НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАКТИКИ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ О ПРИЗНАНИИ ИНФОРМАЦИИ, РАЗМЕЩЕННОЙ В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», ЗАПРЕЩЕННОЙ К РАСПРОСТРАНЕНИЮ

SOME ASPECTS OF THE PRACTICE OF THE PROSECUTOR’S PARTICIPATION IN ADMINISTRATIVE CASES TO RECOGNIZE THE INFORMATION POSTED ON THE INFORMATION AND TELECOMMUNICATIONS NETWORK «INTERNET», PROHIBITED FOR DISTRIBUTION

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАКТИКИ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ О ПРИЗНАНИИ ИНФОРМАЦИИ, РАЗМЕЩЕННОЙ В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», ЗАПРЕЩЕННОЙ К РАСПРОСТРАНЕНИЮ

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION CRIMINAL LEGAL SCIENCES

Publication text (PDF)

UDK: 342.9

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Basov A. V., Crimean Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor’s Office of the Russian Federation

TYPE: Article

PAGES: from 271 to 274

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: administrative cases, information prohibited for dissemination, legislation, systematization, law enforcement practice, network.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article discusses the factors that create stable prerequisites for the systematization of legislation, the norms of which regulate the consideration of administrative cases on the recognition of information posted on the Internet information and telecommunications network as prohibited for distribution, analyzes the problems of legal regulation in this area, taking into account the practice of law enforcement. The purpose of the study is to form ideas about the content of problems arising in the process of law enforcement. In the above study, general scientific and particular scientific methods of cognition of social and legal phenomena were used: systemic and structural-functional. Identification of problems of a regulatory and law enforcement nature, development of proposals for improving legal regulation were carried out using normative-logical and hermeneutic methods.

В связи со стремительным развитием информационных, цифровых технологий, влекущих увеличение скорости передачи информации, формированием информационных систем потоки информации в глобальном правовом пространстве приобретают неуправляемый, неурегулированный характер, нарушая конституционные права граждан, и поэтому нуждаются в контроле со стороны государства, его органов. В. В. Гриценко указывает, что «наряду с информацией и информационными системами и правами на них надо защищать и самого человека, и общество от воздействия информации» [1, c. 168-169].

Представляется, что обеспечить реализацию прав граждан, в том числе информационных, может только система органов, использующая законные механизмы обеспечения. Основным органом указанной системы является прокуратура Российской Федерации, о чем свидетельствуют статистические данные. Так, в 2021 году произошло увеличение количества направленных в суд административных исковых заявлений о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению.

Всего прокурорами в 2021 году направлено 117 356 административных исковых заявлений о признании информации запрещенной к распространению. Аналогичный показатель в 2020 году был ниже и составлял 97 776 административных исковых заявлений.

Судами рассмотрено 105 087 административных исков указанной категории, признаны обоснованными и удовлетворены требования по 94 344 делам. В целом удовлетворяемость данных дел в 2021 году составила 89 %.

По сравнению с 2020 годом уменьшилось количество административных дел, по которым отказано в удовлетворении заявленных прокурором требований (с 70 до 44). Вместе с тем увеличилось количество дел, прекращенных судом по иным основаниям (с 9 161 до 10 694).

В 2021 году рассмотрено и удовлетворено 9 апелляционных и 2 кассационных представлений прокуроров, принесенных на необоснованные судебные акты. В 2020 году судебные акты по данной категории дел оспаривались прокурорами только в апелляционном порядке, в результате по апелляционным представлениям прокуроров отменено или изменено 23 судебных постановления [2].

Рост данного показателя, по-прежнему, связан с активной позицией граждан, обращающихся в органы прокуратуры с заявлениями по данному вопросу, наличием обращений, поступающих из Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Роскомнадзор), ростом количества данной информации и, соответственно, увеличением количества фактов выявления такой информации прокурорами по результатам мониторинга сети «Интернет».

Одной из проблем, возникающих при подготовке прокурорами административных исковых заявлений данной категории, является установление владельцев сетевых ресурсов (администратора домена или владельца доменного имени).

В соответствии с п.17 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [3] определено, что владелец сайта в сети «Интернет» – это лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети «Интернет», в том числе порядок размещения информации на таком сайте.

Решения, являющиеся основанием для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

Поскольку судебное решение о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не только устанавливает правовое состояние такой информации и ограничивает владельца сайта в осуществлении права на свободное распространение информации любым законным способом, но и порождает для владельца сайта обязанность по ее удалению, то судебный акт затрагивает права и законные интересы указанных лиц, в связи с чем, они должны быть привлечены к участию в деле.

Указанное следует из разъяснений, приведенных в Обзоре судебной
практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утвержденном
Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018 [4], и положений статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Вместе с тем, установить владельцев сайтов на стадии подготовки административного иска и направления его в суд для рассмотрения, как правило, не представляется возможным, ввиду отсутствия таких сведений в Роскомнадзоре и на сайте регистратора доменных имен.

Отдельные сервисы не содержат полные сведения об администраторах доменных имен, которые могут быть использованы при подготовке административного иска.

Рассматривая и удовлетворяя административные иски, суды первой инстанции принимают во внимание полученные прокурорами сведения из уполномоченного органа (Роскомнадзора) об отсутствии сведений о владельцах сетевых ресурсов и соответствующие сведения с сайта регистратора доменных имен.

Однако, в последующем имеют место факты обращения владельцев сетевых ресурсов, сведения о которых отсутствовали на момент предъявления прокурорами административных исков и их рассмотрения судом, с жалобами в суд апелляционной инстанции на состоявшиеся судебные решения в связи с нарушением норм процессуального права, что влечет отмену вышестоящим судом судебных постановлений по основаниям, предусмотренным п. 2, 4 ч. 1 статьи 310 КАС РФ, с направлением дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение (апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда по делу № 33а-587/2022) [5].

Кроме того, нельзя не отметить факт увеличения показателя прекращения судами производств по делам данной категории по иным основаниям.

Общий процент прекращенных дел по иным основаниям от числа
рассмотренных судом в 2021 году составил 9,6 %, что в большинстве случаев обусловлено установлением на момент рассмотрения административного дела судом факта закрытия аккаунта, на котором размещалась запрещенная к распространению информация, либо ее удаления на основании решения судов других субъектов Российской Федерации. Указанное может повлечь негативные последствия, в виде последующего взыскания судебных издержек за счет казны Российской Федерации. В связи с отказом прокуратуры от заявленных требований.

В качестве решения данной проблемы и снижения показателя прекращения дел по иным основаниям необходимо ориентировать прокуроров на объединение в одном административном исковом заявлении сведений о нескольких интернет-сайтах, содержащих информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, тождественной тематики.

Вместе с тем, количество прекращенных дел данной категории по иным основаниям остается достаточно высоким.

Принимая во внимание, складывающуюся судебную практику, свидетельствующую о допускаемых уполномоченными органами нарушениях, представляется необходимым отметить важную роль прокуроров по обеспечению участия в рассмотрении административных дел данной категории, которая строится на тщательном изучении материалов дел, анализе законодательства и судебной практики по спорным правоотношениям, а также на своевременной реакции на незаконные и необоснованные судебные постановления путем принесения апелляционных, кассационных и надзорных представлений.

REFERENCES

1. Gricenko V. V. Problemy pred»yavleniya prokurorom administrativnyh iskov v informacionnoj sfere // Vestnik VGU. Seriya: Pravo. 2021. №4 (47). S. 166–178.

2. Vyborochnye dannye iz formy GAS «Uchastie prokurora v grazhdanskom, administrativnom i arbitrazhnom sudoproizvodstve» za 2020 g. i 2021 g. (utverzhdena prikazom General’nogo prokurora Rossijskoj Federacii ot 29.05.2018 № 322).

3. Federal’nyj zakon ot 27.07.2006 № 149-FZ «Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (data obrashcheniya 11.06.2022).

4. Obzor sudebnoj praktiki Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii № 1 (2018), utv. Prezidiumom Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii 28.03.2018 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_294792/ (data obrashcheniya 12.06.2022).5. Apellyacionnoe opredelenie sudebnoj kollegii po administrativnym delam Murmanskogo oblastnogo suda po delu № 33a-587/2022 [Elektronnyj resurs]. URL: https://oblsud—mrm.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=6754844&case_uid=b0a87b57-e491-4cdf-8e10-427f0b3f56e9&delo_id=5&new=5 (data obrashcheniya 22.06.2022).