НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ В ПРОКУРАТУРАХ НОРМЫ ЗАКОНА О ПРЕДСТАВЛЕНИИ СВЕДЕНИЙ ОБ АДРЕСАХ САЙТОВ И (ИЛИ) СТРАНИЦ САЙТОВ В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»

SOME FEATURES OF IMPLEMENTATION IN PROSECUTOR’S OFFICES REGULATIONS OF THE LAW ON THE PRESENTATION OF INFORMATION ABOUT THE ADDRESSES OF SITES AND (OR) PAGES OF SITES IN THE INFORMATION AND TELECOMMUNICATION NETWORK «INTERNET»

 

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY; CRIMINAL AND EXECUTIVE LAW; CRIMINAL PROCESS; CRIMINALISTICS; JUDICIAL ACTIVITIES, PROSECUTION ACTIVITIES, HUMAN RIGHTS AND LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES

Publication text (PDF)

UDK: 347.963

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Kutsenko Ekaterina S., Crimean Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor’s Office of the Russian Federation

TYPE: Article

DOI:

https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-4-159-164

PAGES: from 159 to 164

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: civil service, identification, social networks, the Internet, information security, professional ethics.

ABSTRACT (ENGLISH):

The work is devoted to the study of the problems of presenting information about the addresses of sites and (or) pages of sites on the Internet. The current legislation obliges federal government civil servants and citizens applying for such positions to submit information about the addresses of sites and (or) pages of sites in the information and telecommunications network «Internet», where they posted publicly available information. The possible procedure and algorithms for the implementation of such checks, the appropriate identification and disciplinary proceedings against the perpetrators have been analyzed.

Государственная гражданская служба Российской Федерации – это вид служебной деятельности, урегулированный Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) [1].

Указанный Федеральный закон 30 июня 2016 г. дополнен ст. 20.2, в соответствии с которой федеральные государственные гражданские служащие (далее – гражданские служащие), а также граждане, претендующие на замещение должности гражданской службы, обязаны представлять представителю нанимателя сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, гражданский служащий размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие его идентифицировать [2].

Под общедоступной информацией понимаются общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен [3]. Под данными, позволяющими идентифицировать гражданина (гражданского служащего), подразумевается любая информация, опубликованная данным лицом в социальной сети, блоге, форуме. К сайтам и страницам сайтов в сети «Интернет» относятся персональные страницы сайтов социальных сетей, а также блогов, микроблогов, персональные сайты [4].

Сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» представляются гражданами, претендующими на замещение должности гражданской службы – при поступлении на службу за три календарных года, предшествующих году поступления на гражданскую службу, а гражданскими служащими – ежегодно до 1 апреля текущего года по установленной форме.

Согласно п. 12 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 79-ФЗ, гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае непредставления указанных сведений. Из этого следует, что именно непредставление таких сведений, а не их неполнота и (или) недостоверность влечёт для гражданина (гражданского служащего) негативные последствия в виде отказа представителя нанимателя в заключении с гражданином служебного контракта либо освобождения гражданского служащего от должности гражданской службы и его последующее увольнение. При этом как умышленное, так и неумышленное представление сведений не в полном объеме будет являться фактом представления недостоверных и неполных сведений.

Как правило, под сведениями, которые необходимо представить гражданину (гражданскому служащему) в кадровое подразделение прокуратуры субъекта Российской Федерации подразумеваются личные страницы граждан и гражданских служащих в социальных сетях. Наряду с этим возникает ряд вопросов по идентификации, закрытым, фейковым, тайным аккаунтам, размещению страниц в социальных сетях третьими лицами и наличием возможностей и «мощностей» у лиц, проводящих такого рода проверки. В настоящее время получение данной информации от гражданина (гражданского служащего) основывается исключительно на его честности добросовестности, так как осуществление достаточной и полной проверки является затруднительным.

По решению представителя нанимателя уполномоченные им гражданские служащие осуществляют обработку общедоступной информации, размещенной гражданами (гражданскими служащими) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также проверку достоверности и полноты таких сведений.

Исходя из нормы закона, обработка информации, проверка её достоверности и полноты осуществляется исключительно гражданскими служащими по решению представителя нанимателя. Тем самым законодатель достаточно ограничил круг лиц, которые наделены правом проведения таких проверок.

Процедура, методика либо рекомендации по осуществлению проверки достоверности, полноты сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отсутствуют. Очевидно, что для осуществления таких проверок необходимы специальные IT-знания, регистрация во всех социальных сетях либо доступ к специальным сервисам для поиска личных страниц граждан (работников). Более того, сотрудники, осуществляющие такую проверку, с большой долей вероятности не имеют специальных знаний компьютерных технологий и методик идентификации и выявления лиц, зарегистрированных в социальных сетях под своим любо чужим именем.

С момента дополнения Федерального закона № 79-ФЗ статьёй 20.2, представленные гражданами (гражданскими служащими) сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» фактически не проверяются, а формально приобщаются к материалам конкурсных процедур либо к личному делу гражданского служащего в соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 13.03.2018 № 135 [5].

Также следует остановиться на основаниях проведения таких проверок и что предшествует принятию руководителем такого решения. Хоть это прямо и не закреплено в законе, но можно предположить, что основания для осуществления проверки достоверности и полноты сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» аналогичны основаниям для осуществления иных проверок, например, проверки сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а именно: достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке.

Одновременно кадровые подразделения прокуратур субъектов Российской Федерации и прокуроры районного звена, в подчинении которых находятся гражданские служащие, с целью осуществления воспитательной и профилактической работы, направленной на соблюдение норм Кодекса этики и служебного поведения гражданского служащего органов прокуратуры Российской Федерации, могут осуществлять мониторинг информации, размещенной работниками в сети «Интернет», поскольку в служебной и во внеслужебной деятельности они должны воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении ими должностных обязанностей и способных нанести ущерб их репутации или авторитету прокуратуры Российской Федерации [6].

При принятии решения о проведении указанной проверки следует исходить из цели её проведения – обеспечение соблюдения гражданскими служащими правил профессиональной этики, поскольку существуют риски намеренного непредставления гражданским служащим информации, которая может нанести ущерб репутации и авторитету государственного органа. Аналогичная мотивация со стороны представителя нанимателя имеет место и при принятии решения в отношении гражданина (кандидата) – приём на службу лиц, обладающих не только высокими профессиональными, но и моральными качествами.

Выявленные в ходе проверки сведения, порочащие честь и достоинство гражданского служащего, в свою очередь, должны быть рассмотрены на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Анализом судебной практики за 2016-2021 гг. по вопросам привлечения гражданских служащих к дисциплинарной ответственности за нарушение требований ст. 20.2 Федерального закона № 79-ФЗ установлен лишь один случай, имевший место в налоговом органе [6]. Северным районным судом города Орла рассмотрено исковое заявление гражданского служащего – специалиста отдела оперативного контроля межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы о признании незаконным приказа о применении к ней дисциплинарного взыскания в виде выговора в связи с непредставлением сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В судебном заседании было установлено, что гражданский служащий уведомлялся работодателем об обязанности представить сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов, на которых размещалась общедоступная информация, однако такие сведения им представлены не были. Спустя семь месяцев, в ходе служебной проверки установлено, что гражданским служащим была размещена общедоступная информация, а также данные, позволяющие её идентифицировать в социальных сетях «Вконтакте», «Инстаграм» и «Одноклассники», путём размещения фотографий, комментариев и осуществления «репостов» и «лайков»). Доступ пользователей на страницу ограничила уже после назначения служебной проверки. В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что гражданским служащим не была исполнена обязанность по предоставлению сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и факт размещения гражданским служащим указанной информации. Однако в связи с нарушением порядка и сроков привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности, приказ о применении дисциплинарного взыскания признан незаконным.

Примечательно, что проверка в отношении гражданского служащего по вопросу размещения им общедоступной информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», осуществлена в порядке, предусмотренном ст. 59 Федерального закона № 79-ФЗ, с соблюдением требований части 4 статьи (относительно её состава и членов), а специальная проверка достоверности и полноты информации, размещенной в сети «Интернет», которая бы ей предшествовала, не проводилась [7].

Кроме того, интересен вопрос сроков привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности. Существует несколько точек зрения о порядке и сроках привлечения к дисциплинарной ответственности за неисполнение гражданским служащим обязанности, установленной ст. 20.2 Федерального закона № 79-ФЗ. Так, по мнению одних, в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 16 «Ограничения, связанные с гражданской службой» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае непредставления сведений, предусмотренных ст. 20.2. Из этого следует особый порядок и сроки привлечения к дисциплинарной ответственности – в соответствии с требованиями ст. ст. 59.1, 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ, то есть такое правонарушение признается коррупционным. По мнению вторых, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» для гражданского служащего не предусмотрена обязанность по предоставлению сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», такая обязанность предусмотрена Федеральным законом № 79- ФЗ с целью обеспечения соблюдения гражданскими служащими правил профессиональной этики и требований к служебному поведению и обработка таких сведений осуществляется в целях предотвращения нанесения ущерба репутации и авторитету государственного органа. Следовательно, неисполнение гражданским служащим такой обязанности не относится к коррупционным правонарушениям, поэтому подлежит применению общий порядок привлечения к дисциплинарной ответственности и, соответственно, сроки привлечения к дисциплинарной ответственности также будут общие.

При отсутствии соответствующих методики и порядка проведения проверок достоверности и полноты сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», проверки в отношении гражданских служащих проводятся в порядке, предусмотренном ст. 59 Федерального закона № 79-ФЗ, а в отношении граждан, поступающих на службу – формально, путём поверхностного мониторинга социальных сетей. Алгоритм проведения таких проверок должен быть установлен законодательно, поскольку в настоящее время, помимо отсутствия порядка и процедуры проведения таких проверок, существуют проблемы идентификации лиц, а также обработки и защиты информации.

REFERENCES

1. Federal’nyj zakon ot 27.07.2004 № 79-FZ «O gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe Rossijskoj Federacii» //SPS «Konsul’tant-Plyus» (data obrashcheniya: 04.10.2021).

2. Federal’nyj zakon ot 30.06.2016 № 224-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal’nyj zakon «O gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe Rossijskoj Federacii» i Federal’nyj zakon «O municipal’noj sluzhbe v Rossijskoj Federacii» //SPS «Konsul’tant-Plyus» (data obrashcheniya: 04.10.2021).

3. Federal’nyj zakon ot 27.07.2006 № 149-FZ «Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii» //SPS «Konsul’tant-Plyus» (data obrashcheniya: 01.10.2021).

4. Metodicheskie rekomendacii po zapolneniyu formy predstavleniya svedenij ob adresah sajtov i (ili) stranic sajtov v informacionno-telekommunikacionnoj seti «Internet» //SPS «Konsul’tant-Plyus» (data obrashcheniya: 01.10.2021).

5. Prikaz General’nogo prokurora Rossijskoj Federacii ot 13.03.2018 № 135 «Ob utverzhdenii Instrukcii po uchetu kadrov prokurorskih rabotnikov, federal’nyh gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashchih, rabotnikov, zameshchayushchih dolzhnosti, ne yavlyayushchiesya dolzhnostyami federal’noj gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby, i rabotnikov, osushchestvlyayushchih professional’nuyu deyatel’nost’ po professiyam rabochih v organah i organizaciyah prokuratury Rossijskoj Federacii» //SPS «Konsul’tant-Plyus» (data obrashcheniya: 01.10.2021).

6. Prikaz General’nogo prokurora Rossijskoj Federacii ot 25.03.2011 № 79 «Ob utverzhdenii Kodeksa etiki i sluzhebnogo povedeniya federal’nogo gosudarstvennogo grazhdanskogo sluzhashchego organov prokuratury Rossijskoj Federacii» //SPS «Konsul’tant-Plyus» (data obrashcheniya: 04.10.2021).

7. Sudebnoe reshenie Severnogo rajonnogo suda goroda Orla ot 28.07.2020 //https://sudact.ru (data obrashcheniya: 05.10.2021).