ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ОКАЗАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

PROSECUTOR’S SUPERVISION OVER THE LEGALITY OF PROVIDING FINANCIAL ASSISTANCE TO SUFFICIENT AS A RESULT OF AN EMERGENCY SITUATION

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY; CRIMINAL AND EXECUTIVE LAW; CRIMINAL PROCESS; CRIMINALISTICS; JUDICIAL ACTIVITIES, PROSECUTION ACTIVITIES, HUMAN RIGHTS AND LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES

Publication text (PDF)

UDK: 342.951

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Basova Yulia Yuryevna, Crimean Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor’s Office of the Russian Federation

TYPE: Article

DOI:

https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-4-119-129

PAGES: from 119 to 129

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: activity, legality, security, prosecutor’s office, prosecutor’s supervision, emergency situations, financial assistance.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article analyzes the law enforcement practice, in particular the practice of prosecutorial supervision, judicial practice, on the appointment and payment of financial assistance to victims of an emergency. On the basis of the study, the main situations are identified that dictate the need for systematic work in building an integral legislative framework for ensuring the rights of citizens in an emergency situation, in particular: the legality of defining the boundaries of an emergency zone, including all affected territories of settlements in it; the validity of including the affected citizens in the lists for receiving social compensation, the completeness of the formation of such lists.

The aim of the study is to form ideas about the existing law enforcement practice on ensuring the rule of law in the formation of lists of citizens affected by the emergency, as well as the payment of material assistance to them.

In the above study, it is noted that the legal levers used in the supervisory activities of the prosecutor’s office are primarily aimed at ensuring and protecting the rights and freedoms of affected citizens, and are also designed to facilitate finding the activities of authorized entities in the legal field and provide a real solution to the tasks they face in conditions the occurrence of an emergency.

As a result of the study, a number of author’s proposals have been proposed, the purpose of which is to create effective, transparent, understandable conditions for the law enforcement officer to provide financial assistance to citizens affected by an emergency.

Постоянное развитие общества обуславливает появление новых общественных отношений, что предполагает познание и использование закономерностей, принципов и методов, что является задачей научного знания и его высшего уровня – теории [1, c. 42], а также выявление актуальных фундаментальных и прикладных вопросов, которые в силу своей важности и сложности становятся предметом дискуссии среди научного сообщества и практиков. Именно с помощью теории мы лучше познаем сущность новых явлений, можем систематизировать новые знания и обеспечить практическую «жизнеспособность» проверяемость теоретических наработок. Это справедливо относится и к правоохранительной сфере деятельности, в частности к деятельности органов прокуратуры, которые функционируют, как в обычных условиях жизнедеятельности общества и государства, так и в условиях чрезвычайных ситуаций. При отсутствии теории (в частности, теории организации деятельности прокуратуры по обеспечению законности в чрезвычайных ситуациях) какие-либо практические предложения в указанной сфере не могут называться научными.

Актуальность проблематики обеспечения законности в чрезвычайных ситуациях обусловлена их значительным количеством в Российской Федерации, значительным количеством пострадавших и размером ущерба территориям, который причиняется опасными природными явлениями, промышленными авариями и катастрофами, негативными социально-политическими явлениями. Следует отметить, что в последние годы на территории России прослеживается тенденция возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, в результате возникновения которых уничтожаются населенные пункты и города. В Иркутской области летом 2019 г. в результате выпадения обильных и продолжительных осадков оказались в зоне затопления 135 населенным пунктам в 11-ти районах региона. Подтопленными оказались 11 169 жилых домов. В них проживало более 46 тыс. человек (около 8 тыс. детей). Были повреждены 56 участков автодорог, 23 автомобильных моста. Наиболее пострадавшие от наводнения города – Тулун и Нижнеудинск [2]. В 2021 г. наиболее сложная обстановка сложилась в Якутии: площадь пожаров составила 603 598 гектара. Огнем охвачено, в том числе 30,5 тысяч гектаров особо охраняемых природных территорий. На Чукотке также зафиксированы несколько природных пожаров, в результате которых в Билибинском районе введен режим чрезвычайной ситуации. Площадь возгорания составила более 18 046 гектаров леса. В тушении пожаров были задействованы почти 8 тыс. человек и более 1300 единиц техники. Также огонь охватил большие лесные массивы в Челябинской области и в Чукотском автономном округе. В тушении пожаров в минувшие выходные были задействованы почти 8 тысяч человек и более 1300 единиц техники.

Кроме того, в последние годы прослеживается тенденция к увеличению количества событий, которые могут обусловить возникновение чрезвычайных обстоятельств социально-политического характера. Так, в 2014 году количественные показатели преступлений террористического характера составили 1128 [3], в 2015 году данный показатель составил соответственно 1538 [4]. В 2016 году количество преступлений террористического характера возросло на 44,8 %, что составило 2227 [5]. В 2017 году преступлений террористического характера совершено 1 871 [6]. В 2018 год соответственно –1566. Также, анализ и обобщение данных по проблемам, способствующих росту протестных настроений в 2019–2020 гг., свидетельствует о том, что региональные органы власти не сумели в полной мере осуществить необходимые меры по их устранению на наиболее значимых участках социально-экономического развития и работы управленческого аппарата. Наиболее распространенными требованиями были: обеспечение искоренение коррупции, реформирование органов власти, улучшение социально-экономического благополучия населения, повышения уровня реальных доходов граждан, снижения безработицы и др. Особенно тревожным стал фактор распространения недоверия к органам власти со стороны молодежи. Указанные проблемы обострили недовольство населения, что в свою, обусловило проведения акций протеста в 2019, 2020, 2021 гг.

Принимая во внимание последствия чрезвычайных ситуаций, законодателем предусмотрено выделение из резервных фондов бюджетных средств для различных целей, в частности: для ликвидации негативных последствий чрезвычайной ситуации, оказание финансовой помощи пострадавшим, проведение первичных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ, восстановление инфраструктурных объектов (социальных объектов, помещений органов власти, объектов жизнеобеспечения). В связи с указанным, особую социальную важность и актуальность приобретает прокурорский надзор за правомерным, целевым и эффективным расходованием указанных средств.

Исследуя правовые и организационные основы деятельности прокурора по обеспечению законности в чрезвычайных ситуациях и, следовательно, осуществление прокурорского надзора в указаны условиях, необходимо отметить, что в зависимости от этапа ликвидации чрезвычайной ситуации и ее негативных последствий перед прокурором (района, города) могут быть поставлены различные задачи. Так, на стадии возникновения чрезвычайной ситуации, прокуроры обеспечивают сбор, анализ и оценивание информации о причинах возникновения чрезвычайной ситуации, установлении причин произошедшего, своевременности и полноты принятия органами власти необходимых мер реагирования, в частности введение режима чрезвычайной ситуации, определения перечня временных ограничений и т.д. Справедливо отмечает В.А. Тюнин: «В период чрезвычайной ситуации прокуроры призваны активно применять правовые, организационные и иные методы и средства для своевременного выявления, пресечения и устранения нарушений чрезвычайного законодательства» [7, с. 303].

На стадии ликвидации чрезвычайной ситуации, ликвидации ее негативных последствий «внимание» прокурора должно быть сосредоточено на оценке эффективности, полноты, достаточности и своевременности действий должностных лиц, а также соблюдения ими соблюдения законодательства при проведении: эвакуационных мероприятий; размещении граждан в местах временного пребывания; организации жизнеобеспечения (снабжения населенных пунктов электричеством и водой, продуктами питания, средствами первой необходимости) населенных пунктов, социальных объектов, медицинских учреждений (включая медицинские учреждения закрытого типа), учреждений ограничения/лишения свободы; обеспечении образовательного процесса; законности составления списков граждан, имеющих право на материальные выплаты (компенсации) и строительство жилья; обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, утилизации мусора после пожаров и захоронения трупов животных.

Право граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, закреплено в Бюджетном кодексе Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (статья 18). Основными документами, регламентирующими порядок финансирования мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, является постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. № 1928 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями»; Постановление Правительства РФ от 07.06.1995 № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями».

Изучение правоприменительной практики по процедурным аспектам осуществления начисления и выплат материальной помощи целесообразно начать с рассмотрения тех ситуаций, которые диктуют необходимость системной работы в построении целостной законодательной основы обеспечения прав граждан в условиях чрезвычайной ситуации.

1. Законность определения границ зоны чрезвычайной ситуации, включения в ее состав всех пострадавших территорий населенных пунктов. Непосредственное влияние на реализацию гражданами и юридическими лицами своего права на получение компенсационных выплат оказывает правильное определение в правовых актах, которыми был введен режим чрезвычайной ситуации/повышенной готовности, границ зоны чрезвычайной ситуации. В соответствии с Федеральным закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [8] зона чрезвычайной ситуации — это территория, на которой возникла обстановка в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

При осуществлении надзорных мероприятий, прокурору необходимо, в первую очередь, совместно с органом местного самоуправления обследовать границы данной зоны на предмет полноты включения в нее всех пострадавших от чрезвычайной ситуации территорий [9, с. 65]. Такой подход, обусловлен тем, что в отдельных случаях органы местного самоуправления могут необоснованно, как включить территории в зону чрезвычайной ситуации, так и исключить их. Так, по результатам проведенной прокуратурой Алтайского района Республики Хакасия проверки было выявлено, что в результате пожара частично повреждено личное имущество главы крестьянского (фермерского) хозяйства, принадлежащее заявителю, которое на момент возникновения чрезвычайной ситуации находилось на земельном участке, не оформленном в установленном порядке и расположенном за пределами принадлежащего ему домовладения, а также вне зоны чрезвычайной ситуации, определенной распоряжением Главы Кировского сельсовета от 12.04.2015 № 13 «Об установлении зоны чрезвычайной ситуации». При таких обстоятельствах Администрацией Кировского сельсовета было отказано гражданину Ч. в выплате единовременной материальной и финансовой помощи за частичную утрату имущества первой необходимости. Вместе с тем, проверка показала, что администрацией Кировского сельсовета границы зоны чрезвычайной ситуации были определены неверно. Так, земельный участок, расположенный в пределах территории Кировского сельсовета, на котором располагались принадлежащие заявителю хозяйственные постройки и имущество, фактически оказался в зоне пожара. Однако данный участок распоряжением администрации Кировского сельсовета, в нарушение требований федерального законодательства, в зону чрезвычайной ситуации включен не был, что явилось следствием отказа в выплате компенсации. В целях устранения нарушений законодательства прокуратурой Алтайского района главе Кировского сельсовета было внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено [9, с 66].

При этом, анализ судебной практики показывает, что суды зачастую отказывают в удовлетворении исковых требований о включении территории в зону чрезвычайной ситуации, мотивируя свое решение недоказанностью факта причинения ущерба, нарушением процессуального порядка обжалования решения органа местного самоуправления о включении территории в зону чрезвычайной ситуации, не установления факта нахождения жилого помещения в указанной зоне. Так, по делу №2-90/2019 по иску прокурора в интересах С. Нерчинский районный суд Забайкальского края установил факт нахождения дома в границах зоны чрезвычайной ситуации на основании акта обследования дома о подтоплении подполья и свидетельских показаний соседки о наличии воды в огороде, подполье. Судебная коллегия вышла за пределы доводов апелляционной жалобы министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края и проверила решение в полном объеме. Отменяя его, указала, что границы зоны чрезвычайной ситуации определены постановлениями администрации муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края от 8 июля 2018 г. №83, от 20 июля 2018 г. №87. Эти постановления на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции являлись действующими правовыми актами. Представленные истцом фотографии нельзя считать допустимыми и относимыми доказательствами, так как их невозможно идентифицировать относительно времени и места изготовления. Не являются такими доказательствами и акты обследования жилого дома, составленные спустя значительное время после паводка (№33-2147/2019).

Также, центральный районный суд г. Читы по результатам анализа суждений истицы М. о необоснованном не включении дома по улице Серова в г. Чите в зону чрезвычайной ситуации признал неубедительными доводы представителя администрации городского округа о затоплении дома в результате подъема грунтовых вод, учел включение в зону стоящих по близости домов (дело №2-620/2019). Отменяя решение и отказывая в иске, судебная коллегия со ссылкой на подп. «б» п.25 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. №794, указала, что границы зоны чрезвычайной ситуации определены постановлением администрации городского округа от 9 октября 2018 г. №380, которое истцом не оспорено. Аналогичная позиция высказана судом апелляционной инстанции по делам №33-1500/2019, 33-2198/2019, 33-1434/2019 [10].

Указанное свидетельствует, что на сегодня сложилась двусмысленная правоприменительная (судебная) практика в разрешении одинаковых «жизненных» ситуаций. Применение единого подхода позволит в полной мере обеспечить закрепленные в федеральном законодательстве права и свободы человека и гражданина.

2. Обоснованность включения пострадавших граждан в списки на получение социальных компенсаций, полнота формирования таких списков. При осуществлении надзора за правомерным, целевым и эффективным расходованием бюджетных средств, выделенных на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации, важно знать объемы финансовых средств, выделенных из федерального бюджета на данные мероприятия и виды помощи, которая государством оказывается пострадавшим гражданам. Так, Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2019 г. № 1928 установлены следующие меры социальной поддержки пострадавших граждан:

1) единовременная материальная помощь в размере 10 тыс. рублей на человека;

2) финансовая помощь в связи с утратой гражданами имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество – 50 тыс. рублей на человека: за полностью утраченное имущество – 100 тыс. рублей на человека);

3) единовременное пособие:

– членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи;

– семьям граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному законодательством Российской Федерации;

4) гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред — в размере 400 тыс. рублей на человека, легкий вред — 200 тыс. рублей на человека) [11].

Вопрос осуществления компенсационных выплат пострадавшим находиться на постоянном контроле руководства страны. Для обеспечения законности при включении граждан в списки пострадавших в период действия режима чрезвычайной ситуации необходимо располагать оперативными данными о количестве пострадавших граждан на конкретной территории, в том числе обратившихся за получением социальных компенсаций, произведенных выплатах, случаях отказа в признании граждан пострадавшими, границах зоны чрезвычайной ситуации. Данные сведения должны находиться в органах местного самоуправления, территориальных отделах миграционной службы. Следует согласиться с мнением Н.Н. Макеева который указывает, что: «необходимо периодически (еженедельно) с выходом в органы местного самоуправления проверять законность включения пострадавших граждан в соответствующие списки, в том числе наличие у них для этого документов, подтверждающих возникновение данного права (правоустанавливающие документы на домовладение, сведения о регистрации и фактическом проживании по месту утраты имущества), а также своевременность проверки таких сведений органами местного самоуправления и направление сформированных списков в уполномоченный орган государственной власти республики [9, с.65].

Так, при проверке органов местного самоуправления прокурорами устанавливались случаи волокиты при формировании списков граждан, не включения в них всех пострадавших, имеющих право на меры социальной поддержки, а также несвоевременное их направление в уполномоченные органы государственной власти, что препятствовало оперативной реализации государственных гарантий на обеспечение их жилыми помещениями, получение компенсаций. Например, специалистами администраций Бейского, Боградского и Орджоникидзевского районов Республики Хакасия при получении у граждан судебных решений о необходимости включения их в списки, заявления установленной формы не получались и судебные акты к немедленному исполнению не принимались. Фактически выплаты производились спустя более одного месяца после обращения граждан. Нарушения закона пресекались прокурорами путем внесения представлений, по результатам рассмотрения которых только в первые три месяца после чрезвычайной ситуации свыше 400 граждан были включены в списки с последующей выплатой причитающихся денежных средств. По результатам рассмотрения 24 исковых заявлений прокуроров граждане были включены в списки на строительство жилых домов; 32 — на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости на общую сумму 3 млн. руб. Аналогичная ситуация возникла при осуществлении финансовых выплат пострадавшим в результате наводнения в г. Тулун, Иркутская область [12].

Также, достаточно частой является ситуация, связанная с отказом органом местного самоуправления во включении в список, на основании отсутствия регистрации по месту проживания. Следует отдельно остановиться на анализе судебной практики по вопросам связанных с предоставлением мер социальной поддержки гражданам, лишившимся единственного жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При рассмотрении дел по требованиям о включении в списки граждан, нуждающихся в предоставлении единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости юридически значимым обстоятельством, является установление факта постоянного проживания в доме, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации. В основном суды, установив вышеуказанный юридический факт, правомерно приходили к выводу о возложения на орган местного самоуправления обязанности по включению лиц, утративших жилье в результате чрезвычайных ситуаций, в списки граждан на получение единовременного социального пособия в связи с полной утратой имущества первой необходимости.

Практика прокурорского надзора показывает о наличии случаев, когда предметом спора являлось признание за лицами, лишившимися жилья, права на получение государственного жилищного сертификата (социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам). Следует отметить, что для получения государственного жилищного сертификата (социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам), как формы оказания единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости факта постоянного проживания является недостаточным. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 г. № 561 установлены условия получения данной финансовой помощи:

– регистрации на момент чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении;

– отсутствие у гражданина, лишившегося жилого помещения, в собственности иного жилого помещения, т.е. утраченное жилое помещение являлось единственным [13].

Базируясь на положениях теории права относительно порядка толкования норм права, по нашему мнению, данный перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. Однако, в результате анализа решений судов первой инстанции и апелляционных определений, а также обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации установлено, что при предъявлении требований о признании права на получение государственного жилищного сертификата одновременно необходимо наличие следующих (дополнительных) условий:

– постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении;

– признание жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания вследствие чрезвычайной ситуации;

– неполучение гражданином, лишившимся жилого помещения, иных мер поддержки по обеспечению жильем в связи с утратой этого жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации [14; 15].

Кроме того, при установлении дополнительных условий необходимо учитывать ряд особенностей:

– во-первых, проживал ли гражданин на момент возникновения чрезвычайной ситуации в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении постоянно или ее проживание в этом жилом помещении носило временный характер. Основываясь на правовой позиции судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отметим, что временное отсутствие гражданина в жилом помещении, утраченном в результате чрезвычайной ситуации, не лишает его права на получение мер государственной поддержки [15];

– во-вторых, были ли представлены в орган местного самоуправления все необходимые документы для решения вопроса о включении лица в список граждан, лишившихся жилого помещения и имеющих право на получение государственной социальной поддержки в виде социальной выплаты;

– в-третьих, предоставлялись или нет гражданину предусмотренные федеральным и региональным законодательством иные меры поддержки по обеспечению жильем в связи с утратой ею этого жилого помещения [16].

Наряду с указанным, при осуществлении надзора выявлялись случаи необоснованного (неправомерного) включения граждан в списки на получение мер социальной поддержки. В таких ситуациях, с целью пресечения незаконного использования средств федерального бюджета прокуроры принимали меры уголовно-правового характера. Типичными нарушениями законов являлись: совершение служебного подлога; начисление финансовой помощи при отсутствии оснований ее назначения.

Подводя итог, следует согласиться с мнением профессора А.Х. Казариной, которая справедливо отмечает, что: «прокуратура современной России не утратила своего социального предназначения, не претерпело существенных, кардинальных корректив, однако методы воздействия прокурорского надзора изменяются, учитывая условия их применения» [17].

Проведенное исследование позволяет говорить о разностороннем внимании прокуроров к вопросам обеспечения законности при реализации процедур связанных с обеспечением материальных выплат пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации. Используемые в надзорной деятельности правовые рычаги, прежде всего, направлены на обеспечение и защиту прав и свобод пострадавших граждан, а также призваны содействовать нахождению деятельности уполномоченных субъектов в правовом поле и обеспечивать реальное решение задач, стоящих перед ними в условиях возникновения чрезвычайной ситуации. Несмотря на заметные, позитивные сдвиги в данной сфере правоприменения, позволяющее более эффективно использовать бюджетные средства, считаем, что данному направлению надзорной деятельности и далее надлежит уделять внимание.

Неоднозначность правоприменения, а в частности судебной практики, обуславливает необходимость конкретизации оснований условия получения финансовой помощи, связанной с утратой жилого помещения путем внесения дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 г. № 561. На основании проведенного анализа и по результатам проведенного анкетирования 380 прокурорских работников установлено, что одним из дальнейших направлений совершенствования правоприменительной деятельности в чрезвычайных ситуациях, в том числе надзорной деятельности прокуратуры, является совершенствования федерального законодательства по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (43,2 % респондентов). Указанное предложение не претендует на полноту, допустимы и иные правовые и юридико-технические решения. Главная задача предложенных дополнений – это создание эффективных, прозрачных, доступных для понимания правоприменителя условий оказания финансовой помощи гражданам пострадавших в чрезвычайной ситуации.

REFERENCES

1. Majdykov A. F. Formirovanie teoreticheskih osnov upravleniya organami vnutrennih del v osobyh usloviyah kak odnogo iz nauchnyh napravlenij razvivayushchejsya teorii upravleniya organami vnutrennih del i teorii social’nogo upravleniya // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2014. №3 (31). S. 42–44.

2. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za yanvar’ – dekabr’ 2014 goda: Statisticheskij sbornik // Oficial’nyj sajt General’noj prokuratury RF. [Elektronnyj resurs] – Rezhim dostupa. – URL: http://crimestat.ru/analytics (data obrashcheniya 03.10.2021).

3. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za yanvar’ – dekabr’ 2015 goda: Statisticheskij sbornik // Oficial’nyj sajt General’noj prokuratury RF. [Elektronnyj resurs] – Rezhim dostupa. – URL: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/d07/0112_2015.pdf (data obrashcheniya 03.10.2021).

4. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za yanvar’ – dekabr’ 2016 goda: Statisticheskij sbornik // Oficial’nyj sajt General’noj prokuratury RF. [Elektronnyj resurs] – Rezhim dostupa. – URL: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/f8b/Ezhemesyachnyj%20sbornik%20dekabr’ %202016.pdf (data obrashcheniya 03.10.2021).

5. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za yanvar’ – dekabr’ 2017 goda: Statisticheskij sbornik // Oficial’nyj sajt General’noj prokuratury RF. [Elektronnyj resurs] – Rezhim dostupa. – URL: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/aab/Ezhemesyachnyj%20sbornik%20dekabr’ %202017.pdf (data obrashcheniya 03.10.2021).

6. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za yanvar’ – oktyabr’ 2018 goda: Statisticheskij sbornik // Oficial’nyj sajt General’noj prokuratury RF. [Elektronnyj resurs] – Rezhim dostupa. – URL: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/ddb/sbornik_10_2018.pdf (data obrashcheniya 03.10.2021)).

7. Tyunin V.A. Nadzornye polnomochiya organov prokuratury za ispolneniem zakonodatel’stva o chrezvychajnyh situaciyah // Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo YUridicheskie nauki. – 2021. – T. 7 (73). № 2. – S. 302-305.

8. Federal’nyj zakon ot 21.12.1994 № 68-FZ (red. ot 11.06.2021) «O zashchite naseleniya i territorij ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekhnogennogo haraktera» [Elektronnyj resurs] – Rezhim dostupa. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/bb9e97fad9d14ac66df4b6e67c453d1be3b77b4c/ (data obrashcheniya 03.10.2021).

9. Zagryadskij O.V. Organizaciya prokurorskogo nadzora za ispolneniem federal’nogo zakonodatel’stva v period likvidacii posledstvij chrezvychajnoj situacii, vyzvannoj prirodnymi pozharami : Metodicheskie rekomendacii / Pod obshchej redakciej N.N. Makeeva. – Abakan: Prokuratura Respubliki Hakasiya, 2016.

10. Obobshchenie praktiki rassmotreniya sudami Zabajkal’skogo Kraya grazhdanskih del, svyazannyh s realizaciej prav grazhdan, postradavshih v rezul’tate chrezvychajnoj situacii, na poluchenie edinovremennoj material’noj i finansovoj pomoshchi v svyazi s polnoj ili chastichnoj utratoj imushchestva, a takzhe prava na poluchenie kompensacii za utrachennoe zhiloe pomeshchenie dlya priobreteniya ili stroitel’stva zhil’ya, rassmotrennyh v 2018 – 2019 godah [Elektronnyj resurs] – Rezhim dostupa. – URL: http://oblsud.cht.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=129 (data obrashcheniya 03.10.2021).

11. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 28 dekabrya 2019 g. N 1928 «Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya inyh mezhbyudzhetnyh transfertov iz federal’nogo byudzheta, istochnikom finansovogo obespecheniya kotoryh yavlyayutsya byudzhetnye assignovaniya rezervnogo fonda Pravitel’stva Rossijskoj Federacii, byudzhetam sub»ektov Rossijskoj Federacii na finansovoe obespechenie otdel’nyh mer po likvidacii chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekhnogennogo haraktera, osushchestvleniya kompensacionnyh vyplat fizicheskim i yuridicheskim licam, kotorym byl prichinen ushcherb v rezul’tate terroristicheskogo akta, i vozmeshcheniya vreda, prichinennogo pri presechenii terroristicheskogo akta pravomernymi dejstviyami» [Elektronnyj resurs] – Rezhim dostupa. – URL: http://base.garant.ru/73364757/#ixzz77rFEw99D (data obrashcheniya 03.10.2021).

12. Kogda ushla voda. Skazano — sdelano: Tulun vosstanovlen [Elektronnyj resurs] – Rezhim dostupa. – URL: https://rg.ru/2020/09/08/reg-sibfo/putin-o-vosstanovlenii-tuluna-celyj-riad-obektov-uzhe-gotov.html (data obrashcheniya 03.10.2021).

13. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 07.06.1995 № 561 «O gosudarstvennyh zhilishchnyh sertifikatah, vydavaemyh grazhdanam Rossijskoj Federacii, lishivshimsya zhilogo pomeshcheniya v rezul’tate chrezvychajnyh situacij, stihijnyh bedstvij, terroristicheskih aktov ili pri presechenii terroristicheskih aktov pravomernymi dejstviyami» [Elektronnyj resurs] – Rezhim dostupa. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6809 (data obrashcheniya 03.10.2021).

14. Obobshchenie sudebnoj praktiki rassmotreniya sudami Volgogradskoj oblasti grazhdanskih del po sporam, svyazannym s realizaciej mer social’noj podderzhki otdel’nyh kategorij grazhdan, za 2017-2018 gg. [Elektronnyj resurs] URL: http://oblsud.vol.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=972 (data obrashcheniya 03.10.2021).

15. Obzor sudebnoj praktiki Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii. – 2021. – № 1 [Elektronnyj resurs] URL: http://supcourt.ru/documents/practice/29857/ (data obrashcheniya 03.10.2021).

16. Opredelenie Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii № 18-KG20-70-K4 ot 16 noyabrya [Elektronnyj resurs] URL: 2020 g. http://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1943898 (data obrashcheniya 03.10.2021).

17. Kazarina A.H. K voprosu o metodologii i metodike ocenki effektivnosti prokurorskogo nadzora // Vestnik Akademii General’noj prokuratury Rossijskoj Federacii. 2012. — № 1 (27). – S. 21–29.