ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ МИГРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

DIGITALIZATION OF SEPARATE TYPES OF LAW ENFORCEMENT (ON THE EXAMPLE OF MIGRATION ACTIVITIES)

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

Section CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY; CRIMINAL ENFORCEMENT LAW

Publication text (PDF):Download

 

UDK: 342

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Trifonova  K. V. , Crimean Branch of the Russian State University of Justice

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-2-163-168

PAGES: from 163  to 168

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: migration system, migration, migrant, digitalization, information platform, mobile application.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article examines the features of the digitalization processes of certain aspects of migration activity as a type of law enforcement activity. The relevance of the research topic is justified by the fact that the digitalization of migration activity as a type of law enforcement activity contributes to the effectiveness of the ongoing migration policy, ensures its effectiveness, objectivity, allows to reduce the costs of maintaining law and order, and minimizes the influence of the human factor in this area.

The need is emphasized in the context of global digitalization to provide migrants with access to various services necessary for their stay in the country and work, especially in a difficult epidemiological situation.

The current normative acts in terms of informatization of migration processes in general are analyzed. In conclusion, the author points out that the proposed measures for the digitalization of the migration system will make the Russian labor market more attractive for migrants, which will solve the existing problems with the labor force in Russia.

В настоящее время большинство сфер государственного управления существенно приблизились к модели цифровой экономики. Цифровые модели взаимодействия «гражданин-государство», «гражданин-гражданин» и «государство-государство» предполагают широкое использование цифровых информационно-телекоммуникационных технологий, массовый перенос на цифровые носители массивов разнородных данных и документов с использованием электронной цифровой подписи и цифровых коммуникаций [1, с. 29].

Применение цифровых информационных технологий предоставляет субъектам данных правоотношений большие возможности в области правоохранительной деятельности, в частности, в миграционной сфере. В данном контексте процессы цифровизации правоохранительной деятельности способствуют повышению эффективности проводимой миграционной политики, обеспечивают ее эффективность, объективность, позволяют снизить расходы на поддержание правопорядка, минимизируют влияние человеческого фактора в указанной сфере.

К сожалению, в современных условиях, цифровизация правоохранительной деятельности в целом, и миграционной деятельности в частности, носит фрагментарный, несистематизированный характер. Однако, пандемия коронавируса способствовала тому, что в настоящее время, активизировалась   работа по внедрению информационных технологий в соответствующие процессы.

Современная Россия – крупнейший импортер рабочей силы. Внутренние трудовые ресурсы страны не способны в полной мере удовлетворить потребности экономики, и страна вынуждена привлекать иностранную рабочую силу.

Основными источниками которой служат страны – члены Содружества Независимых Государств (СНГ), в первую очередь Узбекистан, Таджикистан и Украина, а также Китай [2]. Помимо учтенных мигрантов в России по разным оценкам находится от 2 до 5 миллионов нелегальных мигрантов [3]. Однако введенные из-за Коронавируса ограничения привели к тому, что количество мигрантов в России снизилось практически наполовину.

Глобализация и цифровизация экономических процессов в мире значительно повлияли на мобильность населения и в особенности на процессы трудовой миграции[4].

Одновременно с этим коронавирусная инфекция выступила катализатором цифровой трансформации всех общественных явлений, в том числе миграционных. И как следствие этого вопросы цифровизации миграционных процессов становятся все более актуальными в современных условиях.

Цифровизация миграционных процессов способна дать огромные преимущества государственным и муниципальным органам управления, гражданам, работодателям.

В соответствии с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы [4]  для повышения эффективности административных процедур в сфере миграции, а также для профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства РФ, применения мер административного воздействия в этой сфере все большее значение приобретает использование современных цифровых технологий и информационно-технических средств, в том числе для совершенствования механизмов получения заинтересованными государственными органами информации о нахождении иностранных граждан в РФ, их перемещении по ее территории, расширения использования современных биометрических технологий для идентификации личности, обеспечения эффективного контроля за соблюдением требованием трудового законодательства РФ о налогах и сборах работодателями, привлекающими и использующими иностранных работников.

Согласно Перечню поручений по вопросам реализации Концепции государ-ственной миграционной политики на 2019–2025 годы [5] одним из механизмов совершенствования обеспечения безопасности и правопорядка в миграционной сфере является широкое внедрение современных цифровых технологий для анализа миграционной ситуации, организации предоставления государственных услуг и осуществления государственного контроля в миграционной сфере.

В этом же  документе, в пункте II «Модернизация механизмов регулирования трудовой миграции» указывается, что для привлечения иностранных граждан юридическое лицо и индивидуальный предприниматель должны зарегистрироваться в государственной информационной системе и разместить в ней информацию о потребности в иностранной рабочей силе, в рамках которой через определённое время, необходимое для подбора органами службы занятости субъектов Российской Федерации работников из числа граждан Российской Федерации, могут нанять любого имеющего единый документ иностранного гражданина.

Физические лица также могут зарегистрироваться в государственной информационной системе (Подходы к созданию информационной системы описаны в разделе V «Информатизация сферы управления миграцией» настоящих предложений) для привлечения иностранных граждан (няни, сиделки, ремонтники и др.). Регистрация даёт возможность доступа к официальному сервису проверки персональных данных и миграционного статуса иностранного гражданина.

Поступающие в государственную информационную систему сведения о потребности в иностранной рабочей силе и трудящихся иностранных гражданах всех категорий используются государственными органами в сфере труда и занятости, а также в сфере экономического развития для формирования и анализа реальной статистической и аналитической информации о ситуации на рынке труда.

Для обеспечения функционирования предусмотренных настоящими предложениями правил, реализации электронных сервисов и механизмов контроля требуется обладающая соответствующими возможностями государственная информационная инфраструктура.

В целях информатизация сферы управления миграцией пунктом 50 плана мероприятий по реализации в 2019–2021 гг. Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019–2025 гг. [4] предусмотрена единая информационная платформа, содержащая и обрабатывающая информацию об иностранных гражданах и миграционных потоках, предназначенная для использования всеми заинтересованными государственными органами.

При создании единой информационной платформы необходимо учитывать текущие и перспективные возможности существующих государственных информационных ресурсов (Государственная система миграционного и регистрационного учёта, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность (система «МИР»), информационно-аналитическая система «Общероссийская база вакансий «Работа в России», единая биометрическая система, инфраструктура электронного правительства и др.), национального проекта «Цифровая экономика», обеспечить координацию научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по её развитию и модернизации, обеспечить сохранение и возможность использования уже накопленных данных, согласование указанной работы с деятельностью по созданию цифрового профиля гражданина Российской Федерации.

Основные задачи, которые должна решать создаваемая единая информационная платформа:

а) совместное использование имеющихся в информационных ресурсах различных ведомств данных, в том числе за счёт обеспечения однозначной связи фиксируемых в информационных системах государственных органов данных с конкретным индивидом (цифровой профиль иностранного гражданина);

б) статистическое обеспечение – регулярный сбор базовых статистических показателей с возможностью выдачи как стандартизированных, так и сгенерированных по запросам пользователя форм отчётности;

в) формирование специализированной аналитики на основе возможностей информационных технологий:

агрегированные показатели, например полученные на основании геолокации сведения о характере и направленности миграционных потоков в различное время суток между субъектами Российской Федерации, о распределении иностранных граждан по территории Российской Федерации и др.;

персональная аналитика (решение правоохранительных задач с использованием возможностей геолокации, мониторинга сетевой активности и т. п.);

г) обеспечение функционирования электронных форматов получения государственных услуг, предусматривающих упрощённые формы заявлений с минимально необходимым количеством сведений, единым дизайном, автоматическим заполнением полей формы данными, имеющимися в цифровом профиле, и др.;

д) перевод в электронную форму части документооборота при взаимодействии граждан и организаций как между собой (в частности, заключение трудовых договоров в электронной форме), так и с государственными органами (прежде всего предоставление предусмотренной законом информации);

е) предоставление информационных сервисов, включающих целевые рассылки иностранным гражданам (о принятых по заявлениям решениях, предстоящем окончании срока разрешённого нахождения и необходимости выезда, окончании срока действия документов, необходимости внесения налогового платежа и др.) или категориям иностранных граждан (о дате проведения и адресах пунктов для голосования и др.).

Но и в настоящее время уже имеются ряд цифровых ресурсов, которыми могут пользоваться мигранты. Для иностранных граждан, приезжающих в Россию, в современных условиях цифровой экономики созданы электронные информационные ресурсы с мобильными приложениями[6].

С помощью мобильного приложения возможно:

— экстренно связаться с полицией и оперативно – с ближайшим отделом полиции и узнать его адрес (быстрый вызов полиции будет совершен на телефон отдела внутренних дел, ближайшего к местонахождению мигранта. В случае, если номер занят, вызов будет автоматически переадресован на телефон 102. При невозможности определить местоположение или отсутствии доступа к интернету приложение совершит звонок на единый номер 112);

— узнать контактные данные участкового и адрес опорного пункта (в разделах приложения «Отделения МВД» и «Ваш участковый» доступна информация списком и на карте о двадцати ближайших к мигранту подразделениях МВД России);

— подать через сервис онлайн-обращение в подразделение МВД России региона или в приемную МВД России;

— осведомиться о штрафах за нарушение правил дорожного движения и санкциях Кодекса об административных правонарушениях.

Информационный ресурс «Работа в России» является федеральной государ-ственной информационной системой Федеральной службы по труду и занятости.

Мобильное приложение поможет мигранту в поиске вакансий и выборе опти-мального для проживания и трудоустройства региона России и даст возможность:

— выполнить поиск работы с учетом пожеланий и требований, в том числе по наименованию вакансии, уровню заработной платы, опыту работы;

— найти ближайшую к месту проживания вакансию, ознакомиться с предложениями по аренде/продаже жилья рядом с понравившимся местом работы;

— создать, отредактировать или обновить резюме;

— отправить отклик на понравившиеся вакансии;

— просмотреть приглашения на собеседования от работодателей;

— оценить уровень жизни в интересующем регионе по основным показателям, таким, как доступность жилья и социальных объектов, средняя заработная плата;

— получить информацию об инвестиционных проектах и региональных про-граммах содействия занятости населения;

— ознакомиться со статистикой по рынку труда в разрезе регионов;

— найти ближайший центр занятости, получить контактную информацию о нем;

— эффективный поиск вакансий по обширной базе позволит быстро найти работу в любом регионе страны.

Информационный ресурс «Пенсионного Фонда РФ» знакомит трудовых мигрантов с вопросами пенсионного обеспечения иностранных граждан в РФ.

Это лишь некоторые доступные мобильные приложения.

Идея создания мобильного приложения в помощь трудовому мигранту, позволяющего ему осуществлять проверку запрета на въезд в Российскую Федерацию, удаленно произвести в электронном виде пробное тестирование, запись на подачу документов, оплату НДФЛ за патент, осуществить проверку готовности и подлинности патента, получить справочные данные о действиях в экстренных случаях и т.д. давно обсуждается в экспертном сообществе.

В целях повышения качества оказания государственных услуг в сфере трудовой миграции, повышения уровня государственного контроля, необходимо согласиться с экспертами, которые предлагают следующие меры [7]:

— введение на всей территории РФ единого документа с электронным носителем информации (патента), содержащего биометрические данные иностранного гражданина, который потребует внедрения обязательной безналичной формы расчета работодателей с работниками-иностранными гражданами через платежную систему «МИР»,

— создание электронного реестра трудовых договоров иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации,

— использование электронных трудовых книжек для иностранных граждан на территории Российской Федерации,

— преимущество внедрения портальных решений для формирования и развития единого рынка труда СНГ,

— создание межгосударственной электронной биржи труда на пространстве ЕАЭС позволит сформировать единый рынок трудовых ресурсов и упростить процедуру трудоустройства граждан из стран-участниц ЕАЭС, уменьшить теневой рынок рабочей силы.

REFERENCES

  1. Tagirov Z. I. Digital operational environment, digital name of a person and network (digital) law enforcement activity in the domestic model of the digital economy // Security issues. — 2018. — No. 4. — p. 28-51.
  2. Statistical information on the migration situation//The Ministry of Internal Affairs of Russia URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya (date of application: 21.11.2020).
  3. Petrov I. The Ministry of Internal Affairs called the number of illegal migrants in Russia//Rossiyskaya gazeta. URL: https://rg.ru/2018/12/21/v-mvd-nazvali-chislo-nelegalnyh-migrantov-v-rossii.html (accessed: 21.11.2020)
  4. Decree of the President of the Russian Federation No. 622 of 31.10.2018 «On the Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation for 2019-2025».//SPS Consultant Plus
  5. List of instructions on the implementation of the Concept of the State Migration Policy for 2019-2025.[Electronic resource] http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/62960
  6. Trifonova E. It is not possible to count all the migrants in any way//An independent newspaper. URL: http://www.ng.ru/politics/2018-12-05/3_7456_migrant.html (accessed: 21.11.2020)
  7. Round table «» Digitalization of migration processes. Ensuring transparency of financial flows in the field of labor migration». [Electronic resource] https://gauctr.ru/portfolio/28-fevralya-2020-na-forume-truda-eksperty-obsudili-voprosy-tsifrovizatsii-migratsionnyh-protsessov/(accessed 21.03.2021).