Электоральная активность: подходы к определению и технологии ее повышения

ELECTORAL ACTIVITY: APPROACHES TO DEFINITION AND TECHNOLOGIES OF ITS INCREASE

ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И ТЕХНОЛОГИИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION THEORY AND HISTORY OF LAW AND THE STATE; HISTORY OF THE TEACHINGS OF LAW AND THE STATE

Publication text (PDF)

UDK: 342

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Kapranova Y. V., Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

TYPE: Article

DOI:

https://doi.org/10.37279/2413-1733-2022-8-1-31-36

PAGES: from 31 to 36

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: electoral activity, electoral technology, electoral system, elections, turnout, voter, electoral behavior.

ABSTRACT (ENGLISH):

In the article, the author considers electoral activity as part of electoral behavior. Examines modern approaches to the definition of the concept of «electoral activity». Concludes that in the structure of electoral activity it is necessary to distinguish both activity components and value-ideological ones. It is proved that the narrow approach according to which electoral activity is measured by estimated turnout narrows the possibilities of developing and selecting electoral technologies aimed at increasing electrical activity in general. A broad approach to the interpretation of the concept of «electoral activity» will allow us to qualitatively influence the issues of the development of new electoral technologies both in its formation and in its improvement. It is proposed to solve the problems of electoral activity not only within the framework of a specific election campaign, increasing it, but also in the long term as a whole, forming electoral activity, for which it needs to be fixed normatively, to develop a comprehensive strategy for the development of the Russian electoral system, including taking into account the problems of reducing electoral activity.

Согласно положений Конституции Российской Федерации российское государство является демократическим, в нем многонациональный народ признается единственным источником власти [1], которая реализуется им как посредством выборов, референдумов, так и через представительство в публичных органах власти. В демократическом обществе выборы необходимы для связи общества с государством. Именно в процессе выборов каждый представитель гражданского общества может выразить свое мнение и повлиять тот или иной вектор публичной политики на муниципальном и государственном уровнях. В этой связи актуальны исследования по изучению электорального поведения в целом, а также такой его структурной составляющей, как электоральная активность.

Выборы – важнейший элемент демократического государства, посредством которого народ легитимирует власть, участвует в управлении делами государства, делегируя своим выборным представителем полномочия по принятию законов, управлению обществом и государством. Сам процесс выборов есть не что иное, как осуществляемая под контролем государства форма участия населения страны в управлении делами государства, это одобрение выборщиками важнейших политических решений, доверие и признание своих руководителей и представителей в органах государственной и муниципальной власти, которые от их имени руководят страной, принимают законы и др. Выборам уделяется большое внимание, ведется заблаговременная подготовка, проводятся предвыборные избирательные кампании, поскольку выборы – главный источник демократии, инструментарий в системе сдержек и противовесов в государстве, основанном на праве и разделении властей.

В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который редко когда может быть достигнут в развитом гражданском обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а публичная власть была сформирована и имела право действовать в соответствии с волей народа и от его имени.

Обозначим основные подходы к трактовке понятия «электоральная активность».

Самым распространенным, выступает подход, согласно которого электоральная активность отражает действительную картину степени фактической явочной вовлеченности граждан с активной гражданской позицией в решении своей будущей жизни в частности, страны в целом. В научной литературе отмечается, что электоральная активность как понятие, выводимое через явку, определяется моделями доминирующего электорального поведения в обществе [2, с. 13-22].

По мнению Л.Е. Тихоновой электоральная активность может рассматриваться как одна из составляющих избирательной активности, а та, в свою очередь, составляющей политической активности населения. Электоральная активность в форме явки на выборы выступает позитивным явлением в противовес электоральной пассивности, абсентеизму, характеризующим общественно-политическую активность индивида, его заинтересованность в социализации и интегрированности в общество, в стремлении изменить политическую жизнь, способствовать прогрессу общества [2, с. 52].

Ряд авторов сходятся во мнении, что электоральная активность представляет собой относительный показатель участия населения в выборах, измеряемый количественно по явившимся избирателям и проголосовавшим в итоге, по отношению к списочному составу избирательных списков [2, с. 54; 3, с. 62-64].

Некоторые отмечают, что это активность, проявляемая в ходе выборов и измеряемая долей пришедших на выборы и проголосовавших результативно [4, с. 18].

Однако встречаются и иные, более широкие подходы к пониманию электоральной активности. Так, Г.П. Зинченко предлагал рассматривать электоральную активность как форму электорального поведения, состоящую из совокупности целей и ценностей, убеждений и установок, действий или бездействий граждан в процессе избирательных кампаний [5, с. 134].

В.В. Желтов и М.В. Желтов вопросы электорального поведения и электоральной активности измеряли двумя подходами, в рамках первого, обозначали они, явка зависит от корреляционных факторов: социальный статус, религия, система ценностей, политические предпочтения и т.п., во втором акцентировалось внимание на индивидуальном выборе избирателя [6, с. 49].

Следует отметить, что электоральная активность выступает лишь частью активности в сфере избирательного права. Согласно российскому законодательству граждане Российской Федерации в сфере избирательного права помимо самого права избирать и быть избранным имеют и иные возможности, в том числе: право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ), право на объединение (ч. 1 ст. 30 Конституции РФ), право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации и шествия (ст. 31 Конституции РФ), право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ), право свободно распоряжаться своими способностями к труду (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ).

Последняя возможность конкретизируется правом сбора подписей избирателей, правом на добровольное, бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов (п. 7 ст. 37, п. 5 ст. 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), именно в данную разновидность избирательной активности наиболее часто вовлекается молодежь.

В современных условиях, когда вопросы снижения явки на выборах звучат достаточно остро как в России, так и за рубежом, осуществляется активный поиск новых избирательных технологий по решению соответствующих проблем, представляется необходимым соединить теорию и практику. Проблема здесь в том, что избирательная активность как категория конституционная не имеет законодательного закрепления, реализуется в конституционно-правовом поле, но имеет яркие политико-правовые характеристики.

В связи с чем в настоящее время более других, наиболее популярны избирательные технологии, в рамках которых предпринимаются усилия различных участников избирательных процессов по повышению именно явки, как деятельностного аспекта электоральной активности. В период организации и проведения избирательной кампании применяются как пропагандистско-просветительские, а также организационно-процедурные избирательные технологии. Это объяснимо, так как предпринимаемые усилия дадут быстрый результат, но одномоментный, единовременный.

На перспективу, управление избирательной системой должно охватывать как статику, так и динамику, в связи с чем актуальные вопросы выработки государством избирательных технологий, связанных с ценностно-идейным компонентом избирательной активности. И здесь безусловно, на первом месте формирование осознанной явки, закладывание основ конституционного мировоззрения, правовой культуры, то есть учет далекой перспективы развития избирательной системы России.

К избирательным технологиям, закладывающим основы электоральной активности следует относить различные средства по формированию электоральной культуры и электорального поведения в целом, через привитие ценностей демократии, гражданского общества, конституционных прав и свобод. Они многообразны, представляют собой совокупность различных способов (воспитание, обучение, просвещение, пропаганда, молодежная политика), предпринимаемых государством по вовлечению молодежи в политические процессы, в избирательные в частности, связанные с формированием электоральной культуры, избирательного поведения в целом. Методы ее формирования: беседы, рассказ, игра, лекция, дебаты, диспут, инструктаж, демонстрация и др.

В центре внимания государственной политики по публичному управлению электоральными процессами в рамках данной формы находятся пропагандистско-просветительские избирательные технологии по формированию электоральной активности молодежи как будущего ядра электората. В данном направлении в России учреждена и реализуется государственная молодежная политика, принят ряд нормативных правовых актов, реализуются различные приемы и способы по ее формированию. Однако предпринимаемые усилия недостаточно эффективно решают проблему низкой электоральной активности.

Прежде всего это объясняется, тем, что фокус внимания по вовлечению и активизации по участию в выборах молодежи осуществляется периодически, от выборов к выборам, сосредоточен на возрастной группе начиная с 18 лет, как потенциальных носителей права голоса. Однако в 18 лет личность и ее способности по выбору моделей активного либо пассивного поведения являются уже достаточно сформировавшимися, основные образцы поведения уже сложились. Представляется необходимо закладывать ценностные установки раньше, начиная с детства. С первых шагов социализации ребенка необходимо формировать активность как основу гражданского поведения, в перспективе как базу электорального поведения, именно в детстве возможно заложить базовые ценности, первые паттерны (образцы поведения), впоследствии являющиеся генеральными и определяющими модель поведения конкретного индивидуума в обществе.

Выбор – неотъемлемый элемент жизни каждого сознательного человека, это навык, от развития которого зависит успешность, реализованность, конкурентоспособность личности в том или иной сфере, обществе, жизни в целом. Через разработку программ воспитания и обучения, в том числе в учреждениях, где впервые проходит социализацию ребенок, можно легко, доступно, в игровой форме прививать духовно-культурные ценности, базовые национальные установки, традиции и символы, в том числе знания о добре и зле, свободе и несвободе, вседозволенности, о собственной ответственности, о честности, долге, о вариативности мира и свободной воли ребенка при выборе тех или иных вариантов поведения, разъяснения на жизненных, бытовых, игровых примерах, последствия сделанного выбора.

Как представляется, необходимо формировать активную гражданскую позицию, как основу электоральной активности в семье, в обществе, в том числе через образовательные учреждения всех уровней, волонтерские и общественные организации, политические партии и др. Именно при таком широком подходе, задействовании всех форм образования, воспитания возможно сформировать конституционное правосознание, чувство патриотизма, ответственности, долга, лежащие в основе электорального менталитета и существенно повлиять на явку.

И здесь очевидно, что вопросам электорального поведения, электоральной явке как его составной части необходимо придать нормативную основу. Так А.В. Шемелин, рассматривая в своей докторской диссертации вопросы моделирования электорального поведения российских избирателей обосновал, что «… возможность участвовать в избирательном процессе, моделировать свое поведение в соответствии с электоральными предпочтениями у российских избирателей появилась только в связи с закреплением в избирательных нормативных положениях права на формирование органов выборной демократии». Он делает вывод, согласно которому «… первопричиной, основным фактором моделирования электорального поведения российских избирателей выступает политико-нормативная основа избирательного права» [7, с. 27]. Таким образом, представляется, решить проблемы электоральной активности невозможно без придания ей нормативной основы, разработки комплексной стратегии развития российской избирательной системы, в рамках которой разрешить в том числе и вопросы, связанные с низкой электоральной активностью.

Таким образом, электоральная активность является составной частью избирательного поведения граждан, выступает позитивным проявлением политической активности индивида, выражением степени его заинтересованности в управлении делами государства, вовлечении в принятие решений в политической и общественной жизни, характеризующие в свою очередь его как ответственного, патриотично настроенного гражданина своей страны.

Традиционно измеряется участие граждан в выборах такой категорией, как явка. Явка выступает внешним выражением электоральной активности граждан. В исследованиях авторов, посвященных изучению электоральной активности зачастую аспект, связанный с явкой обозначаются как определяющий в содержании электоральной активности. Представляется данный подход сужает возможности подбора избирательных технологий, направленных на повышение электоральной активности.

В структуре электоральной активности следует различать ценностно-идейную и деятельностную составляющие. Электоральная активность — это часть электорального поведения, имеющая внешнюю и внутренние формы, соответственно: деятельностную характеристику и ценностно-идейную. Представляется широкий подход к трактовке понятия «электоральная активность», позволит качественно повлиять на вопросы разработки новых избирательных технологий, как по ее формированию, так и по ее повышению.

Решать проблемы электоральной активности необходимо как в рамках конкретной избирательной кампании, так и в перспективе в целом, для чего электоральную активность необходимо закрепить нормативно, разработать комплексную стратегию развития российской избирательной системы, в том числе учитывающую проблемы снижения электоральной активности.

REFERENCES

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii: prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FZK, ot regulirovaniya 14.03.2020 №1-FZK) // Rossijskaya gazeta. 2020. № 144.

2. Rozhneva S.S. Elektoral’naya aktivnost’ zhitelej g. Pudozh na municipal’nyh vyborah v predstavitel’nye organy vlasti // Gosudarstvennaya vlast’ i mestnoe samoupravlenie. – 2018. – № 5. – S. 13–22.

3. Tihonova L.E. Ponyatie «elektoral’naya aktivnost’» i formy ee pozitivnogo proyavleniya // Prioritetnye napravleniya razvitiya obrazovaniya i nauki // Sbornik materialov II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 2-h tomah. – CHeboksary, 2017. – S. 52–55.

4. Nizamov R.R. Elektoral’naya aktivnost’ molodezhi: ponyatie i sovremennoe sostoyanie // Molodoj uchenyj. – 2017. – № 35. – S. 62–64.

5. Betekhtina A.V. Elektoral’noe povedenie molodezhi: pochemu molodezh’ ne hodit na vybory? / A.V. Betekhtina, N.V. Oluhov // Voprosy upravleniya. – 2012. – № 3. – S. 12–20.

6. Zinchenko G.P. Ot chego zavisit elektoral’naya aktivnost’ molodezhi? // Severo-Kavkazskij yuridicheskij vestnik. – 2015. – № 3. – S. 134–137.

7. ZHeltov V.V. K voprosu ob analize elektoral’nogo povedeniya / V.V. ZHeltov, M.V. ZHeltov // Territoriya novyh vozmozhnostej. – 2011. – № 3 (12). – S. 48–63.

8. SHemelin A.V. Izbiratel’noe pravo kak politiko-normativnaya osnova modelirovaniya elektoral’nogo povedeniya rossijskih izbiratelej: dis. … na soisk. … d-ra polit. nauk: 23.00.02 – Politicheskie instituty, processy i tekhnologii (politicheskie nauki). GOU VPO «CHitinskij gosudarstvennyj universitet». – CHita, 2011. – 38 s.