Направления регулирования погрузочно-разгрузочных работ в морских портах Республики Казахстан

DIRECTIONS OF REGULATION OF LOADING AND UNLOADING WORKS IN SEA PORTS OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ В МОРСКИХ ПОРТАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION INTERNATIONAL LAW

Publication text (PDF)

UDK: 345

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Klimenko E. P., Zmerzly B. V., Crimean Federal University. V. I. Vernadsky

TYPE: Article

DOI:

https://doi.org/10.37279/2413-1733-2022-8-1-72-80

PAGES: from 72 to 80

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: legal regulation, commercial seaports, Caspian Sea, Republic of Kazakhstan, Aktau port, Aktau port, loading, unloading.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article is devoted to the review of the legislative acts of the Republic of Kazakhstan in the field of regulation of the activities of the commercial seaports of this country. In the course of studying the issue, the following was considered: a) national legislation regulating the activities of merchant shipping and commercial ports; c) state and local regulatory legal acts regulating the activities of the seaport of Aktau; d) state and local legal acts regulating the activities of the seaport of Kuryk; e) separate sub-legislative norms that establish norms concerning the regulation of issues of loading and unloading in general, dangerous goods in particular.

Специфика правового регулирования торгового мореплавания в бассейне Каспийского моря имеет свои давние традиции, обусловленные географической, экономической и, безусловно, политической ситуацией в данном районе. Образование же с распадом СССР независимых государств с выходом к Каспийскому морю, сложная политическая обстановка в нем, к сожалению, продолжает неблагоприятно сказывать на полноценном развитии этого уникального водоема в качестве межгосударственной площадки взаимовыгодного, успешного сотрудничества, становления ее в качестве важной связующей между Севром и Югом, Западом и Востоком.

Тем не менее, зачастую непростые, а иногда и очевидно неблагоприятные факторы не в состоянии остановить как понимание со стороны всех заинтересованных сторон в необходимости превращения Каспия в район взаимовыгодного примирения и взаимоуважения, так и стремление создание создания на его берегах и в акватории современных инфраструктурных объектов, каковыми, безусловно, являются и морские торговые порты.

Осуществляет в этом направлении свое поступательное движение и Республика Казахстан, заинтересованная в использовании Каспийского моря и в качестве важнейшей транспортной артерии.

На данном пути Казахстан творчески освоил и переработал имеющий советский и международный опыт, однако, в соответствии с собственным видением, применительно к национальной специфике законодательства, экономики.

Так, в отличии от многих постсоветских стран, Казахстан отказался от принятия кодекса торгового мореплавания, роль которого выполняет иной комплексный нормативный акт – Закон Республики Казахстан «О торговом мореплавании» [1]. Глава 6 данного нормативного акта посвящена морским портам, ст. 35 оказываемым в них услугам, с соблюдением принципа равенства всех пользователей.

Так, предусмотрено, что погрузка (разгрузка) и обслуживание судов производится в порядке очередности их прибытия, как и «транспортно-экспедиторские и складские операции с грузами, перевалку на морской транспорт грузов с других видов транспорта и обратно, обслуживание пассажиров морских судов, а также перевозку пассажиров, багажа и грузов на судах порта и на других видах транспорта» (п. 1).

При этом установлено, что «Погрузочно-разгрузочные работы и иные технические операции могут осуществляться оператором морского терминала» (п. 2), что, по нашему мнению, не предоставляет таким операторам монопольных прав и способствует установлению рыночной конкуренции. Данная норма усиливается условием наличия в принадлежащих государству портам не менее «двух операторов морских терминалов».

Не менее важной, считаем и норму, согласно которой «Перечень обязательных услуг морского порта определяется уполномоченным органом. Установление цен (тарифов) и их предельного уровня на обязательные услуги морского порта производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан» (п. 3), что также призвана способствовать созданию благоприятных условий для всех заинтересованных сторон.

К тому же, Закон предоставляет льготные условия лишь при осуществлении внегрузовых операций только для приписанных к порту судов (п. 3-1).

Оставляемое же за владельцем морского порта и навигационным центром право применять коэффициенты риска тарифам на обязательные услуги морского порта в отношении судов (субстандартных либо возрастом свыше двадцати лет) (3-2), несмотря на малую распространенность подобных норм, видится на обоснованной, в связи с тем, что данная норма направлена на улучшение безопасности в деятельности морских торговых портов, стимулирует судовладельцев к эксплуатации более современных судов, повышает пропускную способность портов.

Оплата иных услуг, предоставляемых портами и не входящих в перечень обязательных предписано устанавливать на договорной основе (п. 4).

Особо следует указать на установление законом (ст. 26) имущественной ответственности морского порта (оператора морского терминала) «за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, а также за просрочку его выдачи с момента принятия его в свое ведение до момента передачи»; установление возможности возмещения ущерба при технических операциях морского порта (оператора морского терминала); установление норм обеспечения обязательств (ст. 37) [1].

Среди иных важнейших нормативных актов в данной области правового регулирования следует указать:

– Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан «О присоединении Республики Казахстан к Международным конвенциям, принятым под эгидой Международной Морской Организации (ИМО), и к конвенции об ИМО [2];

— Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил эксплуатации морских портов, имеющих статус международного значения, портовых сооружений и акватории морского порта» [3];

— Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил плавания и стоянки судов в морских портах Республики Казахстан и на подходах к ним» (Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 июля 2011 г. № 827) [4];

— Приказ Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 30 ноября 2013 г. № 504 «Об утверждении типовых схем организации пропуска через Государственную границу Республики Казахстан лиц, транспортных средств, грузов и товаров в пунктах пропуска, а также иных местах, где осуществляется пропуск через Государственную границу Республики Казахстан» [5] и иные нормативно-правовые акты.

Учитывая тот факт, что основными морскими торговыми портами Республики Казахстан являются порты Актау, Курык и Баутино. Из них первые два – международные, в нашем исследовании мы обратим основное внимание именно на регулирование их деятельности.

К важнейшим документам в этом направлении мы отнесем постановление Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2014 г. № 743 «О вопросах создания Морской администрации портов Актау и Баутино Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан», которым государственный статус данных портов подтверждается еще и тем, что «финансирование учреждения осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Министерству транспорта и коммуникаций Республики Казахстан» (п. 2) [7] (действовала до 18.05.2018 г.), а также постановление акимата Мангистауской области от 31 декабря 2015 г. № 413 «Об определении границ морских портов включая акватории международного морского торгового порта Актау и морского порта Баутино» [8], своды обычаев изучаемых портов и иные документы.

Акатуский морской торговый порт, согласно правоустанавливающих документов о нем, может предоставлять такие услуги, как:

1) погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые силами и средствами морского Порта:

а) погрузочно-разгрузочные работы на причалах генеральных грузов: обеспечение погрузочно-разгрузочных работ; перегрузка насыпных и навалочных грузов; перегрузка грузов накатным способом; перегрузка контейнеров; перегрузка крановым способом грузов; перегрузка крановым способом негабаритных и тяжеловесных грузов; погрузка/выгрузка в/из железнодорожный состав; б) погрузочно-разгрузочные работы на паромных причалах: – загрузка/выгрузка крановым способом грузов; – перегрузка грузов накатным способом;

2) погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые силами и средствами клиента: предоставление инфраструктуры порта (за исключением причалов) для осуществления погрузки-разгрузки нефти силами клиентов; предоставление инфраструктуры порта (за исключением причалов) для осуществления погрузки-разгрузки паромных грузов силами клиентов; предоставление инфраструктуры порта (за исключением причалов) для осуществления погрузки-разгрузки зерна силами клиентов;

3) услуги за заход Судна в морской Порт для производства грузовых операций и/или иных целей с последующим выходом из Порта (судозаход);

4) хранение грузов на открытых складских площадках и на крытом складе;

5) хранение грузов на складских площадках склада временного хранения;

6) выписка коносаментов, поручений;

7) услуги морского агентирования [9].

Перечень этих же предоставляемых услуг размещен и в своде обычаев данного предприятия [10], однако, кроме того, в Своде не только установлены используемые в нем термины и определения, но и указано, что данный «порт круглый год открыт для захода судов всех типов при условии обеспечения безопасности мореплавания в Портовых водах и безопасной стоянки», однако, любые «Грузовые операции при силе ветра свыше 18 м/с, приостанавливаются, заход и выхода судов в порт, из порта по гидрометеорологическим условиям определяет дежурный инспектор РГУ «МАП Республики Казахстан» (п. 6).

Кроме того, обычаями запрещена «Спаренная работа кранов при силе ветра 10 м/с» (п. 7); предусмотрено обязательное «использование буксиров Порта при швартовых операциях, перешвартовке Судна от причала к причалу или другому Судну» (п. 8), а также дана справочная информация о технологическом оснащении порта (12 причалов, портальные краны грузоподъемностью от 10 до 40 тонн, мобильные краны грузоподъемностью от 36 до 84 тонн; автопогрузчики грузоподъемностью от 1,6 до 28 тонн [10, с. 8-9].

Отдельно в Своде указан режим работы предприятия «Порт открыт для захода судов круглый год… В Порту Актау грузовые операции производятся круглосуточно, без выходных и праздничных дней, за исключением перерыва в работе… Рабочее время административно-управленческого персонала – с 08:30 до 17:30 часов, кроме субботы, воскресенья, праздничных и выходных дней, установленных законодательством Республики Казахстан» (п. 14-16) [10, с. 9].

Особо установлены и изложены такие вопросы как оформление погрузочно-разгрузочных работ (п. 81), использование грузовых планов (п. 82), ход согласования и получения подтверждения к приему портом груза (п. 83), предоставление необходимого инвентаря и услуг (п.п. 84-88); организационно-правовые условия выгрузки (п.п. 89-95) и погрузки (п.п. 96-103) [10, с. 19-21]; складирование и хранение (п.п. 104-105); специфика обращения с опасными грузами (п.п. 106-107); растарка и затарка грузов (п. 108) и т.д. [10, с. 22-23].

Кроме того, в Своде указаны следующие нормы обработки судов в порту [10, с. 30-31]:

Наименование груза вид операции Норма (тонн/сут.)
1 Пищевые (соль, сахар, сырец, жмыхи, комбикорм и др.) навалом погрузка/выгрузка 1500
2 МСМ навалом погрузка/выгрузка 1200
3 Уголь, сланцы, шихта, торф навалом погрузка/выгрузка 1200
4 Концентрат (цинковый, железо, рудный, баритовый, медный, свинцовый) навалом погрузка/выгрузка 1200
5 Кокс нефтяной погрузка/выгрузка 1000
6 Руда металлическая погрузка/выгрузка 1000
7 Удобрения «навалом», «прямой вариант» (вагон-Судно) погрузка/выгрузка 1000
8 Трубы, прокат, уголок, тавр и швеллер «в связках» погрузка/выгрузка 900
9 Металл в упаковке свыше 1500 кг погрузка/выгрузка 900
10 Металл в упаковке до 1500 кг погрузка/выгрузка 460
11 Трубы D свыше 1000 мм погрузка/выгрузка 900
12 Трубы D до 1000 м погрузка/выгрузка 600
13 Пакетированные грузы погрузка/выгрузка 460
14 Лес, пилоамтериалы погрузка/выгрузка 460
15 Грузы в биг-бэгах погрузка/выгрузка 460
16 Бумага в рулонах погрузка/выгрузка 460
17 Химикаты в палетах погрузка/выгрузка 460
18 Химикаты в бочках погрузка/выгрузка 240
19 Грузы в мешках, ящиках погрузка/выгрузка 240
20 Контейнера до 45 фут. погрузка/выгрузка 40 ед.
21 нефть погрузка/выгрузка 900т/ч.
22 Продовольственные грузы в мешках погрузка/выгрузка 250
23 Грузы в упаковке, пакетирующих стропах погрузка/выгрузка 480

Свод обычаев морского порта Курык [11], что начал действовать лишь в 2016 г. [12], также содержит стандартный (близкий по направлениям правового регулирования) перечень нормативно установленных правил и действий, в том числе и «Прейскурант цен на оказываемые услуги ТОО «Порт Курык» на 2021 г.» [13], а именно:

1.Услуги за заход судна в морской порт для производства грузовых операций и/или иных целей с последующим выходом из порта (судозаход).

п/п

Наименование услуг Ед. Измерения Тариф, тенге без НДС
Суда Накатные суда

(паром)

1 Корабельные 1 бр. рег. тн. отдельно за вход и отдельно за выход 68,54 8,87
2 За проход канало 1 бр. рег. тн. при каждом прохождении в один конец 27,06 3,39
3 Причальные: под грузовыми операциями 1 бр. рег. тн. 144,45 41,50
4 Причальные: вне грузовых операций 1 бр. рег. тн. в сутки 131,25 16,42
5 Якорные 1 бр. рег. тн. 78,43 11,86
6 Швартовые За 1 операцию 30 002,50 20 104,16
7 В сфере природоохранных мероприятий За сутки при стоянке в порту 22 866,86 12 111,53
8 Карантинные За 1 судозаход 16 277,98 4 749,90

Прим.: При расчете ставок и сборов, начисляемых постуточно, время округляется до 0,5 суток – за 1 сутки

2.Услуги по предоставлению инфраструктуры порта на паромном комплексе (портовые сборы)

№ п/п Наименование услуг Ед. измерения Тариф, тенге без НДС
1 Нефть и нефтепродукты 1 тонна 1077,97
2 1 тонна 1018,00

3. Услуги буксировки

№ п/п Наименование услуг Ед. измерения Тариф, тенге без НДС
1 Услуги портовой буксировки связанные с швартовыми операциями За 1 судозаход 699 802
2 За 1 сутки 528 360

4. Услуги погрузочно-разгрузочные, выполняемые силами и средствами морского порта

№ п/п Наименование услуг Ед. Измерения Тариф, тенге без НДС
1 Автомашины, специализированная техника, микроавтобусы 1 ед. техники 15 120

6. Услуги по оформлению документов

№ п/п Наименование услуг Ед. Измерения Тариф, тенге без НДС
1 Выписка коносаментов и погрузочных документов 1 комплект
1.1 Выписка поручений 1 комплект поручений в один адрес 5 630
1.2 Выписка коносаментов 1 комплект коносаментов в один адрес 3 750
2 Услуги экспедиторской деятельности на морском транспорте
2.1 Услуги по сопровождению и оформлению документов на импортные грузы, прибывшие паромным сообщением и следующие транзитом через порт Курык За 1 автотранспортное средство 35 000
2.2 Услуги по сопровождению и оформлению документов на импортные грузы, прибывших на автотранспорте паромным сообщением, по принципу «Одного окна» на территории порта Курык для дальнейшего таможенного оформления клиентом 20 180
2.3 Услуги по оформлению и сопровождению документов на легковые автомобили За 1 автотранспортное средство 7 323

Таким образом, произведенное изучение поставленной проблемы позволяет прийти к следующим выводам: основные морские порты Республики Казахстан осуществляют свою работу, впрочем, как и порты иных стран, опираясь на морское международное право и внутренние нормативные акты; производят востребованный на данном рынке перечень услуг. На их непосредственную деятельность оказывают влияние экономическая и политическая ситуация в регионе, трудности инфраструктурного развития, не загруженность основных мощностей. При этом, следует отметить, специфику в развитии национального законодательства Казахстана по сравнению с иными постсоветскими странами.

REFERENCES

1.Zakon Respubliki Kazahstan ot 17 yanvarya 2002 goda № 284 «O torgovom moreplavanii». – URL: O torgovom moreplavanii — IPS «Әdіlet» (zan.kz).

2. Postanovlenie Kabineta Ministrov Respubliki Kazahstan «O prisoedinenii Respubliki Kazahstan k Mezhdunarodnym konvenciyam, prinyatym pod egidoj Mezhdunarodnoj Morskoj Organizacii (IMO), i k konvencii ob IMO. – URL: O prisoedinenii Respubliki Kazahstan k Mezhdunarodnym konvenciyam, prinyatym pod egidoj Mezhdunarodnoj morskoj organizacii (IMO), i k konvencii ob IMO — IPS «Әdіlet» (zan.kz).

3. Postanovlenie Pravitel’stva Respubliki Kazahstan «Ob utverzhdenii Pravil ekspluatacii morskih portov, imeyushchih status mezhdunarodnogo znacheniya, portovyh sooruzhenij i akvatorii morskogo porta». – URL: Ob utverzhdenii Pravil ekspluatacii morskih portov, imeyushchih status mezhdunarodnogo znacheniya, portovyh sooruzhenij i akvatorii morskogo porta — IPS «Әdіlet» (zan.kz).

4. Postanovlenie Pravitel’stva Respubliki Kazahstan «Ob utverzhdenii Pravil plavaniya i stoyanki sudov v morskih portah Respubliki Kazahstan i na podhodah k nim». Utverzhdeny postanovleniem Pravitel’stva Respubliki Kazahstan ot 18 iyulya 2011 goda № 827. – URL: Ob utverzhdenii Pravil plavaniya i stoyanki sudov v morskih portah Respubliki Kazahstan i na podhodah k nim — IPS «Әdіlet» (zan.kz).

5. Prikaz Predsedatelya Komiteta nacional’noj bezopasnosti Respubliki Kazahstan ot 30 noyabrya 2013 goda № 504 (Zaregistrirovan v Ministerstve yusticii Respubliki Kazahstan 17 yanvarya 2014 goda № 9070) «Ob utverzhdenii tipovyh skhem organizacii propuska cherez Gosudarstvennuyu granicu Respubliki Kazahstan lic, transportnyh sredstv, gruzov i tovarov v punktah propuska, a takzhe inyh mestah, gde osushchestvlyaetsya propusk cherez Gosudarstvennuyu granicu Respubliki Kazahstan». – URL: Ob utverzhdenii tipovyh skhem organizacii propuska cherez Gosudarstvennuyu granicu Respubliki Kazahstan lic, transportnyh sredstv, gruzov i tovarov v punktah propuska, a takzhe inyh mestah, gde osushchestvlyaetsya propusk cherez Gosudarstvennuyu granicu Respubliki Kazahstan — IPS «Әdіlet» (zan.kz)

6. Postanovlenie Pravitel’stva Respubliki Kazahstan ot 30 iyunya 2014 goda № 743 «O voprosah sozdaniya Morskoj administracii portov Aktau i Bautino Ministerstva transporta i kommunikacij Respubliki Kazahstan». – URL: IPS «Әdіlet» (zan.kz).

7. Polozhenie gosudarstvennogo uchrezhdeniya «Morskaya administraciya portov Aktau i Bautino» Komiteta transporta Ministerstva po investiciyam i razvitiyu Respubliki Kazahstan» (Prilozhenie 1 k prikazu i.o. Ministra po investiciyam i razvitiyu Respubliki Kazahstan ot 17 oktyabrya 2014 goda № 92). – URL: Ob utverzhdenii polozhenij gosudarstvennogo uchrezhdeniya «Komitet transporta Ministerstva po investiciyam i razvitiyu Respubliki Kazahstan» i ego territorial’nyh organov — IPS «Әdіlet» (zan.kz).

8. Postanovlenie akimata Mangistauskoj oblasti ot 31 dekabrya 2015 goda № 413 «Ob opredelenii granic morskih portov vklyuchaya akvatorii mezhdunarodnogo morskogo torgovogo porta Aktau i morskogo porta Bautino». – URL: Ob opredelenii granic morskih portov vklyuchaya akvatorii mezhdunarodnogo morskogo torgovogo porta Aktau i morskogo porta Bautino — IPS «Әdіlet» (zan.kz).

9. Klientam — AO «NK «AKTAUSKIJ MORSKOJ TORGOVYJ PORT» (portaktau.kz)

10. Svod obychaev Aktauskogo mezhdunarodnogo morskogo torgovogo porta. g.Aktau, 2020 god. (Utverzhden Prikazom Predsedatelya Pravleniya (Prezidenta) AO «NK «AMMTP» ot «03» avgusta 2020 №424- OD).

11. Svod obychaev morskogo Porta Kuryk. Utverzhden Prikazom General’nogo Direktora TOO «Port Kuryk» №313-OD ot 14.12.2021g.

12. Samyj molodoj morskoj port v Kazahstane otmechaet svoe pyatiletie. — Port Kuryk (portkuryk.kz)

13. Port Kuryk (portkuryk.kz).