Некоторые аспекты участия социальных партнеров в нормативном обеспечении противодействия внешнему санкционному давлению недружественных государств

SOME ASPECTS OF THE PARTICIPATION OF SOCIAL PARTNERS IN THE NORMATIVE SUPPORT OF COUNTERING EXTERNAL SANCTIONS PRESSURE OF UNFRIENDLY STATES

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УЧАСТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ В НОРМАТИВНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ВНЕШНЕМУ САНКЦИОННОМУ ДАВЛЕНИЮ НЕДРУЖЕСТВЕННЫХ ГОСУДАРСТВ

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION CRIMINAL LEGAL SCIENCES

Publication text (PDF)

UDK: 349.2

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Chucha S.Yu., FGBUN «Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences»

TYPE: Article

PAGES: from 393 to 401

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: labor law; social partnership; Russian tripartite commission; RTK; agreement; normative act; sanctions; unfriendly states; employment; unemployed; refugees.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article attempts to explore some of the powers of the parties to the social partnership at the federal level in the formation of the regulatory framework for labor law and counteracting external sanctions pressure from unfriendly states. The practice of the Russian tripartite commission for the regulation of social and labor relations on the coordination of draft federal regulations in the field of labor and employment is considered.

An analysis was made of the actions of the Government of the Russian Federation to counteract the adverse effects of external sanctions pressure on the labor market, labor and social security relations. On the example of consideration by the RTC of a draft resolution of the Government of the Russian Federation “On Amendments to the Rules for Providing Subsidies by the Social Insurance Fund of the Russian Federation in 2022 from the budget of the Social Insurance Fund of the Russian Federation to legal entities, including non-profit organizations, and individual entrepreneurs in order to stimulate the employment of certain categories of citizens”, expanding the list of categories of citizens participating in measures to stimulate the employment of certain categories of citizens in 2022, shows the result of coordinating the positions of the Government, all-Russian associations of trade unions, all-Russian associations of employers represented in the permanent body of social partnership.

Обновленная Конституция Российской Федерации расширила границы социального партнерства далеко за пределы сферы труда. Согласно статье 75.1 Конституции, в Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность. Сравните с пунктом е.4 ст. 114, согласно которому Правительство Российской Федерации обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Речь в указанных нормах Конституции РФ идет о разных правовых явлениях — социальном партнерстве в сфере труда как части социального партнерства в общественных отношениях в целом [1, с. 40-44; 2; 3].

Представляется, что механизм, принципы социального партнерства могут быть перенесены из трудовых отношений и в иные сферы общественного бытия, которые от этого только выиграют [4; 5]. Но дело в том, что действующая формализованная система социального партнерства в России на сегодняшний день одна – и это партнерство в социально-трудовой сфере. На федеральном уровне эту систему согласования интересов венчает Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее – РТК) и регулярно заключаемое Генеральное соглашение.

Согласно п. 3-4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ, основными задачами РТК являются, в частности, проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения и согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики. Реализовать эти задачи позволяют закрепленные п. 2, 8 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ права РТК разрабатывать и вносить в федеральные органы государственной власти в согласованном с ними порядке предложения о принятии федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений и принимать по согласованию с Правительством Российской Федерации участие в подготовке разрабатываемых им проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, а по согласованию с комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации – в предварительном рассмотрении ими законопроектов и подготовке их к рассмотрению Государственной Думой. Решение РТК считается принятым, если за него проголосовали все три стороны в комиссии – представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства РФ (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ).

Одной из версий регулярно дополняемого новыми мероприятиями в зависимости от выявляемых рисков и потребностей Плана первоочередных действий Правительства РФ по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления в части социальной поддержки, в том числе поддержки рынка труда, предусмотрен [6] не только еженедельный мониторинг рынка труда и смягчение временных мер по регулированию правового положения иностранных граждан (отраслевых специалистов), введенных на период преодоления последствий распространения коронавирусной инфекции. Массовая трудовая миграция неквалифицированных кадров должна при этом иссякнуть сама собой вслед за исчезновением экономических оснований в условиях изменения курса мировых валют, и уж во всяком случае не требует стимулирования со стороны государства и бизнеса, равно как и внутреннего давления на рынок труда.

Более эффективным станет и второй пакет мер Правительства РФ: организация и проведение общественных работ до трех месяцев для 300 тыс. чел.; поддержка до трех месяцев работников неполной занятости в виде компенсации части заработной платы трудящимся с неполной рабочей неделей для 500 тыс. чел.; организация переобучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки до 200 тыс. чел.; выплата пособий по безработице в условиях роста численности безработных граждан (без изменения размера); индексация размеров пособий, включая детские, иных социальных выплат, пенсий, либо осуществление единовременных выплат отдельным категориям граждан. Теперь Правительство РФ вправе самостоятельно принимать решение об индексации пенсий и фиксированной выплаты к страховой пенсии, установлении размера социальных доплат к пенсии, увеличении стоимости пенсионного коэффициента (статьи 2, 3 и 10 Федерального закона от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [7]). Нетрудно заметить, что поддержку в виде организации возможности выполнения оплачиваемых общественных работ, компенсации разницы в заработной плате при неполной продолжительности рабочего времени и переподготовки за счет бюджета планируется оказать примерно миллиону граждан, последствия остального роста безработицы предполагается сглаживать увеличением числа лиц, получающих соответствующее пособие. Кроме того, необоснованным сокращениям численности работников будут препятствовать меры судебного преследования за умышленное банкротство недобросовестных работодателей, присоединившихся к санкциям против Российской Федерации [8].

Численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше в марте 2022 г., по данным Росстата, составила 74 500 тыс. человек, в том числе 71 400 тыс. человек (95,8 процентов рабочей силы) были заняты экономической деятельностью и 3 100 тыс. человек (4,1 процента) не имели доходного занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной организации труда (далее – МОТ) они классифицируются как безработные). По сравнению с февралём 2022 г. численность занятого населения в возрасте 15 лет и старше снизилась на 300 тыс. человек или на 0,4 процента (в феврале 2022 г. численность занятого населения составляла 71 700 тыс. человек). Численность безработных в возрасте 15 лет и старше не изменилась (в феврале 2022 г. численность безработных составляла 3 100 тыс. человек). По сравнению с мартом 2021 г. численность занятого населения в возрасте 15 лет и старше увеличилась на 442 тыс. человек или на 0,6 процентов (в марте 2021 г. численность занятого населения составляла 70 958 тыс. человек), численность безработных в возрасте 15 лет и старше снизилась на 957 тыс. человек или на 23,6 процентов (в марте 2021 г. численность безработных составляла 4 057 тыс. человек). Уровень безработицы населения в возрасте 15 лет и старше составил в марте 2022 г. 4,1 процента от численности рабочей силы и не изменился по сравнению с февралём 2022 г. По сравнению с мартом 2021 г. уровень безработицы снизился на 1,3 процентных пункта. Самый низкий уровень безработицы, определенный в соответствии с критериями МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе (3,0 процента от численности рабочей силы), самый высокий – в Северо-Кавказском федеральном округе (11,4 процента).

По данным мониторинга Минтруда России на 19 мая 2022 г., 44 738 организаций с общей численностью 10,1 млн. человек заявили об изменении режимов занятости работников. В режиме неполного рабочего дня, неполной рабочей недели работали 1,2 процента общей численности работников, заявленных в мониторинг; в простое находились 1,4 процента; в отпуск без сохранения заработной платы отправлены 0,05 процентов; к увольнению предполагаются 0,6 процентов; на удаленной работе находятся 0,8 процентов от общей численности работников, заявленных в мониторинг [9].

Министерством труда и социальной защиты РФ 29 апреля 2022 г. на рассмотрение РТК был направлен проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий Фондом социального страхования Российской Федерации в 2022 году из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации юридическим лицам, включая некоммерческие организации, и индивидуальным предпринимателям в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан» [10]. Проектом этого документа предполагается расширить перечень категорий граждан-участников мероприятий по стимулированию занятости отдельных категорий граждан в 2022 г. Так, предлагается включить в число участников:

безработных граждан, трудовой договор с которыми был прекращен в текущем году по основаниям, предусмотренным п. 1-2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ);

работников, находившихся под риском увольнения, включая введение режима неполного рабочего времени, простой, временную приостановку работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, проведение мероприятий по высвобождению работников, трудовой договор с которыми заключен в текущем году в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ;

граждан Украины, граждан Донецкой Народной Республики, граждан Луганской Народной Республики и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, получивших свидетельство о признании беженцем или получивших свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ. Предоставление субсидий работодателям за трудоустройство предлагаемых категорий граждан предусматривается осуществлять Фондом социального страхования РФ в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на указанные цели в 2022 г.

Согласно финансово-экономическому обоснованию и пояснительной записке к проекту постановления Правительства РФ, общая численность участников мероприятий составит 75 тыс. человек. В период наибольшего пика напряженности на рынке труда в 2020 г., связанного с распространением новой коронавирусной инфекции, под риском увольнения находилось порядка 1,2 млн человек. Аналогичный прогноз возможен в 2022 г. в связи с внешним санкционным геополитическим и экономическим давлением недружественных стран. По оценкам Минтруда России, численность граждан, которым будет оказано содействие в трудоустройстве в рамках реализуемого мероприятия, может составить 5 процентов от указанной численности, что соответствует 60 тыс. человек. Расчетная численность участников мероприятий из числа граждан Российской Федерации, Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, получивших свидетельство о признании беженцем или получивших свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, составит порядка 15 процентов от численности граждан указанной категории (96 тыс. человек в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 349 «О распределении по субъектам Российской Федерации граждан Российской Федерации, Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, вынужденно покинувших территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке» [11]).

Объем средств на мероприятие по стимулированию найма отдельных категорий граждан составит порядка 4,5 млрд руб. при том, что выплачиваться субсидия работодателем будет тремя траншами: первый транш в размере 1 минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) по итогам первого месяца работы трудоустроенного гражданина, второй транш — 1 МРОТ по итогам четырех месяцев работы, третий транш — 1 МРОТ по итогам семи месяцев работы.

Среди всех органов исполнительной власти, привлеченных к разработке и согласованию проекта постановления Правительства РФ, первоначально проект не был поддержан Министерством финансов РФ. Основанием для отрицательного отзыва Минфина послужили следующие обстоятельства.

Планом первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления [12], одобренного на заседании Президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций 15 марта 2022 г. (далее — План), уже предусмотрены необходимые меры, направленные на стабилизацию ситуации на рынке труда в связи с последствиями действий недружественных стран и международных организаций на российскую экономику. Предлагаемое проектом постановления мероприятие Планом не предусмотрено. В рамках первого этапа из резервного фонда Правительства РФ выделено 39,1 млрд рублей на реализацию мероприятий по организации временного трудоустройства работников, находящихся под риском увольнения, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, находящихся под риском увольнения (включая работников промышленных предприятий), а также безработных граждан в том числе под потребность работодателей, а также по организации оплачиваемых общественных работ ищущих работу и безработных граждан с сохранением выплаты пособия по безработице. Данные меры носят превентивный характер (большинство мероприятий), а также направлены на трудоустройство уже незанятых граждан. Их реализация позволит минимизировать негативные последствия складывающейся в настоящее время социально-экономической ситуации.

План кроме мероприятий, непосредственно связанных с рынком труда, включает также ряд отраслевых мер по дополнительной поддержке предприятий и организаций реального сектора экономики, в том числе системообразующих и иных, а также относящихся к малому и среднему предпринимательству, что также будет способствовать сохранению занятости работников. Дополнительно к предусмотренным Планом мерам, Указом Президента РФ от 16 марта 2022 г. № 121 «О мерах по обеспечению социально — экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации» [13] высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации поручено принять исчерпывающие меры по обеспечению социально — экономической стабильности, в том числе проведение оперативного мониторинга ситуации на рынке труда, реализацию мер проактивной поддержки занятости населения (включая организацию переобучения и повышения квалификации), оказание организациям, индивидуальным предпринимателям, самозанятым гражданам мер поддержки, в том числе адресной, в виде предоставления денежных средств, другого имущества, иных льгот и преференций, включая установление особенностей закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и нужд отдельных юридических лиц, в том числе для реализации проектов развития, оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам, содействия развитию внутренней трудовой миграции. В этой связи органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации также реализуются дополнительные меры, направленные на поддержку рынка труда, а также на содействие в трудоустройстве.

Кроме того, Минтрудом России утверждены и сопровождается применение (использование) методических рекомендаций для органов службы занятости населения субъектов Российской Федерации по организации превентивного мониторинга состояния рынка труда регионов при высвобождении работников и проведению мероприятий по содействию в трудоустройстве и социальной адаптации высвобождаемых работников. Таким образом, по мнению Минфина России, в настоящее время целесообразно реализовывать мероприятия, направленные на сохранение существующей занятости работников организаций и упреждающие увеличение напряженности на рынке труда, в том числе в рамках уже предусмотренных мер, а не предлагаемые проектом постановления. Обращается внимание, что по данным мониторинга Минтруда России, осуществляемого на ЕЦП «Работа в России», в марте текущего года существенного увеличения численности граждан, предполагаемых к увольнению, не наблюдается. Численность таких граждан по состоянию на 21 марта 2022 г. составляет 58,8 тыс. человек, что в 2 раза меньше чем в декабре 2021 г. Численность граждан, находящихся под риском увольнения, в целом по состоянию на 21 марта 2022 г. составила 276,6 тыс. человек, что также в 2 раза меньше аналогичного показателя декабря 2021 г. Что касается мероприятий по субсидированию найма, предусмотренных Правилами в 2021 г., то в бюджете ФСС на 2021 г. на предоставление субсидий были предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 12,0 млрд рублей. Кассовое исполнение расходов по состоянию на 1 января 2022 г. составило всего 0,85 млрд рублей или 7 процентов от предусмотренных средств. Органами службы занятости населения в 2021 г. выдано 293,1 тыс. направлений на работу безработным гражданам. По результатам выданных направлений принято на работу 36,0 тыс. человек или 12,3 процента от предлагаемых к трудоустройству.

В 2022 г. в бюджете ФСС на предоставление субсидий при трудоустройстве в текущем году граждан из числа молодежи предусмотрено 7,0 млрд рублей, при этом по состоянию на 29 марта 2022 г. кассовые расходы отсутствуют. Таким образом, по мнению Минфина России, итоги и ход реализации мероприятия свидетельствуют о его низкой востребованности со стороны работодателей и, соответственно, низкой эффективности и результативности [14].

Несмотря на разногласия внутри правительственной стороны РТК, на заседании РТК 27 мая 2022 г. проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий Фондом социального страхования Российской Федерации в 2022 г. из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации юридическим лицам, включая некоммерческие организации, и индивидуальным предпринимателям в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан» был согласован всеми тремя сторонами в РТК [15] – представителями социальных партнеров. Документом предлагается распространить программу субсидирования найма на граждан, потерявших работу в связи с сокращением, на соискателей, которые находятся под риском увольнения, и на граждан, прибывших с территорий ДНР и ЛНР и получивших статус беженца или временное убежище на территории нашей страны. Социальные партнеры пришли к консенсусу, что это позволит организациям, нанимающим на работу таких сотрудников по направлению службы занятости, получать дополнительную помощь от государства в размере трёх минимальные размеров оплаты труда. Сейчас такую поддержку уже получают работодатели, трудоустраивающие соискателей в возрасте до 30 лет из числа уязвимых на рынке труда категорий. Программа субсидирования найма реализуется уже второй год и востребована работодателями.

Таким образом, Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений как постоянно действующий орган системы социального партнерства в очередной раз продемонстрировала свою состоятельность как субъекта, позволяющего достичь компромиссного решения представителей работников, работодателей и государства в лице Правительства РФ по наиболее важным и злободневным вопросам правового регулирования в сфере труда и социальной защиты граждан, поддержки субъектов трудовых отношений теперь уже и в вопросах нормативного обеспечения противодействия внешнему санкционному давлению недружественных государств.

REFERENCES

1. Khananashvili N.L., Yakimets V.N. Smutnyye vremena sotsial’noy politiki v Rossii / N.L. Khananashvili, V.N. Yakimets. — M.: Interdialekt+, 1999. S. 40-44.

2. Dmitriyev A.V. Conflictology: Uchebnoye posobie. — M.: Gardariki, 2000. — 320 s.

3. Khovrin A.Yu. Sotsial’noye partnerstvo v sfere realizatsii molodezhnoy politiki: dis. … d-ra sotsiol. nauk. M., 2010. — 357 s.

4. Chucha S.Yu. Konstitutsionalizatsiya i rasshireniye yuridicheskogo soderzhaniya ponyatiya sotsial’nogo partnerstva v Rossiyskoy Federatsii // Pravoprimeneniye. 2021. Tom 5. № 3. S. 249-261. DOI: 10.52468/2542-1514.2021.5(3).249-261.

5. Chucha, S.Yu. Sotsial’noye partnerstvo v sfere regulirovaniya trudovykh i inykh neposredstvenno svyazannykh s nimi otnosheniy // Gosudarstvo i pravo. 2022. № 1. S. 130-142. DOI: 10.31857/S102694520018280-9.

6. Plan pervoocherednykh deystviy Pravitel’stva RF po obespecheniyu razvitiya rossiyskoy ekonomiki v usloviyakh vneshnego sanktsionnogo davleniya [Elektronnyy resurs] // [Rezhim dostupa] URL: http://chernigovka.org/node/5108 (data obrashcheniya 11.03.2022 g.).

7. Federal’nyy zakon ot 8 marta 2022 g. № 46-FZ «O vnesenii izmeneniy v otdel’nyye zakonodatel’nyye akty Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyy resurs] // [Rezhim dostupa] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203080001 (data obrashcheniya 10.03.2022 g.).

8. Pravitel’stvo Rossii primet mery dlya podderzhki zanyatosti v svyazi s ukhodom inostrannykh kompaniy s rossiyskogo rynka [Elektronnyy resurs] // [Rezhim dostupa] URL: http://government.ru/news/44712/ (data obrashcheniya 10.03.2022 g.).

9. Informatsiya Ministerstva truda i sotsial’noy zashchity Rossiyskoy Federatsii o situatsii na rynke truda Rossiyskoy Federatsii k ocherednomu zasedaniyu Rossiyskoy trekhstoronney komissii po regulirovaniyu sotsial’no-trudovykh otnosheniy ot 20 maya 2022 g. № 16-2/10/P-3352 [Elektronnyy resurs] // [Rezhim dostupa] URL: https://rtk.fnpr.ru/upload/iblock/bfb/5le2ye1s60pkfb1m0xagej9o1gs2jl99.pdf (data obrashcheniya 30.05.2022 g.).

10. Proyekt postanovleniya Pravitel’stva RF «O vnesenii izmeneniy v Pravila predostavleniya subsidiy Fondom sotsial’nogo strakhovaniya Rossiyskoy Federatsii v 2022 godu iz byudzheta Fonda sotsial’nogo strakhovaniya Rossiyskoy Federatsii yuridicheskim litsam, vklyuchaya nekommercheskiye organizatsii, i individual’nym predprinimatelyam v tselyakh stimulirovaniya zanyatosti otdel’nykh kategoriy grazhdan» [Elektronnyy resurs] // [Rezhim dostupa] URL: https://rtk.fnpr.ru/events/zasedaniya-rtk/zasedanie-rtk-27-maya-2022-goda.html (data obrashcheniya 30.05.2022 g.).

11. Postanovleniye Pravitel’stva RF ot 12 marta 2022 g. № 349 «O raspredelenii po sub»yektam Rossiyskoy Federatsii grazhdan Rossiyskoy Federatsii, Ukrainy, Donetskoy Narodnoy Respubliki, Luganskoy Narodnoy Respubliki i lits bez grazhdanstva, postoyanno prozhivayushchikh na territoriyakh Ukrainy, Donetskoy Narodnoy Respubliki, Luganskoy Narodnoy Respubliki, vynuzhdenno pokinuvshikh territorii Ukrainy, Donetskoy Narodnoy Respubliki, Luganskoy Narodnoy Respubliki i pribyvshikh na territoriyu Rossiyskoy Federatsii v ekstrennom massovom poryadke» // SZ RF. 2022. № 12. St. 1835.

12. Plan pervoocherednykh deystviy po obespecheniyu razvitiya rossiyskoy ekonomiki v usloviyakh vneshnego sanktsionnogo davleniya, odobrennyy na zasedanii Prezidiuma Pravitel’stvennoy komissii po povysheniyu ustoychivosti rossiyskoy ekonomiki v usloviyakh sanktsiy 15 marta 2022 g. [Elektronnyy resurs] // [Rezhim dostupa] URL: https://www.tks.ru/files/other/plan_pervoocherednych_deistvi_snkzii.pdf (data obrashcheniya 30.05.2022 g.).

13. Ukaz Prezidenta RF ot 16 marta 2022 g. № 121 «O merakh po obespecheniyu sotsial’no — ekonomicheskoy stabil’nosti i zashchity naseleniya v Rossiyskoy Federatsii» // SZ RF. 2022. № 12. St. 1807.

14. Vinogradova Ye. Vlasti predlozhili doplachivat’ rabotodatelyam za nayem bezhentsev [Elektronnyy resurs] // [Rezhim dostupa] URL: https://www.rbc.ru/economics/25/05/2022/628cb4cb9a7947427c7ebe4a?from=column_38 (data obrashcheniya 30.05.2022 g.).

15. Ofitsial’nyy sayt Pravitel’stva RF [Elektronnyy resurs] // [Rezhim dostupa] URL: http://government.ru/news/45530/ (data obrashcheniya 30.05.2022 g.).