ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ИСТОРИИ И ИТОГОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН

FALSIFICATION OF THE HISTORY AND RESULTS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR IN SOME COUNTRIES’ LEGISLATION

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE», Volume 6 (72), №3, 2020

Section INTERNATIONAL LAW; EUROPEAN LAW

Publication text (PDF):Download

UDK: 341.1/.8

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

  1. Mironova ОА., Crimean branch of  Krasnodarsky University of the MIA of Russia
  2. Maksimov A. E., Expert of the Main Department of the Ministry of Internal Affairs

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1733-2020-6-3-283-288

PAGES: from 283 to 288

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: Great Patriotic war, USSR, post-Soviet space, historical memory, Communist symbols, Patriotic tourism.

ABSTRACT (ENGLISH):

The relevance of the problem is that at the present stage of development of public relations between Western countries and Russia, attempts are being made to revise the history of the Second world war and such attempts are becoming more distinct over time. The paper proposes to consider the reasons for such actions and analyze the legal acts that are adopted by countries in some countries in the direction of reviewing the prerequisites, causes and results of the great Patriotic War. The methods used in this work are comparative descriptions of normative legal acts aimed at prohibiting Communist symbols and placing them on a par with Nazi symbols. It is also proposed to understand the reasons for the preparation and publication of such acts on the territory of some countries, using the example of the Baltic States and Ukraine.

In the final part of the work, we can draw a conclusion about the similarity of legal acts adopted by these States, their uniform policy in the framework of consideration of historical and legal assessments of the Second world war. The results of the work are recommendations that are proposed to be considered and discussed on these proposals, which are aimed at popularizing Patriotic tourism, preserving historical justice and preventing the reformatting of the prerequisites, causes and results of the great Patriotic War.

The value of the work is to collect information from official sources, to structure it and to be able to use it in practice. This work allows us to give our own assessment of the formation of rule-making in some post-Soviet countries in the field of discussing the history of the Second world war.

The paper provides recommendations for preserving historical memory and achieving the principles of openness and fairness in the interpretation of the results of the Second world war.

На современном этапе развития некоторых стран постсоветского пространства наблюдаются процессы, цель которых – изменение или даже искажение истории Великой Отечественной Войны, ее предпосылок, причин и результатов. Более того, данные процессы являются составляющими не просто общественной жизни, а выходят на государственный уровень.

Так, например, парламент Эстонской Республики Рийгикогу принял заявление «Об исторической памяти и фальсификации истории» от 19.02.2020 года. В заявлении говорится: «Осуждая Пакт Молотова-Риббентропа и секретные дополнительные протоколы, а также последовавшие за этим оккупацию Балтийских стран и разделение Польши между двумя тоталитарными режимами, что стало важной предпосылкой для начала Второй мировой войны…

Рийгикогу:

– осуждает попытки властей Российской Федерации переписать историю, отрицая роль Советского Союза в качестве одного из основных зачинщиков Второй мировой войны и перенося ответственность за агрессию на жертв;

– подчеркивает, что Вторая мировая война стала возможной в результате подписания 23 августа 1939 года между Советским Союзом и национал-социалистической Германией договора о ненападении, т.е. прямым последствием Пакта Молотова-Риббентропа и секретных дополнительных протоколов;

– повторяет, что нацистская Германия, коммунистический Советский Союз и другие тоталитарные режимы виновны в беспрецедентных для человеческой истории массовых убийствах, геноцидах, депортациях и лишениях жизни и свободы» [1].

Более того, 08.05.2020 года парламенты Эстонии, Латвии и Литвы в заявлениях по случаю годовщины окончания Второй мировой войны призывают граждан и общества совместно осудить преступления против человечности и поддержать мир, стабильность и развитие демократии в Европе и во всем мире. «Мы осуждаем обусловленные агрессивными геополитическими амбициями попытки Российской Федерации фальсифицировать и искажать историю и обвинять других в совершенных ей преступлениях, в т. ч. в развязывании войны» – заявил спикер парламента Эстонии Хенн Пыллуаас.

В качестве примера приведем Закон Литовской Республики от 2 декабря 1993 г. № I-317 «О собраниях» (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом от 3 апреля 2003 г. № IХ-1452; Законом от 17 июня 2008 г. № Х-1609):

«Статья 8. Запрещаемые к проведению собрания. Запрещаются к проведению собрания, участники которых:

5) демонстрируют флаг или герб нацистской Германии, СССР или Литовской ССР либо флаг, знак или форменную одежду, составной частью которых являются флаг или герб нацистской Германии, СССР или Литовской ССР, изображения ответственных за репрессии населения Литвы руководителей национал-социалистической партии Германии или коммунистической партии СССР, символы или форменную одежду нацистских или коммунистических организаций либо флаги или знаки, созданные на основе флага или герба нацистской Германии, СССР или Литовской ССР, нацистской свастики, нацистского знака СС, советского знака серпа и молота, знака советской красной пятиконечной звезды, исполняют гимн нацистской Германии, СССР или Литовской ССР.» [3].

Что касается третьей Прибалтийской страны, Латвии, то здесь существует Закон Латвийской Республики от 16.01.1997 года «О митингах, шествиях и пикетах» [2]:

Раздел 11

(1) Участник митинга, шествия или пикета во время мероприятия не должен:

5) использовать флаги, герб, гимны и символы (также в стилизованном виде) бывшего СССР, Латвийской ССР и нацистской Германии;

(2) Организаторам и участникам мероприятия запрещается доставлять к месту проведения мероприятия любые предметы, упомянутые в абзацах первом, пунктах 1, 2 и 5 настоящего раздела, а также держать их у себя или в транспортных средствах, которые находятся ближе, чем 500 метров от места проведения мероприятия.

Изменения приняты Сеймом Республики 20.06.2019 года:

  1. Статья 11, первый абзац, пункт 5 заменяется следующим:
  2. использовать, в том числе в стилизованном виде, флаги бывшего СССР, республик бывшего СССР и нацистской Германии, одежду (униформу), используемую для определения принадлежности вооруженных сил и правоохранительных органов (репрессивных органов), а также элементы такой одежды, все из которых (одежда, аксессуары, знаки отличия, кокарда, наплечники, снаряжение) по внешнему виду четко идентифицируют упомянутые вооруженные силы или репрессивные органы, гербы и гимны, нацистскую свастику, знаки СС и советские символы – серп и молот с пятиконечной звездой;».

На современном этапе Украина приняла несколько законодательных актов, которые схожи с документами, указанными выше.

Закон Украины от 9 апреля 2015 года № 317-VIII «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики»:

«Статья 2. Осуждение коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов

  1. Коммунистический тоталитарный режим 1917-1991 годов в Украине признается преступным и совершавшим политику государственного террора, которая характеризовалась многочисленными нарушениями прав человека в форме индивидуальных и массовых убийств, казней, смертей, депортаций, пыток, использования принудительного труда и других форм массового физического террора, преследований по этническим, национальным, религиозным, политическим, классовым, социальным и другим мотивам, причинением моральных и физических страданий при применении психиатрических мер в политических целях, нарушением свободы совести, мнения, выражения мнений, свободы прессы и отсутствием политического плюрализма и в связи с этим осуждается как несовместимый с основополагающими правами и свободами человека и гражданина.

Статья 4. Запрет использования и пропаганды символики коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов

  1. Изготовление, распространение, а также публичное использование символики коммунистического тоталитарного режима, символики национал-социалистического (нацистского) тоталитарного режима, в том числе в виде сувенирной продукции, публичное исполнение гимнов СССР, УССР (УССР), других союзных и автономных советских республик или их фрагментов на всей территории Украины запрещено.» [3].

Также существуют и иные нормативные акты, которые приняты в Украине в рамках так называемой «декоммунизации»:

– «Об увековечении победы над нацизмом во Второй мировой войне 1939-1945» (закон № 315-VIII);

– «О доступе к архивам репрессивных органов коммунистического тоталитарного режима 1917—1991 годов» (закон № 316-VIII);

– «О правовом статусе и памяти борцов за независимость Украины в XX веке» (закон № 314-VIII).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственная политика указанных стран ставит в один ряд коммунистический и нацистский режимы. Запрещая коммунистическую символику, авторы законов пытаются запретить историю собственных государств, которая насчитывает около 70 лет (для Прибалтийских республик около 51 года). В любом случае, можно сделать вывод о том, что происходит вычеркивание из сознания людей и их памяти полувековой истории своей страны.

В качестве причин, которые могли повлиять на принятие таких нормативно-правовых актов можно назвать следующие:

– внешнее давление на вышеуказанные государства. Стоит отметить, что совокупность методов давления на более слабые государства известна давно, что не требует больших материальных и человеческих ресурсов для их осуществления;

– необходимость внутреннего роста неопределенности, при котором продвижение и лоббирование своих идей и процессов происходит крайне незаметно для населения. Такая причина обусловлена переломными процессами, которые продолжаются с момента начала распада СССР: диверсификация экономики, ее ориентирование на внутренний рынок, смена валютных систем, систем государственного контроля и т.д.

– преодоление разногласий и поиск нового «врага» в лице стран, которые пытаются сохранить память и историю о Великой Отечественной Войне, о том, что именно СССР внес решающий вклад в Победу над фашистской Германией и ее сателлитами.

Приведем пример одного из методов воздействия на свое население путем искажения истории. 8 мая 2020 года на официальной странице в социальной сети «Twitter» была опубликована следующая запись: «On May 8, 1945, America and Great Britain had victory over the Nazis! «America’s spirit will always win. In the end, that’s what happens.» [4], что в переводе означает: «8 мая 1945 года Америка и Великобритания одержали победу над нацистами! Дух Америки всегда победит. В конце концов, так и происходит». Таким образом отсутствует ссылка на Советский Союз, на его достижения и вклад в общий результат Второй мировой войны.

Что касается позиции Советского Союза и в последствии Российской Федерации, можно сказать о сохранении исторических документов и доказательств вкладов общих сил в победу над фашистской Германией и ее сателлитами. Стоит отметить, что на государственном уровне проводилась и проводится политика по недопущению пересмотра и ревизии причин и результатов Второй мировой войны.

Аргументированным и построенным на официальных документах, сводках и наблюдений является двенадцати томное издание «История второй мировой войны 1939-1945 годов», в котором звучат более чем актуальные фразы сегодняшнего дня: «Реакционные политические круги и историки на Западе и Востоке пытаются скрыть от широкой общественности, и прежде всего от молодого поколения, ответственность международного империализма за развязывание второй мировой войны, завуалировать кровную связь между монополистическим капитализмом, фашизмом и милитаризмом. Они умышленно разрывают историческую цепь событий, извращают причины, характер, ход и исход минувшей войны.

Главная цель современных идеологов антикоммунизма и реваншизма – не допустить признания решающей роли СССР в достижении победы, доказать, будто поражение фашистской Германии и милитаристской Японии носило случайный характер. Они стараются сформировать превратное представление о советском народе и его армии, идеологически обосновать необходимость укрепления НАТО и других агрессивных блоков, пропагандируют реваншистские идеи насильственной перекройки политической карты Европы и мира.» [5].

Таким образом, мы видим, что даже в период «холодной войны» Советский Союз не умалял результатов, которые добились Союзнические экспедиционные силы в составе США и Англии. Более того, такая политика сохранилась и в Российской Федерации как правопреемнице СССР.

Проанализировав изложенное, следует определить некоторые возможные пути решения возникающих противоречий, так как дальнейшая эскалация на их фоне может привести к крайне негативным последствиям в отношениях между странами западного и «восточного» блоков. Термин «восточный блок» предлагается ввести для стран, которые являются участницами ШОС, ОДКБ, ЕАЭС, БРИКС в том или ином формате участвующими в мировой политике в качестве поддерживающих усилия Российской Федерации в сохранении истории и ее передачи новым поколениям.

Во-первых, предлагается провести «инвентаризацию» имеющихся исторических документов, сводок, памятных мест, памятников, музеев и иной информации, которая может содержать достоверные данные о причинах, ходе и результатов Великой Отечественной Войны. Создаваемые архивы Министерства Обороны Российской Федерации и Русского географического общества о войне предлагается дополнить местонахождением и историей мест расположения указанных памятников культуры и искусства.

Во-вторых, предлагается организовать взаимодействие на дипломатическом уровне с постсоветскими странами и странами, входившими в социалистический блок на предмет поиска и реставрации всех памятных мест, с учетом сложившейся обстановки. Для реализации необходимо включить такие места в сводный реестр и по возможности поддерживать их состояние на должном уровне.

В-четвертых, создать механизм по информированию населения о наличии, состоянии памятных мест за рубежом, их расположении, дать историческую справку о каждом из таких объектов.

В-пятых, предлагается создать проект по внутреннему туризму, который предполагал бы посещение мест нахождения исторических объектов, их изучение и возможность получения исторических справок непосредственно в местах посещения. Организовать туристические маршруты с учетом потребности различных категорий туристов на примере Большой Севастопольской тропы [6].

В-шестых, предлагается осуществлять контроль за работой органов государственной власти и органов местного самоуправления в рамках проводимой работы. Предлагается создание межведомственной комиссии, в которую войдут историки, правоведы, специалисты по разработке проектов и маршрутов в целях популяризации патриотического туризма, организации механизма работы с отельным бизнесом, музейными комплексами и перевозчиками. Таким образом предлагается создать туристический продукт, который бы включал в себя полную реализацию прохождения маршрутов, ознакомления с информацией о ходе боевых действий в период Великой Отечественной Войны, реализацию транспортного обеспечения и пребывания в конкретном субъекте Российской Федерации. Кроме того, предлагается осуществить мероприятия по популяризации таких маршрутов для иностранных граждан и организаций.

REFERENCES

  1. The official portal of the Parliament of the Republic of Estonia. –URL: https://www.riigikogu.ee/ru/press-relizy/plenarnoe-zasedanie/rijgikogu-prinyal-zayavlenie-ob-istoricheskoj-pamyati-falsifikatsii-istorii/ (date of access: 10.05.2020). – Text: electronic.
  2. The official portal of the Parliament of the Republic of Latvia. –URL: https://likumi.lv/ta/en/en/id/42090-on-meetings-processions-and-pickets (date of access: 05.10.2020). – Text: electronic.
  3. The official portal of the Supreme Soviet of Ukraine. –URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/317-viii?lang=ru (date of treatment: 05.10.2020). –Text: electronic.
  4. The official account of the White House on the social network. –URL: https://twitter.com/whitehouse (date of access: 05.10.2020). – Text: electronic.
  5. History of the Second World War 1939– (in 12 volumes). –M.: Military Publishing, 1973-82. – URL: http://militera.lib.ru/h/12/index.html (date of treatment: 05.10.2020). – Text: electronic.
  6. Official portal of the Great Sevastopol trail. –URL: https://bst-sev.ru/ (date of treatment: 05.10.2020). – Text: electronic.