Определение понятия и сущности экологизации содержания высшего образования

DEFINITION OF THE CONCEPT AND ESSENCE OF ECOLOGIZATION OF THE CONTENT OF HIGHER EDUCATION

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТИ ЭКОЛОГИЗАЦИИ

СОДЕРЖАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION THEORY AND HISTORY OF LAW AND THE STATE; HISTORY OF THE TEACHINGS OF LAW AND THE STATE

Publication text (PDF)

UDK: 377:01

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Кravchenko O.G., Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

TYPE: Article

DOI:

https://doi.org/10.37279/2413-1733-2022-8-1-37-45

PAGES: from 37 to 45

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: ecologization, higher education content, environmental situation, environmental education, environmental education, environmental culture, environmental competence, environmental management.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article examines the basic concepts and essence of ecologization of the content of higher education. It is noted that the aggravation of the environmental situation in the world requires reforming the educational system, while in the works of domestic and foreign scientists there are different views on the interpretation of the concept of environmental education and upbringing. It is shown that one of the main reasons for the current state of education is a change in the paradigm of environmental education: from the formerly dominant orientation of this education exclusively towards rational use of natural resources, nature protection in general, to modern requirements for the formation of environmental consciousness, culture, morality, and ethics. Attention is focused on the problems of ecological culture, which is considered as the deep essence of man, whose activity is based on responsible attitude to nature. It is concluded that the main role in the development of environmental competence belongs to secondary and higher education, because it is during this period that the foundations of environmental competence and environmental culture, a holistic worldview, constituting the intellectual sphere of a young person, are being formed.

В современной педагогической науке под содержанием образования понимается определенное количество системных знаний, умений и навыков, компетенций, подходов и позиций, некоторый когнитивный уровень и практическая подготовка, который появляется в процессе учебно-воспитательного процесса. Согласно концепции И.Я. Лернера [1] содержание образования включает следующие компоненты: а) систему знаний о природе, обществе, человеческом мышлении, способах деятельности; б) систему интеллектуальных и практических навыков, служащих основой разнообразной деятельности; в) опыт творческой деятельности; г) опыт эмоционально-ценностного отношения к явлениям окружающего мира.

В настоящее время, в свете идеи гуманизации образования, все больше утверждается личностно-ориентированный подход к сути содержания образования, определяющий абсолютной ценностью содержания образования не отчужденные от человека знания, а самого человека, т.е. личностно-ориентированное образование – целенаправленный, планомерный, непрерывный, специально организованный педагогический процесс, направленный на развитие и саморазвитие обучающегося, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов, способностей. Этот подход нашел отражение в работах И.Ф. Богоявленской, С.М. Гульянц, М.С. Завьяловой, С.П. Ивановой, О.И. Ковалевой, Т.И. Кулыпиной, И.Ю. Кульковой и др.

Подготовка студентов с высоким уровнем экологических знаний, экологического сознания, культуры и поведения на основе новых критериев оценки взаимоотношений человеческого общества и природы является одним из главных рычагов решения чрезвычайно острых экологических и социально-экономических проблем современной России.

В диссертационном исследовании Н.Г. Бибиковой [2], согласно принципу историзма, были выделены и обоснованы следующие периоды развития экологии:

1. Период экологической мифологии (до XIV в.), характеризующийся накоплением значительного материала (мифов, легенд, сказок, верований, обычаев, обрядов), ныне составляющего основу народного календаря.

2. Период эмпирической экологии (XIV в. – первая половина XIX в.), отличающийся направленностью на формирование целостного восприятия природы (она выступает вершиной воплощения идеи гармонии и красоты, окружающая среда не враждебна для человека и может быть познана).

3. Период становления экологии как науки (вторая половина XIX в. – первая половина XX в.), отмечаемый развитием экологической науки, значительными масштабными эколого-географическими исследованиями, обобщением и систематизацией экологических знаний, накоплением ценного педагогического опыта, использованием современных (на то время) форм и способов обучения.

4. Период выделения социальной экологии в системе экологических наук, становление системы экологического образования (70-е годы XX в. – начало XXI в.) характеризуется возникновением в науке нового направления – социальной экологии.

Мы согласны, что, «в теории и практике обучения и воспитания знания стали абсолютной ценностью и заслонили собой самого человека. Это привело к идеологизации научных знаний, их академизму, игнорированию образовательных, духовных, культурных, жизненных потребностей человека, его природной активности, благодаря которой личность сохраняет и развивает тенденцию к самовыражению, самоутверждению, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Именно эта тенденция обеспечивает развитие не только личности, но и общества» [3].

Обострение экологической ситуации в мире требует реформирования образовательной системы. Без сомнения, эти изменения должны повлиять на формирование ноосферно-гуманитарных и экологических ценностей общества. В то же время мировое сообщество осознает большую ответственность за решение глобальных экологических проблем сквозь призму воспитания личности с высоким уровнем экологической культуры. В Российской Федерации происходит становление новой системы образования, в которой важное место занимает экологическая составляющая. Современная система национального образования направлена, в частности, на обеспечение подготовки молодого поколения, способного выйти из состояния экологического кризиса, преодолеть потребительское отношение к природе путем формирования нового экоцентрического понимания взаимоотношений между человеком и окружающей средой. Учитывая сказанное, экологическое образование в нашем государстве приобретает особую актуальность и требует качественных изменений, новейших методов и подходов, использования зарубежного опыта [4].

В наследиях отечественных и зарубежных ученых существуют разные взгляды на толкование понятия экологического образования и воспитания. Так, Н.К. Мамедзаде трактует его как системный, комплексный учебно-воспитательный процесс формирования экологического мышления, мировоззрения, этики, культуры путем усвоения экологических знаний, умений и навыков о месте человека в биосфере, взаимосвязи в экосистеме, гармонизацию отношений общества и природы, предупреждение экологических кризисов, развитие ноосферы [5]. Задачей экологического образования авторы считают формирование необходимых знаний по экологической деятельности, а также экологического мышления, мировоззрения, этики и культуры. Г.Г. Недюрмагомедов отмечает экологическое направление современной системы образования, формирование эколого-мировоззренческих ориентаций, насыщение учебных дисциплин экологическим содержанием и результатами научных исследований, подготовку экологически грамотных специалистов из разных отраслей [6]. Некоторые ученые считают, что сами знания еще не означают экологически сознательного поведения, поэтому акцентируют на формировании целостной системы экологических представлений о взаимосвязях в системе «человек-природа-общество», отношение к природе как к наивысшей ценности и системы умений и навыков взаимодействия с ним, духовной потребности нести ответственность за состояние окружающей природной среды.

«Наше отношение к окружающей среде выражает наш образ жизни и всеобщее существование. Это отражает нашу иерархию ценностей и нравственности. Экологическое образование детей и молодежи, а также широкой общественности значительно отстает от потребностей современного общества, навыков и установок достаточно цивилизованного гражданина, что также вытекает из базовой экологической грамотности и экологического поведения» [4, с. 93]. Поэтому современное экологическое образование и воспитание, кроме междисциплинарного характера, должно отражать развитие мира и человеческого общества, быть ориентированным на связи и отношения и включать темы ценностного поведения, философские и духовные, гражданские и социальные, этические и моральные, социальные, то есть должно рассматриваться шире, как образование с нравственным и социальным аспектом» – такого мнения придерживается Н.К. Мамедзаде [5].

Общие положения экологического образования и воспитания, вопросы формирования экологической культуры личности изучали: А.Е. Зубарев, И.В. Кристя, А.Р. Текеева, Д.Л. Теплов, Л. Урекешова, А. Халимов и др. Как отмечает А.М. Халимбекова, экологическое образование и воспитание должны основываться на рациональной основе, которая помогает сформировать положительное отношение к природе, определяющим устойчивое поведение каждого жителя села, региона, страны или планеты. Экологическое образование должно предоставлять информацию о влиянии деятельности человека на природу, на окружающую среду, в которой он живет, последствия этой деятельности. Каждый человек должен осознать, что старый метод использования природных ресурсов приводил и приводит к повреждению экосистемы, к загрязнению окружающей среды (воздуху, воде, почве и т.д.), к глобальным изменениям, включая глобальное потепление. А, следовательно, к изменениям, угрожающим жизни и существованию человека на нашей планете [4].

Экологическое образование и воспитание членов общества, и прежде всего молодежи, «требуют реорганизации, существенного совершенствования и оптимизации на основе глубокого философского и нравственного осмысления проблемы с учетом структуры экологических знаний, современного уровня развития экологической науки, определения социальных функций экологии в обществе, традиций, обычаев и исторического опыта народа в этой сфере» [7].

По мнению Т.А. Бадьиной, Л.В. Моисеевой, В.Д. Ширшова, результатом экологического образования должно стать формирование индивидуального и коллективного экологического сознания, развитие личности, способной ориентироваться в природоохранной деятельности, осуществлять свои профессиональные обязанности и проводить повседневную жизнь в гармонии с природой [8].

Мамедзаде Н. К. в своих трудах отмечает, что эффективное экологическое образование, формирующее экологическое сознание населения, является основой успешной реализации концепции устойчивого развития в реальной практике. Целью экологического образования студентов является формирование и развитие экологической и природоохранной осведомленности и личностных качеств, которые подготовят их к активной защите окружающей среды [5].

Экологизацию образования некоторые авторы понимают как процесс насыщения образовательных программ подготовки специалистов разных специальностей экологическими требованиями – осознанием причинно-следственных взаимосвязей между антропогенной деятельностью и ее экологическими последствиями; актуализацией трех составляющих образования для устойчивого развития системы «общество-биосфера», направленных на: 1) экономическое развитие; 2) социально-культурное развитие; 3) защиту окружающей среды и природоохранную деятельность [9].

Наполнение обучающих программ экологическим содержанием ведет к получению экологических знаний. А.В. Андреев С.Н. Меньшикова, Н.К. Мамедзаде С.А. Тютюков, и др. так Н.К. Мамедзадзе отмечает, что теоретически обоснованы положения о формировании экологических знаний и убеждений студентов высших учебных заведений, реализуемых в процессе обучения на основе интегративно-гуманитарного подхода. Доказано, что сочетание элементов естественных и гуманитарных наук является источником знаний с экологической направленностью: естественные знания реализуют задачи экологического образования на естественно-научном уровне, а гуманитарные – раскрывают общественную значимость экологического и природоохранного материала, способствуют развитию экологического мышления, обогащают мотивацию, которая включает в себя гуманистические, патриотические, экологические, эстетические и познавательные мотивы [5].

Анализ литературных источников показал, что в педагогической теории и образовательной практике до сих пор еще не сложилось единого установленного мнения относительно того, какие именно условия будут способствовать эффективному формированию экологической культуры личности, какой должно быть экологическое образование и воспитание. Одной из главных причин такого положения является изменение парадигмы экологического образования: от властвующей в прошлом ориентации этого образования исключительно на рациональное природопользование, охрану природы вообще до современных требований формирования экологического сознания, культуры, морали, этики. То есть, если раньше в системе экологического образования упор делался в основном на прагматические вещи, то сейчас на первый план выступают мировоззренческие ценности. А каждое изменение парадигмы в образовании требует соответствующего изменения методологии и содержания для достижения поставленных целей. Соответственно, требует существенного уточнения сущность таких понятий и категорий как «экологическое образование», «экологическая грамотность», «экологическая культура», «экологическая этика» и др., а также возможность их реализации в вузах [10].

Вопросам формирования экологической культуры посвящены труды педагогов: С.П. Козыревой, О.И. Марар, Е.В. Мартинович, Б.А. Никитиной, М.В. Осыченко, Д.Ф. Разенковой и др. Е.В. Мартинович [11] считает, что одним из факторов (путей, методов) формирования экологической культуры является привлечение молодежи к природоохранной деятельности. Ряд исследователей подчеркивали, что такая деятельность является не только средством экологического образования и воспитания, но и одним из основных показателей уровня сформированности экологической культуры личности.

Е.В. Мартинович [11] определяет, что «экологическая культура – это совокупность знаний, умений, убеждений, руководствуясь которыми человек осознает себя соответствующим образом, действует как часть окружающей среды и как субъект, ответственный перед собой, нынешними и будущими поколениями людей за ее состояние».

Сегодня же экологическую культуру необходимо рассматривать как глубинную сущность человека, в основе деятельности которой ответственное отношение к природе. Проведя анализ качественных оценок компонентов экологической культуры, автор делает вывод о том, что главными причинами низкого уровня сформированности этого качества выступают: низкая мотивация к процессу обучающей и практической деятельности экологической направленности; низкий уровень развития экологических умений; низкий уровень сформированности деятельностного блока.

Е.Н. Дзятковской [9] установлено, что «эквивалентом экологической культуры личности является осознанное положительное и объективное отношение человека к окружающей среде. Ценностное отношение человека к природе олицетворяет внутреннее личностное образование – экологическая позиция. Процесс выработки активной экологической позиции длительный, непрерывный и многосторонний».

Экологическая культура рассматривается в статье Л.Е. Халудоровой [12] как «часть общей культуры, общественно выработанная форма связи человека с природой, реализуемая в конкретных социальных условиях и направленная на организацию и трансформацию природного мира в соответствии с собственными потребностями и намерениями. Социально-педагогический процесс формирования экологической культуры студентов в этой связи определяется как результат создания оптимальной социокультурной среды, что влечет за собой целенаправленное влияние на личность, которое приводит к положительным изменениям экологической культуры индивида на когнитивном, мотивационном и поведенческом уровнях». Автор рассматривает экологическое образование и воспитание как важное условие формирования экологической культуры молодого человека, характеризующееся разносторонними глубокими знаниями об окружающей среде (природной и социальной), наличием мировоззренческих ценностных ориентаций относительно природы, экологическим стилем мышления и ответственным отношением к природе и своему здоровью, приобретению опыта решения экологических проблем (прежде всего на местном и локальном уровнях), непосредственное участие в природоохранной работе, предвидением возможных негативных последствий природопреобразовательной деятельности человека.

Экологические знания призваны воспитать человека экологически грамотным. Экограмотность должна проявляться в уменьшении материальных затрат, сортировке и переработке отходов, предпочтении хождения перед пользованием машиной и т.д. Понятие экологической грамотности было определено уже в 1968 г. Несмотря на неоднородность определения этого термина, большинство авторов соглашаются с утверждением, что «экологически грамотный человек может сочетать сведения и знания с ценностями, еще больше мотивирующими его к природоохранной деятельности и поведению» [13, с. 126]. В ХХI веке сфера ответственности человека перед природой и будущими поколениями беспрецедентно расширилась, поскольку значительно возросли технико-технологические и производственные мощности, что в свою очередь привело к большей техногенной нагрузке на окружающую среду, измерения последствий этой деятельности охватывают всю биосферу. К нравственной ответственности человека прилагаются все новые сферы ответственности, включая само будущее человечества. Мы перешли в «эпоху ответственности», включающую в себя и экологическую ответственность как основу существования жизни на нашей планете. Экологическая ответственность подразумевает признание ценностного значения окружающей среды и всех форм жизни, поскольку человек также является частью общности жизни на Земле. Важное изменение нравственного сознания человека влияет и на его рациональный уровень. Принятие экологической ответственности также зависит от уровня экологических знаний.

Понятие «экологической ответственности» было одним из первых, систематизированным Г. Йонасом, но он воспринимает это прежде всего, как этическую категорию. Этика, по мнению Г. Йонаса, должна способствовать предотвращению надвигающейся экологической катастрофы, добавив к ответственности, определенной традиционной этикой, новую ответственность, которая должна отвечать за поддержание долгосрочных условий устойчивости человеческой жизни на Земле [14].

В исследовании Д. С. Ермакова [13] определена сущность понятия «экологическая ответственность», его структура и сопроводительные понятия. Концептуальным положением данного исследования является рассмотрение экологической ответственности как духовного свойства личности. Морально-экологическая ответственность – новое, интегрированное понятие, объединяющее профессиональную деятельность с духовностью, нравственностью и активной природоохранной позицией.

Д.С. Ермаков отмечает, что «формирование экологической компетентности личности способствует образованию совокупности черт, необходимых для выработки бережного отношения к окружающей природной среде. К таким чертам можно отнести следующие качества личности: наличие знаний об окружающей среде и взаимосвязях природы и общества; наличие убеждения обязательной охраны, сохранения и пополнения природных ресурсов; ответственное отношение к окружающей среде; практические умения относительно природной среды и активное участие в природоохранной деятельности. Указанный аспект предполагает обязательное формирование экологического мышления и мировоззрения, которые основываются на основе получения индивидом комплексной системы представлений о природе, биосфере, принципах и законах ее сохранения, и рациональном использовании» [13, с. 233].

По мнению А. М. Халимбековой [4], экологическое воспитание должно быть направленно: во-первых, на формирование экологического сознания, культуры личности и экологического мышления; во-вторых, на гуманизацию отношения человека к природе. В целом задача экологического воспитания должна сводится именно к обучению молодежи ценностному отношению к природе»

Гуманитаризация и экологизация обучения, которые должны охватить весь образовательный процесс, способствуют формированию нового стиля мышления, опирающегося на естественнонаучное восприятие мира. Анализ научной и методической литературы показывает, что каждая учебная дисциплина имеет свой участок изучения экологических проблем, хотя многие экологические понятия являются общими для всех естественных дисциплин, что свидетельствует о доминировании межпредметного подхода в обучении.

Е.Ю. Агаркова [7] убеждена, что «объем экологической информации в содержании специальных дисциплин носит незначительный, фрагментарный, а отчасти формальный и несистематизированный характер, что не позволяет обучающимся комплексно осознавать приобретенные знания, а значит, сознательно использовать их в профессиональной деятельности. Такой подход сводит на нет потенциальные возможности каждого предмета в определении особенностей законов окружающей среды, исходя из предметного представления о природе, а значит, не влияет на формирование эколого-профессионального поведения».

«Экологические знания, будучи по своему происхождению в науке, знаниями естественными (а точнее синтезом соответствующих разделов различных естественных наук), вместе с тем, имеют необходимую гуманитарную составляющую – поскольку состояние экологических отношений человека с окружающей средой влияет на его поведение с давних времен, а с недавних пор все больше деятельность самого человека необратимо изменяет окружающую среду» [9]. Подтверждение этой мысли находим и у других исследователей: «Помимо естественных наук, значительный вклад в экологическое образование должны внести общественные науки. Только сочетание усилий всех дисциплин …, их экологизация сможет помочь сформировать надлежащий уровень экологических знаний, обучающихся» [10].

Мнение о межпредметном подходе к экологическому образованию и воспитанию поддерживает и Г.Г. Недюрмагомедов, который в своем труде пишет: «Экологическое образование, включающее экологическое обучение и воспитание, должно стать всеобъемлющим, опережающим, сформировать отношение к природе на основе экологического императива – отношение к природе как к самому себе. Достичь этого можно на основе использования методов и идей не только естественных наук, но и гуманитарных, ведь цель экологического образования состоит в формировании экологических знаний, экологического мировоззрения и убеждений обучающихся, и на этой основе формировании нового человека – человека, считающего себя частью природы, а саму природу – живым существом» [6, с. 9].

В целом, экологизация учебного процесса должна являться приоритетным направлением воспитания и обучения учащихся. Перестройка образовательной политики в Российской Федерации сопровождается кардинальными изменениями в содержании обучения и воспитания студентов, разработкой более эффективных педагогических технологий и экспериментальных методик. В современных условиях одной из самых актуальных проблем является оптимизация форм взаимодействия общества и природы путем повышения уровня экологической культуры молодежи. В поле зрения исследователей процесса экологического воспитания студентов находятся вопросы формирования и развития экологического сознания, экологического мировоззрения, экологического поведения, экологического образования, а также эколого-аксиологические аспекты, особенности организации процесса экологического воспитания в системе высшего образования.

REFERENCES

1. Lerner I. YA. Didakticheskie osnovy metodov obucheniya. M.: Pedagogika, 1981. 186 s.

2. Bibikova N.G. Ekologicheskoe obrazovanie obuchayushchihsya kak sredstvo formirovaniya grazhdanstvennosti: dis. … na soisk. uchen. step. kand. ped. nauk: spec. 13.00.01 – obshchaya pedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya. Stavropol’, 2005. 215 s.

3. Slastenin V.A., Isaev I.F., SHiyanov E.N. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / Pod red. V.A. Slastenina. M.: Izdatel’skij centr «Akademiya», 2013. 576 s.

4. Halimbekova A.M. Ekologicheskoe obrazovanie i vospitanie v sovremennom obrazovanii // Sovremennye voprosy vzaimodejstviya obrazovaniya, nauki i obshchestva: sbornik statej V nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. 2019. S. 92–94.

5. Mamedzade N.K. Ekologicheskoe obrazovanie kak neobhodimyj komponent vysshego obrazovaniya [Elektronnyj resurs] // Sbornik izbrannyh statej po materialam nauchnyh konferencij GNII «Nacrazvitie» / Vypuskayushchij redaktor YU. F. El’zesser; Otvetstvennyj za vypusk S.V. Viktorenkova. 2019. S. 26–28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38180701

6. Nedyurmagomedov G.G. Ekologicheskoe obrazovanie shkol’nikov v uchebnoj deyatel’nosti: avtoref. dis. na soisk. uchen. step. kand. ped. nauk: spec. 13.00.01 – obshchaya pedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya. Mahachkala, 2008. 18 s.

7. Agarkova E.YU. Ekologicheskoe obrazovanie kak faktor formirovaniya ekologicheskoj kul’tury i optimizacii socioprirodnogo vzaimodejstviya: dis. na soisk. uchen. step. kand. ped. filos: spec. 09.00.11 – social’naya filosofiya. CHita, 2002. 135 s.

8. Bad’ina T. A., Moiseeva L. V., SHirshov V. D. Formirovanie ekologicheskogo mirovozzreniya u studentov-geologov [Elektronnyj resurs]. Ekaterinburg: [b. i.], 2018. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/158804086.pdf

9. Dzyatkovskaya E.N. Ekologizaciya kak vzaimodejstvie predmetnogo i aspektnogo soderzhaniya obrazovaniya [Elektronnyj resurs] // Pedagogika. 2013. № 4. URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/ekologiya/konferentsii-seminary-master-klassy/ekologicheskoe-obrazovanie-na-etape-vnedreniya-fgos-v-osnovnuyu-shkolu/ekologizatsiya-kak-vzaimode.html

10. Ekologicheskoe obrazovanie dlya ustojchivogo razvitiya: teoriya i pedagogicheskaya real’nost’: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Elektronnyj resurs]. N. Novgorod: NGPU im. K. Minina, 2017. CH. I. 319 s. URL: https://mininuniver.ru/images/news

11. Martinovich E.V. Formirovanie ekologicheskoj kul’tury budushchih specialistov social’no-kul’turnoj deyatel’nosti v vuze: aksiologicheskij podhod: dis. … na soisk. uchen. step. kand. ped. nauk: spec. 13.00.08 – teoriya i metodika professional’nogo obrazovaniya. M., 2020. 214 s.

12. Haludorova L.E. Ekologizaciya soderzhaniya dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovaniya kak aktual’naya problema // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2018. № 3. S. 24–28.

13. Ermakov D.S. Pedagogicheskaya koncepciya formirovaniya ekologicheskoj kompetentnosti uchashchihsya: dis. … na soisk. uchen. step. dokt. ped. nauk: spec. 13.00.01 – obshchaya pedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya. M., 2009. 405 s.

14. Pugacheva N.P. CHelovek, zhizn’ i priroda v ekologicheskoj etike Gansa Jonasa [Elektronnyj resurs] // Izvestiya PGPU im. V. G. Belinskogo. 2011. № 23. S. 56–62. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovek-zhizn-i-priroda-v-ekologicheskoy-etike-gansa-yonasa.