КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА

CRIMINOLOGICAL ASPECTS OF ENSURING TRANSPORT SECURITY AND CRIME PREVENTION IN THE FIELD OF TRANSPORT

JOURNAL:« SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

Section CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY; CRIMINAL AND EXECUTIVE LAW

Publication text (PDF):Download

UDK: 343.97

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Sementsova I. A., Fedorova E. A.

TYPE:Article

DOI: 10.37279/2413-1733-2021-7-3(1)- 217-222

PAGES:from 217  to 222

STATUS:Published

LANGUAGE:Russian

KEYWORDS: Transport crime, crime prevention, crimes on transport, safety of vehicle operation.

ABSTRACT (ENGLISH):

Focusing on the importance of the transport industry, the authors consider the issues of crime prevention in the field of transport. Taking into account the current state of transport legal relations, the conclusion is formulated about the need to form a stable transport security system. As one of their main activities in the fight against transport crime, the article systematically analyzes measures aimed at its prevention. Objects, subjects, priority directions of preventive impact are determined.

Транспорт – важнейшая сфера общественного производства, связующее звено между производителями и потребителями товаров и услуг, без которого немыслим рынок и рыночные отношения. Значимость железнодорожного, водного, воздушного, автотранспорта в перевозке (в том числе международной) грузов и пассажиров трудно переоценить.

Преступность в сфере перевозок, а также в сфере эксплуатации (движения) транспорта, на объектах транспортной инфраструктуры – явление сложное и многогранное, обусловленное особенностями различных видов транспорта. Отсюда: – необходимо наличие разносторонних направлений и средств ее предупреждения.

Рассуждая на тему профилактики преступлений, совершенных на транспорте, изначально, не углубляясь в обоснование, определимся с терминологией и, прежде всего, нашим видением понятий «транспортных преступлений» и «преступлений, совершенных на транспорте».

На законодательном уровне данные термины не определены, в теории уголовного права к настоящему времени не выработано его общепризнанной дефиниции, феномен транспортной преступности рассматривается, как правило, в узконаправленных исследованиях, привязанных к определенному виду транспорта.

Под транспортным преступлением предлагаем понимать виновно совершенное деяние, нарушающее требование безаварийного функционирования транспорта как единого технологического комплекса либо создающее угрозу его функционирования. В научной литературе выделяют три типа угроз обусловленных: а) техническим состоянием транспортного средства, б) нарушениями эксплуатации и движения, в) вмешательствами извне.

Под преступлением, совершенном на транспорте, соответственно, будем понимать виновное деяние, совершенное на воздушном, морском, внутреннем водном, железнодорожном, автомототранспорте и метрополитене. При этом, понятие «транспорт», не идентично понятию «транспортное средство». Транспорт включает и объекты с соответствующей инфраструктурой (вокзалы, станции, аэропорты, морские и речные порты, причалы, пристани), а также само транспортное средство. Таким образом, совершенные на транспорте преступление, это общеуголовные наказуемые деяния, характеризующиеся местом их совершения (транспортное средство, как правило, общего пользования или предназначенное для перевозки грузов и объекты транспортной инфраструктуры). Транспортные же преступления характеризуются общим объектом посягательства – безопасность функционирования, эксплуатации и движения транспорта. Для таких деяний наиболее также характерен специальный субъект их совершения – ответственное за данное направление лицо.

Кроме того действия, создающие угрозу безопасности, могут совершаться не только на (в) транспортном средстве. К таким примерам можно отнести: повреждение их хулиганских побуждений стекол поездов, электричек, автобусов; сознание препятствий летательным объектам (ослепление лазерной указкой пилотов, применение салютных систем с большой высотой поражения); создание иных препятствий на пути движения наземного транспорта.

Под транспортной преступностью для целей настоящих статьи будем понимать совокупность преступлений, совершенных на транспорте и создающих реальную угрозу его безопасного функционирования и эксплуатации. Не будут включаться в данную группу преступления, совершенные при участии автотранспортного средства индивидуального пользования в качестве орудия совершения преступления, например, при контрабанде товаров, перемещаемых через государственную границу на личном автотранспорте.

Одним из главных направлений деятельности по борьбе с транспортной преступностью, как умышленной так неосторожной, является ее предупреждение. Спецификой такого предупреждения является то, что оно всегда направлено на выявление, послабление или ликвидацию причин и условий, порождающих преступность, выступая своего рода показателем эффективности криминологических исследований [1, с. 68].

Профилактика преступлений представляет собой сложный и многогранный процесс, для осуществления которого государственные органы должны объединить свои усилия и, широко используя пропаганду и агитацию, вызвать в массах сознательное отношение и стремление к борьбе с различными преступлениями. Кроме того, профилактика является одной из сфер социального управления, воздействующей на причины и условия и на саму преступность с целью предотвращения ее самодетерминации.

Профилактические меры осуществляются различными государственными и общественными институтами и в совокупности должны представлять систему предупреждения преступлений, которая проявляет себя через конкретные формы деятельности. Системный подход к предупреждению транспортных преступлений, предполагает в частности, комплексность осуществляемых мероприятий, взаимодействие субъектов профилактики, которые можно достичь только путем планирования профилактической деятельности, правовых и организационных мер по ее координации; глубокое понимание механизмов взаимодействия различных звеньев предупредительной деятельности.

Системность предупреждения транспортной преступности подразумевает видение предупреждения как особой области социального управления, комплексность мероприятий, эффективное взаимодействие субъектов профилактики, которые достигаются посредством планирования профилактической деятельности, правовых и организационных мер по ее координации.

Борьба с транспортной преступностью многоаспектна; она осуществляется по различным направлениям и включает в себя выявление, предупреждение, пресечение, расследование и раскрытие преступлений, связанных с транспортом. Специфика системы обеспечения транспортной безопасности выражается в том, что она в основном ориентирована не на выявление, расследование и раскрытие уже совершенных транспортных преступлений и даже не на их пресечение, а именно на недопущение совершения преступлений. Иными словами, противодействие криминальным угрозам транспортной безопасности в значительной мере носит превентивный характер.

Предупреждение транспортной преступности в рамках обеспечения транспортной безопасности осуществляется с учетом криминологических закономерностей данной разновидности криминальной активности, в том числе на основе криминологических характеристик отдельных видов преступлений, связанных с транспортом.

Объектом предупредительного воздействия здесь выступают те негативные явления и процессы, которые и порождают данный вид преступности, отдельные лица, склонные к совершению преступлений, либо уже их совершившие, а также субъекты, которым может быть причинен ущерб подобными противоправными действиями.

Приоритетными для предопределения транспортной преступности всегда были и остаются вопросы обеспечения бесперебойного функционирования транспортной инфраструктуры, защиты прав работников транспортных предприятий и пассажиров.

Предупреждение транспортных преступлений – сложный, но управляемый социальный процесс, требующий реализации комплекса экономических, технических, правовых, культурно-воспитательных, психологических и иных мер, являющихся составной частью общей системы социальной профилактики правонарушений. Эта система включает меры общего, специально-криминологического и технического характера, а также индивидуальная и виктимологическая профилактика.

Общие меры предупреждения представлены приемами и способами воздействия на исследуемый вид преступлений посредством осуществления мероприятий общесоциального характера. К таковым можно отнести следующие меры социально-экономической направленности:

обеспечение оптимальных условий труда работникам транспортных предприятий и организаций, заключающееся в охране труда, создании и сохранении рабочих мест, ликвидации режима сокращенного рабочего дня и административного отпуска без сохранения заработной платы;

ориентирование государственных и муниципальных органов на модернизацию всех видов транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров и грузов, подвижного состава железнодорожного транспорта;

повышение уровня правосознания среди участников перевозочного процесса;

формирование и развитие знаний, умений, компетенций, моральных качеств у молодежи, обучающейся в специализированных образовательных организация, а также в коллективах транспортных предприятий и организаций [2, с. 21].

Наряду с общим предупреждением рассматриваемых преступлений следует отметить и меры специального предупреждения, то есть направленные на недопущение и устранение криминогенных факторов, способствующих, например, хищению грузов либо снижению травматизма на объектах транспортной инфраструктуры. К специальным мерам также необходимо отнести обеспечение должной охраны материальных ценностей в грузовых парках, парках отстоя, портах, складах временного хранения; обеспечение безопасности работников транспорта, прав и законных интересов собственников грузов; повышение эффективности оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел на транспорте, направленных на установление лиц, подготавливающихся к совершению, например, хищения грузов или иных преступлений в сфере перевозок и безопасности транспорта, с целью принятия необходимых мер для их склонения от отказа преступной деятельности; внесение в соответствии с ч. 2 ст. 158 УПК РФ в государственные органы, общественные организации, должностным лицам представлений об устранении выявленных в ходе расследования причин и условий, способствующих совершению преступлений на объектах транспорта и др.

Важную роль в предупреждении и пресечении нарушений обязательных требований в области безопасности движения и эксплуатации транспорта юридическими и должностными лицами, индивидуальными предпринимателями играет такая мера административного принуждения, как предписание. Предписание выдается в процессе осуществления федерального надзора в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований.

В юридической литературе высказываются различные суждения относительно целей общего и специального предупреждения транспортных преступлений. Одни авторы считают, что наказание за данные преступления должно быть направлено в первую очередь на эффективное предотвращение повторных случаев подобных преступлений, отдавая тем самым приоритет частной превенции. Другие, напротив, полагают, что применительно к транспортным преступлениям задачи наказания определяются, прежде всего, целями общего предупреждения преступлений.

Также высказывается мнение, что для предупреждения преступлений характерен принцип устрашения «чем строже предусмотренное наказание, тем выше его общепредупредительная роль» и что пересмотр санкций в сторону смягчения наказания означает снижение общей роли предупреждения преступлений. При этом необходимо повышать уровень профессиональной подготовки транспортных дознавателей, следователей и прокуроров, а также постоянно совершенствовать, надзорную практику, практику расследования и судебного рассмотрения уголовных дел по транспортным преступлениям [3, с. 26].

Еще раз подчеркнем, что преступность на транспорте имеет ярко выраженную специфику, обусловленную особенностями самого различных видов транспорта. Часть бывает, что преступления, совершаются на транспортном средстве, в период, когда оно (средство) находится в значительной удаленности от места нахождения правоохранительного органа, что, в свою очередь, затрудняет их выявление, раскрытие и предупреждение. К примеру, наиболее часто в сфере эксплуатации железнодорожного транспорта регистрируются сообщения о преступлениях, связанных с хищением деталей с электровозов, совершенных в условиях неочевидности. При этом зачастую достоверно неизвестно место и время совершения преступления, в результате чего между органами внутренних дел возникают спорные вопросы о месте проведения доследственной проверки, что зачастую приводит к необоснованному направлению сообщения о преступлении по подследственности и затягиванию окончательного принятия процессуального решения по материалу [4].

Помимо этого, представляется, что повышению эффективности профилактики и борьбы с транспортной преступностью будет способствовать виктимологическая профилактика – меры, направленные на потерпевшего, его поведение в допреступных и преступных ситуациях. Несмотря на то, что в действующем российском законодательстве виктимологическая профилактика как особый вид профилактики правонарушений не закреплена, ее потенциал как самостоятельного предупредительного направления разрабатывается, обосновывается и доказывается на уровне криминологических и иных исследований. Необходимо учитывать современные виктимологические исследования дорожно-транспортных жертв, особенности виктимизации в сфере дорожного движения. Важным обстоятельством выступает дальнейшая разработка, и реализация профилактических мер в отношении разных видов участников дорожного движения и виктимогенных факторов, их законодательное обеспечение в современных условиях.

В виктимологической профилактике виктимного поведения скрыты резервы успешной деятельности по уменьшению дорожно-транспортного травматизма. Будучи экономичным методом воздействия на дорожно-транспортную преступность, виктимологическая профилактика должна стать перспективным направлением всей многоплановой работы с реальными и потенциальными потерпевшими, антивиктимизационной деятельности, связанно с совершенствованием состояния транспортных средств и дорожных условий [5, с. 246].

В группу профилактических мероприятий технического характера можно отнести, например, установку субъектами профилактики современных цифровых видеокамер с непрерывной записью и (или) онлайн- трансляцией процессов погрузки/выгрузки, эксплуатации транспортных средств.

Говоря о профилактике преступлений, совершенных на транспорте, Ивушкина О.В. подчеркивает, что эффективность данной деятельности зависит от налаженного взаимодействия сотрудников транспортной полиции с территориальными ОВД, администрацией железнодорожных предприятий и спецподразделениями ведомственной охраны на железнодорожном транспорте по вопросам предупреждения преступности [6].

Кроме того, важна направленная оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная деятельность сотрудников правоохранительных органов, направленная на раскрытие и качественное расследование преступлений, в первую очередь тяжких и особо тяжких, совершенных в составе организованных преступных групп, преступлений прошлых лет. Необходимо повысить эффективность работы по предупреждению транспортных преступлений с использованием имеющихся в регионах дислокации ресурсов государственной системы профилактики, усиление профилактической деятельности по предотвращению совершения преступлений в общественных местах, а также совершенных несовершеннолетними.

Также следует отметить, что одним из важнейших направлений по предупреждению транспортных преступлений является проведение воспитательной работы на общегосударственном уровне. От уровня правосознания и дисциплинированности субъектов транспортной инфраструктуры в первую очередь и зависит эффективность всего комплекса мероприятий по предупреждению транспортных преступлений. Поэтому решающая роль в предупреждении транспортных преступлений принадлежит воспитанию всех субъектов связанных с безопасность движения и эксплуатации транспорта в духе уважения закона.

REFERENCES

1. Kozachenko, K. V. Kriminologiya : uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i specialiteta / I. YA. Kozachenko, K. V. Korsakov. ‒ M. : Izdatel’stvo YUrajt, 2019. – 277 s. – Tekst : neposredstvennyj.

2. Ivushkina, O. V. Krazhi gruzov iz podvizhnogo sostava zheleznodorozhnogo transporta : harakteristika i preduprezhdenie : regional’nyj aspekt : avtoreferat dis. … kandidata yuridicheskih nauk : 12.00.08 / Ivushkina Ol’ga Viktorovna; FGAOU VO «Sibirskij federal’nyj universitet». – Krasnoyarsk. ‒ 2018. – 28 s. ‒ Tekst : neposredstvennyj.

3. Kravec, I. P. Obshchie i special’nye mery preduprezhdeniya transportnyh prestuplenij / I. P. Kravec. ‒ Tekst : neposredstvennyj. // Nauchnye problemy vodnogo transporta. — 2014. ‒ № 41. ‒ S. 25-27.

4. Babenko, S. V. Osobennosti prokurorskogo nadzora za rassledovaniem prestuplenij na zheleznodorozhnom transporte / S. V. Babenko. ‒ Tekst : neposredstvennyj. // Rossijskaya yusticiya. ¬‒ 2021. ‒ № 1. ‒ S. 40 — 43.

5. Koryagina, S. A. Narushenie pravil dorozhnogo dvizheniya i ekspluatacii transportnyh sredstv / S. A. Koryagina. ‒ Tekst : neposredstvennyj. // Molodoj uchenyj. ‒ 2020. ‒ № 23 (313). ‒ S. 246.

6. Ivushkina, O. V. Kriminologicheskij analiz sostoyaniya prestupnosti na ob»ektah obsluzhivaniya Vostochno-Sibirskoj zheleznoj dorogi / O. V. Ivushkina – Tekst : neposredstvennyj // Rossijskij sledovatel’. ‒ 2020. ‒ № 6. ‒ S. 45-49.