Все это позволит не допустить изменения сознания граждан, на которое пытаются воздействовать злопыхатели в лице субъектов, пытающихся разрушить фундаментальные ценности и принципы, формирующие основы российского общества и его политической системы.

REFERENCES

1. Ukaz Prezidenta RF ot 02.07.2021 № 400 «O Strategii nacional’noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // «Sobranie zakonodatel’stva RF», 05.07.2021, № 27 (chast’ II), St. 5351. – Tekst: neposredstvennyj.

2. Polnoe sobranie sochinenij/ V. I. Lenin. T. 43: Mart — iyun’ 1921. – 5-e izd. — Moskva: Politizdat, 1974. S. 47. – Tekst: neposredstvennyj.

3. Federal’nyj zakon ot 27.07.2006 № 149-FZ «Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii» // «Rossijskaya gazeta», № 165, 29.07.2006. – Tekst: neposredstvennyj.

4. Prikaz Genprokuratury Rossii ot 26.08.2019 № 596 «Ob utverzhdenii Instrukcii o poryadke rassmotreniya uvedomlenij i zayavlenij o rasprostranyaemoj s narusheniem zakona informacii v informacionno-telekommunikacionnyh setyah, v tom chisle v seti «Internet» // «Zakonnost’», № 10, 2019. – Tekst: neposredstvennyj.

5. CHto takoe fejkovye novosti i kak za nih budut nakazyvat’ URL: http://duma.gov.ru/news/29982/ (data obrashcheniya 20.04.2022) . – Tekst: elektronnyj.

6. Interv’yu zamestitelya Sekretarya Soveta Bezopasnosti Rossii O. Hramova URL: http://scrf.gov.ru/news/allnews/3217/ (data obrashcheniya 18.04.2022) . – Tekst: elektronnyj.

7. Federal’nyj zakon ot 04.03.2022 № 32-FZ «O vnesenii izmenenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii i stat’i 31 i 151 Ugolovno-processual’nogo kodeksa Rossijskoj Federacii» // «Rossijskaya gazeta», № 49, 09.03.2022. – Tekst: neposredstvennyj.

8. 18 marta 2022 goda Roskomnadzor vystupil s zayavleniem o tom, chto amerikanskie IT-kompanii, v chastnosti, Meta Platforms Inc. i Google LLC zanyali chetko vyrazhennuyu antirossijskuyu poziciyu. Na prinadlezhashchih dannym kompaniyam internet-resursah razvernuta celenapravlennaya kampaniya po diskreditacii rossijskih Vooruzhennyh sil, sredstv massovoj informacii, obshchestvennyh deyatelej i gosudarstva v celom. URL: https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news74196.htm (data obrashcheniya 19.04.2022). – Tekst: elektronnyj.

9. Stogova E. Zakon ob ugolovnom nakazanii za fejki. Kak on izmenil rabotu zhurnalistov // URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/05/03/2022/6223325d9a7947835d28df5d (data obrashcheniya 19.04.2022) . – Tekst: elektronnyj.

10. Postanovlenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 16 marta 2009 g. № 228 «O Federal’noj sluzhbe po nadzoru v sfere svyazi, informacionnyh tekhnologij i massovyh kommunikacij» // URL: https://rkn.gov.ru/about/p179/ (data obrashcheniya 19.04.2022). – Tekst: elektronnyj.

11. Poyasnitel’naya zapiska «K proektu Federal’nogo zakona «O Vysshem Sovete po etike i nravstvennosti v oblasti kinematografii i teleradioveshchaniya v Rossijskoj Federacii» // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=PRJ&dst=100285&n=20735&req=doc#H1U9O3TtspsyLAkQ (data obrashcheniya 19.04.2022). – Tekst: elektronnyj.

12. Dorofeeva V.V. Fejkovye novosti v sovremennom mediaprostranstve // Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki. 2019. T. 8, № 4. S. 774-786. – Tekst: neposredstvennyj.

13. Lucenko, V. V. Rezhim kontrterroristicheskoj operacii kak osobyj kompleksnyj pravovoj institut / V. V. Lucenko, I. V. Semenova // Voprosy rossijskogo i mezhdunarodnogo prava. – 2021. – T. 11. – № 4-1. – S. 44-49. – Tekst: neposredstvennyj.