ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАНАЛОВ И ШЛЮЗОВ РЕКИ ПИЕЛИСТ (ФИНЛЯНДИЯ) ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

LEGAL REGULATION OF CHANNELS AND LOCKS OF THE PIELIST RIVER (FINLAND) IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE», Volume 6 (72), №3, 2020

Section INTERNATIONAL LAW; EUROPEAN LAW

Publication text (PDF):Download

UDK: 340

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Gauk A. M., V.I. Vernadsky Crimean Federal University

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1733-2020-6-3-261-266

PAGES: from 261 to 266

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: Jehovah’s Witnesses, an extremist organization, ideology, anti-state activities, countering the activities of extremist organizations..

ABSTRACT (ENGLISH):

Modern conditions for combating crime put forward increased demands on law enforcement officers of the Russian Federation. These requirements include both a high physical and moral resource, as well as intellectual potential, ensuring the successful fight against crime. An analysis of the law enforcement practice of counteracting extremist organizations and groups indicates that unobvious crimes are in most cases difficult to identify and investigate. The reason for this is the lack of orienting information, primary signs of a crime, evidence, etc. The article discusses the history of the origin of the extremist organization Jehovah’s Witnesses, their activities in the post-Soviet space, and the experience of countering the USSR State Security Committee. The contemporary activities of an extremist organization on the territory of the Russian Federation are characterized. The ideology, norms of behavior, the organization’s financing system are analyzed. The consequences of the impact on the consciousness of adepts, the anti-state nature of activity are determined. The legal mechanism of counteracting the activities of extremist organizations is characterized. The features of the activities of the extremist organization Jehovah’s Witnesses in the Republic of Crimea are examined, and law enforcement practice is analyzed. The factors hindering the identification and documentation of the activities of extremist organizations are identified. Ways and methods of detecting, preventing, combating and solving crimes related to the activities of extremist organizations are identified.

Финляндия известна не только как страна тысячи озер, но и как страна с весьма разветвленной системой искусственных водных сооружений, путей сообщения. Безусловно, что наиболее известным таким сооружением, к которому, кроме прочего, всегда приковано внимание российских научных и деловых кругов, является Саймский канал, действующий с 1856 г. [1-3]. Причина этого явления весьма проста – данный канал расположен одновременно на территории как собственно Финляндии, так и современной Российской Федерации. Он является важной транспортной артерией, обеспечивающий успешную деятельность многих как финских, так и российских компаний.

Однако, в Великом княжестве Финляндском, и многие другие каналы составляли весьма значительную часть путей сообщения, не менее важную нежели железные и шоссейные дороги. Одной из таких транспортных артерий являлись каналы и шлюзы реки Пиелист (Pielisjoki), впадающей в озеро Пиелинен (Pielinen) – четвертое по величине Финляндии.

Сегодня на берегах этой реки расположен основанный Николам І в 1848 г. город Йоэнсуу. Благодаря своему удачному географическому расположению в и выходу в Сайменскую водную систему этот город к концу XIX в. стал одним из крупнейших портов Финляндии [4].

Первый нормативно-правовой акт, регулирующий вопросы казенных сборов за пользование каналами и шлюзами этой реки, появился 1 ноября 1878 г. и получил название «Такса, по которой следует рассчитывать и взимать пошлину за пользование шлюзами и каналами по реке Пиелист с 1879 г.» [5]. Очевидно, такой шаг, вместо необходимой разработки и внедрения устава, правил пользования шлюзами и каналами этой реки, был вызван тем обстоятельством, что государству было крайне необходимо, что данные сооружения как можно скорее начали окупаться.

Не вдаваясь в подробности Таксы, укажем, что сбора взимался в зависимости от размера судов, с пароходов – относительно мощности их паровой машины, а также весьма подробно прописано было взимание пошлины за каждую голову различного домашнего скота, «Земледельческие орудия и возильные снаряды», домашнюю утварь, жидкие товары, «лесной товар». Последний подразделялся на иностранный и «туземный», т.е. местного производства [5, с. 11-13].

17 июля 1879 г. была издана «Высочайшая Его Императорского Величества Инструкция для управления и заведывания каналами по реке Пиелис». Ей предусматривалось, что за надзор и заведывание ими, со всеми принадлежащими к ним шлюзами, мостами, прочими учреждениями и зданиями, возлагалось на Главное Управление Путей Сообщения (далее – ГУПС) в Финляндии [6, с. 5]. Ему были подчинены и все соответствующие чиновники, и служители (п. 2).

Полицейские дела при каналах и в черте оных подлежат вообще ведению Куопиоского губернатора и местной земской полиции. Однако начальник канала обязывался надзирать за порядком в черте канала и разбирать такие состоящие в связи с этим надзором маловажные полицейские дела, принадлежат начальству канала, и как не касающиеся общего порядка (п. 3) [6, с. 6].

Заведывание техническими и хозяйственными делами при каналах, надзор за плавание и движением, сбором доходов с каналов вверялся особому начальнику каналов, который назначается ГУПС из числа старших инженеров корпуса инженеров путей сообщения (п. 5).

Для сбора пошлин за движение по каналам, счетоводства и отчетности, расходах и запасах, назначался кассир, который был и смотрителем Иоэнсунского шлюза (п. 6) [6, с. 8].

При каналах определялось еще и 8 смотрителей шлюзов и низшие служители при шлюзах. Смотрители назначались ГУПС, а начальник каналов определял и увольнял низших служителей. Смотрителю шлюзов и служители при каналах получают содержание помесячно (п.11).

Для соответствующего заведывания каналами ГУПС обязывалось ежегодно до составления бюджета на следующий год, производить полный и подробный осмотр по всему пространству каналов и прочим сооружениям и учреждениями. В случае, если встретится необходимость в значительных переделках или новых сооружениях, не показанных в утвержденном на тот год штате и требующих особой ассигновки сверх штата, то ГУ подавало дело на рассмотрение и решение хозяйственного департамента Сената (п. 16) [6, с. 9].

  1. ГУПС дает ближайшие предписания, которые кроме того, что уже установлено в данной инструкции и приведенных в ней постановлениях, необходимы в отношении службы при каналах и безопасности движения по ним, а также и могущие оказаться необходимыми для чиновников и служителей каналов дальнейшие предписания и правила по отправлению службы [6, с. 10].

14 августа 1879 г. был опубликован «устав о порядке плавания по каналам и шлюзам реки Пиелис». Он состоял из 3-х основных частей: «Правила касательно прохода судов по каналам», «Об обязанностях шлюзных смотрителей», «Общие правила». В первой части устанавливалось, что, кроме установленной платы (п. 1), шкипер обязывался в первый рейс каждого года, предъявлять смотрителям канала при Хейхяском или Иоэнсуском шлюзе свидетельство о размерах судна, а относительно пароходов сведение о количестве л.с. машины (п. 2) [7, с. 1]; предъявить накладную или паспорт о грузе судна и дать смотрителю первого проходимого шлюза объявление в двух экземплярах с показанием веса, меры и количества груза, как в таксе по каждому роду товаров показано, а в случае если он состоит из планок, досок или батенсов, числа дюжин переложенной меры.

Смотрителю шлюза при подозрении о неправильности показания нагрузки судна имели право потребовать разгрузить его для перевзвешывания. При отказе такой выгрузки со стороны шкипера, ее разрешалось произвести за счет средств канала (п. 4).

Если при таком расследовании окажется, что груз судна указан верно, или превышает объявленное количество не более как на 5%, то расходы по выгрузке и нагрузке груза относились на счет казны. Но если при расследовании оказывалось что груз судна превышал существенно объявленное количество, или, если нашли скрытый или утаенный товар, то шкиперу следовало вознаградить расходы по выгрузке и вторичной нагрузке, издержки следствия, а также внести пошлину в десятикратном размере за пользование каналом (п. 5).

По прибытии к шлюзу в такое время, когда канал открыт (с. 2), судно следовало пропускаться без задержки; но не разрешалось никому, в отсутствие шлюзных сторожей, отпирать шлюзные ворота (п. 6).

Шкипер, подходя к шлюзу, должен уменьшить ход и осторожно бичевать судно через шлюз в порядке очереди, чтобы при проходе не повредить его и мосты под угрозой штрафа в 12 марок (п. 7). Пассажирские суда пропускались вне очереди (п. 8)

Шкиперу не разрешалось без особых причин, по проходе шлюза оставаться в канале, бросать в нем якорь или швартоваться, прикреплять судна к шлюзным воротам или посаженным вдоль канала деревьям (п. 10). Как и в иных каналах, предусматривалось, что если затонет судно в самом канале или его входе, так что от этого произойдет препятствие в плавании, то шкиперу следовало немедленное гое поднять [7, с. 3], в ином случае это происходило за счет шкипера или судовладельца (п. 11). Также по каналу запрещалось сплавлять любой лес.

Что касается шлюзных смотрителей, то они обязаны были выполнять законные требования пользователей и начальства (п. 13); постоянно находится около своего поста, не допуская остановки его действия и не пропускать суда без достаточного числа экипажа (п. 14); тщательно следить за каналом и шлюзом, не разрешать никому привязывать суда к воротам; наблюдать, чтобы судами или судовыми людьми не причинялось вреда шлюзу, каналу или принадлежностям (п. 15); хранить ключ от шлюза у себя на квартире, не отдавать его посторонним (п. 17) [7, с. 4]. рассаживать по каналу деревья и смотреть за ними; наблюдать чтобы скот не выпускался на паству в огороженное пространство; не допускать прокладывания дорожек и тропинок где не следует; наблюдать чтобы изгороди были исправны; блюсти, чтобы ничего не кидалось в канал или шлюзы (п. 19); производить по каналу и шлюзам встречающиеся небольшие работы (п. 20). и т.д. [7, с. 5].

Общими правилами устанавливалось, что канал с шлюзами, за исключением воскресных и праздничных дней с 8.00 до 13.00 пополудни, должен быть открыт с открытия навигации по 15 августа в любое время суток, а с 15 августа до покрытия канала льдом, в продолжение того времени дня, пока можно с безопасностью править суда. Пассажирские пароходы, как и иные суда в особых случаях могли, по особому объявлению, получить разрешение на следование по каналам в воскресные и праздничные дни до полудня (п. 22).

Плавание по каналам и шлюзам реки Пиелис при самом низком уровне воды позволялось судам, длиной не более 105 фут., шириной до 23 фут. сидящим в воде до 5 фу При высшем уровне воды проход шлюзов мог быть разрешен и суда большего углубления, с сохранением однако же глубины воды в 1 фут между килем судна и шлюзным прогоном (п. 23).

Посторонним запрещалось сдвигать или повреждать выставленные в водах канал или в других местах по фарватеру каменные знаки, буи, вехи и прочие т.п. приспособления (п. 24) [7, с. 6].

Смотритель и служители канала, которым поручено блюсти за порядком и охранять пользу канала, ограждались уставом «от всяких обид и насилий и пользуются, впрочем, во время отправления своих обязанностей, той же неприкосновенностью и защитой, которые даны коронным чинам вообще» (п. 30).

В этот же день, т.е. 14 августа 1879 г. был опубликован «Высочайший Его Императорского Величества устав о сборе пошлины за пользование каналами и шлюзами реки Пиелис, и об отчетности и контроле по означенному сбору». Им устанавливалось, что соответствующие конторы должны держаться открытыми в будничные дни с 5 ч. утра до 10 ч. вечера в светлое время года, а в темное время, т.е. с 1 октября по окончание навигации, с восхода солнца до часа спустя по закате его. Однако, смотритель имел право, по просьбе желающих, и в иное время суток очищать суда пошлинами, за особое вознаграждение (п. 2).

  1. По очищении судна пошлинами по таксе, из представленных шкипером двух экземпляров объявлений один возвращается ему с распиской на нем смотрителя, а другой с имеющимся у шкипера паспортом остается у смотрителя, для приобщения к отчетности в виде заверения. На обоих экземплярах объявления следует отмечать по каким каналам внесены пошлины [8, с. 9].

Смотрители каналов получают каждый месяц в навигацию надписанный начальником каналов шнуровой журнал для записи взимаемых пошлин: для Хейхяского и Иоэнсуского каналов с двойными графами, как для номеров отправленных судов, так и для пошлин с них, а для прочих каналов лишь с одной графой. В журналы, с указанием месяца и числа, вносились все движущиеся по каналу суда название судна, число его ластов, место происхождения, краткие сведения о роде груза, количество уплаченных на месте пошлин и номер отправления. В отношении же к судам, проходящим как Хейхяский так и Иоэнсунский канал, уплатившим пошлину у одного из них или какого-либо из прочих каналов и приходящим оттуда к конечному шлюзу с объявлением, снабженным надписью и распиской, номер этого объявления, а также пошлины по нему вносились в соответствующие графы [8, с. 11]. Кроме шнурового журнала, смотрители каналов обязаны были вести по изданной ГУ форме статистический журнал (п. 6).

Состоящий при Иоэнсуском канале смотритель, будучи кассиром всех каналов реки Пиелист, обязывался в навигацию, за каждый месяц или чаще, по указанию ГУ, не позже 5-го числа последующего месяца принимать у иных прочих каналов пошлины за предыдущий месяц и со своим сбором представлять в Куопиоское губернское казначейство; а потому смотрителям следовало в конце каждого месяца заключать журналы для пошлин, которые, с соответствующими паспортами и объявлениями о грузе, при особой ведомости о приходе, сдаче и остатке полагались не позже 3-го числа последующего месяца быть готовы для передачи кассиру. За тем кассир составлял перечень сбору по всем каналам, т вместе с месячными ведомостями и журналами с принадлежащими к ним приложениями и квитанциями казначейства или соответствующей почтовой конторы в отправленных в казначейство суммах, представлял его не позже 8-го числе начальнику каналов [8, с. 11], который, проверив их, отсылал их к 16 числа того же месяца в губернскую контору.

Смотрителям вменялось в обязанность также и в течении месяца, как только доход достигал до 1200 марок, тотчас сдавать деньги кассиру (п. 8).

По поступившим в Губернскую контору отчетам губернский бухгалтер обязан был собранные и сданные суммы, наблюдать чтобы они своевременно были представляемы в Губернское казначейство (п. 9).

О всех суммах, отпускаемых ГУПС начальнику каналов на необходимые расходы составлялся особый годовой отчет [8, с. 12], который представляется указанное управление до конца января (п. 12).

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Правовое регулирование деятельности каналов и шлюзов реки Пиелист было начато в 1778 г. с принятием документа под названием «Такса, по которой следует рассчитывать и взимать пошлину за пользование шлюзами и каналами по реке Пиелист с 1879 г.». Оно было продолжено такими документами как «Высочайший Его Императорского Величества устав о сборе пошлины за пользование каналами и шлюзами реки Пиелис, и об отчетности и контроле по означенному сбору» от 14 августа 1879 г.; «Высочайший Его Императорского Величества Устав о порядке плавания по каналам и шлюзам реки Пиелис. 14 августа 1879 г.» от 14 августа 1879 г.; «Высочайшая Его Императорского Величества Инструкция для управления и заведывания каналами по реке Пиелис» от 17 июля 1879 г., а также иными нормативными актами, посвященными организации корпуса инженеров путей сообщения и главного управления путей сообщения Великого княжества Финляндского.

REFERENCES

  1. Martynov V. L. Saimaa channel «Geography» / V. L. Martynov. – M.: Publishing house «First September», 2006. – No. 4.
  2. Usyskin G. S. To the 145th anniversary of the Saimaa Canal «Tourist firms» : a magazine for professionals in the tourism business / G. S. Usikin / Ed. M. B. Birzhakova. – SPb.: Nevsky Fund, 2001. – Issue. 25. – Pp. 153–172.
  3. Maria Cross. Saimaa Canal: Russia and Finland – Relations of Trust and Cooperation / Maria Cross // PravoInform. – 2013. – No. 42 (805).
  4. HOME: JOENSUU CITY JOENSUU CITY. Url: https://www.pielis.ru/joensuu.html (date accessed: 21.0.2020). – Text: electronic.
  5. The rate by which the duty should be calculated and collected for the use of locks and canals along the Pielis River since 1879 November 1, 1878. // Collection of decrees of the Grand Duchy of Finland. 1878, No. 20. – Printed in Helsigfors on November 11, 1879. – Pp. 11–13.
  6. His Highest Imperial Majesty’s Charter on the collection of fees for the use of the canals and locks of the Pielis River and on reporting and control over the said collection. August 14, 1879 // Collection of decrees of the Grand Duchy of Finland. – 1879. – No. 23. – Pp. 9–13.
  7. His Highest Imperial Majesty. Charter on the order of navigation on the canals and locks of the Pielis River. August 14, 1879 // Collection of decrees of the Grand Duchy of Finland. – 1879. – No. 23. – Pp. 1–8.
  8. His Highest Imperial Majesty Instruction for the management and management of the canals along the Pielis River. July 17, 1879 // Collection of decrees of the Grand Duchy of Finland. – 1879. – No. 21. – Pp. 6–11.
  9. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2020. – Т. 6 (72). № 3. – С.