ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

SPECIFIC FEATURES OF PRODUCING SEPARATE INVESTIGATIVE ACTIONS IN INVESTIGATING CRIMES OF AN EXTREME ORIENTAL AND TERRORIST IN CONDITIONS OF SOCIAL TENSION

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE», Volume 6 (72), №3, 2020

Section Urgently to the Journal Issue

Publication text (PDF):Download

UDK: 343.98

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

  1. Ignatov A.N., Crimean branch of Krasnodarsky University of the MIA of Russia
  2. Toropov S.A., Crimean branch of Krasnodarsky University of the MIA of Russia

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1733-2020-6-3-381-390

PAGES: from 381 to 390

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: social tension, extremist crimes, terrorist crimes, investigation, investigative actions, inspection of the scene, search, interrogation, forensic examination.

ABSTRACT (ENGLISH):

Terrorism and extremism are closely related to social tension, on the one hand, significantly increasing its level, on the other hand, using this factor to achieve their criminal goals. The conditions of social tension are a factor that determines the need to make adjustments to typical algorithms for investigating crimes of an extremist and terrorist nature in order to build versions in a timely manner at the initial and subsequent stages of the investigation, optimize the planning process on the case, and implement investigative actions, including in conditions of opposition from stakeholders. persons. The features of the production of such investigative actions in the investigation of crimes of an extremist and terrorist nature in conditions of social tension, such as an inspection of the scene, search, interrogation, as well as some features of the appointment and production of expert examinations.

В целях обеспечения национальной безопасности правоохранительные органы осуществляют деятельность (профилактические операции, оперативно-технические и оперативно-поисковые мероприятия, расследование преступлений и пр.) направленную на предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступлений экстремистской направленности и террористического характера, прежде всего, международного и межрегионального уровня, а также имеющих большой общественный резонанс.

Условия социальной напряженности, в том числе их умышленное использование криминальным элементом, являются одним из факторов возникновения кризисных ситуаций в деятельности правоохранительных органов по предупреждению и расследованию преступлений экстремистской направленности и террористического характера. Терроризм и экстремизм тесно связаны с социальной напряженностью, с одной стороны существенно повышая ее уровень, с другой стороны, используя данный фактор для достижения своих преступных целей, а также в целях противодействия расследованию преступлений. Криминальный элемент стремится использовать (умышленно создаваемую или фактически имеющуюся) социальную напряженность и общественный резонанс в целях интенсификации своей преступной деятельности и достижения преступных целей, а также в целях противодействия расследованию преступлений экстремистской направленности и террористического характера.

Понимание природы социального конфликта, мотивации его участников в контексте актуального социокультурного континуума, процесса его возникновения и развития, а также прочих особенностей возникновения и проявления социальной напряженности позволяет выработать эффективные меры по предупреждению и предотвращению проявлений экстремизма и терроризма, а также осуществлять расследование такого рода преступлений, вносить корректировки в типичные алгоритмы расследования для своевременного построения версий на первоначальном и последующем этапе расследования, оптимизации процесса планирования по делу, реализации следственных действий, тактических комбинаций и операций, в том числе в условиях противодействия заинтересованных лиц, использующих (создающих) условия социальной напряженности.

В системе неотложных следственных действий осмотр места происшествия, безусловно, занимает одно из конститутивных мест. Это определяется его информационно-эвристической направленностью ретроспективного познания события в целом, а также установления механизма совершения в частности. Несомненно, своевременно и качественно проведенный осмотр места происшествия дает следователю возможность понять суть происшедшего факта, получить сведения о лицах, которые причастны к его возникновению, оперативно выстроить версии, необходимые для организации и планирования расследования.

Совершение преступлений экстремистской направленности и террористического характера может сопровождаться применением взрывных устройств, взрывчатых веществ, огнестрельного и холодного оружия. Это вызвано стремлением преступников создать при помощи своих действий резонанс, который в дальнейшем и будем использован последними для обострения каких-либо проблемных вопросов и создания (или ухудшения) дополнительных факторов социальной напряженности. Информационный резонанс может быть создан путем образования большого количества жертв, или применения изощренного способа достижения преступных целей, которые привлекают внимание потребителя информационного контента из общего массива поступающих новостных данных.

Следует также обратить внимание и на объективную группу факторов (фактор времени и фактор ситуативности), которые должны учитываться руководителем следственного действия перед проведением осмотра места происшествия. Временные факторы воздействуют на количественные и качественные характеристики материальной и идеальной следовой картины, временами меняя их в полном объеме. Следователь в ходе следственного осмотра лично сопоставляет наблюдаемые им изменения в материальной обстановке с мысленной моделью криминалистической версии преступления, делая умозаключения в отношении временных связей между причинами и последствиями механизма совершения правонарушения. При этом данные о времени совершения преступления не всегда возможно получить в результате осмотра одного объекта, стоит говорить о комплексном подходе, что позволит оценить корреляционно-временные границы события.

По мнению В.А. Ларина, к основным элементам обстановки совершения преступлений в ситуациях острой социальной напряженности относятся: а) материальные объекты (недвижимость, транспорт, оборудование и др.); б) активная деятельность лиц на основе психофизического состояния и социального статуса; в) поведение группы лиц, права которых были нарушены вследствие преступления [1, c. 81-87].

В дополнение к этому, В.А. Ларин все уголовно-наказуемые деяния, возникающие в ситуации социального резонанса (напряженности), делит на следующие категории: 1) совершаемые в очагах социальной напряженности. В свою очередь, к ним следует отнести этнические, религиозные и политические дестабилизационные процессы (массовые беспорядки, несанкционированные пикеты, шествия); 2) имеющие место локальные боевые действия, проведение специальных операций по ликвидации вооруженных бандформирований, розыску и задержанию вооруженных преступников. Одним из таких примеров является, в частности, территория Северо-Кавказского федерального округа, где географическое положение, социально-политическая, экономическая, национально-религиозная специфика оказывает непосредственное влияние на криминогенную обстановку [1, c. 81-87].

На наш взгляд, с точки зрения специфики обстановки совершения и расследования преступлений, приведенную типологию необходимо дополнить третьим типом ситуаций – совершение преступлений с целью возникновения (провокации) или стимулирования социальной напряженности.

В ситуациях, когда осмотр места происшествия осложняется особенностями регионов, где ведутся боевые действия, были реализованы террористические акты, и совершены преступления экстремистского характера также, важным условием является оперативность реагирования с момента поступления сигнала о необходимости выезда дежурной группы. Промедление с выездом на место в большей части случаев приведет к утрате следовой картины, воздействию на нее посторонних лиц. Для частичной нейтрализации неблагоприятных условий до выезда следует задействовать беспилотные летательные аппараты. Их применение позволит провести: а) оценку местности, определить факторы, которые могут угрожать жизни и здоровью дежурной группы; б) видеофиксацию самого места происшествия; в) мониторинг обстановки до прибытия группы.

Как показывает изучение судебно-следственной практики, в отдельных случаях могут иметь место факты оказания населением противодействия производству осмотра места происшествия путем искусственного создания социальной напряженности и конфликта. Так, например, в 2012 году в г. Волгограде дежурная группа, прибывшая для осмотра домовладения, принадлежащего цыганской семье, по факту незаконного оборота наркотиков, столкнулась с искусственно созданной ситуацией социальной напряженности. У входа в указанное домовладение работников полиции окружила толпа агрессивно настроенных цыган и не допустила в помещение дома. Это вынудило дежурную группу вернуться в отдел полиции для привлечения дополнительных сил. За это время обстановка в домовладении была подвергнута изменению, а следы преступления уничтожены [2, c. 84-88].

Осмотр места происшествия состоит в исследовании следовой информации на месте совершенного преступного деяния с целью его раскрытия и изобличения лиц, его совершивших. Как правило, террористические акты редко планируются и реализуются единичным исполнителем, учитывая масштабность действий преступникам необходима подготовка и время. Увеличенные интервалы подготовки преступных действий способствуют образованию большого количества следовой информации, обнаружение которой представляет интерес для правоохранительных органов.

Немаловажным условием удостоверения соблюдения требований законности проводимого следственного действия является привлечение понятых, которых целесообразно подбирать на стадии подготовки к выезду на место осмотра. Попытки привлечения понятых на месте происшествия могут не принести результатов, так как ввиду фактора социальной напряженности местное население может быть агрессивно настроено в отношении сотрудников правоохранительных органов и будет отвергать любые попытки возможного взаимодействия.

На рабочем этапе обзорной и детальной стадий осмотра места происшествия считаем необходимым особое внимание уделять объектам-следам и следам-веществам, которые свидетельствуют о мотивах и целях проведения массовых беспорядков в условиях социальной напряженности. К ним относятся следующие: а) орудия преступления, имеющие расистскую или религиозную символику; б) надписи на стенах зданий, учреждений, памятников, носящие оскорбительный смысл; в) повреждение объектов религиозного, этнического содержания (памятные доски, архитектурные сооружения и т.д.) и пр.

Состав дежурной группы по необходимости включает в себя представителей группы быстрого реагирования Росгвардии для обеспечения безопасности группы в районе предполагаемого осмотра [3, c. 128-130]. Также одним из факторов социальной напряженности может выступать противодействие со стороны местных жителей, которые могут препятствовать работе дежурной группы. В таких случаях желательно задействовать представителей органов исполнительной власти, местного самоуправления или местных общин (старейшин). Для минимизации напряженности все действия по осмотру необходимо проводить только после публичной работы такого представителя с местным населением. В противном случае это может привести к развитию конфликта и утрате доверия к представителю общины. В отдельных случаях можно привлечь представителей религиозных организаций (служителей церкви, имамов и т.д.), поскольку они, обладая авторитетом для местного населения, способны снизить уровень волнений и не допустить развития социальной напряженности [2, c. 84-88].

Обыск имеет принудительный характер и занимает особое положение в системе следственных действий. Понятно, что негативные процессы, проходящие в обществе, оказывают влияние и на работу правоохранительных органов в сфере доказывания по уголовным делам. Совершение преступлений экстремистской направленности и террористического характера в условиях социальной напряженности создает определенный печень негативных обстоятельств, воздействующих на нормальный режим работы правоохранительных органов. Дополнительным стрессовым фактором для обыскиваемых будет являться принудительный поисковый характер следственного действия, сопровождающийся временами повреждением имущества последнего [4, c. 35-45].

Возможны различные формы противодействия нормальному выполнению своих служебных обязанностей сотрудниками правоохранительных органов. Что касается общих способов противодействия нормальной работе правоохранительных органов, то можно выделить следующие: различные формы воздействия на сотрудников правоохранительного органа, в производстве которого находится материалы расследования; дезинформация, переданная в СМИ относительно методов работы и сбора доказательственной информации с целью изменения мнения населения и дальнейшего призыва к массовым мероприятиям в виде сборов населения и выдвижения своих требований руководителям правоохранительных органов; использование выступлений должностных лиц государственных органов, общественных организаций с целью оказания влияния на общественное мнение и пр.

В случаях, связанных с рассматриваемой категорией дел обыскиваемые могут оказывать вооруженное сопротивление или применять захват заложников, поэтому при планировании обыска необходимо провести предварительное исследование интересуемого района с помощью сотрудников оперативных подразделений и учитывать: а) плотность и особенности населения (национальные, религиозные), проживающего на территории проведения следственного действия; б) специфику застройки района проводимого следственного действия, граничащие здания, имеющие общие стены с местом проведения поисковых мероприятий; план помещения; в) личностные характеристики обыскиваемых; количество лиц, проживающих в помещении; религиозных взглядах, взаимоотношениях с проживающими в одном помещении лицами, а также его профессиональных навыках; г) возможные пути преодоления конфликтных ситуаций с обыскиваемыми в случае их возникновения; д) примерный перечень предметов, в отношении которых предполагается применение поисковых действий, их размерные характеристики и особенности (можно учесть при подборе средств поисковой техники).

При подборе членов группы, которая будет участвовать в проведении следственного действия целесообразно разделять последних на группу поиска, блокирования и обеспечения безопасности. Дополнительно можно создать группу резерва, которая при оказании сопротивления или осложнения оперативной обстановки сможет в «сжатые» сроки «усилить» или заменить личный состав одной из групп. В случае появления информации о находящихся в помещении преступников заложников, основной целью правоохранительных органов уже будет выступать не проведение следственного действия, а спасение жизни заложников и их освобождение. Поэтому поисковые мероприятия будут проводиться после задержания либо ликвидации преступников.

Учитывая специфику личностных характеристик террористов и экстремистов, нередко можно отметить хорошую стрелковую подготовку последних, навыки обращения с холодным и огнестрельным оружием, а также знание взрывного дела. Поэтому при организации следственного действия и проведения поисковых мероприятий сотрудниками правоохранительных органов необходимо соблюдать повышенные меры предосторожности. Это вызвано возможным размещением обыскиваемыми мин-ловушек, в том числе для защиты тайников, оружие может применяться последними для вооруженного сопротивления сотрудникам правоохранительных органов [5, c. 39-44].

К немаловажным условиям успешного проведения обыска в условиях социальной напряженности является фактор внезапности, т.к. промедление с подготовкой и проведением следственного действия может привести к возможной потере («утечке») информации и в конечном итоге к потере или уничтожению необходимых для расследования носителей следов преступления и других значимых объектов [6]. В случае появления у преступников информационных данных о проводимом следственном действии сотрудниками правоохранительных органов (в зависимости от типа ситуации социальной напряженности – локального военного конфликта, умышленно создаваемых условий социальной напряженности) возможны дополнительные случаи противодействия в виде организации значительных групп местного населения, подготовки к вооруженному сопротивлению (минированию) либо смене места дислокации.

Допрос потерпевших при проведении расследования преступлений экстремистской направленности и террористического характера в условиях социальной напряженности может в короткие сроки не предоставить объективных информационных данных ввиду следующих причин:

а) значительными телесными повреждениями потерпевших (либо гибель последних), в случае совершения преступления путем взрыва и т.п., что в дальнейшем способствует длительному лечению и невозможности провести следственное действие в течение длительного периода;

б) потерпевшие не способны воссоздать механизм совершенного преступления ввиду скоротечности произошедшего преступного события и полученной психической травмы.

Указанная категория лиц в большинстве случаев пытается взаимодействовать с сотрудниками правоохранительных органов по большинству категорий дел, в силу желания восстановления нарушенных прав и возмещения причиненного ущерба (возможны и другие причины – безвозмездная помощь и т.д.).

Наибольшую значимость показания потерпевших представляют в случаях непосредственного контакта с преступниками – экстремистами, террористами, но последние предпринимают обычно попытки ликвидации потерпевших с целью исключения возможности дачи показаний обвинительного характера и дальнейшего их изобличения. Поэтому при расследовании преступлений экстремистской направленности и террористического характера, совершаемых в условиях социальной напряженности, отдельное внимание следует уделять обеспечению личной безопасности потерпевших и свидетелей.

Следует отметить то, что показания потерпевших и свидетелей в случае совершения преступлений экстремистской направленности и террористического характера в условиях социальной напряженности должны подлежать критической оценке с учетом следующего. В ряде случаев преступные деяния, совершаемые на почве межличностных конфликтов, могут расцениваться (восприниматься) конкретными лицами как преступления экстремисткой направленности или террористического характера, мотивированные ненавистью или враждой в отношении определенной социальной группы, представителями которой они являются. Особо актуальна данная проблема в условиях затяжной ситуации социальной напряженности, имеющей место в обществе, когда «уязвимые» социальные группы остро воспринимают все потенциальные угрозы «на свой счет». Поэтому в такого рода ситуациях показания потерпевших необходимо довершать тщательной проверке путем проведения первичных, повторных допросов потерпевших, свидетелей и подозреваемых.

Проводимые следственные действия также могут служить инструментом выявления инсценировок преступного деяния, проверки, построения и изменения других следственных версий. Например, во время поисковых действий могут быть обнаружены записи, документы, предметы одежды, различное имущество (которое может быть заявлено, как похищенное). Это может помочь получить дополнительную информацию для проверки показаний подозреваемых, обвиняемых, возможных соучастниках и подтвердить их (либо опровергнуть) [4, c. 35-45].

Необходимо учитывать, что социальная напряженность всегда влияет на обострение криминогенной обстановки и создает определенные условия для совершения групп рассматриваемых преступлений, может являться первичной причиной возникновения мотивации на их совершение. Поэтому правоохранительными органами параллельно с расследованием фактов преступных действий должен проводиться анализ работы СМИ (с учетом информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и платформ видеохостинга) и оперативный мониторинг общественного мнения, а также осуществлять продуманную роботу по предоставлению СМИ объективной и необходимой, прежде всего с учетом интересов следствия, информации о ходе и результатах расследования рассматриваемых преступлений.

В ходе допроса свидетелей по рассматриваемой категории дел выясняют следующий перечень обстоятельств. В отношении совершенных террористических актов: а) сколько времени лицо находилось на месте совершенного террористического акта; б) причина нахождения свидетеля на месте происшествия; в) может ли он описать преступников (террористов), которых видел на месте происшествия, знакомы ли они с ним, видел ли где-либо ранее; г) маршруты перемещения преступников по месту происшествия, пути подхода-отхода; д) обстоятельства совершения преступления, что удалось увидеть свидетелю; е) какая обстановка была до совершения преступления, расположение транспортных средств, окружающих, их перемещение; ё) что произошло после совершения теракта, перемещение окружающих лиц на месте происшествия; ж) кто сообщил в правоохранительные органы о совершении преступления, где в этот момент находился допрашиваемый; з) иные вопросы в зависимости от обстоятельств и целей допроса.

В отношении совершенных действий экстремистского характера дополнительно выясняют: а) кто входил в группу экстремистского характера, распределение ролей; б) отношения между членами группы, есть ли неприязненные отношения; в) какие идеи пропагандирует организация (превосходства, национальности, вероисповедания); г) кто совершил преступление, распределение ролей каждого участника (по каждому факту); д) роль организатора группы, его отношение к совершенному преступлению; е) источники финансирования, места сбора; ё) места хранение литературы и других объектов экстремистского характера; ж) источники финансирования, организации-партнеры; з) места хранения оружия и других предмет и веществ изъятых (ограниченного) из оборота [7].

В отношении совершенных преступных действий (экстремистской направленности и террористического характера) в условиях социальной напряженности, сопровождающихся массовыми беспорядками дополнительно выясняются: а) что послужило начало массовых беспорядков, как они происходили, как закончились; б) кто выступал организатором, его описание, видел ли ранее; в) кто выступал провокатором, какие призывы произносил, его описание, видел ли ранее; г) кто совершал преступные действия и какие, его описание, видел ли ранее; д) маршрут передвижений лиц; е) общее количество лиц и характеристика действий каждого; ё) характеристика орудий преступления, кому принадлежали; ж) кому причиняли телесные повреждения и имущественный вред; з) действия сотрудников правоохранительных органов и иных представителей власти [8, c. 31-35].

Проведение очной ставки по рассматриваемой категории дел обладает повышенными тактическими рисками и в большинстве случаев способно ухудшить текущую следственную ситуацию. Это вызвано возможностью допрашиваемых согласовать свои показания в ходе проводимого следственного действия или психологически воздействовать одному допрашиваемому на другого с целью изменения показаний.

Следует отметить, что факторы социальной напряженности порождают ряд неблагоприятных обстоятельств для проведения допроса, ввиду особенностей проводимого следственного действия, которое заключается в непосредственном контакте и «установлением доверительной атмосферы» с допрашиваемым в целях получения информационных данных. Соответственно допрашивающему лицу для установления доверительных отношений и получения объективных данных необходимо учитывать негативные факторы «социальной напряженности», как дополнительные элементы, которые требуют применения механизмов преодоления.

Таким образом, положительный результат от проведенного допроса будет зависеть от ряда обстоятельств: а) выбора правильного тактического приема при проведении следственного действия в определенные моменты времени; б) объективной оценки тактических рисков применяемых приемов; в) качественного подхода к подготовительным мероприятиям; г) индивидуальных особенностей допрашивающего (психологических, интеллектуальных); д) умения установления психологического контакта в «сжатые сроки» и пр. Вышеуказанная совокупность и приведенные алгоритмы требуют корректировки со стороны допрашивающего лица в зависимости от условий следственной ситуации, складывающихся на текущий момент времени.

Немаловажное значение для осуществления расследования по делу имеет применение специальных знаний в целях повышения объективности хода расследования, выяснения противоречий и получения новых доказательственных информационных данных. Применение специальных знаний может быть представлено в форме проводимых консультаций специалистами с сотрудниками правоохранительных органов, либо в форме проведения экспертных исследований по вопросам, необходимым для разрешения.

Факты совершенных преступлений экстремистской направленности и террористического характера являются достаточно «сложными» для расследования сотрудниками правоохранительных органов, это вызвано большим количеством субъектов, с которыми приходится контактировать в рамках проводимых следственных действий, преступления зачастую являются многоэпизодными, совершенными в разные временные отрезки, сопровождаются большим количеством изъятой следовой информации. Определенную сложность для работы представляют и проводимые экспертные исследования по рассматриваемой категории дел в силу свойств и характеристик исследуемых объектов. Часть исследований не удается провести в сжатые сроки в силу применения утвержденных и апробированных методик исследования, которые предусматривают определенный алгоритм совершаемых действий эксперта в определенные отрезки времени, причем несоблюдение рассматриваемых условий может поставить под сомнение достоверность и объективность выводов. В свою очередь, социальная напряженность выступает фактором, в ряде случаев существенно усложняющим возможность проведения соответствующих экспертных исследований и их результативность. Также условия социальной напряженности влияют на выбор экспертного учреждения и обеспечения противодействия оказываемого на экспертов давления (в том числе информационного) со стороны агрессивно настроенного населения или иных заинтересованных лиц.

Таким образом, на основании изложенного, можем сделать следующие выводы. Организацию расследования преступлений экстремистской направленности и террористического характера и реализацию тактических приемов его осуществления следует осуществлять исходя из специфики конкретного типа ситуации социальной напряженности и ее взаимосвязи с совершаемым преступлением: а) расследование преступлений, совершаемых в целях возникновения (провокации) или стимулирования социальной напряженности; б) расследование преступлений, совершаемых в очагах социальной напряженности; в) расследование преступлений, совершаемых в условиях локальных боевых действий (локальных конфликтов), проведения контртеррористических операций и т.п.

К организационно-тактическим рекомендациям по проведению отдельных следственных действий по делам рассматриваемой категории следует отнести следующие: 1) условия социальной напряженности, могут привести не только к дезорганизации осмотра места происшествия, но и к риску жизни и здоровья его участников; среди объективных факторов осмотра места происшествия, обусловленных социальной напряженностью, временной и ситуативный факторы являются определяющими, поскольку связаны организацией и планированием всех этапов проведения следственного осмотра; 2) при проведении обыска целесообразно использовать фактор внезапности, разделение участников на группы с выделением резерва для усиления в случаях сопротивления обыскиваемых лиц либо местного населения, вызванного факторами социальной напряженности; 3) допрос в условиях социальной напряженности характеризуется повышенными тактическими рисками в случаях ошибочной оценки личностных характеристик участников, а также неверного применения приемов и рекомендаций преодоления конфликтных ситуаций; 4) условия социальной напряженности диктуют необходимость подбора понятых на стадии подготовки к выезду на место осмотра и прочим следственным действиям; 5) в условиях социальной напряженности вопросам выбора экспертного учреждения необходимо уделять повышенное внимание для обеспечения противодействия оказываемого на экспертов давления, а также обеспечения объективности получаемых результатов с сохранением сроков производства по делу; 6) сотрудники правоохранительных органов при организации, планировании и осуществлении следственных действий должны учитывать специфику характеристик (качественных и количественных) состава и локации местного населения, данные о преступлении и его последствия, возможность привлечения дополнительных средств и сил, использование помощи авторитетных представителей местного населения, государственных и общественных деятелей.

Учет предложенных тактических рекомендаций позволит повысить эффективность мер, направленных на предупреждение преступлений экстремистской направленности и террористического характера, оперативно, с учетом конкретной ситуации и обстановки, организовать расследование и внести корректировки в алгоритм проводимых следственных действий, а также минимизировать негативное воздействие фактора социальной напряженности, как на процесс расследования данных преступлений, так и на состояние общественного порядка и общественной безопасности в целом.

REFERENCES

  1. Larin V.A. Sostoyanie i struktura prestuplenij, sovershaemyh v situaciyah ostroj social’noj napryazhennosti // Pravo i praktika. – 2014. – № 2. – S.81-87.
  2. Toropov S.A. Prakticheskie aspekty organizacii i provedeniya osmotra mesta proisshestviya v usloviyah social’noj napryazhennosti // Obshchestvo i pravo. – 2019. – № 2 (68). – S. 84-88.
  3. Toropov S.A., Safonov D.A. Osobennosti organizacii provedeniya osmotra mesta proisshestviya v usloviyah lokal’nogo voennogo konflikta // Tavricheskij nauchnyj obozrevatel’. – 2016. – № 12-1 (17). – S. 128-130.
  4. Obysk, vyemka: processual’nye i kriminalisticheskie osobennosti: uchebno-metodicheskoe posobie / O.L. ZHurba, S.A. Toropov. – Simferopol’, DAJPI, 2019. – S. 35-40.
  5. Popov YU.I., Tyagonenko YU.I. Ispol’zovanie special’nyh podrazdelenij po bor’be s terrorizmom v gorodskih usloviyah // Voprosy oboronnoj tekhniki. Seriya 16: Tekhnicheskie sredstva protivodejstviya terrorizmu. – 2011.– № 5-6. – S. 39-44.
  6. Toropov S.A., Ignatov A.N. Takticheskie osobennosti provedeniya obyska v usloviyah faktora social’noj napryazhennosti // Gumanitarnye, social’no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. – 2020. – № 6. – S. 170-175.
  7. Haitzhanov A. Problemnye aspekty v rassledovanii prestuplenij ekstremistskoj napravlennosti // Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo. – 2013. – №3 (3). Elektronnyj resurs. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnye-aspekty-v-rassledovanii-prestupleniy-ekstremistskoy-napravlennosti (data obrashcheniya: 12.06.2020). – Tekst elektronnyj.
  8. Bagmet A.M. Dopros figurantov massovyh besporyadkov kak sposob fiksacii ideal’nyh sledov dannogo prestupleniya // Vestnik Akademii Sledstvennogo komiteta Rossijskoj Federacii. – 2019. – № 1 (19). – S. 31-35.