ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

OPERATIONAL INSPECTION SUPPORT FOR COUNTERING ORGANIZED CRIME

JOURNAL:« SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

Section CRIMINAL PROCESS; CRIMINALISTICS; JUDICIAL ACTIVITIES, PROSECUTION ACTIVITIES, HUMAN RIGHTS AND LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES

Publication text (PDF):Download

UDK: 343.231

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

V.A. Zoz, A.S. Karpenko.

TYPE:Article

DOI: 10.37279/2413-1733-2021-7-3(1)- 258-262

PAGES:from 258  to 262

STATUS:Published

LANGUAGE:Russian

KEYWORDS: organized crime, operational and investigative counteraction, criminal communities, law enforcement agencies.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article reveals the issue of operational and investigative support of countering organized crime by law enforcement agencies. The analysis of statistics of crimes committed by organized criminal groups and criminal communities is carried out.

Organized crime is the most dangerous form of crime that infringes on all spheres of modern society, including political, economic, social and legal. The problem of organized crime is gradually turning into one of the largest global problems of our time, which is rooted in the desire of criminal structures to legalize their own activities or build a parallel legal system of public administration, thus turning the state as a whole into its own corporate structure.

The concept of organized crime goes beyond the purely criminal law science and reaches such planes of social relations as public administration, economic activity, and the like. It is in this that the greatest risks and threats are seen, since under such conditions, organized crime turns into an integral element of everyday legal reality, which makes it impossible to fight it.

The main features and characteristics of organized crime are considered. The objects of interest of criminal groups, allowing to legalize the proceeds of crime, are determined, the types of operational-search counteraction are considered. The directions for improving the work efficiency in the activities of law enforcement agencies in countering organized crime have been identified.

Тенденция современной преступности показывает повышение числа преступлений, связанных с организованной преступностью и увеличение ее влияния. Несомненно, правоохранительными органами Российской Федерации проводится работа по противодействию преступлениям, совершенным организованным преступными группами, преступными сообществами и организациями.

Вместе с тем, данные статистики весьма неутешительны, так в 2017 г. организованными группами или преступными сообществами совершено 12,9 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений (+6,5%), причем их удельный вес в общем числе расследованных преступлений этих категорий вырос с 5,0% в январе – декабре 2016 г. до 5,8%, в 2018 г. эта цифра уже 15,1 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений (+17,6%), удельный вес увеличился с 5,8% в январе – декабре 2017 г. до 7,1%, в 2019 году – 15,6 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений (+3,1%), их удельный вес увеличился с 7,1% в январе – декабре 2018 г. до 7,4% [1].

Вопросы повышения результативности оперативно-розыскного противодействия организованной преступности становятся еще более актуальными и требующими обязательного контроля и внедрения инновационных решений в процессы противодействия.

Организованная преступность – опаснейшая форма преступности, посягающая на все сферы современного общества, в том числе политические, экономические, социальные и правовые. Проблематика организованной преступности постепенно превращается в одну из крупнейших глобальных проблем современности, которая своими корнями уходит в стремление криминальных структур легализовать собственную деятельность или построить параллельную легальной систему государственного управления превратив, таким образом, государство в целом в собственную корпоративную структуру.

Понятие организованной преступности выходит за пределы сугубо уголовно-правовой науки и достигает таких плоскостей общественных отношений как публичное управление, экономическая деятельность и тому подобное. Именно в этом видятся наибольшие риски и угрозы, поскольку при таких условиях организованная преступность превращается в неотъемлемый элемент повседневной правовой реальности, что в значительной степени затрудняет борьбу с ней. Организованная преступность выходит за пределы государственных границ и связана не только с коррупцией общественных и политических деятелей, получением взяток или тайными заговорами, но также связана с угрозами, запугиванием и насилием, в связи с чем организованную преступность следует рассматривать как совокупность преступлений.

Среди основных признаков и характерных черт организованной преступности следует выделить следующие: конспиративная преступная деятельность, иерархическое построение структур и координация планирования и осуществления незаконных деяний или достижения целей с использованием незаконных средств; установление частичной или полной монополии на предоставление незаконных товаров или услуг; не ограничивается осуществлением заведомо незаконной деятельности или предоставлением незаконных услуг. Преступные группировки различного уровня организованности проникают и в иные доходные законные виды деятельности, устанавливают тесные связи с коррумпированными должностными лицами, а в некоторых случая продвигают своих представителей во властные структуры, не раскрывая при этом их принадлежность к организованным преступным группам или сообществам. Что касается особенностей противодействия организованной преступности, то следует отметить, что общественная опасность преступных групп, банд, организаций и сообществ, ее законспирированная деятельность, вынуждает государство использовать в борьбе с этим проявлением, как гласные, так и негласные средства, и методы. Так, Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ установлено, что задачами оперативно-розыскной деятельности являются, в том числе выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, при этом основополагающими принципами являются сочетание гласных и негласных методов и средств, а также конспирация [2].

Мы поддерживаем мнение Никитина А. В. который отмечает, что понятие «оперативно-розыскное противодействие» шире понятий «профилактика», «предупреждение», «предотвращение», поскольку входят в состав данного понятия, которое заключает в себе меры по раскрытию и расследованию преступлений. В связи с чем следует выделить следующие элементы и направления противодействия преступности:

1. Профилактика преступности в целом, как негативного социального явления, видов преступности и отдельных преступлений;

2. Неотложная профилактика, направленная на пресечение преступлений на стадиях формирования умысла, приготовления к преступлению, покушения на совершение преступления;

3. Постпреступное противодействие, то есть воспрепятствование дальнейшей преступной деятельности лиц, уже совершивших (совершающих) преступления мерами уголовно-правового принуждения (сфера раскрытия, расследования преступлений, привлечение виновных к уголовной ответственности и административного надзора) [3, с. 46-47].

Как известно, ОРД по своей сути имеет разведывательно-поисковый характер, что связано с непосредственным проникновением в криминальную среду в целях получения оперативной информации о готовящихся либо уже совершенных преступлениях [4]. Оперативно-розыскное противодействие преступлениям следует рассматривать как оперативно-розыскную деятельность уполномоченных на то подразделений, которая направлена на выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению, на выявление лиц, склонных к совершению противоправных действий, и совершение в отношении них профилактического воздействия.

Различают противодействие в широком и узком понимании. В широком смысле это комплексное использование сыскных сил и средств, в узком – деятельность оперативных подразделений по противодействию криминальной активности конкретных лиц с использованием оперативно-розыскных сил и средств и урегулированная законом и подзаконными актами.

Под предупреждением преступлений следует понимать комплекс оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление лиц, которые задумали и подготовили преступления, и профилактическое влияние в отношении них с целью предотвращения продолжения, завершения и реализации криминальных намерений, а также наступления необратимых вредных последствий тяжкого или особо тяжкого преступления [5].

Пресечение преступлений, по нашему мнению, следует рассматривать как деятельность оперативных подразделений и других правоохранительных органов, которая направлена на исключение продолжения и завершения преступлений, обезвреживание преступных действий на стадии подготовки или покушения на преступление, прекращение готовящихся преступлений. Для пресечения преступления необходимо следующее: информация о том, что совершается преступление; прямой контакт с фигурантом для того, чтобы прекратить его преступное действие и по возможности задержать его для дальнейшего документирования и фиксации его преступной деятельности, а также проведения следственных действий.

Профилактика преступлений – это особый вид социального управления, который имеет целью гарантировать безопасность правоохранительных ценностей и заключающийся в разработке и осуществлении системы целенаправленных мер по выявлению и устранению причин преступлений, условий, способствующих их совершению, а также меры воздействия на лиц, склонных к противоправному поведению. Следовательно, деятельность правоохранительных органов по противодействию состоит из профилактики, предотвращения и пресечения преступлений, среди которых особое место занимает оперативно-розыскная профилактика.

На основе практической деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел и теоретических основ оперативно-розыскной деятельности целесообразно выделять такие направления оперативно-розыскной профилактики:

1) устранение причин и предотвращение возникновения условий, которые способствуют преступлениям (общая профилактика);

2) выявление лиц, склонных к совершению преступлений, с последующим профилактическим воздействием на них (индивидуальная профилактика);

3) предотвращение преступлений.

Учитывая вышеизложенное следует прийти к выводу, что изменение социальной структуры общества, снижение уровня благосостояния основной массы населения, привели к обострению демографической ситуации, потере нравственных ориентиров, нарастанию негативных социальных проявлений, что в свою очередь обуславливает всплеск преступности и превращение ее единичных проявлений в системное явление с глубоким уровнем организации и материально-технического обеспечения. В таких условиях возникает насущная необходимость повышения эффективности мер борьбы с организованной преступностью и совершенствования организационно-правовых основ такой борьбы. При этом чрезвычайно важным является построение двухуровневой системы борьбы с организованной преступности. Первый уровень, который включает мероприятия, направленные непосредственно на ликвидацию и нейтрализацию деятельности преступных организаций силами системы правоохранительных органов. Второй уровень такой борьбы предусматривает приобщение чрезвычайно широкого круга органов государственной власти, которые отвечают за социально-экономическое развитие страны. Целью деятельности органов и учреждений второго уровня является системное снижение уровня социальной напряженности, повышение уровня жизни населения, создание условий для формирования правового государства и гражданского общества с высоким уровнем правового сознания, что уже само по себе сделает невозможным появление негативных социально-экономических явлений, наиболее опасным из которых является организованная преступность.

REFERENCES

1. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za yanvar’ – dekabr’ 2019 goda, za yanvar’-dekabr’ 2018 goda, za yanvar’-dekabr’ 2017 goda – elektronnyj resurs: https://mvd.rf/Deljatelnost/statistics

2. Federal’nyj zakon ot 12 avgusta 1995 g. № 144-FZ «Ob operativno-rozysknoj deyatel’nosti» // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii ot 14 avgusta 1995 g. № 33 st. 3349.

3. Nikitin A.V. Operativno-rozysknoe protivodejstvie prestupnosti: ponyatie, sushchnost’ // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii. №. 1 (52). 2010. S. 46–50.

4. Ivanov S.I. Mery i dejstviya operativno-razysknoj deyatel’nosti kak vspomogatel’nye takticheskie sposoby dejstvij v operativno-razysknyh operaciyah // Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti. 2020. № 1. S. 166–171.

5. Ivanov S.I. Otdel’nye problemy reformirovaniya operativno-rozysknogo zakonodatel’stva na sovremennom etape // Razvitie gosudarstvennosti i prava v Respublike Krym: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii / pod obshchej redakciej S.A. Butkevicha. 2016. S. 298-301.