О законодательном решении проблемы предоставления единовременных социальных выплат на приобретение или строительство жилья сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации

ABOUT THE LEGISLATIVE SOLUTION OF THE PROBLEM OF PROVIDING ONE-TIME SOCIAL PAYMENTS FOR THE PURCHASE OR CONSTRUCTION OF HOUSING TO EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЕДИНОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ИЛИ СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛЬЯ СОТРУДНИКАМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION CIVIL LAW; BUSINESS LAW; FAMILY LAW; INTERNATIONAL PRIVATE LAW; CIVIL PROCESS; LABOR LAW; LAW OF SOCIAL SECURITY

Publication text (PDF)

UDK: 361.74

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Ravnushkin A. V., Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

TYPE: Article

DOI:

https://doi.org/10.37279/2413-1733-2022-8-1-277-283

PAGES: from 277 to 283

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: employee of the internal affairs bodies, social guarantees, one-time social payment for the purchase or construction of housing, improvement of living conditions, budget allocations.

ABSTRACT (ENGLISH):

By the legislation of the Russian Federation, the Ministry of Internal Affairs of Russia has been given the opportunity to fulfill state obligations to provide employees and pensioners of internal affairs bodies with residential premises in the property by providing a one-time social payment for the purchase or construction of residential premises. According to Part 2 of Article 4 of the Federal Law of July 19 , 2011 No. 247-FZ «On Social Guarantees to Employees of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation», this payment is provided to an employee within the budget allocations provided for the Ministry of Internal Affairs of Russia. Since 2012, there has been a decrease in expenditures for these purposes. Many current employees, having overcome obstacles to queuing as those in need of better housing conditions, having already been in line for a long time, lose hope of receiving payments, acquire residential premises through mortgage lending, leading to deregistration. Courts of general jurisdiction, as a rule, refuse to enforce these payments, citing the absence of a deadline for its receipt in the law.

According to the author, even an appeal to the Constitutional Court of the Russian Federation with the question of declaring Article 4 of the law in question unconstitutional in view of the lack of fixing in it the deadline for the provision of these payments will not lead to the desired result. The will of the federal legislator is necessary, expressed in fixing the deadline for granting payments in the specified law. In order to guarantee the solution of this problem, it seems expedient in subsequent years in the budget of the Russian Federation to directly provide for the expenses of the Ministry of Internal Affairs of Russia for these needs.

Право на жилище является важнейшим конституционным правом всех граждан Российской Федерации, в том числе сотрудников органов внутренних дел. На особом жилищном учете состоят члены семей сотрудников, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел. Для них законом прямо предусмотрено предоставление в собственность жилья, приобретенного (построенного) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Действующие сотрудники и пенсионеры МВД России, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обладают правом на получения жилья в собственность в соответствии ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», для которых предусмотрена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения [1].

Для получения выплаты сотрудникам необходимо в установленном порядке пройти процедуру признания нуждающимся в улучшении жилищных условий: обратиться с заявлением в соответствующую комиссию для постановки на учет, предоставить определенный пакет документов, подтверждающих данное состояние, затем дождаться очереди, когда руководителем территориального органа, в котором сотрудник проходит службу, будет принято решение о предоставлении выплаты. В ч. 10 ст. 4 рассматриваемого закона указано, что преимущественным правом на получение выплаты имеют сотрудники и пенсионеры МВД России, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилье и имеющие трех и более детей, проживающих совместно с ними, или удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо ветераны боевых действий на территории Афганистана по отношению к сотрудникам и пенсионерам, принятыми на учет в том же году. Данное положение представляется вполне справедливым и разумным.

Кроме того, сотрудники, подающие такие заявления, должны избегать намеренного совершения действий, ухудшающих жилищные условия в целях признания их нуждающимися в жилище. Такие сотрудники принимаются на учет не ранее пяти лет со дня совершения указанных действий. Данное правило было введено для исключения случаев злоупотребления сотрудниками данным правом на единовременную выплату. Вместе с тем, очевидно, что практика формируется таким образом, что в большинстве случаев уполномоченные органы не ставят на учет нуждающихся в жилых помещениях всех сотрудников, которые в течение пяти лет до обращения по данному вопросу совершил какие-то действия, в результате которых уменьшился уровень обеспеченности жилой площадью. При этом оценка этих самых действий и их целей не давалась. Кроме того, нигде не раскрывается понятие «намеренного совершения действий», приведших к сокращению жилой площади, и не указывается, кем должна производиться данная оценка: комиссией или руководителем сотрудника.

В виду того, что время ожидания в очереди для получения выплаты не ограничено, состояние нуждаемости сотрудника может прекратиться по различным причинам. При этом сотрудника и членов его семьи могут снять с очереди при улучшении жилищных условий. Судебная практика свидетельствует о том, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, при определении уровня нуждаемости общей площадью жилого помещения учитывается суммарная площадь всех жилых помещений [2]. Тогда сотрудников снимают с очереди на выплату.

По состоянию на 2 июля 2021 г. на учете для получения единовременной выплаты состоят 89 922 семьи сотрудников и пенсионеров органов внутренних дел [3]. Расходы на выплаты зависят от ассигнований федерального бюджета для МВД России. За период 2012 – 2021 г. отмечается снижение расходов бюджета МВД России на единовременные выплаты. Так, в 2012 г. расходы бюджета были определены на уровне 16.22 млрд. руб., то в 2013г. – 5.089 млрд. руб., а с 2014 по 2021 гг. – 2.100 млрд. руб. [4, с. 277]. Отмечается, что при данном темпе низкого финансирования для обеспечения всех сотрудников и пенсионеров, стоящих в очереди, жильем необходимо около 100 лет [5], так как объем бюджетных средств для предоставления единовременной социальной выплаты составляет менее 1% от необходимой потребности [6]. Следует согласиться с мнением, что фактически право на жилище как гарантия социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел на сегодняшний день в большинстве случаев лишь декларируется, а не реализуется [7, с. 158]. Очевидно, что необходимо усовершенствовать правовой механизм решения жилищной проблемы.

В то же время государство может называться социальным, если оно выполняет свои обязательства при любых условиях и закладывает достаточные суммы в проекты соответствующих бюджетов на социальные нужды. Многие действующие сотрудники, утрачивая надежду на получение выплаты, приобретают жилые помещения через ипотечное кредитование, ведущее к снятию с учета в связи с улучшением жилищных условий. В тоже время реальный уровень дохода граждан, в том числе сотрудников органов внутренних дел, в настоящее время зачастую не позволяет им и членам их семей приобретать жилое помещение в собственность за счет собственных средств, кредита или займа. Данное обстоятельство во многом обусловлено наличием таких членов семьи, которые являются иждивенцами сотрудников и не имеют самостоятельного дохода. Размеры денежного довольствия не позволяют в настоящее время решить вопрос о накоплении собственных денежных средств или заключить с кредитными организациями ипотечные договоры. Во многих случаях сотрудники по поводу ипотеки и жилищных займов признаются не кредитоспособными. Недоступность жилья по единовременной выплате приводит сотрудников и пенсионеров органов внутренних дел к отчаянию, вплоть до обращения по данному поводу к Президенту Российской Федерации [8]. Поэтому, несмотря на предпринимаемую как МВД России, так и Российской Федерацией, совокупность мер, проблема обеспечения сотрудников органов внутренних дел жилыми помещениями остается актуальной. Приобретение жилья в собственность для многих сотрудников остается длительной неразрешимой проблемой.

Выходом из сложившейся ситуации может явиться обращение состоящих на очереди сотрудников и пенсионеров в суд с иском о предоставлении желаемой выплаты. Однако суды общей юрисдикции отказывают в принудительном взыскании указанных выплат сотрудникам и пенсионерам, ссылаясь на отсутствие предельного срока для ее получения в законе и оснований для возложения на ответчика какой-либо обязанности в судебном порядке, поскольку право истца о признании за ним социальной выплаты на приобретение жилого помещения не нарушено [9]. Как правило, суды ссылаются на то, что истцы не обладают внеочередным правом на получение социальной выплаты, которая предоставляется в порядке общей очереди за исключением отдельных случаев.

Среди научной общественности и практических работников распространено мнение, что обеспечение сотрудников и пенсионеров органов внутренних дел можно решить, закрепив в законе конкретный срок предоставления выплат [7, с. 158; 10, с. 34]. Тогда государство согласно закону, будет вынуждено выполнять свои обязательства, руководствуясь законом. Однако до настоящего времени дополнения в закон не внесены.

Одним из способов восполнения данного пробела – отсутствие предельного срока предоставления выплаты – это обращение в Конституционный Суд Российской Федерации (далее – КС РФ) с целью его принудительного определения. На практике уже имеется подобный положительный опыт, когда было вынесено постановление, обязующее федерального законодателя незамедлительно принять меры по устранению неопределенности содержания нормы, предусматривающей в отдельных случаях право на отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней с сохранением денежного довольствия [11], а также когда КС РФ признавал неконституционной норму, позволяющей отказывать в реализации предусмотренным законом социальных прав [12].

Впрочем, даже положительное решение КС РФ не гарантирует немедленное его исполнение. Еще 8 апреля 2021 г. КС РФ вынес постановление, признающее статью 116.1 УК РФ неконституционной, так как данная норма ведет к неоправданным различиям между пострадавшими от противоправных посягательств, ставит лиц, имеющих судимость, в привилегированное положение по отношению к лицам, подвергнутым административному наказанию. Статья 116.1 УК РФ признана неконституционной, а ее конструкция – требующей законодательного изменения [13]. Однако законодатель до настоящего времени не внес в действующее законодательство необходимые изменения.

В тоже время имеется точка зрения, что проблема в предоставлении выплат связана не с отсутствием фиксированного срока, но носит чисто экономический характер, состоит в лимитах бюджетных ассигнований, которые необходимо увеличивать на единовременные социальные выплаты [6]. Очевидно, что предоставление единовременной социальной выплаты сотрудникам зависит от текущей финансово-экономической ситуации в стране и возможностей федерального бюджета. По мнению автора, в любом случае решение данного вопроса заключается в воле законодателя, выраженной в законе.

Было бы вполне обоснованным и справедливым выражение воли федерального законодателя о решении вопроса о предоставлении выплат в рассматриваемом законе «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и законе «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» [14]. Согласно приложения №9 к последнему, бюджет МВД на 2022 год превысит 1,1 трлн рублей, из которых на социальную политику выделено свыше 323 млрд рублей. В тоже время отдельной строки, предусматривающей расходы на ЕСВ, в бюджете не предусмотрено. Какие суммы денежных средств выделяются на рассматриваемые цели, неизвестно. По данным МВД России, за первое полугодие 2021 года единовременной выплатой обеспечено 607 семей [15], но сведения об объеме бюджетных ассигнований на данные нужды не приводятся. Напротив, ФССП России открыто публикует данную информацию: объем бюджетных ассигнований на 2020 год составил свыше 1 млрд 37 млн рублей [16].

Представляется очевидным, что в ближайшее время финансирование рассматриваемых выплат не увеличится. Однако в настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации на рассмотрении находится законопроект, который позволит уточнить механизмы жилищного обеспечения в системе МВД и правила предоставления выплаты [17]. Согласно законопроекту, нуждающиеся в жилье сотрудники органов внутренних дел смогут выбирать — получать выплату или готовое жилье. Проектом закона предлагается также сохранить право на получение выплаты для приобретения или строительства жилья уволенным со службы без права на пенсию по независящим от них обстоятельствам. По сути, МВД России предлагает сохранить за сотрудниками органов внутренних дел право на получение единовременной социальной выплаты на покупку жилья даже после улучшения жилищной условий с помощью ипотечных заимствований.

В финансово-экономическом обосновании к проекту закона прописано, что для его реализации не потребуется дополнительных расходов федерального бюджета, поскольку финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с его исполнением, будет осуществляться за счет федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных МВД России. Ведомство самостоятельно принимает решения о выделении из данных бюджетных ассигнований сумм на единовременные социальные выплаты.

В виду особой важности решения проблемы жилищного обеспечения сотрудников органов внутренних дел представляется вполне целесообразным, обоснованным и справедливым закрепление в федеральном законе «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» данных положений. Для гарантированности ее решения, необходимо в последующие годы в бюджете Российской Федерации прямо предусмотреть расходы МВД России на указанные нужды.

REFERENCES

1. O social’nyh garantiyah sotrudnikam organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel’nye zakonodatel’nye akty Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]: Federal’nyj zakon ot 19 iyulya 2011 g. № 247-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul’tantPlyus» (data obrashcheniya: 18 dekabrya 2021 g.).

2. Opredelenie Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 5 oktyabrya 2015 g. № 32-KG15-11 // Verhovnyj Sud Rossijskoj Federacii: oficial’nyj sajt. – URL: https://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1382254 (data obrashcheniya: 18 dekabrya 2021 g.).

3. Statisticheskaya informaciya // Departament po material’no-tekhnicheskomu i medicinskomu obespecheniyu MVD Rossii: oficial’nyj sajt. – URL: https://dt.mvd.rf/zilishe/1/statistika1 (data obrashcheniya: 18 dekabrya 2021 g.).

4. Skrypnik K. YA. Problemy zhilishchnogo obespecheniya sotrudnikov organov vnutrennih del // Gumanitarnye i pravovye problemy sovremennoj Rossii: materialy XIV mezhvuzovskoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Novosibirsk, 26 aprelya 2019 goda / Federal’noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel’noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya Novosibirskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet, yuridicheskij fakul’tet. – Novosibirsk: Izdatel’skij centr «Zolotoj kolos», 2019. – S. 276–277.

5. Schetnaya palata proverit obespechenie zhil’em sotrudnikov MVD. – URL: https://ach.gov.ru/news/ schetnaya-palata-proverit-obespechenie-zhilem-sotrudnikov-mvd (data obrashcheniya: 18 dekabrya 2021 g.).

6. Otsutstvie v zakone sroka dlya obespecheniya sotrudnikov OVD zhil’em osporyat v KS // Advokatskaya gazeta: organ Federal’noj palaty advokatov RF. 2019, 26 sentyabrya. – URL: https://www.advgazeta.ru/novosti/otsutstvie-v-zakone-sroka-dlya-obespecheniya-sotrudnikov-ovd-zhilem-osporyat-v-ks/ (data obrashcheniya: 18 dekabrya 2021 g.).

7. Kabanova YU. S. K voprosu o prave sotrudnikov organov vnutrennih del na zhilishchnoe obespechenie / YU. S. Kabanova, K. A. Zlotnikova // Altajskij yuridicheskij vestnik. – 2021. – № 3(35). – S. 156–161.

8. Obmanutye uchastkovye: «gotovy ob»yavit’ golodovku!». – URL: https://www.youtube.com/watch?v=HTP8pb1M_IE (data obrashcheniya: 18 dekabrya 2021 g.).

9. Reshenie Central’nogo rajonnogo suda g. Volgograda ot 17 avgusta 2017 g. po delu № 2-5218/2017 // Sudebnye i normativnye akty RF: sajt. URL: https://sudact.ru/regular/doc/vDCOhGhH9rdQ/ (data obrashcheniya: 18 dekabrya 2021 g.).

10. YAkovcov S. A. Voprosy zhilishchnogo obespecheniya sotrudnikov organov vnutrennih del // Policejskij vestnik Vserossijskogo instituta povysheniya kvalifikacii sotrudnikov Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii. – 2019. – № 1(1). – S. 29–36.

11. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 23 yanvarya 2020 № 4-P po delu o proverke konstitucionnosti chasti 1 stat’i 63 Federal’nogo zakona «O sluzhbe v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel’nye zakonodatel’nye akty Rossijskoj Federacii» v svyazi s zhaloboj grazhdanina V.A. CHistyakova // Oficial’nyj internet-portal pravovoj informacii: sajt. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202001270029 (data obrashcheniya: 18 dekabrya 2021 g.).

12. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 29 iyunya 2021 № 30-P «Po delu o proverke konstitucionnosti stat’i 3 Federal’nogo zakona «O dopolnitel’nyh merah gosudarstvennoj podderzhki semej, imeyushchih detej» v svyazi s zaprosom Konakovskogo gorodskogo suda Tverskoj oblasti». – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202106300004 (data obrashcheniya: 18 dekabrya 2021 g.).

13. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 8 aprelya 2021 g. № 11-P «Po delu o proverke konstitucionnosti stat’i 116.1 Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii v svyazi s zhaloboj grazhdanki L.F. Sakovoj». – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104120009?index=0&rangeSize=1 (data obrashcheniya: 18 dekabrya 2021 g.).

14. O federal’nom byudzhete na 2022 god i na planovyj period 2023 i 2024 godov: Federal’nyj zakon ot 6 dekabrya 2021 № 390-FZ // Oficial’nyj internet-portal pravovoj informacii: sajt. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112070016 (data obrashcheniya: 18 dekabrya 2021 g.).

15. Statisticheskaya informaciya // Departament po material’no-tekhnicheskomu i medicinskomu obespecheniyu MVD Rossii: oficial’nyj sajt. – URL: https://dt.mvd.rf/zilishe/3/statistika3 (data obrashcheniya: 18 dekabrya 2021 g.).

16. Svedeniya o predostavlenii sotrudnikam organov prinuditel’nogo ispolneniya Rossijskoj Federacii edinovremennoj social’noj vyplaty dlya priobreteniya ili stroitel’stva zhilogo pomeshcheniya // Oficial’nyj sajt Sluzhby sudebnyh pristavov Rossijskoj Federacii. – URL: https://fssp.gov.ru/2732475/ (data obrashcheniya: 18 dekabrya 2021 g.).

17. Zakonoproekt № 1227901-7 «O vnesenii izmenenij v Federal’nyj zakon «O social’nyh garantiyah sotrudnikam organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel’nye zakonodatel’nye akty Rossijskoj Federacii» // Sistema obespecheniya zakonodatel’noj deyatel’nosti: sajt. – URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1227901-7 (data obrashcheniya: 18 dekabrya 2021 g.).