ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВАНИЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВОВЛЕЧЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В УЧАСТИЕ В НЕСАНКЦИОНИРОВАННОМ СОБРАНИИ, МИТИНГЕ, ДЕМОНСТРАЦИИ, ШЕСТВИИ И ПИКЕТИРОВАНИИ

CHARACTERISTIC OF THE BASES OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR THE INVOLVEMENT OF A MINOR IN PARTICIPATION IN AN UNAUTHORIZED MEETING, RALLY, DEMONSTRATION, PROCESS AND PICKETING

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION ADMINISTRATIVE LAW; ADMINISTRATIVE PROCESS; LAND LAW; NATURAL RESOURCE LAW; ENVIRONMENTAL LAW; AGRICULTURAL LAW

Publication text (PDF)

UDK: 342.95

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Zabroda D.G., Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

TYPE: Article

DOI:

https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-3(2)- 177-186

PAGES: from 177 to 186

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: administrative responsibility, unauthorized public event, involvement of minors.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article actualizes the problem of administrative responsibility for involving a minor in participation in an unauthorized public event.

Analyzed the statistical data characterizing the state of administrative delinquency in the area of ​​verticality for violation of the procedure for participation in public events, as well as involving minors to participate in unauthorized meetings, rallies, processions and pickets.

The normative, factual and procedural grounds of administrative responsibility for committing an offense under Part 1 of Art. 20.2 of the Administrative Code of the Russian Federation. The analysis of objective and subjective signs of the composition of this offense is carried out. On the basis of judicial and law enforcement practice, the content of the objective side of involving a minor in participation in an unauthorized public event has been detailed.

The examples of consolidation of administrative responsibility for similar unlawful actions in foreign legislation are considered.

It is concluded that the issues of administrative responsibility for involving minors to participate in unauthorized meetings, rallies and demonstrations, processions and picketing (part 1.1 of article 20.2 of the Administrative Offenses Code of the Russian Federation) are relevant, and their solution has an applied nature associated with the need to protect rights and freedoms of minors, ensuring the rule of law in the activities of law enforcement agencies, primarily the police and the court.

Участие граждан в публичных мероприятиях является одним из важнейших проявлений демократии в современном обществе. При этом Конституция России закрепила два базовых условия реализации такого права: мирный характер и отсутствие оружия, а также основные формы публичных мероприятий: собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31) [1].

Следует согласиться с утверждением российского омбудсмена о том, что «…глобальное социальное значение права на мирные публичные акции состоит в том, что оно позволяет государству и обществу принять своевременные меры к предотвращению масштабных социальных конфликтов» [2].

Статические данные МВД России свидетельствуют, что в 2020 г. в стране было проведено 30 064 публичных мероприятия, в которых приняло участие 372 133 гражданина (из них 29 937 согласованных (259 413 участников) и 2 127 несогласованных (112 720 участников), что на 49,5 % меньше показателя 2019 г. (63 473 публичных мероприятия) (по данным ГИАЦ МВД России). Уменьшение числа публичных мероприятий в 2020 г. обусловлено введением в Российской Федерации ограничений и запретов с целью предупреждения распространения коронавирусной инфекции.

Негативной тенденцией, сопровождающей несанкционированную активность граждан, является привлечение несовершеннолетних к участию в протестных акциях и совершению ими административных правонарушений. Так, по сведениям МВД России, в 2019 г. в таких акциях участвовало 180 несовершеннолетних, в 2020 г. – 70 [3].

Отмечается также и широкое использование социальных сетей для манипуляции сознанием несовершеннолетних и побуждению их к участию в протестных мероприятиях, особенно в конце января 2021 г. Специалистами отмечается, что таким призывам присущи: эмоциональная насыщенность, максималистичность, акцентированность на миссионерской роли участников акций, алгоритмичность описание порядка действий на месте мероприятия, использование подмены понятий при обозначении целей пребывания в конкретном общественном месте (например, фразы: «не протест, а прогулка»), принятие возможности эскалации конфликта, а также позиционирование участия несовершеннолетних в акциях как личный вызов гражданина власти [4].

В отдельных случаях несовершеннолетние используются в качестве демпфера между участниками таких мероприятий и силами правопорядка, при этих организаторах не учитывается причиняемый детям психологический, а иногда и физический вред.

С целью воздействия на лиц, вовлекающих несовершеннолетнего в участие в несанкционированном публичном мероприятии, 27.12.2018 статья 20.2 «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» КоАП РФ была дополнена ч. 1.1, установившей ответственность за «…вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния» [5].

При разработке соответствующего законопроекта целями принятия данной нормы определялось «…предупреждение участия несовершеннолетних в несанкционированных собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, в том числе в целях недопущения причинения вреда их жизни, здоровью и развитию» [6].

Социальная обусловленность установления административной ответственности за данное правонарушение основывается на реализации принципа законодательного обеспечения прав ребенка и ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка (ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации») и необходимости выявления и пресечения случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

Анализ научных публикаций показывает, что проблематика административной ответственности за рассматриваемое нами правонарушение является актуальной в связи с участившимися случаями вовлечения несовершеннолетних в несанкционированные протестные акции и необходимостью анализа проблем, возникающих в ходе реализации соответствующих положений административного законодательства.

В данной части исследования предлагается систематизировать проблемы, касающиеся оснований административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ч. 1.1 ст. 20.2 КоАП РФ (юридического, фактического, процессуального), а также охарактеризовать их с учетом теории и правоприменительной практики.

Нормативным основанием выступает нарушение гражданином, должностным или юридическим лицом запрета на совершение действий, указанных в диспозиции ч. 1.1 ст. 20.2 КоАП РФ. В данном случае это административно-правовой запрет на вовлечение несовершеннолетних в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании.

При характеристике содержания диспозиции ч. 1.1 ст. 20.2 КоАП РФ необходимо использовать положения законодательства, регулирующего порядок организации и проведения публичных мероприятий, а также постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, разъясняющих применение судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, рассмотрения административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях, КоАП РФ и др.

Так, в соответствии с абз. 3 п. 42 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» под вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления или совершение антиобщественных действий следует понимать «…действия взрослого лица, направленные на возбуждение желания совершить преступление или антиобщественные действия. Они могут выражаться как в форме обещаний, обмана и угроз, так и в форме предложения совершить преступление или антиобщественные действия, разжигания чувства зависти, мести и иных действий».

В действующем КоАП РФ «вовлечение несовершеннолетних» рассматривается как: обстоятельство, отягчающее административную ответственность (п. 3 ст. 4.3); элемент состава самостоятельного административного правонарушения (статьи 6.10, 6. 23, ч. 1.1 ст. 20.2).

В отличие от уголовного законодательства, в котором перечисляются способы вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления: обещания, обман, угрозы или иной способ (ст. 150 УК РФ); уговоры, предложения, обещания, обман, угрозы или иной способ (ст. 151.2 УК РФ) – КоАП РФ такие способы не называет, в связи с чем их определения является предметом доказывания по делам об административных правонарушениях в каждом конкретном случае.

Как справедливо отмечает К.Д. Рыдченко, «…отсутствие рекомендаций относительно квалификации и документирования административных правонарушений провоцирует применение уголовно-ориентированных разъяснений по аналогии, что существенно снижает эффективность административно-деликтных норм» [7].

Решение данной проблемы возможно путем закрепления соответствующих способов вовлечения путем их перечисления в диспозициях ч. 1.1 ст. 20.2 КоАП РФ и других статьях Кодекса, содержащих рассматриваемую форму противоправной деятельности.

По законодательству России «несовершеннолетний» – это лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (абз. 2 ст. 1) [8]. Данное понятие является устоявшимся и не требует дополнительного разъяснения. В судебной практике несовершеннолетние, которые участвовали в несанкционированном публичном мероприятии, рассматриваются как свидетели.

Однако следует акцентировать внимание на возрасте лица, вовлекающего несовершеннолетнего, поскольку КоАП РФ он также не установлен. Считаем, что ими могут быть взрослые граждане, достигшие к моменту совершения правонарушения 18-летнего возраста.

Основным признаком публичного мероприятия, в которое вовлекается несовершеннолетний, является его противоправный (несанкционированный) характер. Под несанкционированным публичным мероприятием понимают «…публичное мероприятие, в проведении которого органом публичной власти отказано в установленных ч. 3 ст. 12 Закона о публичных мероприятиях случаях, уведомление о проведении которого не было подано по правилам ст. 7 Закона о публичных мероприятиях, в отношении которого по мотивированному предложению органа публичной власти в определенном названным законом порядке не было согласовано изменение места и (или) времени его проведения либо не устранено указанное в предложении публичного органа несоответствие обозначенных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях» [9].

Следует также обратить внимание на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.05.2021 № 19-П «По делу о проверке конституционности ч. 1.1 ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и части 2 статьи 20.2 КОАП РФ в связи с жалобой гражданки И.А. Никифоровой» в части, касающейся признания «совокупности актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, одним публичным мероприятием в случае, когда такие акты пикетирования организуются одним и тем же лицом и осуществляются в течение нескольких дней посредством ежедневного участия в них не более одного гражданина, и привлечения их организатора к административной ответственности за проведение такого пикетирования без подачи в установленном порядке уведомления» [10].

В связи с указанным выше, участие несовершеннолетнего в несанкционированном публичном мероприятии (кроме разового пикетирования) необходимо квалифицировать как особую форму его вовлечения в административное правонарушение.

Виды публичных мероприятий и их характеристика закреплены в ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (пункты 1–6), а порядок организации и проведения во второй главе данного законодательного акта [11].

Таким образом, для характеристики содержания элементов диспозиции нормы ч. 1.1 ст. 20.2 КоАП РФ необходимо обратится к содержанию понятий, которые раскрывается в других законодательных актах и актах судебного токования норм права.

2. Фактическим основанием в научной литературе признается противоправное деяние конкретного субъекта, нарушающее правовые предписания, охраняемые административными санкциями (административное нарушение). Оно связано с актом человеческой деятельности, имеющим внешнюю и внутреннюю стороны, проявляющегося в объективной реальности и отраженного в сознании человека.

Изучение судебной статистики показало, что результаты рассмотрения дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ в качестве самостоятельного показателя не учитываются, а суммируются в общих данных по ст. 20.2 КоАП РФ. Кроме этого, введение данной нормы в конце декабря 2018 г. не повлекло за собой внесения изменения в соответствующее федеральное статистическое наблюдение [12]. Не нашли они своего отражения и в ведомственной статистике МВД России, что снижает корректность их сравнения за определенные периоды [13].

Оценивание состояния научного толкования признаков противоправных деяний, связанных с нарушением законодательства о публичных мероприятиях, необходимо отметить, что особенности основных составов административных правонарушений, изучены достаточно [13]. Однако теория и практика административной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в несанкционированные публичные акции в научных исследованиях раскрыта фрагментарно или в рамках общих вопросов.

Так, исследование современного состояния данного вопроса отражено в публикациях А.А. Беженцева, А.Г. Головкиной, Д.В. Демечнука, Ж.П. Дорофеевой, А.В. Карагодина, В.А. Минора, И.Д. Мотрович, К.Д. Рыдченко, А.В. Саленко и др. Выводы и предложения указанных и других авторов могут быть использованы для юридического анализа состава рассматриваемого нами правонарушения, а также при выделении проблем, связанных с квалификацией вовлечения несовершеннолетних в несанкционированные публичные мероприятия.

С целью характеристики противоправных деяний, выступающих фактическим основанием административной ответственности, за правонарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст. 20.2 КоАП РФ, приведем результаты анализа его объективных и субъективных признаков, отраженных в решениях судов Российской Федерации (использованы результаты анализа 52 постановлений судов из 9 регионов Российской Федерации).

Так, объективная сторона данного правонарушения характеризуется: 1) применением таких способов вовлечения несовершеннолетнего как: обещания бесплатных проезда и продуктов питания (обеда, конфет, мороженного); предложение денег (как правило, незначительных сумм), демонстрацией безнаказанности участия в мероприятии, в том числе и личного примера, разъяснения невозможности привлечь всех участвующих, в том числе и об отсутствии запретов участия несовершеннолетних в публичных мероприятиях; обещание любой поддержки за участие в незаконном митинге, включая юридическую помощь, финансовую поддержку при назначении административных наказаний в виде административных штрафов; возбуждение интереса к свободному выражению мнения; обращение к родительскому авторитету и др.; 2) созданием условий для участия несовершеннолетних в несанкционированном мероприятии: бесплатной перевозкой к месту проведения мероприятия и обратно; завуалированием (шифрованием) участия в акции (например, предложением «кормить голубей на площади»); детальное разъяснение правил и обязанностей участников акций; блокированием доступа к интернет-каналу лиц, пытающихся сообщить несовершеннолетним о возможных негативных последствиях участия в несогласованной акции; проведением инструктажей о сокрытии реальных целей присутствия при возникновении вопросов со стороны сотрудников органов внутренних дел; 3) указанием вовлекающего субъекта на действия, которые должны совершить несовершеннолетние: места нахождения, времени участия, демонстрации средств наглядной агитации, фиксирования происходящего на средства видео- и фотофиксации; 4) использованием социальной сети «ВКонтакте» информационно-телекоммуникационной системы «Интернет», мессенджеров «Телеграмм», «What`s up» и др., а также видеохостингов для размещения соответствующих агитационных материалов и расширения аудитории; 5) общественным местом совершения: площади, территория, прилегающая к образовательному учреждению, тротуар возле супермаркета, здания суда, территория парка, здание общественной организации; 6) чаще всего в правонарушение вовлекались подростки старше 14 лет, однако имело место вовлечение малолетних детей (5–8 лет).

Несанкционированные мероприятия, в которых вовлекались несовершеннолетние: проводились в виде пикетов (в большинстве случаев), митингов или в сочетании нескольких форм; как правило, длились непродолжительное время (5 мин., 40 мин., 1 ч.); сопровождались демонстрацией средств агитации: плакатов, флагов, листовок с тематическим содержанием и др.

Субъектами рассматриваемого правонарушения являются взрослые лица, достигшие к моменту совершения противоправных действий 18-летнего возраста. В 25 % случаев субъектами таких правонарушений выступали родители несовершеннолетних, в других – активисты различных общественных или политических движений.

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется умышленной формой вины, в форме прямого умысла. При этом вовлекающий должен осознавать не только противоправный характер своих действий, но и быть осведомленным о возрасте вовлекаемого лица.

В постановлениях судов также устанавливалась связь между действиями лица по возбуждению у несовершеннолетнего желания принять участие в несанкционированном митинге и принятым последними соответствующего решения. При недоказанности данной связи дела прекращались по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Доказывание события административного правонарушения и других фактических данных осуществляется с помощью: протоколов об административных правонарушениях; протоколов осмотра места происшествия, предметов (плакатов, фотографий; СD-дисков и др.) и документов, актов осмотра интернет-ресурса, аудио-, видеофонограмм; видеозаписей с камер видеонаблюдения системы «Безопасный город»; протоколов объяснения правонарушителей, свидетелей; рапортов сотрудников полиции; распечаток скриншотов с интернет-страниц; справок о получении сведений в ходе мониторинга сети «Интернет»; других материалов (например, справок подтверждающих регистрацию аккаунта, активность пользователя), писем, сообщений органов местной власти об отсутствии обращений или уведомлений о проведении конкретного публичного мероприятия и др.

3. Процессуальное основание – издание уполномоченным органом правоприменительного акта, определяющего административное наказание виновному лицу.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1.1 ст. 20.2 КоАП РФ, составляются уполномоченными лицами органов внутренних дел (полиции) (ст. 28.3 КоАП РФ): инспекторами по исполнению административного законодательства (60 %), участковыми уполномоченными полиции (35 %), другими подразделениями – 5 %.

Дела об административном правонарушении рассматриваются судами (ст. 23.1 КоАП РФ). Наше исследование показало, что в 70 % случаев назначается административный штраф ниже минимального размера – 15 тыс. руб., в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1.1 п. ё ст. 20.2 КоАП РФ, – 30 тыс. руб.; в единичных случаях – 40 тыс. руб.; обязательные работы назначаются в размере 20-25 часов; административный арест –10 суток.

При назначении административного наказания учитываются общественно опасный характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность. В основном при назначении наказания судьи мотивируют размер административного штрафа, а также выбор обязательных работ или административного ареста наличием следующих смягчающих обстоятельств: полное признание правонарушителем своей вины, раскаяние в содеянном, совершение административного правонарушения впервые, имущественное положение (отсутствие источника дохода), наличие на иждивении несовершеннолетних (малолетних) и др.

В качестве обстоятельств, отягчающих ответственность, отмечены: повторность совершения однородных административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.2 КоАП РФ, привлечение к уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в преступление или антиобщественную деятельность и др.

В то же время имеются факты, когда судьями назначается административный арест при отсутствии отягчающих обстоятельств и без дополнительной аргументации целесообразности такой меры ответственности. Считаем, что подобные случаи должны быть исключены, исходя их характера ограничений, которые влечет за собой применение данного вида административного наказания.

Для сравнения приведем данные об опыте закрепления ответственности за подобное правонарушение в административном законодательстве Беларуси и Казахстана – государствах-членах СНГ, имеющих наиболее сходные с российским принципы административной деликтации противоправных деяний.

Так, ст. 19.4 КоАП Республики Беларусь устанавливает административную ответственность за «…вовлечение несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимых с нарушением установленного порядка» [14]. В диспозиции данной нормы применен более широкий, чем в КоАП РФ, перечень мероприятий, вовлечение несовершеннолетних в которые может повлечь за собой ответственность.

Часть 2 ст. 128 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях устанавливает ответственность за «…вовлечение несовершеннолетнего в собрания, митинги, шествия, демонстрации и иные формы выражения общественных, групповых или личных интересов и протеста, проводимые в нарушение законодательства Республики Казахстан, а равно использование несовершеннолетнего в указанных формах выражения общественных, групповых или личных интересов и протеста» [15].

В данной норме, кроме расширенного изложения перечня массовых мероприятий, закреплена и такая форма противоправного деяния как «использование несовершеннолетнего». Ю.В. Николаева под ним (в уголовно-правовом аспекте) предлагает понимать «…активные умышленные действия совершеннолетнего лица, направленные на совершение преступления, посредством несовершеннолетнего, используя его малолетний возраст» [16, с. 22].

Считаем, что закрепление данного положения в российском законе позволит исключить избежание ответственности лицами, осознанно использующими малолетних детей при проведении несанкционированных публичных мероприятий (при себе, в детских колясках и др.).

Таким образом, вопросы административной ответственности за вовлечение несовершеннолетних к участию в несанкционированных собраниях, митингах и демонстрациях, шествиях и пикетированиях (ч. 1.1 ст. 20.2 КоАП РФ) являются актуальными, а их решение имеет прикладной характер, связанный с необходимостью защиты прав и свобод несовершеннолетних, обеспечения законности в деятельности правоохранительных органов, в первую очередь полиции и суда.

REFERENCES

1. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii [Elektronnyi resurs]: prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v khode obshcherossiiskogo golosovaniya 01.07.2020. Dostup iz SPS «Garant».

2. Doklad Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossiiskoi Federatsii. M., 2021. 445 s.

3. Ezhegodnyi doklad Upolnomochennogo pri prezidente Rossiiskoi Federatsii po pravam rebenka. M., 2021. 188 s.

4. Profilaktika vovlecheniya nesovershennoletnikh v protivopravnuyu deyatel’nost’ v sotsial’nykh setyakh [Elektronnyi resurs]: rekomendatsii Obshchestvennoi palaty Rossiiskoi Federatsii po itogam obshchestvennykh slushanii, 03.02.2021. URL: https://files.oprf.ru/storage/documents/rekomen-deti-socseti03022021.pdf (data obrashcheniya: 04.05.2021).

5. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 30.12.2001 № 195-FZ [Elektronnyi resurs]. Dostup iz SPS «Garant».

6. O vnesenii izmeneniya v stat’yu 20.2 Kodeksa Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh: poyasnitel’naya zapiska k proektu federal’nogo zakona [Elektronnyi resurs]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/462244-7 (data obrashcheniya: 04.05.2021).

7. Rydchenko K.D. Osobennosti dokumentirovaniya vovlecheniya nesovershennoletnikh v sovershenie antiobshchestvennykh deistvii // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. 2017. № 4. S. 66–72.

8. Federal’nyi zakon ot 24.06.1999 № 120-FZ «Ob osnovakh sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenii nesovershennoletnikh» [Elektronnyi resurs]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102060520 (data obrashcheniya: 04.05.2021).
9. O nekotorykh voprosakh, voznikayushchikh u sudov pri rassmotrenii administrativnykh del i del ob administrativnykh pravonarusheniyakh, svyazannykh s primeneniem zakonodatel’stva o publichnykh meropriyatiyakh[Elektronnyi resurs]: postanovlenie Plenuma Verkhovnogo Suda Rossiiskoi Federatsii ot 26.06.2018 № 28. URL: https://rg.ru/2018/07/06/meropriyatiya-dok.html (data obrashcheniya: 04.05.2021).

10. Po delu o proverke konstitutsionnosti chasti 1.1 stat’i 7 Federal’nogo zakona «O sobraniyakh, mitingakh, demonstratsiyakh, shestviyakh i piketirovaniyakh» i chasti 2 stat’i 20.2 Kodeksa Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh v svyazi s zhaloboi grazhdanki I.A. Nikiforovoi»: postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 17.05.2021 № 19-P. Dostup iz SPS «Garant».

11. O sobraniyakh, mitingakh, demonstratsiyakh, shestviyakh i piketirovaniyakh: Federal’nyi zakon ot 19.06.2004 № 54-FZ (poslednyaya redaktsiya). Dostup iz SPS «Garant».

12. Svedeniya o presechennykh administrativnykh pravonarusheniyakh, predusmotrennykh KoAP, uchet kotorykh osushchestvlyaetsya v module «Administrativnaya praktika» Servisa obespecheniya okhrany obshchestvennogo poryadka. M.: GIATs MVD Rossii, 2020.

13. Butkevich S.A. Obespechenie obshchestvennoi bezopasnosti v Respublike Krym: problemy teorii i praktiki // Problemy perekhodnogo perioda: adaptatsiya normativno-pravovykh aktov Krymskogo federal’nogo okruga k zakonodatel’stvu Rossiiskoi Federatsii: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. Simferopol’: Izd-vo DIAIPI, 2015. S. 185–191.

14. Kodeks Respubliki Belarus’ ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 06.01.2021 № 91-Z [Elektronnyi resurs]. URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0= HK2100091&p1=1&p5=0 (data obrashcheniya: 04.05.2021).

15. Kodeks Ukrainy ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 07.12.1984 № 8073-X [Elektronnyi resurs]. URL: https://online.zakon.kz/Document/ ?doc_id=30418317#pos=4;-106(data obrashcheniya: 04.05.2021).

16. Nikolaeva Yu.V. Differentsiatsiya otvetstvennosti za posyagatel’stva na interesy nesovershennoletnikh v ugolovnom prave Rossii: avtoref. dis. … d-ra yurid. nauk. M., 2012, 66 s.