УЧЕНИЕ М. А. РЕЙСНЕРА О ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ

REISNER’S DOCTRINE OF SUPREME POWER

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

Section THEORY AND HISTORY OF LAW AND THE STATE; HISTORY OF THE TEACHINGS OF LAW AND THE STATE

Publication text (PDF):Download

UDK: 321.011

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Kvasova O.A. ,Belgorod State National Research University

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-2-47-50

PAGES: from 47  to 50

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: M. A. Reisner, state, Supreme power, doctrine, sovereignty, Marxism, psychological school of law, democracy, signs of Supreme power.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article analyzes the views of Mikhail Andreevich Reisner on the institution of Supreme power (1868-1928) — a prominent Russian jurist of the early Soviet period, whose ideas were used in socialist state-building. M. A. Reisner’s views were very original. Among the features of the state, he attached key importance to state power as an «organizational idea of people’s political behavior», defining the state through «phantasms» (ideas) of Supreme power.

М.А. Рейснер (1868–1928 гг.) – один из самых ярких представителей российской правовой мысли начала XX вв., идеи которого вызывали острые и вызывают научные дискуссии. Сегодня он известен как интерпретатор психологической концепции права Л.И. Петражицкого, опирающийся на идеи марксизма. В последние годы интерес к творчеству М. А. Рейснера возрос [1, 5, 6]. В 2016 г. была защищена даже диссертация, посвященная анализу его государственно-правовых воззрений [6]. Целью данной статьи выступает реконструкция взглядов М.А. Рейснера на институт верховной власти.

Исследуя понятие «государство», Рейснер отмечал его историческую многозначность. Так, у древних греков для обозначения государства пользовались названием «полис» или «город», у римлян государство обозначали именем «civitas» (гражданство или городская община), «respublica»  (публичное  или  общее дело),  «imperium»  (властвование)  или  «regnum»  (царство).  Все эти  названия, отмечал он,  характеризуют различные  виды  и  формы  государства,  но  не  его  сущность.  Наиболее близкое определение государства, как полагал М.А. Рейснер, связано с Италией с появлением «citta» (город) и «república» (республика), «state», заимствованное из латинского слова «status», обозначавшего состояние вообще, под которым подразумевалось организация государства. У поляков употреблялось понятие господство (паньства), у болгар – держава (држава), у русских – властвование или гос-ударство. Объединяя воедино представленные позиции, государство определяется как институт властвования [3, c. 7].

Понятие власти правовед определял «как общее всем союзам» [3, c. 10]. Уточняя при этом, что это общее содержит в себе представление о некой вине человека находящейся воле, с определёнными требованиями и обязательствами их исполнения. В учении М.А. Рейснера власть подразделяется на виды – правовая и безправная [3, c. 10]. Давая характеристику бесправной власти, мыслитель говорит о способах ее проявления, т.е. это власть, возникавшая в процессе взаимоотношения между людьми без участия правовой нормы. Способ обеспечения такой власти –  насилие. В качестве примера, М.А. Рейснер приводит взаимоотношение хозяина и раба. Под правовой властью понимал власть, имеющую «правовую оболочку» [3, c. 11].

Верховная суверенная власть – это основополагающая структура государства, имеющая ряд признаков. Во-первых, принудительно-властный характер, не зависящий от воли человека, обязывающий его соблюдение. Во-вторых, наличие носителей верховной власти, т.е. граждан. В понятие  верховной  власти, по мнению Рейснера,  входили  три  основных  элемента:    воля, право  и  сила. Идея государственной воли отличается от реальной воли, или общегосударственных воль, которые являются выражением государственной силы. Воля государства является основополагающей, т.к. каждое государство претендует на вечное существование, имеет свою историю, традиции и культурные ценности. Воля человека является вместе с тем весьма изменчивой и двоякой, основанной на противоречиях.  Воля государства является не только сознательной, лишенной индивидуально- эмоционального характера, но и постоянной в пространстве и времени, неизменной по существу, единой во всех проявлениях. Ей присуще только одно содержание, и оно заключается в преследовании чисто государственных целей, самосохранении, самозащиты, роста и благосостояния государства.  В частности,   воля  государства,  несмотря  на  ее  конкретное  совпадение с  волей  отдельных  частных  лиц,  тем  не  менее, приобретает некоторый нечеловеческий, сверхъестественный характер. И если, даже «приписывая государству волю, пользуются образным выражением употребляют аналогию», то здесь лежит, прежде всего, мотив, в силу которого «на  государство<…>  смотрят  не  как  на  машину,  а как  на  некоторое  живое  существо,  которое  приходит  в  действие благодаря  своему собственному стремлению  к деятельности» [2, c. 24].

Без такой «воли» невозможно выполнение ряда поставленных перед государством целей в качестве юридического лица. Кроме того, без воли правовые отношения не могут существовать, поскольку государство действует в качестве самостоятельного носителя воли, как компетентный субъект, создающий правовые предписания. Государственная воля не только независима в высочайшей степени, но и свободна в такой мере, как это не может  представить себе  ни  один  человек.  Правами власти, число которых не ограничено ничем, соответствует столь же абсолютные обязанности подданных, которые по  принципу  не  имеют  ни  права  восстания,  ни права  суда или  наказания  по  отношению  к государственной  воле,  как  таковой. Так М.А. Рейснер определял внутренний суверенитет,  который  юридически, отме-чал он,  формулируется  как  право свободного  определения  своей  собственной компетенции.  Население подчиняются этой власти беспрекословно. Это понятие суверенитета, как особого «правового характера» государственной власти выработалось преимущественно  в  эпоху  абсолютизма.

Изучая взгляды как отечественных, так и западных исследователей, М.А. Рейснер критически относится к сложившей системе ценностей предшествующих ученых относительно отождествления суверенитета в качестве признака государства или наделения его самостоятельностью.  Такого рода понятия, по мнению ученого, стремятся определить место жизненного центра в  государственном  организме.

Еще одним признаком верховной государственной воли является принадлежащая  ей  сила. Этой силе он приписывал особые свойства, ставящие ее далеко за пределы обычной человеческой,  даже коллективной силы.  В этом отношении государственная сила идет вполне на одном уровне с государственной волей и властью.  Предполагается, что сила государства обладает способностью превозмочь не только какие-нибудь удары и противодействия со стороны подданных или их  объединений, даже  со стороны каких бы  то  ни  было внешних, вражеских сил. Любое  государство  никогда  не  станет  развить  свою  армии в  ожидании  войны  с  безмерно  более  сильным,  чем  она сама. Эта сила представляется вездесущей, так как ей подлежит вся территория страны без  исключения, и  общество твердо  убеждено,  что  эта  сила  будет  проявлена  везде,  где  она, нужна. Эта сила не ограничивается в своем применении одним воздействием на внешнее поведение и  физическую природу  человека,  она  хочет  воздействовать  при  помощи  системы наказания и поощрения воздействовать на  внутренние  мотивы человеческих поступков, она  желает  не  только  знать, но и видоизменять  согласно желаниям представителей    верховной  воли  человеческие  мысли, чувства  и  желания.

М.А. Рейснер является одним из сторонников идеи народного суверенитета, основанного на демократических началах как основе властвования народа. Народ в понимании ученого – это источник власти, как указывает правовед «в демократии сам народ – власть» [1, c. 232]. М.А. Рейснер связывает разработку и распространение понятия народного суверенитета с широким внедрением в практику государственных отношений представительных органов власти. Более того, по его мнению, благодаря этой идее стало возможным принципиально по другому посмотреть на природу государственной власти, поскольку было четко осознано, что «в государстве не только власть существует для народа, а сам народ становится государством; народное благо совершается не только для народа, а через народ<…> сам народ становится властью» [2, c. 122].

Таким образом, М.А. Рейснер, также как и большинство его современников, признаками государства считал государственную власть, население и территорию. Однако, рассуждая об их иерархии, однозначный приоритет отдавал верховной власти как «организационной идеи политического поведения людей». Факультативными признаками государства он считал: а) государственную идеологию, б) нормирующий характер, в) компромиссность, определяя государство посредством «фантазмов» (идей) государственной власти.

REFERENCES

  1. Pratsko G. S., Boldyrev O. N. The development of the psychological theory of law in the works of M. A. Reisner / / Philosophy of law. — 2015.- №1 (68). — Pp. 16-20.
  2. Reisner M. A. The State. Part I: Ideology and method / M. A. Reisner – — M., 1918 – — 222s.
  3. Reisner M. A. The State. Part I. Cultural and historical foundations/ M. A. Reisner. — M., 1911 – — 221 p.
  4. Reisner, M. A. The main features of representation /M. A. Reisner / / Constitutional state: Collection of articles. — St. Petersburg,1905. — pp. 121-178.
  5. Safronova E. V., Skibina O. A. M. A. Reisner: vital and scientific path / / Science and education: economy and economics; entrepreneurship; law and management.- 2013.- № 10 (41).- Pp. 103-110.
  6. Skibina O. A. State-legal views of M. A. Reisner: dissertation … candidate of Legal Sciences: 12.00.01. — Belgorod, 2016. — 222 p.