Основные направления совершенствования форм несения службы участковыми уполномоченными полиции

MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING THE FORMS OF SERVICE BY PRECINCT POLICE OFFICERS

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМ НЕСЕНИЯ СЛУЖБЫ УЧАСТКОВЫМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ПОЛИЦИИ

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY; CRIMINAL AND EXECUTIVE LAW; CRIMINAL PROCESS; CRIMINALISTICS; JUDICIAL ACTIVITIES, PROSECUTION ACTIVITIES, HUMAN RIGHTS AND LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES

Publication text (PDF)

UDK: 342.9

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Zabroda D. G., Osyak A. N.

TYPE: Article

DOI:

https://doi.org/10.37279/2413-1733-2022-8-1-149-155

PAGES: from 149 to 155

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: district police commissioner, forms of service, improvement of the legal framework, citizens’ appeal, administrative area.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article actualizes the need to improve the forms of service by district police commissioners. The study of scientific publications related to the problems of service by police commissioners, as well as the authors’ survey of police officers allowed to identify the main problems that reduce the effectiveness of the activities of this police unit. As a result of summarizing the results obtained a set of measures aimed at optimizing the main directions of service: preventive rounds of administrative area, individual preventive work, consideration of citizens’ appeals, reception of citizens, reporting to the population about the work done. Formulated provisions aimed at: a) eliminating gaps in the normative-legal support of the service of the DMP (in particular, in the legislation on the order of consideration of citizens’ appeals and their reception, on the basis of the system of prevention of offenses in the Russian Federation, on administrative offenses, as well as the order of the Russian Interior Ministry № 205 of 29.03.2019 and others), as well as draft departmental acts of the Russian Interior Ministry; b) drawbacks in the organization and direct practice of service of the DMP, and logistical and informational support.

Служба участковых уполномоченных полиции (далее – УУП) сегодня выступает одним их основных подразделений полиции, наиболее приближенных к проблемам защиты прав и свобод граждан, а также ведущим субъектом профилактической деятельности, что обусловлено её генезом и современной моделью организации.

Этот тезис подтверждают результаты деятельности УУП, которые свидетельствует, что сегодня ими выявляется каждое четвертое преступление и более 75 % от общего числа преступлений, совершенных в быту, рассматривается свыше 40 % обращений граждан, поступивших в полицию, оказывалось индивидуальное профилактическое воздействие на около 360 тысяч лиц, склонных к противоправному поведению [1-3]. Результаты изучения общественного мнения показывают, что за последние 3 года УУП имеют высокие показатели доверия среди населения «своего региона» — около 59 % (третий показатель среди других подразделений полиции) [4]. Благодаря им «…растёт доля граждан, которые считают, что полиция оказывает существенную помощь в решении их проблем. Число людей, которые знают своего участкового, также повышается» [5].

Следует обратить внимание, что проблематика несения службы УУП достаточно часто пребывает в поле зрения специалистов в области полицеистики. Среди авторов, работы которых освещают те или иные вопросы форм несения службы УУП, можно выделить публикации М.В. Барышникова, А.А. Гайдукова, А.Г. Гришакова, М.В. Давыдова, В.А. Джемелинского, И.В. Зырянова, Е.В. Кашкиной, М.В. Костенникова, Р.Н. Кучмезова, Н.С. Куликовой, Б.В. Маслова, А.В. Новикова, Ю.А. Прибытко, А.Г. Репьева, А.В. Савоськина, Р.А. Семенюка, Д.А. Сергеевой, В.А. Соколова, А.В. Равнюшкина, К.Д. Рыдченко, М.Е. Труфанова, А.В. Хандогиной, А.С. Шиенковой и др.

Как правило, в рамках научных статей обращалось внимание на общие вопросы совершенствования правовой основы деятельности службы, необходимость рационального распределения служебного времени УУП, затрачиваемого на различные формы несения службы; соблюдение установленного порядка рассмотрения обращений граждан, их приёма, внедрения в повседневную работу современных информационно-телекоммуникационных технологий, а также средств фиксации правонарушений, повышение эффективности индивидуального профилактического воздействия на лиц, состоящих на учетах органов внутренних дел, взаимодействие УУП с другими подразделениями полиции, государственным органами, органами местного самоуправления и общественностью, в процессе несения службы, укрепление кадрового состава службы УУП, повышении качества их общей и специальной подготовки, развитие материально-технического обеспечения деятельности УУП.

Целью данной публикации является систематизация предложений, направленных на совершенствование форм несения службы участковыми уполномоченными полиции, а также формулирование мер для их реализации.

Основу выводов и предложений, содержащихся в этой статье составили: обобщение проблем, содержащихся в научных исследованиях, посвященных деятельности УУП, результаты опроса 87 УУП, проведенного в 2019-2020 гг., анализ текстов проектов законодательных и подзаконных актов, регулирующих несение службы УУП. Так, опрошенные УУП к основным недостаткам приказа МВД России № 205 от 29.03.2019 г. отнесли: отсутствие детализации прав и обязанностей УУП, определения особенностей несения службы в сельской местности, на административном участке с образовательной организации, а также порядка взаимодействия с другими субъектами профилактики правонарушений [6]

Кроме этого, они акцентировали внимание и на следующих проблемах: существенных затратах времени на выполнение служебных обязанностей за пределами административного участка (оформление различной документации, участие в служебных совещаниях, проводимых в отделах полиции); необходимости урегулирования порядка профилактического обхода при обслуживании нескольких административных участков, а также в сельской и труднодоступных местностях; сложности при осуществлении правового информирования на административных участках, где отсутствуют участковые пункты полиции, необходимости конкретизации порядка размещения информации о деятельности УУП в средствах массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории муниципального образования, в местах массового пребывания граждан; потребности в учете реального некомплекта УУП при организации несения службы и необходимости временного исполнения обязанной в связи с отсутствием УУП (временной нетрудоспособностью, пребывании на учёбе, в том числе переподготовке и повышении квалификации, командировке); недостаточности методического обеспечения отдельных форм несения службы (например, составления информационно-аналитической записки к отчету, качественного оформления отчетной документации, порядка применения индивидуального профилактического воздействия в отношении отдельных категорий подучетных граждан) [7-9]; наличие, параллельного с электронным, бумажного служебного и процессуального документооборота в связи с оформлением необходимых материалов по результатам рассмотрения обращений граждан, по делам об административных правонарушениях; использовании внедряемых в органах внутренних дел современных технических средств (например, электронных планшетов (недостаточная производительность, мощность батареи, неудобство пользования без специального чехла, неуверенный прием сигнала в отдельных случаях)) и др.

Также практические сотрудниками выделяются и необходимость: урегулирования порядка вхождения в жилище (домовладения) лиц, в отношении которых осуществляется индивидуальная профилактическая работа, парного несения службы в условиях усложнения оперативной обстановки, проверки лиц, представляющих опасность для окружающих, заброшенных зданий, сооружений; урегулирования порядка использования ресурсов АПК «Безопасный город» в профилактике правонарушений, их выявлении, пресечении и расследовании, улучшения оборудования участковых пунктов полиции современной мебелью, техникой, а также создание условий для комфортного приема граждан и др.

Констатация ряда проблем, возникающих в деятельности службы УУП, отражена и в Концепции развития службы участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России на 2020 – 2023 годы [10]. Например, в контексте оптимизации форм несения службы, в ней предусмотрены следующие меры, касающиеся: рационального распределения нагрузки между УУП, в том числе и обращений граждан, материалов дел об административные правонарушения; активизация работы по выявлению лиц, совершивших административные правонарушения и преступления небольшой тяжести на бытовой почве; повышение роли старших УУП в непосредственном руководстве участковыми и контроле за выполнением ими повседневных служебных обязанностей; размещение на официальных сайтах МВД России и актуализация информации об УУП, закрепленных за ними административных участках, контактных телефонах, месте и времени приема граждан; существенное улучшение материально-технического обеспечения деятельности УУП.

Обобщая изученную информации нами предлагаются следующие меры, направленные на совершенствование основных форм несения службы:

1) профилактического обхода административного участка: определить частоту посещения предприятий, учреждений, организаций в зависимости от категории риска причинения вреда (высокий, средний, низкий); дополнить приказ МВД России № 205 от 29.03.2019 г. положениями об особенностях профилактического обхода при обслуживании нескольких объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, а также удаленных местностей; провести исследование-хронометраж для изучения времени, затрачиваемого для профилактического обхода (поквартирного, подворового) в условиях города, сельского населённого пункта, а также при других условиях, влияющих на время его осуществления (например, число подучетных, необходимость проведения большого количества разъяснительных мероприятий), с целью установления факторов, влияющих на его эффективность; рассмотреть возможность УУП получения официальной информации через системы электронного взаимодействия об актуальном состоянии различных объектов, расположенных на территории административного участка для своевременного обновления его паспорта, планирования необходимых мероприятий; подготовить алгоритм посещения различных объектов, находящихся на территории административного участка, а также соответствующую форму для фиксации необходимых данных с использованием ведомственного программного обеспечения; создать интерактивные карты административных участков с возможностью их дополнения элементами, характеризующими оперативную обстановку; изучить возможность контроля за состоянием обстановки с использованием средств видеонаблюдения, включенных в систему АПК «Безопасный город»; использовать официальные аккаунты ОВД для распространения информации об УУП, доведении информации о криминологических угрозах и способах их устранения; при обучении сотрудников полиции уделять внимание обеспечению личной безопасности в условиях обследования подвальных и чердачных помещений, а также иных объектов с угрозой внезапного нападения.

2) индивидуальной профилактической работы: дополнить ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» статьей «Обязанности лиц, в отношении которых применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений», в которой предусмотреть обязанность «…допускать представителей федеральных органов исполнительной власти в сфере профилактики правонарушений в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания, для осуществления установленных в отношении них форм профилактического воздействия»; КоАП РФ статьей, устанавливающей ответственность за «Несоблюдение официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения»; проект приказа МВД России «О проведении сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации профилактической беседы о недопустимости продолжения антиобщественного поведения» дополнить образцом рапорта о её результатах [11]; разработать типовые карты профилактических бесед с различными категориями подучетных; разработать приказ МВД России, регулирующие порядок осуществления органами внутренних дел правового просвещения и правового информирования; при вынесении официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, конкретизировать причины и условия, которые им способствовали; применение риск-ориентированного подхода при планировании профилактических мероприятий; разработать типовую анкету изучения условий жизни и личности подучетных, ориентированную на выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений (например, вопросы анкеты могут предусматривать изучение: длительности конфликтных отношений, их причину, инициатора конфликта; наличие фактов употребления алкоголя или наркотических средств, в том числе и совместного; социально-бытового положения (наличие отдельного жилья, средств к его приобретению), материального состояния семьи (постоянного заработка, дохода); личности нарушителя и потерпевшего (агрессивность участников конфликта, стремление решить его с применением насилия (в отношении лиц, допускающих правонарушения в семейно-бытовой сфере) и др. [12;13]; рекомендовать органам местного самоуправления оборудовать места для размещения информационных стендов с информацией об УУП, а также печатных материалов профилактической направленности; обеспечить при подготовке сотрудников полиции формирование навыков владения УУП технологиями общения с гражданами в конфликтных и стрессовых ситуациях, с лицами различных возрастов и социального статуса, приемами выявления лжи и самооговора, применения психолого-педагогических методов для негативного или позитивного стимулирования мотивации подучетных законопослушному поведению и др.

3) рассмотрения обращений граждан: усилить контроль старших УУП за рассмотрением обращений граждан УУП, а также качеством их приема; подготовить сборники проектов ответов на обращения граждан, наиболее часто рассматриваемые УУП, с возможностью их заполнения в электронной форме; нормативно закрепить возможность направления промежуточных ответов (в случае наличия таковых) на электронные адреса заявителей; привести содержание информации о рассмотрении обращений граждан, отражаемой в отчетных материалах, в соответствие с показателями оценки работы УУП; размещать информацию о результатах рассмотрения типовых обращений граждан УУП на сайтах территориальных ОВД; внедрить табличную форму отчета УУП о результатах рассмотрения обращений граждан; в ходе подготовки УУП обращать внимание на качество подготовки материалов по обращениям граждан, соблюдению сроков их рассмотрения, грамотному оформлению текстов соответствующих документов и др.

4) приема граждан: нормативно отграничить личный прием граждан и приём УУП населения административного участка; предусмотреть возможность электронных способов приема гражданами, как альтернативы традиционного приема, в случаях введения специального эпидемиологического или другого чрезвычайного режима, для приема граждан в удалённой местности или ограниченных (в силу пожилого возраста, заболевания) в передвижении; рассмотреть целесообразность внедрение персональных официальных аккаунтов УУП, как средства коммуникации между ним и населением административного участка; оборудовать участковые пункты полиции (основные места приёма граждан) необходимыми устройствами для обеспечения прав маломобильных групп, улучшить условий для ожидания посетителей; закрепить порядок использования средств аудио- и видео фиксации хода приема граждан, оборудовать ими служебные помещения УУП; разработать методические рекомендации для общения УУП с различными категориями граждан; усовершенствовать навыки УУП по обеспечению личной безопасности во время приема граждан; внедрить типовую анкету для оценивания качества приема граждан, проводимых УУП.

5) отчета перед населением о проделанной работе: дополнить приказ МВД России от 29.03.2019 № 205 приложением, в котором отразить примерную форму и содержание отчета УУП; разработать методические рекомендации для проведения УУП анализа состояния оперативной обстановки на административном участке, а также программное обеспечение для автоматизации этой работы; определить возможность проведения отчета в режиме онлайн- видеоконференции; в ходе подготовки УУП отрабатывать навыки публичного выступления; разработать и внедрить в практику методику общественной оценки деятельности УУП и др.

Изложенные выше предложения, по нашему мнению, позволят повысить эффективность деятельности УУП. В тоже время, реалии сегодняшней жизни требуют постоянного совершенствования форм и методов выполнения УУП возложенных на него обязанностей, особенно в период интенсификации внедрения в деятельность органов внутренних дел современных технических средств и цифровых технологий.

REFERENCES

1. Stenogramma vystupleniya V. Kolokol’ceva na zasedanii kollegii MVD Rossii, 26.02.2020 [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: // http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/62860 (data obrashcheniya: 09.12.2021).

2. Vladimir Kolokol’cev pozdravil uchastkovyh upolnomochennyh policii s professional’nym prazdnikom (17 noyabrya 2021 g.) [Elektronnyj resurs]. – URL: https://mvdmedia.ru/news/official/vladimir-kolokoltsev-pozdravil-uchastkovykh-upolnomochennykh-politsii-s-professionalnym-prazdnikom/ (data obrashcheniya: 09.12.2021).

3. Vladimir Kolokol’cev pozdravil laureatov X Vserossijskogo konkursa MVD Rossii «Narodnyj uchastkovyj» (17 noyabrya 2020 g.) [Elektronnyj resurs]. – URL: https://mvdmedia.ru/news/official/vladimir-kolokoltsev-pozdravil-laureatov-x-vserossiyskogo-konkursa-mvd-rossii-narodnyy-uchastkovyy/ (data obrashcheniya: 09.12.2021).

4. Ocenka deyatel’nosti policii v Rossijskoj Federacii v 2021 g. (po dannym FGKU «VNII MVD Rossii») [Elektronnyj resurs]. – URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/publicopinion (data obrashcheniya: 09.12.2021).

5. Vystuplenie V. Putina na rasshirennom zasedanii kollegii Ministerstva vnutrennih del (28.02.2019) [Elektronnyj resurs]. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/59913 (data obrashcheniya: 09.12.2021).

6. Prikaz MVD Rossii ot 29 marta 2019 g. № 205 «O nesenii sluzhby uchastkovym upolnomochennym policii na obsluzhivaemom administrativnom uchastke i organizacii etoj deyatel’nosti» [Elektronnyj resurs]. – Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul’tant-Plyus» (data obrashcheniya: 09.12.2021).

7. Zabroda D. G. Aktual’nye problemy deyatel’nosti uchastkovyh upolnomochennyh policii (po materialam anketirovaniya) // Teoriya i praktika administrativnogo prava i processa: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj pamyati professora V. D. Sorokina, Krasnodar, 03–04 oktyabrya 2019 goda. – Krasnodar: Federal’noe gosudarstvennoe kazennoe obrazovatel’noe uchrezhdenie vysshego professional’nogo obrazovaniya «Krasnodarskij universitet Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii». – 2019. – S. 78–82.

8. Zabroda D. G., Zyryanov I. V., Savchenko N. A. K voprosu o prioritetnyh napravleniyah razvitiya administrativnoj deyatel’nosti policii // Aktual’nye voprosy administrativnoj deyatel’nosti organov vnutrennih del: materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Nizhnij Novgorod, 31 marta 2021 g.) / pod red. k.yu.n. A.S. Lizunova, k.yu.n., docenta S.V. Frolova – Nizhnij Novgorod: Nizhegorodskaya akademiya MVD Rossii. – 2021. – S. 125–132.

9. Zabroda D. G. Klassifikaciya form neseniya sluzhby uchastkovym upolnomochennym policii // Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. YUridicheskie nauki. – 2021. – T. 7 (73). № 4. – S. 130–135.

10. Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya sluzhby uchastkovyh upolnomochennyh policii territorial’nyh organov MVD Rossii na 2020–2023 gody [Elektronnyj resurs]: prikaz MVD Rossii ot 30 marta 2020 g. № 191.– Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Garant».

11. Proekt prikaza MVD Rossii «O provedenii sotrudnikami organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii profilakticheskoj besedy o nedopustimosti prodolzheniya antiobshchestvennogo povedeniya» (po sostoyaniyu na 09.10.2019) (podgotovlen MVD Rossii, ID proekta 01/02/09-19/00095097) [Elektronnyj resurs] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Garant» (data obrashcheniya: 09.12.2021).

12. Zabroda D. G. Deyatel’nost’ uchastkovyh upolnomochennyh policii po okazaniyu profilakticheskogo vozdejstviya na lic, dopuskayushchih pravonarusheniya v semejno-bytovoj sfere / D. G. Zabroda, G. M. Ovsepyan, N. V. Brovko // YUrist»-Pravoved». – 2020. – № 4(95). – S. 174–178.

13. Kravchenko D. S. Specifika priema grazhdan uchastkovym upolnomochennym policii // Nauchnye issledovaniya: teoriya, metodika i praktika: sbornik materialov VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, CHeboksary, 10 aprelya 2020 goda. – CHeboksary: Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost’yu «Centr nauchnogo sotrudnichestva «Interaktiv plyus», 2020. – S. 184–186