НАДЗОРНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

SUPERVISORY POWERS OF THE PROSECUTOR’S OFFICE FOR THE IMPLEMENTATION OF LEGISLATION ON EMERGENCY SITUATIONS

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

Section  CRIMINAL LAW AND PROCESS

Publication text (PDF):Download

UDK: 347.963

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Tyunin V. A., Crimean Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor’s Office of the Russian Federation

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-2-302-305

PAGES: from 302  to 305

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: Emergency  situation, protection of human rights, organization of prosecutor’s supervision.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article deals with the following issues: the general concept of «emergency situation», the observance of human rights and freedoms in a state of emergency and situation, ensuring the safety of citizens and protecting the constitutional system in this period, the basics of the state policy of the Russian Federation in the field of protection of the population and territories from emergency situations, as well as the organization of prosecutor’s supervision over the implementation of legislation on the prevention and elimination of natural emergencies and their consequences.

В настоящее время в Российской Федерации, как и во всем мире, является интересным применение правового режима в период массовых заболеваний, влекущих за собой, в том числе, смерть многих людей. Фактически вся наша страна, её отдельные субъекты и территории находятся в особом юридическом поле: «чрезвычайной ситуации» или «чрезвычайного положения».

Одним из первых научное определение «чрезвычайной ситуации» дает в своих работах профессор Б. Порфирьев. По мнению ученого, чрезвычайная ситуация – это внешне неожиданная обстановка, возникшая внезапно и характеризуется прежде всего человеческими жертвами, неопределенностью, конфликтностью, стрессовым состоянием населения, значительными социально-экологическими и экономическими убытками, необходимостью быстрого реагирования (принятия управленческих решений), большими человеческими, материальными и временными затратами на проведение эвакуационно-спасательных работ, ликвидации негативных последствий (разрушение, пожара и др.) [7, с. 34-35; 8, с. 17-26].

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона  «О чрезвычайном положении» –  чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и этим Федеральным конституционным законом на всей территории РФ или в её отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные этим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей [2, с. 1].

Как правило, чрезвычайные ситуации делят на природные, техногенные и биолого-социальные. В свою очередь природные, техногенные и биолого-социальные чрезвычайные ситуации классифицируются по опасным природным явлениям, опасным техногенным событиям и опасным биологическим проявлениям. Под биолого-социальной чрезвычайной ситуацией понимается особо опасная или широко распространённая инфекционная болезнь людей, животных и растений. Огромную опасность несут новые инфекции, ранее неизвестные человечеству.

Ст. 56 Конституции РФ установлено, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия [3, с. 21].

По мнению Ю.Ю. Басовой – чрезвычайная ситуация, это обстановка, возникшая на определенной территории и сложившаяся в результате опасного природного, техногенного или социально-политического явления и характеризуется усложнением (на время) жизни населения определенной территории, создает угрозу жизненно важным интересам личности и государства в целом и может повлечь за собой существенные изменения в жизни общества, изменение государственного устройства, конституционного строя, формы правления, большое количество человеческих жертв, вред окружающей среде и, для ликвидации которой необходимо применение особых мер правового, экономического, организационного характера  [4, с. 66 ].

Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, войск национальной гвардии РФ, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Перечень правоохранительных органов, как и органов власти, занимающихся предупреждением и пресечением, ликвидацией и профилактикой чрезвычайных положений и ситуаций не является исчерпывающим.

С целью предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций, уменьшения и ликвидации их негативных последствий в РФ реализуется государственная программа «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 300, а стратегическими документами, определяющими государственную политику РФ в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, являются указы Президента РФ от 16.10.2019 № 501 «О Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года», от 11.01.2018 № 12 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года».

Необходимо отметить важность роли прокуратуры в указанной сфере, основополагающей целью деятельности которой является защита прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства в условиях чрезвычайных ситуаций [5, с. 1]. Защита человека, его жизни, прав и свобод как высшей ценности является конституционной обязанностью государства и всех органов власти.

В период чрезвычайной ситуации прокуроры призваны активно применять правовые, организационные и иные методы и средства для своевременного выявления, пресечения и устранения нарушений чрезвычайного законодательства.

В целях обеспечения законности, защиты прав граждан в социальной и экономической сферах, в период действия чрезвычайных ситуаций, Генеральным прокурором Российской Федерации издан приказ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера и их последствий» от 10.02.2011 № 30 [6, с. 2].

Вышеуказанным приказом Генерального прокурора РФ прокурорам субъектов РФ, городов, районов, другим территориальным прокурорам, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур предписано при осуществлении надзора за исполнением законодательства органами государственной власти, военного управления и органами местного самоуправления в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций устанавливать ряд принципиально важных вопросов: приняты ли органами государственной власти, военного управления и органами местного самоуправления нормативные правовые акты и соответствующие целевые программы, планы мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; в каком объеме профинансированы указанные мероприятия; созданы ли при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и прочее.

В период массового заболевания, ранее неизвестного современному миру и охватившего нашу страну в 2020 г. – коронавирусной инфекции 2019-nCoV (далее – COVID-19), который можно расценивать как период режима повышенной готовности к чрезвычайной ситуации, прокуратурой последовательно реализован комплекс мер прокурорского реагирования, направленный на обеспечение соблюдения прав граждан и интересов государства в условиях распространения этой инфекции.

В сложившихся условиях важное значение имеет мобилизация не только имеющихся ресурсов, направленных непосредственно на минимизацию и нейтрализацию проблем сугубо медицинского характера, но и должное регулирование всех институтов публичной власти, от которых зависит исправное функционирование государства. Одним из институтов стабилизации в нашем государстве традиционно выступает прокуратура Российской Федерации.

В указанной сфере проводятся прокурорские проверки, которыми охвачены учреждения здравоохранения, социального обслуживания, органы государственной власти и местного самоуправления. Проводимыми проверками выявляются и пресекаются многочисленные нарушения прав граждан на доступную медицинскую помощь, бесперебойное лекарственное обеспечение. В условиях распространения COVID-19 повышенное внимание органами прокуратуры уделяется непринятию уполномоченными органами власти необходимых мер по обеспечению соблюдения режима повышенной готовности, защите прав субъектов предпринимательства, неисполнением ограничительных мер, требований социальной дистанции и санитарных норм на объектах массового пребывания людей.

Деятельность прокуратуры в период распространения COVID-19, охватывает все сферы жизнедеятельности граждан страны, с учётом некоторых особенностей.

Следует отметить, что чрезвычайное положение на всей территории России или в её отдельных местностях вводится Указом Президента, который должен быть незамедлительно передан на утверждение Совета Федерации. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 суток, а вводимого в её отдельных местностях, – 60 суток. Чрезвычайное положение вводится Президентомлишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. Из этого следует, что период массового заболевания населения РФ COVID-19 является по сути режимом повышенной готовности к чрезвычайной ситуации, а не чрезвычайной ситуацией. Подводя итоги, необходимо сказать, что проблема защиты прав человека и гражданина в условиях режима чрезвычайной ситуации является одной из самых актуальных проблем в Российской Федерации.

Несмотря на то, что защита прав граждан в условиях режима чрезвычайной ситуации и чрезвычайного положения регламентированы и международными правовыми актами, и Конституцией РФ, законами и подзаконными актами РФ, роль органов прокуратуры в данной направлении продолжает является первостепенной и важной.

REFERENCES

  1. Federalnyy zakon «O zashchite naseleniya i territoriy ot chrezvychaynykh situatsiy prirodookhrannogo i tekhnogennogo kharaktera» ot 21.12.1994 № 68-FZ // SPS Konsultant-Plyus.
  2. Federalnyy konstitutsionnyy zakon «O chrezvychaynom polozhenii» ot 30.05.2001 № 3-FKZ // SPS Kon-sultant-Plyus.
  3. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii ot 12.12.1993 // SPS Konsultant-Plyus.
  4. Basova Yu.Yu. Ontologicheskaya kharakteristika ponyatiya «chrezvychaynaya situatsiya» // Uspekhi sov-remennoy nauki// 2016. №10. T.5. S.63-66.
  5. Federalnyy zakon «O prokurature Rossiyskoy Federatsii» ot 17.01.1992 // SPS Konsultant-Plyus.
  6. Prikaz Generalnogo prokurora Rossiyskoy Federatsii «Ob organizatsii prokurorskogo nadzora za ispolneni-yem zakonodatelstva o preduprezhdenii i likvidatsii chrezvychaynykh situatsiy prirodnogo kharaktera i ikh posledstviy» ot 10.02.2011 № 30 // SPS Konsultant-Plyus.
  7. Porfiryev B.N. Gosudarstvennoye upravleniye v chrezvychaynykh situatsiyakh: analiz metodologii i problemy organizatsii. M.: Nauka. 1991. 136 s.
  8. Porfiryev B.N. Organizatsiya upravleniya v chrezvychaynykh situatsiyakh: (Problemy predotvrashcheniya i sokrashcheniya masshtabov posledstviy tekhnologicheskikh i prirodnykh katastrof). M.: Znaniye. 1989. 64 s.