ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРАТУРЫ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ)

THE PRACTICE OF APPLYING ANTI-CORRUPTION MEASURES IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY; CRIMINAL AND EXECUTIVE LAW; CRIMINAL PROCESS; CRIMINALISTICS; JUDICIAL ACTIVITIES, PROSECUTION ACTIVITIES, HUMAN RIGHTS AND LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES

Publication text (PDF)

UDK: 393.4

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Kayumova Dinara Rafikovna, Prosecutor’s Office of the Republic of Crimea

TYPE: Article

DOI:

https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-4-147-151

PAGES: from 147 to 151

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: Republic of Crimea, anti-corruption, prosecutor’s offices, requirements, prohibitions and restrictions.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article discusses the problems of legal regulation and law enforcement in the field of combating corruption in the Republic of Crimea, identified in the framework of the supervisory activities of the prosecutor’s office, formulated proposals for their resolution. The results of the supervisory activity of the Prosecutor’s Office of the Republic of Crimea are presented. It has been established that the main types of violations of anti-corruption legislation are: non-regulation of conflicts of interest (in the republic, such forms of conflict of interest as the use of official position in the interests of close relatives in decision-making are revealed); participation of employees in the activities of commercial organizations, unreliability of information provided on the income and property of a civil servant. In addition, the article draws attention to the positive experience of anti-corruption education.

Органам прокуратуры отведена важная роль в сфере противодействия коррупции, в том числе в рамках реализации Национальной стратегии и Национального плана противодействия коррупции.

Первоочередной задачей после вхождения Крыма в состав Российской Федерации стало формирование нормативной правовой базы для обеспечения нормального функционирования всех институтов власти и местного самоуправления, в том числе в сфере противодействия коррупции.

Прокуратура республики совместно с другими субъектами правотворчества активно включилась в этот процесс. Большинство социально значимых нормативных актов приняты при непосредственном участии прокуроров. Первой законодательной инициативой прокурора Республики Крым был Закон «О противодействии коррупции в Республике Крым».

Одновременно органы прокуратуры осуществляли антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов. Для законодательства Крыма это был совершенно новый правовой институт. Из почти 100 тысяч принятых за семь лет органами власти и местного самоуправления актов почти в пяти тысячах установлены коррупциогенные факторы, которые устранены по требованию прокуроров.

В рамках своих полномочий прокуратура координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупцией, на системной основе осуществляет деятельность межведомственная рабочая группа по противодействию коррупции.

В результате совместных с правоохранительными органами мер за семь лет судами республики за коррупционные преступления осуждены более 900 лиц, из них за получение взяток – более 300 должностных лиц органов власти, местного самоуправления, депутатов различного уровня.

Более 100 юридических лиц привлечены к ответственности за осуществление коррупционных действий в своих интересах, а также за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывших государственных и муниципальных служащих, сумма наложенных судами штрафов превысила 90 млн. руб.

Приоритетным направлением в деятельности органов прокуратуры является обеспечение контроля за расходами, превышающими доходы должностных лиц.

В настоящее время в республике сформирована положительная судебная практика по вопросам взыскания в доход государства имущества, законность приобретения которого не подтверждена – все 6 исковых заявлений указанной категории на сумму свыше 20 миллионов рублей судами удовлетворены.

В марте текущего направлено исковое заявление об обращении в доход государства имущества бывшего начальника отдела по вопросам миграции Ялты, который привлекается к уголовной ответственности за создание преступного сообщества с целью получения взяток за получение гражданства Российской Федерации, об обращении в доход государства имущества стоимостью свыше 10,5 мил. руб. Среди данного имущества недостроенный дом в Гаспре, два дорогостоящих автомобиля, наручные часы различных марок, ювелирные украшения.

Прокурорами выявляются многочисленные факты участия служащих в деятельности коммерческих организаций, неурегулирования конфликта интересов, недостоверности представленных сведений о доходах и имуществе, за что более 50 должностных лиц и депутатов уволены в связи с утратой доверия.

В республике выявляются такие формы конфликта интересов, как использование должностного положения в интересах близких родственников при принятии решений, к примеру, при выделении земельных участков, представление интересов органа местного самоуправления по иску, ответчиком по которому, к примеру, был сам глава органа местного самоуправления, распространено осуществление трудовой деятельности при прямом подчинении близких родственников, обеспечивающих в том числе повышенные материальные вознаграждения.

Своевременное выявление и рассмотрение ситуаций личной заинтересованности служащих позволяет избежать самого конфликта, который может перерасти в уголовно-наказуемые формы.

Широкое освещение в российских средствах массовой информации в 2019 г. получило увольнение в связи с утратой доверия на основании решения суда главы администрации города Евпатории Ф.

Своим распоряжением глава Евпатории создал муниципальное казенное учреждение Центр информационно-аналитического и материально-технического обеспечения органов местного самоуправления Евпатории, своим же распоряжением на должность директора назначил отца своей сожительницы М.

Суть конфликта интересов заключалась в том, что глава Евпатории от имени учредителя регулировал деятельность казенного учреждения, в том числе вопросы оплаты труда и премиальных вознаграждений руководителю учреждения, а руководитель учреждения в свою очередь предоставлял услуги по материально-технической поддержке органа местного самоуправления, услуги по содержанию и обслуживанию зданий, автотранспортное обеспечение и так далее.

По результатам рассмотрения представления прокурора Евпатории председателем Евпаторийского городского совета принято решение не привлекать Ф. к ответственности в связи с истечением срока давности совершенного правонарушения. Исковые требования прокурора об обязании расторгнуть контракт удовлетворены в полном объеме, глава администрации освобожден от занимаемой должности в связи с утратой доверия. В ходе прокурорской проверки и судом тщательно устанавливались обстоятельства, свидетельствующие о личной заинтересованности главы администрации в трудоустройстве М.

Правоохранительными органами Евпатории представлены сведения о воспитании Ф. и дочерью М. трех совместных детей, совместном проживании, совместном проведении досуга. Помимо копий соответствующих документов правоохранительными органами представлены сведения из социальных сетей, активным пользователем которых была сожительница Ф., размещавшая в аккаунтах фотографии совместной жизни.

Относительно истечения срока давности привлечения к ответственности судом обоснованно сделан вывод о признании правонарушения длящимся.

Своевременно не выявленный конфликт интересов создает благоприятные условия для совершения коррупционных преступлений, например, путем злоупотребления полномочиями или их превышения.

Зачастую конфликт интересов возникает в связи с нарушением иных запретов и ограничений, установленных антикоррупционным законодательством.

Так, при расследовании уголовного дела по факту хищения бюджетных средств выявлены обстоятельства участия в предпринимательской деятельности главного специалиста Управления капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства города Алушты К.

Муниципальный служащий и фактический руководитель общества с ограниченной ответственностью «Омега», единственным учредителем и директором которого является его дочь М., поручил бухгалтеру ООО «Омега» подать документы на участие в электронном аукционе на проведение капитального ремонта сетей теплоснабжения в поселке Партенит города Алушты и обеспечил победу общества в торгах.

К ремонту были привлечены третьи лица, поскольку ООО «Омега» не имело для этого возможности, а муниципальный служащий во исполнение своих должностных обязанностей изготовил акты о приемке выполненных работ, в которых завысил объемы и стоимость работ более чем на миллион рублей, подписал акты выполненных работ от имени директора ООО «Омега», убедил начальника Управления капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Алушта, который, к слову сказать, за участие в этой схеме привлекается к уголовной ответственности за получение взятки от своего подчиненного, подписать данные акты со стороны администрации и осуществить по ним оплату.

Как уже было отмечено ранее, важным направлением в сфере противодействия коррупции является проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Так, прокуратурой республики за 2019 год при реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов изучен 19831 нормативный правовой акт, 18658 проектов, выявлено 1411 нормативных правовых актов, содержащих 1640 коррупциогенных факторов, из них 1373 нормативных правовых акта, противоречащих требованиям федерального законодательства. С целью устранения коррупционной составляющей прокурорами направлено 40 требований об изменении нормативных правовых актов с целью исключения коррупциогенных факторов, принесено 1 368 протестов, в суды направлено 4 исковых заявления.

В органы государственной власти и местного самоуправления направлено 777 (985) информаций о наличии коррупциогенных факторов в проектах нормативных правовых актов. В результате вмешательства органов прокуратуры из 1363(850) нормативных правовых актов и 703 (847) проектов коррупциогенные факторы исключены. Наибольшее количество коррупциогенных факторов выявлено в нормативных правовых актах, регулирующих права, свободы и обязанности человека и гражданина 675, природоохранного законодательства 207, государственной и муниципальной службы 141, о государственной и муниципальной собственности 108.

Понимая значимость профилактической работы, направленной на формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, прокуратурой используются различные формы правового просвещения с привлечением в том числе общественных организаций, социально активной молодежи и студенчества. В Крыму стало традицией проведение форумов, конкурсов, выступлений и других мероприятий антикоррупционной тематики.

Прокуратурой республики совместно с Крымским филиалом Университета прокуратуры с 2015 г. проводится Крымский ежегодный антикоррупционный форум «Скажи свое «Нет!» с выступлениями для студентов. Студенты становятся активными участниками конкурсов в рамках форума – творческого конкурса «Сказка для взрослых», конкурса флешмобов на центральных площадях Крыма, конкурсов научных работ на антикоррупционную тематику.

В заключение необходимо отметить, что на сегодня в Республике Крым вопросы соблюдения законодательства в сфере противодействия коррупции стоят на «острие социального внимания населения». Ведь общеизвестно, что одним из критериев который определяет уровень доверия граждан к деятельности органов государственной власти, правоохранительных органов, и в частности органов прокуратуры, является эффективность их работы по данному направлению.

REFERENCES

1. Kayumova D. R., Kozlov T.L. Osushchestvleniye nadzora za ispolneniyem zakonodatelstva o protivodeystvii korruptsii v Respublike Krym // Vestnik Akademii Generalnoy prokuratury Rossiyskiy Federatsii. 2016. № 3.

2. Kayumova D.R., Kozlov T.L. Rol organov prokuratury v realizatsii novogo natsionalnogo plana protivodeystviya korruptsii. // Zakonnost. – 2016. – № 11. – S.12-17.

3. Avakian. S. A. Protivodeystviye korruptsii : konstitutsionno-pravovyye podkhody : kollektivnaya monografiya [elektronnyy resurs] / S. A. Avakian. I. P. Kenenova. A. S. Kovler i dr.; otv. red. i ruk. avt. kol. S. A. Avakian. – Moskva : Yustitsinform. 2016. – 512 s. – Dostup iz spravochno-pravovoy sistemy «KonsultantPlyus».

4. Bakharev. A. V.. Iliy S. K.. i dr. Korruptsiya v sovremennoy Rossii : problemy teorii i praktiki : monografiya [Tekst] / kollektiv avtorov. pod obshch. red. T. L. Kozlova. – Moskva : Yurlitinform. 2014. – 296 s.

5. Vlasenko. N. A. Pravovyye osnovy protivodeystviya korruptsii : uchebnoye posobiye [Tekst] / N. A. Vlasenko. S. A. Gracheva. E. E. Rafalyuk; otv. red. N. A. Vlasenko. – Moskva : In-t zak-va i sravnit. pravovedeniya pri Pravitelstve RF. – 2013. – 310 s.

6. Glazyrin. T. S.. Nozdrachev. A. F. Konflikt interesov na gosudarstvennoy i munitsipalnoy sluzhbe. v deyatelnosti organizatsiy : prichiny. predotvrashcheniye. uregulirovaniye : nauchno-prakticheskoye posobiye [Tekst] / T. S. Glazyrin. T. L. Kozlov. N. M. Kolosova i dr.; otv. red. A. F. Nozdrachev. – Moskva : Institut zakonodatelstva i sravnitelnogo pravovedeniya pri Pravitelstve Rossiyskoy Federatsii : INFRA-M. 2016. – 224 s.

7. O protivodeystvii korruptsii : Federalnyy zakon ot 25 dekabrya 2008 goda № 273-FZ // Rossiyskaya gazeta. – 2008. – 30 dekabrya.

8. O prokurature Rossiyskoy Federatsii : Federalnyy zakon ot 17 yanvarya 1992 goda № 2202-1 // Vedomosti SND RF i VS RF. – 20 fevralya 1992 goda. – № 8. – St. 366 // Sobraniye zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii. – 20 noyabrya 1995 goda. – № 47. – St. 4472.

9. Ob antikorruptsionnoy ekspertize normativnykh pravovykh aktov i proyektov normativnykh pravovykh aktov : Federalnyy zakon ot 17 iyulya 2009 goda № 172-FZ // Rossiyskaya gazeta. – 2009. – 22 iyulya.

10. Pravovyye osnovy protivodeystviya korruptsii : uchebnoye posobiye / T. L. Kozlov. – Simferopol : Krymskiy yurid. in-t (filial) Univer. prokuratury Ros. Federatsii. 2020. – 156 s.