Основные подходы к пониманию сущности категории «Общественные места»

BASIC APPROACHES TO UNDERSTANDING THE ESSENCE OF THE CATEGORY «PUBLIC PLACES»

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ КАТЕГОРИИ
«ОБЩЕСТВЕННЫЕ МЕСТА»

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION THEORY AND HISTORY OF LAW AND THE STATE; HISTORY OF THE TEACHINGS OF LAW AND THE STATE

Publication text (PDF)

UDK: 342.95

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Zabroda D. G., Tikhiy I. V.

TYPE: Article

DOI:

https://doi.org/10.37279/2413-1733-2022-8-1-20-30

PAGES: from 20 to 30

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: basic approaches (normative, normative, scientific, law enforcement (practical) and statistical), public space, category, content.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article actualizes the problem of identifying and characterizing the main approaches to understanding the essence of the category «public places».

Statistical data for 2020-2021, reflecting the criminogenic situation in public places, are given, factors that negatively affect the rule of law in public places are highlighted.

The need for a comprehensive study of the term «public place» is stated, due to the absence of its concept in the domestic legislation and the ongoing controversy in legal science regarding the normative definition of the characteristics of this category.

Fulfilling the duties of ensuring law and order by law enforcement agencies, to clarify the spatial boundaries of the action of restrictions and prohibitions for individuals and legal entities, to speed up the processes of improving the current legislation and the development of draft regulatory legal acts.

On the basis of the analysis carried out, the characteristics of public places have been identified: publicity; territorial and object certainty; unlimited access to public places and restriction to restricted ones; predominantly non-residential and non-industrial purpose; ensuring the functioning of local self-government bodies; existence to meet the needs of an indefinite circle of people.

The author identifies and characterizes the normative, normative design, scientific, law enforcement (practical) and statistical approaches, the use of which made it possible to reveal the content of the concept of «public place».

Охрана общественного порядка в Российской Федерации в 2020-2021 году существенно усложнилась введением чрезвычайных противоэпидемических мер, обусловленной пандемией, вызванной коронавирусной инфекцией COVID-19.

Так, принятые органами внутренних дел меры, в первую очередь, касались увеличения присутствия сотрудников полиции в местах массового пребывания, активизацией деятельности должностных лиц органов внутренних дел по реализации полномочий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований нормативных актов субъектов Российской Федерации, связанных с установлением противоэпидемического режима, установления лиц, установления местонахождения лиц, прибывающих на территорию Российской Федерации из стран с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением COVID-19, обеспечения безопасности обсервационных пунктов и лечебных учреждений, предупреждению распространения инфекционных заболеваний среди лиц, содержащихся в специальных учреждениях органов внутренних дел [1].

Оценивая результаты деятельности МВД России в 2020 г. Президент России В. Путин отметил, что «…несмотря на сложности, связанные с эпидемией коронавируса (органы внутренних дел) действовали грамотно, чётко, без сбоев. Имею в виду обеспечение общественной безопасности и борьбу с преступностью, системную, целенаправленную работу по улучшению ситуации на дорогах и в миграционной сфере» [2].

Нельзя не отметить и тот факт, что по результатам 2020 г. в нашей стране на 10% уменьшилось количество преступлений, совершенных в общественных местах, в том числе на улицах, площадях, парках, скверах – на 9,9 %, в том числе уголовно-наказуемых хулиганств на 12,8 %. [3]. В тоже время, отмечается рост преступлений в общественных местах в Республике Дагестан (+48,9%), Карачаево-Черкесской Республике (+35,7%), г. Севастополе (32,3%), Республика Ингушетия (+24,3) [4]. В 2021 г. (январь-октябрь) сохранилась тенденция к снижению преступлений в парках, скверах, на улицах и площадях (на 7,9% за АППГ). Среди «лидеров» рейтинга регионов с наибольшими темпами прироста таких преступлений – Республика Тыва (18,6%), Республика Ингушетия (15,7%), Приморский край (+15,2%) [5].

По данным МВД России в 2018-2020 гг. число уголовно-наказуемых хулиганств, как одного из основных правонарушений данной категории, уменьшалось. Так, если в 2018 г. сотрудниками полиции выявлено 1795 (-4,8 % АППГ) таких преступления, из них совершенных в общественных местах – 1406 (-5,6 %), в 2019 г. – 1747 (-2,7 %), из них совершенных в общественных местах – 1369 (-2,6 %), в 2020 г. – 156(-12,7 %), из них совершенных в общественных местах – 1194 (-12,6 %). В структуре «уличной преступности» хулиганство составляет 0,3 %. И это соотношение стабильно на протяжении 3-х лет. Что касается Республики Крым, то в 2020 г. в общественных местах РК совершено 6375 (29,4 %; -14,7 %) преступлений, в т.ч. на улицах – 4820 (уд. вес – 22,2 %; — 8,9 %). Основную часть преступлений, совершенных в общественных местах, составили кражи (2662; 41,8 %). Уменьшилось количество краж (2662; -29,5 %) и грабежей (225; -32,0 %), совершенных в общественных местах [38].

Считаем, что одним из факторов, повлиявших на криминогенную обстановку в общественных местах, стали карантинные ограничения, направленные на уменьшение количества граждан, пребывающих в общественных местах, в том числе и в местах массового скопления и общественном транспорте, запрет на проведение массовых мероприятий, сокращение времени работы организаций и предприятий досуга, общественного питания, а также корректировку режима деятельности государственных и коммерческих учреждений, образовательных и воспитательных организаций, в том числе и перевод большинства из них на удаленную форму работы.

Проводимые в отдельных регионах России социологические опросы показали, что введенные властями ограничительные меры полностью или скорее поддерживают – 58% граждан; 28% в чем-то поддерживают, в чем-то нет, скорее не поддерживают или не поддерживают совсем 13%.

К ограничительным мерам, которые граждане считают чрезмерными, относят и запрет на пребывание в местах массового скопления граждан (31%) [6].

В ходе правоприменения актуализировались и вопросы терминологии, отражающие сущность общественных отношений, возникающих в процессе реализации карантинных правоограничений.

Важной составляющей этих правоотношений является определение пространственной основы их возникновения, развития и прекращения, связанной с конкретной территорией (местом, объектом).

Следует согласиться с мнением И.И. Веремеенко, который считает, что данный термин используется в законодательстве для подчеркивания важности охраняемых отношений, поскольку посягательства на них «…затрагивают интересы не одной какой-то личности, а группы лиц, всего общества…нарушение существующих правил в таком месте… является вызовом обществу и, с точки зрения конфликта в той или иной степени, интересам других лиц» [7].

В связи с отсутствием в отечественном законодательстве понятия «общественное место» и длящейся в правовой науке десятилетиями полемики, касающейся нормативного определения её признаков и критериев для классификации их разновидностей, в этой публикации предлагается выделить и охарактеризовать основные подходы к моделированию соответствующей дефиниции.

Проведенный нами анализ нормативных источников, научных публикаций и правоохранительной и судебной практики, позволили выделить следующие основные подходы к пониманию сущности категории «общественные места»: а) нормативный; б) нормопроектный; в) научный; г) правоприменительный (практический); д) статистический.

1) нормативный подход отражает закрепление понятия и разновидностей общественных мест в нормативных правовых актах различного уровня: от федерального до решений органов местного самоуправления [8]. В частности, нормы, в которых употребляется понятие «общественное место», содержится в Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении», ФЗ «О полиции», «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», УК, КоАП РФ и др. [9-14].

Например, в федеральном законе «О полиции» термин «общественные места» использован для: формулирования одного из основных направлений деятельности полиции (п. 6 ч.1 ст.2), характеристики обязанностей полиции (п. 5 ч. 1 ст. 12), форм охраны общественного порядка (п. 6 ч. 1 ст. 13), прав полиции (п. 7, п. 14, п. 18, ч. 1 ст.13). При этом, в отдельных случаях перечень таких мест конкретизируется путем их перечисления (п. 5 ч. 1 ст. 12) [9].

В большинстве законодательных актов общественные места обозначены путем использования соответствующего словосочетания, перечисления их разновидностей или указания на их неопределённое множество. Так, при описании диспозиции мелкого хулиганства (ч.1 ст. 20.1 КоАП РФ), названий статей 20.2.2, 20.21 КоАП РФ используется словосочетание «общественные места» (в необходимом падеже);в ФКЗ «О чрезвычайном положении» (п. а ч. 1 ст. 12), в диспозиции ст. 20.21 КоАП РФ дается перечисление общественных мест («улицы и другие общественные места», «улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования, другие общественных места»); в УК РФ также содержаться преступления, признаком которых является «общественное место» (ст.ст. 128, 214, 212, 213, 319 УК РФ) [9; 10; 12].

В ряде законов и подзаконных актов законодатель, при установлении запретов и ограничений как признаков отдельных территорий, помещений и объектов, оперирует категориями «общественный» в отношении транспорта, предприятий питания, мест пребывания граждан [13-23].

Для организации деятельности органов внутренних дел важное значение имеет конкретизация перечня «общественных мест» как места несения службы нарядами полиции. Так, приказами МВД России от 25.11.2019 № 879 «Об утверждении Наставления об организации в органах внутренних дел Российской Федерации деятельности по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах», от 13 апреля 2021 г. № 212 «Об утверждении Порядка доставления лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в медицинские организации или специализированные организации либо в служебные помещения территориальных органов или подразделений полиции», от 28 июня 2021 г. № 495 «Об утверждении Наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России» к ним отнесены «…улицы, площади, стадионы, вокзалы, железнодорожные станции, платформы, скверы, парки, поезда дальнего следования и пригородного сообщения, аэропорты, морские и речные порты, автовокзалы и автостанции, привокзальные площади, и другие общественные места».

Среди других нормативных источников, содержащих понятие «общественное место», выделяются и акты органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Например, законодательство субъектов Российской Федерации, наряду с улицами и другими общественными местами, перечень которых закреплен в федеральном законодательстве, дополняют его, преимущественно в контексте административных правонарушений, включает: места проведения культурно-зрелищных, спортивных и иных мероприятий [24]; пешеходные дорожки, тротуары [25]; территории и помещения юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность (развлекательные центры, кинотеатры, дискотеки, бары, рестораны, кафе и иные)[26]; гостиницы, больницы, домах отдыха [27] и др.

Например, в Законе Республики Бурятия от 05.05.2011 № 2003-IV «Об административных правонарушениях» данное рассматриваемое нами понятие закреплено в п. 3 ч. 3 ст. 3 [28], а в решении Совета депутатов Успенского сельского поселения Чудовского р-на Новгородской обл. от 29.04.2019 № 194 «Об утверждении Правил благоустройства и санитарного содержания территории Успен­ского сельского поселения» под общественными местами понимаются «…места общедоступные для неопределенного количества лиц, места массового посещения людей, доступ к которым в установленном законодательством порядке для населения не ограничен (улицы, площади, пляжи, парки и т.д.)» [29].

2) нормопроектный подход отражает позицию парламентариев, выраженную в проектах соответствующих законодательных актов. Например, возможный вариант решения проблемы определения «общественного места» является предложение по закреплению его перечня в ст.14.1 проекта КоАП. К ним предложено относить: места общего пользования; транспорт общего пользования городского и пригородного сообщения, остановки общественного транспорта; жилые микрорайоны, места общего пользования в жилых домах; территории, прилегающие к жилым домам; детские, образовательные и медицинские организации, организации культуры, физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения; места, предназначенные для использования в сфере развлечения, досуга, торговли, отдыха; места общественного питания; места в период проведения массовых мероприятий; иные места, которые независимо от их формы собственности постоянно, временно или эпизодически открытые для свободного доступа неограниченного круга лиц, в том числе места предполагающие возможность появления (нахождения) в них неопределенного круга лиц [30].

3) научный подход рассоривает сущность общественных мест с позиции современной научной методологии. Учитывая значительное число научных публикаций, посвященных этой тематике, приведем основные позиции, наиболее полно отражающие, сложившиеся подходы к формулированию понятия «общественное место». Так, в юриспруденции под ними понимают:

  • места общения людей в целях удовлетворения различных жизненных потребностей (А.П. Коренев); общего пользования, а также помещения учреждений, предприятий, обслуживающих население (Д.Н. Бахрах); общения (нахождения) людей, в которых удовлетворяются их различные жизненные потребности и которые свободны для доступа неопределённого круга лиц (Ю.П. Соловей) [31];
  • место неколлективного общения людей, место, которое носит открытый характер для неопределенного круга лиц, место, где организованно или стихийно протекают различные социальные процессы, место, где пересекается действие различных социальных и юридических норм [32, с. 35];
  • любые объекты частого, регулярного, единовременного, реального или потенциального нахождения граждан, куда возможен доступ абсолютно всех граждан: дворы, подъезды, лестницы, лестничные площадки, лифты жилых домов, детские площадки, зоны рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом), парки, стадионы, все виды общественного транспорта городского и пригородного сообщения, кроме мест частного пользования [33, c. 431];
  • участки местности, используемые гражданами для отдыха, досуга, восстановления сил, удовлетворения потребностей и выполнения общественных функций, границы которых определены органами местного самоуправления [34].
  • места, доступные для посещения либо специально оборудованные территории и помещения общего пользования в черте городов и иных населенных пунктов, либо вне их, а также средства общественного транспорта [35, с. 211-212];
  • свободную к доступу неограниченного количества лиц территорию нежилого и не производственного предназначения, которая используется для удовлетворения личных потребностей, в рамках которой осуществляется государственное регулирование общественных отношений по охране правопорядка [36].

г) правоприменительный (практический) подход содержит в себе обобщенные результаты применение норм действующего законодательства в судебной и правоохранительной практике.

Например, правовая оценка противоправного поведения дается судами в каждом конкретном случае привлечения граждан к уголовной и административной ответственности. Для иллюстрации оценки категории «общественное место» судами Республики Крым и г. Севастополя нами проанализировано 196 постановлений по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, принятых в 2017-2020 гг. В рассмотренных нами материалах местом противоправных действий признавались: улица, двор многоэтажного дома или общественного пользования, железнодорожный вокзал, предприятие общественного питания, спортивный объект (стадион), набережная, остановка общественного транспорта, рынок, парк, медицинское учреждение, автодорога – 73,2%, помещение государственного органа, предприятия торговли (магазин), подъезд жилого дома, лестничная площадка подъезда жилого дома, лечебного учреждения, автостанции; здание органа внутренних дел, общежития; коридор общественного пользования – 25,7%, общественный транспорт (маршрутный автобус) – 1,1%.

В свою очередь, сотрудники полиции, помимо самого пространства улицы, к ним относят остановки общественного транспорта (18,8%), подъезды домов (11,6%), открытые рынки, стадионы, танцплощадки (11,6%), мосты, путепроводы, эстакады (8%), подземные переходы (7,6%), пустыри (5,1%), пляжи (4,3%), иные места (10,5%) [37]. Одновременно сотрудниками полиции подразделений, дислоцирующихся в Крыму, обращено внимание на целесообразность изменение статуса тех или иных территорий и объектов во время курортного сезона: пляжей, открытых площадок, где традиционно проводятся массовые мероприятия, детских лагерей отдыха, которые не функционируют круглогодично, мест для массового «дикого отдыха» и др. [38].

г) статистический подход предусматривает установления понятия, признаков и перечня общественных мест в качестве критерия оценивания результатов деятельности правоохранительных и других органов, в первую очередь преступлений. Так, в Приказе Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России «О едином учете преступлений» (Раздел 3 «Порядок заполнения и представления статистической карточки», реквизит 21) определены места, признаваемые общественными, определяя место противоправного деяния (преступления) по административно-территориальному признаку. Ими признаются «…специально оборудованные территории и зоны общего пользования в черте городов и населенных пунктов либо вне их и предназначенные для использования населением, а также проведения массовых мероприятий, обслуживания и отдыха граждан». Кроме этого, приказ определяет и случаи, когда показатель «преступление совершено в общественном месте» не отражается в соответствующих сведения, то есть, фактически отграничивает такие деяния по признаку частного характера, ограниченности доступа или неприспособленности к пребыванию граждан [39]. Также, этот подход использован при оценивании результативности патрульно-постовой службы, нарядов строевых подразделений Росгвардии, общественных формирований правоохранительной направленности, несущих службу в местах массового пребывания граждан.

Таким образом, анализ выделенных нами подходов, к признакам общественных мест позволяет относить: публичность; территориально-объектовая определенность; неограниченность доступа к публичным места и ограничение к режимным; преимущественно нежилое и непроизводственное предназначение; обеспечение функционирования органами местного самоуправления; существования для удовлетворения потребностей неопределённого круга лиц.

Данные признаки предлагается использовать для классификации общественных мест, разработки их перечня в контексте нормативного регулирования запретов и ограничений в нормах об административной ответственности, формировании задач для органов государственной власти, обеспечивающих охрану правопорядка в общественных местах, а также установлении границ реализации антитеррористического, карантинного и других режимов.

Кроме этого, эти признаки могут учитываться и при разработки градостроительных норм, в которых обозначаются чёткие границы соответствующих территорий и объекты: площади, улицы и другие элементы городской инфраструктуры, а также территориальном обустройстве сельских населённых пунктов.

Подводя итог отметим, что проведенное нами исследование свидетельствует, что использование различных подходов к формулированию понятия «общественное место» не только позволяет более системно рассмотреть сложившиеся в юриспруденции мнения о содержании этой категории, но и минимизировать ошибки в правоприменительной практике, конкретизировать условия выполнения обязанностей по обеспечению правопорядка правоохранительными органами, уточнить пространственные границы действия ограничений и запретов для физических и юридических лиц, ускорить процессы совершенствования действующего законодательства и разработки проектов нормативных правовых актов.

REFERENCES

1. Mery po preduprezhdeniyu rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infekcii [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://xn--b1aew.xn--p1ai/covid19-%D0%BC%D0%B2%D0%B4 (data obrashcheniya: 14.12.2021).

2. Vystuplenie V. Putina na rasshirennom zasedanie kollegii MVD Rossii (03.03.2021 g.) [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://kremlin.ru/events/president/news/65090 (data obrashcheniya: 14.12.2021).

3. Sostoyanie prestupnosti v Rossii (za yanvar’-dekabr’ 2020 g.). – General’naya prokuratura Rossii, M., 2021. – 62 s.

4. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za yanvar’-dekabr’ 2020 g. – MVD Rossii FKU «Glavnyj informacionno-analiticheskij centr». – M., 2020. – 66 s.

5. Kratkaya harakteristika sostoyaniya prestupnosti v Rossijskoj Federacii za yanvar’-oktyabr’ 2021 goda [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/27024130/ (data obrashcheniya: 14.12.2021).

6. Tret’ rossiyan schitayut chrezmernymi ogranicheniya v svyazi s koronavirusom //https://www.rbc.ru/society/29/04/2020/5ea863599a794749aa07be3f (data obrashcheniya: 14.12.2021).

7. Veremeenko I. I. Mekhanizm ohrany obshchestvennogo poryadka. – M., 1982. – CH. 1. – S. 14.

8. Nikonorov E. A., Nikonorov A. A. Ponyatie obshchestvennogo mesta v rossijskom zakonodatel’stve // Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti. – 2018. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-obschestvennogo-mesta-v-rossiyskom-zakonodatelstve. (data obrashcheniya: 14.12.2021).

9. Federal’nyj zakon «O policii» ot 07.02.2011 № 3-FZ. [Elektronnyj resurs] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul’tant Plyus» (data obrashcheniya: 14.12.2021).

10. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 № 195-F. [Elektronnyj resurs] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul’tant Plyus» (data obrashcheniya: 14.12.2021).

11. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii: federal’nyj zakon ot 13.06.1996 № 63 // Sobranie zakonodatel’stva RF. 1996. № 61 [Elektronnyj resurs] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul’tant Plyus» (data obrashcheniya: 14.12.2021).

12. Federal’nyj konstitucionnyj zakon ot 30.05.2001 № 3-FKZ «O chrezvychajnom polozhenii» [Elektronnyj resurs] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul’tant Plyus» (data obrashcheniya: 14.12.2021).

13. Federal’nyj zakon ot 23.02.2013 № 15-FZ «Ob ohrane zdorov’ya grazhdan ot vozdejstviya okruzhayushchego tabachnogo dyma i posledstvij potrebleniya tabaka» (ch. 1 st. 12) [Elektronnyj resurs] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul’tant Plyus» (data obrashcheniya: 14.12.2021 g.).

14. Federal’nyj zakon ot 22.11.1995 № 171-FZ «O gosudarstvennom regulirovanii proizvodstva i oborota etilovogo spirta, alkogol’noj i spirtosoderzhashchej produkcii i ob ogranichenii potrebleniya (raspitiya) alkogol’noj produkcii» (st. 16) [Elektronnyj resurs] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul’tant Plyus».

15. Prikaz Rosstata ot 29.12.2017 № 887 «Ob utverzhdenii metodologicheskih polozhenij po statistike transport» [Elektronnyj resurs] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul’tant Plyus» (data obrashcheniya: 14.12.2021).

16. Mezhgosudarstvennyj standart GOST 30389-2013 «Uslugi obshchestvennogo pitaniya. Predpriyatiya obshchestvennogo pitaniya Klassifikaciya i obshchie trebovaniya» (vveden v dejstvie prikazom Federal’nogo agentstva po tekhnicheskomu regulirovaniyu i metrologii ot 22 noyabrya 2013 g. № 1676-st) [Elektronnyj resurs] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul’tant Plyus» (data obrashcheniya: 14.12.2021).

17. Gradostroitel’nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.2004 № 190-FZ; Vozdushnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 19.03.1997 № 60-FZ [Elektronnyj resurs] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul’tant Plyus» (data obrashcheniya: 14.12.2021).

18. Federal’nyj zakon «O sanitarno-epidemiologicheskom blagopoluchii naseleniya» ot 30.03.1999 № 52-FZ [Elektronnyj resurs] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul’tant Plyus» (data obrashcheniya: 14.12.2021).

19. Federal’nyj zakon ot 04.12.2007 № 329-FZ «O fizicheskoj kul’ture i sporte v Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul’tant Plyus» (data obrashcheniya: 14.12.2021).

20. Federal’nyj zakon «Ob ob»ektah kul’turnogo naslediya (pamyatnikah istorii i kul’tury) narodov Rossijskoj Federacii» ot 25.06.2002 № 73-FZ [Elektronnyj resurs] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul’tant Plyus» (data obrashcheniya: 14.12.2021).

21. Federal’nyj zakon ot 19.06.2004 № 54-FZ «O sobraniyah, mitingah, demonstraciyah, shestviyah i piketirovaniyah» [Elektronnyj resurs] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul’tant Plyus» (data obrashcheniya: 14.12.2021).

22. Federal’nyj zakon «Ustav avtomobil’nogo transporta i gorodskogo nazemnogo elektricheskogo transporta» ot 08.11.2007 № 259-FZ [Elektronnyj resurs] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul’tant Plyus» (data obrashcheniya: 14.12.2021).

23. Federal’nyj zakon ot 13.07.2015 № 220-FZ «Ob organizacii regulyarnyh perevozok passazhirov i bagazha avtomobil’nym transportom i gorodskim nazemnym elektricheskim transportom v Rossijskoj Federacii i o vnesenii izmenenij v otdel’nye zakonodatel’nye akty Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul’tant Plyus» (data obrashcheniya: 14.12.2021).

24. Zakon goroda Moskvy ot 21.11.2007 № 45 «Kodeks goroda Moskvy ob administrativnyh pravonarusheniyah» [Elektronnyj resurs] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul’tant Plyus» (data obrashcheniya: 14.12.2021).

25. Zakon Leningradskoj oblasti ot 24.06.2003 № 47-OZ «Ob administrativnyh pravonarusheniyah» [Elektronnyj resurs] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul’tant Plyus» (data obrashcheniya: 14.12.2021).

26. Zakon Kurskoj oblasti ot 04.01.2003 № 1-ZKO «Ob administrativnyh pravonarusheniyah v Kurskoj oblasti» ot 04.01.2003 № 1-ZKO [Elektronnyj resurs] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul’tant Plyus» (data obrashcheniya: 14.12.2021).

27. Zakon Respubliki Kareliya ot 15.05.2008 № 1191-ZRK «Ob administrativnyh pravonarusheniyah» [Elektronnyj resurs] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul’tant Plyus» (data obrashcheniya: 14.12.2021).

28. Zakon Respubliki Buryatiya ot 05.05.2011 № 2003-IV «Ob administrativnyh pravonarusheniyah» [Elektronnyj resurs] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul’tant Plyus» (data obrashcheniya: 14.12.2021).

29. Reshenie Sovet deputatov Uspenskogo sel’skogo poseleniya CHudovskogo rajona Novgorodskoj oblasti ot 29.04.2019 № 194 «Ob utverzhdenii Pravil blagoustrojstva i sanitarnogo soderzhaniya territorii Uspen¬skogo sel’skogo poseleniya» [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://xn—-itbatohdgkdeo.xn--p1ai/?p=10190 (data obrashcheniya: 14.12.2021).

30. Proekt «Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah» (podgotovlen Minyustom Rossii, ID proekta 02/04/01-20/00099059) (ne vnesen v GD FS RF, tekst po sostoyaniyu na 30.01.2020).

31. Granickij R. B. Obshchestvennoe mesto kak kvalificiruyushchij priznak administrativnogo pravonarusheniya // Pravo i gosudarstvo. – 2009. – № 7. – S. 76–77.

32. Administrativno-pravovaya ohrana obshchestvennogo poryadka pri provedenii sportivnyh meropriyatij: monografiya / G. N. Vasilenko [i dr.] / pod. red. M. V. Kostennikova, A. V. Kurakina. – Domodedovo: VIPK MVD Rossii, 2018. – 98 s.

33. Gusev A. V. Ponyatie «obshchestvennoe mesto» / A. V. Gusev, N. A. Celoval’nikov // Aktual’nye napravleniya nauchnyh issledovanij: perspektivy razvitiya: materialy Mezhdunar. nauch.–prakt. konf. (CHeboksary, 23 apr. 2017 g.) / redkol.: O. N. SHirokov [i dr.]. – CHeboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2017. – S. 430–439.

34. Tarubarov V. V. Obshchestvennye mesta kak uchastki mestnosti s povyshennoj social’noj opasnost’yu // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. – 2015. – № 1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennye-mesta-kak-uchastki-mestnosti-s-povyshennoy-sotsialnoy-opasnostyu (data obrashcheniya: 14.12.2021).

35. Ivan’ko I. V. Normativnoe zakreplenie ponyatiya «obshchestvennoe mesto» // Aktual’nye problemy administrativnogo i administrativno-processual’nogo prava: materialy ezhegodnoj vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj pamyati d.yu.n., professora, zasluzhennogo deyatelya nauki RF V.D. Sorokina (15 marta 2011 g.). V 2 ch. – SPb.: Izd-vo SPb un-t MVD Rossii, 2011, CH. 1. – S. 209–213.

36. Nadobko T. YU. Ponyatie «obshchestvennoe mesto» v nauke administrativnogo prava [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://vestnik-pravo.mgu.od.ua/archive/juspradenc17/part_1/44.pdf (data obrashcheniya: 14.12.2021).

37. Belaya N.M. Ulichnaya prestupnost’: kriminologicheskaya harakteristika i preduprezhdenie: monografiya / pod red. L. M. Prozumentova. SPb.: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo universiteta upravleniya i ekonomiki, 2014. – 159 s.

38. Tihij I. V. Obespechenie pravoporyadka v obshchestvennyh mestah kak odna iz osnovnyh funkcij policii [Elektronnyj resurs] / I. V. Tihij. — Simferopol’: [b. i.], 2020. – 121 s.

39. Prikaz Genprokuratury Rossii № 39, MVD Rossii № 1070, MCHS Rossii № 1021, Minyusta Rossii № 253, FSB Rossii № 780, Minekonomrazvitiya Rossii №353, FSKN Rossii № 399 ot 29.12.2005 «O edinom uchete prestuplenij» (vmeste s «Tipovym polozheniem o edinom poryadke organizacii priema, registracii i proverki soobshchenij o prestupleniyah», «Polozheniem o edinom poryadke registracii ugolovnyh del i ucheta prestuplenij», «Instrukciej o poryadke zapolneniya i predstavleniya uchetnyh dokumentov») [Elektronnyj resurs] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul’tant Plyus» (data obrashcheniya: 14.12.2021).