ИНОСТРАННЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ПРОФИЛАКТИКИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ФИКСАЦИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

FOREIGN AND DOMESTIC EXPERIENCE IN PREVENTING ROAD TRANSPORT ACCIDENTS WITH THE USE OF AUTOMATIC FIXING SYSTEMS                

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

Section ADMINISTRATIVE LAW; ADMINISTRATIVE PROCESS; LAND LAW; NATURAL RESOURCE LAW; ENVIRONMENTAL LAW; AGRARIAN LAW

Publication text (PDF):Download

UDK: 342.92; 343.85

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Klimova D.V., Crimean Branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-2-237-243

PAGES: from 237   to 243

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: administrative responsibility, road accidents, internal affairs bodies, prevention, Republic of Crimea, technical means.

ABSTRACT (ENGLISH):

Ensuring road safety is a complex and multifaceted problem. Therefore, measures to prevent road accidents (hereinafter referred to as road accidents) should be comprehensive. Accident prevention activities directly affect their dynamics. Since the line between them lies in the sphere of consequences, and violations can be and often are completely identical, preventive work aimed at preventing road accidents can be generally qualitatively homogeneous. Organizational support of preventive measures is the content of road accident prevention and it is in their implementation that the specific features of this type of prevention as an independent subsystem of social prevention are revealed. The core of the prevention system is the development and implementation of a set of preventive measures. Prevention of offenses is determined by the general goal of social prevention — to prevent offenses, to prevent antisocial behavior, and is carried out at the same levels, in the same forms and by the same means, taking into account the delicacy. In this area, it is impossible to do without the achievements of technological progress. In all EU member states, without exception, technical means of ensuring road safety have become widely used.

Высшей ценностью для современного общества является жизнь и здоровье человека. Смерть и потеря здоровья человека наступает в большинстве случаев через естественные факторы, среди неестественных на первом месте устойчиво закрепились дорожно-транспортные происшествия (далее – ДТП). По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в них погибают более 1,35 млн. и получают травмы около 30 млн. человек [12].

При этом следует подчеркнуть, что современное человечество не может отказаться от автомобильного транспорта, ведь им перевозятся грузы, люди добираются на работу, удовлетворяют свои социальные, экономические и другие нужды. Иными словами, государство не может запретить движение транспортных средств на дороге. Этот процесс надо урегулировать таким образом, чтобы он стал безопасным для человека. Очевидно, что обеспечение безопасности дорожного движения – это многоплановая задача, которая должна носить комплексный характер [1, с. 69]. Наиболее эффективным способом борьбы с ДТП является профилактика, которая непосредственно влияет на их динамику, имеет значительный потенциал в борьбе с деликтностью, призвана устранять, нейтрализовать, блокировать причины и условия, способствующие совершению ДТП, снизить тяжесть их последствий.

В указанной области невозможно обойтись без достижений технического прогресса. Во всех без исключения странах-участницах ЕС широкое использование приобрели технические средства обеспечения безопасности дорожного движения. Вершиной достижений в этой сфере стали интеллектуальные системы регулирования безопасности дорожного движения в автоматическом режиме, которые обеспечивают своевременное привлечения лиц к административной ответственности за нарушение скорости движения, нарушение правил проезда перекрестков, дорожной разметки – именно те административные деликты, последствиями которых является гибель и травмирование людей. Это становится одним из самых эффективных средств предупреждения общественно опасных деяний в рассматриваемой сфере.

Технические средства автоматической фиксации и обработки нарушений ПДД широко применяются во многих государствах. Так в Великобритании установлено более 6 тыс. камер фиксации нарушений, в Германии – 5 тыс., Франции – 3 тыс., а в США – 4 тыс. камер [4, с. 150]. Указанные средства включают в себя оборудование автоматической фиксации нарушений ПДД и центры приема и обработки информации об административных правонарушениях.

Так, например, в Германии фиксируют нарушения ПДД с помощью стационарных радаров, установленных как на автобанах, так и в населенных пунктах. Участникам движения по автобанам о контроле и наблюдении сообщают табло с надписью Rаdаrkоntrоlle. Техника постоянно совершенствуется, например, есть системы, которые фотографируют мотоциклы со спины. Каждое такое устройство стоит несколько десятков тысяч евро. В дополнение к стационарным радарам полиция широко применяет мобильные станции и ручные приборы. Мобильные станции размещают как на треножниках вдоль дорог в неприметных местах, так и в самих автомобилях полиции. Поэтому наблюдение за поведением участников движения могут вести из ничем не примечательного автомобиля. Особенно это касается автоба-нов [9].

Интересным является опыт Австралии, где Правительство штата Новый Южный Уэльс начало использование камер, которые автоматически распознают использование смартфонов за рулем при помощи нейросетей [10]. По мнению разработчиков, система будет сама находить нарушителей, анализируя изображения, но на случай ошибок, окончательное решение будут принимать соответствующие органы и должностные лица. Власти уверены, что система уменьшит количество ДТП.

Законодательство развитых стран в большей степени ориентировано на материальную ответственность нарушителей дорожного движения. И такая стратегия дает определенный результат: штрафы за рубежом, как правило, высокие, что создает для нарушителей материальный дискомфорт. А вот другие меры наказания – конфискация машины или изъятие прав – применяются значительно реже и в тех случаях, когда нарушитель не спешит платить штраф.

В целом, исследование зарубежного опыта использования подобного рода устройств позволяют сделать выводы о том, что на дорогах обычно достигается большой профилактический эффект спустя определенное время с момента установки таких систем, когда участники дорожного движения, привыкнув к надзору за соблюдением ПДД на конкретном участке, реже допускают правонарушения в сфере безопасности дорожного движения.

Безопасность дорожного движения зависит от многих факторов и обстоятельств, но самым главным условием для этого всегда должно быть желание человека обезопасить себя самого. Она во всех случаях зависит от его сознания и ответственности. Дороги не прощают халатности, безответственности, разгильдяйства. Одним из факторов, существенно повышающим безопасность на дороге, является правосознание человека.

В этой связи актуальными и злободневными являются вопросы о том, с помощью каких методов нужно осуществлять правовое регулирование дорожного движения, насколько глубоко должно быть правовое вмешательство государства в эту сферу и отдельные ее части, на каких принципах должны строиться взаимоотношения государства и водителя, значение общественного мнения для правотворчества в области дорожного движения, влияние норм права на правосознание участников.

Одной из главных задач законодателя является надлежащее правовое обеспечение тех общественных отношений, на которые наибольшее влияние оказывает научно-технический прогресс, предоставление ему правовой поддержки. При этом всегда необходимо помнить, что научно-технический прогресс, как и право, направлены на удовлетворение потребностей и интересов людей, поскольку человек – абсолютная и неоспоримая ценность.

В России на сегодняшний день активно внедряются технические средства обеспечения безопасности дорожного движения, использование которых началось с принятия Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» [6].

К 1 июля 2008 г. были введены в действие стационарные комплексы фото-, видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения с централизованной обработкой информации. В настоящее время средства фото-, видеофиксации применяются во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. № 1995-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой

программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020

годах» [7],  предусматривающей в качестве одного из направлений по развитию системы предупреждения опасного поведения участников дорожного движения обеспечение соблюдения участниками дорожного движения требований ПДД, в том числе с применением систем фиксации нарушений специальными техническими средствами.

Если в целом по Российской Федерации массовая установка систем фото- и видеофиксации правонарушений в области дорожного движения началась с 2011 года, то в таких новых субъектах Российской Федерации как Республика Крым и город федерального значения Севастополь, применение систем фиксации нарушений специальными техническими средствами активно стало развиваться с 2017 года.

По данным Центра фиксации крымского управления ГИБДД, в 2020 году было совершено 1693 ДТП, в которых погибло 265 и ранено 2190 человек, а с начала 2021 года уже совершено 171 ДТП [8], что является внушительными цифрами для крымского полуострова. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий на дорогах полуострова остаются превышение автомобилистами установленной скорости, нарушение правил проезда перекрестков, неправильный выбор дистанции и выезд на полосу встречного движения [3].

По Республике Крым и г. Севастополю применяются стационарные комплексы «Арена», предназначенные для выявления, фотофиксации и обработки фактов нарушения водителями транспортных средств скоростного режима, установленного на контролируемом участке дороги.

Система фиксации состоит из автоматической системы обнаружения и фото-съемки или видеозаписи событий, содержащих признаки правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, с помощью технических средств (далее – автоматическая система) автоматизированной системы обработки данных.

Порядок взаимодействия автоматической системы и автоматизированной системы обработки данных, а также требования к техническим средствам и оборудование автоматической системы определяются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

В состав автоматической системы входит сеть технических средств, которые устанавливаются непосредственно на объектах улично-дорожной инфраструктуры и обеспечивают в автоматическом режиме обнаружение и фотосъемку (или видеозапись) событий с признаками правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, распознавания номерных знаков транспортных средств и передачи информации о зафиксированных событиях каналами связи к автоматизированной системы обработки данных.

По месту размещения и способу использования технические средства могут быть:

— стационарными – монтируются / размещаются по внешнему периметру дорог и зданий, используются в непрерывном режиме;

— подвижными – монтируются / размещаются на участках уличной сети по внешнему периметру дорог и зданий и используются в течение ограниченного промежутка времени путем периодической смены мест их установки;

— мобильными – монтируются / размещаются на борту служебных транспортных средств.

Фактические данные о событиях с признаками правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, полученные с использованием технических средств, должны быть достоверными и достаточными для определения сути правонарушения и его правовой оценки.

В соответствии с задачами, решаемыми комплексом «Арена», оборудование комплекса можно разделить на три базовых элемента.

  1. Рубежи контроля (фоторадарные датчики). Оборудование рубежа контроля устанавливается на участке дороги и автоматически фиксирует нарушения скоростного режима.
  2. Линии связи (кабельные, оптоволоконные, радиосвязь).
  3. Центральный пост (сервер, рабочие места операторов, принтер, конвертовальная машина). Оборудование центрального поста обеспечивает прием данных, поступающих с рубежей, их обработку и хранение.

Производство фиксации правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в автоматическом режиме состоит из определенных стадий, которые разделены на определенные этапы и административные действия. При этом первая стадия определяет порядок автоматической фиксации (фотосъемки или видеозаписи) событий, содержащих признаки правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения с помощью технических средств, работающих в автоматическом режиме.

Вторая стадия заключается в осуществлении технико-правовой надзора за обработкой зафиксированных юридических фактов нарушения лицом, управляющим транспортным средством на момент совершения административного правонарушения. В рамках указанной стадии реализуются определенные административные действия.

Успешность деятельности ОВД, направленной на предупреждение и пресечение правонарушений зависит от организации и порядка осуществления взаимодействия как между субъектами профилактики, в том числе и между государственными и негосударственными органами и учреждениями, так и между подразделениями одного субъекта профилактики.  Совместная деятельность всех субъектов системы профилактики правонарушений формирует в общественном сознании необходимость уважать общегосударственные интересы, уважительно относиться к принципам законности, гуманности, достойно выполнять гражданские обязанности.

Так, в соответствии с Концессионным соглашением о создании технологического комплекса элементов обустройства автомобильных дорог, предназначенного для обеспечения безопасности дорожного движения на территории города Севастополя, подписанного 14 октября 2016 года, с 15 июня 2017 года запущена в работу система автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения, установлено более 100 рубежей контроля фото-видео фиксации административных правонарушений [11].

В Республике Крым и г. Севастополе работают не только государственные камеры, но и частные. Их оператором выступает компания «Безопасные дороги Крыма», созданная, согласно открытым источникам, в том же году, в котором на полуострове заработала система автофиксации (2017). Кроме того, в г. Севастополе помощь ГИБДД в профилактике правонарушений, с помощью систем видеофиксации оказывает компания ООО «СевСтар ИСПС», которая разработала и внедрила систему видеослежения за обстановкой в городе «Око СевСтар» [2]. Местная сеть технических средств внедрена преимущественно на аварийноопасных участках автомобильных дорог общего пользования местного значения, улицах и дорогах города.

Очевидно, что частные компании, которые заключают с властями концессионные соглашения, получают от установленных камер заработок, зависящий напрямую от количества снятых нарушений. Однако, несмотря на это, такой формат всё же влияет на снижение аварийности на дорогах. Так, если в среднем при установке средств фиксации количество ДТП сокращается на 13%, то в случае с камерами, установленными дополнительно в рамках концессионных соглашений, безопасность движения повышается на 19% [5].

Контролировать соблюдение водителями ПДД необходимо. Вместе с тем, комплексы фото- и видеофиксации нарушений ПДД не должны быть средством зарабатывания денег, они должны быть средством обеспечения безопасности дорожного движения и профилактики ДТП. В связи с этим, многие регионы уже отказываются от практики использования услуг частных компаний для выявления правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Таким образом, техническое обеспечение профилактических мероприятий является важной составляющей профилактики ДТП. Сердцевиной системы профилактики является разработка и реализация комплекса профилактических мероприятий. Профилактика правонарушений определяется общей целью социальной профилактики – не допустить правонарушения, предупредить антисоциальное поведение, и осуществляется на тех же уровнях, в тех же формах и теми средствами с учетом деликтности. В указанной области невозможно обойтись без достижений технического прогресса. Во всех без исключения странах-участницах ЕС широкое использование приобрели технические средства обеспечения безопасности дорожного движения.

Зарубежный и отечественный опыт показывают, что внедрение технических средств фото- и видеофиксации нарушений позволяет в местах установки оборудования снизить количество ДТП в среднем до 30%.  Специфические общественные отношения по административно-правовому регулированию использования автоматизированных систем в сфере безопасности дорожного движения требуют детального исследования, а законодательство в этой сфере – дальнейшего совершенствования.

REFERENCES

  1. Amangaliev R. S. Basic methods of prevention of road accidents in settlements / / Collection of articles of the XXVI International Scientific and Practical Conference «Modern jurisprudence: current issues, achievements and innovations». 2020. p. 69-71.

2.The system of automatic recording of traffic violations has started working in Sevastopol. The official portal of the Government of Sevastopol [Electronic resource]. Access mode: https://sev.gov.ru/city/pdd/

  1. «The All-seeing eye» on the Crimean roads: how the cameras of fixing violations work [Electronic resource]. Access mode: https://ru.krymr.com/a/kamery-nabludeniya-trassa-tavrida-krym-gibdd.html
  2. Kostylev A. K., Peredernin A.V. Problems of ensuring guarantees for drivers and owners of vehicles in the conditions of electronic jurisdictional proceedings // Bulletin of the Tyumen State University. Publishing house: Tyumen State University (Tyumen). 2014. No. 3. pp. 148-155.
  3. Can cameras reduce the accident rate on the roads? [Electronic resource]. Access mode: https://www.pnp.ru/social/mogut-li-kamery-snizit-avariynost-na-dorogakh.html
  4. On the Federal target program » Improving road safety in 2006-2012: Decree of the Government of the Russian Federation No. 100 of February 20, 2006 // Collection of legislation of the Russian Federation. 2006. No. 9. St. 1020.
  5. On the federal target program » Improving road safety in 2013-2020: Decree of the Government of the Russian Federation No. 864 of October 3, 2013 / / Collection of Legislation of the Russian Federation. 2013. No. 41. St. 5183.
  6. Indicators of the state of road safety in the Republic of Crimea [Electronic resource]. Access mode: http://stat.gibdd.ru/
  7. Speeding by car in Germany and punishment for fast driving [Electronic resource]. Access mode: https://ru.exrus.eu/Prevysheniye-skorosti-dvizheniya-na-avtomobile-v-Germanii-i-nakazaniye-za-b-id57cdc7d1ca80ff6641005464
  8. Fining cameras for using a phone while driving will be installed in Australia [Electronic resource]. Access mode: https://iz.ru/949952/2019-12-02/shtrafuiushchie-za-ispolzovanie-telefona-za-rulem-kamery-ustanoviat-v-avstralii
  9. The system of automatic recording of traffic violations. The official portal of the Government of Sevastopoly [Electronic resource]. Access mode: https://sev.gov.ru/city/pdd/
  10. Road tragic injuries. WHO. 2020. [Electronic resource]. Access mode: https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/road-traffic-injuries