О правовых предпосылках понятия «взаимодействия» в деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел

ABOUT THE LEGAL PREREQUISITES OF THE CONCEPT OF «INTERACTION» IN THE ACTIVITIES OF OPERATIONAL UNITS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

О ПРАВОВЫХ ПРЕДПОСЫЛКАХ ПОНЯТИЯ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY; CRIMINAL AND EXECUTIVE LAW; CRIMINAL PROCESS; CRIMINALISTICS; JUDICIAL ACTIVITIES, PROSECUTION ACTIVITIES, HUMAN RIGHTS AND LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES

Publication text (PDF)

UDK: 343.231

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Zoz V.A., Lagutochkina A. S.

TYPE: Article

DOI:

https://doi.org/10.37279/2413-1733-2022-8-1-156-162

PAGES: from 156 to 162

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: interaction, operational units of internal affairs bodies, constitution, principles of interaction, law enforcement.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article discloses the issue of the legal direction of determining «interaction» in the activities of operational units of internal affairs bodies and operational units that provide for operational-search measures. Considering the issue of legal regulation of interaction between operational units of territorial and transport bodies of internal affairs in solving crimes, in our opinion, it should be noted that this is one of the functions of managing the activities of various police services, which should be determined through legal norms. Since interaction was an organizational form of concerted action in its specific activities, the objectives of that management function were achieved through the first acts of the State, whose organs were called upon to carry out those activities. The effectiveness of their activities depends on a number of factual factors, including the improvement of the current legislation in order to inevitably attract those responsible.

Раскрывая сущность взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел, необходимо исходить из того, что в литературе высказаны различные точки зрения ученых о содержании понятия «взаимодействие».

С точки зрения философской науки, взаимодействие рассматривается как «всеобщая форма связи тех или иных явлений, осуществляющаяся в их взаимном изменении».

В науке управления взаимодействие рассматривается «в качестве одной из форм управления как направленного действия, осуществляемого для достижения конкретной цели».

Наиболее распространение в специальной литературе получило понятие взаимодействие, данное в военной науке «как совместная или согласованная деятельность по цели, месту и времени». Хотя нужно отметить, что термин «совместная деятельность» сужает содержание взаимодействия в борьбе с преступлениями, ставит его в рамки проведения совместных мероприятий, но в процессе взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел могут проводиться не только совместные, но и согласованные мероприятия, то есть выполнение одним из оперативных подразделений органов внутренних дел каких-либо согласованных задач с помощью присущих ему средств и методов.

Взаимодействие – организуется с учетом полномочий и компетенции каждого из субъектов, а также специфических сил, средств и методов, применяемых для решения общих задач борьбы с преступностью.

Анализ различных определений взаимодействия в органах внутренних дел показывает, что в них имеются общие момен­ты (признаки), характеризующие сущность данного понятия: во-первых, это «согласованность» по цели, месту и времени; во-вторых, основанность этой деятельности на законах и под­законных актах. Необходимо существенно дополнить наз­ванные характеристики, отметив, что взаимодействие многоас­пектно и может носить уголовно-процессуальный, оперативно-розыскной, административный, организационно-управленческий характер; оно осуществляется (что, по нашему мнению, очень важно) с применением наиболее целесообразного сочетания при­сущих взаимодействующим субъектам сил, средств и методов.

Некоторые авторы включают в понятие взаимодействия систему его основных принципов и отражают наиболее существенные его признаки, говоря, что это сотрудничество, основанное на общности цели и выражающееся в орга­низации и использовании наиболее рациональных форм сочетания сил, средств и методов, присущих компетентным субъектам Основными принципами взаимодействия являются:

  1. Соблюдение законности, конституционных прав и свобод человека и гражданина;
  2. Комплексное использование сил и средств органов внутренних дел; согласованность планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
  3. Персональная ответственность следователя, дознавателя, начальника подразделения дознания, руководителей следственного подразделения, подразделений осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, полиции по охране общественного порядка, за своевременность, качество проведения и результаты следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
  4. Персональная ответственность руководителей экспертно-криминалистических подразделений за своевременность, качество проводимых экспертных исследований;
  5. Непрерывность взаимодействия на всех этапах раскрытия и расследования преступлений вплоть до направления уголовного дела в суд после утверждения прокурором обвинительного заключения (обвинительного акта);
  6. Независимость следователя, дознавателя, руководителя следственного подразделения, начальника подразделения дознания в принятии решений, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
  7. Самостоятельность сотрудников оперативных подразделений и должностных лиц органов внутренних дел, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

На наш взгляд, целесообразно определить взаимодействие как основанную на законных и подзаконных актах согласованную деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел, осуществляемую с целью наиболее эффективного применения присущих им сил, средств, форм и методов по раскрытию преступлений.

В Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства и его органов власти и управления направлять главные усилия на обеспечение законности и правопорядка, защиту прав и свобод человека и гражданина, добиваться искоренения всяких нарушений закона, вести на­ступательную борьбу с преступностью, принимать установленные законом меры для выявления и устранения причин и условий, по­рождающих преступления [1]. Об этом в той или иной форме говорится в ст. 2 и ст. 7, ч. 1 ст. 45, п. «в» ст. 71, п. «б» ст. 72, п. «е» ст. 114 Конститу­ции РФ. Например, в ст. 2 однозначно сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защи­та прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантирует­ся». Приведенные конституционные предписания требуют, чтобы все государственные органы участвовали в реализации этих положений. Но у каждого государственного органа имеются свои специфические функции в различных областях общественной жизни, которые являются для них основными, и они свое главное усилие направляют на их реали­зацию. Вышеизложенные положения Конституции относятся к правоохранительной деятельности и реализацией этой специфической функции в основном занимаются правоохранительные органы государства. Одним из самых важных направлений в этой области является борьба с преступностью, для обеспечения которой требуется консолидация всех сил и средств правоохранительных органов.

Для выполнения этой функции государства, потребовалось наличие государственной структуры, которая объединила бы все правоохранительные органы и возгла­вила эту работу. Поэтому государство возложило все обязанности по координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью на органы прокуратуры, на что прямо указано в указе Президента Российской Федерации «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» [2], где отмечено, что Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенной службы и других правоохранительных органов. В целях обеспечения координации указанных органов, прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия. Таким образом, основные цели и задачи правоохранительных органов в борьбе с преступностью определены данным и другими законными и подзаконными нормативными актами. Все принятые в последние годы правовые акты направлены на формирование эффективной правоохранительной системы страны, способной вести борьбу с преступностью и обеспечить правопорядок в стране и безопасность на­селения.

В названном направлении необходимо четко сформулировать глав­ную цель развития этой многофункциональной, сложной систе­мы, а также принципы, правовую основу, основные направле­ния развития и совершенствования, отражающие многогран­ный функционально-структурный аспект ее преобразования. В этом плане понятие и сущность взаимодействия следует рас­сматривать с системных позиций.

В системе органов МВД, призванных осуществлять борьбу с преступно­стью, следует особо выделить оперативные подразделения органов внутренних дел.

По мнению многих специалистов, такое выделение обусловлено объективными об­стоятельствами, ибо именно в деятельности криминальной милиции отражены основные направления уголовной политики государства: выявление, предупре­ждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск и задержание виновных в их совершении лиц.

В философской литературе под взаимодействием понимает­ся категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, взаимо­дополняемость, взаимопереход, порождение одним объектом другого [4].

В науке управления достаточно распространена точка зре­ния о том, что взаимодействие – это одна из форм управле­ния как направленного воздействия, осуществляемого для до­стижения конкретной цели. Взаимодействия системных образо­ваний взаимно дополняют друг друга, создают условия для успешного функционирования всей системы [3].

Целесообразно заметить, что процесс управления взаимодействием между оперативными подразделениями органов внутренних дел в раскрытии преступлений характе­ризуется несколькими основными стадиями: планирование, организация и ко­ординация, а также учет и контроль.

Организация борьбы с преступностью предполагает, прежде всего, определение ее важнейших направлений. Такие направления устанавливаются на основе анализа состояния преступности и комплекса всех мер, используемых для предупреждающего (профилактического), контролирующего (сдерживаю­щего) и вытесняющего (пресекающего) воздействия на нее.

Некоторые авторы включают в понятие взаимодействия систему его ос­новных принципов и отражают наиболее существенные его признаки, говоря, что это сотрудничество, основанное на общности цели и выражающееся в орга­низации и использовании наиболее рациональных форм сочетания сил, средств и методов, присущих компетентным субъектам. Среди основных принципов взаимодействия необходимо выделить имеющие наибольший вектор своего развития, такие как:

  1. Строгое соблюдение законности, конституционных прав и свобод граждан.
  2. Комплексное использование имеющихся в разных службах сил и средств.
  3. Персональная ответственность руководителей взаимодействующих служб за организацию, проведение и результаты совместных действий.
  4. Определенная самостоятельность сотрудников разных служб в выборе средств и методов работы.
  5. Непрерывность взаимодействия и согласованность его планирования.

Применительно к нашему исследованию целесообразно опре­делить взаимодействие как основанную на законных и подзаконных актах со­гласованную деятельность оперативных подразделений ОВД, осуществляемую с целью наиболее эффективного применения присущих им сил, средств, форм и методов по раскрытию преступлений [5].

Таким образом, из самого определения взаимодействия можно выделить его сущностные признаки:

1. Оперативные подразделения ОВД являются составными элементами единой системы и решают общие задачи борьбы с преступностью.

2. Объектами совместной деятельности оперативных подразделений ОВД являются преступления.

Борьба с преступностью невозможна без использования всех имеющихся в указанных службах сил и средств, форм и методов. Причем, не имеет значения, на какой именно стадии преступления возникает необходи­мость взаимодействия – наличие замысла, подготовка к нему, непосредственное соверше­ние преступления – работа по всем этим направлениям со стороны оперативных подразделений требует изначально комплексного подхода.

Наличие различных объектов оперативного обслуживания оперативных подразделений ОВД, особенно связанных с обеспечением проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Со­гласованная деятельность указанных подразделений может осуществляться ско­ординировано каждой службой или совместно для решения конкретных задач оперативно-тактического характера. Причем, эта деятельность может быть ос­нована на конкретных предписаниях – ведомственных нормативных актах по действиям в типичной ситуации.

В таком случае, субъекты взаимодействия осуществляют какие-либо дей­ствия без специального согласования по месту, времени, используемым силам и средствам. Каждая из взаимодействующих сторон может проводить предпи­санные ей, исходя из функциональных обязанностей, мероприятия самостоя­тельно и для этого не требуется постоянного согласования этих действий с дру­гой стороной. Поэтому, можно сразу перейти к рассмотрению следующего пункта.

3. Оперативные подразделения ОВД, как и оперативные подразделения, обеспечивающие проведение оперативно-розыскных мероприятий, яв­ляются системными образованьями МВД, выполняющими свои функции в том числе автономно. Выполнение сотрудниками оперативных подразделений ОВД автономных дей­ствий при раскрытии преступлений, практически всегда влечет за собой опосредованное содействие им оперативными подразделениями, обеспечивающие проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Типовые предписания нормативных актов не могут учитывать всех конкретных особенностей складывающейся оперативной обстановки, по­этому, важное значение в данном случае приобретает инициативное согласова­ние действий названных подразделений. Такой характер отношений позволяет со­четать выполнение самостоятельных задач в рамках существующих функций каждым из взаимодействующих субъектов посредством осознанной необходи­мости оказывать прямую или косвенную взаимопомощь.

В контексте вышеизложенного следует сказать о важности персональной ответственности субъектов взаимодействия и их руководителей за его органи­зацию, проведение и результаты. Однако, такая ответственность трактуется в нормативных актах однобоко, например, за непрерывность согласованного планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при расследовании преступлений ответственность возлагается на руководителя только оперативного подразделения, который является инициатором взаимодействия.

Взаимодействие осуществляется не только на одном уровне органов внутренних дел и их специализированных служб и подразделений, но и между субъектами, расположенными на разных уровнях (нижестоящими и вышестоя­щими). При этом надо иметь в виду, что в понятие субъектов взаимодействия следует включать не только сами подразделения и службы ОВД, но и работаю­щих там сотрудников, обладающих определенной самостоятельностью [6].

Ученые и практики, занимающиеся вопросами оперативно-розыскной деятельности, по-разному аргументируют необходи­мость взаимодействия служб органов внутренних дел. Анализи­руя их позиции, можно прийти к выводу о том, что они, го­воря об объективной необходимости взаимодействия, обосно­вывают это, с одной стороны, общностью задач, стоящих пе­ред службами и подразделениями органов внутренних дел, с другой – различием в их функциональном и структурном по­ложении [7]. Соглашаясь в принципе с таким обоснованием, по­лагаем вместе с тем целесообразным при рассмотрении данно­го вопроса руководствоваться и другими факторами, которые обусловливают объективную необходимость взаимных дейст­вий.

Органы внутренних дел, как уже говорилось, представляют собой целостную динамичную систему, состоящую из подси­стем, находящихся в органической связи между собой и си­стемой в целом. В данном случае оперативные подразделения органов внутренних дел являются их подсистемами, а необходимость взаимо­действия систем и подсистем – одно из главных требований сохранения целостности, без соблюдения которого система как таковая существовать не может [8].

В заключении важно отметить, что как бы ни была велика структурно-функциональная самостоятельность оперативных подразделений органов внутренних дел и оперативных подразделений, обеспечивающих проведение оперативно-розыскных мероприятий, они способны наиболее эффективно выполнять свои функции в области борьбы с прес­тупностью, особенно в раскрытии преступлений, не сами по себе, а в рамках целостной системы органов внутренних дел, в непосредственной или опосредствованной связи, т. е. во вза­имодействии друг с другом.

REFERENCES

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii: prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FZK, ot regulirovaniya 14.03.2020 №1-FZK) // Rossijskaya gazeta. 2020. № 144.

2. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii «O koordinacii deyatel’nosti pravoohranitel’nyh organov po bor’be s prestupnost’yu» (V redakcii ukazov Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 25.11.2003 № 1389, ot 26.06.2013 № 581, ot 25.07.2014 № 529, ot 07.12.2016 № 656, ot 31.12.2019 № 640). – URL: https://www.garant.ru

3. Tumanov G. A. Organizaciya upravleniya v sfere ohrany obshchestvennogo poryadka. – M.: YUrid. lit., 1972. – S. 93.

4. Filosofskij enciklopedicheskij slovar’. – M.: Sovetskaya enciklopediya, 1989. – S. 88.

5. Ivanov S.I. O takticheskih sposobah dejstvij operativno-rozysknoj taktiki i operativno-rozysknyh operacij // Vestnik Ural’skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. – 2019. – № 2 (22). – S. 102-106.

6. Ivanov S.I. Osobennosti vzaimodejstviya pri vedenii operativno-rozysknoj operacii organami vnutrennih del // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. – 2020. – T. 11. – № 1 (39). – S. 108-112.

7. Zoz V.A. K voprosu o soblyudenii zakonnosti i prav grazhdan pri osushchestvlenii operativno-rozysknoj deyatel’nosti // Obespechenie obshchestvennoj bezopasnosti i protivodejstvie prestupnosti: zadachi, problemy i perspektivy: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. – 2020. – S. 125-128.

8. SHishina E.A. Aktual’nye voprosy vzaimodejstviya operativnyh podrazdelenij i sledstvennyh organov v processe raskrytiya i rassledovaniya prestuplenij ekstremistskoj napravlennosti // Aktual’nye problemy teorii i praktiki operativno-rozysknoj deyatel’nosti: materialy VIII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. – 2020. – S. 244–250.