ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ВО ВНУТРЕННЮЮ ПРАВОВУЮ СИСТЕМУ РЕСПУБЛИКИ НАМИБИЯ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

THE IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL LAW INTO THE DOMESTIC LEGAL SYSTEM OF THE REPUBLIC OF NAMIBIA, HISTORICAL AND LEGAL PERSPECTIVE

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,
Section INTERNATIONAL LAW; EUROPEAN LAW

Publication text (PDF): Download

UDK:341.9

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Shatskaya V. V., V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Taurida Academy

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-1-246-250

PAGES: from 246 to 250

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS:Republic of Namibia, constitution, international law, legal system.

ABSTRACT (ENGLISH):

This article examines the process of formation of the national legal system of the Republic of Namibia from a historical and legal perspective. Namibia, as a small state, which was for a long time under the influence of the occupying states, which completely ignored the democratic principles of international law, started to form its own legal system only after gaining sovereignty in 1990. This explains the monistic approach in the domestic legal regime of the Republic of Namibia, which enshrines the direct application of international law throughout the state. The incorporation of the rules and principles of international law into Namibia’s domestic legal system has taken place at the highest legislative level, in the Constitution of the State, which demonstrates the commitment of both Namibia’s domestic and foreign policies to the principles of the world community.

 

В годы становления современного международного права ряд малых госу-дарств, особенно в Африке, находились под иностранной оккупацией, и, поскольку они не достигли суверенного правления, то не могли участвовать в разработке современного международного права. В свою очередь, институт международного права оказывал значительное воздействие на формирование внутренних правовых систем таких государств.

Республика Намибия расположена в Юго-Западной Африке, имеет население около 2,5 миллиона человек и территорию, площадью 824,3 тысячи км² [1]. Длительное время Намибия находилась под воздействием различных колониальных государств, что значительным образом сказалось на формировании ее внутренней правовой системы.

С 1884 г. по 1915 г. Республика Намибия находилась под жёстким колониальным правлением Германии. В свою очередь, необходимо отметить, что вклад Германии в развитие непосредственно правовой системы Намибии был незначительным. Одним из основных последствий нахождения Республики под влиянием Германии на сегодняшний день является то, что немецкий язык в Намибии признан одним из национальных языков наряду с африкаанс, гереро, ошивамбо и английским [2].

В 1915 г. после поражения Германии в Первой мировой войне Южно-Африканский Союз получил мандат Лиги Наций на административное управление Намибией. Управление такого типа планировалось осуществлять на протяжении того периода времени, пока жители подконтрольных территорий не станут способны управлять государством самостоятельно. Однако, после Второй мировой войны территория Намибии оказалась аннексирована Южно-Африканским Союзом (Южно-Африканская Республика с 1961 г.) и находилась в статусе провинции фактически до приобретения независимости в 1991 г. [3].

До обретения независимости Намибия не была полноценным участником международной правовой системы, ввиду того, что ее суверенитет еще не был установлен. Республика была субъектом международного права только в тех случаях, когда международное сообщество обсуждало незаконную оккупацию Намибии Южно-Африканской Республикой.

Тот факт, что международное право рассматривалось как неотъемлемая часть национального права Южно-Африканской Республики и автоматически применялось во внутреннем праве государства, оказал значительное влияние на имплементацию норм международного права в правовую систему Намибии.

В 1990 г. Намибия приняла собственную конституцию, которая была расценена мировым сообществом как отличный пример закрепления суверенности и демократии [4].

Конституция Республики Намибия не только являлась положительной с точки зрения международного права, но также регулировала отношения между международным правом, как обычным, так и договорным, и правом национальным. Конституция устанавливала условия и обстоятельства, при которых международно-правовые нормы могут действовать в рамках внутреннего права Намибии.

Описывая конституцию Намибии в рамках международных отношений и международного права через десять лет после обретения независимости, Герхард Эразмус утверждал: «В течение первых десяти лет независимости Намибия преуспела в формировании своей международной репутации. Содержание принятой конституции и то, как правительство в целом следует ее положениям, цитируются в поддержку этой положительной оценки» [5].

Необходимо отдельно отметить, что Намибия придерживается монистического подхода в своем внутреннем правовом режиме, в отношении как обычных, так и договорных норм. Что касается обычного международного права, то Намибия не изменила своего правового положения, существовавшего до получения независимости, так как обычное международное право напрямую применяется во внутреннем праве государства. С другой стороны, внутреннее положение договорного права было противоположным. В отличие от ранее существовавшего права, где договора регулировались традиционной дуалистической теорией, согласно новому конституционному и правовому порядку 1990 года они регулируются монизмом.

Теория монизма предполагает, что нет необходимости законодательно инкорпорировать международные соглашения во внутреннее право Намибии: они являются самоисполняющимися. Монистический подход стремится ограничить возможность парламента преобразовывать нормы международного права. Однако, если положение Намибии о международном праве согласовано с другими конституционными положениями, в частности с теми, которые касаются полномочий президента и парламента, в отношении некоторых норм международного права становится ясно, что отдельные соглашения все же требуют ратификации парламентом для того, чтобы стать частью законодательства Намибии [6].

Стоит отметить, что в Конституции Намибии отражен позитивный подход к международному праву. Ряд статей Конституции относится к международному праву или, скорее, положительно относится к нему. В преамбуле к Конституции провозглашается, что народ Намибии желает укреплять между собой достоинство личности, а также единство и целостность намибийской нации «среди народов мира и в сотрудничестве с ними».

Конституция также провозглашает, что национальная территория Намибии состоит из всей территории, «признанной международным сообществом через органы Организации Объединённых Наций». Кроме того, в соответствии со статьей 95 Конституции, одним из принципов Республики Намибия является то, что государство должно активно поддерживать благосостояние людей, принимая, среди прочего, политику, направленную на членство в Международной организации труда (МОТ) и, где это возможно, присоединение к международным конвенциям и действиям в соответствии с рекомендациями МОТ [7].

Статья 96 Конституции, которая отражает порядок внешних сношений Намибии гласит, что Государство в своих международных отношениях должно стремиться к тому, чтобы принимать и поддерживать политику неприсоединения, способствовать международному сотрудничеству, миру и безопасности, создавать и поддерживать справедливые и взаимовыгодные отношения между народами, способствовать уважению международного права и договорных обязательств, поощрять разрешение международных споров мирными средствами.

Позитивное отношение Конституции к международному праву основано на множестве факторов. Прежде всего, опыт длительного периода колониального правления апартеида при полном пренебрежении международным правом и неповиновении международному сообществу напомнил создателям Конституции, что прежде всего они должны создать такую правовую систему, которая бы опиралась на твердые принципы международного права. Кроме того, отцы-основатели Конституции считали, что намерение внедрить демократические ценности не должно ограничиваться национальными границами страны, а должно полностью соответствовать международному поведению Намибии – отсюда провозглашённая приверженность вновь созданного намибийского государства общим стандартам поведения, согласованным подавляющим большинством членов международного сообще-ства [8].

Существующий статус и роль как обычного, так и конвенционного международного права во внутреннем праве Намибии теперь регулируются Конституцией. В последней прямо признается международное право, его роль и функции во внутреннем праве Намибии. Соответствующая статья 144 Конституции прямо и недвусмысленно закрепляет следующее: «Если иное не предусмотрено настоящей Конституцией или Актом парламента, общие нормы международного публичного права и международные соглашения, обязательные для Намибии в соответствии с настоящей Конституцией, являются частью законодательства Намибии». Действие этого положения заключается в том, чтобы обеспечить прямое и автоматическое применение как общих норм международного публичного права, так и международных соглашений во внутреннем праве Намибии с двумя основными оговорками. Во-первых, общие нормы международного права и международные соглашения могут быть исключены из прямого применения во внутреннем праве самой Конституцией Намибии. Во-вторых, они могут быть исключены на основании парламентского акта. Но до этого, общие нормы международного права и международные соглашения непосредственно включены во внутреннее право Намибии. Эти правила подлежат непосредственному исполнению всеми государственными и муниципальными учреждениями, в том числе судами. Подобное включение положений о международном праве в Конституцию фактически придаёт нормам международного права конституционный статус [7].

Из содержания статьи 144 Конституции следует, что автоматическое применение международного права в законодательстве Намибии не является абсолютным, оно может быть исключено Конституцией или законом. Это единственные признанные исключения и ограничения автоматического включения международного права в законодательство Намибии. Эти исключения вытеснили акт государственной доктрины и нормы прецедентного права, которые, согласно ранее существовавшему праву, также были признаны способными исключить внутреннее действие обычного международного права.

В свою очередь, отказ от этих исключений может потенциально повлечь за собой некоторые проблемы, особенно для судебной и исполнительной ветвей власти Республики. Прежде всего, прецедентное право является важным аспектом любой правовой системы, особенно системы с атрибутами общего права, такой как система Намибии. Суды низшей инстанции Намибии должны будут следовать прецеденту судов высшей инстанции, даже если их решения противоречат нормам международного права, особенно обычного международного права. Кроме того, существуют определённые вопросы, по которым окончательное решение принимают органы исполнительной власти, типичный пример – национальная безопасность. Однако с учётом проактивности национального законодательства Намибии по отношению к международному праву можно разумно предположить, что судебная система сможет согласовать международные обязательства Намибии с этими двумя правилами и обеспечит выполнение ими первых.

Также стоит отметить, что в соответствии со статьей 66 Конституции Намибии общее право Намибии, действовавшее на дату обретения независимости, остается в силе в той степени, в которой такое общее право не противоречит Конституции Намибии или любому другому нормативному акту. Это положение обеспечивает преемственность правовых норм с периода правления Южно-Африканской Республики до периода независимости и в последующий период. Таким образом, статья 66 дополняет статью 144 Конституции и усиливает статус международного права во внутреннем праве Намибии.

На сегодняшний день, конституционная стратегия Намибии является рациональным и весьма предпочтительным способом включения международного права во внутреннее право государства. Данный подход обеспечивает ясность, достоверность и предсказуемость. Наиболее важно то, что, как высший закон страны, Конституция пользуется неоспоримым уважением на общенациональном уровне [9].

Созданная правовая система Намибии коренным образом изменила статус статус Республики на международной арене. Подобное правовое устройство делает внутригосударственное право Намибии дружественным к международному праву, это укрепляет единство и взаимодействие между двумя правовыми режимами, национальным и международным, а также делает международное право более эффективным на внутригосударственном уровне. Граждане могут ссылаться на международные нормы и напрямую полагаться на них в государственных и муниципальных учреждениях, национальных судах и иных органах с аналогичными атрибутами.

REFERENCES

  1. World Population Prospects: Highlights// United Nation, Department of Economic and Social Affairs, New Yourk. — 2019. – 6 p.
  2. Katjavivi Peter. A history of resistance in Namibia, Paris: UNESCO, 1988. – 56-57 pp.
  3. Matz Nele. Civilization and the mandate system under the League of Nations as origin of Trusteeship”, in Max Planck Yearbook of United Nations Law, Volume 9, edited by A.von Bogdandy and R. Wolfram, Leide, “ Koninklijke Brill, 2005. – 47- 95, 73 pp.
  4. Erasmus Gerhard. The Constitution, its impact on Namibian statehood and politics, in State, society and democracy: a reader in Namibian politics, edited by C. Keulder. Windhoek: Gamsberg Macmillan: 77, 2010 – 107-101 p .
  5. Mushelenga Peya. Principles of foreign policy, in Bösl A. and Du Pisani A (Eds.), 2014, Namibian Foreign Relations, Windhoek: Macmillan Education Publishers, 2014. – 59-78 pp.
  6. Onkemetse Tshosa. National Law and International Human Rights Law: Cases of Botswana, Namibia and Zimbabwe. Aldershot: Ashgate, 2001. – 141-142 pp.
  7. Constitution of the Republic of Namibia, Act No. 1 of 1990, Government Gazette, 1990-03-21, No. 2. – 1-80 p.
  8. Cliffe Lionel. The transition to independence in Namibia, Boulder: Lynne Reinner Publishers, 1994. – 16 p.
  9. Skjærseth Birger Jon, Stokke and Wettestad Jorgen. Soft law, hard law, and effective implementation of international environmental norms, in Global Environmental Politics, 6, no 3, 2008. – 10 p.