Частноправовые аспекты правового регулирования отношений, складывающихся в процессе создания цифровых инвестиционных платформ (ICO, ICE)

PRIVATE LAW ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF RELATIONS EMERGING IN THE PROCESS OF CREATING DIGITAL INVESTMENT PLATFORMS (ICO, ICE)

ЧАСТНОПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ, СКЛАДЫВАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ЦИФРОВЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПЛАТФОРМ (ICO, ICE)

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION CIVIL LAW; BUSINESS LAW; FAMILY LAW; INTERNATIONAL PRIVATE LAW; CIVIL PROCESS; LABOR LAW; LAW OF SOCIAL SECURITY

Publication text (PDF)

UDK: 347

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Terekhov M.G., Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot

TYPE: Article

DOI:

https://doi.org/10.37279/2413-1733-2022-8-1-294-299

PAGES: from 294 to 299

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: cryptocurrency, digital assets, ice/ice, digital law, digital legal relations, digital property, institute of law.

ABSTRACT (ENGLISH):

This article discusses topical issues of the development of public relations in the context of digital transformation. In particular, the issues of civil law regulation of relations on the turnover of digital assets (cryptocurrencies) that develop in the process of creating and functioning of digital investment platforms (ICO/ICE) are highlighted.

Special attention in the scientific article is paid to the process of civil turnover of digital assets on the Internet, which are expressed in the form of tokens in order to make a profit.

Цель: Научное освещение вопросов о существующем межотраслевом институте цифровых инвестиционных платформ (ICO/ICE) в цифровом праве.

Задачи: 1. Раскрыть предпосылки возникновения и развития гражданских отношений, складывающихся в сфере оборота цифровых активов на цифровых инвестиционных платформах (ICO/ICE);

2. Провести сравнительный анализ краудфайдинга, традиционных инвестиционных механизмов, а также цифровых инвестиционных платформ (ICO/ICE);

3. Дать гражданско-правовую характеристику цифровых инвестиционных платформ (ICO/ICE).

Методология. Состоит из общенаучных методов познания: системности, индукции, дедукции.

Вывод. В данной статье путем раскрытия исторических аспектов возникновения, существования и развития традиционных институтов инвестирования в Российской Федерации сделан вывод о наличии новых частноправовых аспектов в правовом регулировании, отношений в процессе цифровой трансформации существующих инвестиционных механизмов и появлении новых, что также позволяет рассуждать о трансформации правовых конструкций.

Введение. Цивилисты отмечают, что регулируемые действующим гражданским законодательством правоотношения имеют свои предпосылки возникновения, которые являются базой для понимания их (отношений) правовой природы и перспективы совершенствования правового регулирования [11, с. 137-147]. Кроме того, неопределенность правовой природы составных элементов соответствующих правоотношений создает проблемы в различных областях гражданского оборота [12, с. 146-153].

Вторая половина XX в., начало первой половины XXI в. в сфере инвестирования, ознаменовывается острой потребностью общества в надежных экономических механизмах, связанных с инвестиционными операциями, которые будут направлены на совершенствование процесса осуществления и защиты гражданских прав.

Методология. Использование автором настоящей научной статьи системного метода позволило сформулировать положения о существовании и отдельном регулировании гражданских правоотношений в цифровой среде (сети «Интернет») относительно осуществления инвестиционной деятельности, как физическими, так и юридическими при обороте цифровых активов (в частности криптовалют) на современных цифровых инвестиционных платформах. Методы анализа и синтеза дали возможность обосновать тезисы о правовой природе возникающих гражданских правоотношений в цифровой среде (сети «Интернет») при обороте цифровых активов на цифровых инвестиционных платформах.

Результаты и их обсуждение. Появление инвестиционных институтов на территории России в отличие от Европейских государств, происходит в значительной мере позже по вполне объяснимым особенностям командно-административного характера экономической системы, существовавшей во времена СССР, что само в целом исключает такое явление, как частные инвестиции.

Безусловно, первым толчком к развитию данного направления по появлению инвестиционных институтов в России становится переход экономики к развитию рыночной конъюнктуры [9, с.24–28.] и последующему принятию профильного закона регулирующего данную сферу правоотношений.

Согласно Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» в настоящее время под инвестиционной деятельностью понимается – вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. По мнению Ковалева О.И., Иванченко Л.А., определяемое законом понятие «инвестиционной деятельности» полностью отражает сущностный характер складывающегося в обществе процесса по извлечению прибыли с использованием третьей стороны «инвестиционной площадки». Классические характерные признаки организационно-правовой природы инвестиционных площадок, также определяются установленным законом порядком деятельности инвестиционных публично-правовых компаний [10].

Развитие институтов инвестиционных площадок, зарегистрированных в установленном порядке законами в последние 10 лет не является чем-то «новым» для экономической сферы и, соответственно, для сферы правового регулирования. В настоящее время это регулирование осуществляется при помощи сочетания публичных и частноправовых средств. Например, лицензия является публично-правовым средством, которое позволяет реализовать гражданскую правоспособность участников гражданского оборота. Профильные и компетентные в инвестиционной сфере юридические лица достаточно успешно существуют на основании полученных лицензий: брокеров, дилеров, кредитных организаций (инвестиционные банки). Аналогично инвестиционным копаниям существуют также в соответствии с законодательством инвестиционные фонды с двумя формами деятельности: паевые; акционерные [3].

А.И. Фридман определяет, что наиболее важные функции, выполняемые такими фондами: сохранение сбережений; управление финансовыми активами; финансирование развития различных процессов общественной жизни (науки и технологических процессов) [6].

Рассмотрев процессы развития традиционных институтов инвестиционной деятельности, которые обширно сформировались на рынке за последние 20 лет в России, следует сделать вывод о том, что, получив достаточное признание общества, инвестиционные институты в условиях естественной цифровизации общества уходят в цифровую среду (сеть-интернет). При этом, цифровая трансформация институтов инвестирования также затрагивает гражданско-правовые аспекты регулирования отношений возникающих в цифровой среде (сети интернет) на цифровых инвестиционных площадках по обороту цифровых активов. Данный вопрос имеет слабые научные изыскания, что и является существенной проблемой для институтов инвестирования – отсутствуют правовые механизмы, охраняющие законом процесс инвестиционной деятельности.

На сегодняшний день, цифровая среда – это глобальная площадка, располагающаяся в сети «Интернет», в частности для альтернативной реализации традиционных и возникающих экономических институтов в рамках цифровых правоотношений (далее – цифровая среда). Цифровая среда за последние годы многократно расширила свою пользовательскую аудиторию в различных сферах благодаря множеству национальных проектов направленных на цифровизацию общества, что заставляет уделить должное внимание данным тенденциям с точки зрения информационной и экономической безопасности.

Одним из наиболее прорывных институтов, сформировавшихся за последнее время в цифровых правоотношениях, является межотраслевой институт цифровых активов, относящийся к отрасли цифрового права.

Большая часть процессов, происходящих в настоящее время в цифровой среде, связанны именно с гражданским оборотом цифрового имущества.

По мнению автора, под цифровым имуществом понимается, совокупность цифровых объектов гражданско-правовых правоотношений, которые находятся в собственности физического лица или юридического лица, обладающего правом распоряжения: – делить; – передавать; – дарить; – хранить; – отказаться от него.

Наглядным примером цифрового имущества могут служить цифровые активы, например, криптовалюты.

Выделяя особую важность межотраслевого института цифровых активов для цифровой среды – процессы оборота цифровых активов, складывающиеся в данной сфере – формируют сопутствующие экономико-правовые цифровые институты. Одним из таких институтов является межотраслевой институт цифровых инвестиционных платформ, который по совокупности ряда признаков следует отнести к отрасли цифрового права.

В ходе проведенного автором анализа, выявлены основные признаки цифровой инвестиционной деятельности: 1) необратимость, связанная с временной потерей ликвидности; 2) ожидание увеличения исходного уровня благосостояния; 3) неопределенность, связанная с отнесением результатов на относительно долгосрочную перспективу; 4) утилитарные услуги, дающие право обменять цифровое имущество на услуги или товары компании.

Признаки инвестиционной деятельности в цифровой среде указывают на достаточно схожую правовую природу с традиционной деятельностью инвестиционных площадок. При этом, определяемые признаки по своему описанию схожи также с достаточно устоявшимся за последнее время в обществе понятием «краудфандинга». Характер данного явления достаточно близок для традиционных институтов инвестиционной среды, выступая, как современное проявление. Свойства механизма краудфайдинга обуславливаются – вложениями денежных средств людей в ту или иную идею на различных интернет-платформах.

Существенным отличием краудфайдинга и иных устоявшихся институтов традиционной инвестиционной деятельности от межотраслевого института цифровых инвестиционных платформ является:

1) оборот различных гражданских объектов, которые инвестируются.

В традиционных институтах инвестиционной деятельности используются установленные законом денежные средства, в цифровой среде – цифровые активы, которые не имеют на национальном уровне «специализированного рабочего финансового регулятора», что обуславливает второе отличие;

2) отсутствие законодательного регулятора элементов (цифровые активы) инвестиционной деятельностью в цифровой среде;

3) специфический характер площадок, предоставляющих услуги, связанные с инвестиционной деятельностью в цифровой среде (ICO/ICE), которые также не имеют национальных регуляторов в силу технико-программной децентрализации;

4) автоматическое выполнение условий соглашения между инвестором и организацией, в которую инвестируют. Инвестиционные площадки выступает исключительно организатором, за что взымает минимальный процент от удачных сделок.

Учитывая ряд определяемых отличий, под межотраслевым институтом цифровых инвестиционных платформ понимается, что это определенные финансово-экономические явления (цифровые правоотношения связанные с оборотом цифрового имущества) происходящие в цифровой среде (сети «Интернет») основным участником которых являются инвестиционные ICO и ICE площадки, выполняющие функции в качестве посредника (в форме привлечения инвестиций в виде продажи инвесторам (пользователям) фиксированного количества новых единиц цифровых активов).

Выводы. Подводя итоги публикации, можно сделать вывод о том, что возникающие новые экономико-правовые явления для общества в эпоху цифровизации не становятся неожиданностью, а, напротив, имеют свои предпосылки к возникновению и дальнейшему развитию новых гражданско-правовых институтов в сфере цифровой инвестиционной деятельности.

Однозначно, диалектическое развитие общественных отношений, обусловленное достижениями науки и техники, требует и адекватного правового регулирования, в том числе теоретико-правовых изысканий и разъяснений.

Безусловно, существующее понимание о структуре правового регулирования гражданско-правовых и экономических процессов в обществе устоялось и старается трансформировать действующее законодательство, но при этом, не выходя за рамки существующих мнений и официальных позиций государственной власти. Тем временем, цифровые процессы достаточно независимы от существующих научных и организационных проблем общества, цифровизация и ее процессы только набирают обороты, путем естественного прогресса, не подстраиваясь под национальные правовые регуляторы.

Следует отметить, на основе анализа иностранного опыта разъяснения цифровых правоотношений в рамках ICO/ICE инвестиционной платформ. Отчет от 25 июля 2017 года Комиссии по ценным бумагам и биржам США, разъясняет, что ICO признаются в настоящее время виртуальными инвестиционными фондами, которые подлежат специальному правовому регулированию, а оборот токенов (цифровых активов) признается равным обороту ценных бумаг.

Анализ данного отчетного документа указывает на однозначное признание обществом многих экономический развитых государств – глобальных процессов цифровизации во всех сферах, в том числе и в сфере инвестиционной деятельности, которую в будущем предстоит законодательно разъяснить с точки зрения гражданско-правового режима.

REFERENCES

1. The Civil Code of the Russian Federation of 30.11.1994 No. 51-FZ // Legal reference system «Consultant Plus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_5142

2. Federal Law No. 259-FZ of 31.07.2020 «On Digital Financial Assets, Digital Currency and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation»

3. Federal Law «On Investment Funds» dated 29.11.2001 No. 156-// Legal reference system «Consultant Plus».URL: Federal LAW http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34237 .

4. Federal Law «On Currency regulation and currency control» dated 10.12.2003 No. 173-FZ // Legal reference system «Consultant Plus».URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458.

5. SEC Issues Investigative Report Concluding DAO Tokens, a Digital Asset, Were Securities, SEC, Jul 25, 2017

6. Financial and investment company. Electronic resource «utmagazine» / Access mode: https://utmagazine.ru/posts/4259-finansovo-investicionnaya-kompaniya.html

7. Matytsyna T. V., Lesnyak Yu. S., Sibil D.N., Surov A.S. Investment institutions as the most important players of the financial market of Russia // State and municipal management. Scientific notes . 2017. No.4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/investitsionnye-instituty-kak-vazhneyshie-igroki-finansovogo-rynka-rossii (accessed: 01.02.2021).

8. Kovaleva O.I., Ivanchenko L.A. Investment activity in Russia // Actual problems of aviation and cosmonautics. 2010. No.6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/investitsionnaya-deyatelnost-v-rossii (accessed: 01.02.2021).

9. Ryabova T.F., Ignatova T.V. Modern mechanisms for ensuring national economic security based on the formation of market conditions // Food industry. 2016. No. 5. pp. 24-28.

10. Investment companies: how to choose and check a company? Electronic resource «IQmonitor» / Access mode: https://www.iqmonitor.ru/investicii/invest/fondy/iinvesticionnye-kompanii.html

11. Sharonov S. A. Civil law regulation of security activities in the Russian Federation: dis. Dr. yurid. sciences’. Volgograd, 2015. 445 p.

12. Sharonov S. A. Problems of legal regulation of security activity as a type of entrepreneurship / S. A. Sharonov // The power of law. 2019. No. 4. pp. 137-155.