О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

ABOUT THE NECESSITY TO ESTABLISH A CONSTITUTIONAL COURT IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,
Section CONSTITUTIONAL LAW; CONSTITUTIONAL JUDICIAL PROCESS; MUNICIPAL LAW

Publication text (PDF): Download

UDK:342.56

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Adelseitova A. B., Marieva A. A., V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Taurida Academy

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-1-86-94

PAGES: from 86 to 94

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS:Constitutional Court of the Republic of Crimea, Constitutional Court of the Russian Federation, constitutional (statutory) the court of the subject, the state authorities in the Republic of Crimea.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article discusses the feasibility of establishing the Constitutional Court of the Republic of Crimea, analyzes the functioning of the judicial system in the Republic of Crimea, and concludes that it is necessary to create a body of constitutional control at the local level, which would be able to resolve current problems in a timely manner.

The legislation regulating the creation and functioning of constitutional (statutory) courts in the subjects of the Russian Federation is analyzed, the activities of the constitutional (statutory) courts functioning today in the subjects of the Russian Federation are considered, the positive and negative sides are identified. The corresponding changes in the legislation necessary for the effective functioning of the system of constitutional courts in the subjects of the Russian Federation and in the Republic of Crimea are proposed.

 

Изменение государственной принадлежности территории Республики Крым повлекло за собой изменения во многих сферах, в том числе и в судебной системе. Концепции судебной реорганизации были утверждены рядом законодательных актов, принятых на федеральном уровне России.

На современном этапе судебная система на территории Республики Крым реформирована и приведена в соответствие с Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) «О судебной системе Российской Федерации» [1]. Интеграцию Крыма в правовую систему России, ввиду ряда обстоятельств нельзя обозначить как завершившуюся. Изменения, которые стали причиной соответствующих интеграционных процессов в российскую правовую систему, формирование новой структуры государственных органов, создание правовой основы их деятельности, разработку и формирование системы регионального законодательства, имеют перманентный характер.

Обращая особое внимание на деятельность органов государственной власти РК, следует отметить, что одной из основ успешной реализации задач, возложенных на органы власти республики, является обеспечение соответствия норм законодательства республики с нормами, принимаемыми на федеральном уровне.

В настоящее время вопрос об учреждении Конституционного Суда в Республике Крым привлекает особое внимание современных исследователей. В основе многих научных трудов лежит изучение практического опыта конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации (далее РФ), где существует указанный орган судебной власти. На сегодняшний день отсутствует единое мнение относительно целесообразности создания органов конституционного контроля в каждом субъекте. Полагаем, данный вопрос требует внимания и глубокого изучения.

Цель исследования состоит в разработке концептуальных основ формирования, организации и развития органа конституционной юстиции в Республике Крым с учетом накопленного практического опыта в иных субъектах РФ и выявившихся проблем, а также практической необходимостью создания Конституционного Суда в Республике Крым.

В рамках проводимого исследования необходимо разрешить следующие задачи: рассмотреть правовые основы создания и функционирования судебной системы в Республике Крым как субъекта РФ. Рассмотреть деятельность конституционных (уставных) судов в субъектах РФ, выявить негативные и позитивные факторы, а также обосновать практическую необходимость создания в Республике Крым Конституционного Суда.

В основе многих исследований правового статуса Республики Крым особое внимание уделяется изучению вопроса создания конституционных (уставных) судов субъектов и, в том числе, Конституционного суда в Республике Крым. О проблемах и правовом статусе органов конституционной юстиции в субъектах РФ писали такие исследователи как  Заметина Т.В., Кабышев В.Т., Зырянов И.А., Евдокимов В.Б., Тухватуллин Т.А., Османов Р.А., Цалиев А.М., Слепова А.А. и  другие.

В.Б. Евдокимов, Т.А. Тухватуллин в своей работе приходят к выводу о необходимости создания на текущем этапе развития Российской Федерации конституционных (уставных) судов во всех субъектах [2]. Данная позиция обосновывается необходимостью создания дополнительного механизма защиты прав и свобод граждан. Кроме того, Р.А. Османов поддерживает указанную позицию, в частности, приходит к выводу о нарушении принципа разделения властей в тех регионах, где конституционные (уставные) суды отсутствуют [3]. И.А. Зырянов в статье «К вопросу об учреждении Конституционного Суда в Республике Крым в свете обеспечения единства судебной системы» [4] отмечает огромное количество нормативных актов Российской Федерации, что создает трудности при применении законодательства не только обычным гражданам, но и профессиональным юристам. С аналогичной ситуацией столкнулась и Республика Крым, проходя интеграционные процессы. А.А. Слепова [5] приводит доводы в пользу необходимости обеспечения равенства прав граждан во всех субъектов в части доступа к конституционному правосудию. Обеспечение таких прав возможно путем создания в каждом субъекте Российской Федерации конституционных (уставных) судов, с учетом особенностей в регионе.

В целом, на сегодняшний день ученые поддерживают идею необходимости создания во всех субъектах Российской Федерации конституционных (уставных) судов, не смотря на значительные расходы на их содержание. Относительно расходов на обеспечение деятельности суда необходимо отметить, что деятельность любого регионального органа власти подразумевает расходы из регионального бюджета. Как правило, в конституционном (уставном) суде количество судей не превышает пять-шесть человек, сотрудники аппарата суда – не более пятнадцати человек, что является незначительным по сравнению с количеством сотрудников в других региональных органах государственной власти и расходов на их содержание. Таким образом, региональный орган конституционного контроля – это единственный орган судебной власти, деятельность которого подлежит финансированию из местного бюджета. В связи с чем полагаем, что необходимость дополнительных расходов бюджета на обеспечение деятельности конституционного суда не может быть рассмотрена в качестве аргумента против создания таких судов.

Прежде всего следует отметить, что орган конституционного контроля – это орган, который входит в систему государственных органов, и осуществляет функции по проверке соответствия нормативных актов основному закону государства или основному закону субъекта, а также выполняет иные функции, возложенные на него региональным законом.

Вступление Крыма в состав России обусловило необходимость создания абсолютно новой системы региональных норм, которая должна одновременно учитывать возникшие ранее правоотношения, федеральное законодательство, специфику местного развития региона, актуальные потребности общества на современном этапе.

Правовой основой создания государственных органов на региональном уровне является ч. 2 ст. 11 Конституции РФ [6]: «государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти». Частью 1 ст. 77 Конституции установлено: «система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом».

В Республике Крым на сегодняшний день сформирована и функционирует система органов государственной власти, но говорить об окончательном формировании преждевременно, поскольку этот процесс бесконечный: одни органы ликвидируются, иные – создаются, в зависимости от текущих потребностей общества, отвечающих уровню экономического, социального и правового развития.

Федеральным законом «О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.06.2014 г. на полуострове была сформирована судебная система. Так, согласно указанному нормативному акту на территории Республики Крым были созданы Верховный Суд Республики Крым, Арбитражный суд Республики Крым, Крымский гарнизонный военный суд, районные и городские суды; на территории города федерального значения Севастополя – Севастопольский городской суд, Арбитражный суд города Се-вастополя, Севастопольский гарнизонный военный суд, районные суды города Севастополя. Федеральным конституционным законом № 10-ФКЗ от 23 июня 2014 года был создан Двадцать первый арбитражный апелляционный суд. Фактически, указанными нормативными актами была сформирована судебная система Республики Крым, которая существует и функционирует и по сегодняшний день.

В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2014 г. №21 днем начала деятельности судов на территории Республики Крым и города федерального значения является 26 декабря 2014 года.

Рассматривая вопрос необходимости формирования конституционных (уставных) судов в Российской Федерации и Республике Крым, в частности, следует обратить внимание на следующие нормативно-правовые акты. Так, 16 января 2017 г. был принят Указ Президента «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года», в котором основными целями и принципами установлено обеспечение равных возможностей для реализации установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами экономических, политических и социальных прав граждан Российской Федерации на всей территории страны. Реализация указанного принципа воз-можна, на наш взгляд, только в случае организации системы государственных органов на основе принципа разделения властей в каждом субъекте.

Так, Основной закон РФ закрепляет, что государственная власть осуществляется с учетом принципа разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Кроме того, государственная власть в субъектах должна быть организована в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, в каждом субъекте принята конституция либо устав, где закреплено положение о необходимости соответствия всех региональных норм конституции либо уставу.

Региональное правосудие является неотъемлемой частью федеральной судебной системы. Создание и функционирование судебной системы Республики Крым должно соответствовать федеральному законодательству. Частью 4 ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» установлено: к судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи.

Важность принципа разделения властей закреплена и в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.1996 г. №2-П [7], в частности, подчеркнута особая важность разделения власти не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов. Закрепление системы правовых гарантий сдержек и противовесов обеспечивает независимость каждой ветви власти.

Создание конституционного суда субъекта относится к полномочиям региональных властей, однако до настоящего времени этот вопрос не получил надлежащей оценки в Республике Крым.

Кроме того, нельзя не обратить внимания на содержание Конституции Республики Крым, в которой не предусмотрена региональная конституционная юстиция. Так, в частности, в п.1 cт. 86, Главы 6 определено, что «правосудие в Республике Крым осуществляется только судом, пункт 2 гласит «в Республике Крым действуют федеральные суды и мировые судьи. Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов определяются законодательством Российской Федерации». Наличие норм в Конституции Республики Крым, которые законодательно регламентировали существование конституционной юстиции в республике, явились бы правовой основой создания Конституционного Суда в республике.

Отсутствие органа конституционного контроля в РК ограничивает права граждан на доступ к правосудию и ставит в неравное положение по сравнению с теми гражданами, в регионе проживания которых создан соответствующий орган.

Орган конституционной юрисдикции является неотъемлемой составляющей региональной судебной системы, направленной на защиту прав и основных свобод человека. Конечно же граждане имеют право на обращение в Конституционный Суд РФ, однако, учитывая факт загруженности жалобами указанного органа, практическая деятельность регионального органа конституционной юстиции, на который, в рамках компетенции по аналогии с уже существующими органами конституционного контроля в субъектах РФ, возможно возложить разрешение ряда вопросов.

Анализ законодательства, регламентирующего деятельность конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации, позволяет выделить следующие критерии правового регулирования по объему полномочий в сфере рассмотрения споров о компетенции: отнесение к полномочиям конституционных (уставных) судов споров о компетенции между о органами государственной власти (например, Уставной суд Московской области); отнесение к ведению конституционных (уставных) судов споров о компетенции между органами государственной власти субъекта, между органами местного самоуправления субъекта и органами государственной власти субъекта (например, Конституционный суд Республики Адыгея); отнесение к юрисдикции конституционных (уставных) судов споров о компетенции между органами местного самоуправления субъекта, споров о компетенции между органами государственной власти субъекта, споров о компетенции между органами государственной власти субъекта и органами местного самоуправления субъекта (Конституционный суд Республики Татарстан, Конституционный суд Кабардино-Балкарской Республики).

Так, конституционные (уставные) суды на сегодняшний день действуют в пятнадцати субъектах, в 2016 году действовали в шестнадцати субъектах. Данное обстоятельство свидетельствует о нежелании региональных властей создавать или сохранять действующие органы, которые наделены полномочиями по контролю, в том числе, их законотворческой деятельности. Действующим законодательством установлено, что деятельность местных конституционных судов финансируется из регионального бюджета. При этом, расходы на содержание суда в год составляют приблизительно 30 миллионов рублей. Рассматривая эффективность деятельности судов, необходимо отметить, что за год конституционный (уставной) суд может не вынести ни одного решения по существу (например, Конституционный суд Чеченской Республики в 2015 году; за 2020 год на официальном сайте суда также отсут-ствуют данные о принятых определениях и постановлениях [8].

В то время как деятельность Конституционного суда Республики Татарстан свидетельствует о востребованности такого органа. Ежегодно суд выносит множество решений, ведет активную деятельность по защите прав и основных свобод в Республике [9].

В связи с неоднозначной деятельностью конституционных (уставных) судов за последние годы было упразднено несколько конституционных судов: Тюменский, Иркутский, Карачаево-Черкесский. Фактически, складывается ситуация, при которой законодательная власть в регионе может упразднить неугодный суд, что не соответствует общепризнанным принципам права.

Изменить сложившуюся негативную ситуацию возможно лишь на законодательном уровне.

Анализируя проблемные аспекты федерального законодательства в рассматриваемом контексте, необходимо отметить следующие положения. Статья 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает возможность создания субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

Так, реализация указанной нормы создает условия, при которых порядок создания, упразднения и финансирования судов остается в поле ведения региональных властей. Такая ситуация не позволяет в полной мере конституционному (уставному) суду быть независимым органом и надлежащим образом осуществлять свои полномочия. Действительно, органы власти субъекта Российской Федерации не нацелены на создание органа конституционной юрисдикции, который бы осуществлял контроль за их деятельностью. Наглядным примером служит тот факт, что на сегодняшний день действует всего лишь пятнадцать конституционных и уставных судов субъектов.

Безусловно, конституционное судопроизводство является важным, ценным и необходимым звеном судебной системы Российской Федерации, однако законодательная регламентация данного вопроса требует оптимизации.

Учреждение Конституционного Суда в Республике Крым является, на наш взгляд, необходимой мерой. На сегодняшний день в Республике Крым отсутствует эффективный механизм, позволяющий динамично разрешать споры о компетенции органов государственной власти. Такой спор может быть разрешен конституционным судом субъекта в случае закрепления за ним таких полномочий. Так, например, рассматривая сложившуюся ситуацию на примере Республики Крым, следует отметить, 29 мая 2014 года был принят Закон Республики Крым «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», которым были определены система и структура исполнительных органов. В 2014-2015 годах в Республике Крым создана основная масса функционирующих ныне органов власти. Ситуация в Крыму в указанный период обусловила необходимость создания органов государственной власти за достаточно короткий период, что повлекло негативные последствия в части правовой регламентации деятельности таких органов.

Так, недостаточное изучение федерального законодательства, поспешная разработка положений о статусе органов исполнительной власти, недостаточная систематизация и структурирование полномочий органов исполнительной власти привело к тому, что компетенция некоторых государственных органов совпадает. Учеными-юристами и практиками неоднократно поднимался вопрос о дублировании функций таких органов государственной власти как Служба государственного строительного надзора Республики Крым и Службы капитального строительства Республики Крым [10], к полномочиям которых отнесены функции по надзору и контролю в сфере капитального строительства. Кроме того, сходными функциями наделены и местные администрации в Республике Крым.

В процессе интеграции Крыма в правовое поле РФ первоочередной задачей было принятие местных законов для регламентации наиболее важных общественных отношений. В связи с необходимостью охвата огромного объема правоотношений, качество принимаемых норм, а также эффективные механизмы их реализации, не всегда выходили на первый план. Кроме того, в региональном законодательстве имеет место огромное количество отсылочных и бланкетных норм. Особенно остро эта проблема стоит в муниципальных правовых актах [11]. Принятие большого количества нормативных актов за столь короткий период привело к возникновению правовых коллизий, наличие пробелов в законодательстве, которые дают возможность злоупотреблению со стороны государственных органов и, как следствие, нарушение конституционных прав человека. Устранение обозначенных выше проблем возможно путем создания специального органа, к компетенции которого отне-сено разрешение таких вопросов.

Таким образом, разрешение  существующих проблем возможно достигнуть только в процессе совершенствования законодательства. В федеральном конституционном законе необходимо предусмотреть создание конституционных судов во всех субъектах федерации, возможно, не во всех субъектах федерации необходимо создание постоянно действующего суда. Исключить возможность ликвидации органа конституционной юстиции по решению местных органов власти. Финансирование таких судов для обеспечения их независимости и беспристрастности необходимо осуществлять из федерального бюджета, что позволит сделать такие суды более не-зависимыми от местных органов власти.

Также считаем целесообразным, внести изменения в ФКЗ в части создания системы конституционных судов во главе с Конституционным Судом Российской Федерации, которому предоставить полномочия по пересмотру судебных постановлений конституционных (уставных) судов. Наличие иерархии позволит обеспечить более высокую эффективность судебных постановлений.

Не менее важным в данной сфере является четкое определение правового статуса конституционного (уставного) суда. Это возможно сделать путем принятия федерального конституционного закона о конституционных (уставных) судах в РФ.

На региональном уровне, в частности в Конституцию Республики Крым [12], необходимо внести изменения в главу 7 «Судебная власть и прокуратура в Республике Крым» положений об осуществлении судебной власти, в том числе и Конституционным судом Республики Крым. Необходимо принятие регионального закона о конституционном суде республики, а также подзаконных актов, обеспечивающих функционирование его органов.

Рассматривая вопрос о компетенции, по нашему мнению, Конституционному суду Республики Крым необходимо предоставить право рассматривать дела о конституционности законов Республики Крым, нормативных правовых актов главы Республики Крым и Совета Министров Республики Крым, иных органов государственной власти Республики Крым, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, не вступивших в силу соглашений о международных и внешнеэкономических связях Республики Крым. Конституционный суд Республики Крым вправе толковать Конституцию Республики Крым.  Конституционный суд вправе рассматривать споры о компетенции: между органами государственной власти Республики Крым, между органами государственной власти Республики Крым и органами местного самоуправления; между органами местного самоуправления. Конституционный суд Республики Крым может обладать правом давать заключения о соответствии Конституции Республики Крым действий и решений Главы Республики Крым. Конституционный суд Республики Крым по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов вправе проверять конституционность закона Республики Крым или его отдельных положений, нормативных правовых актов Главы и Совета Министров Республики Крым, а также органов местного самоуправления. Конституционный суд Республики Крым возможно наделить и правом законодательной инициативы в Государственный Совет Республики Крым по вопросам своего ведения.

Таким образом, создание конституционного суда в Республике Крым позволит сделать конституционное правосудие доступным и прозрачным механизмом для реализации основных целей, закрепленных в Конституции Российской Федерации на территории субъекта. Конституционное судопроизводство является важным инструментом в сфере защиты прав и свобод человека, который на сегодняшний день не оценен и не получил широкого распространения на уровнях субъектов федерации.

Кроме того, необходимость создания Конституционного суда в Республике Крым обусловлена многочисленными коллизиями, неточностями в законодательстве, которые требуют оперативного реагирования, что возможно разрешить в порядке конституционного судопроизводства.

REFERENCES

  1. On the judicial system of the Russian Federation N 1-FKZ (ed. from 08.12.2020) 31.12.1996-Text: electronic / / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12834/(date of appeal 09.12.2020).
  2. Evdokimov V. B. On the need to create constitutional (statutory) courts in the subjects of the Russian Federation/ Evdokimov V. B., Tukhvatullin T. A.-Text: electronic/ / Scientific electronic Library Cyberleninka-URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-neobhodimosti-sozdaniya-konstitutsionnyh-ustavnyh-sudov-v-subektah-rossiyskoy-federatsii/viewer (accessed 09.12.2020).
  3. Osmanov R. A. Bodies of constitutional justice in the subjects of the Russian Federation: problems of organization and functioning/ R. A. Osmanov-Text: electronic/ / Scientific electronic biblioteca Cyberleninka-URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organy-konstitutsionnoy-yustitsii-v-subektah-rossiyskoy-federatsii-problemy-organizatsii-i-funktsionirovaniya/viewer (accessed 09.12.2020).
  4. Zyryanov I. A. On the issue of the establishment of the Constitutional Court in the Republic of Crimea in the light of ensuring the unity of the judicial system / / I. A. Zyryanov-Text: electronic / / Scientific electronic Library Cyberleninka-URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-uchrezhdenii-konstitutsionnogo-suda-respubliki-krym-v-svete-obespecheniya-edinstva-sudebnoy-sistemy.
  5. Slepova A. A. Problems of creation and activity of constitutional (statutory) courts of the subjects of the Russian Federation / A. A. Slepova-Text: direct// The world of modern science. – 2019. — №3(55). – Pp. 27-35
  6. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) website-Text: electronic-URL: https://constitution.garant.ru/region/cons_krim/ (accessed on 09.12.2020).
  7. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation No. 2-P of 18.01.1996 / / Laws, Codes and regulatory legal Acts of the Russian Federation: website-Text: electronic-URL: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-18011996-n/ (accessed 10.11.2020).
  8. The constitutional court of the Chechen Republic: website URL: http://kschr.ru/ (accessed 05.10.2020).
  9. The constitutional Court of the Republic of Tatarstan: website URL: https://ks.tatarstan.ru/resheniya.htm (accessed 08.11.2020).
  10. Rusanova, S. Y. Organization of the Executive power in the Republic of Crimea // S. Y. Rusanov, A. I. Zhukov, A. A. Pivovarov – Text: electronic/ Scientific electronic library Cyberleninka – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-ispolnitelnoy-vlasti-v-respublike-krym/viewer (accessed 09.12.2020).
  11. Bondarchuk I. V. problems of municipal lawmaking in the Republic of Crimea // V. I. Bondarchuk ,E. I. Umerov – Text: e — // E-journals notabene URL: http://e-notabene.ru/lr/article_23644.html (accessed 09.10.2020).
  12. The Constitution of the Republic of Crimea (adopted on 14 APR 2014 Text: electronic — URL: https://constitution.garant.ru/region/cons_krim/ (accessed 09.12.2020).