GNOSEOLOGICAL CHARACTERISTICS THE CONCEPT OF «EMERGENCY»

GNOSEOLOGICAL CHARACTERISTICS THE CONCEPT OF «EMERGENCY»

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ»

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION THEORETICAL AND HISTORICAL LEGAL SCIENCES

Publication text (PDF)

UDK: 342.951

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Basovа J. J., Crimean Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor’s Office of the Russian Federation

TYPE: Article

PAGES: from 7 to 16

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: epistemology, classification, features, scientific approaches, characteristics, emergency situations.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article analyzes the scientific, reference literature, the norms of the current legislation regarding the definition of the epistemological characteristics of the concept of «emergency».

Currently, at the federal level, the issues of preventing and eliminating the negative consequences of emergency situations are extremely relevant. This is due to two factors, firstly, their significant number, and secondly, significant material losses. In addition, no less important is the issue related to ensuring the rights and freedoms of a citizen in these conditions.

The aim of the study is to form a scientific concept regarding the epistemological characteristics of an emergency, namely, the definition and characterization of its features, as well as the formation of a holistic classification of emergency situations.

The signs of emergency situations, its inherent properties, the presence of which makes it possible to distinguish an emergency situation from other negative phenomena, are analyzed. It is argued that the main signs of an emergency include: the presence of a real, possible (potential) or imminent danger to a person, society or state; the complexity of the existing danger in relation to the individual, society, state; the creation of new, temporary governing bodies, as well as the redistribution of powers; the need to apply emergency, restrictive measures, reorganization of the public administration system.

The author analyzes various scientific approaches to determining the types of emergency situations, as well as the views of scientists on the problem of classifying emergency situations in various historical periods of the development of our country. The epistemological analysis made it possible to form a theoretical concept of the classification of emergency situations, namely: emergency situations of a natural nature; man-made emergencies; emergency situations of a biological and social nature; emergency situations of a socio-political nature.

Теоретические проблемы познания права, как специфического социального объекта, является предметной областью правовой гносеологии. Ее основная задача заключается в изучении предпосылок и условий достоверного познания права, в достижении истинного знания о праве и правовых явлениях [1, c. 9].

Исходной позицией и ведущей идеей юридической гносеологии (гносеологии юридического правопонимания) является научное познание о природе, свойствах, характеристике закона, познавательное отношение к действующему праву, попытка теоретического (философско-правового, научного) осмысления его объективной природы, выяснения его роли и назначения, постижения его истины. Этот путь познания приводит к исходной гносеологической схеме в сфере теоретического понимания и изучения права [2, c. 93].

«Гносеологический аспект – отражает способ познания, приемы, практические пути, а также, теоретические построения, позволяющие сделать соответствующие выводы. Для этого исследователь должен иметь знания о свойствах предметов и явлений, о законах природы. Таким образом, онтологическая сторона составляет объективный смысл его гносеологической стороны, и уже в силу этого последняя не может существовать без первой и наоборот. Онтологическое и гносеологическое выступают как, две стороны одного и того же процесса, процесса осознания человеком своего отношения к действительности.

Следует заметить, что содержание любого понятия определяется совокупностью существенных признаков, которые содержатся в данном понятии. Существенными признаками являются наличие или отсутствие каких-либо свойств, которые выделяют конкретный предмет (явление) от других предметов (явлений) [3, c. 67].

Одним из основных признаков чрезвычайной ситуации, отличающих ее от других явлений – опасность этой ситуации. Этимологический анализ понятия «опасность» показывает, что она может быть не только реальной, но и потенциальной (возможной), а также неизбежной (т.е. наступления которой неизбежно произойдет). При этом, опасность возникает для жизненно важных интересов личности и общества.

Как объект опасности, жизненно важные интересы представляют систему потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства в целом [4, c. 36]. К жизненно важным интересам человека можно отнести те блага, которые предоставляются ему от рождения, а именно: права и свободы, закрепленные в действующем законодательстве. К жизненно важным интересам общества и государства можно отнести: конституционный строй, государственный суверенитет, территориальную целостность, материальные, культурные и духовные ценности.

Следующим признаком является комплексность существующей опасности для личности, общества, государства. Чрезвычайная ситуация может характеризоваться большим количеством погибших и раненых, значительными экономическими убытками, разрушением жилых и социальных помещений, инженерных сооружений, промышленных объектов, незаконным переходом государственной границы значительным количеством лиц. Следует заметить, что незаконная миграция характерна для чрезвычайных ситуаций любого характера. Массовая незаконная миграция прослеживалась во время вооруженных конфликтов в Грузии, Азербайджане, Абхазии и других постсоветских странах, странах Ближнего Востока (Иран, Ирак, Кувейт, Египет, Ливия, Сирия).

Продолжая характеристику признаков отметим, что в случаи возникновения чрезвычайной ситуации происходит изменение системы государственного управления, то есть создаются новые, временные органы управления, а также, происходит перераспределение полномочий между органами государственной власти, местного самоуправления и органами, отвечающими за ликвидацию негативных последствий чрезвычайной ситуации.

Итак, основными признаками чрезвычайной ситуации являются:

– наличие реальной, возможной (потенциальной) или неизбежной опасности для человека, общества или государства;

– комплексность существующей опасности относительно личности, общества, государства;

– создание новых, временных органов управления, а также перераспределение полномочий;

– необходимость применения чрезвычайных, ограничительных мер, реорганизация системы государственного управления.

По нашему мнению, указанные признаки отражают все особенности понятия «чрезвычайная ситуация» в онтологической связи со всеми элементами правовой системы (нормами права, правоотношениями, особенностями статуса субъектов и т.д.).

В рамках гносеологической характеристики чрезвычайной ситуации, важным является вопрос их классификации. Отметим, что в научных трудах, законодательных актах существует значительное количество критериев классификации чрезвычайных ситуаций, а именно: по масштабам распространения, по вызванными убытками, по количеству погибших, по количеству необходимых сил и средств для ликвидации негативных последствий чрезвычайной ситуации, по источнику происхождения негативного фактора и т.д.

Б. Порфирьев в монографии «Управление в чрезвычайных ситуациях» впервые предложил критерии классификации чрезвычайной ситуации. К ним ученый относит следующие:

– временный (внешняя неожиданность, внезапность возникновения, быстрое развитие событий);

– социально-экологический (человеческие потери, массовая гибель животных, уничтожение урожая, заражение сельскохозяйственных земель);

– экономический (значительный экономический ущерб, разрушение коммуникаций, необходимость значительных материальных затрат для осуществления восстановительных работ, нарушение функционирования или разрушения значительной части производственных мощностей);

– организационно-управленческий (возникшая ситуация, характеризуется, прежде всего, сложностью прогнозирования развития событий, принятием управленческих решений, проведением масштабных эвакуационных мероприятий, проведением спасательных работ, привлечением большого количества специальной техники);

– социально-политический (усиление внутриполитической и международной напряженности, огромный социальный резонанс) [5, c. 34].

Наиболее распространенной в научных исследованиях является классификация чрезвычайных ситуаций по источнику возникновения, согласно которой, выделяют чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. В то же время, кроме указанных видов явлений (событий), в обществе возникают и другие обстоятельства, которые обладают всеми признаками чрезвычайной ситуации.

Однако, ни один из действующих нормативных правовых актов не содержит в своем содержании целостную классификацию данных явлений, что, в свою очередь, свидетельствует о необходимости и актуальности исследования данного вопроса. Так, например, в Федеральном конституционном Законе от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» только в определении военное положение отмечает, что он вводится в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

При разработке федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайного положении» законодатель ограничился только лишь перечислений ситуаций, которые являются основанием для введения данного режима: чрезвычайные ситуации техногенного, природного и экологического характера, в частности, эпидемии, эпизоотии, ситуации, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий; попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захват или присвоение власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо принципиальных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления».

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусматривает классификационные признаки чрезвычайных ситуаций, в частности: территория распространения, объемы нанесенных или ожидаемых экономических убытков, количества людей, которые погибли. Согласно указанному Постановлению ситуации разделены на: а) чрезвычайную ситуацию локального характера; б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера; в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера; г) чрезвычайную ситуацию регионального характера; д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера; е) чрезвычайную ситуацию федерального характера [6].

Анализ указанных нормативных правовых актов показывает, что утвержденная классификация выглядит, формализовано и не дает четкого представления о спектрах причин и условий возникновения чрезвычайных ситуаций. В некоторой степени, указанную проблему разрешают утвержденные в данной области ГОСТы, в частности: ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий [7]; ГОСТ Р 22.8.01-96 Ликвидация чрезвычайных ситуаций общие требования [8]; ГОСТ Р 22.0.03-95 Природные чрезвычайные ситуации термины и определения [9]; ГОСТ Р 22.0.09-95 Чрезвычайные ситуации на акваториях Термины и определения [10]; ГОСТ Р 22.0.08-96 Техногенные чрезвычайные ситуации. взрывы Термины и определения [11].

В современных научных исследованиях возникли взгляды относительно дополнения классификационных признаков чрезвычайных ситуаций по территории распространения, а именно: дополнить действующее законодательство чрезвычайными ситуациями межгосударственного уровня. Примерам таких ситуаций являются: авария на Чернобыльской атомной электростанция в апреле 1986 года, землетрясение, которое вызвало цунами и аварию на атомной электростанции в Японии 2011 г., внутренние вооруженные конфликты высокой интенсивности в Египте, Ливии, Сирии, Украине.

Если выделение природных и техногенных чрезвычайных ситуаций является традиционным для нашей правовой системы, то современное развитие общества обуславливает возникновение новых угроз и ситуаций, к которым можно отнести чрезвычайные ситуации биолого-социального характера.

Профессор М.П. Киреев считает, что к причинам возникновения чрезвычайных ситуаций следует отнести явления природного, техногенного, биолого-социального характера [12, c. 335]. Позиция ученого, основывается, прежде всего, на положениях ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. термины и определения основных понятий», ГОСТ Р 22.0.04.97 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения» в соответствии с которыми, биолого-социальная чрезвычайная ситуация — это состояние, при котором в результате возникновения источника биолого-социальной чрезвычайной ситуации на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных и растений [13]. Придавая данным явлениям конкретную юридическую конструкцию, профессор И.Е. Ильичев указывает, что «ГОСТ формирует обширный пакет терминов и определений, характеризующих данные чрезвычайные ситуации во всем многообразии их проявлений [14, c. 14]. Одновременно, профессор М.П. Киреев справедливо отмечает: «современная Россия столкнулась с распространением биологического патогена COVID-19, вызвавшим чрезвычайную ситуацию биолого-социального характера [12, c. 336].

Несмотря на то, что биолого-социальные чрезвычайные ситуации были определены ГОСТ Р 22.0.02-94 еще в 1994, на законодательном уровне данный вид чрезвычайных ситуаций был определен только в 2020 г. в Федеральном законе от 30.12.2020 № 492-ФЗ «О биологической безопасности в Российской Федерации» [15]. Указанный закон закрепил полномочия органов государственной власти по вопросам обеспечения биологической безопасности, правовой статус граждан в сфере обеспечения биологической безопасности, а также определены перечень мероприятий и порядок их реализации по вопросам защиты населения и окружающей среды.

Продолжая исследование классификации чрезвычайных ситуаций, в рамках научной дискуссии, следует проанализировать вопрос относительно сущности обстоятельств, указанных в Федеральном конституционном законе 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении», в п. «а» ст. 3 Федерального конституционного закона 30.05.2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», в Федеральном законе от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Вынуждены констатировать, что действующее федеральное законодательство не дает четкого понимания сущности указанных обстоятельств. В отечественных научных исследованиях данный вопрос также не нашел однозначного решения, что свидетельствует о его сложности и важности, как в теоретическом, так и практическом значении. Ведь для современной России актуальность решения указанной научной проблематики является очевидной, в связи с возможностью возникновения таких негативных явлений.

Оригинальную классификацию предложил С.А. Старостин. По его мнению, чрезвычайные ситуации необходимо разделять по сфере проявления на: природные (стихийные) бедствия (землетрясение, наводнения, цунами, извержение вулкана); техногенные (т.е. чрезвычайные ситуации, возникновение которых вызвано авариями, катастрофами на промышленных объектах, транспортных и других хозяйственных объектах); комбинированные (возникновение чрезвычайных ситуаций автор связывает с наличием комплекса причин, сочетанием природного, техногенного и социального фактора, а именно: необоснованная застройка города может привести к оползням, а следовательно, к разрушению жилых домов и гибели людей и т.д.) криминальные (межнациональные конфликты, массовые беспорядки в населенных пунктах и местах лишения свободы, захват особо важных объектов, заложников, совершения террористических актов) [16; 17; 18]. Ученый в монографии «Чрезвычайное положение» справедливо отмечает: «большинство чрезвычайных ситуаций криминального характера точно соответствуют составам некоторых статей УК РФ» [17, c. 77].

Б.П. Кондрашов среди чрезвычайных ситуаций природного, техногенного выделяет и чрезвычайные ситуации криминального характера, которые создают угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства, которая требует принятия неотложных адекватных мер правового, экономического, организационного и иного характера. К таким чрезвычайным ситуациям ученый относит все обстоятельства, которые указаны в п. «а» ст. 3 Федерального конституционного закона 30.05.2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» [19, c. 248].

О наличии чрезвычайных ситуациях социального характера отмечает В.И. Пьянников [20, c. 14-15] и определяет их как: «наступление на определенной территории социально-значимых правовых последствий обстоятельств (событий) общественно-политического характера, связанных с возникновением или обострением противоречий и конфликтов в сфере социальных отношений, которые могут повлечь (или повлекли) за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью, значительный имущественный ущерб или нарушения условий жизнедеятельности населения».

Авторский коллектив учебника «Административное право» указывает на существование ряда особых правовых режимов, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций криминогенного, природного, экологического и техногенного характера [21, c. 441].

Изучение сущности обстоятельств, перечисленных в федеральном законодательстве показывает, что в природе их возникновения находится две взаимосвязанных составляющих: социум и государство.

Следует отметить, что социальная составляющая возникновения указанных обстоятельств обусловлена «аномией», т.е. состоянием индивида или общества, при котором ослаблено или приостановлено действие ценностно-нормативных регуляторов поведения. Объективной основой возникновения аномии является наличие тех обстоятельств, которые всегда существуют: «разрыв между желанностью целей и допустимостью их при помощи нормативно оправданных способов» [22].

Социальная составляющая подобных обстоятельств, представляет собой сложное, многомерное явление жизни общества и характеризуется:

– возникновением у индивида и общества внутреннего состояния неприятия господствующих в обществе политических отношений, что обуславливает возникновения состояния в обществе, когда осознаваемые права и свободы оказываются под угрозой;

– наличием неэффективных стратегий и технологий осуществления высшим политическим руководством страны государственной политики, негативными последствиями которых имеют, прежде всего, экономический характер (снижение уровня жизни, высокий уровень безработицы, распространение бедности, приостановление (отмена) социальных обязательств государства (льгот, субсидий, пособий, пенсий и т.д.).

– наличием серьезной социальной (политической) нестабильности и неопределенности;

– снижением доверия к институтам власти, что обусловлено: недовольством (уровнем и условиями жизни, качеством управления, обслуживания и т. д.), несогласием (с общим курсом развития, внешней, внутренней и экономической политикой), другие негативные эмоции – разобщённость, незащищённость, несправедливость, беспокойство, раздражение, ксенофобия, ненависть и др. [22; 23; 24, с. 25].

Относительно второй составляющей данных обстоятельств, отметим, что они, как правило, имеют политическое содержание и направлены на неконституционную смену политического режима, отстранения высшего политического руководства от управления государством, изменения (разрушения) действующей политической системы страны, организация и проведения массовых акций протеста с выдвижением политических требований и зачастую приобретающих характер «кровопролитной гражданской войны».

Анализ научной и справочной литературы, практики деятельности уполномоченных органов государственной власти, дает возможность к чрезвычайным ситуациям социально-политического характера отнести следующие события: совершение или реальная угроза совершения террористического акта, нападение или покушение на экипаж воздушного морского судна), похищение (попытка похищения) или уничтожение воздушного или морского судна, захват заложников, провоцирование или организация межнациональных и межконфессиональных конфликтов, массовых беспорядков, попытки захвата государственной власти или изменения конституционного строя государства путем, непредусмотренные действующим законодательством или путем насилия, блокирование или захват особо важных, стратегических объектов или местностей, массовый переход государственной границы населением с территории сопредельных государств, вследствие, возникновения на территории государствах явлений, препятствующих проживанию населения, вооруженная агрессия или угроза нападения на Российскую Федерацию.

Подводя итог, следует отметить, что гносеологический анализ позволил сформировать теоретическую концепцию классификации чрезвычайных ситуаций, а именно: чрезвычайные ситуации природного характера; чрезвычайные ситуации техногенного характера; чрезвычайные ситуации биолого-социального характера; чрезвычайные ситуации социально-политического характера.

REFERENCES

1. Skurko E. V. Osnovaniya sovremennoy gnoseologii prava (teoreticheskiy i prakticheskiy aspektyi). // Leningradskiy yuridicheskiy zhurnal. 2010. #2. – S 8-21.

2. Filosofiya prava: Uchebnoe posobie / Otv. red.: N.N. Chernogor, O.Yu. Ryibakov; In-t zakonodat. i sravnit. pravovedeniya pri Pravitelstve RF. – M.: Statut, 2018. – 224 s.

3. Ivanov E. A. Logika: [ucheb.] / Ivanov E. A. – M. : Izd-vo BEK, 1998. – 309 s.

4. Sergeev A. B. Protsessualnyie problemyi dosudebnogo proizvodstva po ugolovnyim delam v chrezvyichaynyih situatsiyah: diss. … dokt. yurid. nauk : 12.00.09 / Sergeev Andrey Borisovich. – M., 2003. – 366 s.

5. Porfirev B. N. Gosudarstvennoe upravlenie v chrezvyichaynyih situatsiyah: analiz metodologii i problemyi organizatsii / Porfirev B. N. – M. : Nauka, 1991. – 136 s.

6. O klassifikatsii chrezvyichaynyih situatsiy prirodnogo i tehnogennogo haraktera: Postanovlenie Pravitelstva RF ot 21 maya 2007 g. # 304 [Elektronnyiy resurs] – Rezhim dostupa. – URL: http://base.garant.ru/12153609/#friends#ixzz3sOPopGUP (data obrascheniya 20.04.2022).

7. GOST R 22.0.02-94 Bezopasnost v chrezvyichaynyih situatsiyah. Terminyi i opredeleniya osnovnyih ponyatiy [Elektronnyiy resurs] – Rezhim dostupa. – URL: https://44.mchs.gov.ru/deyatelnost/napravleniya-deyatelnosti/grazhdanskaya-zashchita/2-organizaciya-meropriyatiy-grazhdanskoy-oborony/2-1-normativno-pravovye-akty/2-4-normativno-pravovye-akty-mchs-rossii/gost/gost-r-22-0-02-94-bezopasnost-v-chrezvychaynyh-situaciyah-terminy-i-opredeleniya-osnovnyh-ponyatiy (data obrascheniya 20.04.2022).

8. GOST R 22.8.01-96 Likvidatsiya chrezvyichaynyih situatsiy obschie trebovaniya [Elektronnyiy resurs] – Rezhim dostupa. – URL: https://44.mchs.gov.ru/deyatelnost/napravleniya-deyatelnosti/grazhdanskaya-zashchita/2-organizaciya-meropriyatiy-grazhdanskoy-oborony/2-1-normativno-pravovye-akty/2-4-normativno-pravovye-akty-mchs-rossii/gost/gost-r-22-8-01-96-likvidaciya-chrezvychaynyh-situaciy-obshchie-trebovaniya (data obrascheniya 20.04.2022).

9. GOST R 22.0.03-95 Prirodnyie chrezvyichaynyie situatsii terminyi i opredeleniya [Elektronnyiy resurs] – Rezhim dostupa. – URL: https://44.mchs.gov.ru/deyatelnost/napravleniya-deyatelnosti/grazhdanskaya-zashchita/2-organizaciya-meropriyatiy-grazhdanskoy-oborony/2-1-normativno-pravovye-akty/2-4-normativno-pravovye-akty-mchs-rossii/gost/gost-r-22-0-03-95-prirodnye-chrezvychaynye-situacii-terminy-i-opredeleniya (data obrascheniya 20.04.2022).

10. GOST R 22.0.03-95 Prirodnyie chrezvyichaynyie situatsii terminyi i opredeleniya [Elektronnyiy resurs] – Rezhim dostupa. – URL: https://44.mchs.gov.ru/deyatelnost/napravleniya-deyatelnosti/grazhdanskaya-zashchita/2-organizaciya-meropriyatiy-grazhdanskoy-oborony/2-1-normativno-pravovye-akty/2-4-normativno-pravovye-akty-mchs-rossii/gost/gost-r-22-0-03-95-prirodnye-chrezvychaynye-situacii-terminy-i-opredeleniya (data obrascheniya 20.04.2022).

11. GOST R 22.0.08-96 Tehnogennyie chrezvyichaynyie situatsii. vzryivyi Terminyi i opredeleniya [Elektronnyiy resurs] – Rezhim dostupa. – URL: https://44.mchs.gov.ru/deyatelnost/napravleniya-deyatelnosti/grazhdanskaya-zashchita/2-organizaciya-meropriyatiy-grazhdanskoy-oborony/2-1-normativno-pravovye-akty/2-4-normativno-pravovye-akty-mchs-rossii/gost/gost-r-22-0-08-96-tehnogennye-chrezvychaynye-situacii-vzryvy-terminy-i-opredeleniya (data obrascheniya 20.04.2022).

12. Kireev M.P., Fedorov R.V. Deyatelnost OVD v chrezvyichaynyih situatsiyah: moralno-psihologicheskaya sreda // Probelyi v rossiyskom zakonodatelstve. — 2021. — #5., — T. 14. — S. 334–337.

13. GOST 22.0.04.97 «Bezopasnost v chrezvyichaynyih situatsiyah. Biologo-sotsialnyie chrezvyichaynyie situatsii. Terminyi i opredeleniya» [Elektronnyiy resurs] – Rezhim dostupa. – URL: https://docs.cntd.ru/document/1200009375 (data obrascheniya 20.04.2022).

14. IlichYov I.E. O ponyatii i klassifikatsii chrezvyichaynyih situatsiy // PPD. 2020. #1. S. 6–19.

15. Federalnyiy zakon ot 30.12.2020 # 492-FZ «O biologicheskoy bezopasnosti v Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyiy resurs] – Rezhim dostupa. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372659/ (data obrascheniya 20.04.2022).

16. Starostin S. A. Upravlenie organami vnutrennih del pri chrezvyichaynyih situatsiyah (pravovyie i organizatsionnyie aspektyi) : avtoref. doktor. yurid. nauk. – 2000.

17. Starostin S.A. Chrezvyichaynoe polozhenie: monografiya. Moskva: Prospekt, 2019. 120 s.

18. Starostin S.A. MVD Rossii v sisteme zaschityi ot chrezvyichaynyih situatsiy: Monografiya. Ryazan, 2004.

19. Kondrashov B. P. Obschestvennaya bezopasnost i administrativno-pravovyie stredstva eYo obespecheniya: diss. … dokt. yurid. nauk : 12.00.02 / Kondrashov Boris Petrovich. – M., 1998. – 302 s.

20. Pyannikov V.I. Pravovyie i organizatsionnyie osnovyi deyatelnosti organov vnutrennih del respubliki Kazahstan pri chrezvyichaynyih situatsiyah sotsialnogo haraktera. dis. kand. yurid nauk: 12.00.11. – M., 2021, 203 s.

21. Bahrah D.N., Rossinskiy B.V., Starilov Yu.N. Administrativnoe pravo. M.: Norma, 2008.

22. Politicheskie protestyi v sovremennom obschestve [Elektronnyiy resurs] – Rezhim dostupa. – URL: https://articlekz.com/article/8033 (data obrascheniya 20.04.2022).

23. Kelasev O.V., Kazakov C.B., Leyes A.Yu. Spetsifika kommunikatsii vlasti i naseleniya v kontekste massovogo publichnogo protesta [Elektronnyiy resurs] – Rezhim dostupa. – URL: https://ecsocman.hse.ru/data/914/825/1219/007-Kelasev.pdf (data obrascheniya 20.04.2022).

24. Kinsburskiy A. V., Topalov M. N. Sotsialnaya napryazhYonnost i massovyie aktsii protesta (k voprosu o mehanizme deystviya) // SNiSP. 2016. #1 (13). – S. 20–34.