СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ЕВРЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В КРЫМУ В ХІХ в.

SOCIO-ECONOMIC SITUATION AND LEGAL STATUS OF THE JEWISH POPULATION IN THE CRIMEA IN THE 19TH CENTURY  

JOURNAL: «SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE», Volume 6 (72), №3, 2020

Section THEORY AND HISTORY OF LAW AND STATE; HISTORY OF DOCTRINE OF LAW AND STATE

Publication text (PDF):Download

UDK: 94(=411.16):477.75”19”

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

  1. Pashneva V.A., V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Taurida Academy
  2. Parshicheva I.E.., V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Taurida Academy

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1733-2020-6-3-9-29

PAGES: from 9 to 29

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: Jewish population, national minority, Pale of Settlement, Karaites, Ashkenazim, Talmudists, Subbotniks, Krymchaks, synagogue, merchants, city council.

ABSTRACT (ENGLISH):

Legal status of the Jewish population in Crimea in the 19th century has its own characteristics and specifics that differ from other regions of the Russian Empire.

In the first half of the 19th century, the policy of the tsarist government regarding the transformation of the life of the Jews consisted in limiting the economic and religious influence on Christians, as well as introducing the ideas of enlightenment and education. In order to implement this policy, Alexander I in 1802-1823. was approved by the Senate Jewish Committee. The legal acts of Nicholas I (Decrees, Regulations) directly implemented the above policy. The reforms of Alexander II had a positive impact on the economic situation of the Jews of Crimea, Jews received electoral rights, the right to participate in local self-government bodies, etc.

Reforms of the 60s-70s of the XIX century. had a huge impact on the socio-economic position of the Jews, led to the destruction of the patriarchal Jewish community, contributed to the real integration of a part of the Jewish population with Russian society and the formation of a class of Jewish intelligentsia.

The era of counter-reforms of Alexander III worsened the rights of the Jews of Crimea: a ban on living in some cities, restriction of the right to vote in local self-government bodies. Dual policy regarding the Jewish population: the clear persecution of Ashkenazi Jews against the background of a relatively soft attitude towards the Krymchaks, and the complete removal of legal restrictions from the Karaites

Исследованию жизнедеятельности еврейского населения в Крыму посвящено немалое количество трудов ученых, внимание которых, в основном, было направлено в сферу краеведения, гносеологии, истории и иные направления. В частности, это работы М. Кизилова, В. Шполянского, Э. Соломоник, А. Герцена и мн.др. исследователей, но белых пятен в изучении вопросов социально-экономического и правового положения еврейского населения в Крыму еще достаточно много, чем собственно, и обусловлена актуальность данной статьи.

Анализируя проблему правового положения евреев в Крыму, совершим краткий экскурс в историю. Заселение Крыма евреями, финикийцами, греками началось в древние времена. В научно-справочной литературе их называют торговые народы, проникавшие в Крым со стороны Южного берега [1, с. 285]. Количественный состав еврейского населения того периода нам неизвестен в виду отсутствия источников, но ни в одной другой части бывшего Советского Союза – и нынешней России – не было столь древней и разноплановой еврейской общины. В различные исторические эпохи еврейская община включала: тюркоязычных раввинистов – крымчаков и караимов, кочевников Хазарского каганата, говоривших на идише, евреев – ашкеназов (центрально- и восточноевропейские евреи), грекоговорящих евреев-романиотов и даже субботников – русских, перешедших в иудаизм.

Появление первых еврейских общин фиксируют в городах Боспорского царства восточного Крыма и в Херсонесе. Существуют и более ранние свидетельствования о пребывании евреев на территории Боспора (Пантикапей, современная Керчь) в I веке н.э., например, стеллы-манумиссии – декреты об освобождении рабов, согласно Библейским канонам раба отпускали на волю на седьмой год, такая практика освобождения рабов была характерна именно для еврейских общин. Также при раскопках Херсонеса Таврического обнаруживают еще один центр еврейской жизни на полуострове. В Херсонесе община возникает, скорее всего, в III–IV вв. н.э.

В дальнейшем, с появлением хазар в Причерноморье в VI-VII вв. н.э. начинается новая эпоха в жизни евреев. В конце VIII – начале IX в. правящая верхушка хазар в некоторой степени принимает упрощенный раввинистический (т.е. талмудический) иудаизм. Каким образом это происходит, достоверно не известно, вследствие крайней узости источниковой базы. К последней четверти IX в. хазарское влияние в Крыму исчезает.

По некоторым данным, в 1096/97 гг. н.э. византийская администрация изгоняет евреев из Херсонеса. Отсутствие источников говорит скорее в пользу гипотезы о приостановлении еврейской жизни в Крыму на полтора столетия – до появления на территории Крыма в XIII в. татаро-монголов и генуэзцев, с которыми на полуостров переселяются новые еврейские поселенцы. «Ими были не признававшие Талмуд тюркоязычные караимы (наиболее многочисленная община), а также европейские-ашкеназы и восточные евреи-талмудисты, позднее составившие костяк этнической общности, известной со второй половины XIX в. под именем «крымчаки», а точнее крымские тюркоязычные раввинисты» [2].

В Крыму самые ранние караимские анклавы появились на территории таких городов, как Старый Крым (Солхат/Эски-Къырым) и Феодосия (Кафа/Кефе), видимо, еще в XIII в. (вероятнее всего, вскоре после татарского вторжения в Крым в 1239 г.). В XIV-XVII вв. караимские общины появляются в таких населенных пунктах, как Кырк-Йер (Чуфут-Кале), Мангуп, Гезлёв (Евпатория) и Карасубазар (Белогорск). В отличие от европейских евреев, караимы никогда не говорили на идише. В XIII-XV вв. евреи-раввинисты, выходцы из различных стран Европы и Востока, появляются в трех крымских городах – татарском Солхате-Къырыме (Старом Крыму), генуэзской Каффе (Феодосии) и венецианском Судаке. По некоторым статистическим оценкам «к концу XVIII в. раввинисты составляли около 25 % от общего числа евреев полуострова (ок. 600–800 человек), а караимы – около 75 % (ок. 2 600 человек). Евреи в Крымском ханстве, проживавшие в имениях беев платили единый налог – подушную подать» [3].

В 1783 г. Крым был окончательно присоединен к Российской империи. Первым вице-губернатором Таврической области был назначен ученый-естественник Карл-Людвиг Габлиц, происходивший из семьи еврейских выкрестов из Пруссии. Отправной точкой еврейской колонизации Крыма является Указ Екатерины II 1791 г., согласно которому евреям было разрешено пользоваться правами гражданства в Екатеринославском наместничестве и Таврической области (с 1802 г. переименованной в Таврическую губернию). Этот же Указ фактически положил начало формированию т.н. «еврейской черты оседлости»[40, с. 246]. «Черта постоянной еврейской оседлости» (полное название) – была определена Екатериной II, как территория, где евреям дозволялось селиться и торговать, а за ее пределами запрещалось постоянное место жительство евреев. Просуществовала черта оседлости, в целом до 1917 г. и была отменена Временным правительством. Но даже внутри черты оседлости проживать евреям было можно далеко не везде. Так, в Крыму им было запрещено селиться в Севастополе (с 1829 по 1859 гг.; позднее запрет был частично снят) и Ялте (с 1893 г.). На полуострове складывается уникальная ситуация, едва ли возможная в других регионах Российской империи, фактически в каждом крымском городе одновременно проживали: ашкеназы, крымчаки, караимы, а кое-где еще и субботники с Герами.

Анализ архивных источников показывает, что местная караимская община была более многочисленна относительно остальной массы иудейского населения, также ее потенциал формировали караимские купцы, богатейшие промышленники юга России, что подтверждается данными за 1837 г. по уездам Таврической губернии – Симферопольскому, Евпаторийскому, Феодосийскому, Перекопскому караимов поживало 1383 чел., евреев – раввинистов – 325 чел.

Формируя единое полиэтническое государство правительство России принимает законы дискриминационного характера относительно еврейского населения, что проявилось в двойном подушном налогообложении. Под действие данного закона соответственно подпадала и караимская община. В результате действий лидеров местной караимской общины в 1795 г. на государственном уровне впервые закреплено различие между караимами и евреями, а также определено правовое положения караимов. В дальнейшем, с конца XVIII в. российское правительство освобождает караимов от ряда антиеврейских законов, в частности, в 1975 г. караимы освобождаются от наложенной на евреев подати в двойном размере (по сравнению с христианами), в 1827 году – от несения натуральной рекрутской повинности, установленной для евреев, а с 1863 г. караимы окончательно уравниваются в правах с остальными подданными Российской империи, пользуясь «всеми правами, предоставленными русским подданным»[4]. Но в данном случае стоит отметить, что определив грань между караимами и евреями, власть не исключила караимов из недр еврейского народа, и караимы по-прежнему в законодательных актах правительства именовались евреями, и при установлении ограничений для евреев делалась оговорка, о невозможности применения этих мер к караимам.

В конце ХVIII в. на полуостров начали прибывать евреи – ашкеназы (субэтническая группа иудеев, сформировавшаяся в Европе в эпоху Средневековья), которые обосновались в Керчи, Симферополе, Севастополе, Евпатории, Феодосии. Они отчасти вливались в местные крымчакские общины («крымчаки» – так называли себя евреи Крыма, начиная со средневекового периода).

В начале ХІХ в. согласно окладных книг 1805 г. «в Таврической губернии еврейское население, проживающее в городах было представлено следующим образом: купцов – христиан 828 человек, из которых – 29 чел. евреи; мещан (горожан) – христиан 2346 чел., из которых 451чел. – евреи» [5].

В 40-х гг. ХІХ в. евреями снова занялись в Государственном Совете. Планировалось разделить евреев на две категории: полезных и «не имеющих постоянного рода занятий». К первым было отнесено большинство ремесленников и мелких торговцев, а относительно последних, предписывалось значительно увеличить число рекрутов. Евреям колонистам разрешалось заниматься ремеслом и торговлей без торговых свидетельств (свидетельство необходимо было покупать) на землях своей колонии. Им было дозволено заводить при своих домах лавки, лабазы, мастерские, малые фабрики, содержать перевозы и почтовые станции и т.д. Колонисты, имевшие устроенное хозяйство и достаточное число рук для занятия хлебопашеством, имели право записываться, на общем основании, в гильдии и торговать по установленным свидетельствам. У колонистов появились новые возможности деятельности и заработка [6].

Важным событием в жизни еврейской общины стала Крымская война (1853–1856 гг.) и оборона Севастополя. Заселение города евреями началось в первой половине ХІХ в., и не вызывало особых возражений у властей. В деревне Ахтиар поселились несколько еврейских семей. В Севастополе евреи стали открывать ремесленные мастерские мануфактурные и другие магазины. Часть евреев специализировалась на поставке продовольствия в военные гарнизоны города. В 1829 г. российские власти запретили не военнослужащим евреям проживание в Севастополе. «В 1842 г. император издал распоряжение, которым разрешил евреям посещать Севастополь на срок не более месяца» [7].

В героической обороне Севастополя участвовало несколько тысяч евреев, точное количество неизвестно. Впервые евреи воевали в составе российской регулярной армии и проявили себя с наилучшей стороны. Особой храбростью отличался, по воспоминаниям поручика Наума Александровича Горбунова, рядовой мушкетерской роты Белинский, еврейского закона. Из рассказа потомка известно имя еще одного защитника – Исаака Наумовича Слуцкого: «Евреи-солдаты обязаны были носить на себе особые, установленные религиозным обрядом значки, чтобы в случае их смерти на войне можно было отличить от прочих убитых воинов и хоронить их по еврейскому обряду»[42]. При обороне Севастополя погибли около пятисот евреев. Но мало кто знает, что в Крымской кампании принимали участие шесть вольных частных врачей еврейского закона: Розен, Маргулис, Шорштейн, Бертензон, Дрей и Пинскер.

Военный министр докладывал Александру I: «…Они явили собой блистательный пример бескорыстия и самоотвержения, в особенности лекарь Шорштейн, служивший казне безвозмездно долее других и, кроме того, лечивший бесплатно многих офицеров в своем гидропатическом заведении». За эти качества Александр I наградил шестерых врачей-евреев орденами Святого Станислава III степени. В Указе о награждении сообщалось: «Для лиц нехристианских вероисповеданий установленного, повелеваем снабдить сих кавалеров орденскими знаками, при надлежащих грамотах». Для лиц нехристианских вероисповеданий это означало, что им вручались ордена, на которых крест и другие христианские символы заменялись изображением Императорского Российского орла. Это был прецедент, неведомый доселе российской истории. В Указе Капитулу Российских императорских и царских орденов подписанным Александром I 27 ноября 1857 г. сообщалось: «По засвидетельствованию Новороссийского и Бессарабского губернаторов о примерном бескорыстии и самоотвержении, с коими вольнопрактикующие медики еврейского закона: отставной титулярный советник Розен и не имеющие чинов лекаря: Маргулис, Шорштейн, Бертензон, Дрей и Пинскер, оставив в минувшую войну частную практику, явились на призыв в военные госпитали – для исполнения должности ординаторов, в самое трудное время, при господствовавших в высшей степени тифозных и других заразительных болезнях всемилостивейшее жалуем их кавалерами императорского ордена нашего Святого Станислава третьей степени» [8].

В 1864 г. на кладбище в Северной стороне Севастополя согласно плану, одобренному морским министерством был сооружен памятник, на котором была надпись: «Памяти еврейских солдат павших за отечество при обороне Севастополя во время войны 1854-1855 гг.» [9].

После Крымской войны, оставшимся в живых евреям, защитникам Севастополя, была дарована особая милость – право проживания на вечные времена им, их детям и внукам в этом городе. Ранее таким правом обладали только евреи-купцы 1-й и 2-й гильдии.

Отношение российских властей к евреям несколько смягчается и, как следствие, все большее число евреев – ашкеназов начинает эмигрировать в Крым. Многие из прибывающих сюда евреев были отставными солдатами, переехавших в Крым со своими семьями. «По некоторым данным, к 1863 г. численность евреев – раввинистов в Крыму достигала около 5000 человек, половину из которых составляли крымчаки» [10].

В 60-е гг. XIX в. среди иудейских жителей Крыма появляются субботники. «Субботниками назывались русские православные (преимущественно из самых простых слоев общества – крестьяне и казаки), по тем или иным причинам перешедшие в иудейскую веру. Субботников обычно традиционно делят на геров (т. е. принявших иудаизм в его талмудической интерпретации) и субботников-караимов (иначе «караимитов, бесшапочников»), по какой-то причине решивших ассоциировать себя с караимским иудаизмом» [11].

В дальнейшем, евреям разрешили проживать в Севастополе (с 1859 г.) и Ялте (с 1893 г.), но с некоторыми ограничениями. Их правовой статус не был одинаков. Права евреев в Севастополе по действующему законодательству 1-й пол. ХІХ в. предусматривали постоянное проживание с семьями и прислугой (единоверцев) потомственных и личных почетных граждан, купцов 1-й и 2-й гильдии. Купцам обеих гильдий предоставлено было право иметь при себе без ограничения из единоверцев обслуживающий персонал их предпринимательской деятельности, а именно: приказчиков, конторщиков, сидельцев, служителей и др. Экономические права включали производство промыслов, торговлю, подряды и приобретение недвижимой собственности. Купцы – евреи с других регионов Крыма могли свободно торговать в Севастополе на ярмарках, привозить обслуживающий персонал. «Кроме того, законодательство разрешало молодым евреям приезжать в город для обучения ремеслам. Пожилым женщинам еврейкам родственницам нижних чинов, находящихся на службе морского ведомства и проживающих в городе разрешалось навещать своих близких» [12].

В 1860 г. по ходатайству Новороссийского генерал-губернатора был отменен Указ Николая І 1837 г. о невозможности евреям поселяться в Ялте и евреям разрешили жить в городе. Законом 1893 г. право проживания в Ялте было предоставлено лишь евреям, приписанным к обществам этого города, а также пользующимся правом повсеместного пребывания в империи. Все жители Ялты не подпадающие под эти условия подлежали выселению. В тот период русские подданные принадлежали к определенным «податным сословиям» (крестьяне, мещане, ремесленники, купцы), каждый был «приписан к местному обществу» и мог заниматься своим делом только в данном месте; и был лишен права повсеместного поселения и свободного передвижения. Поэтому еврейское население Ялты составляли купцы, торговцы, аптекари, врачи, мещане и т.д., записанные в «общество». Евреи, приписанные к обществам в Ялте, не имели права жительства вне черты оседлости. Политика имперского правительства по отношению к евреям велась в сторону утверждения равных прав с остальным населением и прекращения самоизоляции евреев, как крупной этнической группы, чуждой основной массе населения не только по религии, но и по языку, быту и даже одежде.

Проводилось принудительное прикрепление евреев Ялтинского уезда без смены права места жительства, пока был приписан к «обществу». По ревизии 1847 г. «Ялтинское еврейское общество состояло из 87 человек. В 1890 г. по специализации преобладали ремесленники. Согласно переписи 1897 г. в Ялтинском уезде проживал 73 тыс. жителей, в том числе 1178 евреев. В Ялте проживало 13 тыс. чел., из которых евреев было 1025. В 1904 г. в Ялте проживало 22630 чел., а еврейское население по численности составило 7% и занимали третье место после русских (79%) и татар (9%). Таким образом, абсолютное большинство еврейского населения проживало в черте города и составляло значительную часть ялтинского общества. В 1881 г. евреям принадлежали 33 дома (15,49% числа всех домов Ялты). Еврейские ученики составляли 24,39% от общего числа учеников в мужских гимназиях и 28,81% учениц в женских гимназиях [13].

С начала 1865 г. в России были приняты изменения в «Положение о пошлинах на право торговли и других промыслов», согласно которого, права купцов предоставлялись гражданам, уплатившим патентные и билетные торгово-промышленные сборы. Открывать и содержать торговые и промышленные заведения разрешалось только после получения гильдейского свидетельства. Число купеческих гильдий ограничивалось двумя. Свидетельство 1 гильдии давало право производить оптовую торговлю российскими и иностранными товарами на территории всей империи, содержать фабрично-заводские заведения и принимать повсеместно подряды без ограничения суммы. В 1868 г. в Ялте насчитывалось немногим более 30 купцов, среди них было лишь два, причисленных к первой гильдии. Это севастопольские купцы Илья Тарасов, еврей Сима Прик, последний вскоре получил звание почетного гражданина. Остальные имели право именоваться купцами 2 гильдии и могли производить розничную торговлю в пределах города и уезда, создавать и содержать неограниченное количество торговых и промышленных заведений с приобретением на каждое отдельного билета, и принимать подряды на сумму не более 15 тысяч рублей. В список купцов Ялты за 1868 г. вошли 32 чел., из которых четверо были евреи – Абрам Бугаевский, Абрам Бухштаб, Сруль Герш, Кельман Мизуч, т.е. более 10% купцов от общего количества. В 1876 г. было зарегистрировано 6 еврейских купеческих свидетельств: Ревека Бухштаб, Исаак Лейбович, Самоил Аптекарев, Борис Абрамович Бухштаб, Абрам Борисович Бугаевский. Через два десятилетия в 1887 г. список купцов еврейской национальности значительно увеличился до 8 евреев и 8 караимов. В 1885 г. согласно именного списка купцов – евреев в Ялте числились следующие фамилии: Майтоп Эфет Осипович с женой (караимы), Рофе Авдотья Исааковна(караимка), Рофе Абрам Исаакович с женой и дочерью (караимы), Лейбович Исаак Леонтьевич с женой (еврей), Бухштаб Борис Абрамович с женой, четырьмя сыновьями и дочерью), Гофшнейдер Исай Павлович с женой, двумя сыновьями и двумя дочерями, Бухштаб Маркус Абрамович с женой, и сыном), Прик Минагем Моисеевич, Прик Сима Моисеевич (почетный гражданин г.Ялта). Отметим, что впервые с 1876 г. в списках купцов Ялты появляются женщины еврейки, в 1889 г. их было уже несколько, поскольку их мужья купцы евреи записывали своих жен и детей в купеческое сословие [14].

Купеческое сословие было малочисленным в составе горожан, но играло важную роль в жизни города. Купцы более всех были заинтересованы в улучшении торговли и промышленности, в улучшении жизненных условий для населения Ялты. Они принимали активное участие в работе органов самоуправления города – городской думе и уездном земстве. Так, в 1872 г. в Ялтинском уездном земстве состоял гласным купец 2 гильдии Мирон Абрамович Шварцштейн, а в 1873 г. он возглавлял финансовый отдел Ялтинской городской управы, контролировал доходную и расходную часть бюджета города. 22 января 1873 г. для организованного ведения строительства при Ялтинской управе было образовано строительное отделение в составе городского головы, члена управы – купца Абрама Бугаевского и архитектора Н. Грейма. Ялтинское городское управление регулярно формировало списки лиц, имеющих право быть присяжными заседателями. В них входили домовладельцы и купцы Ялты. В 1874 г. в такой список были внесены ялтинские купцы евреи и караимы Ефет Майтоп, Исаак Рофе и Давид Пембек [15]. Гласные евреи купеческого сословия с 70-х гг. ХІХ в. принимали активное участие в создании города-курорта, в органах самоуправления голосовали за строительство гостиниц, аптек, торговых заведений, школ, больниц, благоустройство города.

Вопреки существованию черты еврейской оседлости, некоторым евреям удавалось получить разрешение на свободное проживание по всей Российской империи, таковым был купец Михаил Бухштаб. Согласно законам Российской империи, право выезда за черту оседлости получали те евреи, которые не менее 5 лет состояли в купеческой 1 гильдии. Потерять это право можно было, не выкупив гильдейское свидетельство, то есть, не уплатив торговую пошлину государству. Законодательством было установлено, что 10 лет пребывания в гильдии давали право свободно проживать в любом месте России.

Во второй половине XIX – начале XX века в Ялте сформировалось несколько еврейских купеческих династий. Одна из старейших – династия купцов Бухштаб. Другой выдающейся купеческой династией в Ялте была еврейская караимская семья Рофе. Исаак Рофе имел пятерых сыновей и дочь, начатое им дело в 1870-е годы продолжила его супруга Незле, ялтинская купчиха 2 гильдии с сыновьями. В дальнейшем, семейным делом руководил старший брат Абрам и средний Азарий, избиравшиеся гласными городской думы в 70-х гг. ХІХ в.- нач. ХХ в. В настоящее время, в Ялте и за её пределами живут потомки этих семей, бывших прежде купеческими династиями [16].

Симферополь (Ак-Мечеть) начал экономически осваиваться еврейским населением в начале ХІХ в., жившим в старой части города со времен ханства. По окладным книгам 1803 г. в городе насчитывалось 23 купца еврея, из 551 чел. христианской веры. Христиан – мещан насчитывалось 1101 чел., евреев-мещан – 448 чел. По ревизии 1847 г. в «Симферопольском еврейском обществе» числился 441 чел. Таким образом, согласно законодательства империи евреи – купцы, мещане, члены городских еврейских обществ имели право легального проживания в городах, т.е. местах «постоянной оседлости».

Перепись 1897 г. фиксирует, в Симферопольском уезде из 141 тыс. человек, евреи составляли 12338 чел. (9%), непосредственно в Симферополе проживало 8951 евреев от 49078 чел. общего населения города, т.е. (10%). В 1904 г. численность еврейского населения города увеличилась до 15% и занимало 2-е место после великороссов. В справочной литературе того времени евреев подразделяли на русских православных и крымчаков. В 1882 г. евреям принадлежало в городе 9% недвижимости, 12% были избраны гласными в городские и земские самоуправления. Работали евреи в юридической профессии -1 нотариус, 3 – присяжных поверенных, 4 – частных поверенных. Были аптекари, музыканты, учителя, т.е. постепенно формируется еврейская интеллигенция.

Согласно статистических данных того периода, еврейская община оказывает существенное влияние на экономическое развитие Симферополя. Значительная часть еврейского населения специализировалась на коммерческой деятельности, была занята в торговле (в т.ч. базарной) (23%) и ремесле – мануфактурном, галантерейном (21,7%). В Симферополе и уезде евреям принадлежало несколько табачных фабрик (т-ва Эйнем), типография и пивоваренный завод Вайсборда (располагался на месте дворца Калга-Султана), на которых работали и еврейские рабочие. В середине ХІХ в. сложились еврейские купеческие династии. В мануфактурном предпринимательстве – Розенштейны, Фронштейны; в галантерейном- Нейманы; в скобяном и железном ремесле – Бернштейны, Биринбаумы. В обрабатывающей промышленности к 1897 г. из общего количества работников, евреи составляли 30% и были на втором месте после русских (48%) [17]. В Карасубазаре (ныне Белогорск) городе Симферопольского уезда еврейское население составляло ок. 25%. Из общего количества жителей 12968 чел., евреев проживало 3191.

Наиболее уважаемым евреем был купец 1 гильдии Адольф Абрамович Йоффе (1883–1927). Родился в семье богатейшего еврейского купца Симферополя. Абрам Яковлевич Иоффе был владельцем всех почтовых и транспортных средств на полуострове, был потомственным почетным гражданином и его даже называли «любимым евреем министра Сергея Витте. Естественно, дети купца ни в чем не нуждались и могли получить любое образование. Второй его сын, Адольф Йоффе выбрал медицину, но его в свою очередь выбрала революция [18].

Симферопольские евреи уделяли большое внимание образованию и благотворительности. При этом и государственные институты заботились об образовании и воспитании детей, в т.ч. и из еврейских семей. До 1910 г. в Симферополе на ул. Александровской за счет богатых евреев действовало два училища для бедных и осиротевших мальчиков (талмуд-торы). Одно для евреев – христиан, другое – для крымчаков. В 1910 г. они были объединены в одно училище. В талмуд – торе обучали еврейскому языку, изучали Библию (особенно Пятикнижие) и Талмуд. Функционировало еврейское мужское начальное училище с ремесленным отделением. Были открыты еврейские частные школы. В 1880-х гг. работало бесплатное еврейское женское профессиональное училище на 200 чел. С 1889 г. беднейшие ученицы получали одежду и обувь через правительственные учреждения и местные самоуправления. В Симферополе была открыта женская воскресная школа, в которой обучалось 70 учениц, из которых 45-русские, 15 еврейки и 10 караимок [19].

Евпатория (Гезлев) была переименована и получила статус уездного города в 1784 г. Архивные данные подтверждают постоянный количественный рост евреев – караимов в городе в конце XVIII-XIX веков. Самая многочисленная община караимов проживала в Евпатории. С 1837 г. город законодательно обретает статус духовного центра караимов России. Сюда приглашаются лучшие караимские вероучителя и религиозные деятели, в городе увеличивается число школ, реконструируется Малая и строится Большая кенасы, из Кале в Евпаторию переносится резиденция главы духовного правления – гахама. По свидетельству академика П. Палласа, в Евпатории в 1793-1794 гг. насчитывалось 900 домов, причем в 240 из них проживали караимы. В 20-х годах XIX в. в городе находился квартал караимов, составляющий 800 домов. Как видно из вышеприведенного, за 25-30 лет количество караимских домов в городе увеличилось в 2,5 раза.

По статистическим данным на 1897 г. в городе проживало 17913 чел., в том числе 1592 еврея, из которых 1507 составляли караимы. В Евпаторийском уезде проживало, исключая городское население 1660 евреев, из которых абсолютное большинство были караимы. В конце ХІХ в. почти все еврейское население указало своим родным языком еврейский. Лишь 8 мужчин и 26 женщин евреев – крымчаков указали своим родным языком татарский. В 1904 г. в городе проживало более 20 тыс. чел., из которых евреи составляли 24% всего населения города, т.е. занимали второе место после русских (49%). В сфере индивидуальной предпринимательской деятельности еврейское население распределялось следующим образом: пошив одежды – 162 самостоятельных предпринимателя: торговля тканями и одеждой – 47; торговля зерновыми и другими продуктами сельского хозяйства – 71. Большинство еврейского населения было грамотными, о чем свидетельствуют статданные конца ХІХ в.: грамотных 502 муж. и 281 женщ., из которых караимов – 384 муж. и 323 женщ. Данные приведены о знании еврейского языка. Грамотных со знанием русского языка было 417 муж. и 198 женщ. [20]. Таким образом, общее количество грамотных евреев в Евпатории составляло более 60%.

В конце ХІХ в. в Евпатории открываются караимская типография, ремесленные училища, приюты для престарелых, создаются общественные фонды, строится бесплатный детский санаторий. В 1895 г. было основано Александровское караимское духовное училище по подготовке священнослужителей для караимских общин России и зарубежья [21].

Как было указано ранее, в 60-х гг. ХІХ в. царское правительство уравнивает караимов в правах остальными подданными Российской империи. Таким образом, караимы пользуются теми же правами, что и православные христиане, получают университетское образование, занимают государственные посты и др. Русские цари, кроме Павла I, посещали родовое гнездо караимов крепость Чуфут-Кале. Многие монархи посещали Евпаторию, караимские гахамы пользовались их расположением. 15 мая 1889 года Таврический и Одесский караимский гахам Пампулов в качестве представителя от караимского народа присутствовал на коронации императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны. 14 мая 1896 года присутствовал на коронации императора Николая II и Александры Фёдоровны. 9 февраля 1899 г. был представлен Государю Императору Николаю II в Петербурге. Одновременно был удостоен подарка Его Императорского Величества – золотой табакерки с Государственным Орлом, украшенным бриллиантами. Заслуги Пампулова были отмечены более чем 20 орденами и медалями [22].

Численность еврейского населения Феодосии (переименована в 1783 г.) быстро росла за счет переселения в Крым ашкеназских евреев, которые в ХІХ в. составили большинство среди евреев города. В Феодосии проживала также значительная община караимов, которых в 1837 г. русский путешественник Анатолий Демидов называл евреи-караимы, занимавшиеся вместе с армянами мелкой торговлей. В 1897 г. еврейское население Феодосии (включая крымчаков) насчитывало 3109 человек. В начале 20 в. в городе функционировали талмуд-тора (с вечерними курсами), частные еврейские школы (три мужских и две женские), воскресная школа [23].

С распадом Речи Посполитой и вхождением в состав Российской империи новых земель, начался процесс интеграции евреев в составе империи. Указом Екатерины ІІ в 1791 г. была введена «черта постоянной еврейской оседлости», в рамках которой, разрешалось селиться евреям. Подавляющее большинство евреев Крыма поселилось в семи городах: Симферополе (8951), Керчи (4774), Севастополе (3910), Карасубазаре (Белогорск) (3144, из них около двух третей – крымчаки), Феодосии (3109), Евпатории (1592) и Ялте (1025) [24]. В 1811 г. правительствующим Сенатом принимается «Устав о правах евреев», регулирующий социальное положение еврейского народа. Ст. 3 Устава «О гражданских правах российских подданных евреев», говорит: «Они навсегда свободны и ни под каким предлогом никому во владения отдаваемы быть не могут, даже если и перешли в другую веру» [27] . Но понятие свободы подразумевает также и право жить там, где хочет человек, иметь право выбора. Такого права у еврейского народа не было. Согласно ст. 1 евреям разрешалось проживать только в ряде губерний, в т.ч. и Таврической, Это и была «черта оседлости» еврейского народа. 30 ноября 1829 г. был издан новый Указ. По нему в перечень тех губерний, в которые было разрешено селиться евреям, была также включена Таврическая губерния, но с оговоркой — «кроме Севастополя». К 1832 г. все евреи, кроме семей, служивших солдат и матросов были выселены из города. Дальнейшее продолжение такой позиции по отношению к еврейскому народу нашло свое отражение в Законе от 3 мая 1882 г. По уездам определялись категории поселений Крыма, в которых евреям разрешалось жить: «в Симферопольском – Чуфут-Кале или Жидовский городок и Ново-Багут; в Евпаторийском – Шейхляр; Ялтинском – Алушта; Феодосийском – Судак» [25].

В ст.4 Устава о правах евреев от 1811 г., было записано: «Они могут усердием к службе государственной, приобретать право на отличия по чести и чины на равных с прочими согражданами». Казалось бы, впервые за всю историю изгнания евреи, становились равноправными гражданами. Но это равноправие так и осталось на бумаге. В 1844 г. по предложению новороссийского генерал-губернатора, в ведение которого входила Таврическая губерния, в Положении «О подчинении евреев общему управлению в городах и уездах» было записано следующее: «Исполнение в уездах всех распоряжений правительства, относящихся к евреям, производится земскими судами через сельских старост, сотских и десятских, избираемых из местных жителей христиан, в ведомстве коих должны состоять и проживающие в тех местах евреи». Кроме того, в документе указывалось: «Число членов Думы или Ратуши, заведующей евреями, остается то же, какое положено по штату, и из них не должно быть более двух евреев» [27].

Далее в документе говорилось, что «если по болезни гласных из христиан, присутствие составлялось бы из Головы и двух гласных из евреев, то прикомандировать в Думу ратманов (советников) или других гласных из христиан, кои хотя и были избраны, но остались под баллами (т. е. кому не хватило голосов), дабы никогда не было не только перевеса, но и равенства еврейских голосов против христианских. Гласные из евреев не могут исправлять должности городского Главы или старшего бургомистра ратуши» [26]. Другими словами, в документе четко указано, что голоса христиан должны превышать по количеству голоса депутатов евреев.

Согласно Уставу 1811 г. социально-экономическое положение еврейского населения в Российской Империи было разделено на пять сословий. К первому сословию принадлежало духовенство: т. е. раввины, подраввины и др. Ко второму – купечество: т. е. первостатейные купцы, и купцы, записанные в гильдиях. Третье сословие – поселяне: т. е. люди, занятые в земледелии, садоводстве, скотоводстве и в других сельских отраслях. К четвертому сословию относились мещане или городские жители, которые были заняты в конкретных ремеслах или в более мелких мещанских промыслах. К последнему, пятому, были отнесены шинкари: т. е. те, кто занимался мелочной продажей спиртных напитков, где бы то ни было. Представленное сословное деление предполагало наличие льгот и обязанностей, характерных для каждого сословия. К примеру, в статье 15 того же Устава говорилось: «Еврейское духовенство освобождается от подушного и рекрутского налога», а согласно ст. 16 запрещалось «… всем членам семьи и самому представителю духовенства участвовать в торговых оборотах, откупах или в каких-либо мещанских промыслах» [27].

Особыми привилегиями были наделены еврейские фабриканты и заводчики (купцы 1 и 2 гильдии). В Российской Империи создание фабрик и мануфактур или заводов почиталось за особую государственную заслугу. Подобные деяния поощрялись государством, в связи с чем, фабриканты и заводчики по представлению министра внутренних дел награждались особыми знаками отличия и специальными льготами. Так, в статье 38 Устава 1811 г. следовало, что «при выборах к каким-либо общественным должностям они имели не один, а два голоса», в отличие от шинкарей – представителей иного сословия, которые вообще не имели права быть выбранными на какие-либо общественные должности. Так же, как и другие российские подданные, евреи должны были платить казенные общественные подати и сборы. Эти «оклады» (сборы) должны были быть одинаковыми и равными для всех российских подданных. Каким образом удавалось соблюсти это равенство, можно проследить на примере одного сбора. В историю он вошел под названием «коробочный» или «кружечный», который изымался не путем прямого обложения (подушного – с личности, оценочного – с имущества), а брался косвенно. Был введен в России в 1839 г. на основании положения «О коробочном сборе евреев», в дальнейшем с ликвидацией кагалов было заменено в 1844 г. на одноименное положение, и действовало оно без существенных изменений до 1917 г. Сбор носил финансовый характер и предназначался на общественные нужды евреев. Например, на уплату общественных долгов, учреждение и содержание губернских раввинов, народных училищ, устройство и ремонт синагог, молитвенных школ, на пособие евреям, поступавшим в сословие земледельцев, на благотворительность. Этот сбор не касался ни мусульманского, ни христианского населения [28]. В отличие от иных государственных средств, «коробочный сбор представлял собой реальные денежные средства, накопленные обществами, что зачастую вызывало интерес у администрации, с целью воспользоваться еврейскими деньгами для своих нужд» [41].

После прихода к власти императора Александра II отношение к евреям изменилось. В 1864 и 1870 гг. в Российской империи были учреждены органы местного самоуправления – Городские думы и Земские собрания, и их исполнительные органы – управы. Согласно Положению о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. и Городового положения от 16 июня 1879 г. евреям было разрешено избираться в органы самоуправления при условии оседлости, наличия купеческих свидетельств, недвижимого имущества, владеющих промышленными и торговыми предприятиями, занимающиеся кустарными промыслами или мелкой торговлей. Ограничения для евреев заключались в том, что они не могли быть избраны городскими головами, председателями уездных земских собраний и управ. Исключение составляли караимы в Евпатории, где городским головой 4 срока был избран еврей – караим С.М. Пампулов [29].

В пореформенные десятилетия (1860-е – 1870-е гг.) правительство ослабляло ограничения черты оседлости для различных категорий еврейского населения: 27 ноября 1861 г. повсеместное проживание на территории Российской империи получили лица иудейского вероисповедания с высшим образованием, с учёными степенями кандидата, магистра, доктора; к 1867 г. действие этого закона было распространено на всех врачей-евреев; 28 июня 1865 г. – на ремесленников-евреев; 25 июня 1867 г. – на отставных николаевских солдат; в 1872 г. – на выпускников Санкт-Петербургского технологического института; в 1879 г. – на выпускников всех высших учебных заведений, а также на аптекарских помощников, дантистов, повивальных бабок и их учеников, как и учеников фармацевтов и фельдшеров. Евреи получили право поступать на государственную службу, участвовать в городском и земском самоуправлении и судах. Но и по новым законам (Городовому положению 1870 г.) доля евреев-гласных не могла быть более 30 % от числа гласных в данном городе, пусть хоть с преобладающим еврейским населением, а также не могли избираться городскими головами [30].

Земская реформа 1890 г. лишила евреев права участвовать в органах земского самоуправления. Новое Городовое положение от 11 июня 1892 г. устранило евреев от участия в выборах в органы городского самоуправления (в городах черты оседлости местные власти могли назначать из списка предложенных им еврейских кандидатов в гласные городской думы не более 10 % от общего числа гласных). Созданная в 1864 г. адвокатура первоначально была доступной для евреев, но в 1889 г. министр юстиции Н. Манасеин провел в качестве временной меры постановление, приостанавливавшее принятие в число присяжных поверенных «лиц нехристианских вероисповеданий до издания особого закона». Хотя в этом документе говорилось обо всех «нехристианах», ограничения были направлены исключительно против евреев [31].

Перепись 1879 г. зафиксировала в Крыму 3 481 еврея-крымчака – «иудея с родным турецко-татарским языком». В 1881 г. численность евреев – раввинистов в Крыму превышала 10000 человек; численность караимской общины составляла около 6000 человек. Волна погромов, прокатившаяся по Российской империи в 1881 г. обошла Крым стороной. В следствие чего, после 1881 г. усиливается еврейская эмиграция в Крым. По переписи 1897 г. в Крыму проживало 28 703 еврея – раввиниста (из них около 4500 крымчаков), составлявших 5,2% общего населения Крыма, и около 6000 караимов. В каждом крупном городе Крыма основываются еврейские общины, строятся синагоги, открываются учебные заведения-хедеры. В 1914 г. в Крыму проживало уже около 40–45000 раввинистов (из них около 7000 крымчаков) и около 8000 караимов [32].

Убийство императора Александра II, революционное движение, вызвали беспокойство и привлекли внимание правительства нового императора Александра III (1881—1894 гг.) к еврейскому вопросу. Русский историк П. Зайончковский отметил «ненависть к евреям» нового императора. Он подчеркивал: «Император не был противником какого-либо улучшения положения евреев, глубокомысленно полагая, что если судьба их печальна, то она предначертана Евангелием». Личный антисемитизм императора поддерживался его ближайшим окружением. В частности, председатель Священного Синода К. Победоносцев стремился направить социальные протесты крестьян и рабочих в сторону евреев как «главных эксплуататоров народных масс». Результатом описанного выше восприятия «еврейского вопроса» стало резкое ужесточение политики государственной власти по отношению к евреям [33].

После убийства Александра II, в 1881-1882 гг., волна еврейских погромов прошла по центральным городам Российской империи. Царское правительство создает Особую Комиссию для решения обострившегося еврейского вопроса. 22 августа 1881 г. было опубликовано «Высочайшее повеление», в котором говорилось о «ненормальном отношении между коренным населением некоторых губерний и евреями» и предписывалось «создать в губерниях черты оседлости особые комиссии из представителей местных сословий и обществ под председательством губернаторов для изучения экономической деятельности евреев и определения тех ее аспектов, которые имеют вредное влияние на быт коренного населения», а также для разработки мер по ослаблению этого влияния [34].

2 октября 1881 г. такая комиссия была создана и в Таврической губернии, а 2 ноября датированы все циркуляры, направленные каждому из городских голов губернии, содержащие одинаковый текст и подписанные вице-губернатором А. Булюбашем. Текст этих циркуляров начинался следующим объявлением: «По высочайшему повелению учреждена в Таврической губернии Особая по еврейскому вопросу комиссия, из представителей от разных сословий и обществ…». Целью деятельности комиссии была проверка лояльности крымских евреев к власти, но в циркуляре это было изложено таким образом: «На эту комиссию, между прочим, возложена обязанность собрать на месте сведения, касательно нравственной и экономической деятельности евреев, вредно влияющей на быт коренного населения данных местностей». К 15 ноября 1881 г. городские головы Крыма подали подробные сведения о количественном составе, роде занятий, сведения о недвижимости, количестве учащихся и т.д. Все головы однозначно утверждали, об отсутствии в еврейской среде каких бы то ни было антигосударственных настроений и конфликтов с другим населением. Прокурор Таврический губернии направил в Комиссию информацию о самом низком количестве обвиняемых евреев по уголовным преступлениям (1%), в сравнении с другими национальностями [35].

Таким образом, из всех отчетов городских голов Крыма следовало, что еврейское население не только не приносило вреда своей деятельностью и нравственностью коренному населению, но наоборот, ряд сторон их жизни, а именно: стремление к образованию, родственные и семейные связи, законопослушность, нравственность, благотворительность, предприимчивость могли служить примером для подражания других жителей. Что же касалось занятия ростовщичеством и «монополии» евреев в питейной торговле, то в первом случае этим занимались в губернии не только евреи, но и русские торговцы, о чем писали в своем донесении в Комиссию городские головы Феодосии, Севастополя, Евпатории [36]. В тоже время, в отчетах городских голов нет сведений о евреях Крыма, избранных гласными (депутатами) органов самоуправления и об их деятельности. Нет сведений о евреях юридической профессии (адвокатах, прокурорах, судей, нотариусов, присяжных заседателей) по всем крымским городам. При наличии этих объективных данных лишний раз подтвердились положительные отзывы городских голов о евреях, проживающих в Крыму.

Из приведенных материалов Особой Комиссии по еврейскому вопросу в Таврической Губернии очевидна, в подавляющем большинстве, положительная оценка деятельности и нравственности евреев. На главный вопрос: «…собрать на месте сведения касательно нравственной и экономической деятельности евреев, вредно влияющей на быт коренного населения данных местностей» [37]. Все должностные лица Крыма, обязанные представить материалы, ответили отрицательно на попытку скомпрометировать крымских евреев. Даже царские чиновники не смогли поддержать инициативу правительства в этом вопросе.

Несмотря на сведения, направленные в Комиссию о полной лояльности евреев к власти, в 1893 г. был издан закон, согласно которому в Ялте разрешалось жить лишь тем евреям, которые были приписаны к городским обществам или получили право повсеместного жительства. Все прочие евреи были высланы. В законе это объяснялось тем, что в Ялте «в летние месяцы проживает царская семья» и что «… усилившийся за последнее время наплыв и прогрессивное умножение числа евреев в городе в связи с заметным среди них стремлением к приобретению недвижимой собственности грозит этому лечебному центру превратиться в чисто еврейский город». Евреям, не имевшим права жительства по всей империи, было запрещено не только вновь селиться в Ялте, но даже приезжать на лечение. Закон соблюдался неукоснительно: из города высылали даже жен евреев с высшим образованием, приехавших отдыхать без мужей [38].

Николай II (1894-1917 годы царствования), ученик К. Победоносцева, продолжал политику своего отца, направленную на борьбу со всеми проявлениями либеральных и революционных настроений, а евреев, он считал главными их носителями. Гнет антиеврейских законов не ослабел с начала нового царствования.

Таким образом, на основании изложенного фактического материала, можно сделать следующие выводы и обобщения:

  • заселение Крыма евреями относится к І в. до н.э., на основании данного факта и вполне обоснованно можно считать евреев одним из его самых древних этносов;
  • характерной особенностью социума Таврической губернии в ХІХ в. было еврейское население, которое составляло национальное меньшинство, будучи достаточно многочисленным, занимает обособленное положение относительно всего общества (особенно христиан). Раввины полагали, что ассимиляция евреев неизбежно приведет их к отходу от Талмуда, регулирующего и направляющего все стороны жизни евреев, и требующего обособления евреев от народов, среди которых они живут;
  • наблюдается положительный экономический рост городов Крыма в следствие активной торговой деятельности еврейского народа, о чем свидетельствует количество купцов – евреев 2-й гильдии (2, 3 место), количество гласных – евреев в городских думах (2-е место);
  • после присоединения Крыма к Российской Империи еврейское население переживает несколько этапов в своем экономическом развитии и правовом положении.

К первому можно отнести периоды царствования Екатерины II и Александра I. Политика власти в этот период показывает заинтересованность в освоении, присоединенных территорий Новороссии, в том числе и Крыма. Евреям впервые была определена «черта оседлости», в которую с 1804 г. вошла и Таврическая губерния. А «Уставом о правах евреев» 1811 г. гарантированы права и свободы в местах «черты оседлости», а также право нахождения на государственной службе.

По социально-экономическому положению в обществе евреи были разделены на пять групп, из которых две – духовенство и купцы, пользовались большими льготами; первые – освобождались от налогов; вторые- имели преимущественное право создавать предприятия и обладали двумя голосами при участии в выборах в общественные учреждения.

В дальнейшем политика царской власти по отношению к евреям была сформулирована в 1802-1823 гг. учрежденным при Сенате «Еврейским комитетом» и успешно реализовывалась в ХIХ в. Результатом деятельности комитета появилось ограничение экономического и религиозного влияния евреев на христиан; содействие отрыву евреев от свойственного евреям культурно-бытового стиля жизни посредством внедрения идей просветительства и образования; ассимиляция с использованием методов экономического и политического давления с целью поощрения прозелитизма среди евреев.

Второй период связан с царствованием императора Николая I и ужесточением законодательства о пребывании евреев в Крыму, а именно; Указ 1829 г. о разрешении евреям селиться в Крыму, за исключением Севастополя, из которого в 1832 г. выселили всех, кроме служивших солдат и матросов. Ущемлялись общественно-политические права евреев в следствие принятия в 1844 г. Положения «О подчинении евреев общему управлению в городах и уездах», согласно которого «Исполнение в уездах всех распоряжений правительства, относящихся к евреям, производится земскими судами через сельских старост, сотских и десятских, избираемых из местных жителей христиан, в ведомстве коих должны состоять и проживающие в тех местах евреи». Кроме того, указанным документом устанавливалась количественная норма евреев в органах самоуправления (Думах и Ратушах), которая не должна превышать количество христиан. Ущемлялись и гражданские права евреев, которым не разрешалось лечить своих детей в клиниках Москвы и Санкт-Петербурга, что подтверждается письмом Министра внутренних дел от 9 декабря 1843 г. Таврическому губернатору [39].

В целом, политику николаевского периода в отношении евреев можно охарактеризовать как ассимиляторскую, с активностью властей в области военной и образовательной реформ; тенденций, направленных на стимулирование полезной с точки зрения власти деятельности. То есть либо вы ассимилируетесь, либо должны заслужить свое проживание в империи самым тяжелым трудом на благо родины.

В первой пол. ХІХ в. образовалось особое правовое пространство, в котором евреи – караимы просуществовали с 1835 по 1863 г., постепенно получая привилегии и все более в правовом отношении отделялись от евреев. Следует отметить, что введение особых привилегий для караимов объяснялось царской властью не иначе, как разницей вероисповедания. При этом язык у караимов был еврейский. В 1830-е годы караимы добились изменения их официального статуса: вместо «евреи-караимы» их стали называть «русские караимы ветхозаветного вероисповедания».

Третий период можно охарактеризовать попыткой правительства императора Александра II законодательно обеспечить экономические и социально-политические права еврейского населения. Крымским евреям было разрешено свободно проживать в городах, без ограничения заниматься предпринимательской деятельностью, участвовать в выборах и быть избранными в городские и земские самоуправления. Поощрялась благотворительность в среде евреев, строительство школ, детских приютов, синагог. Евреи были допущены в сферу юридической профессии (нотариусы, адвокаты, присяжные заседатели и т.д.). В наибольшей степени реформы отразились на улучшении экономического положения евреев.

Развитие капиталистических отношений в России требовало уравнения всех капиталистов в правах, независимо от их вероисповедания. Это было веление времени. При всём этом большая скученность еврейского населения в черте оседлости содействовала росту нищеты и безработицы. Возникала объективная необходимость выведения трудоспособного еврейского населения за пределы черты оседлости, где существовало больше возможностей для трудоустройства и начала собственного дела. В целом, политика Александра II трактуется учеными, как ограниченная эмансипация евреев.

Фактически правительство Александра II выполнило необходимые условия для обеспечения капиталистических реформ в России применительно к еврейскому населению: были сняты практически все ограничения на купцов 1 гильдии, предоставлены возможности для получения евреями престижного образования и престижных профессий, что открывало им путь к реальной мягкой интеграции в российское капиталистическое общество. Благодаря евреям экономика Крыма стала стремительно развиваться в 60-70-х годы XIX в. В то же время антиеврейские правовые ограничения не давали евреям расширить свой бизнес.

Четвертый период связан с императором Александром ІІІ, проявлявшим открытое враждебное отношение к евреям, заблуждаясь, ошибочно считая их врагами власти. Причина гонений, проявившаяся в ужесточении законодательства, заключалась в глубоком убеждении, что евреи являются носителями революционных идей по свержению власти в империи. Материалы Комиссии о евреях Крыма опровергли взгляды некоторых правительственных чиновников и императора.

В тоже время выводы Комиссии 1881-1882 гг. о деятельности евреев в Крыму резко отличались от докладов комиссий других губерний. Городские головы Крыма и прокурор Таврической губернии подтвердили законопослушность и полную лояльность евреев к власти. Конфликтов по национальному, экономическому и политическому признакам не было выявлено.

В 1880-1890-х гг. антисемитский психоз набирал обороты. В Крыму евреям было запрещено селиться в ряде городов, отменены были избирательные права в органы местного самоуправления. Полное устранение евреев из органов самоуправления отрицательно повлияло на городское хозяйство и благоустройство; ухудшилось материальное положение еврейского населения, так как городские думы в черте оседлости переложили на него большую часть муниципальных налогов.

Евреям в империи резко ограничили право в получении высшего образования, обосновывая тем, что «ученики-евреи развращено влияют на их христианских товарищей». Император такие формулировки воспринимал всерьез. Только по особому распоряжению Министра юстиции было разрешено зачислять евреев в присяжные заседатели. На евреев был введен запрет в утверждении присяжными поверенными (адвокатами).

Те же ограничения были распространены и на присяжных стряпчих при коммерческих судах и частных поверенных при уездных съездах. Указанная система распространяла свое действие и на Крым. Новые запретительные законы власти бедственно отразились на положении евреев. Скученное в рамках черты оседлости и теснимое вне ее, ограниченное в гражданской правоспособности, почти лишенное доступа в общую школу, устраненное из многих отраслей труда, преследуемое и унижаемое еврейское население понесло колоссальные потери – материальные и духовные. При этом власть не желала понимать, что ограничивает права русских евреев, проживающих на территории империи, т.е. права своих граждан.

REFERENCES

  1. Putevoditel’ / Pod red. K.YU.Bumbera, L.S.Vagina. Simferopol’, 1914. – S.285. – Tekst: neposredstvennyj.
  2. Kizilov M. Evrei v Krymu: istoriya i sovremennost’ : [sajt].- . – URL : https://gorskie.ru/jewish/item/4976-evrei-v-krymu-istoriya-i-sovremennost (data obrashcheniya- 15.12.2020). – Tekst: elektronnyj.
  3. Engel’ V. Kurs lekcij po istorii evreev v Rossii: [sajt].- . – URL : http://www.jhistory.nfurman.com/russ/russ001-1.htm (data obrashcheniya- 15.12.2020). – Tekst: elektronnyj.
  4. Putevoditel’ po Krymu / M.A. Sosnogorova, G.E. Karaulov, K.A. Verner, N.A. Golovkinskij; E. Bondarenko, N. Rindyuk, O. SHirokov, E. Bondarenko. – Pereizd. s 5-e izd. (1889 g.). – K.: Stilos, 2010. – 416: il, karty. – Tekst: neposredstvennyj.
  5. Evrejskaya enciklopediya. Svod znanij o evrejstve i ego kul’ture v proshlom i nastoyashchem. /Pod red.Kacenel’sona: V 16-ti tt. T.14. Spb.,1912. -s.670. – Tekst: neposredstvennyj.
  6. Pasik YA. Evrejskie zemledel’cheskie kolonii YUga Ukrainy i Kryma: [sajt]. – . – URL : http://evkol.ucoz.com/dobraya.htm (data obrashcheniya- 16.12.2020). – Tekst: elektronnyj.
  7. Evrejskaya enciklopediya. Svod znanij o evrejstve i ego kul’ture v proshlom i  nastoyashchem. / Pod red.Kacenel’sona: V 16-ti tt. T.14. Spb.,1912. S.96. – Tekst: neposredstvennyj.
  8. Evrejskaya enciklopediya. Svod znanij o evrejstve i ego kul’ture v proshlom i nastoyashchem. / Pod red.Kacenel’sona: V 16-ti tt. T.14. Spb.,1912. S.97. – Tekst: neposredstvennyj.
  9. Karasik F. Oni srazhalis’ za Sevastopol’: [sajt]. – . – URL :  http://shorashim.narod.ru/case_karasik.htm (data obrashcheniya- 19.12.2018). – Tekst: elektronnyj.
  10. Kizilov M. V period Gaskaly i evrejskoj emansipacii (80-e gody XVIII — 80-e gody XIX veka) : [sajt]. – . –URL : http://www.hagahan-lib.ru/library/krimskaya-iudeya-ocherki-istorii-evreev-hazar-karaimov-i-krimchakov-v-krimu-s-antichnih-vremen-do-nashih-dney26.html (data obrashcheniya- 14.12.2020). – Tekst: elektronnyj.
  11. Kizilov M. Novye zhiteli Krymskoj Iudei: «russkie karaimy» — subbotniki : [sajt]. – . – URL : http://www.hagahan-lib.ru/library/krimskaya-iudeya-ocherki-istorii-evreev-hazar-karaimov-i-krimchakov-v-krimu-s-antichnih-vremen-do-nashih-dney28.html (data obrashcheniya- 14.12.2020). – Tekst: elektronnyj.
  12. Evrejskaya enciklopediya. Svod znanij o evrejstve i ego kul’ture v proshlom i nastoyashchem. /Pod red.Kacenel’sona: V 16-ti tt. . Tom 14. Spb.,1912. – S.98. – Tekst: neposredstvennyj.
  13. Evrejskaya enciklopediya. Svod znanij o evrejstve i ego kul’ture v proshlom i nastoyashchem. /Pod red.Kacenel’sona: V 16-ti tt. T.16. Spb.,1913. S.399-400.; – Tekst: neposredstvennyj. Novorossiya i Krym  Rossiya. Polnoe geograficheskoe opisanie nashego otechestva / Pod red. Semenova-Tyan- SHanskogo: V 17-ti tt. T.14. Spb.,1910. S.741; – Tekst: neposredstvennyj.
  14. Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Krym (dalee – GARK). F.522. Op.1. D.230.; D.583; L.1; D.462. L.92; D.1193. L.3; : [sajt]. – . – URL : http://vizit.yalta.com.ua/photo/25581 (data obrashcheniya- 10.12.2020). – Tekst: elektronnyj.
  15. F.522.Op.1. D.197. L. 1; D.205. L.95; D.208. L.2; : [sajt]. – . – URL : http://vizit.yalta.com.ua/photo/25581  (data obrashcheniya- 10.12.2020). – Tekst: elektronnyj.
  16. Evrejskaya enciklopediya. Svod znanij o evrejstve i ego kul’ture v proshlom i nastoyashchem. / Pod obshchej red. L.Kacenel’sona. T.14 // Izd.dlya nauchnyh evrejskih izdanij i izdatel’stva Brokgauz- Efron.- Spb.,1913. S.250; – Tekst: neposredstvennyj; GARK. F.522. Op..1. D. 1193. L.29-33.
  17. Tret’ya uchebnaya ekskursiya Simferopol’skoj muzhskoj gimnazii. Simferopol’. Otchet,  sostavlennyj po porucheniyu pedagogicheskogo soveta V.Lashkovym. Simferopol’: Tipografiya P.T.Gorodeckogo,1890. S.153, 155-161; – Tekst: neposredstvennyj.  Spravochnaya kniga po g.Simferopolyu 1911 goda. Simferopol’, 1911. S.15-16, 34, 35. – Tekst: neposredstvennyj.
  18. Polnoe geograficheskoe opisanie nashego otechestva / Pod red. V.P.Semenova- Tyan- SHanskogo. T.14.- Novorossiya i Krym. Spb.,1910. S.677-679; – Tekst: neposredstvennyj.  Evrejskaya enciklopediya. Svod znanij o evrejstve i ego kul’ture v proshlom i nastoyashchem./ Pod obshchej red. L.Kacenel’sona. T.4. // Izd.dlya nauchnyh evrejskih izdanij i izdatel’stva Brokgauz- Efron.- Spb.,1913. S.250. – Tekst: neposredstvennyj.
  19. Tret’ya uchebnaya ekskursiya Simferopol’skoj muzhskoj gimnazii. Simferopol’. Otchet, sostavlennyj po porucheniyu pedagogicheskogo soveta V.Lashkovym. Simferopol’: Tipografiya  P.T.Gorodeckogo,1890. S.143-144; – Tekst: neposredstvennyj.  Evrejskaya enciklopediya. Svod znanij o evrejstve i ego  kul’ture v proshlom i nastoyashchem./ Pod obshchej red. L.Kacenel’sona. T.4 // Izd. dlya nauchnyh evrejskih izdanij i izdatel’stva Brokgauz-Efron.- Spb.,1913. S.250-251. – Tekst: neposredstvennyj.
  20. Evrejskaya enciklopediya. Svod znanij o evrejstve i ego kul’ture v proshlom i nastoyashchem./ Pod obshchej red. L.Kacenel’sona. T.7. // Izd.dlya  nauchnyh evrejskih izdanij i izdatel’stv Brokgauz- Efron.- Spb.,1913. S.433; Puteshestvie v yuzhnuyu Rossiyu i Krym, sovershennoe Anatoliem Demidovym v 1837 g. M.,1853. S.428. – Tekst: neposredstvennyj. Rossiya. Polnoe geograficheskoe opisanie nashego otechestva / Pod red. V.P.Semenova-Tyan- SHanskogo. T.14. Novorossiya i Krym. Spb.,1910. S.683 : [sajt]. – . – URL : http://dspace.nbuv.gov.ua/xmlui/bitstream/handle/ (data obrashcheniya- 10.02.2018). – Tekst: elektronnyj.
  21. Karaimskie kenasy // Poluostrov sokrovishch : [sajt]. – . – URL : http://www.poluostrov-krym.com/dostoprimechatelnosti/root/karaimskie-kenasy/2.html  (poslednee poseshchenie- 16.02.2020 g.). – Tekst: elektronnyj.
  22. Samuil Moisevich Pampulov // Istoriya Evpatorii: ot Kerkinity do nashih dnej : [sajt]. – . – URL :  http://evpatoriya-history.info/izvestnie-ludi-v-evpatorii/pampulov-samuil.php  (poslednee poseshchenie- 15.02.2020 g.). – Tekst: elektronnyj.
  23. Puteshestvie v yuzhnuyu Rossiyu i Krym, sovershennoe Anatoliem Demidovym v 1837  godu. M.,1853. S.457. – Tekst: neposredstvennyj.
  24. Elektronnaya evrejskaya enciklopediya : [sajt]. – . – URL :   https://eleven.co.il/jews-of-russia/history-status-1772-1917/14679/ (poslednee poseshchenie- 15.11.2020 g.). – Tekst: elektronnyj.
  25. F.26. Op.1. D.13880. L.13-14.
  26. F.26. Op.1. D.13880. L.14.
  27. SHpolyanskij V. Pravovoe polozhenie evreev v Tavricheskoj gubernii v XIX v. : [sajt]. – . – URL :   http://www.krimoved-library.ru/books/evrei-kryma5.html (poslednee poseshchenie- 15.11.2020 g.). – Tekst: elektronnyj.
  28. F.26. Op.1. D.13880. L.3,46.
  29. Hrestomatіya z іstorії derzhavi і prava Ukraїni: V 2-h tt. T.1./ Za red.V.D.Goncharenka. Kiїv,2000. S.264-261; Isaev I.A. Istoriya gosudarstva i prav Rossii. Kurs lekcіj. Izd. BEK: M.,1993. S. 174- 177. : [sajt]. – . – URL :  http://www.liveinternet.ru/users/4768613/post370584014/ (poslednee poseshchenie – 09.12.2020 g.). – Tekst: elektronnyj.
  30. Evrei Rossijskoj Imperii//Evrejskij muzej i centr tolerantnosti : [sajt]. – . – URL :  https://arzamas.academy/materials/2203 (poslednee poseshchenie- 15.12.2020 g.). – Tekst: elektronnyj.
  31. Evrei Rossii v konce 19 – nach. 20 v. (1881-1917)//Elektronnaya evrejskaya enciklopediya. : [sajt]. – . – URL : https://eleven.co.il/jews-of-russia/general/15442/   (poslednee poseshchenie- 10.10.2020 g.). –Tekst: elektronnyj.
  32. Kizilov M. Ot pogromov do terrora // Krymskaya iudeya: ocherki istorii evreev, hazar, karaimov i krymchakov v Krymu s antichnyh vremen i do nashih dnej : [sajt]. – . – URL :  http://www.hagahan-lib.ru/library/krimskaya-iudeya-ocherki-istorii-evreev-hazar-karaimov-i-krimchakov-v-krimu-s-antichnih-vremen-do-nashih-dney29.html (poslednee poseshchenie- 10.12.2020 g.). – Tekst: elektronnyj.
  33. Kornilov A.A. Kurs istorii Rossii HIH veka. – M.: «Vysshaya shkola», -1993. S. 410. – Tekst: neposredstvennyj.
  34. Evrejskaya enciklopediya. Svod znanij o evrejstve i ego kul’ture v proshlom i natoyashchem./ Pod obshchej red. L.Kacenel’sona.; V 17 tt. Tom .7 // Izd.dlya nauchnyh evrejskih izdanij i izdatel’stva Brokgauz-Efron.- Spb.,1913. S.380. – Tekst: neposredstvennyj.
  35. F.26. Op.1. D.1333. L.2; Op.2. D. 1334. L.6,7
  36. F.26. Op.2. D.1334. L. 15, 42, 60-61, 104.
  37. F. 26. Op.2. D.1334. L.6
  38. Evrei v YAlte //Federaciya evrejskih obshchin Ukrainy: YAlta : [sajt]. – . – URL :  https://www.havanagilla.ru/evrei-v-yalte/ (poslednee poseshchenie- 02.03.2016 g.). – Tekst: elektronnyj.
  39. F.26. Op.1. D.13485. L.1.
  40. Kizilov M. Krymskaya iudeya: ocherki istorii evreev, hazar, karaimov i krymchakov v Krymu s antichnyh vremen i do nashih dnej. – Simferopol’: izd. «Dolya», 2011. -366 s. – Tekst: neposredstvennyj.
  41. Haesh A. Korobochnoe deloproizvodstvo kak istochnik svedenij o zhizni evrejskih obshchestv i ih personal’nom sostave : [sajt]. – . – URL :  http://berkovich-zametki.com/Nomer16/Chaesh1.htm (poslednee poseshchenie- 1.12.2020 g.). – Tekst: elektronnyj.
  42. Gel’man B. «SHma Israel’ na bastionah», Evrejskoe slovo, 2004, № 8 – Tekst: neposredstvennyj.