ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ: ДИНАМИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 

LANDS OF SPECIALLY PROTECTED TERRITORIES OF THE REPUBLIC OF CRIMEA: DYNAMICS OF LEGAL REGULATION

JOURNAL: « Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Juridical science », Volume 18 (70), 2020

Section ADMINISTRATIVE LAW; ADMINISTRATIVE PROCESS;LAND LAW; NATURAL RESOURCE LAW; ECOLOGICAL LAW; AGRARIAN LAW

Publication text (PDF):Download

UDK: 342.951:349.414

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Ablyakimova E. E., Crimean branch of Russian State University of Justice

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1733-2020-6-2-328-338

PAGES: from 328 to 338

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: land relations, land resources, land policy, Russian Federation, the Crimean Peninsula, specially protected areas, public administration.

ABSTRACT (ENGLISH):

In this article the latest stage of development of the regional legislation of the Republic of Crimea in the sphere of regulation of the legal regime of lands of specially protected territories is analyzed, it is described the steps for its further improvement. The emphasis is placed on the importance of specially protected natural areas for solving a number of social and economic problems of the region. It is pointed out that the legal regime of nature management in specially protected territories depends on the degree of “severity” of their protection. There are negative factors that occur in violation of the regime of use of specially protected natural territories in the Crimea. The author draws attention to the regulation in the documents of long-term strategic planning of the issue of involvement of specially protected natural territories in the development of ecological tourism and notes the perspective of this type of tourism for the Crimean Peninsula.

Современный этап развития человечества, к сожалению, часто предполагает комплексность воздействия на окружающую среду и не всегда бережное отношение к ней. Многие развитые государства мира сегодня выбирают экологичность своим приоритетом в политике, экономике, законодательстве, обеспеченности энергоресурсами. Уголки дикой природы, сохранившиеся в разных регионах мира, сегодня пользуются особой защитой государств, а доступ и природопользование в них запрещается или имеет четко ограниченный характер, поддерживающий и обеспечивающий их естественное существование в условиях глобальности антропогенного воздействия. В соответствии с Концепцией развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.12.2011 г. № 2322-р [1], особо охраняемые природные территории имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы. Фундаментальная цель образования особо охраняемых природных территорий – сохранение первозданного вида ландшафта, окружающей природной среды и ее обитателей [2, c. 173].

Как известно, Республика Крым характеризуется неравномерностью распределения на ней особо охраняемых территорий и объектов: бóльшее их количество наблюдается в районе Главной Крымской гряды и Крымского Субсредиземноморья, а в Равнинном Крыму, Керченском холмогорье и Крымском предгорье их значительно меньше [3]. Однако данный факт ни в коей мере не уменьшает значимости таких территорий и объектов, а также высокой степени ответственности Республики за сохранение в первозданном виде нетронутых уникальных природных ландшафтов Крыма. При этом, на наш взгляд, вся территория современного Крыма – это территория повышенной экологической ответственности и федеральных, и региональных, и местных органов управления. Кроме того, «экологический императив» должен соблюдаться и в случае каждого отдельного пользователя природных (в частности, земельных) ресурсов и это – ответственность каждого гражданина, живущего или приезжающего на территорию Республики.

Актуальность защиты земель особо охраняемых территорий Республики Крым сегодня, в условиях значительно возросшего антропогенного вмешательства и нестабильной экологической ситуации в регионе, постоянно повышается. В связи с этим особенности их нормативного регулирования достаточно часто становятся предметом исследований современных представителей правовой науки (Алимов З. А., Пасечник О. С., Рамазанова Л. О., Розумович И. Н., Рышкова Л. В. [4 – 7]). Динамика обновления правового обеспечения и публичного администрирования отношений в сфере охраны и использования такой категории земель, а также их особая значимость как для Республики Крым, так и для всей России, обусловили пристальное внимание к правовым разработкам усовершенствования правовой базы и соответствующей правоприменительной практики. В связи с этим, целью данной статьи стал анализ новейшего этапа развития регионального законодательства в сфере регулирования правового режима земель особо охраняемых территорий Республики Крым, а также определение дальнейших шагов по его усовершенствованию.

Формирование целевой категории земель, подлежащих особой охране вместе с находящимися на них строениями и сооружениями, а также иными следами материальной культуры, началось с 1991 года, одновременно с началом реализации в России земельной реформы. Эта категория земель получила название «земель особо охраняемых территорий и объектов». Объединение первоначально разных по целевому назначению и качеству земель в одну стало следствием возрастания их социально-экономического значения, стабильно ухудшающейся экологической обстановки и необходимости применения самых разных мер по охране окружающей среды [8, c. 52]. В Земельном кодексе Российской Федерации [9] (далее – ЗК РФ) в качестве одного из принципов земельного законодательства предусмотрен принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. Особую значимость он приобретает для правового регулирования отношений по использованию и охране земель особо охраняемых территорий и объектов, поскольку правовая охрана таких территорий и объектов направлена, прежде всего, на сохранение их площадей и уникальных свойств объектов природного и антропогенного происхождения. В качестве средств охраны выступают ограничения оборотоспособности земельных участков, установление охранных или иных зон с особыми условиями использования земель [10, c. 206]. Такие меры призваны уменьшить влияние человека и последствий его активностей на все еще сохранившиеся нетронутые, заповедные места, где природа сохранила в первозданном виде растительный и животный мир. Кроме того, они обеспечивают сохранность созданных человеком особых природных объектов – парков-памятников садово-паркового искусства, зоологических парков, – требующих бережного обращения для сохранения для будущих поколений.

Экологическая доктрина РФ [11] рассматривает создание и развитие особо охраняемых природных территорий разных уровней и режима как одно из основных направлений государственной политики в области экологии. Такие территории – важная часть национального богатства и природного капитала России [12, c. 80]. Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» [13] определяет особо охраняемые природные территории как участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. ЗК РФ, соответственно, к землям особо охраняемых территорий относит земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, и которые изъяты в установленном порядке полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Как известно, системы особо охраняемых природных территорий разных стран и регионов представлены категориями, отличающимися режимами охраны, ее «строгостью»: от полного запрета на любые виды хозяйственной деятельности (заповедники) до сохранения возможности ведения традиционного хозяйства. Как результат, в зависимости от категории такой территории, помимо природоохранной функции, в их границах могут сохраняться и развиваться другие типы природопользования: рекреационное, сельскохозяйственное, транспортное и т.п. Региональные особенности природопользования тут зависят также от исторически сложившейся структуры хозяйства и расселения, местной нормативно-правовой базы [14, c. 91].

Для Республики Крым вопросы, связанные с правовым обеспечением режима земель особенно охраняемых территорий, всегда характеризовались особенной актуальностью. Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. [15] и другое законодательство определяло их правовой режим, однако начиная с 2014 г. правовое регулирование начало переход на стандарты российского законодательства и постепенное обновление. Закон Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» [16], предусмотрел, что земли, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, природно-заповедного фонда и иного природоохранного назначения перешли в состав земельного фонда РФ. Таким образом, их правовой режим определяется нормами российского федерального и крымского регионального законодательства.

Необходимо отметить, что благодаря уникальным природным особенностям полуострова, в период формирования нового законодательства Республики Крым особое внимание уделялось и уделяется формированию нормативно-правовой базы в сфере обеспечения правового режима особо охраняемых природных территорий и объектов Республики [6]. Так, Закон Республики Крым от 10 ноября 2014 года № 5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым» [17] к таким территориям Республики Крым (не установленным Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях») относит объекты регионального значения: природные территории и объекты – заповедные урочища, ландшафтно-рекреационные парки; искусственно созданные объекты – парки-памятники садово-паркового искусства, зоологические парки. Законом Республики Крым от 28 декабря 2016 года №351-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Крым «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым» был дополнен перечень особо охраняемых природных территорий местного значения природными территориями и природными достопримечательностями [18]. В связи с этим претерпели некоторые изменения нормы о полномочиях Главы, Совета министров Республики Крым, исполнительного органа государственной власти в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения. Так, к полномочиям Главы Республики Крым в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий отнесено принятие решений о создании охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения (природных парков и памятников природы) и об установлении их границ.

Поскольку Закон Республики Крым от 10 ноября 2014 года № 5-ЗРК/2014 упоминает об особо охраняемых природных территориях, установленных Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», то отметим, что к таким территориям Федеральный закон относит: а) государственные природные заповедники, в т.ч. биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады (ст. 2).

В 2015 году в Республике Крым было создано Государственное автономное учреждение Республики Крым «Управление особо охраняемыми природными территориями Республики Крым» [19] (далее – ГАУ РК «Управление особо охраняемыми природными территориями Республики Крым») Его цель деятельности состоит в выполнении работ и оказании услуг по управлению особо охраняемыми природными территориями регионального значения Республики. В частности, предметом его деятельности является: оказание содействия в управлении, развитии рекреационного потенциала и обеспечении соблюдения режима охраны особо охраняемых природных территорий; участие в организации и осуществлении региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; обеспечение сохранения природных ландшафтов, воспроизводства, восстановления объектов животного и растительного мира на территории Республики Крым и др. Согласно информации, размещенной на официальном сайте Учреждения, в перечень особо охраняемых природных территорий, находящихся в его ведении, входит 107 объектов, среди которых природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, парки-памятники садово-паркового искусства и др. [20]. Необходимо упомянуть, что Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым, утвержденный распоряжением Совета министров Республики Крым от 05 февраля 2015 г. № 69-р [21], насчитывал 179 позиций, а в новой редакции от 04 августа 2015 года [22] – 189.

Важно отметить, что на территории Республики Крым расположены особо охраняемые природные территории разного значения и режима охраны. Наиболее ценные природные комплексы и объекты сосредоточены на территориях, которые являются аналогами федеральных особо охраняемых природных территорий. Однако их правовой режим как особо охраняемых природных территорий в соответствии с федеральным законодательством не был определён до 2018 года. В целях отнесения ряда существующих в Крыму особо охраняемых природных территорий к объектам федерального значения постановлением Правительства РФ от 13.09.2018 г. № 1091 «О создании особо охраняемых природных территорий федерального значения на территории Республики Крым» [23] утверждён перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, расположенных в Республике Крым, передаваемых в ведение федеральных органов исполнительной власти [24]. В Перечень включены государственные природные заповедники «Казантипский», «Карадагский», «Лебяжьи острова» (орнитологический участок «Лебяжьи острова» бывшего Крымского природного заповедника), «Опукский» и «Ялтинский горно-лесной», национальный парк «Крымский» (участок бывшего Крымского природного заповедника, за исключением орнитологического участка «Лебяжьи острова» этого заповедника), государственные природные заказники федерального значения «Каркинитский» и «Малое филлофорное поле».

Повышенная значимость поддержания естественного баланса, охраны и обеспечения защиты особо охраняемых территорий и объектов отражена в Государственной программе Республики Крым «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым» на 2018-2020 годы, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 22 ноября 2017 г. № 619 [25]. В частности, в Программе отмечается, что изза недостаточной общей площади особо охраняемых природных территорий (по состоянию на 01.01.2017 – менее 8,4% общей площади Республики Крым) существующая их система не способна обеспечить сохранение биоразнообразия и ненарушенных природных комплексов. Акцентируется внимание на необходимости доведения доли земель, на которых расположены такие территории, минимум до 15% от общей площади Республики Крым и обеспечении наличия у них четко установленных границ. Подтверждается, что на существующие особо охраняемые природные территории оказывает антропогенное влияние хозяйственная деятельность, проводимая на прилегающих к ним территориях, а отсутствие у определенных категорий особо охраняемых природных территорий охранных зон может привести к необратимым процессам и утрате ценных ландшафтов, ненарушенной биоты, редких видов растений и животных, генетических ресурсов, гидроресурсов и др. Указывается, что лишь при условии стабильного финансирования мероприятий, направленных на сохранение биоразнообразия и особо охраняемых природных территорий, предусмотренных Программой, удастся сохранить существующее биоразнообразие (не допустить исчезновения видов флоры и фауны), увеличить площадь особо охраняемых природных территорий.

Велико значение особо охраняемых природных территорий для решения ряда социальных проблем (к примеру, проблема занятости местного населения в ходе создания новых рабочих мест для поддержания сохранности таких территорий, а также создания и продвижения познавательного экологического туризма на таких территориях) и обеспечения дополнительного экономического эффекта (к примеру, получение местным населением и бизнесом дополнительных доходы от предоставления услуг по рекреации [12, c. 80], однако с условием соблюдения установленного режима особо охраняемых территорий). К слову, в настоящее время развитие именно экологического туризма – достаточно значимое направление социально-экономического развития территорий, повышающее инвестиционную активность субъектов малого и среднего предпринимательства, способствующее трудовой занятости местного населения, наиболее эффективному использованию потенциала природных рекреационных объектов и ресурсов, стимулирующее развитие транспортной инфраструктуры [26, c. 35]. Для Республики Крым такой вид туристической активности со временем приобретает особенную актуальность. Кроме того, Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года предполагает вовлечение особо охраняемых природных территорий в развитие экологического туризма.

Одним из наиболее негативных факторов, характерных для Крымского полуострова в переходный период, по праву признается снижение режима охраны на особо охраняемых природных территориях. Так, в Карадагском природном заповеднике в летний сезон 2016 г. наблюдались грубые нарушения заповедного режима в пределах морской акватории (заход катеров в бухты с высадкой отдыхающих, проход плавсредств в Золотые ворота и т.д.), что негативно отразилось на состоянии уникальных природных комплексов. Как отмечают исследователи, надежда на создание полноценных охранных зон заповедников Крыма (в т.ч. Карадагского) появилась в связи с принятым постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2015 г. № 138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» [27; 28]. И действительно, в 2018 г. Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым была проведена работа по установлению охранных зон 37 объектов, а до конца 2019 г. установление границ охранных зон природных парков и памятников природы планировалось завершить [29].

Таким образом, обновление регионального законодательства, приведение его в соответствие с общефедеральными стандартами, учет местной специфики дает основания надеяться, что цели Государственной программы Республики Крым «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым» на 2018 – 2020 годы будут максимально выполнены, а природа заповедного Крыма получит необходимую охрану и поддержку не только на региональном и местном уровне, но и на федеральном. При этом, очень важны реальные шаги по обеспечению действенного контроля за поддержанием режима особо охраняемых природных территорий, а также повышения сумм административных штрафов за нарушения на таких территориях и объектах, которые будут действительно сопоставимы с тем вредом, который причиняется природе неправомерными действиями как граждан, так и должностных лиц.

REFERENCES

  1. Koncepciya razvitiya sistemy` osobo oxranyaemy`x prirodny`x territorij federal`nogo znacheniya na period do 2020 goda, utverzhdennaya rasporyazheniem Pravitel`stva RF ot 22.12.2011 g. № 2322-r // Sobranie zakonodatel`stva RF. ‒ 2012. ‒ № 3. ‒ St. 452. ‒ Tekst : neposredstvenny`j.
  2. Revenko, M. A. Pravovoe regulirovanie osobo oxranyaemy`x prirodny`x territorij / M. A. Revenko. ‒ Tekst : neposredstvenny`j. // Mezhdunarodny`j zhurnal gumanitarny`x i estestvenny`x nauk. ‒ 2019. ‒ № 5-3. ‒ S. 173-176. DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10996
  3. Osobo oxranyaemy`e territorii Kry`mskogo poluostrova (zapovedniki). – Priroda Zemli : [sajt]. ‒ . ‒ URL: https://www.zooeco.com/0-kr/0-kr05-10.html (poslednee obrashhenie – 21 aprelya 2020 g.). ‒ Tekst : neposredstvenny`j.
  4. Alimov, Z. A. E`tapy` razvitiya pravovogo statusa zemel` rekreacionnogo naznacheniya na territo-rii Respubliki Kry`m s 1944 po 2014 god / Z. A. Alimov. ‒ Tekst : neposredstvenny`j. // Vestnik Rossij-skogo universiteta kooperacii. 2018. № 1 (31). S. 91 – 96.
  5. Rozumovich, I. N. Pravovy`e problemy` v prisvoenii statusa osobo oxranyaemoj prirodnoj ter-ritorii / I. N. Rozumovich, L. O. Ramazanova. ‒ Tekst : e`lektronny`j. // Nauchny`j vestnik Kry`ma. ‒ 2017. ‒ № 2 (7). – Nauchnaya e`lektronnaya biblioteka «Kiberleninka» : [sajt]. ‒ . ‒ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-problemy-v-prisvoenii-statusa-osobo-ohranyaemoy-prirodnoy-territorii/viewer (poslednee obrashhenie – 21 aprelya 2020 g.).
  6. Pasechnik, O. S. Pravovoj rezhim osobo oxranyaemy`x prirodny`x territorij Respubliki Kry`m: perspektivy` sovershenstvovaniya / O. S. Pasechnik, I. N. Rozumovich, L. V. Ry`shkova. ‒ Tekst : e`lektron-ny`j. // Nauchny`j vestnik Kry`ma. ‒ 2016. ‒ № 5 (5). – Nauchnaya e`lektronnaya biblioteka «Kiberleninka» : [sajt]. ‒ . ‒ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-rezhim-osobo-ohranyaemyh-prirodnyh-territoriy-respubliki-krym-perspektivy-sovershenstvovaniya (poslednee obrashhenie – 21 aprelya 2020 g.).
  7. Ry`shkova, L. V. Razvitie zakonodatel`stva ob osobo oxranyaemy`x prirodny`x territoriyax sub«-ektov Federacii (na primere Respubliki Kry`m) / L. V. Ry`shkova. ‒ Tekst : neposredstvenny`j. // Probe-ly` v rossijskom zakonodatel`stve. Yuridicheskij zhurnal. ‒ 2017. ‒ № 3. ‒ S. 212-213.
  8. Golyakova, Yu. E. Obosnovanie identifikacionny`x priznakov ob«ektov i zemel` istoriko-kul`turnogo naznacheniya / Yu. E. Golyakova. ‒ Tekst : neposredstvenny`j. // Intere`kspo Geo-Sibir`. ‒ 2012. ‒ № 1 (3). ‒ S. 52 – 56.
  9. Zemel`ny`j kodeks Rossijskoj Federacii, 2001. – Komp`yuternaya spravochnaya pravovaya sistema «Konsul`tantPlyus» : [sajt]. ‒ . ‒ URL: ˂http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/˃ (po-slednee obrashhenie – 21 aprelya 2020 g.). ‒ Tekst : e`lektronny`j.
  10. Simonov, V. I. Nekotory`e voprosy` praktiki primeneniya zakonodatel`stva, ustanavlivayushhego rezhim zemel` osobo oxranyaemy`x territorij / V. I. Simonov. ‒ Tekst : neposredstvenny`j. // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. ‒ 2012. ‒ № 6(89). ‒ S. 205-210.
  11. Ob E`kologicheskoj doktrine Rossijskoj Federacii : Rasporyazhenie Pravitel`stva Rossijskoj Federacii ot 31 avgusta 2002 g. № 1225-r // Sobranie zakonodatel`stva RF. ‒ 2002. ‒ № 36. ‒ St. 3510. ‒ Tekst : neposredstvenny`j.
  12. Danilova, S. N., Gosudarstvennoe upravlenie osobo oxranyaemy`mi prirodny`mi territoriyami v Rossii / S. N. Danilova, A. M. Petrov, O. G. Te`jslina, A. V. Trofimenko. ‒ Tekst : neposredstvenny`j. // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo social`no-e`konomicheskogo universiteta. ‒ 2018. ‒ № 2 (71). ‒ S. 79-86.
  13. Ob osobo oxranyaemy`x prirodny`x territoriyax : Federal`ny`j zakon ot 14 marta 1995 goda № 33-FZ. – – Komp`yuternaya spravochnaya pravovaya sistema «Konsul`tantPlyus» : [sajt]. ‒ . ‒ URL: ˂http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6072/˃ (poslednee obrashhenie – 21 aprelya 2020 g.). ‒ Tekst : e`lektronny`j.
  14. Kashirina, E. S. Prirodopol`zovanie na osobo oxranyaemy`x prirodny`x territoriyax Kry`msko-go poluostrova / E. S. Kashirina, E. I. Golubeva. ‒ Tekst : neposredstvenny`j. // Izvestiya RAN. Seriya geograficheskaya. ‒ 2016. ‒ № 5. ‒ S. 91-97. https://doi.org/10.15356/0373-2444-2016-5-91-97
  15. Zemel`ny`j kodeks Ukrainy`, 2001 g. // Vedomosti Verxovnoj Rady` Ukrainy`. ‒ 2002. ‒ № 3-4. ‒ St. 27. ‒ Tekst : neposredstvenny`j.
  16. Ob osobennostyax regulirovaniya imushhestvenny`x i zemel`ny`x otnoshenij na territorii Res-publiki Kry`m : Zakon Respubliki Kry`m ot 31 iyulya 2014 g. № 38-ZRK. ‒ Oficial`ny`j sajt Gosudar-stvennogo Soveta Respubliki Kry`m : [sajt]. ‒ . ‒ URL: ˂http://crimea.gov.ru/textdoc/ru/6/act/38z.pdf˃ (po-slednee obrashhenie – 20 aprelya 2020 g.). ‒ Tekst : e`lektronny`j.
  17. Ob osobo oxranyaemy`x prirodny`x territoriyax Respubliki Kry`m : Zakon Respubliki Kry`m ot 10 noyabrya 2014 goda № 5-ZRK/2014. – OOPT Rossii : [sajt]. ‒ . ‒ URL: ˂http://oopt.aari.ru/docfilter/Zakon-respubliki-Kry`m-ot-10112014-№5-ZRK2014˃ (poslednee obrashhenie – 20 aprelya 2020 g.). ‒ Tekst : e`lek-tronny`j.
  18. O vnesenii izmenenij v Zakon Respubliki Kry`m «Ob osobo oxranyaemy`x prirodny`x territo-riyax Respubliki Kry`m» : Zakon Respubliki Kry`m ot 28 dekabrya 2016 goda №351-ZRK. – Internet-sajt Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Kry`m : [sajt]. ‒ . ‒ URL: ˂http://crimea.gov.ru/textdoc/ru/7/act/351z.pdf˃ (poslednee obrashhenie – 20 aprelya 2020 g.). ‒ Tekst : e`lek-tronny`j.
  19. O sozdanii Gosudarstvennogo avtonomnogo uchrezhdeniya Respubliki Kry`m «Upravlenie osobo oxranyaemy`mi prirodny`mi territoriyami Respubliki Kry`m» : Rasporyazhenie Soveta ministrov Respub-liki Kry`m ot 19 oktyabrya 2015 goda № 981-r. –Internet-sajt Gosudarstvennogo avtonomnogo uchrezhde-niya Respubliki Kry`m «Upravlenie osobo oxranyaemy`mi prirodny`mi territoriyami Respubliki Kry`m» : [sajt]. ‒ . ‒ URL: ˂http://ooptrk.ru/images/NPA/ZakKrim/rasporyazhenie_N981-r_19-10-2015-1.pdf˃ (po-slednee obrashhenie – 20 aprelya 2020 g.). ‒ Tekst : e`lektronny`j.
  20. Perechen` osobo oxranyaemy`x prirodny`x territorij, naxodyashhixsya v vedenii GAU RK «Uprav-lenie osobo oxranyaemy`mi territoriyami Respubliki Kry`m». – Internet-sajt Gosudarstvennogo avto-nomnogo uchrezhdeniya Respubliki Kry`m «Upravlenie osobo oxranyaemy`mi prirodny`mi territoriyami Respubliki Kry`m» : [sajt]. ‒ . ‒ URL: ˂http://ooptrk.ru/oopt˃ (poslednee obrashhenie – 20 aprelya 2020 g.). ‒ Tekst : e`lektronny`j.
  21. Ob utverzhdenii Perechnya osobo oxranyaemy`x prirodny`x territorij regional`nogo znacheniya Respubliki Kry`m : Rasporyazhenie Soveta ministrov Respubliki Kry`m ot 05 fevralya 2015 g. № 69-r. –Internet-sajt Gosudarstvennogo avtonomnogo uchrezhdeniya Respubliki Kry`m «Upravlenie osobo oxra-nyaemy`mi prirodny`mi territoriyami Respubliki Kry`m» : [sajt]. ‒ . ‒ URL: ˂http://ooptrk.ru/images/NPA/ZakKrim/69-r.pdf˃ (poslednee obrashhenie – 20 aprelya 2020 g.). ‒ Tekst : e`lek-tronny`j.
  22. «O vnesenii izmenenij v rasporyazhenie Soveta ministrov Respubliki Kry`m ot 05 fevralya 2015 goda № 69-r» : Rasporyazhenie Soveta ministrov Respubliki Kry`m ot 04 avgusta 2015 goda № 679-r. –Internet-sajt Gosudarstvennogo avtonomnogo uchrezhdeniya Respubliki Kry`m «Upravlenie osobo oxra-nyaemy`mi prirodny`mi territoriyami Respubliki Kry`m» : [sajt]. ‒ . ‒ URL: ˂http://ooptrk.ru/images/NPA/ZakKrim/679.pdf˃ (poslednee obrashhenie – 21 aprelya 2020 g.). ‒ Tekst : e`lek-tronny`j.
  23. O sozdanii osobo oxranyaemy`x prirodny`x territorij federal`nogo znacheniya na territorii Respubliki Kry`m : Postanovlenie Pravitel`stva RF ot 13 sentyabrya 2018 g. № 1091 // Sobranie zako-nodatel`stva RF. ‒ 2018. ‒ № 39. ‒ St. 5966. ‒ Tekst : neposredstvenny`j.
  24. Ob osobo oxranyaemy`x prirodny`x territoriyax federal`nogo znacheniya v Respublike Kry`m. –Internet-sajt Pravitel`stva Rossii : [sajt]. ‒ . ‒ URL: ˂http://government.ru/docs/34031/˃ (poslednee obrashhenie – 21 aprelya 2020 g.). ‒ Tekst : e`lektronny`j.
  25. Gosudarstvennaya programma Respubliki Kry`m «Oxrana okruzhayushhej sredy` i racional`nogo ispol`zovaniya prirodny`x resursov Respubliki Kry`m» na 2018-2020 gody` : utv. postanovleniem Soveta ministrov Respubliki Kry`m ot 22.11.2017 g. № 619. –Portal MSP Respubliki Kry`m : [sajt]. ‒ . ‒ URL: ˂https://business.rk.gov.ru/files/strategy/gosprog/13.pdf˃ (poslednee obrashhenie – 21 aprelya 2020 g.). ‒ Tekst : e`lektronny`j.
  26. Vasil`eva, M. I. K yuridicheskomu opredeleniyu ponyatiya e`kologicheskogo turizma / M. I. Vasil`eva. ‒ Tekst : neposredstvenny`j. // Lex russica. ‒ 2020. ‒ T. 73. ‒ № 4. ‒ S. 34-52. DOI: 10.17803/1729-5920.2020.161.4.034-052
  27. Ob utverzhdenii pravil sozdaniya oxranny`x zon otdel`ny`x kategorij osobo oxranyaemy`x pri-rodny`x territorij, ustanovleniya ix granicz, opredeleniya rezhima oxrany` i ispol`zovaniya zemel`ny`x uchastkov i vodny`x ob«ektov v graniczax takix zon : Postanovlenie Pravitel`stva RF ot 19 fevralya 2015 g. № 138 // Sobranie zakonodatel`stva RF. ‒ 2015. ‒ № 9. ‒ St. 1323. ‒ Tekst : neposredstvenny`j.
  28. Mironova, L. P. Social`no-e`kologicheskie problemy` Vostochnogo Kry`ma v proshlom i nastoya-shhem: prichiny` vozniknoveniya, puti resheniya / L. P. Mironova. ‒ Tekst : e`lektronny`j. // Istoriya i so-vremennost`. ‒ 2017. ‒ Vy`pusk №1(25). ‒ S. 79-106. – Socionauki: [sajt]. ‒ . ‒ URL: ˂https://www.socionauki.ru/upload/socionauki.ru/journal/iis/2017_1/079-106.pdf˃ (poslednee obrashhenie – 21 aprelya 2020 g.).
  29. V Kry`mu do koncza goda ustanovyat oxranny`e zony` vsex prirodny`x parkov. –RIA Novosti Kry`m : [sajt]. ‒ . ‒ URL: ˂https://crimea.ria.ru/tourism/20190420/1116447945.html˃ (poslednee obrashhenie – 21 aprelya 2020 g.). ‒ Tekst : e`lektronny`j.