ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САЙМЕНСКОГО КАНАЛА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХІХ В.

LEGAL REGULATION OF THE ACTIVITY OF THE SAIMAA CANAL IN THE SECOND HALF OF THE NINETEENTH CENTURY

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,
Section THEORY AND HISTORY OF LAW AND THE STATE; HISTORY OF THE TEACHINGS OF LAW AND THE STATE

Publication text (PDF): Download

UDK:340

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Gauk A.M., V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Taurida Academy

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-1-16-21

PAGES: from 16 to 21

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS:Saimaa Canal, legal regulation, charter, definition, instruction, Senate.

ABSTRACT (ENGLISH):

The legal regulation of the activities of the Saimaa Canal began in 1858 with a series of normative legal acts that fixed the norms and distributed the main tasks and activities of its personnel and higher authorities, and was continued by the instruction of 1875. Obviously, it should be noted that in the course of this process, both the already proven methods of organizing the activities of individual parts of water transport routes (games) were used, and, in connection with the reforms taking place in Russia and Finland, the introduction of the Main Department of Transport Routes as a supervisory authority. Given the importance of this structure for the principality, the highest supervisory authority for it was initially determined by the economic department of the Finnish Senate.

 

27 мая 2010 года, «отмечая положительные  итоги  реализации  Договора  между Союзом Советских  Социалистических  Республик  и  Финляндской  Республикой  о передаче  в  аренду Финляндской Республике советской части Сайменского канала  и острова Малый Высоцкий, подписанного в г. Москве 27 сентября 1962 г.», между Российской Федерацией, с одной стороны, и Республикой Финляндия, с другой стороны, был подписан договор «Об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал» [1].

Согласно пункту 1, ст. 2 данного документа, Российская Федерация предоставила Финляндской Республике в аренду сроком на 50 лет часть территории Российской Федерации, включающую российскую часть Сайменского канала с прилегающими акваторией и земельным участком.

1 ноября 2011 г. был принят Государственной Думой, а 9 ноября 2011 г. одобрен Советом Федерации Федеральный Закон «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал» [2].

Уже одно упоминание этих документов говорит о важности деятельности данной транспортной артерии для Российской Федерации и Республики Финляндия. В тоже время, при анализе имеющихся публикаций по проблеме, мы пришли к выводу о том, что правовые основы его деятельности еще в недостаточной мере изучены [3-5].

Как известно, Сайменский канал был открыт в 1856 г. и в то время являлся одним из самых больших в мире гидротехнических сооружений. Необходимость в его сооружении была очевидна давно. В первую очередь она вызывалась потребностью в объединении и улучшении водных путей сообщения Великого Княжества Финляндского, в условиях общей неразвитости сухопутных путей сообщения, а также сложностями в прокладке железнодорожных путей.

Учитывая важность и сложность данного сооружения, специально для его эксплуатации был разработан ряд нормативно-правовых актов, направленных на урегулирование его работы. Среди наиболее важных из них можем назвать «Устав для Саймского канала» от 14 апреля 1858 года, «Положении об управлении приписанными к Саймскому каналу гейматам и проч.» от 14 апреля 1858 г.; «Высочайшем положении о сборе, отчетности и контроле по Саймскому каналу» от 14 апреля 1858 года; «Положении о сборе, отчетности и контроле по Саймскому каналу» от 14 апреля 1858 г.

Однако эти законоположения не могли навсегда обеспечить всю необходимую нормативную базу для деятельности Сайменского канала, в первую очередь из-за изменения структуры управления системы путей сообщения в княжестве. Так, в частности, 17 сентября 1860 г. была опубликована «Высочайшая Его Императорского Величества Инструкция Главному Управлению путей сообщения в Финляндии и подведомственным ему чинам» [6, с. 5], 30 июня 1869 г. Высочайшее Его Императорского Величества Инструкция Главному Управлению путей сообщения в Финляндии и подведомственным ему чинам [7, с. 1], а также другие документы. Кроме того, активное строительство мостовых сооружений потребовал принятия дополнительных положений и уточнения иных норм.

В этой связи 6 августа 1875 г. Высочайшая ЕИВ Инструкция, для управления и заведывания Саймским каналом. Данным документом, главный надзор за Саймским каналом и заведывание им, как в техническом так и в хозяйственном отношениях, со всеми принадлежащими к нему шлюзами, мостами, водопроводами, доком и прочими учреждениями и зданиями, включая в число их и отведенные в распоряжение состоящих при канале чиновников и служителей бостели с выстроенными там домами, содержание, ремонт и перестройку их, а также главный надзор за плаванием по каналу и за всем, что относится к судоходству о нему, предоставлялось Главному Управлению путей сообщения (далее – ГУПС) в Финляндии. Прежде начала каких-либо новых предприятий, перестроек, значительных изменений или починок и большим закупкам, начальство канала обязывалось, по всем таким вопросам, предварительно испрашивать ближайшего предписания указанного ГУПС; работы же, необходимые во время навигации для безостановочного по нему плавания, должны были немедленно производиться начальством канала (п. 1) [8, с. 1].

Полицейские дела при канале и в черте его подлежали вообще ведению Выборгского губернатора и местной земской полиции. Начальник же канала был обязан, однако, через указанных в пар. 10 строителей, иметь надзор за порядком в черте канала и разбирать такие состоящие в связи с этим надзором маловажные полицейские дела, которые, согласно с утвержденным для Саймского канала Уставом от 14 апреля 1858 г., принадлежали начальству канала и, как не касающиеся общего порядка, не требовали вмешательства земской полиции (п. 3).

Все вопросы, относящиеся к приписанным к Саймскому каналу гейматам и прочим состоящим в его черте землям, к управлению и отдаче их в аренду и проч., рассматривались и решались губернатором, как о том и было ранее предписано в Положении об управлении приписанными к Саймскому каналу гейматам и проч. от 14 апреля 1858 г., или впредь могло быть установлено (п. 4).

Выборгский губернатор и губернская контора, со своей стороны, обязаны были иметь ближайшее наблюдение и отвечать за сбор доходов с канала, сдачу их, и отчетность в порядке, установленном в положении о сборе, отчетности и контроле по Саймскому каналу от 14 апреля 1858 г. (п. 5).

Весь канал разделяется на две дистанции, из которых верхняя дистанция включала в себя пространство канала со всеми учреждениями от Лаурицалаской пристани на озере Сайм до южного берега Найямаярви, а нижняя дистанция, начиная от указанного берега, простиралась до набережной канала и подвижного моста у городской пристани в Выборге (п. 6).

Заведывание техническими и хозяйственными делами при канале, а также надзор за судоходством и сбором доходов с канала вверялся начальнику канала (п. 7).

Для каждой станции назначался начальник, который, под непосредственным надзором начальника канала [8, с. 2], исполнял все обязанности его по делам дистанции. Такие начальники дистанций должны были иметь техническое образование и иметь опыт технических работ (п. 8).

Для сбора пошлин за пользование каналом и доком и арендных денег за гейматы и земли канала, а также для счетоводства и отчетности в доходах, расходах и запасах (как о том установлено в Положении о сборе, отчетности и контроле по Саймскому каналу от 14 апреля 1858 г.), назначался при каждой дистанции кассир. Эти кассиры должны были представить установленное для сборщиков поручительство. Кассир верхней дистанции обязан был также составлять полный счет для годового отчета об управлении каналом, а кассир нижней дистанции также заведовать запасами материалов и инструментов канала, с отдачей в них ежегодного отчета.

В помощь кассирам на время судоходства по каналу определялись, начальником канала, при каждой дистанции по одному писарю при весах (п. 9).

Также при канале состояли 4 постоянные строители, два старшие и два младшие, которые также должны были иметь хорошие познания и опыт в строительных работах, могущих происходить при канале (п. 10).

Начальник канала, начальники дистанций, кассиры и строители состояли по ординарному штату и пользовались жалованием и прочими преимуществами согласно прилагаемого к инструкции штата. Из них начальник канала назначался хозяйственным департаментом Сената, по представлению ГУПС, а начальники дистанций, кассиры и строители – ГУПС по объявлении должности вакантной для соискания в тридцатидневный срок. От главного управления зависело также и увольнение этих чинов от службы (п. 12).

Начальник канала, начальники дистанций и кассиры пользовались таким же правом на пенсию при увольнении от службы, как и вообще чиновники гражданского ведомства края [8, с. 3].

На таком же основании и состоящие при канале строители, при увольнении от службы по законным причинам, награждались за беспорочную службу пожизненным пособием. Указанным чиновникам и служителям также предоставляется право участвовать во вдовьей и сиротской кассе финляндского милиционного ведомства (п. 13).

Кроме того, при шлюзах и каналах определялось 12 сторожей с необходимым количеством помощников и двумя сигнальщиками, из которых один на Лаурицалаской горе, а другой у Нуйякангаса, согласно тому, как значится в штатах. Начальник канала определял сторожей при шлюзах и мостах, имел над ними власть хозяина и был в праве за беспорядочность и нерадение по службе и т.д. увольнять их от нее, о чем начальник канала обязан был доносить ГУПС. Сторожа при шлюзах и мостах получали содержание помесячно и лишались права на получение его за тот месяц, в течение которого они уволены, если причиной увольнения было нерадение по службе и беспорядочность (п. 14).

В случае, если возникал повод предать суду начальника канала за проступки и упущения по службе, то обвинение в таком случае следовало заявлять в Выборгском Гофгерихте.

Относительно проступков и упущений по службе прочих чинов и служителей канала следовало применять пар. 18, 19 и 20 Высочайшей инструкции главному управлению путей сообщения от 20 июня 1869 г. если бы вместе с тем плавающим по каналу или другим лицам, а также имуществу их или выгодам казны угрожала опасность, то начальник канала имел тотчас устранить виновного или нерадивого от должности и к исполнению ее непосредственно определить другое лицо. Обо всем этом начальник канала обязан был немедленно донести ГУПС, которое по совершении следствия, если к тому были уважительные причины, принимал меры к подтверждению виновного законной ответственности (п. 15).

Если кто из состоящих при канале чинов по болезни или другой законной причине не мог отправлять своей должности, или когда, по случаю выбытия такого чиновника, оказывалась на короткое время надобность в заместителе, то ГУПС принимало меры к временному исправлению должности. Если же кто-либо из этих чинов просил об увольнении его в отпуск, то ГУПС могло его разрешать: начальнику канала не более как на 14 дней, а прочим чинам по усмотрению ГУПС. При этом главное управление определяло, кому в продолжение отпуска исполнять должность.

В случае, когда начальник канала имел потребность в отпуске на срок более 14 дней, то ГУПС должно было представить прошение начальника канала с прочими приложениями, при собственном отзыве в хозяйственный департамент Сената.

Сам же начальник канала мог разрешать отпуск служителям канала не более как на 14 дней. Когда же отпуск испрашивался на более долгий срок, то вопрос о том передавался на решение главного управления (п. 16).

Жалование чиновников и служителей и содержание иным состоящим при канале лиц, а также ежегодные суммы, необходимые на содержание и исправление канала отпускались из доходов канала и следовало показывать по особому годовому штату Саймского канала, который следовало составлять ГУПС и в конце ноября представлять в хозяйственный департамент сената на утверждение. Жалование и прочие оклады ассигновывались к отпуску указанным управлением по требованию начальника канала (п. 17).

Также начальник канала обязывался содержать постоянное почтовое сообщение по линии канала и покрывать все канцелярские расходы, на что, как и на другие подобные издержки ему была определена отдельная сумма по штату (п. 18).

С целью соответствующего управления каналом, ГУПС обязано было два раза в год, т.е. весной, до открытия судоходства, и осенью, по окончании его, через своего старшего инженера корпуса инженеров, при содействии начальников канала и дистанций и состоящих при канале строителей, производить полный и подробный осмотр по всему пространству канала со всеми его водопроводами, шлюзами, мостами, строениями и прочими сооружениями и учреждениями и при том исследовать в каком состоянии они находятся и какие требуются по ним улучшения или перестройки. При весеннем осмотре подвергались освидетельствованию также состоящие в пользовании чиновников и служителей бостели с построенными на них домами. Веденные при этих осмотрах протоколы и соответствующие сметы материалов и расходов на признанные необходимым работы представляются в ГУПС, если эти работы должны быть исполнены за казенный счет, а не исполнены, согласно с высочайшим постановлением о присмотре и содержании квартир в казенных зданиях от 23 января 1872 г. [8, с. 5], самим занимающим квартиру. Затем ГУПС должен был делать распоряжения как относительно исполнения необходимых работ, так и в прочем, смотря по обстоятельствам. Однако в случае, когда была потребность в значительных переделках или новых сооружениях, требующих ассигнования особой суммы сверх положенной по штату канала, то ГУПС должно было передать дело на рассмотрение хозяйственного департамента Сената (п. 19).

Следует упомянуть и о том, что ГУПС имело право, по представлению начальника канала, раздавать по окончании навигации каждого года, отличившимся усердием и хорошим поведением служителям канала назначенную по штату в награды сумму в 500 марок (п. 20).

21.Вопросы, касающиеся изменения или дополнения такс о сборе пошлин за пользование каналом и доком, или правил, установленных для судоходства по каналу, должны ГУПС, по выслушивании, смотря по обстоятельствам, судовладельцев и по истребовании отзывов начальника канала и соответствующих губернаторов, отправляться, при собственном заключении, на решение хозяйственного департамента сената.

И, наконец, устанавливалось, что ГУПС имело право производить ближайшие предписания, которые, кроме прописанных в уже изданных нормативных актах прав, были установлены и в этой инструкции, однако были необходимы для службы при канале и безопасности плавания по нему, также, как и могущие оказаться необходимыми дальнейшие предписания по инструкции для чиновников и служителей канала (п. 22) [8, с. 6].

Очевидно, следует также указать, что согласно примечанию к штату канала: «начальник канала и начальники дистанций, кассиры, строители, а равно шлюзные и мостовые сторожа пользуются готовыми помещениями, с принадлежащими к ним поземельными участками, как о том установлено в пар. 9 Высочайшего Положения от 14 апреля 1858 года об управлении приписанными к Саймскому каналу гейматами и проч., или впредь может быть предписано. Шлюзные же и мостовые сторожа обязаны давать бесплатное помещение назначаемым в помощь им работникам» [8, с. 9].

Таким образом, правовое регулирование деятельности Саймского канала началось в 1858 г. с серии нормативно-правовых актов, закрепивших нормы и распределивших основные задачи и направления деятельности его персонала и высших органов власти, а продолжено инструкцией 1875 г. Очевидно, следует отметить, что в ходе этого процесса применялись как уже апробированные способы организации деятельности отдельных частей путей водного сообщения (гейматы), так и, в связи с происходившими в России и Финляндии реформами, внедрением в качестве надзорной инстанции Главного Управления путей сообщения. Учитывая важность для княжества данного сооружения высшей надзорной инстанцией для него изначально был определен хозяйственный департамент финляндского Сената.

REFERENCES

  1. On the lease by the Republic of Finland of the Russian part of the Saimaa Canal and the adjacent territory and on the implementation of navigation through the Saimaa Canal. Contract. Not specified. 27.05.10. Business law (businesspravo.ru)
  2. Federal Law No. 315-FZ of 16.11.2011 — Wikiteca (wikisource.org)
  3. Martynov V. L. Saimensky canal / / «Geography». — Moscow: Publishing house «The First of September», 2006. — No. 4.
  4. Usyskin G. S. To the 145th anniversary of the Saimaa Canal / / «Tourist firms»: a magazine for tourism business professionals / Edited by M. B. Birzhakov. — St. Petersburg: Nevsky Foundation, 2001. — Issue 25. — pp. 153-172.
  5. Maria Cross. Saimaa Channel: Russia and Finland — relations of trust and cooperation / / «PravoInform». — 2013. — № 42 (805).
  6. His Imperial Majesty’s Highest Instruction to the Main Directorate of Railways in Finland and the ranks subordinate to it, dated September 17, 1860, 1860. Collection of Resolutions No. 18 of the Grand Duchy of Finland. Helsinfors, in the Senate Printing house of 1861
  7. His Imperial Majesty’s Highest Instruction to the Main Directorate of Railways in Finland and the ranks subordinate to it, dated June 30, 1869, 1869. Collection of Resolutions No. 20 of the Grand Duchy of Finland. Helsinfors, in the Senate Printing house of 1870
  8. The highest EIV Instruction, for the management and management of the Saimaa Canal, dated August 6, 1875, No. 24, 1 ¼ sheet, printed in Helsingfors on July 10, 1876, Helsingfors, in the Senate Printing House of 1876.