ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

STATE ADMINISTRATION OF EDUCATION

JOURNAL:« SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SectionTHEORY AND HISTORY OF LAW AND THE STATE; HISTORY OF THE TEACHINGS OF LAW AND THE STATE

Publication text (PDF):Download 

UDK: 342.9

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Рozdnyakova E.V., FGBOU VO «Southwestern State University»

TYPE:Article

DOI: 10.37279/2413-1733-2021-7-3(1)- 37-40

PAGES:from 37 to 40

STATUS:Published

LANGUAGE:Russian

KEYWORDS: education, education system, public administration, problems, prospects.

ABSTRACT (ENGLISH):

The problem of education has been and remains one of the leading problems for modern Russian society. It is spreading with even greater force in our time and is becoming even more serious. Every year, the state allocates huge funds for the development of education. Why is education of great importance for the state? Why does the state pay great attention to its development? There is a logical answer to these two questions. Almost any state strives for development and to occupy the first positions in the world market and, as a result, sets itself various goals, the achievement of which will help to bring the state to a leading position. One of the goals is to increase the literacy and education of the population, because the fate of any state depends on the state of the education system.

Проблема образования актуальна для современного общества. Образование – область, пронизывающая все сферы жизни. От того, какое состояние образования зависит будущее России, экономический статус, уровень благосостояния в обществе, а также образование представляет собой одну из наиболее существенных гарантий региональной, международной и национальной безопасности. Ежегодно государство финансирует сферу образования, развивает приоритетные направления.

С каждым годом усложняются модели управления, используемые технологии, которые ставят сферу образования на ступень выше, чем предыдущие. Постепенный переход к вариативной форме предопределил необходимость разработки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), которые обеспечивают единство пространства в образовательной системе [6, с. 40].

Основополагающий аспект, который возникает в сфере образования в каждом уголке огромной страны, затрагивает решение проблем, которые направлены на введение государственной политики сферы образования. Она заключается в доступности образования в любом возрасте, повышение его качества и эффективности [7].

Данные проблемы решаются в условиях увеличения численности обучающихся при сокращении средств, выделяемых государством. Большую роль в организации образования и финансировании играет не только само государство, но и непосредственно учебные заведения, семья, наконец, сами ученики. Если все эти структуры и социальные институты будут действовать в едином ключе, то система образования будут действительно с каждым годом крепнуть и развиваться в правильном русле [1, с. 70].

В настоящее время, система образования в России представлена следующими уровнями:

1. Общее образование: дошкольное; начальное; основное; среднее;

2. Профессиональное образование: среднее профессиональное; высшее (бакалавриат); высшее (специалитет, магистратура); высшее (подготовка кадров высшей квалификации);

3. Дополнительное: дополнительное образование детей и взрослых; дополнительное профессиональное образование [10, с. 173].

Данная система обеспечивает возможность получения непрерывного образования в течение всей жизни человека. В то время как, в Великобритании более сложная схема получения образовательных услуг, которая включает в себя огромное разнообразие школ и направлений по возрастным и половым принадлежностям обучающихся.

Система образования является важной сферой любого государства. И эта система во многих случаях решает не только вопросы образования, но и в первую очередь вопросы воспитания гражданина [3, с. 52].

Под государственным управлением в сфере образования представляется целесообразным понимать деятельность органов государственного управления и местного самоуправления, направленную на формирование долгосрочного динамически устойчивого развития системой образования в целях достижения приоритетных задач ее функционирования. Сущность государственного управления сферой образования проявляется в принципах, направлениях и задачах. В содержание управления образованием входят институты, нормативно-правовое регулирование и управленческие воздействия.

Под государственным управлением в сфере образования представляется целесообразным понимать деятельность органов государственного управления и местного самоуправления, направленную на формирование долгосрочного динамически устойчивого развития системой образования в целях достижения приоритетных задач ее функционирования [5, с. 81].

Современная система образования в Российской Федерации, как и во многих развивающихся странах, представлена централизованной моделью. Согласно закону «Об образовании» государственное управление в сфере образования осуществляется в пределах своих полномочий федеральными органами, органами государственной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления. Таким образом, государственное регулирование данной отраслью представляет собой федеральный, региональный и местный уровни.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере науки и высшего образования, является Министерство науки и высшего образования РФ [2, с. 70].

Министерство просвещения РФ (Минпросвещения России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования.

Региональное управление осуществляется исполнительными органами субъектов РФ. К таким органам следует отнести министерства, департаменты, главные управления и т.п.

На муниципальном уровне система управления представлена соответствующими органами местного самоуправления. В качестве управляющих органов выступают структурные подразделения администраций муниципальных образований [9, с. 165].

На данный момент проблем в российском образовании немалое количество. Одна из них — это как раз, устаревшая система образования. Происходит смена поколений и приоритетов, развитие информационных технологий, улучшение инфраструктуры, появление новых профессии, т. е. произошел переход от индустриального общества к информационному обществу. Вследствие перехода требуются коренные изменения.

Помимо устаревшей системы образования, выделяют проблему, связанную с излишней теоретической направленности, т. е. теории много, а практики мало. Не предоставляется полной возможности на применение своих теоретических знаний в практической деятельности. Вследствие нехватки практической деятельности у новых сотрудников возникают большие проблемы.

Следующей проблемой, которую можно выделить, является недостаточное финансирование. Как можно получить качественное образование, если не хватает денег на приобретение новейшего оборудования, внедрение новых технологий, на повышение квалификации учителей и преподавателей, а также из — за низкой заработной платы не хватает самих кадров.

Немаловажной является и проблема, которая с каждым годом приобретает все больший характер — это низкий уровень связи между этапами образования. Эта проблема очень актуальна для учеников старшей школы и для первокурсников [8, с. 152].

Для развития и совершенствования управления сферой образования региона, с учетом потребностей неуклонного повышения качества образовательных услуг, предлагаем реализовать мероприятия по таким направлениям, как:

— проведение комплексного аудита состояния региональной системы среднего образования;

— совершенствование организационного и финансового обеспечения управления образованием в регионе (включая развитие организационного ресурса деятельности органов государственной власти в сфере образования; совершенствование форм и методов финансирования среднего образования в регионе);

— построение единой образовательной социокультурной среды образования региона (включая внедрение перспективных социальных технологий; повышение значимости образовательных учреждений в местном социуме;

— совершенствование содержания общего образования и форм организации учебной деятельности в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и запросами современного общества; развитие дополнительного образования детей и молодежи);

— совершенствование цифровизации образовательной среды и управления ею;

— развитие кадрового потенциала образовательной среды, включая совершенствование сопротивления организационным изменениям.

Подводя итоги, укажем, что, во-первых, нужно четко оптимизировать саму структуру управления образованием, во-вторых улучшать систему образования в целом, а не отдельные ее элементы, в-третьих развивать государственное и муниципальное управление, наконец, в-четвертых, совершенствовать остальные сферы общественной жизни: экономическую, культурную и политическую.

REFERENCES

1. Alekseeva E. S., Wolfson E. N. Gosudarstvennoe upravlenie v sfere obrazovaniya: problemy i perspektivy [State management in the field of education: problems and prospects]. Kemerovo, 2020. pp. 69-72.

2. Baltatarova S. B. State management in the field of education. 2020. No. 32 (322). pp. 69-70.

3. Kirichenko T. S. Ways to improve the regulatory framework of state management of the sphere of education / / Management of organizational and economic systems. Collection of proceedings of the scientific seminar of students and postgraduates of the Institute of Economics and Management. Moscow, 2020. pp. 50-54.

4. Kornilova P. V. Principles of public administration in the education system // Interuniversity collection of articles. Tolyatti, 2021. p. 20-22.

5. Murashev M. A. Perestroika sistemy gosudarstvennogo administratsii vysshego obrazovaniyu. Basic trends / / Humanities and socio-economic sciences. 2021. No. 1 (116). pp. 78-83.

6. Ponedelina E. V. Legal aspects in the field of state management of education / / Studencheskiy vestnik. 2020. No. 5-1 (103). pp. 39-41.

7. Raksha N. S. Organizational and legal bases of ensuring the right of citizens to education in the Russian Federation: monograph. — Kursk: Planeta+ LLC, 2021. — 142 p.

8. Chelebiy R. A., Krasnoplakhtova L. I. Domestic and foreign experience of state management of the education system // Economics and Business: theory and practice. 2020. No. 2-2 (60). pp. 151-153.

9. Chernikova E. A., Ivanova E. Yu. State management in the field of education// Derzhavin readings. Materials of the XXV All-Russian Scientific and Practical Conference. Editor-in-chief E. A. Kolesnichenko. 2020. pp. 164-168.

10. Shornikova A.V. Actual problems of public administration in the field of preschool education // Scientific almanac. 2021. No. 1-1 (75). pp. 171-174.