К ВОПРОСУ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ»

TO THE QUESTION OF COUNTERING THE ACTIVITIES OF THE EXTREMIST ORGANIZATION «JEHOVAH’S WITNESSES»

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE», Volume 6 (72), №3, 2020

Section CRIMINAL PROCESS; CRIMINALISTICS; JUDICIAL ACTIVITIES, PROSECUTIONARY ACTIVITIES, HUMAN RIGHTS AND LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES

Publication text (PDF):Download

UDK: 343.341

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Shishina E. A., Crimean branch of Krasnodarsky University of the MIA of Russia

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1733-2020-6-3-252-260

PAGES: from 252 to 260

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: Jehovah’s Witnesses, an extremist organization, ideology, anti-state activities, countering the activities of extremist organizations..

ABSTRACT (ENGLISH):

Modern conditions for combating crime put forward increased demands on law enforcement officers of the Russian Federation. These requirements include both a high physical and moral resource, as well as intellectual potential, ensuring the successful fight against crime. An analysis of the law enforcement practice of counteracting extremist organizations and groups indicates that unobvious crimes are in most cases difficult to identify and investigate. The reason for this is the lack of orienting information, primary signs of a crime, evidence, etc. The article discusses the history of the origin of the extremist organization Jehovah’s Witnesses, their activities in the post-Soviet space, and the experience of countering the USSR State Security Committee. The contemporary activities of an extremist organization on the territory of the Russian Federation are characterized. The ideology, norms of behavior, the organization’s financing system are analyzed. The consequences of the impact on the consciousness of adepts, the anti-state nature of activity are determined. The legal mechanism of counteracting the activities of extremist organizations is characterized. The features of the activities of the extremist organization Jehovah’s Witnesses in the Republic of Crimea are examined, and law enforcement practice is analyzed. The factors hindering the identification and documentation of the activities of extremist organizations are identified. Ways and methods of detecting, preventing, combating and solving crimes related to the activities of extremist organizations are identified.

Несмотря на значительный вклад и практический интерес юристов, философов, социологов, политологов, психологов, педагогов и т.д. к проблемам религиозного экстремизма, опыт противодействия свидетельствует о том, что проблемы искоренения каналов распространения экстремистской идеологии, инфраструктуры экстремизма, его организационной основы, системы финансирования и т.д. продолжают оставаться актуальными.

Многие экстремистские организации стремятся использовать религию, как инструмент для разжигания межконфессиональных и межэтнических конфликтов. Используя в своей основе идеологию мировой религии, объединяющей людей не зависимо от национальной, расовой и социальной принадлежности, подменяя ее основные понятия и постулаты, лидеры и проповедники таких течений призывают людей к объединению под своими знаменами. [1, с. 102 ]

Одной из организаций в России, пропагандирующей идеи религиозного экстремизма являются «Свидетели Иеговы». Это организация, объединившая приверженцев одного из самых массовых нетрадиционных религиозных движений. Их деятельность на сегодняшний день ограничена или полностью запрещена в Китае, Сингапуре, Вьетнаме, на Кубе, Северной Кореи, Узбекистане, Туркмении, Грузии, Таджикистане, Саудовской Аравии, Иране, Ираке и т.д.

20 апреля 2017 года Верховный суд Российской Федерации признал «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и 395 его филиалов экстремистскими организациями и запретил их деятельность, постановив также конфисковать их имущество.

История данной организации берет свое начало с конца IXX века в США. Основателем данной организации принято считать Чарльза Тейза Рассела, который в 1870 году организовал движение «Исследователей библии». Представители данного движения занимались изучением и проработкой положений христианского вероучения. Данное движение представляло собой структуру, состоящую из нескольких общин, которые возглавлялись старейшинами. Все решения принимались посредством голосования.

В 1876 году Рассел был избран пастором движения «Исследователей библии». Он занимался активной проповеднической деятельностью, проводил собрания и лекции. В 1877 году Рассел провозгласил собственное откровение о втором пришествии Христа в 1914 году, а также ряд других идей, которые впоследствии легли в основу учений «Свидетелей Иеговы».

Сторонники данной организации, которые впоследствии получили название «Иеговистов», отрицали Святую Троицу, а самого Христа считали лишь «высшим творением бога Иеговы», который сошел на землю в 1874 году, а с 1914 года начнет борьбу с «тёмными силами». «Иеговисты» считали, что грядет генеральное сражение с силами зла – «Армагеддон», в котором Христос поведет за собой в бой верных последователей Иеговы и уничтожит всех инакомыслящих. После чего, наступит тысячелетняя эпоха, в котором будет процветать идеальное государство последователей Иеговы, а потом наступит конец света. Положения учений «Иеговистов» отражались в журнале «Сионская Сторожевая башня и вестник присутствия Христа», который неоднократно менял свое название. На сегодняшний день журнал имеет название «Сторожевая Башня». [2, с. 112]

В 1919 году началось издание журнала «Золотой Век», который в последствии приобрел известное на сегодняшний день название «Пробудитесь». В 1931 году в организации произошло разделение. Часть продолжали относить себя к «Исследователям библии». Остальные – во главе с Франклином Рутерфордом создали известную на сегодняшний день организацию «Свидетели Иеговы». [3, с. 21] Как отмечает социолог и исследователь религии Роман Лункин, Резерфорд «сконцентрировал в своих руках огромную власть, организационно оформил структуру движения и наладил работу аппарата. Именно ему принадлежит идея, что Иегова выражает свою волю через строго иерархическую и авторитарную по сути руководящую корпорацию». [4]

Говоря о деятельности «Свидетелей Иеговы» на постсоветском пространстве, то в поле зрения служб государственной безопасности они попали после Великой Отечественной войны. Одним из наиболее масштабных очагов распространения запрещенного движения в 40-х – 50-х годах была территория Западной Украины, Молдавия и ряд других регионов.

Министерство государственной безопасности СССР (далее МГБ), а в последствии Комитет государственной безопасности СССР (далее КГБ), проводили оперативную разработку тогда еще подпольного движения, секты «Свидетелей Иеговы». Данное направление деятельности спецслужб было одним из приоритетных. Секта «Свидетелей Иеговы» неоднократно упоминается в служебных архивах органов государственной безопасности. Интерес спецслужб СССР «Свидетелей Иеговы» вызывали не только как секта, особое внимание уделялось по причине радикально-враждебного отношения к советской власти, развитой подпольной сети, обширной конспиративной деятельности, а также тесными связями с США и странами Запада, что было весьма актуально в условиях разворачивающейся холодной войны. При этом члены «Свидетелей Иеговы» взаимодействовали в вопросах, связанных не только с религиозной деятельностью. В документах спецслужб СССР «Свидетели Иеговы» упоминались, как «активная база американской разведки». Именно поэтому разработкой секты иеговистов в СССР занимались подразделения МГБ, КГБ, специализирующиеся не только на «церковниках и сектантах», но и по линии контрразведки.

Оперативными сотрудниками КГБ проводилось оперативное внедрение в подпольные ячейки «Свидетелей Иеговы». Некоторым агентам удалось занять руководящие должности в данных ячейках. Сотрудники КГБ активно изучали иеговистскую литературу. В 1951 году была проведена операция «Север», в ходе которой было задержано, а затем сослано в Сибирь более 8 тысяч последователей «Свидетелей Иеговы». [2, с. 112] Несмотря на то, что в 1965 году в СССР был издан указ об освобождении всех представителей «Свидетелей Иеговы», подвергшихся ранее уголовному преследованию, организация признавалась антисоветской и запрещенной.

К концу 1980-х годов количество «Свидетелей Иеговы» в СССР увеличивалось. Сами члены организации постепенно отходили от подпольной деятельности, начиная открыто пропагандировать свои учения, распространять литературу. 27 марта 1991 «Свидетели Иеговы» были официально зарегистрированы в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике.

Организация «Свидетели Иеговы» осуществляла активную проповедническую деятельность по всему миру. На сегодняшний день данная организация имеет широкую многоуровневую иерархическую управленческую и финансовую структуры. Руководящим звеном является «Руководящая корпорация», состоящая из 15 членов, контролирующих деятельность 95 филиалов по всему миру. Центр организации «Свидетелей Иеговы» находится Нью-Йорке. Более того, в США действует сеть телерадиокомпаний и институт по подготовке пропагандистов, принадлежащих организации «Свидетелей Иеговы». [2, с. 112] По некоторым данным в мире на данный момент насчитывается около 8,5 миллионов последователей «Свидетелей Иеговы». До момента запрета, в России начитывалось около 175 тысяч последователей и около 2 745 общин «Свидетелей Иеговы».

Сегодня организация «Свидетели Иеговы» хоть и признана экстремистской, но все же продолжает подпольно осуществлять свою деятельность на территории Российской Федерации. Организация создает свое толкование Библии (и даже прямое изменение и сознательную фальсификацию ее текста), обряды и дома для их совершения (залы Царства), журналы, пособия по вербовке, язык и культуру общения. [5, с. 30]

Основной литературой «Свидетелей Иеговы» является «Тысячелетняя Заря», а также Библия, журналы «Сторожевая башня», «Пробудитесь!», «Как появилась жизнь?», «Слушайся Бога», «На самом ли деле Бог заботится о нас?», «Учимся в школе теократического служения» и т.д. Многие издания в Российской Федерации включены в федеральный список экстремистских материалов.

Организация «Свидетелей Иеговы», являясь одной из самых старых и наиболее развитых нетрадиционных религиозных мировых организаций, продвигает идеи своего превосходства и исключительности по отношению к другим религиям. В организации «Свидетели Иеговы» пропагандируются идеи того, что каждый последователь исключителен, приближенный к Богу, в отличии от «мирских» людей, не входящих в состав организации, которые являются «непосвященными» и «непреданными». Представители «Свидетелей Иеговы» негативно относятся к православной церкви.

В общинах организации «Свидетелей Иеговы» осуществляется тотальный контроль за всеми членами организации. Обязанностью каждого адепта является посещение собраний три раза в неделю, участие в конгрессах несколько раз в году, вербовка новых адептов. Помимо этого, каждый адепт должен проводить самостоятельное изучение Библии и иеговистской литературы, что контролируется руководящим составом общин. Члены общин отказываются от прохождения службы в армии, в том числе и альтернативной. У иеговистов существует запрет на переливание крови. Вступление в брак допускается только с представителями общины. При этом брачный союз должен быть одобрен руководством общины. Посвящение в иеговисты происходит в совершеннолетнем возрасте, несмотря на это, дети могут присутствовать на собраниях. Дети иеговистов также следуют образу жизни своих родителей.

Каждые член «Свидетелей Иеговы» должен подавать ежемесячные «пожертвования», внося материальные средства, что формирует прочную финансовую базу. Несмотря на то, что «пожертвования» являются добровольными, контроль за их внесением со стороны руководства осуществляется постоянно. Каждый адепт «Свидетелей Иеговы» заполняет «ежемесячный отчет», в котором указывает часы «проповеднического служения», то есть фактическое количество внесенных средств, проведенных часов служения, для распространения идей организации.

На собраниях общин могут проводиться «судебные заседания», на которых рассматриваются различные вопросы: отказ от посещения собраний, не внесение «пожертвований», не изучение библии и литературы, неправильное поведение или образ жизни, семейные отношения и ряд других вопросов.

В целом деятельность экстремистской организации «Свидетели Иеговы» связана с неприятием государственных и социальных институтов, не выполнением гражданских обязанностей, запретами на общественную и политическую деятельность, социальные связи и др. От вошедшего в организацию лица вскоре требуют прекратить членство во всех иных организациях, порвать с традиционными религиями.

От каждого последователя вероучения требуется безусловное подчинение воле и целям организации, очевидно присутствие тотального контроля и дисциплины. Никто не имеет права самостоятельно покинуть религиозную организацию. Движение культивирует и поддерживает в среде своих адептов вражду к тем, кто не признает его вероучение. В связи с чем иеговистов обвиняют в разжигании религиозной ненависти.

Профессор Забайкальского государственного университета, религиовед А.В. Жуков писал, что учение о Боге у «Свидетелей Иеговы» носит «двойственный характер»: при первой проповеди о нем говорят, как о милостивом, а в дальнейшем он становится «непримиримым, не прощающим, ревнивом богом мести, стремящимся к уничтожению всего, что не согласно с политикой организации». [6, с. 340]

Экстремистская организация «Свидетели Иеговы» оказывает губительное воздействие на сознание последователей, в том числе лишает адептов свободы воли и критического мышления с подменой их указаниями «пастыря», а также отношения к собственности, которая рано или поздно оказывается под контролем лидера общины. [7, с. 77] Пропагандируя исключительность «посвящённых» в служители организации, принуждая к беспрекословному подчинению лидерам, запрещая критику всего, что связано с псевдорелигиозным учением экстремистская организация оправдывает любые действия членов и лидеров.

Воздействие на психику облегчает дальнейшее внедрение желаемых поведенческих шаблонов. На смену личной идентичности приходит групповая. Как следствие, осуществление личностных перемен сообразно приемлемым установкам, мнениям, доминирующим в экстремистской организации. Механизм воздействия на психику индивида происходит через использование способности добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, предпочтений, симпатии и привлекательности для индивида. Как следствие, подконтрольность поведения индивида, позволяющая в определенный момент подтолкнуть к совершению суицидальных или наоборот, агрессивных (преступных) действий, которым, в зависимости от контекста, может придаваться или не придаваться общественно-политическая, религиозная или иная мотивация.

Таким образом, антигосударственный характер деятельности экстремистской организации «Свидетели Иеговы» очевиден. Как во времена существования на постсоветском пространстве, так и в настоящее время они продолжают создавать резерв фанатично преданных исполнителей.

Введением в действие статьи 282.2 Уголовного Кодекса Российской Федерации установлена ответственность за организацию деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Наряду с перечисленным, уголовная ответственность предусмотрена и за участие, склонение, вербовку или иное вовлечение лица в деятельность экстремистской организации.

К сожалению, судебное решение о ликвидации или запрете деятельности экстремистской организации, не искореняет их деятельность фактически, а является основанием наступления правовых последствий в случае установления признаков преступления, предусмотренного вышеуказанной статьей. Не редкий случай, когда экстремистская организация изменяет наименование, местоположение, но не изменяет содержания деятельности. Тем самым каналы распространения экстремистской идеологии, инфраструктура экстремизма не разрушаются, целостными остаются организационная основа, система финансирования и т.д. Преступная деятельность осуществляется теперь уже в условиях строжайшей конспирации, замкнутости экстремистских ячеек.

Например, в период нахождения Крымского полуострова в составе Украины «Свидетели Иеговы» активно и открыто осуществляли свою деятельность в Крыму. Однако, после воссоединения Крыма с Российской Федерацией и запретом деятельности данной организации в 2017 году, часть адептов секты уехала в Украину, а остальная часть и по сей день осуществляет подпольно свою деятельность. Однако, по данным статистики Министерства внутренних дел Республики Крым установлен лишь один факт деятельности запрещенной религиозной организации. Так, 15.11.2018 сотрудниками УФСБ России в Республике Крым и г. Севастополе совместно с центром по противодействию экстремизму МВД по Республике Крым, в рамках расследования уголовного дела, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282.2 УК РФ, были проведены оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия, направленные на пресечение деятельности запрещенной организации «Свидетели Иеговы» (структурного подразделения «Сиваш»). В ходе проведения обысков была изъята документация экстремистской организации, литература, черновые записи, плакаты, квитанции о внесении пожертвований, а также компьютерная техника и иные носители информации, представляющие оперативный интерес.

По нашему мнению, такая статистика свидетельствует лишь о том, что организация продолжает свою деятельность тайно.

Учитывая, что специфика раскрытия экстремистских преступлений обусловлена тем, что эта категория относится к латентным преступлениям, фактические данные, определяющие качество и ход процесса доказывания по уголовному делу, добываются еще задолго до возбуждения уголовного дела.

Экстремизм, особенно религиозный предполагает наличие специальных знаний, позволяющих очертить сотруднику правоохранительных органов круг поиска. Необходимо иметь представление о религиозных течениях, чтобы отличить традиционное религиозное писание от его радикального толкования. Важными являются знания об истории развития экстремистской организации, содержании уставов, инструкций, правил экстремистской организации, о поведенческих особенностях лидеров и членов таких организаций, об особенностях употребляемой лексики и т.д.

Для формирования первичной информации необходимо анализировать суточные оперативные сводки. Целесообразно знать особенности деятельности экстремистских организаций на граничащих территориях обслуживания, регионах, где установлены факты их деятельности.

С целью повышения осведомленности о деятельности экстремистских организаций на обслуживаемой территории целесообразно взаимодействовать с епископами (архиерееями) епархий, объединяющих епархиальные учреждения, приходы, монастыри, Духовные образовательные учреждения, миссии и т.д., расположенные на территории обслуживания. Необходимо накапливать и изучать информацию, поступающую из администраций территориальных единиц, воспитательных и учебных заведений, медицинских организаций и т.д.

Полезным является и мониторинг списка экстремистских материалов для включения в перечень поисковых признаков при выявлении деятельности указанных организаций, документирования фактов распространения экстремистской литературы. Немаловажным является и мониторинг интернет пространства, не предмет получения оперативно-значимой информации.

Анализ информации, поступающей из Министерства юстиции о зарегистрированных религиозных организациях на территории обслуживания имеет важное значение при осуществлении проверки на соответствие заявленным целям организаций при регистрации и реально осуществляемой деятельности. Вопросы, возникающие при осуществлении проверок целесообразно разрешать с помощью специалистов религиоведов, при изучении текстов – лингвистов и психолингвистов.

Интерес представляет информация, полученная в процессе обнаружения, выявления, поиска лиц, причастных к экстремистской деятельности (организаторы собраний, вербовщики, «прихожане», лица, распространяющие журналы, листовки экстремистской организации и т.д.).

Добывание информации должно быть направлено и на установление фактов, указывающих на деяние экстремистской направленности (информация о месте, времени проводимых сборов, о финансировании, «требованиях», предъявляемых к прихожанам, распределении ролей в экстремистской организации и т. д.). Указанная информация, как правило, в дальнейшем подлежит доказыванию по уголовному делу.

Установление предметов и документов – является важной составной поиска, которые в последующем будут приобщены в качестве вещественных доказательств – черновые записи, уставные документы, диски, USB-флеш-накопители, литература, технические средства связи, компьютерная техника и т.д.

В ходе добывания информации необходимо устанавливать и местонахождение имущества, подлежащего изъятию. В первую очередь для возмещения причиненного вреда, если таковой имеется. Также имущества, являющееся орудием, оборудованием или иным средством совершения преступления (сотовые телефоны, персональные компьютеры, иные электронные средства связи и коммуникации). Деньги, ценности и иное имущество, используемые или предназначенные для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), подлежат конфискации на основании пункта «в» части 1 статьи 104.1 УК РФ независимо от их принадлежности.

Эффективность мероприятий по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, связанных в деятельности экстремистских организаций и групп во многом зависит от наступательности и целенаправленности проводимых мероприятий в условиях взаимодействия оперативных подразделений и следственных органов. Ведь учитывая имеющиеся проблемы нарушения правовой определенности при конструировании норм экстремистского законодательства, их неоднозначность и противоречивость, и как следствие проблемы, возникающие при квалификации указанного вида преступлений – только непрерывная, совместная, согласованная деятельность оперативных и следственных подразделений является залогом успешного противодействия экстремистским преступлениям.

REFERENCES

  1. Ivanov S. I. Problems of prevention of radical religious extremism and some directions for their solution in modern conditions / S. I. Ivanov, E. A. Shishina // Actual problems of the theory and practice of operational-search activity: Materials of the VII All-Russian scientific-practical conference dedicated to the 100th anniversary of the formation of the criminal investigation service. – 2019. – Pp. 100–107.
  2. Vedeneev D. V. Waiting for Armageddon: State Security Bodies and the Underground of Jehovah’s Witnesses in the Ukrainian SSR (1940–1960s) / D. V. Vedeneev // Journal of Russian and East European Historical Research. Publisher: Foundation for Assistance to Actual Historical Research «Historical Memory» (Moscow). – No. 1 (8). – 2017. – Pp. 111–112.
  3. Shevchikov A. N. Paradise on earth: a new tale. On the ideological and socio-political doctrine of Jehovah : monograph / A. N. Shevchikov. – SPb.: Kairos Publishing House, 1997.
  4. Secret witnesses against Jehovah’s Witnesses. After the decision of the Supreme Court, dozens of believers have already been arrested throughout Russia. – URL: https://zona.media/article/2018/10/23/apokalypse (date of treatment: 04.12.2020). – Text: electronic.
  5. Gavrilova T. V. Extremism in modern society: essence, forms of manifestation, ways of counteraction : textbook / T. V. Gavrilova, S. A. Borovaya, L. R. Nikandrov. – M., 2011.
  6. Zhukov A. V. Social mythology of the religious organization «Jehovah’s Witnesses» (based on materials from the Trans-Baikal Territory) / A. V. Zhukov. – Personality. Culture. Society. – Moscow, 2010. – T. 12. – Issue. 2 (55–56). – Pp. 338–345.
  7. Butkevich S. A. Extremist Threats in the Republic of Crimea: Criminological Forecast and Prevention / S. A. Butkevich // Legal Science and Law Enforcement Practice. – No. 4 (46), 2018. – Pp. 72–82.
  8. Alferov V. Yu. Legal bases of operational-search activity : textbook. manual for students / V. Yu. Alferov, A. I. Grishin, N. I. Ilyin; under total. ed. V. V. Stepanov. – 3rd ed., Rev. and add. – Saratov: Saratov Socio-Economic Institute (branch) of the PRUE. G. V. Plekhanov, 2016.