Обеспечение безопасности государственных интересов Республики Намибия в морском пространстве

ENSURING THE SECURITY OF THE STATE INTERESTS OF THE REPUBLIC NAMIBIA IN THE MARINE SPACE

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕСПУБЛИКИ НАМИБИЯ В МОРСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION INTERNATIONAL LAW

Publication text (PDF)

UDK: 359.3

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Shatskaya V.V., Crimean Federal University. V. I. Vernadsky

TYPE: Article

DOI:

https://doi.org/10.37279/2413-1733-2022-8-1-81-86

PAGES: from 81 to 86

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: Republic of Namibia, naval forces, territorial waters, fleet, ports, legislation.

ABSTRACT (ENGLISH):

This article examines the current administrative and legal mechanism created by the Government of the Republic of Namibia after independence to ensure the effectiveness of the Republic’s naval forces in protecting the exclusive economic zone and territorial sea. The sovereignty of a coastal State extends beyond its land territory and inland waters to the adjacent strip of sea, which is called the territorial sea. This sovereignty extends to the airspace over the territorial sea, to the seabed and subsoil. The analysis of the protection of the exclusive economic zone and territorial waters of Namibia makes it possible to delineate the competence of state bodies in the matter of security, to determine their organizational structure and powers. Based on the study of the current legal and technical model of the Republic of Namibia, it is concluded that it is necessary to detail and concretize the legislation of the Republic in the field of maritime security, modernize the naval forces, as well as identify the main prospects for development and problematic issues of state-legal regulation of the sphere of maritime security.

Как и многие государства, Республика Намибия все чаще обращается к своему морскому пространству ввиду богатства ресурсов и присущего им экономического потенциала. Хотя специфическое расположение и история страны долгое время препятствовали развитию особого морского регулирования, Намибия неизменно считает себя «морской нацией». Вектор на морское развитие стал более выраженным в годы после обретения независимости в 1990 г. Что касается биологических ресурсов, то Бенгельская система апвеллинга, одна из наиболее продуктивных океанических систем в мире, позволила Намибии создать успешную рыболовную промышленность, которая в настоящее время считается краеугольным камнем экономики [1]. Республика также заново открывает для себя социальные, культурные и экономические ценности своего океана. Морская территория Намибии обширна, и, за исключением рыболовства и судоходства, большие участки океана по-прежнему сравнительно мало используются человеком.

В настоящее время существующие виды использования морского потенциала Республики растут и концентрируются вокруг растущего экономического центра и порта Уолфиш-Бей в центральной части страны. Кроме того, также развиваются новые виды использования, включающие не только промышленность и торговое судоходство, но и такие направления, как страхование, фрахтование судов, деятельность лоцманов, а также международное сотрудничество в сфере обеспечения морской безопасности. Как и многие другие страны, Намибия пришла к пониманию того, что управления одним сектором более недостаточно и что для координации растущего спектра и интенсивности использования океана требуется комплексный подход, позволяющий в должной степени обеспечить не только продуктивное использование экономического потенциала, но и гарантировать безопасность.

После обретения независимости Республика Намибия осуществила законодательное регулирование и создала специальные государственные институты для обеспечения безопасности и осуществления контроля над морским сектором.

В 1990 г. был принят Закон о территориальном море и исключительной экономической зоне Намибии, согласно которому воды Намибии в пределах 200 морских миль принадлежат государству и являются его исключительной экономической зоной, морские воды на расстоянии 12 морских миль от линии отлива являются территориальным морем Намибии. Кроме того, государство обладает суверенными правами в рамках разведки, эксплуатации природных ресурсов, как живых, так и неживых, морского дна и его недр, а также в отношении других видов деятельности по экономической эксплуатации и разведке исключительной экономической зоны [2].

Защита территориального моря и исключительной экономической зоны Республики включает в себя обеспечение морской безопасности со стороны военно-морских сил самой Намибии, а также со стороны учреждений Министерства рыболовства и морских ресурсов Республики.

Конституция Намибии обязывает защищать Республику, ее суверенитет, территориальную целостность, национальные интересы и народ – в соответствии с другими конституционными принципами, ввиду чего на военно-морские силы Республики возложена ответственность за охрану морских зон Намибии и всех природных ресурсов в пределах таких зон.

История военно-морских сил Намибии началась в 1994 г., когда было подписано соглашение о сотрудничестве с Федеративной Республикой Бразилия в поддержку развития военно-морских сил Намибии. Программа сотрудничества между двумя государствами позволяла намибийским морякам и морским офицерам проходить обучение в военно-морских силах Бразилии. Бразилия также оказывала помощь в подготовке морской карты прохода к заливу Уолфиш-Бей и консультировала по составлению карты внешних границ континентального шельфа.

Официально военно-морские силы Республики Намибия были сформированы только в 2004 г., через четырнадцать лет после обретения независимости, и насчитывали около 1000 военнослужащих. Основная задача военно-морских сил Намибии заключается в осуществлении гражданского патрулирования на море, в частности, в предоставлении средств и экспертных знаний для эффективного осуществления правоприменительных мер в морском пространстве. Конкретные задачи включают оказание помощи гражданским силам в борьбе с незаконной иммиграцией, контрабандой (оружия, наркотиков и т.д.) и угрозами окружающей среде; проведение морского наблюдения, поиска и спасения на воде. Военно-морской флот также оказывают помощь Министерству рыболовства и морских ресурсов Республики в обеспечении соблюдения режима охраны рыбных ресурсов.

Военно-морские силы Намибии играют важную роль в обеспечении соблюдения правовой политики и защите территориального моря и исключительной экономической зоны Республики. До создания военно-морского флота за прибрежную зону отвечала морская полиция.

Военно-морские силы Республики дислоцируются на нескольких военно-морских базах:

— военно-морская база капитана П.Н. Захария, расположенная в порту Уолфиш-Бей. База была открыта в 2012 г., хотя ее строительство было завершено в 2004 г. Являясь крупнейшей военно-морской базой Намибии, она обеспечивает техническую и административную поддержку военно-морскому флоту Намибии и служит штаб-квартирой для высшего командования военно-морского флота.

— «Старая военно-морская база» в Уолфиш-Бей. Функционирует как нынешняя штаб-квартира корпуса морской пехоты Намибии.

— военно-морская база Импалила – речная военно-морская база, расположенная на острове Импалила в регионе Замбези. База была введена в эксплуатацию министром обороны Пендой Я. Ндаколо 21 июня 2019 г. На базе постоянно дислоцируется оперативная группа катеров корпуса морской пехоты Намибии, осуществляющая общее патрулирование [3].

В настоящий момент военно-морской флот Республики представлен четырьмя эскадрильями. В зависимости от функционального назначения и технических характеристик судов выделяют: Боевую эскадрилью, Эскадрилью боевой поддержки, Береговую патрульную эскадрилью, Портовую патрульную эскадрилью.

Подготовка офицеров военно-морского флота осуществляется в Военно-морской учебной школе созданной 22 ноября 2009 г. Школе оказывает методическое содействие постоянная Бразильская военная консультативно-учебная группа военно-морского флота Бразилии, и по поручению президента Хаге Гейнгоба школа была открыта 22 июля 2016 г. Школа осуществляет подготовку младших военно-морских офицеров, и административно разделена на два факультета: факультет подготовки моряков и факультет подготовки морской пехоты [4].

Военно–морской флот Намибии стремится гарантировать использование моря — и, в частности, его территориальных вод — на благо страны. Кроме того, деятельность военно-морского флота направлена на обеспечение безопасности прохода товаров и людей, эксплуатации ресурсов морской среды и, в конечном счете, безопасного прохода вооруженных сил.

Основными задачами военно-морского флота в настоящий момент являются защита территориального моря и исключительной экономической зоны и осуществление контроля над морскими зонами. Кроме этих задач, военно-морские силы также осуществляют проведение поисково-спасательных работ для обеспечения безопасности человеческой жизни на море, мониторинг судоходства в морских зонах с целью снижения риска загрязнения и предотвращения сброса токсичных отходов в море, сохранение морских ресурсов в пределах исключительной экономической зоны, пресечение транснациональной преступности, торговли наркотиками и людьми через океан и борьба с морским терроризмом и пиратством.

Вышеуказанные задачи военно-морской флот выполняет посредством военных, дипломатических, полицейских и благотворительных мер. Они варьируются от дипломатического решения конфликта до возможного уничтожения боевых сил противника. Военно-морской флот также является мощным инструментом, который может быть использован для укрепления международного сотрудничества, разрешения конфликтов и обеспечения конкурентных преимуществ морской экономической деятельности страны.

Военно-морской флот также воздействует на социально-экономическое развитие Республики Намибия, оказывая поддержку местным муниципалитетам и предприятиям, в том числе, за счет использования услуг, предоставляемых частными предприятиями, базирующимися в портах, например, для технического обслуживания судов и оборудования.

Военно-морской флот Намибии обладает мощным морским потенциалом и устойчивым присутствием в районах, представляющих морской интерес для Намибии. Создание условий, необходимых для экономического роста, инвестиций и создания рабочих мест, зависит от правительства, обеспечивающего безопасную, надежную и защищенную морскую среду. Вышеуказанное означает, что Намибия должна иметь эффективные и действенные механизмы обеспечения безопасности и наблюдения, а также качественные режимы регулирования морских перевозок, соответствующие стандартам передовой практики, в рамках которых могут процветать океанские богатства страны. В целях обеспечения безопасных условий для инвестирования и выполнения международных обязательств Намибия должна постоянно совершенствовать национальный потенциал в области безопасности, охраны, наблюдения и экологической защиты морского пространства.

Указанная перспектива развития будет достигнута за счет эффективного обеспечения соблюдения стандартов безопасности на море, улучшения обмена информацией и расширения сотрудничества и инноваций между всеми участниками как на национальном, так и на международном уровне, а также развертывания потенциала воздушного и морского наблюдения, мониторинга и правоприменения. В свою очередь, это требует наличия тренировочного пространства в море, чтобы иметь возможность эффективно и результативно выполнять вышеуказанные функции.

Внешнее давление и ограничения, с которыми в настоящее время сталкивается военно-морской флот Республики, условно можно разделить на следующие группы:

-бюджетные ограничения и связанные с ними ограничения, например, с точки зрения способности Военно-морского флота выполнять свой функции и приобретать новое оборудование;

-ограничения пространства на суше для расширения наземной инфраструктуры в обоих портах Намибии (Людериц и Уолфиш-Бей).

Геостратегическое положение Намибии как государства и ее разнообразные живые и неживые морские ресурсы являются первостепенными факторами для растущей экономики. Безопасность и экономические интересы Намибии и ее торговых партнеров критически зависят от беспрепятственной торговли и коммерции на побережье Атлантического океана. Таким образом, национальные интересы Намибии прежде всего связаны с безопасной морской средой, что в свою очередь, возлагает огромную ответственность на военно-морской флот Намибии. Активизация морской торговли также подразумевает большую ответственность военно-морского флота за обеспечение безопасности на море. Это также связано с необходимостью активизации сотрудничества военно-морского флота с другими уполномоченными организациями, в том числе международными, для осуществления совместного мониторинга и обеспечения безопасности [5].

Для повышения эффективности деятельности военно-морских сил Республики по обеспечению безопасности морского пространства требуется приобретение дополнительных военно-морских ресурсов, в том числе, необходимо произвести увеличение количества военно-морских баз, по примеру Нигерии и Демократической Республики Конго [6]. Ввиду нехватки ресурсов территориальное море и исключительная экономическая зона Намибии не получают надлежащей защиты со стороны военно-морских сил. Действительно, существует потребность в большем количестве патрульных судов, оснащенных новейшими технологиями, а также вертолетов для военно-морского флота, которые могли бы дополнять патрулирование судами вдоль прибрежной зоны Намибии. Таким образом, некоторые суда могут быть сосредоточены в исключительной экономической зоне, а остальные — в зоне территориального моря, что позволит разграничить зоны контроля и неизбежно приведет к улучшению безопасности на море.

Сложность и протяженность обширной морской территории страны также создает угрозу безопасности Намибии со стороны террористов и преступников. Морское пространство страны недостаточно защищено и в значительной степени нерегулируемо, что позволяет преступникам осуществлять незаконную деятельность, такую как пиратство, торговлю людьми, распространение оружия, контрабанду наркотиков, разрушение окружающей среды и незаконный, нерегулируемый промысел.

Основываясь на анализе, приведенном в этой статье, очевидно, что военно-морскому флоту Намибии не хватает ресурсов и рабочей силы для полной защиты морских зон страны. Правительство должно сделать обеспечение безопасности на море центральным направлением своей политики.

Отсутствие у Намибии эффективного контроля за безопасностью в морской сфере затрудняет полную защиту морских ресурсов. Военно-морские силы Намибии добились больших успехов, чтобы стать более сильной и эффективной силой, получив возможность осуществлять наблюдение и контролировать свою исключительную экономическую зону, поскольку страна получает значительные доходы от своих природных морских ресурсов. Первостепенная миссия военно-морских сил Намибии заключается в подготовке и проведении военно-морских операций в защиту Республики Намибии, ее граждан и национальных интересов; обеспечении регионального и международного мира и безопасности.

Таким образом, необходимость повышения потенциала военно-морских сил Республики означает, что в конечном итоге военно-морской флот будет расширяться, даже несмотря на бюджетные ограничения, как в Уолфиш-Бей, так и в Людерице: результатом станет увеличение количества судов, большая численность морских офицеров и пехотинцев, что повлечет за собой развитие наземной инфраструктуры.

REFERENCES

1. K. Sherman, G. Hempel. The UNEP Large Marine Ecosystem Report: A Perspective on Changing Conditions in LMEs of the World’s Regional Seas. UNEP Regional Seas Report and Studies No.182, United Nations Environment Programme (UNEP), Nairobi: Kenya, 2009. – 103-116 pp.

2. Territorial Sea and Exclusive Economic Zone of Namibia, Act No. 3 of 1990, 30 June 1990.

3. A. Sheehama. Ya Ndakolo inaugurates Impalila Naval Base. The Namibia Press Agency, 22 June 2019.

4. A. Hartman, Namibia marine corps commissioned. The Namibian. 2020.

5. C.H. Bennett. South African Naval Events Day-by-Day 1488 to 2009. Simon‟s Town: Naval Heritage Trust. 2011. – 107-109 pp.

6. H.Staniland. Admiralty law. Annual Survey of South African Law, 2011. – 790-802 pp.