ТРАЕКТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИСЛАМСКОЙ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ПРАВОЗАЩИТНЫХ СИСТЕМ

TRAJECTORIES OF FORMATION, CURRENT STATE AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE ISLAMIC SYSTEM OF HUMAN RIGHTS PROTECTION IN THE CONTEXT OF REGIONALIZATION OF HUMAN RIGHTS SYSTEMS

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

Section THEORY AND HISTORY OF LAW AND THE STATE; HISTORY OF THE TEACHINGS OF LAW AND THE STATE

Publication text (PDF):Download

UDK: 341.215.4

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Al’butif Mohammed Adnan Karkan., Belgorod State National Research University

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-2-3-12

PAGES: from 3 to 12

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: human rights protection mechanism, regional human rights systems, Islamic system of human rights protection, Islamic law, Islamic world, regionalization of human rights systems.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article analyzes the historical trajectories, the current state and problems of the formation of the Islamic human rights system in the context of the universal trend towards regionalization of the mechanism for protecting human rights. The research is based on the application of comparative legal, formal legal and specific historical specialized methods of cognition of legal reality. In preparing the study, regional acts in the field of human rights protection, as well as the provisions of the works of Russian and foreign researchers on regional mechanisms for the protection of human rights, historical experience and modern trends in the field of embedding the Islamic human rights system in them were studied. The independent character of the Islamic regional system of human rights protection is stated, which is currently mostly inactive, due to the incompleteness of the organizational and legal structure. The key obstacles in the development of the Islamic system of human rights protection are highlighted: differentiation of the «Islamic world»; religious and ideological fragmentation of the states of the Islamic world; the inertia and conservatism of government systems and national legislation of Islamic states; rejection of the Islamic human rights system by the wide international community in an essentially unipolar world. To complete the formation of the Islamic human rights system, it was recommended to combine the efforts of researchers, regional and international politicians and human rights defenders.

Актуальность исследования обусловлена поиском дальнейших путей развития правозащитной деятельности в условиях современного многополярного мира. Важной тенденцией в трансформациях систем защиты прав человека второй половины XX — начала XXI столетия выступает их регионализация. Речь идет о формировании региональных правозащитных систем, существенно дополняющих и развивающих национальный механизм защиты прав человека, однако, при этом, учитывающих специфику правовых систем государств региона, правовой культуры, традиций и др.

С некоторым запаздыванием в сравнении с другими региональными правоза-щитными системами происходит формирование такой системы в исламском мире. Несмотря на то, что первые попытки создания исламской системы прав человека датированы 1980-ми годами, до сих пор, почти за сорокалетний опыт построения, исламская правозащитная система по-прежнему не стала полноценно функционировать.

В настоящей публикации будет осуществлен комплексный анализ исторических траекторий, современного состояния и проблем формирования исламской правозащитной системы в контексте универсальной тенденции к регионализации механизма защиты прав человека.

Материалы и методы. Исследование построено на применении сравнительно-правового, формально-юридического и конкретно-исторических специализированных методов познания правовой реальности. При подготовке исследования изучены региональные акты в сфере защиты прав человека, а также положения трудов российских и зарубежных исследователей по вопросам региональных механизмов защиты прав человека, исторического опыта и современных тенденций в сфере встраивания в них исламской правозащитной системы.

Результаты. Под правозащитным механизмом (механизмом защиты прав человека) следует понимать систему институтов, инструментов и средств, направленных на обеспечение и защиту прав человека и гражданина .

Формирование и функционирование правозащитного механизма направлено на достижение следующих целей и задач :

— обеспечение условий и предпосылок для полноценной реализации конституционных прав и свобод человека, прежде всего, естественных, гарантированных самим фактом рождения;

— восстановление нарушенных прав и устранение препятствий по полноценному пользованию ими;

— компенсация вреда, причиненного субъектами, как допустившими собственно нарушение прав, так и ограничившими возможность воспользоваться в полной мере возможностями защиты прав в национальном механизме, в том числе, в соответствии с принятыми международными обязательствами;

— комплексное информирование общественности и всех заинтересованных субъектов о состоянии и проблемах защиты прав человека на национальном, региональном, международном уровнях;

— правотворческая работа, как в части издания региональных актов в сфере защиты прав человека, так и в части содействия национальным законодателям в разработке норм, соответствующих международным и региональным стандартам и нормам в сфере прав человека, а органам конституционной юстиции — в надлежащей оценке законодательства на соответствие упомянутым нормам и стандартам;

— правовое сотрудничество, в том числе, в части развития судебных систем, информатизации правозащитной работы, научных исследованиях, по иным вопросам;

— юридическая пропаганда и правовое просвещение общественности по вопросам прав человека.

Соответствующий перечень может быть разукрупнен и дополнен.

По уровню правовой регламентации и юрисдикции компетентных органов, выделяют внутригосударственный и международный механизм защиты прав человека, в рамках последнего — глобальную и региональные правозащитные системы .

Видится важным то обстоятельство, что современные региональные правозащитные системы являются универсальным механизмом, укрепляющим и существенно расширяющим гарантии защиты прав человека. Их содержание вовсе не ограничивается ролью судебной сверхинстанции по отношению к национальной судебной системы в части защиты прав человека. Речь идет о постоянно функционирующей системе генерации, обмена и распространения научных знаний, передовой практики в сфере защиты прав человека, оказание комплексного содействия развивающимся и трансформирующимся обществам в распространении гуманистических начал в национальной правовой системе и государственном механизме.

Региональные правозащитные системы построены практически по всему миру. Помимо указанных выше универсальных функциональных особенностей, такие системы защиты прав человека в немалой степени ориентированы на учет специфики регионального менталитета, культурного развития, исторических традиций. Представленные аспекты существенно влияют на собственно восприятие права, понимание сущности прав человека, их ограничений, а также правозащитного механизма.

Ключевыми элементами региональных правозащитных механизмов выступают :

— институты защиты прав человека, прежде всего, юрисдикционные органы надгосударственного уровня (суды по правам человека);

— надгосударственное законодательство (региональные межправительственные договоры и соглашения), а также унифицированная доктрина в сфере защиты прав человека;

— инструменты мониторинга соблюдения соглашений по правам человека, распространения юридических знаний и универсализации правоприменительной практики на национальном уровне.

В качестве универсального эталона правозащитных систем регионального уровня нередко и весьма справедливо называют европейскую систему защиты прав человека . Действительно, европейская правозащитная система не просто оказалась первой исторической региональной системой защиты прав человека, но и характеризуется высочайшей степенью организационной и правовой проработанности, множеством весьма эффективных инструментов и механизмов в человеческом измерении. Успешное функционирование европейской правозащитной системы рассматривается не иначе, как важная предпосылка для надгосударственной интеграции в рамках Европейского Союза .

Другие авторитетные региональные правозащитные системы, — межамериканская и африканская система защиты прав человека . Дискуссионным остается вопрос о причислении исламской системы защиты прав человека к числу региональных; противоречия возникают в двух плоскостях — наличии конкурирующих альтернатив (А. Х. Абашидзе и соавторы предлагают в качестве «иных региональных, субрегиональных и межрегиональных» правозащитных систем отдельно выделять правозащитную систему Организации исламского сотрудничества и Лиги арабских госу-дарств ), а также фактической незавершенности строительства договорной системы и судебного механизма защиты прав человека в исламском мире.

Считаем целесообразным присоединиться к мнению тех исследователей, которые поддерживают идею о существовании исламской региональной системы защиты прав человека, прежде всего, в рамках арабского (североафриканского и ближневосточного региона), несмотря на незавершенность ее организационного и правового построения .

Фактическое начало построения исламской правозащитной системы видится целесообразным датировать 19 сентября 1981 года, когда Исламским советом была принята Всеобщая исламская декларация прав человека  — первый программный документ исламского правозащитного либерализма.

Нормативно-правовым фундаментом исламской региональной системы защиты прав человека в таком случае следует рассматривать Арабскую декларацию прав человека (от 22 мая 2004 года ), а юрисдикционным — формирующийся механизм Арабского суда по правам человека (в настоящее время, разработан Статут суда , требующий ратификации не менее семи государств, прорабатываются иные элементы его организационного и правового обеспечения ).

Обсуждение результатов. Материалы исследования показывают, что, вплоть до настоящего времени, говорить о формировании целостного и, что более важно, действующего механизма защиты прав человека в исламском мире, нельзя. Своеобразным тестом на состоятельность исламской правозащитной системы выступает наличие возможности гражданина любого, пусть даже лишь только одного, государства исламского мира, обратиться за защитой своих конституционных прав в специализированную надгосударственную структуру, либо эффективно использовать международный договор регионального масштаба для защиты своих конститу-ционных прав, не говоря уже о правах, гарантированных международными стандартами и основополагающими конвенциями, минимальный объем которых вовсе не обязательно фиксируется в конституционном законодательстве исламских государств, и, тем более, подкрепляется действенным национальным механизмом гарантий их соблюдения.

Не проходит исламская правозащитная система и другой тест на состоятель-ность, — в части влияния надгосударственных органов системы защиты прав человека на формирование национальной доктрины в данной отрасли, в том числе, через периодические обзоры, обсуждения, послания законодательным органам и проч.

В то же время было бы абсолютно неправильным утверждать, что исламская правозащитная система вовсе не сформирована: за последние десятилетия она прошла значительный путь трансформаций, примечательных и, во многом, беспрецедентных в контексте исламского традиционализма и консерватизма. Преобразования и развитие происходят на фоне существенных подвижек в понимании системы прав человека в исламском мире, в движении к более позитивному восприятию универсальных норм и стандартов в области прав человека, включая аспекты гендерного равенства, индивидуально-правовой свободы и даже свободы вероисповедания . Общественный и правовой прогресс идут в ногу с цивилизационным развитием ряда исламских государств, начиная от таких, как Объединенные Арабские Эмираты и Катар (несмотря на их геостратегическое противоборство), и заканчивая таким традиционным оплотом исламского правового консерватизма, как Саудовская Аравия.

Трансформации происходят вопреки многочисленным препятствиям в развитии исламской системы защиты прав человека, среди которых видится важным выделить следующие, ключевые, на наш взгляд:

— дифференцированность «исламского мира». Государства исламского мира не являются единым целым, и даже если абстрагироваться от политико-правовых аспектов, попросту не сконцентрированы в одном регионе. Речь идет о странах Северной Африки, Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии, и даже Океании. В некоторых странах мира, не являющихся исламскими государствами, значительная часть населения исповедует ислам. В связи с региональной разрозненностью осложняется механизм согласования действий в части построения надгосударственных правозащитных систем, и, тем более, в направлении обеспечения мониторинга и контроля за соблюдением прав человека в отдельных государствах. Камнем преткновения может выступать такой вопрос, как место размещения региональных правозащитных судебных органов и мониторингового механизма. Рас-сматриваемый в качестве альтернативы, сбалансированной по политическим соображениям, Каир (Египет), к примеру, отстает от столицы преимущественно исламской Индонезии без малого на 9 тыс. км, а от отдаленных территорий той же Индонезии уже на 12 тыс. км, что приближается к трети длины экватора Земли — и это далеко не самое длинное расстояние между территориями государств, включаемых в ареал исламской правозащитной системы, в том числе, в перспективном формате. Несмотря на все достижения цифровизации, утверждать, что возможно беспрепятственно реализовывать эффективный надгосударственный мониторинг и контроль в сфере защиты прав человека, было бы преждевременным;

— к территориальной дифференциации примыкает религиозная и идеологическая разрозненность государств исламского мира. Ислам не является однородной религией, и различия между основными течениями (направлениями) намного более существенны, чем, скажем, между направлениями христианской религии, — особо важно, что такие отличия формируют долгосрочные аспекты государственной политики, включая правовую, и являются маркерами для региональной группировки отдельных государств в целях внутреннего противоборства тем странам, где прави-тельства или индивидуальные правители исповедуют другое, «конфликтующее» течение ислама. Для представителей таких государств, как, скажем, ОАЭ и Саудовская Аравия с одной стороны, и Катар, и Иран — с другой, видится маловероятным попросту сесть за один стол переговоров, не говоря о договоренностях в формировании регионального правозащитного механизма, включая выработку и ратификацию международных договоров регионального уровня. В условиях текущего градуса регионального внешнеполитического противоборства целый ряд государств исламского мира искусственно исключены из действий по построению исламской системы защиты прав человека, что само по себе ограничивает перспективы ее меж-дународного признания, столь необходимого для дальнейшего результативного развития;

— инертность и консерватизм систем государственного управления и национального законодательства исламских государств. Консервативный характер национального правотворчества связан, собственно, со спецификой исламской религии, наполненной традиционалистскими началами  — фундаментальные нормы исламского права были сформулированы более тысячелетия назад и зафиксированы в Священном Писании. Светское законодательство остается надстройкой к предписаниям шариата, и, потому, не может рассматриваться как гибкий инструмент регулирования общественных отношений, в частности, в сфере охраны и защиты прав человека, ни сейчас, ни на перспективу. В духе традиционного ислама выдержаны действия правительств большинства государств исламского мира, тем более, следует учитывать преобладание монархий и абсолютизма именно в этом регионе, не характерных для остального мира;

— неприятие исламской правозащитной системы широким международным сообществом в условиях, по сути, однополярного мира. Многочисленные упомянутые отличительные особенности национальных правовых систем исламского мира не учитываются, а, порой, и вовсе сознательно игнорируются критиками общественно-правового уклада исламских государств на Западе, претендующем на руководящую роль в части регулирования мировой цивилизации. И речь идет, скажем, не об ученых-исследователях, а о политиках, от поступков которых зависит будущее глобального и регионального устройства. В условиях последних событий осени 2020 года во Франции и в ряде других европейских государствах можно с уверенностью говорить о новом витке противостояния между Западом и Востоком, столь нежелательного для развития глобальных и региональных цивилизаций. На примере с международной легитимацией исламской правозащитной системы убедительно виден деструктивный характер подобной позиции: Западные правозащитники и политики действуют по принципу «все или ничего», требуя для признания исламской системы защиты прав человека одновременного включения в нее всего массива международных правозащитных стандартов с их имплементацией в национальное конституционное законодательство , без малейших попыток и, порой, даже деклараций о гибком учете исторических, культурных и религиозных аспектов. Заложниками абсолютно бесперспективных «торгов» становятся рядовые граждане исламских государств, которые, в отличие от жителей стран большинства регионов мира все еще не имеют возможности воспользоваться преимуществами региональной правозащитной системы для обеспечения своих прав и свобод, пусть даже их набор отличается от минимальных международных стандартов в восприятии западного мира.

Упомянутые препятствия развитии исламской системы защиты прав человека оказывают комплексное негативное воздействие, фактически блокируя позитивные перспективы ее полноценного запуска. Несмотря на сказанное, и вопреки всем имеющимся противоречиям, видится важным продолжать движение в направлении построения исламской правозащитной системы. Для этого необходимо:

— региональным геополитическим лидерам обуздать и концентрировать усилия и волю по дипломатическому преодолению идеологических и культурных противоречий между исламскими государствами, пусть даже в целях исключительно выработки консенсусных решений в сфере построения региональной правозащитной системы;

— исследовательскому сообществу всего мира активизировать поиск наиболее приемлемых конфигураций исламской правозащитной системы, при которых она могла бы эффективно функционировать, в реальной жизни, а не в проектах;

— международному сообществу, начиная от виднейших правозащитников и заканчивая наиболее авторитетными политическими лидерами стран Евросоюза, Канады и США, присоединиться к конструктивной позиции ряда государств (России, Китая, Турции) в восприятии полноправного политико-правового партнерства исламских государств, в том числе, в международных аспектах защиты прав человека, тем самым, сформулировав надежную платформу для широкого глобального признания исламской правозащитной системы как важного стимула для ее практического воплощения.

Заключение. Несмотря на противоречивый генезис и отсутствия единства исследовательских мнений по поводу самостоятельного характера исламской системы защиты прав человека, на текущий момент сформировались ее ключевые контуры и имеются определенные предпосылки к фактическому задействованию в обозримой перспективе. Для этого представляется необходимым объединить усилия исследователей, региональных и международных политиков и правозащитников, и активизировать работу по скорейшему развитию ключевых элементов регионального правозащитного механизма в исламском мире.

REFERENCES

  1. The Arab Charter of Human Rights (Adopted by the Council of the League of Arab States on 22 May 2004). In English: League of Arab States, Arab Charter on Human Rights, May 22, 2004/ / Reprinted in 12 Int’l Hum. Rts. Rep – — 2005. — 893. — Text: direct.
  2. Baskakova O. A. The effectiveness of the European system of human rights protection-Text: direct / / Legality and law and order: history, modernity, actual problems : materials of the IV interuniversity student scientific conference (Moscow, Moscow State University, December 3, 2019) / under the general editorship of S. V. Shiryaeva [Electronic publication of network distribution]. — Moscow: MPSU, 2020. — pp. 319-323.
  3. The Universal Islamic Declaration of Human Rights. Adopted by the Islamic Council on September 19, 1981-Text: electronic/ / Scientific Library of Chelyabinsk State University : [website]. — 2018. — URL: http://www.lib.csu.ru/ER/ER_SPSAS/fulltexts/ZhdanovNB_512-519.pdf (accessed: 22.03.2021).
  4. Goryan E. V. The Islamic concept of human rights and the progressive development of international law-Text: electronic //International law. — 2015. — No. 3. — PP. 91-101. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24076851 (accessed: 16.03.2021). — Access mode: by subscription.
  5. Duraev T. A., Tyumeneva N. V. The meaning of human rights in Islamic law-Text: electronic / / Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser.Ser. Economy. Management. Right. — 2017. — Vol. 17, issue 3. — Pp. 352-358. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30607789 (accessed: 16.03.2021). — Access mode: by subscription.
  6. Ivanov F. L. Permanent Independent Commission on Human Rights of the Organization of the Islamic Conference: a change of paradigms? — Text: electronic //Actual problems of economics and law. — 2011. — № 3 (19). — Pp. 273-275. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postoyannaya-nezavisimaya-komissiya-po-pravam-cheloveka-organizatsii-islamskaya-konferentsiya-smena-paradigm (accessed: 16.03.2021). — Access mode: by subscription.
  7. Lukyantsev, G. E. The regional system of human rights protection within the framework of the Council of Europe: On the note. Europe. the Convention for the Protection of Human rights and fundamental freedoms of 1950 : dis. … cand. yurid. sciences’: 12.00.10. — Moscow, 1998. — 190 p. — Text: direct.
  8. Nasser, Al Ali. Protection of human rights and freedoms in the Arab countries: a monograph / Al Ali Na-ser. — Moscow: Knorus, 2017. — 190 p. — Text: direct.
  9. Nebratenko O. O. International regional mechanisms for the protection of human rights-Text: electronic / / Jurist-Pravoved. – 2016. – №. 2 (76). — Pp. 80-87. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26251932 (accessed: 16.03.2021). — Access mode: by subscription.
  10. Nebratenko O. O. Universal mechanisms for the protection of human rights-Text: electronic //Actual problems of the state and society in the field of ensuring human and civil rights and freedoms. — 2016. — No. 19-2. — PP. 233-238. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25728737 (date of formation: 16.03.2021). — Access mode: by subscription.
  11. Pashentsev D. A. Improving the mechanism for protecting human and civil rights and freedoms in the Russian Federation-Text: electronic //Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Legal Sciences. — 2015. — No. 1. — pp. 20-25. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23099191 (accessed: 16.03.2021). — Access mode: by subscription.
  12. The position of the Arab Court of Human Rights. In English: Statute of the Arab Court of Human Rights (The Council of the League of Arab States, Ministers of Foreign Affairs, adopted during his (142) session, and by his resolution n° 7790, E. A (142) C 3, 07/09/2014, the Statute of the Arab Court of Human Rights)-Text : electronic Arab Center for International Humanitarian Law and Human Rights Education : [website]. — 2018. — URL: https://acihl.org/texts.htm?article_id=44&lang=ar-SA (accessed: 22.03.2021).
  13. Regional systems for the protection of human rights : a textbook for bachelor’s and master’s degrees / A. H. Abashidze [et al.]; edited by A. H. Abashidze. — 2nd ed., reprint. and add. — Moscow: Yurayt Publishing House, 2019. — 378 p. — Text: direct.
  14. Rezer, T. M. Mechanisms for the implementation and protection of human and civil rights: textbook. manual / T. M. Rezer, E. V. Kuznetsova, M. A. Likhachev / [under the general editorship of T. M. Rezer]. — Yekaterinburg: Ural Publishing House. un-ta, 2019. — 110 p. — Text: direct.
  15. Solntsev A.M., Vorobyev D. V. Protection of the rights of indigenous peoples within the framework of the African regional system of human rights protection-Text: electronic //Eurasian Legal Journal. — 2014. — № 1 (68). — Pp. 33-36. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21137990 (accessed: 16.03.2021). — Access mode: by subscription.
  16. Syukiyainen, L. R. Islam and human rights in the dialogue of cultures and religions. — Moscow: Sadra, 2014. — 210 p. — Text: direct.
  17. Kheifets V. L., Khadorich L. V. Achievements and problems of the inter-American system of human rights protection in a new regional context-Text: electronic //Bulletin of the St. Petersburg University. Series 6. Political Science. International relations. — 2015. — No. 3. — pp. 99-112. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24854023 (accessed: 16.03.2021). — Access mode: by subscription.
  18. Magliveras K. D. Completing the Institutional Mechanism of the Arab Human Rights System: The Arab Court of Human Rights-Text: direct / / International Human Rights Law Review. — 2017. — Vol. 6. — N. 1 – — pp. 30-52.