ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА

СHARACTERISTICS OF THE IDENTITY OF AN UNWEIGHTED OFFENDER

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

Section CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY; CRIMINAL ENFORCEMENT LAW

Publication text (PDF):Download

UDK: 343.2.7

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Merkazova V.А., Crimean Branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-2-244-248

PAGES: from 244  to 248

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: the identity of a minor offender, juvenile delinquency, criminological characterization of the identity of the offender, the formation of the identity of a minor, the type of juvenile offender.

ABSTRACT (ENGLISH):

The process of familiarizing yourself with the identity of a juvenile offender is a fairly interesting process in which the specifics of the mechanism of illegal conduct are identified and evaluated, as well as the search for specific reasons for such behaviour and the commission of crimes.

Juvenile crime is a long-standing anti-social phenomenon. The origins lie in the Peter’s times and the era of palace coups — even then began to develop and gradually apply measures to identify, prevent and suppress this phenomenon, as well as actively applied the policy of re-education and reorientation of juvenile offenders.

In fact, the identity of a juvenile offender is a key problem of criminology. It is the centrepiece of various debates and debates because crime, as an act of human will, is more derived from its content, which fills itself with personal, age characteristics and other characteristics.

При оценке и исследовании преступности несовершеннолетних важное значение имеет изучение элементов, признаков, свойств и иных особенностей личности несовершеннолетних.

Криминологическая характеристика личности преступника, в том числе и несовершеннолетнего преступника, включает следующие элементы: социально-демографические, социально-значимые физиологические, социально-психологические, нравственно-психологичекие и правовые свойства, признаки, установки, связи, отношения и ценностные ориентации, имеющие антисоциальную направленность и приведшие к совершению преступления. При этом в качестве базовой характеристики личности выделяются: социально-типологическая, социально-ролевая, нравственно-психологическая.

Первый элемент – социально-типологическая характеристика личности. Он отражает именно социально-типологические свойства личности преступника. При этом речь идет о таких социально-демографических признаках, как: пол, возраст, образование, место жительства, род занятий и деятельности, семейное положение и другие.

Следующая характеристика личности – социально-ролевая. Данная характеристика позволяет увидеть преступника, исходя из тех социальных позиций, которые он занимает в реальной действительности. В основном это выражается в безответственном отношении к своим социальным ролям в различных социальных институтах.

К числу характеристик личности относится и нравственно-психологическая. Она отражает отношение лица к государству и обществу, в том числе к определяемых в них ценностям, нормам морали, традициям и т.д. [2].

Чаще совершаются преступления лицами в возрасте 16-18 лет, чем в 14-15. В большинстве случаев (более 85%) несовершеннолетние преступники имеют низкую успеваемость по месту учебы, пропускают занятия. Некоторые подростки не имеют даже начального образования.

Характерным признаком преступности несовершеннолетних является ее рецидивность. Обратимся к статистике лиц, ранее совершавших преступления: если, например, в 2017 г. доля повторных преступлений составляла 17 %, в 2018 году – 21,8%, то уже в 2019 г. она достигла значения в 26,3 %.

Анализируя официальную статистику можно отметить, что среди несовершеннолетних, совершающих преступления, преобладают лица мужского пола, что характерно и для взрослых преступников. При этом актуальной проблемой является рост преступлений, совершаемых несовершеннолетними женского пола, что указывает феминизацию преступности несовершеннолетних.

Примером женской преступности несовершеннолетних может служить событие, произошедшее 7 ноября 2016 г., когда три московские школьницы избили сверстницу, что было снято на видео и выложено в сети Интернет. Причиной такого жестокого поведения послужила ревность одной из избивавших девушек к своему молодому человеку.

В ходе анализа преступности несовершеннолетних представляет интерес исследование уровня взаимодействия соответствующей личности и среды обитания в процессе заложения основ возможного его преступного поведения.

Общепризнано, что у несовершеннолетнего сознание и психика находятся в стадии интенсивного формирования, а поэтому имеет место повышенная восприимчивость к институтам социализации, в том числе и позитивным и негативным. Соответственно, в общем виде схема анализа социальных обстоятельств и условий совершения несовершеннолетним преступления может быть представлена как перечень определенных отношений, которые непосредственно связаны с детерминацией его преступного поведения и, следовательно, представляют первостепенное значение. Поэтому перед учеными и практиками стоит задача по установлению того, по какой причине и почему, под влиянием каких личных характеристик, жизненных и социальных условий возникают у человека черты характера, которые впоследствии приводят к криминальному поведению и совершению конкретного преступления(й), т.е. анализу подлежат факторы и условия формирования личности несовершеннолетнего преступника [2].

В криминологической науке принято выделять в качестве одного из направлений, указывающих на причины преступности несовершеннолетних принято выделять связь преступного поведения с образом жизни, т.е. целесообразно комплексное изучение сферы быта, досуга, образования и труда.

Тем самым социально-психологические обстоятельства и условия, обуславливаются в том числе криминальной средой, которая во многом предопределяет формирование личности несовершеннолетнего. При этом детерминанты социально-психологического характера представляют собой определенную группу взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой обстоятельств и факторов, внутри которых на основе имеющихся негативных условий социальной среды, вступая в взаимодействие со возрастными особенностями несовершеннолетнего, формируют у него устойчивые личностно-психологические изменения, которые способны в сочетании с конкретными жизненными ситуациями приводить к совершению конкретного преступления(й). При этом личность человека, ее становление и сущность формируются на протяжении всей жизнедеятельности и в процессе соответствующей социализации, в результате которой индивид приобретает определенные свойства и качества, детерминирующие его поведение.

Многие исследователи выделяют неблагополучную (антисоциальную) семью как основной фактор формирования личности несовершеннолетнего преступника.

В структуре преступности несовершеннолетних появились такие криминальные ситуации, как вооруженные нападения и убийства сотрудников школ, захват школьников в заложники (инцидент со стрельбой 3 февраля 2014 г. произошел в школе № 263 в районе Отрадное г. Москва, в результате которого старшеклассник из винтовки застрелил учителя и полицейского, взял в заложники школьников; 5 сентября 2017 г. 15-летний девятиклассник устроил стрельбу в школе в подмосковной Ивантеевке; 19 апреля 2018 г. в школе г. Стерлитамака Республики Башкортостан 17-летний школьник, вооруженный ножом совершил нападение на учительницу и одноклассников, а затем попытался поджечь школу).

Естественно, указанные и другие криминальные ситуации не остались без внимания в науке криминологии и появились новые термины – «школьный стрелок», «стрельба в школах, учебных заведения» и другие.

Всю страну потрясло событие, произошедшее 17 октября 2018 г. в г. Керчь Республики Крым, когда 18-летний студент 4 курса политехнического колледжа Росляков Владислав заложил взрывное устройство в учебном здании и открыл стрельбу по студентам и сотрудникам, в результате чего погиб 21 человек, включая предполагаемого нападавшего, пострадали 67 человек.

В ходе расследования по делу об этой трагедии было установлено, что Росляков был вдохновлен массовым убийством в «Колумбайне» и копировал убийц в одежде (в черных брюках и белой футболке с надписью «Ненависть», черная перчатка на руке), поведении и используемых средствах (в рюкзаке у него находились бутылки с зажигательной смесью) для расстрела однокурсников и сотрудников колледжа, что указывает на феномен «колумбайнеров», то есть подражателей «школьных стрелков». При этом необходимо отметить, что А.Р. Рико в 2015 году исследовал проблемы указанного феномена и подсчитал, что за полтора десятилетия в школах США было совершено 74 нападения, в которых стрелки по определенным признакам копировали массовое убийство в школе «Колумбайн» [3].

Представляет интерес характеристика личности несовершеннолетних преступников исходя из его типов, например, ситуативно-неустойчивый, ситуативно-криминогенный и последовательно- криминогенный типы.

Первый тип несовершеннолетнего преступника – ситуативно-неустойчивый, который формируется, как правило, в законопослушной и достаточно ответственной социальной среде, но в определенной степени терпимо относится к правонарушениям, а в некоторых случаях и открытым одобрением, если они совершаются лицами из его круга, в тоже время наблюдается обостренное реагирование на противоправные поступки, жертвой которых становятся он сам или его близкие, совершает конкретное преступление(я) под сильным (неожиданным или чрезвычайным) влиянием конкретной криминогенной жизненной ситуации. Как правило, это слабовольные несовершеннолетние, которых вовлекают в совершение преступления(й) другие лица. При этом в контингенте несовершеннолетних преступников их доля составляет около 30-35%.

Второй тип несовершеннолетних преступников – ситуативно-криминогенный, который наиболее часто встречается в числе несовершеннолетних преступников и характеризуется формированием и противоправными действиями в противоречивой социальной среде, когда семья оказывает позитивное воздействие, а друзья, знакомые и другие взрослые – негативное, а поэтому систематически нарушаются нормы морали и нравственности, формируются взгляды, социальные установки и устойчивые ориентиры на антисоциальный образ жизни, что зачастую создает определен-ные предпосылки и предрасположенность к совершению преступлений, а совершение конкретного преступления(й) в значительной степени обуславливается влиянием неблагоприятной жизненной ситуации и т.д. В контингенте несовершеннолетних преступников их доля составляет около 50-60%.

Третий тип несовершеннолетних преступников – последовательно-криминогенный, который предполагает отсутствие чувства социальной ответственности, сильную волю и определенные его организаторские способности, активность поведения в ситуации совершения преступления, что не исключает в отдельных случаях совершать преступления единолично или выступать в качестве лидеров преступных групп и т.д. В контингенте несовершеннолетних преступников их доля составляет 10-15% и именно на них приходится большая часть тяжких и особо тяжких преступлений и рецидива. Более того данная категория несовершеннолетних преступников являются хранителями и носителями обычаев и традиций криминальной субкультуры и среды (например, АУЕ, которое расшифровывается как «арестантский уклад един», «арестантское уркаганское единство» или «арестантское уголовное единство») [4].

Складывающаяся в стране криминальная обстановка показывает, что существующие направления, методы, формы и средства предупреждения и борьбы с преступлениями несовершеннолетних в настоящее время недостаточно эффективны, а деятельность соответствующих органов и служб системы профилактики нуждается в совершенствовании.

Основополагающими задачами государства для предупреждения преступности несовершеннолетних являются: поддержка детства и материнства и детства; борьба с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних; нравственно-правовое воспитание подростков и молодежи; противодействие распространению и употреблению алкогольных напитков, наркотических средств и психотропных веществ; качественное улучшение образования, в том числе и по подготовке учителей по программам предупреждения и борьбы с правонарушениями несовершеннолетних; организация детского и молодежного досуга, поддержка массовой физкультуры и спорта и т.д.

Подводя итог рассматриваемой проблематике, необходимо акцентировать внимание именно на том, что психика, привычки, мировоззрение подростка в процессе взаимодействия с окружающим миром формируются почти сразу. Несовершеннолетний как «губка» впитывает происходящие явления, процессы, модели поведения людей моментально, проецируя их на себя и ориентируясь на родственников, членов семьи в частности. Многое зависит от методов, подходов, способов перевоспитания молодого преступника, изменения его установок, мотивировок и идеалов.

REFERENCES

  1. Criminology. Special part: a course of lectures / ed. V. D. Malkov. — M.: Akad. upr. MVD of Russia, 2016. — p. 75.
  2. Shotkinov S. A. Criminology: A summary of lectures / S. A. Shotkinov. — M.: Prior, 2017. — p. 75.
  3. Criminology. Special part: a course of lectures. / ed. V. D. Malkov. — M.: Akad. upr. MVD of Russia, 2016. — p. 178.
  4. Kazimov M. S. Criminological characteristics of crimes / / Russian Justice. — 2015. — No. 6 – — p. 25.
  5. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) (taking into account the amendments made by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation No. 6-FKZ of 30.12.2008, No. 7-FKZ of 30.12.2008, No. 2-FKZ of 05.02.2014, No. 11-FKZ of 21.07.2014) / / SPS Consultant Plus.
  6. The Criminal Code of the Russian Federation No. 63-FZ of 13.06.1996 (as amended on 07.04.2020) (with amendments and additions, intro. effective from 12.04.2020) / / SPS Consultant Plus.
  7. Federal Law No. 120-FZ of 24.06.1999 (as amended on 26.07.2019) «On the basics of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency» / / SPS Consultant Plus.
  8. Federal Law No. 182-FZ of 23.06.2016 «On the basics of the crime prevention system in the Russian Federation» / / SPS Consultant Plus.