ПРОЕКТ «ОСНОВНОГО ЗАКОНА О ЗЕМЛЕ» ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ВТОРОГО СОЗЫВА МУСУЛЬМАНСКОЙ ФРАКЦИИ РЕШИДА МЕДИЕВА И ПРОЕКТ «ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНА» («Проект 104-х») ФРАКЦИИ ТРУДОВИКОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

DRAFT «BASIC LAW ON LAND» OF THE DEPUTY OF THE STATE DUMA OF THE SECOND CONVOCATION OF THE MUSLIM FACTION OF RESIDUE MEDIEVA AND THE DRAFT «BASIC PROVISIONS OF THE LAND LAW» («PROJECT 104») FRACTIONS OF EMPLOYEES

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

Section THEORY AND HISTORY OF LAW AND THE STATE; HISTORY OF THE TEACHINGS OF LAW AND THE STATE

Publication text (PDF):Download

UDK: 342.7

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Khayali B. R., V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Taurida Academy

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-2-80-86

PAGES: from 80 to 86

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: agrarian issue, State Duma deputy Reshid Mediev, faction of nationals, faction of Trudoviks, draft «Basic Law on Land», draft «Basic Provisions of Land Law» («Draft 104»).

ABSTRACT (ENGLISH):

On the basis of a comparative method, the article analyzes the draft «Basic Law on Land of the Deputy of the State Duma of the second convocation of the Nationals faction Reshid Mediev and the draft» Basic Provisions of the Land Law «(» Draft 104 «) of the Trudovik faction. It is concluded that the political and legal views of R. Mediev on the agrarian issue largely coincided with the program documents of the socialist revolutionaries and socialist populists. At the same time, R. Mediev’s «project» takes into account the national characteristics of the outskirts of the Russian state, where land relations based on Muslim law have been operating for centuries.

Постановка проблемы. Общественно-политическое развитие России начала ХХ в. характеризуется кризисными явлениями в сельском хозяйстве и обострением аграрного вопроса. В целях решения аграрного вопроса принимается указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования» от 9 ноября 1906 г. [1, c. 969 – 974]. В 1907 г. Государственная Дума второго созыва приступила к активному обсуждению аграрного законопроекта, направленного на разрушение крестьянской общины, создание хуторского хозяйства и переселение крестьян на окраины.

В исследуемый период правительством и политическими партиями принимались меры к законодательному регулированию земельных правоотношений. Такие попытки были предприняты по характеристике В. И. Ленина членами фракции националов, под которыми подразумевается и деятельность мусульманской фракции.

Основная часть. В личном архиве депутата Государственной Думы второго созыва Решида Медиева хранится проект «Основного закона о земле». Проект закона состоит из 10 пунктов и содержит основные нормы, регулирующие аграрные правоотношения. Помимо земельных норм, проект включал специальные меры. При этом внутри пунктов законопроекта отсутствует последовательная нумерация структурных единиц.

Очевидно, что за основу Р. Медиевым был взят «Проект 104-х» [2. с. 203 – 207] фракции трудовиков, подготовленный партией социалистов-революционеров, в который были внесены правки [3. Д -9974].

«Проект 104-х» был утвержден на собрании фракции 27 февраля 1907 г. и являлись аграрными требованиями трудовиков [4. с. 235].

Изменения и дополнения были внесены в отдельные параграфы, пункты и подпункты законопроекта и отражали точку зрения Р. Медиева на решение аграрного вопроса на национальных окраинах. В частности, в § 2, закрепившим норму «вся земля с её водами и недрами объявляется достоянием Российского государства» в проекте Р. Медиева уточняется «всего населения» (выделено — авт.) Российского государства.

Правки внесены в § 4. «Верховным распорядителем всей земли, с её водами и недрами в пределах устанавливаемых настоящими основными законами является собрание народных представителей».

По мнению Р. Медиева, «Верховным распорядителем всей земли «в Российском государстве», с её водами и недрами в пределах устанавливаемых настоящими основными законами является не собрание народных представителей, а «государственная власть».

Изменений претерпел заголовок § 6 «Проекта 104-х» «Допускаются следующие виды пользования землей, её водами и недрами», изложенный как «Пользование землею, её водами и недрами допускается следующее:».

Правкам подвергся § 7. Так, пункт 1) «охранение естественных богатств земли от истощения и принятия мер к их увеличению вместо (оросительные, осушительные и обводнительные сооружения, защитные лесонасаждения, укрепление песков и т.п.)» проект Р. Медиева предполагает (лесоохранение, орошение, осушение болот и т.п).

Редакции подвергся пункт 3) § 7. Устройство опытных и образцовых хозяйств и предприятий, а равно для целей санитарных, благотворительных, образовательных и т.п. взамен «Устройство опытных и показательных полей, а также для санитарных, благотворительных, образовательных и других общеполезных целей» «Проекта 104-х».

4) Установление более целесообразных форм хозяйств.

В подпункте б) пункта 4) § 7 «Проекта 104-х» «Особым законом устанавливаются правила об отпуске (на льготных условиях по заготовительной цене или бесплатно) добываемых государством и органами местного самоуправления продуктов трудовому населению в размере личного потребления наряду с продажей их на коммерческих основаниях положение всем желающим зачеркнуто Р. Медиевым.

Правки внесены в подпункт в) пункта 4) § 7 «Особым законом устанавливаются правила об отпуске (на льготных условиях, по заготовленной цене или бесплатно), добываемых государством и органами местного самоуправления продуктов трудовому населению в размере личного потребления, наряду с продажей их на коммерческих основаниях всем желающим. В частности, данное положение изложено в следующем порядке: «Особым законом устанавливаются правила о работающих (и служащих зачеркнуто) в государственных и общественных предприятиях на следующих основаниях».

И далее в подпункте в) Р. Медиев обосновывает право 1) «Применение всех мер для безопасности и безвредности труда, страхования и пенсии старым и неработоспособным, установление максимума рабочего дня и минимума заработной платы и т.п. в формах, которые бы ставили труд рабочих (и служащих зачёркнуто) общественных предприятий в более благоприятные условия по сравнению с частными предприятиями.

  1. Участие представителей рабочих (и служащих зачёркнуто) работающих в советах ведущих (промыслы зачеркнуто) предприятия.
  2. Участие (рабочих и служащих зачеркнуто) работающих в прибылях производства.
  • 8 «Проекта 104-х» существенно подвергся редактированию Р. Медиевым. Так, название параграфа «Нормы частнотрудового землепользования» изменено Р. Медиевым на «Основные правила частного трудового пользования», а содержание параграфа подверглось существенному редактированию. Подпункт а) «Максимальною нормою наделения является трудовая норма, выше которой никому не может быть отведено земли; отступления от этого правила допускаются лишь в случае особо неблагоприятного семейного состава (перевес едоков над работниками) или временной убыли рабочей силы» изменен на а) «Никто не имеет права пользоваться землей в размере большем, чем может при средних в данной местности условиях хозяйства, обработать сам или рабочими силами своей семьи, те есть не выше трудовой нормы».

Подпункты б) и в) § 9 «Проекта 104-х» без изменений перенесены в § 8 проекта Р. Медиева.

«б) земля может быть отводима в пользование;

  1. отдельным лицам и семьям подворными участками.
  2. земельным товариществам уравнительно между собой ее распределяющим.

3) артелям, совместно ведущим промысел и уравнительно делящим продукт его.

Примечание: ни один из органов самоуправления не может ставить препятствий образованию артелей и земельных товариществ или устанавливать преимущества для подворных пользователей.

в) уравнительность землепользования между отдельными общинами или другими территориальными самоуправляющимися единицами устанавливают по принадлежности соответствующие органы местного самоуправления и высшая государственная власть».

Пункт 1) «Путем обложения излишков земли сверх принятой нормы в размерах чистого дохода с них при обязательном употреблении собранных таким образом средств на землеустройство малоземельных семей или общин (§ 9 «Проекта 104-х») перенесен Р. Медиевым в § 8 и изложен в следующем порядке «путем прогрессивного обложения излишков земли сверх принятой нормы».

Из § 9 «Проекта 104-х» в § 8 проекта Р. Медиева перенесены с небольшой правкой следующие положения:

«2) путем расселения и переселения.

3) в случае недостаточности этих мер путем изменения земельных границ.

г) особыми законами устанавливаются основные положения для переделов земли. Высшим органам самоуправления на основе этих положений и в применении их издавать обязательные постановления и правила, обеспечивающие:

1) необходимую по местным условиям культуры, длительность пользования участком;

2) вознаграждение пользователей при переходах из рук в руки наделов или частей наделов за неиспользованные улучшения, произведенные затратами их труда и капитала;

д) Общим уравнительным распределением земли между лицами, семьями и группами их заведует низшая инстанция местного самоуправления под контролем высших инстанций и при соблюдении общих норм земельного закона.

е) Каждый гражданин желающий приложить свой труд к земле и не достигший этого путем соглашения с отдельными общинами, земельным товариществами или артелями имеет право обращаться в землеустроительные учреждения местных самоуправлений и государства, которые обязаны:

1) или поместить на землях одной из многоземельных общин в порядке указанном в особом законе;

2) или отвести ему надел из запасного земельного фонда той или другой более крупной территориальной самоуправляющейся единицы;

3) или устроить его в одном из общественных предприятий по обработке земли.

Примечание: особым законом устанавливается порядок отобрания наделов или отказ в их отведении в случаях того требующих, а равно и порядок юридической защиты своих прав лицами, считающими эти права нарушенными.

ж) Сроки и способы уравнительных переделов земли или ее продуктов внутри земельных товариществ и артелей устанавливаются или самими при соблюдении общих норм земельного надела».

В подпункте з) «Всякая частная передача земли (между отдельными пользователями —  удалено Р. Медиевым) (лицами, семьями, земельными товариществами и артелями) допускается не иначе, как с согласия общины и при соблюдении общих норм земельного закона. Частнотрудовые пользователи при оставлении занятия земледелием сдают пользуемые участки в распоряжение общины, причем в течение сроков особым законом для разных местностей и промыслов, устанавливаемых сохраняют за собой право на пользование землей в данной общине, по истечении таковых сроков сохраняют лишь общее право на наделение землей каждого гражданина».

и) особым законом устанавливаются правила кредита трудовым пользователям землей для приобретения ими необходимых средств производства и улучшения промыслов.

к) на основании особого закона в виде всеобщего обязательного страхования или в какой-либо иной форме возмещаются потери трудовых пользователей землей от всякого рода хозяйственных бедствий: пожаров, неурожаев, падежей скота, потери трудоспособности и т. п.

Пункты § 9 «Проекта 104-х» «Правила частнотрудового землепользования».

а) за отвод общественной земли в частнотрудовое пользование не может быть взимаемо никакой платы, ни в виде поземельного налога, ни в виде аренды. Обложению могут быть подлежать лишь излишки земли сверх принятой нормы или чрезвычайные доходы, обусловленные особыми качествами почвы или иными преимуществами данного участка (дифференциальная рента).

б) Земля может быть отводима в пользование:

1) отдельным лицам и семьям подворными участками,

2) земельным товариществам, уравнительно между собою её распределяющим.

3) артелям, совместно ведущими промысел и уравнительно делящим продукт его, изложены в законопроекте Р. Медиева лаконично: «На основаниях однородных с изложенными в статье 8 устанавливаются правила частнотрудового пользования недрами, водами лесными и другими промысловыми угодьями».

  • 9 законопроекта Р. Медиева более краток и не закрепляет такие нормы «Проекта 104-х» как решение земельного вопроса путем переселения и расселения, передела земли, изменения земельных границ, наделения полномочиями органов местного самоуправления в решении земельных вопросов. Также опущен порядок кредитования трудовых пользователей.
  • 10. «Проекта 104-х» «На основания, однородных, изложенных в § 8, устанавливаются правила частнотрудового пользования недрами, водами, лесами и другими промышленными угодьями» изложен в законопроекте Р. Медиева как «Основные правила пользования землей для поселения, построек и сооружений»:

а) усадебными участками под всякого рода постройки и сооружения отводятся согласно с правилами, устанавливаемыми государством и органами местного самоуправления.

б) всякие постройки и сооружения в случаях, когда это требуется общественными нуждами государственные и органами местного самоуправления могут быть отчуждаемы на основаниях особого закона.

В проекте Р. Медиева отсутствуют § 11 «Проекта 104-х», закрепивший статус земельных комитетов в вопросах охраны земли и пользования недрами, регулирования отношений между владельцами земли и трудовыми пользователями и § 12, закрепивший земли городов, земств, общественных, правительственных и благотворительных учреждений.

В.И. Ульянов (Ленин) обратил внимание на то, что Р. Медиев поддерживает принудительное отчуждение на началах справедливой оценки земли, которая должна составить не общегосударственный земельный фонд, а областной земельный фонд в пределах каждой области [5, с. 389].

На это был направлен проект «Правил об управлении вакуфным имуществом и капиталом в Крыму», разработанный Р. Медиевым в целях решения аграрного вопроса в Таврической губернии и предполагавший реформирование Таврического магометанского духовного правления в свете обеспечения безземельных крестьян землей. «Проект» состоит из 7 пунктов. Последний включает в себя пять подпунктов. Пункт 1. предполагает, что «Высочайше учрежденная 28-го февраля 1885 г. Комиссия о вакуфных имуществах в Крыму (уничтожается зачеркнуто) упраздняется». Следующий этап изложен в пункте 2. «Все функции упраздненной Комиссии о вакуфных имуществах временно впредь до выработки особых правил управления вакуфным имуществами и до утверждения этих правил Государственной Думой передается Совету о вакуфных имуществах и капиталов в Крыму, составленному председателем Таврического муфтията и пятнадцати избранных мусульманским населением членов». Для исполнения своих постановлений «Совет о вакуфных имуществах» выбирает из своей среды Комитет из четырех членов, двух членов как под председательством Таврического муфтия образуют исполнительный комитет Совета и трех членов Коллегии, если при отсутствии случайном одного члена в составе» (п. 3). «Все дела имущества и капиталы, имеющиеся в распоряжении Комиссии о вакуфах передаются Совету, коим составляется опись и протокол за подписями председателя и членов Комиссии о вакуфах так и комитета и членов Совета» (п. 4).

«Члены комитета постоянно пребывают в г. Симферополе, а члены Совета каждый месяц собираются для решения текущих дел» (п. 5).  «Заседания, как Совета, так и Комитета считаются состоявшимися, если присутствует половина или более членов. При голосовании во внимание принимается абсолютное большинство, при равном количестве голосов, голос председательствующего дает перевес. Решения определяются абсолютным большинством голосов» (п. 6).

Пункт 7 проекта предполагал, что члены комитета будут получать по 1500 рублей содержания в год из вакуфных сумм. Из тех же сумм членам совета во время заседаний Совета и во время разъездов их по поручению Совета суточное довольствие в размере 6 рублей и по 10 коп с версты». Всё мусульманское население Крымского полуострова выбирает 15 членов в Совет по управлению вакуфными имуществами из коих население г. Симферополя и уезда выбирает трех членов; г. Феодосии уезда (включая и г. Керчь) трех членов; г. Евпатории и уезда двух членов; г. Ялты и уезда (включая г. Алушту) трех членов и г. Армянского базара и Перекопского уезда двух. Города Бахчисарай и Карасубазар выбирают отдельно от населения Симферопольского уезда по одному члену. Примечание: Западный край исключается.

Выборы производятся следующим порядком: а) мусульманское население каждой волости (волостной сход) выбирает одного выборщика; б) Городские Думы из лиц мусульман, жительствующих в данном городе. В Симферополе избираются три выборщика, Феодосии два, Керчи два, Старого Крыма один, Ялты два, Евпатории три, Перекопа (из жителей Армянского базара два). Волостные и городские выборщики уезда в назначенный день съезжаются в уездный город и под председательством уездного предводителя дворянства выбирают установленное количество членов в Совет. Городские Думы Бахчисарая и Карасубазара выбирают непосредственно по одному члену в совет из лиц мусульман, жительствующих в данном городе. Членами могут быть избираемы только лица, входящие в состав выборщиков. Для обжалования результатов выборов Совет избирает исполнительные комитет, куда входит председателем Таврический муфтий и два члена по выбору совета. Исполнительный комитет имеет постоянное местопребывание в Симферополе, а члены совета собираются в установленные дни для решения поступающих дел. Совету предоставляются функции высочайшей комиссии [6. Д -9973].

Выводы. Сравнительный анализ проекта «Основного закона о земле» депутата Государственной Думы второго созыва фракции националов Решида Медиева и проект «Основных положений земельного закона («Проект 104-х») фракции трудовиков были направлены на урегулирование поземельных отношений в ходе проведения аграрной реформы и регламентировали правовые аспекты землепользования. В данном случае наблюдается стремление разработать законопроект, который должен был ликвидировать все существующие пробелы в законодательстве и удовлетворял бы значительной части крестьянского населения. Отличительными особенностями законопроекта Р. Медиева является принцип муниципализации земли, предложенный фракцией трудовиков [7. с. 176].  Политико-правовые взгляды Р. Медиева по аграрному вопросу в значительной степени совпадали с программными документами социалистов революционеров и социалистов народников. Можно предположить, что, будучи депутатом Государственной Думы второго созыва Р. Медиев выступал против указов, изданных правительством после роспуска Государственной Думы первого созыва 1906 г., направленных на распродажу казенных и удельных земель в личную собственность и сохранение помещичьего землевладения. Проекты Р. Медиева предполагали решение аграрного вопроса путем осуществления радикальных реформ, учитывал национальные особенности окраин Российского государства, где столетиями действовали поземельные отношения, построенные на мусульманском праве.

REFERENCES

  1. The complete collection of laws of the Russian Empire. Sobr. 3. Vol. 26. ed. 1. No. 28528. St. Petersburg, 1909.
  2. The State Duma. The second convocation. Legislative statements made on the basis of Article 5 of the Regulations of the State Duma. St. Petersburg., 1907.
  3. The Central Museum of Tavrida. Reshid Mediev Foundation. KP 26992.
  4. Kolesnichenko D. A. Trudoviki in the first Russian revolution / D. A. Kolesnichenko. — M.: Nauka, 1985 – — 319 p.
  5. Lenin V. I. The agrarian program of social-democracy in the first Russian revolution of 1905-1907 / / Complete works. — 5th ed. Moscow: Publishing House of Political Literature, 1979. Vol. 16.
  6. Central Museum of Tavrida. Reshid Mediev Foundation. KP 26991.
  7. Yerofeyev N. D. People’s Socialists in the first Russian Revolution. — Moscow: Publishing House of Moscow State University, 1979. — 192 p.