ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ) ОТНОШЕНИЙ В НЕФТЯНОЙ СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ

TYPES OF ECONOMIC (ENTREPRENEURIAL) RELATIONS IN THE OIL AND ENERGY SECTOR

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,
Section ADMINISTRATIVE LAW; ADMINISTRATIVE PROCESS; LAND LAW; NATURAL RESOURCE LAW; ENVIRONMENTAL LAW; AGRARIAN LAW

Publication text (PDF): Download

UDK:345

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Gusyakov V. Yu., Sevastopol State University

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-1-322-329

PAGES: from 322  to 329

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS:energy; oil industry; industry; legal regulation.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article describes the economic (entrepreneurial) relations in the oil industry. The features of such  relations are revealed. The definition of the oil industry as an industry is proposed. Taking into account the specifics of economic relations in the oil industry, it is proposed to distinguish a group of relations in the field of search, evaluation, development of oil fields, as well as relations in the field of sales of oil and petroleum products. It is advisable to regulate the selected groups of relations in different laws, taking into account the specifics.

 

Особенности правового статуса участников отношений в нефтяной сфере обусловлены спецификой экономических (предпринимательских) отношений, существующих в топливно-энергетической сфере в целом и в нефтяной сфере энергетики как ее составной части.

Представляется целесообразным выявить виды экономических (предпринимательских) отношений в нефтяной сфере энергетики. Выделение отношений в нефтяной отрасли позволит определить объект правового регулирования в целях обеспечения законодательного регулирования. Сложность в том, что до настоящего времени нет специального закона, регулирующего отношения в нефтяной сфере энергетики, в отличие от других отраслей энергетики – газовой, электроэнергетики, теплоснабжения. Очевидно, что отношения в той или иной сфере энергетики возникают в связи с реализацией экономических интересов участников. Так, в газовой отрасли согласно ст.1. Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»  определяются правовые, экономические и организаци-онные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации. При этом нормы закона направлены на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов. Как определено в ч.2 ст.1 рассматриваемого закона положения его основываются на положениях Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми вопросы, касающиеся федеральных энергетических систем, правовых основ единого рынка, основ ценовой политики, безопасности Российской Федерации, относятся к предметам ведения Российской Федерации.

А в соответствии со ст.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике»  в законе устанавливаются правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, а также определяются полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии. Круг отношений, возникающих в сфере электроэнергетики, раскрывается в определении понятия «электроэнергетика». К отношениям в сфере электроэнергетики отнесены экономические отношения, возникающие:

а) в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии),

б) в процессе передачи электрической энергии,

в) в процессе осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике,

г) в процессе сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам.

В Федеральном законе от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении»  в ст.1 определен следующий предмет правового регулирования:

1) это экономические отношения, которые возникают в сферах, связанных с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем;

2) это полномочия органов государственной власти, органов местного само-управления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения;

3) это права и обязанности участников данных экономических отношений — потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

Специальный закон был принят и в целях регулирования такой сферы энергетических отношений как угольная энергетика . В преамбуле этого закона определено, что закон устанавливает основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), а также направлен на регулирование отношений, возникающих при осуществлении деятельности в этой области.

В нефтяной сфере энергетики экономические отношения также имеют ком-плексный характер и свои особенности, требующие соответствующего законодательного обеспечения. Возникают данные экономические отношения в связи с потребностью в обществе использовать такой энергетический ресурс, как нефть, для целей производства таких видов энергоресурсов как электроэнергия, тепловая энергия, которые в свою очередь обеспечивают все сферы жизнедеятельности. По отношению к нефти электрическая и тепловая энергия являются производными. В связи с этим следует отметить, что экономические отношения, возникающие в нефтяной сфере, ко всему прочему являются базовыми, основными для отраслей, зависимых от нефти как от первичного энергоносителя. Этот факт должен быть законодательно закреплен в виде принципа правового регулирования отношений, возникающих по поводу первичного энергоносителя – нефти.

Структура и система этих отношений имеет сложный многоуровневый характер. Как свидетельствуют исторические факты зарождения и развития  экономических отношений в нефтяной сфере начальными этапами появления этих отношений являются поиск месторождений, содержащих запасы нефти. Затем следуют процессы добычи; транспортировки (перевозки); хранения; переработки; реализации.

Очевидно, что каждый из перечисленных элементов экономических отношений в нефтяной сфере энергетики имеет характерные особенности по составу участников, по видам экономической и управленческой деятельности, по содержанию прав и обязанностей субъектов. Поскольку нефтяная отрасль относится к промышленности в целом, целесообразно в целях правового регулирования основываться на общих положениях закона о промышленной политике.

В целях установления общих правил регулирования отношений в промышленности был принят Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» , в котором приведено общее понятие отрасли промышленности. Согласно этому закону под отраслью промышленности понимается совокупность субъектов, осуществляющих деятельность в сфере промышленности, в рамках одной или нескольких классификационных группировок одного или нескольких видов экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности. На основании данного определения отрасли промышленности, руководствуясь Общероссийским классификатором видов экономической деятельности целесообразно выявить виды экономических отношений в нефтяной отрасли.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности к видам деятельности в нефтегазовой отрасли относится добыча сырой нефти и природного газа. В Классификаторе дается подробная расшифровка этой группировки видов деятельности, которая включает:

— добычу сырой нефти;

— добычу нефтяного (попутного) газа;

— добычу горючих (битуминозных) сланцев и битуминозных песков и извлечение из них нефти;

— деятельность по эксплуатации и/или разработке нефтяных и газовых месторождений.

Подобная деятельность может включать оснащение и оборудование скважин, эксплуатацию промысловых сепараторов, деэмульгаторов, илоотделителей, нефтепромысловых трубопроводов для сырой нефти и все прочие виды деятельности по подготовке нефти или газа, для перевозки от места их добычи до пункта отгрузки (поставки).

Кроме того к данной сфере относятся:

—  услуги по добыче нефти и газа за вознаграждение или на контрактной основе;

— поисково-разведочные работы на нефтяных и газовых скважинах;

— разведочное бурение;

— очистка нефтепродуктов;

— разведка нефтяных месторождений и другие геофизические, геологические и сейсмические исследования. Далее отнесены также к видам деятельности производство кокса и нефтепродуктов; ремонт и обслуживание машин, используемых в горнодобывающей промышленности, строительстве, добыче нефти и газа; гидрометеорологическое обеспечение работ по добыче, транспортировке и переработке нефти и газа и т.д.

С учетом изложенных в классификаторе видов деятельности, руководствуясь общим определением отрасли промышленности, содержащимся в Федеральном законе от 31.12.2014 N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», можно сформулировать следующее определение нефтяной отрасли: под нефтяной отраслью промышленности понимается совокупность субъектов, осуществляющих виды деятельности в рамках таких классификационных группировок как добыча сырой нефти и природного газа, а также виды деятельности по эксплуатации и/или разработке нефтяных и газовых месторождений, включающие также сопутствующие виды деятельности, указанные в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности.

Одна из особенностей экономических отношений в нефтяной сфере энергетики заключается в том, что до момента добычи нефти, доведения ее до товарного содержания и включения в экономический оборот она (нефть) относится к природным ресурсам, находящимся в недрах . Согласно ст.1.2. Закона «О недрах» природные ресурсы, включая энергетические ресурсы, до момента их извлечения из недр являются государственной собственностью. Соответственно регламентируются отношения, связанные с предоставлением участков недр в пользование. При предоставлении лицензии на право пользования недрами устанавливаются предварительные границы участка. Далее разрабатывается технический проект, который утверждается государственной экспертизой, согласовывается в установленном порядке. Неотъемлемой составной частью лицензии являются документы, уточняющие точные границы горного отвода.

Как справедливо отмечается авторами  «эффективность распоряжения государственным фондом недр в части пополнения доходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации выражена в существующей системе платежей, взимаемых государством в процессе лицензирования пользования недрами».

В соответствии со ст. 39 Закона «О недрах» недропользователями уплачиваются следующие платежи:

  1. разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, включая разовые платежи, уплачиваемые при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование;
  2. регулярные платежи за пользование недрами;
  3. сбор за участие в конкурсе (аукционе).

Размер разового платежа определяется в соответствии с Приказом Минприроды России от 30.09.2008 N 232 . Фактически, Методика определяет принципы расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами при подготовке условий проведения конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, содержащих полезные ископаемые  и предназначена для использования Федеральным агентством по недропользованию, его территориальными органами и подведомственными организациями.

Фундаментальным является вопрос о стоимостной оценке ресурсов, содержащихся в недрах. В литературе отмечается, что оценить недра распределенного и нераспределенного фонда как непроизведенный актив казны в стоимостном выражении, даже для целей полноты учета ресурсов недр в содержимом государственной казны, затруднительно, поскольку информация о запасах основного ресурса недр в виде полезных ископаемых носит вероятностный характер, а сам механизм такой оценки не разработан и нормативно не закреплен .

Сохраняя правило о государственной собственности на природные ресурсы, включая энергетические, в специальном законе, законодатель сохраняет и возможность эффективного использования природных ресурсов в публичных (государственных) интересах, включая социальные (общественные) интересы.

Отношения недропользования регулируются законодательством о недрах, исходя из того, что нефтегазовые ресурсы являются государственной собственностью, а отношения в сфере добычи и реализации нефти регламентируются нормами разных отраслей права, в том числе нормами частного права. Очевидно, что принципы правового регулирования в публично-правовой и частноправовой сферах различны, но при этом существуют и точки пересечения в части установления правил государственного регулирования.

Полагаем, что в связи с этим существует потребность в совершенствовании правового регулирования в сфере управления природными ресурсами в публичных (государственных) интересах, и вместе с тем необходимость совершенствования регулирования рыночных отношений, складывающихся по поводу использования нефти как объекта экономических ( имущественных) отношений, но также в публичных интересах.

Возможно, что средством достижения цели соблюдения публичных интересов может быть создание единого центра по управлению нефтегазовыми ресурсами в России. Вместе с тем целесообразно учитывать тенденции создания единого энергетического рынка в рамках Евразийского экономического союза, а также необходимость совершенствования системы оценки и учета нефтегазовых ресурсов. В настоящее время в промышленно развитых англоязычных странах, как правило, параллельно действуют две системы учета и классификации минеральных ресурсов . Первая представляет собой одну из подсистем учета национального природного богатства и служит для информационного обеспечения государственных нужд при решении крупных стратегических задач, долгосрочном экономическом планировании и прогнозировании. Вторая система – это «кодексы» (codes) отчетности и рас-крытия информации о минерально-сырьевых активах горнопромышленных и геологразведочных компаний. Данная система оценки имеет значение для потребностей бизнеса и имеет банковско-биржевую направленность .

Таким образом, в нефтяной сфере существует комплекс взаимосвязанных отношений, которые условно можно разделить на две группы: 1) поиск, оценка, разработка нефтяных месторождений в целях добычи нефти, являющейся природным ресурсом и находящейся в собственности государства, и 2) добыча нефти как носителя энергии и полезного ископаемого, а также в последующем реализация, до реализации возможны переработка, хранение. До момента добычи нефть является энергетическим ресурсом, находящимся в собственности государства, а с момента добычи после прохождения технологии очистки нефть становится товаром, принадлежащим тому субъекту, который указан в лицензии на право пользования недрами. Отношения в нефтяной отрасли имеют специфику, обусловленную тем, что:

— добываемый энергетический ресурс — нефть является первичным носителем энергии, от которого зависят многие отрасли экономики, и до ее добычи является государственной собственностью;

— организация работ по добыче нефти требует больших экономических затрат, постоянного обновления и внедрения инновационных технологий, а также требует постоянного контроля (надзора) за соблюдением технологических процессов освоения недр;

-деятельность организаций в нефтяной сфере имеет разнородный характер и осуществляется холдинговыми компаниями, объединяющими поисковые работы и услуги и торгово-экономические виды деятельности, осуществляемые на основе конкуренции;

— производственно-хозяйственная деятельность организаций по добыче нефти, а также ее переработке оказывают наибольшее по сравнению с другими отраслями экономики негативное воздействие на окружающую среду.

Указанные особенности также предопределяют государственное регулирование отношений, соответствующую систему налогообложения и ценообразования (тарифообразования) в деятельности хозяйствующих субъектов нефтяной отрасли, а также специфику экономики и управления, включая систему проектного управления и управления инвестициями, особенности хозяйственной деятельности в сфере естественных монополий (транспортировки по магистральным трубопроводам); таможенно-тарифное регулирование при осуществлении внешнеэкономической деятельности.; необходимость обеспечения безопасности на всех стадиях хозяйственной деятельности.

С учетом выявленных особенностей производственно-экономических отношений в нефтяной сфере и на основе общего понятия об отрасли промышленности предлагается понимать под нефтяной отраслью промышленности совокупность субъектов, осуществляющих виды деятельности в рамках таких классификационных группировок видов деятельности как добыча сырой нефти и природного газа, а также виды деятельности по эксплуатации и/или разработке нефтяных и газовых месторождений, указанные в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности.

Выявленные особенности позволяют сделать вывод о целесообразности разработки и принятия специального закона о государственном регулировании в сфере поиска, оценки месторождений нефти, а также рынков нефти и нефтепродуктов.

Вопросы государственного регулирования в экономике, особенно в добывающих отраслях, в современных экономических условиях остаются дискуссионными. Как отмечает верно С.Н.Шишкин «В реальном секторе экономики проблемными составляющими являются добывающая отрасль (особенно добыча таких полезных ископаемых, как углеводороды) и сферы деятельности субъектов естественных монополий» .

В настоящее время Госдуме РФ обсуждается проект Федерального закона «О государственном регулировании деятельности в нефтяной отрасли Российской Федерации» , целью которого является определение правовых, экономических и организационных основ отношений в нефтяной отрасли Российской Федерации, включающей разведку, разведочное бурение, добычу, использование и транспортировку по трубам углеводородов (нефти, нефтепродуктов, нефтяного (попутного) газа) по территории Российской Федерации, в российских внутренних водах, территориальных водах и на континентальном шельфе, и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов.

Полагаем, что в Проекте целесообразно было бы отразить теоретические положения о, принципах государственного регулирования общественных отношений. Также необходимо определить предмет правового регулирования с учетом специфики экономических отношений в нефтяной отрасли. Возможно с учетом специфики экономических отношений в нефтяной отрасли в отдельном законе урегулировать отношения в сфере поиска, оценки, разработки месторождений нефти, а также в отдельном законе урегулировать отношения в сфере реализации нефти и нефтепродуктов.

REFERENCES

  1. Kavun K. P. Mineral resources assets: international standards of classification, reporting and disclosure of information.- 2nd ed. — Moscow: NP NAEN, 2007. — p. 9.
  2. Treasury and budget / R. E. Artyukhin, A.V. Bogdanova, Yu. V. Ginzburg, etc.; ed. D. L. Komyagin. M.: Nauka, 2014. 501 p.
  3. Fischer S., Dornbush R., Schmalenzie R. Economics / Trans. from English-M., 1998. — pp. 659-660.
  4. Shishkin S. N. Entrepreneurial-legal (economic-legal) foundations of state regulation of the economy: monograph. Moscow: Infotropik Media, 2011. 328 p.