КАТЕГОРИЯ ЗАКОННОСТИ В ТЕОРИИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

THE CATEGORY OF LEGALITY IN THEORY AND LEGISLATION

JOURNAL:« SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SectionTHEORY AND HISTORY OF LAW AND THE STATE; HISTORY OF THE TEACHINGS OF LAW AND THE STATE

Publication text (PDF):Download

UDK:34.01

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Bredikhin Aleksey L., Baykeeva Svetlana E. St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

TYPE:Article

DOI: 10.37279/2413-1733-2021-7-3(1)-3-8

PAGES:from 3 to 8

STATUS:Published

LANGUAGE:Russian

KEYWORDS: legality, legislation, prosecutor’s office, law, theory of law.

ABSTRACT (ENGLISH):

In this article, the author analyzes the concept of legality in the modern theory of law, examines the historical evolution of this category in the pre-Soviet and Soviet periods. On the basis of consideration of the provisions of the current legislation, the author comes to the opinion that the principle of legality in legislation has a slightly different meaning than in theoretical science. Here legality is reduced to the implementation of the entire array of regulations, and not laws as such.

Категория законности является базовой как в теории права, так и отраслевых науках. Кроме того, законность как принцип содержится во многих нормативных актах, а термин используется в законодательстве тысячи раз. Тем не менее, данная категория является неоднозначной и применяется во множестве значений, не всегда согласующихся друг с другом.

А.В. Мелехин под законностью предлагает понимать «строгое и неуклонное соблюдение закона всеми государственными органами, общественными и хозяйственными организациями, должностными лицами и гражданами» [1, с. 420]. Далее ученый размышляет на предмет связи законности с демократией и правами человека.

В.И. Червонюк в том же ключе указывает, что законность «есть наиболее точное и полное выражение права в законе и его безусловное осуществление в практической деятельности» [2, с. 580]. Далее автор приходит к мысли, что «законодательство является основой законности, но только в том случае, если законодательство соответствует требованиям правового государства» [2, с. 580].

Во многих постсоветских учебных и научных работах законность связана с категориями правового государства и зачастую нельзя определить грань между правовым государством, в аспекте верховенства закона, и законностью в том же ключе. В принципе данная логика легко прослеживается, если законы в демократическом обществе издаются парламентом от имени народа, а верховенство закона (как воли народа) и его неукоснительное исполнение это и есть содержание законности.

Тем не менее, категория законности — это не только продукт демократической концепции государства, и появился он не в 1993 году с принятием Конституции РФ, а значительно раньше.

Так, еще дореволюционный российский ученый Н.М. Коркунов, опираясь на текст Основных законов Российской империи, писал: «Государь сосредотачивает в своих руках всю полноту верховной власти безраздельно, но осуществляет ее, согласно ст. 47 Осн. Зак., правомерно. Следовательно, самодержавие соединяется в нашем государственном строе с законностью» [3, с. 215].

Ф.В. Тарановский, рассматривая категорию «законность правления» в качестве порядка, при котором «закон признается высшей нормой для деятельности государства и отправление всех функций государственной власти в принципе совершается на точном основании существующих законов» [4, с. 500].

То есть более 100 лет назад концепция законности уже существовала и понималась как обязанность и граждан и государственных институтов подчиняться закону.

Современный автор И.В. Михеева рассматривала принцип законности в несколько другом аспекте и отмечала: «на протяжении всего существования министерств в Российской империи главным оставался вопрос о пределах министерского нормотворчества, тесно связанных с принципом законности [5, с. 20]». Здесь с точки зрения законности в современном ее понимании исследовалось конкретно нормативная сфера, а не государственное управление.

После Октябрьской революции 1917 г. на смену т.н. «буржуазной» законности пришла законность революционная. В Энциклопедии права 1925 г. революционной законности посвящено объемное пояснение, в котором критикуется буржуазная законность, как защищающая интересы имущих классов. Революционная же законность предполагается равной для всех и единой. Здесь же со ссылкой на В.И. Ленина подчеркивается задача прокуратуры «следить за установлением действительно единообразного понимания законности во всей республике, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям» [6, с. 1154].

В одном из первых учебников по теории государства и права написанный С.А. Голунским и М.С. Строговичем и изданный в 1940 г. содержит параграф, посвященный социалистической законности, которую определяют как: «метод осуществления диктатуры пролетариата и социалистического строительства, выражающийся в обеспечении строгого и неуклонного соблюдения законов советской власти всеми органами советского государства, должностными лицами и гражданами» [7, с. 211].

Позднее С.С. Алексеев, в советский период своей деятельности, полагал, что принцип законности представляет собой идею о целесообразности и необходимости реально правомерного поведения всех участников общественных отношений, при котором не оставалось бы места для произвола, фактически достигалась всеобщность права, действительная реализация субъективных прав [8, с. 217]. Здесь законность состоит в точном и неукоснительном соблюдении права (законодательства), а не законов как таковых.

В общем и целом, законность в чистом виде представляет собой наличие законов, как актов высшей юридической силы, в соответствии с которыми должны действовать субъекты правоотношений. От количественных показателей соблюдения закона зависит качественное состояние законности, степень реализации этого принципа.

Сложно с теоретико-правовой позиции определить место подзаконных актов в соотношении с законностью. С одной стороны, закон выше в иерархии чем подзаконные акты, которые также должны соответствовать закону по этому же принципу «законности». С другой стороны, законы и подзаконные акты составляют единую правовую материю, поэтому нарушение подзаконного акта влечет и нарушение закона. Возможно, следует сказать, что под законом нужно понимать основополагающие вопросы законодательного регулирования, а отдельные процедурные вопросы, содержащиеся в том же законе, не включаются в понятие «закон». Например, для получения различного вида государственных услуг перечень необходимых документов может быть предусмотрен либо законом, либо подзаконными актами, но это не значит, что подзаконный акт не так важно соблюдать.

Также можно констатировать, что современная развитая юридическая техника редко допускает нестыковки закона и подзаконных актов и их противоречия. Но даже при наличии таких случаев, публичные и судебные органы многие вопросы эффективно разрешают.

В отдельных случаях закон прямо делегирует определенным органам доурегулировать определенный вопрос подзаконным актом. Как рассматривать этот подзаконный акт, если законом фактически передана и юридическая сила вместе с полномочиями.

Тем не менее, теоретико-правовая наука достаточно подробно разработала вопрос законности и относительно сути это явления достигнуто некоторое единство.

Теоретическая наука стала основой для законодательства, где использование термина «законность» не всегда однозначно. Возьмем, например, Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», где в ч. 1 статьи 6 с названием «законность» указано, что «полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом». Вместе с тем, согласно статье 3 того же закона «Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Также полиция руководствуется законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

Из чего мы делаем вывод, что полиция не только законом руководствуется, но рядом других актов. При этом, напрашивается вопрос: если полиция нарушает указ Президента РФ, то принцип законности соблюдается? Скорее всего, нет. Поэтому законность — это соблюдение всего массива обязательных нормативных требований, где бы они не содержались.

Для понимания смысла законности в отраслевом законодательстве обратимся к кодексам, которые по своему статусу являются федеральными законами.

Согласно статье 3 Уголовного кодекса РФ законность выражается в том, что преступность деяния, наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только этим кодексом, а применение уголовного закона по аналогии не допускается. То есть уголовный закон и есть уголовное законодательство (согласно ст. 1 УК РФ), поэтому и законность основывается на Уголовном кодексе РФ.

Ст. 195 ГПК РФ определяет требование законности для решений суда. При этом в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» уточняется, что «решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 ст. 1, часть 3 ст. 11 ГПК РФ)». То есть здесь законность понимается очень широко и не сводится именно к закону как таковому. В понятие законности могут быть включены любые нормативные акты, принятые даже на муниципальном уровне, а также аналогия закона и аналогия права.

Согласно ст. 6 Арбитражного процессуального кодекса РФ «Законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах». И снова мы видим, что законность – это соблюдение всех нормативных актов.

Ст. 9 «Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 № 21-ФЗ гласит: «Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод». Здесь интересно включение в требование законности «правильного толкование и применение законов», но подход о понимании законности в смысле соблюдения всех нормативных актов также присутствует.

Традиционно с охраной законности ассоциируются органы прокуратуры. Согласно п. 2 ст. 1 Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации осуществляет свои полномочия, в том числе, в целях единства и укрепления законности. При этом, осуществляя контроль за законностью, прокуратура руководствуется также всем объемом нормативных актов, а не только актами, имеющими статус законов.

Приведенные выше тезисы позволяют прийти к следующим выводам:

1. Теоретическая конструкция категории «законность», где ее частично смешивают с понятиями правового государства, демократическими принципами и т.п., широко распространенная в учебной и научной литературе, не совпадает с действительным пониманием законности в нормативных актах.

2. Действующее законодательство рассматривает законность в качестве принципа, согласно которому вся деятельность государственных органов урегулирована нормативными актами, осуществляется в установленном порядке и формах. Отдельным аспектом законности здесь также выступает степень соблюдения субъектами правоотношений действующего законодательства (всего массива нормативных актов), а также возможность реализации гражданами РФ своих субъективных прав, их защиты и восстановления.

3. Представляется, что принцип законности в законодательство все же привнесен из правовой доктрины, однако был приспособлен к реальной структуре законодательства. То есть, в законодательстве нет противопоставления закона как такового и иных нормативных актов. Современная развитая юридическая техника и механизмы административного и судебного контроля сводят к минимуму противоречивость подзаконных актов, принятых специально уполномоченными органами и законов, принимаемых Федеральным Собранием РФ. Степень регламентации правовых отношений на сегодняшний момент настолько высока, что не дает широкого пространства для своеволия субъектам правоприменения, соответственно возможность принятия противоречащего закону акта, либо противозаконной реализации определенного интереса сводится к минимуму.

Ввиду изложенного, можно предложить следующее определение законности. Законность – это реализуемый в законодательстве принцип деятельности публичных органов в точном соответствии с правовыми актами, а также степень обеспечения реализации гражданами и организациями принадлежащих им прав, их защиты и восстановления.

Законность по своей сути не является идеологически окрашенным термином, так как для реализации этого принципа достаточно урегулировать все формы деятельности публичных органов и правовую деятельность субъектов правоотношений законодательством, то есть минимизировать своеволие всех субъектов в государственно-правовой системе. При этом, идеологическая основа законности может быть любой.

Довольно точно принцип законности передан в известном выражении периода Древнего Рима: «Не царь — закон, но закон — царь» («Non rex est lex, sed lex est rex», лат.). Если законодательством четко определен статус и полномочия главы государства, а также определены условия его ответственности, то данное условие соблюдается вне зависимости от формы государства и других его характеристик.

REFERENCES

1. Melekhin A. V. Teoriya gosudarstva i prava: ucheb. / A. V. Melekhin. — M.: Market DS, 2007. – 640 s.

2. CHervonyuk V.I. Teoriya gosudarstva i prava: Uchebnik. – M.: Infra-M, 2007. — 704 s.

3.Russkoe gosudarstvennoe pravo. N. M. Korkunova. Izdanie shestoe pod redakciej i s dopolneniyami M. B. Gorenberga, privat-docenta S.‑Peterburgskogo Universiteta. S.-Peterburg Tipografiya M. M. Stasyulevicha. Vas. Ostrov, 5 lin., 28 1909 g. – 623 s.

4. Taranovskij F.V. Enciklopediya prava. 3-e izd. – Spb.: Izdatel’stvo «Lan’», 2001. – 560 s.

5. Miheeva I.V. Obespechenie zakonnosti aktov ministerstv Rossijskoj imperii v XIX — nachale XX veka // ZHurnal rossijskogo prava. – 2015. — № 11. – S. 19-28.

6. Enciklopediya gosudarstva i prava. T 1., vyp. 1, 1925. Enciklopediya gosudarstva i prava / Kommunisticheskaya akademiya, Sekciya obshchej teorii gosudarstva i prava ; pod red. P. Stuchka. — Moskva : Izd-vo Kommunisticheskoj akademii, 1925-1927. T. 1, vyp. 2: 1925. — 545-1240 stb.

7. Teoriya gosudarstva i prava. Uchebnik / Golunskij S.A., Strogovich M.S. — M.: YUrid. izd-vo NKYU SSSR, 1940. — 304 c.

8. Alekseev S.S. Obshchaya teoriya prava: Kurs v dvuh tomah. — M.: YUrid. lit. T. 1, 1981. — 359 s.

 

Рубрика: Без рубрики
Комментарии закрыты