Направления противодействия распространения идеологии экстремизма среди несовершеннолетних

DIRECTIONS FOR COUNTERING THE SPREAD OF EXTREMIST IDEOLOGY AMONG MINORS

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY; CRIMINAL AND EXECUTIVE LAW; CRIMINAL PROCESS; CRIMINALISTICS; JUDICIAL ACTIVITIES, PROSECUTION ACTIVITIES, HUMAN RIGHTS AND LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES

Publication text (PDF)

UDK: 377 (799.31)

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Chunosov M., Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

TYPE: Article

DOI:

https://doi.org/10.37279/2413-1733-2022-8-1-198-202

PAGES: from 198 to 202

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: extremism, factors, causes, Internet, minors, delinquent behavior, extremist ideology, propaganda, destructive values, directions of counteraction.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article deals with the problem of manifestation of extremism ideology among minors. It is noted that this problem is studied in legal, psychological and pedagogical and social sciences. The influence of Internet has a negative impact on distribution of extremism ideology, especially on minors. The author analyzes the factors and causes of the spread of this phenomenon, as well as the peculiarities of the direct impact on the psyche of minors. Socio-political, socio-economic, socio-legal, socio-informational, cultural-educational, organizational and managerial, and socio-pedagogical directions of counteraction to extremism ideology are characterized. Conclusions are made about the negative influence of extremism ideology, which carries a destructive destabilizing force for the state as a whole, the society and the individual citizen in particular.

Процессы, которые произошли в нашем обществе в течение последнего десятилетия, характеризуются обострением старых и возникновением новых общественных проблем, одной из которых является экстремизм. Российская Федерация как многонациональная и многоконфессиональная держава достаточно остро ощущает на себе влияние противоправных экстремистских действий как внутригосударственных, так и извне. Под экстремизмом принято понимать приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике) [1].

Попытка раскрытия понятия «экстремизм» является междисциплинарной проблемой, носит дискуссионный характер, в зависимости от парадигмы научных направлений (юридической, психолого-педагогической, социологической и др.). Осмысление экстремизма как социального феномена предпринимали такие отечественные исследователи, как С. Боровая, Д. Брайко, С. Буткевич, А. Быба, И. Вехов, Т. Гаврилова, А. Григорьева, А. Гузенко, И. Добаев, Т. Дьячкова, В. Жученко, Л. Заика, А. Кашкаров, С. Кубинец, Е. Кубякин, Н. Лушникова, А. Лысенко, Д. Некрасов, Э. Паин, А. Померлян, Р. Райзберг, Д. Саенко, А. Сериков, Е. Ткач, П. Томникова, А. Хоровинников и др. В юридических науках проблема экстремизма рассматривается с точки зрения нарушения норм права. В психолого-педагогических науках, экстремизм рассматривается как одно из форм отклоняющегося поведения, в социологических науках, как следствие наличия межкультурных противоречий. Во избежание продолжения научной дискуссии в рассмотрении данного социального феномена, в нашей работе, мы будем придерживаться обобщенного понимания «экстремизма», как приверженности к крайним взглядам и мерам, имеющим политические основания.

Между тем, если ранее экстремизм ассоциировался лишь с политическими процессами, то сегодня мы можем говорить об экстремизме как следствии межкультурных, межрасовых взаимодействий, воплощающих систему определенных культурологических, генотипических и фенотипических признаков, которые в совокупности с религиозными особенностями формируют систему ценностей, традиций, мировоззренческих позиций определяют черты материальной и духовной культуры, как ответ на процессы глобализации и унификации. Таким образом, экстремистская деятельность рассматривается как попытка сохранения своей культуры, предотвратив, таким образом, процесс ассимиляции. Культурологический аспект, сформулированный выше, подтверждает и то, что, если исходить из перечня, представленного в Федеральном законе № 114-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности», большая часть обозначенных в ФЗ деяний имеет прямое или косвенное отношение к межкультурным и межнациональным взаимодействиям [2].

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать что мировая научная мысль формирует понятие экстремизма как комплекс действий, направленных на насильственное изменение политических и социальных основ жизнедеятельности общества, как фактор дестабилизации социальных отношений, который приводит к деградации общества в целом.

Особенно подвержены влиянию экстремистской идеологии разные слои населения. Является очевидным, что возникновение и распространение экстремизма определены историческими предпосылками, что выводит на первый план проблему ее детерминации. Анализ научных трудов позволяет нам дифференцировать факторы, влияющие на распространение экстремисткой идеологии на социальные, культурологические и коммуникационные группы. К социальной группе факторов мы относим: обострение социальной напряженности, трудности в реализации на рынке труда, проблемы социального неравенства и др. К культурологическим факторам целесообразно отнести: деформацию ценностных ориентаций, «внедрение» в традиционную культурологическую сферу деструктивных ценностей, радикализация религиозных течений, рост националистических настроений и др. К коммуникационной группе факторов целесообразно отнести использование сети Интернет для пропаганды экстремистских идей, моделей поведения и др.

Среди причин формирования экстремистской идеологии, целесообразно отнести: непринятие политического курса государства, что как следствие, приводит к политической неудовлетворенности в восприятии лидера, отдельных групп населения и др.; социальное одиночество, проявляющееся в неприятии личности обществом, не разделении обществом взглядов человека; усиление личной профессиональной неудовлетворенности, детерминированной экономическими кризисами, безработицей, низким уровнем материального обеспечения; усиление пропаганды идеологии экстремизма в сети Интернет и др. [3].

Отдельно следует отметить влияние сети Интернет на распространение идеологии экстремизма. Пользователи сети Интернет вовлекаются в неконтролируемый процесс порабощения, подчинения сознания манипуляционным практикам и ограничения свободы мысли часто приводит к формированию в человеческом сознании ненависти и вражды к тому или иному человеку либо группе лиц (по расовым, национальным, религиозным, политическим и иным мотивам), распространение радикальной и деструктивной идеологии, вербовка новых сторонников, финансирование деятельности и др.). Использование сайтов социальных сетей (YouTube, Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram и др.) стало достаточно удобным и эффективным способом для экстремизации общества, и дало возможность экстремистским организациям создавать свои собственные каналы для массовой рассылки сообщений экстремистского толка. Интернет-контент собирает в своих сообществах, как правило, людей «по интересам», которые зачастую не воспринимают либо игнорируют новостную информацию, которая им не интересна либо не соответствует их взглядам.

Следует отметить, что противодействие распространению информационных угроз в настоящее время продолжает оставаться малоэффективным. Установить личность администратора групп практически не представляется возможным. Значительно затрудняет их поиск, создание фейкового профиля, как правило, находящегося за пределами Российской Федерации. При этом на международном уровне отсутствуют правовые нормы, определяющие единые критерии оценки информационных угроз, запреты на их распространение, а также регламентированный порядок взаимодействия по противодействию информационным угрозам.

Существующий механизм закрытия экстремистских и террористических групп (сообществ) также малоэффективен. Это довольно длительный процесс, который часто может длиться до двух месяцев. В то время как создание резервных копий вредоносных сайтов без труда позволяет перемещать сформированную аудиторию на другое интернет-пространство с новым названием, но с тем же содержанием, не говоря уже о скорости и масштабности появления аналогичных сайтов.

Особо подвержены воздействию идеологии экстремизма несовершеннолетние. Одна из причин распространения идеологии экстремизма среди несовершеннолетних кроется в усилении информатизации общества, прежде всего через сеть Интернет. Сеть Интернет насчитывает множество информационных угроз, в числе которых приоритетным является использование информационных технологий для пропаганды экстремистской идеологии. Воздействие на психику несовершеннолетних облегчает дальнейшее внедрение желаемых экстремистских шаблонов поведения и повышение уровня внутригрупповой комфортности. Позиция индивида становится зависимой от позиции группы. Происходит принятие или отвержение им определенного шаблона поведения, мнения, оценки, утверждения, присущих социальной группе. На смену личной идентичности приходит групповая. Как следствие, осуществление личностных перемен сообразно приемлемым установкам, мнениям, доминирующим в маргинальном сообществе [4].

В целом, идеология экстремизма, как негативное общественное явление несет в себе разрушительную дестабилизирующую силу для государства в целом, общества и отдельного гражданина в частности. Масштабы распространения идеологии экстремизма, ее пропаганды и вербовки в ряды экстремистов все большего количества несовершеннолетних, ставят перед органами государственной власти задачи по активизации противодействию экстремистским проявлениям, а также повышение эффективности социально-профилактических мероприятий.

Проблема профилактики идеологии экстремизма является предметом научного исследования специалистов различных научных направлений (Д. Брайко, А. Быба, А. Григорьева, А. Гузенко, И. Добаев, Т. Дьячкова, В. Жученко, Л. Заика, С. Кубинец А. Померлян, Н. Лушникова, Д. Саенко, П. Томникова, и др.). В целом, проблема противодействия идеологии экстремизма носит всесторонний характер, и ее целесообразно сосредоточить в нескольких направлениях.

1 – социально-политическое, в рамках которого осуществляется мероприятия по нормализации общественно-политической ситуации, разрешение социальных конфликтов политическими средствами, регулирование миграционных процессов и др.

2 – социально-экономическое, основная цель которого центрируется в направлении развитие экономики, с целью нивелирования стратификации общества, усиления социальной защиты населения и др.

3 – социально-правовое, направлено на повышение уровня и регулирование правосознания граждан.

4 – социально-информационное, целью которого является реализация правового информирования граждан о сущности, общественную опасность, экстремизма и терроризма, посредством информационно-коммуникативных технологий.

5 – культурно-просветительское, направленное на пропаганду культурологических ценностей, характерных для Российской Федерации, создание условий позитивного межкультурного, межконфессионального взаимодействия.

6 – организационно-управленческое, обеспечивающее разработку и реализацию программ противодействия экстремизму и терроризму.

7 – социально-педагогическое, направленное на осуществление мероприятий по профилактике экстремистках проявлений среди несовершеннолетних психолого-педагогическими методами и средствами.

Наряду с перечисленными мерами, ключевым направлением профилактики является формирование устойчивого антитеррористического сознания. Достижение данной цели осуществляется путем решения трех основных задач: разъяснение сущности экстремизма и терроризма, его общественной опасности, в том числе через пропаганду социально значимых ценностей; создание и задействование механизмов защиты информационного пространства от проникновения в него любых идей, оправдывающих террористическую деятельность. Формирование и совершенствование законодательных, нормативных, организационных и иных механизмов, способствующих реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма.

В российском законодательстве занятие экстремисткой деятельностью классифицируется как уголовно-наказуемое деяние (ст. 282 УК РФ) [5]. Это позволяет нам отнести данные проявления к видам «делинквентного поведения», под которым мы понимаем такое поведение, при котором несовершеннолетние совершают «противоправные поступки», имеющие внешние признаки «правонарушений», при этом они не могут нести юридическую ответственность в силу того, что у них не наступило состояние юридической «дееспособности» [6].

Классификация «занятия экстремисткой деятельностью», как вида отклоняющего поведения, позволяет использовать в отношении несовершеннолетних психолого-педагогические методы. Особо обращает внимание проблемы: организации профилактических мероприятий с несовершеннолетними, а также проблемы ресоциализации и социальной реабилитации несовершеннолетних попавших под влияние идеологии экстремизма. Мы полагаем, что организации профилактических мероприятий по противодействию экстремизма среди несовершеннолетних должно реализовываться в школьном образовательном пространстве с использованием в психолого-педагогических технологий [7]. Следует учитывать, что такие формы профилактики, как ресоциализация и социальная реабилитация требуют особого внимания по причине того, что данные мероприятия в обязательном порядке должны проводиться с участием квалифицированных специалистов (психологов, социальных педагогов и др.) Сегодня, помимо применения устаревших методик, глобальные проблемы имеются и в наличии специалистов, не говоря уже об опыте работе по данному направлению.

Таким образом, проблема распространения идеологии экстремизма среди несовершеннолетних в настоящее время является, если не первоочередной, то одной из таких. Это зависит, прежде всего, от тех глобальных последствий, которые экстремизм несет за собой. Если рассматривать влияние экстремизма на формирование международных отношений, то сейчас можно констатировать тот факт, что деятельность экстремистских групп направлена на разрушение этой сферы. Чтобы предотвратить это, правительства должны действовать более активно: внедрять новые методы проверки, перенимать опыт других стран в борьбе с экстремистскими проявлениями и создавать объединения с этими странами для того, чтобы как можно эффективнее противостоять данной угрозе.

REFERENCES

1. Ozhegov S. I., SHvedova N. YU. Tolkovyj slovar’ russkogo yazyka. – M., 1993. – 944 s.

2. O protivodejstvii ekstremistskoj deyatel’nosti: Federal’nyj zakon ot 25.07.02 № 114-FZ // Rossijskaya gazeta. 2002. 30 iyulya.

3. Protivodejstvie ekstremizmu i terrorizmu v Krymskom federal’nom okruge: problemy teorii i praktiki: monografiya / red. S.A. Butkevich. – Simferopol’, 2015. – 328 s.

4. Lichnost’ v informacionnom prostranstve: problemy i perspektivy issledovaniya: monografiya / red. S.A. Butkevich. – Simferopol’, 2020. – 237 s.

5. Kommentarii k Ugolovnomu kodeksu Rossijskoj Federacii / [S.A. Bozhenok, YU.V. Gracheva, L.D. Ermakov i dr.] / red. A.I. Rarog. – M., 2014. – 960 s.

6. CHunosov M. A. Teoreticheskij analiz kategorii «delinkventnoe povedenie» // Vestnik akademii znanij. – 2013. – № 4. – S. 154–159.

7. CHunosov M. A. Psihologo-pedagogicheskij aspekt formirovaniya u nesovershennoletnih moral’no-cennostnoj ustojchivosti k ideologii ekstremizma // Obzor. NCPTI. – 2018. – № 2. – S. 34–39.