ПРИНЦИП АВТОНОМИИ ВОЛИ ВО ВНЕДОГОВОРНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА

PREVENTION OF ADMINISTRATIVE OFFENSES AND CRIMES  

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE», Volume 6 (72), №3, 2020

Section ADMINISTRATIVE LAW; ADMINISTRATIVE PROCESS;LAND LAW; NATURAL RESOURCE LAW; ECOLOGICAL LAW; AGRARIAN LAW

Publication text (PDF):Download

UDK: 342.92

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

  1. Volkov V. Y., Crimean branch of Russian State University of Justice
  2. Makayda P. A., Russian State University of Justice

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1733-2020-6-3-297-303

PAGES: from 297 to 303

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: legal prevention, legal warning, administrative offense, crime, state power, victimology, environmental theory, broken Windows theory, law enforcement.

ABSTRACT (ENGLISH):

The concepts of the prevention and prevention of crimes and offenses are examined, the role of these mechanisms of influence on public relations for their normal functioning is determined. The experience of foreign countries in the implementation of prevention, prevention of violations of the rule of law, the manifestation of legal nihilism is investigated. Mechanisms for improving the system of legal and public work in this direction are proposed.

Современные условия жизни с большим количеством общественных отношений, социальных связей, необходимостей в получении благ требуют обеспечения должного уровня безопасности. Детерменизм явлений в обществе, государстве и в целом – окружающем нас мире предполагает важность многих событий. Эти события могут оказать влияние значительно большее, нежели можно изначально представить исходя из их первичной оценки. В этом смысле справедливым кажется высказывание Микелянджело Буонаротти: внимание к мелочам рождает совершенство, а вот совершенство уже не мелочь. В правовой среде принято считать, что уголовные преступления оказывают самое пагубное и тяжелое влияние исходя из степени самого деяния преступления как события. При этом необходимо осознавать, что административные правонарушения несмотря на то, что отличаются от преступлений степенью общественной опасности, также наносят огромный урон обществу из-за их количества и легкомысленного отношения граждан. Опыт преступления закона, проявления правового нигилизма в «первично – легкой» степени правонарушения может повлечь за собой более сложные последствия, которые обретут иные формы. Выявление преступления или правонарушения запускает механизм выяснения обстоятельств данного события, восстановления нарушенного права, реализации принципа справедливого наказания и т.д. Однако очевидно, что куда более благоприятным представляется создание более эффективной системы предупреждения нарушения закона. Общественная и государственная безопасность – признак благополучной социальной макросреды, охватывающей общественные отношения, общественное сознание, экономику, культуру, духовные составляющие социальных групп. Именно осознание безопасности является несущей колонной, которая позволяет функционировать всем без исключения сферам социума в нормальном режиме.

Исходя из этого определяется постановка цели работы в виде рассмотрения возможности создания более прогрессивной системы профилактики и предупреждения правонарушений и преступлений.

Рассмотрим сущность понятий «профилактика правонарушений» и «предупреждение правонарушений». Профилактика правонарушений – это деятельность, направленная на снижение уровня правонарушений путем проведения мероприятий, выявляющих субъективные и объективные факторы, причины, провоцирующие субъекта права на преступление закона, а также методы комплексного воздействия с целью недопущения реализации нежелательной модели поведения. В настоящее время нет точного разграничения понятий профилактики и предупреждения правонарушений. М.А. Буганова и А.А. Савченко считают, что сложность в дифференциации этих терминов состоит в том, что нет четкого установления целей осуществления профилактики и предупреждения преступлений. [3] Д.З. Зиядова,при определении понятия профилактики, затрагивает круг субъектов, которые могут осуществлять данный вид деятельности. Круг этих субъектов не ограничивается органами государственной власти, но включает в себя и работу органов местного самоуправления, общественных организаций и неравнодушных граждан с высоким уровнем правосознания. [4]

В Методическом пособии для разработки планов действий по профилактике правонарушений на местном уровне Управления Организации Объединённых Наций по наркотикам и преступности понятия профилактики и предупреждения правонарушений рассматриваются как взаимозаменяемые. [2]

Обратимся к понятию предупреждения преступлений органами внутренних дел, данное в Приказе № 19 от 17 января 2006 г., где под предупреждением преступлений понимается деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением. Предупреждение преступлений органами внутренних дел осуществляется с целью защиты личности, общества, государства от преступных посягательств, обеспечения сдерживания и сокращения преступности. [1]

Цель рассматриваемых понятий является для них общей и сводится к выявлению и устранению причин совершения противоправных поступков для минимизации криминогенной обстановки.

Исходя из вышеизложенных подходов к рассматриваемым дефинициям, можно сделать вывод о том, что основа их разграничения лежит в субъектах, осуществляющих деятельность. Таким образом, понятие профилактики шире предупреждения, поскольку профилактика может быть реализована как органами официальной государственной власти, так и субъектами не обладающие императивными правами и специальными полномочиями. Предупреждение, в свою очередь, представляет собой вид деятельности органов государственной власти.

В контексте существенных отличий в подходе государства к решению задач по профилактике противоправного поведения необходимо рассматривать опыт стран континентальной Европы. В условиях стандартизации некоторых элементов правовых систем стран западной Европы общей характерной чертой для работы по нивелированию причинных условий совершения противоправных деяний является выделение двух уровней предупреждения правонарушений и преступлений: социальное и ситуационное. Социальное связано с масштабным качественным изменением условий жизни человека, поскольку среда, в которой человека находится оказывает большое воздействие на определение его правовых поступков. При предупреждении социальных преступлений и правонарушений необходимо обратить внимание на уровень жизни человека, его занятость, место работы, учебы.

Ситуативные нарушение правопорядка проявляются ввиду того, что ситуация, к которой причастен человек провоцирует его совершить определенный отрицательный поступок. Примером может выступать уличная драка, безбилетный проезд, неправильная парковка и т.д.

Для изучения социальных и ситуативных правонарушений. Преступлений уместно будет обратить внимание на проработку этого вопроса в 80-х годах XX в. социологами Д. Уилсоном и Д. Келлингом в сформулированной ими «теории разбитых окон». В своей криминологической теории они утверждают, что мелкие, на первый взгляд незначительные нарушение правопорядка рано или поздно приведут ухудшению криминогенной обстановки. Уилсон и Келлинг в ТРО приводят пример того, как одно разбитое окно становится катализатором преступной активности, поскольку провоцирует человека на совершение подобных проступков перед обществом, поскольку нет работающих механизмов пресечения и недопущения нарушений.

Также в теории предупреждения преступлений существует деление на первичную, вторичную и третичную превенцию. Первичная превенция направлена на повышение правового сознания и ознакомление с правовой реальностью. Вторичная связана с применением специальных сдерживающих мер органами государственной сласти. Третичная превенция реализуется уже после совершения деликта в процессе применения мер наказания в отношении виновного субъекта. [5]

Важнейшей ценностью для общества и государства является жизнь и здоровье человека. Именно поэтому для становления новой системы профилактики и предупреждения правонарушений и преступлений важно изучение теории «учения о жертве» – виктимологии. Виктимология поможет выделить основные принципы интеракции между преступником и жертвой. Анализ фактов виктимности, способствующих совершению преступления, таких как: личные качества человека, должностное положение, степень конфликтности ситуации, особенности места, времени поможет в определении направлений профилактических мероприятий. Именно изучение причинного комплекса, субъективных качеств преступника и жертвы, понимание данной взаимосвязи будут участвовать в формировании системы предупреждения нарушений общественных отношений, которые охраняются законодательством. [6]

При рассмотрении вопроса о профилактике совершения правонарушений, преступлений нами должны быть рассмотрены не только типичные прямые факторы, мероприятия и возможные варианты решения существующей проблемы, но и те, которые затрагивают тему исследования косвенно. В этом аспекте необходимо взять во внимание теорию окружающей среды. Средовое проектирование в последние 30–40 лет активно используются как элемент системы предупреждения преступности. [7] Альтернативная средовая стратегия предупреждения преступлений – создание защищающего пространства — была предложена американским архитектором О. Ньюменом в 60-х гг. ХХ в. Основная идея состоит в создании и поддержании таких архитектурных решений, которые максимально способствуют поддержанию плотного человеческого общения и формированию локальных общин, которые выступают в качестве основных агентов наблюдения и контроля. В 1978 году в Висбадене прошла международная конференция по теме взаимосвязи планирования городской среды, архитектурных решений в городском пространстве и уровня криминогенной обстановки. При активном участии психологов со всего мира удалось установить, что большое скопление людей в городах, жилых районах, многоквартирных домах ведет к разобщённости общества, в котором отдельно взятый индивид начинает чувствовать себя более одиноким и ощущает себя менее защищенным, предполагая, что опасность может ожидать его в любой момент. В высотных домах фиксируется большее количество преступлений, чем в малоэтажных. Также зависимость определена между наличием в доме лифта, темных углов и количеством нападений, грабежей, разбоев совершенных в отношении жителей дома. Особенности застройки отдельных районов города может существенно затруднять работу полиции ввиду наличия способствующих совершению преступления элементов архитектурных решений. Наглядным примером влияния массовой жилой застройки на уровень преступности выступает район Прюитт-Айгоу в Сент-Луисе, США. Главным отличительным решением было создание в многоквартирных домах больших общественных пространств для решения бытовых задач и социального взаимодействия. Через несколько лет перспективный, новый район Прюитт-Айгоу стал превращаться в район с очень высоким уровнем преступности. Данный проект был настолько провален в смысле социальной политики, уровня криминогенной обстановки, экономической убыточности, что местные власти приняли решение о полной ликвидации всего района.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все архитектурные решения могут существенно повлиять на взаимоотношения людей, на ощущение ими собственной безопасности, небезопасности и, как следствие, на количество нарушений правопорядка. При осуществлении комплексной работы по профилактике и предупреждению проявлений преступной деятельности необходимо учитывать теорию урбанистики, наладить взаимосвязь специалистов правоохранительных органов и органов, отвечающих за принятие строительных, архитектурных решений. Решение косвенных проблем, провоцирующих рост преступности касается не только архитектуры и строительства, но и экономической сферы, области спорта, социальной политики и т.д.

Следующим направлением работы является работа с молодежью в разных ее формах и перспективах. В европейской системе профилактики нарушений правопорядка представители государственных органов и общественных объединений используют средства ювенальной юстиции. Данная правовая система занимается не только правосудием по делам несовершеннолетних, а также их родителей, родственников и опекунов, но и вырабатывает стратегию положительной работы с молодежью, которая будет направлена на их социализацию, нахождение направлений всестороннего развития, повышения уровня социального, правового сознания, реабилитацию подростков после травмирующих ситуаций, если это необходимо. Данный комплекс мер позволит осуществлять дополнительные образовательные, воспитательные программы, благодаря которым подросток будет ощущать свою значимость для социума, ценность достижений общества, перспективу своего развития в будущем, необходимость правомерного поведения, и уважительного отношения к окружающим его людям.

Одним из важнейших аспектов представляется понимание динамичности общественных отношений. Постоянное развитие мирового сообщества является отличительной чертой XXI века. Поэтому нужно определять какие из общественных отношений получат большее развитие, какие и вовсе будут закреплены законодательно впервые, для их защиты в недалеком будущем от посягательства со стороны заинтересованных лиц. При этом необходимо определять возможные формы отрицательного воздействия, оценивать риск реализации преступной деятельности и последствия правонарушений. Новая система будет нуждаться в создании эффективной модели профилактики недопущения нарушения формирующегося, а также нового законодательства, в зависимости от специфики самих охраняемых отношений. Именно такая проницательная работа, предположение о новых вариантах социального взаимодействия дадут возможность правоохранительным органам прогнозировать уровень, характер и тип преступности в будущем.

Большую роль в государствах западной Европы, США и Канады играет само общество. Социум – это главный фактор при определении преступной обстановки в городе, регионе и в целом – государстве. Поэтому так важно изначально повышать уровень правосознания граждан, устранять на ранних этапах проявления нигилизма по отношению к праву, факты девиантного поведения. Следующим этапом работы с обществом будет привлечение граждан к мероприятиям по профилактике правонарушений и преступлений. Данную работу можно реализовывать в форме общественных патрулей, общественных объединениях, команд волонтеров и т.д. При этом важно отметить, что данная деятельность должна быть реализована только лишь с участием, протежированием со стороны органов государственной власти, в особенности – полиции.

Следующий элемент новой системы профилактики и предупреждения – это создание специализированных государственных структур. В данный момент все без исключения правоохранительные органы осуществляют свою деятельность по работе с уже совершенными правонарушениями и преступлениями с высокой долей загруженности. Поэтому на реализацию профилактических, предупредительный мер не всегда хватает ресурса времени, личного состава и материальных средств. Создание нового органа, который будет содержать черты правоохранительной структуры поможет снять дополнительную нагрузку с правоохранительных органов и повысить эффективность предупреждения преступности. Для этого потребуется обеспечить материальную, законодательную, кадровую базу для новообразованной структуры, а также определить систему сдержек и противовесов в работе в виде совместного ведения Российской Федерации и субъектов. Органы власти в субъектах Российской Федерации более детально ознакомлены с криминогенной обстановкой в регионе, поэтому необходимо дать возможность представителям регионов активно участвовать в формировании политики, направлений работы нового органа, в сферу которого будет входить деятельность по:

  1. Формированию и реализации профилактических мер;
  2. Сбор, анализ, хранение информации;
  3. Дача правовых заключений, подготовка аналитического материала, участие в повышении уровня эффективности нормативно – правовых актов;
  4. Взаимодействие с органами исполнительной, судебной, законодательной власти;
  5. Координация работы общественных объединений;
  6. Сотрудничество со СМИ;
  7. Научно-исследовательская работа

Таким образом, вывод сводится к тому, что создание новой комплексной системы профилактики и предупреждения правонарушений и преступлений является необходимой мерой и важным условием для поддержания правопорядка, общественной безопасности, повышения уровня жизни граждан и развития государства. При формировании новой эффективной системы потребуются большие материальные ресурсы, вовлеченность многих органов государственной власти, муниципальных образований, общественных объединений, работа бок о бок федеральных и местных властей.

При постановке цели в создании современного механизма профилактики правопорядка, который будет отвечать всем современным требованиям и обеспечит стабильность и защищенность общественных отношений, предстоит большая и усердная работа, результаты которой, однако, трудно будет переоценить.

REFERENCES

  1. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of January 17, 2006. No 19 (as amended on November 28, 2017) «On the activities of the internal affairs bodies to prevent crimes». –URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-mvd-rf-ot-17012006-n-19/ (date of access: 05.11.2020). – Text: electronic.
  2. United Nations Office on Narcotics Management Toolkit for the Development of Local Crime Prevention Action Plans. –URL: https://www.unodc.org/documents/centralasia/Metodichka.pdf (date of access: 05.15.2020). – Text: electronic.
  3. Buganova M. A. Correlation of the concepts of crime prevention and crime prevention in modern legal doctrine / M. A. Buganova, A. A. Savchenko. –URL: https://www.sovremennoepravo.ru/m/articles/view/ (date of treatment: 05..15.2020). – Text: electronic.
  4. Ziyadova D. Z. On the problem of the theory of crime prevention in criminological science / D. Z. Ziyadova. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-teorii-profilaktiki-prestupleniy-v-kriminologicheskoy-nauke (date of treatment: 05.14.2020). – Text: electronic.
  5. Ivanova N. N. The experience of foreign countries in the prevention of juvenile delinquency / N. N. Ivanova. –URL: https://proshkolu.ru/user/Gattablanca/blog/507009 (date of access: 05.17.2020). – Text: electronic.
  6. Nazarov V. I. Victimology: yesterday, today, tomorrow / V. I. Nazarov, A. V. Mayorov. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/viktimologiya-vchera-segodnya-zavtra (date of access: 05.17.2020). – Text: electronic.
  7. Naumov I. A. Correlation of the concepts of “crime prevention” and “crime prevention” in Russian law / I. A. Naumov. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-ponyatiy-profilaktika-pravonarusheniy-i-preduprezhdenie-prestupleniy-v-rossiyskom-prave (date of access: 05.20.2020). – Text: electronic.
  8. Razogreeva A. M. Crime prevention by means of environmental design: protecting space and protected space / A. M. Warm up. –URL: file:///C: /Users/Pasha/Downloads/preduprejdenie-prestupleniy-pri-pomoshi-sredovogo-proektirovaniya-zashishayushee-prostranstvo-i-zashishennoe-prostranstvo.pdf (accessed 17.05.2020). – Text: electronic.