К ВОПРОСУ О ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)

ON THE PRACTICE OF IMPLEMENTING ANTI-CORRUPTION EDUCATION (BASED ON MATERIALS FROM THE REPUBLIC OF CRIMEA)

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

Section CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY; CRIMINAL ENFORCEMENT LAW

Publication text (PDF):Download

UDK: 342.5

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Ahkudinova Y. S. , Crimean Law Institute (branch) University of the Prosecutor’s Office Of the Russian Federation

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-2-249-253

PAGES: from 249  to 253

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: corruption; anti-corruption education, the prosecutor’s office of the Russian Federation anti-corruption activities; educational organizations in the prosecutor’s office.

ABSTRACT (ENGLISH):

The work examines some issues of anti-corruption education, which is one of the main means of preventing corruption used in modern Russian society. It also examines the regulatory framework for the organization and implementation of anti-corruption education, subjects authorized by law to implement this function. The basic forms, types and methods of this activity are determined. The results of the work of the prosecutor’s office of the Russian Federation in the implementation of anti-corruption education are noted

Одной из основных задач субъектов противодействия коррупции является реализация мер по ее предупреждению, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих ее проявлению.

Одним из направлений реализации профилактических антикоррупционных мер является формирования нетерпимости к коррупционному поведению в обществе. Отметим, что в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции относится реализация мер, которые направлены на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению [1].

Практика реализации мер антикоррупционной направленности свидетельствует, что противодействие данному негативному социальному явлению заключается не только в применении мер, предусмотренных в законодательстве, но и мер превентивного характера, которые в первую очередь направлены на повышение уровня правосознания граждан, разъяснение положений нормативных правовых актов, популяризацию антикоррупционных стандартов, формирование антикоррупционного поведения населения.

Мировой опыт свидетельствует, что большинство стран, используя накопленный опыт, формируют и реализуют собственную национальную антикоррупционную политику, активно привлекая имеющиеся в их распоряжении «инструменты», среди которых особое место занимает антикоррупционное просвещение.

Одним из важнейших средств повышения правосознания каждого гражданина, правосознания личности и повышения правовой культуры населения в целом является правовое просвещение, выступающее не только заботой государства и деятельностью государственных институтов, но и совместной обязанность государства и общества.

Отметим, что профилактика коррупции и антикоррупционное правовое просвещение направлено на принятие и реализацию законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению [2, с.138].

Важно подчеркнуть, что на сегодня в научной литературе нет единого подхода относительно определения понятия «просвещение». Не вдаваясь в детальный анализ научных точек зрения относительно определения данного понятия, отметим, что мы поддерживаем позицию тех ученых, которые просвещение определяют, как: – инициированный государством процесс распространения среди граждан знаний [3, с.3], культуры, морали через комплекс воспитательно-образовательных мероприятий, посредством существующей или развиваемой системы специализированных институтов государства [4, с. 4].

В российской правовой практике, как и в практике многих других государств, правовое просвещение, как элемент правовой политики направлено на формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма; повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности; создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения; внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм [5, с.78].

Субъектами проведения антикоррупционного просвещения могут быть: министерства и профильные ведомства, в зависимости от направления рода деятельности их структур, органы государственной власти, в том числе правоохранительные органы и органы прокуратуры.

Учитывая, что прокурорские полномочия осуществляются в широком спектре правоотношений, органы прокуратуры в своей деятельности используют определенные в законе меры воздействия для повсеместного и систематического правового воспитания, и просвещения населения. Прокуроры постоянно применяют различные формы правового просвещения граждан.

Важно подчеркнуть, что работа органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции осуществляется на плановой основе, приоритеты этой деятельности определены Национальным планом противодействия коррупции на 2018-2020 годы, задачи по реализации которого конкретизированы в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 08.08.2018 №485 «Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы». С учетом положений документа стратегического планирования внимание органов прокуратуры было обращено, в том числе, и на повышения эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих и реализации мер антикоррупционного просвещения.

Анализируя практику реализации антикоррупционного просвещения в Республике Крым можно следует отметить, что на сегодняшний день большое внимание уделяется работе с несовершеннолетними, а именно разъяснению несовершеннолетним о негативных последствиях совершения коррупционных правонарушений. Наравне с развитием правовой грамотности населения, прокурорские работники повышают правосознание несовершеннолетних, формируя у них негативное отношение к коррупции. Прокуроры проводят мероприятия по правовому просвещению, приуроченные к определенным знаменательным датам, в том числе к Международному дню борьбы с коррупцией [6, с. 5].

Изучение данной практики позволяет сделать вывод, что обучение с самого раннего возраста несовершеннолетних, а именно со школьного возраста, просвещение их в теме противодействия коррупции, беседы о наступлении уголовной ответственности за коррупционное деяние, на наш взгляд, является отличной профилактической мерой в борьбе с такой серьезной социальной проблемой, как коррупция. Привитие правовой культуры несовершеннолетним поможет им в дальнейшем, в их взрослой и самостоятельной жизни отделять и понимать разницу между незаконным вознаграждением и благодарностью.

Следует отметить, что одним из субъектов реализации мер антикоррупционного просвещения являются научные и образовательные организации прокуратуры. Так, исходя из опыта реализации антикоррупционного просвещения в Республике Крым, на примере Крымского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации (далее – Институт) выполняется ежегодно ряд мероприятий, направленных на воспитание ценностных установок и развитие способностей, необходимых для формирования гражданской позиции в отношении коррупции, формирования негативного отношения к коррупционным проявлениям через комплекс воспитательно-образовательных мероприятий посредством круглых столов, лекций, выездных занятий в школах, участия в конференциях и проведения занятий со студентами.

Одной из форм реализации антикоррупционного просвещения в Институте является проведение научно-практических конференций и круглых столов, где привлекаются практикующие работники органов прокуратуры, студенты Института и студенты других учебных заведений, учащиеся старших классов, которые не только присутствуют при проведении, но и принимают участие в обсуждениях, тем самым реализуя антикоррупционное просвещение в последующем в школах, где обучаются.

В Институте существует практика чтения лекций и проведения семинаров по антикоррупционной тематике для государственных и муниципальных служащих, что позволяет расширить круг лиц, до которых доводится информация по противодействию коррупции, тем самым, соответственно, и увеличивается масштаб распространения антикоррупционного просвещения, проводимого Институтом. В пример, можно привести, семинар для государственных гражданских служащих аппаратов судов общей юрисдикции проводимый в 2016 году в Управлении Судебного департамента в Республике Крым с участием профессорско-преподавательского состава и студентов Института проведен с целью изучения ими основных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» [7, с. 36].

В институте обучению методике и навыкам правового просвещения уделено должное внимание в учебном материале для слушателей курсов повышения профессиональной квалификации прокурорских работников. В соответствии с учебным Планом обучения слушателей программа дополнительного профессионального обучения старших помощников, помощников прокуроров городов и районов, осуществляющих надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции, где детально рассмотрен вопрос антикоррупционного просвещения.

Повышенное внимание в реализации антикоррупционного просвещения Институт уделяет просвещению школьников. Сотрудники Института регулярно посещают школы с выездными лекционными занятиями по антикоррупционной тематике, так, к примеру, в 2019 году проведено лекционное занятие на тему «Антикоррупционное воспитание – направление молодежной политики, решающий фактор повышения эффективности противодействия коррупции в нашем обществе» в МБОУ «СОШ № 8».

Достаточно эффективной формой реализации мер антикоррупционного просвещения являются проведение выездных занятий в рамках реализации соглашения о партнерстве Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МДЦ «Артек» лагерь Янтарный. На данных занятиях, для лучшего усвоения и понимания, применяются лекции, деловые игры и «квесты», где присутствует элемент состязательности и у участников есть мотивация ознакомится, изучить и узнать с целью достижения результата и победы. Так на базе МДЦ «Артек», по предварительной договоренности, Институтом проведен ряд мероприятий, направленных на формирование гражданской позиции у учащихся, повышения правовой культуры, воспитания нетерпимости к коррупционным проявлениям, и повышения уровня ответственности с целью реализации антикоррупционного просвещения.

Анализ практики Крымского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации в сфере реализации антикоррупционного просвещения свидетельствует, что данный вопрос на сегодняшний день является одним из приоритетных.

Следует констатировать, что противодействие коррупции заключается не только в применении правовых мер, направленных на преследование за совершение коррупционных правонарушений, но и в превентивной работе. Основываясь на проведенном анализе, можно сделать вывод, что правовое просвещение может быть действенным инструментом профилактики коррупции, наибольшая эффективность которого возможно достигнуть путем объединения усилий государственных органов, образовательных организаций и средств массовой информации.

REFERENCES

  1. On combating Corruption: Federal Law No. 273-FZ of 25.12.2008 (as amended on 31.07.2020) // Access from the legal reference system «Consultant-Plus».
  2. Yurkovsky A.V., Evdokimov K. N., Derevskova V. M. Legal bases of combating corruption: a textbook. — Irkutsk, 2012 – — 199 p.
  3. Boys N. A. Technology of anti-corruption education//State and law: theory and practice: materials of the IV Mezhunar. Scientific. Conf. (Kazan, March 2018). — Kazan; Young Scientist, 2018. — 46 p.
  4. Mochalov S. A. The use of legal education by the prosecutor’s office as a tool for preventing corruption / / Prosecutor. 2016. No. 4. — 112 p.
  5. Evdokimov V. B., Mamatov M. V., Dmitrieva E. A. Prosecutor’s office and the media: the state and prospects of interaction. Monograph / Moscow, 2016. — 236 p.
  6. Review of the results of the work of the Prosecutor’s Office of the Russian Federation on legal education and legal information dated 08.04.2019 No. 22-14-2019. — 12 p.
  7. Report on the work of the Crimean Law Institute (branch) of the Federal state state educational institution of higher education «University of the Prosecutor’s Office of the Russian Federation» in 2016 and tasks for 2017 / / Simferopol, 2016. — 45 p.